Стереотипы женщины и мужчины


Лекция 3. СТЕРЕОТИПЫ ЖЕНЩИНЫ И МУЖЧИНЫ


Упражнение «Рисунок мужчина и женщина» (5 минут).

Участникам дается задание на листах белой бумаги нарисовать в свободной форме образ мальчика/мужчины и девочки/женщины, располагая их на одном листе в соответствии со своими представлениями. После выполнения задания тренер проводит краткий и наполовину шутливый анализ рисунков, не задевая самолюбия и не критикуя изобразительные навыки участниц (профессиональный анализ возможен только специалистами, которые владеют данной методикой).

Описание метода анализа рисунков «Мужчина и женщина»

Методика анализа позволяет установить наличие гендерных стереотипов в рисунках. Схема анализа рисунка включала следующие показатели:

?пространственное расположение фигур;

?их абсолютная и относительная величина;

?особенности изображения и пропорции частей тела;

?графическое качество изображения фигур своего и противоположного пола;

?символическое трактование изображенных деталей, действий, предметов;

?степень законченности рисунка.

Обычно в рисунках просматриваются черты стереотипного восприятия женщины и мужчины. Зачастую бытие женщины и мужчины на рисунке оказывается «встроенным» в систему окружающего их мира. Их окружают вещи, которые традиционно приписываются женщинам и мужчинам (оружие, цветы, машины, деньги, компьютеры, кухонные принадлежности и т.д.).

При анализе рисунков обращаем внимание на то, как изображены мужчина и женщина, как они расположены по отношению друг к другу, есть ли у них в руках какие-то предметы, доказывающие их принадлежность к определенному полу. Например:

  • женщина изображена маленькой, хрупкой, на высоких, неустойчивых каблуках. Она отвернулась от мужчины/или наоборот держит его за руку;
  • мужчина - высокий, сильный, уверенно стоит на ногах. В руках у него кейс, может быть с деньгами?
  • Тренер может проявить здесь свои творческие способности в умении интерпретации изображений. Главное не обидеть участниц и показать разницу в изображениях, что характеризует и неравное положение женщин и мужчин. Хотя найдутся рисунки, где женщина и мужчина составляют гармоничную пару. Например, они держатся за руки, смотрят друг на друга с улыбками, изображены приблизительно одного размера. Можно отметить, что автор рисунка имеет адекватное понятию гендерного равенства представление о том, как соотносятся друг с другом мужчина и женщина, в каких взаимоотношениях они находятся.
  • Итак, что такое стереотипы? Stereos в переводе с греческого языкам - твердый; пространственный, a typos -тоже в переводе с греческого - отпечаток. Буквально получается «твердый отпечаток». Стереотип в общественных науках - это неизменный общепринятый образец, которому следуют; шаблон, трафарет. Например, это устоявшиеся модели поведения родителей (отца и матери). Человек регулярно в своей жизни повторяет формы поведения. Он начинает осознавать, какие формы поведения вызывают одобрение окружающих, а какие осуждение, что соответствует или не соответствует ожиданиям окружающих. Эти образцы поведения регулярно повторяются в схожих ситуациях. У мальчиков и девочек, мужчин и женщин есть четкое представление об образе мужчины и образе женщины, об образе мальчика и образе девочки, о том, как они должны между собой взаимодействовать, независимо от их особенностей. Такие представления называют гендерными стереотипами. Термин «гендерный стереотип» означает упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, обычно распространяемые на всех представителей той или иной гендерной общности независимо от личных особенностей тех или иных представителей.
  • ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ - это распространенные в обществе упрощенные представления о сущности мужчины и женщины. Эти образы очень упрощены и эмоционально окрашены (т.е. мы сразу характеризуем это как плохо или хорошо и реагируем соответствующим образом). Хотя иногда в отдельных ситуациях эти стереотипы и могут иметь основания в реальной жизни, как правило, они применяются слишком огульно, ко всем мужчинам и женщинам. Такие неоправданные обобщения могут создавать материальные и психологические барьеры, которые не позволяют мужчинам и женщинам делать свободный выбор и по-настоящему пользоваться своими правами. Гендерные стереотипы укрепляют сложившееся неравенство полов, мешают изменению отношений между полами. Эти образы обычно распространяются на всех представителей той или иной гендерной общности независимо от личных особенностей отдельных людей.
  • Однако стереотипы не являются чем-то природным, а создаются обществом. Стереотипы усваиваются очень рано, и используются детьми задолго до возникновения собственных мнений о тех группах, к которым они относятся.
  • Например, существует стереотип «Мужчины никогда не плачут». А почему? Почему мужчина не может открыто выражать свои эмоции, которые якобы выдают его слабость? А потому, что «настоящим» мужчинам предписано быть сильными, им никогда нельзя расслабляться. По-видимому, не случайно мужчины живут меньше женщин. Более частая, чем у женщин, смертность мужчин в результате сердечнососудистых и нервных заболеваний доказана статистическими данными. Ведь стрессовые ситуации, которые мужчинам часто приходится переживать, в силу сложившихся предписаний не могут быть облегчены свободным эмоциональным всплеском. Все переживания они должны держать в себе. А это нагрузка на сердце, сосуды, нервную систему. Некоторые находят выход в злоупотреблении алкоголем. Вы спросите, а уменьшилась бы смертность среди мужчин, если бы они более открыто выражали свою слабость в каких-то ситуациях? Возможно, да.
  • Приведите примеры стереотипов.
  • Для чего нужны стереотипы:
  • берегут наше время для выражения реакции на что-либо;
  • помогают предвидеть ситуацию, подготовиться к ней;
  • помогают человеку сохранять внутреннее спокойствие и самоутвердиться в своем окружении.

К чему могут привести стереотипы:

?ограничить поведение и социальное пространство каждого человека;

?принести потери для развития потенциала общества;

?гендерные стереотипы патриархальной традиции приводят к распространению насилия, проституции и торговли женщинами, порнографии, дискриминации женщин.

Существует большое количество видов стереотипов. К примеру, существуют гендерные стереотипы, основанные на патриархальной традиции, т.е. стереотипы, в основе которых лежит первичное разделение труда и господство мужчин над женщинами. Они господствовали в сознании людей на протяжении многих веков, но в настоящее время наблюдается тенденция к их ослаблению. Однако еще и сегодня подобные гендерные стереотипы приводят к распространению насилия, проституции и торговли женщинами, порнографии, дискриминации.

Какими представляются мужчины и женщины сегодня, каково их типичное поведение? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти, анализируя понятие гендерные роли.

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ - это роли, которые должны играть женщины и мужчины в соответствии с представлениями большинства людей. То есть всегда ожидается определенное поведение от мужчины и женщины. Например, мужчина должен быть сильным и не должен плакать, женщина должна быть нежной и не должна быть агрессивной.

Сегодня учеными опровергнуто убеждение в том, что мужчины и женщины «от природы» созданы для определенных ролей. В разные времена в разных обществах мужчины и женщины выполняли различные роли, иногда прямо противоположные общепринятым стереотипам.

Согласно концепции Сандры Бем, каждый человек, независимо от его биологического пола, может обладать как чертами мужественности, так и женственности. (В этом вы убедились, когда выполняли задание» «Видение традиционного мужчины и женщины».) Это позволяет людям менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским. Кроме того, придерживаясь только традиционных гендерных ролей, сдерживается развитие личности и раскрытие ее личностного потенциала.

Для современного общества характерна поливариантность стереотипов отношений мужчин и женщин, их половых ролей. Следовательно, всем исследователям, неравнодушным к проблемам детей, необходимо конкретнее определить цели и задачи полоролевого воспитания, основанного на идеале гармонии между людьми и развития ими своих лучших потенций, способных проявляться в реальном человеческом контакте.

До середины XIX в. в культуре и массовом сознании преобладал патриархальный (или маскулинный) стереотип отношений между полами, согласно которому, активность полностью принадлежала мужчине, а женщина рассматривалась как пассивное, зависимое, низшее существ: Он был принят и разделялся как мужчинами, так и женщинами.

На рубеже XIX-XX вв. возникает в явной форме новый стереотип отношений - фемининный, который предполагает реализацию в женском поведении момента активности и самостоятельности. Он утверждает культурное равенство полов, несмотря на естественный половой диморфизм. В лучшем своем проявлении фемининный стереотип приводит к формированию гармоничных партнерских отношений. Его основные принципы - толерантность, взаимопомощь взаимозависимость, уважение ценности личностного, индивидуального начала и "двухсубъектность" в отношениях.

Наряду с этим в условиях современного "культурного промежутка" формируется отрицательный стереотип отношений мужчины и женщины - эклектический. Он характеризуется смешением в сознании человека старого, маскулинного, и нового, фемининного, попытками их механически совместить. Эклектический стереотип часто возникает в результате столкновения традиционного патриархального воспитания женщины с реалиями индустриального и постиндустриального общества, где она вынуждена быть самостоятельной во всех сферах жизни, а также феминистического воспитания мужчины, желающего видеть женщину самостоятельной, но в то же время сохраняющего маскулинные иллюзии. Думается очень важно изучить влияние указанных стереотипов на воспитание подрастающего поколения.

Сегодня школа пытается воспроизвести сложившиеся веками стереотипы. Приветствуется воспитание мальчиков мужественными, активными, рациональными, независимыми, неэмоциональными, настойчивыми в достижении цели (раздельные уроки труда, различные нормы на уроках физической культуры). В воспитании девочек наблюдается диаметрально противоположный подход: поощряются такие качества, как терпимость, аккуратность, доброжелательность, эмоциональность, общительность. Это привитие детям маскулинных и фемининных черт оказывало бы позитивное воздействие на отношения двух полов, если бы общество в целом не было поражено глубокой эклектикой в гендерных отношениях.

В дошкольных и школьных заведениях из-за низкой оплаты труда и непрестижности профессии педагога в большинстве случаев воспитанием занимаются женщины, и у мальчиков нет практической возможности идентифицировать себя со взрослыми мужчинами и мужской полоролевой моделью поведения. В результате постепенно происходит девальвация тех ценностных установок, которые им пытаются привить.

Школа - это та социальная среда, где дети уже активно начинают действовать в роли субъектов общественных отношений, тренируются во взаимодействии с людьми, находящимися с ними на одном иерархическом уровне, и со старшими, опытными и авторитетными (учителями). Именно в школе закрепляется в сознании ребенка практическое значение гендерных стереотипов, отрабатываются модели взаимоотношений и поведения, которые определяют удачи и неудачи в общении с противоположным полом и влияют на отношения в собственной семье. В связи с этим школа должна стремиться наиболее широко развивать потенциальные возможности учащихся, благоприятствовать развитию гармоничных партнерских отношений. К сожалению, в школах преподают в основном женщины-педагоги. Из-за маленьких зарплат, недоступности достойного отдыха и качественного лечения, перманентных стрессовых ситуаций в личной жизни и семейных проблем они зачастую пребывают в угнетенном состоянии, которое сказывается на детях.

Нехватка в школах мужчин крайне отрицательно сказывается на учениках-мальчиках. К моменту поступления в I класс они уже достигают "гендерной константности" - понимания постоянства, неизменности своего пола. Мальчики классифицируют педагогов, их поведение и характерные особенности с точки зрения их принадлежности к "своей" - мужской или "чужой" - женской категории. И когда учитель-женщина перестает привлекать внимание и интерес ребенка, так как на практике дети чаще интересуются моделированием действий, характерных для их собственного пола, то не просто пропадает интерес к обучению и общению, а зачастую начинается бунт, который ведет к отчужденности, ранним комплексам, школьным неврозам и потере стремления к получению знаний.

Эту ситуацию усугубляет одна из самых распространенных педагогических ошибок женщин-учителей - установка на послушание, малозаметность, молчаливость, прилежность, дисциплинированность учащихся. Мальчик в школе находится под постоянным педагогическим давлением и критикой, ведь ему надо просидеть урок в однообразной позе, не разговаривать, не вертеться, не лениться, на перемене - ходить по струнке, чтобы не мешать другим. Бесконечные запреты и боязнь санкций (запись в дневник, вызов родителей) разрушают у него имеющиеся предпосылки полоролевой самоидентификации.

Нельзя забывать, что одна из целей образовательного и воспитательного процесса - это разностороннее и всеобъемлющее развитие личности, а без познания и принятия двуединства мужского и женского начал в каждом ребенке нельзя добиться успехов на этом поприще.

В надежде добиться позитивных результатов некоторые исследователи предлагают ввести раздельное обучение мальчиков и девочек. Но не надо забывать, что мы живем в XXI в. и что патриархальная и фемининная модели поведения и отношений и те социально-экономические и культурные уклады жизни, для которых они характерны, - уже историческое прошлое.

Для того, чтобы перейти к более конструктивному взаимодействию двух полов, важно у детей развивать способность видеть в другом именно другого человека с иными мировоззрением, логикой мышления, культурой, чувствам и уважать их; умение смотреть и оценивать мир с двух, порой противоположных сторон; гибкость в поведении, базирующуюся на уважении, гуманном отношении здравом смысле; формировать ответственность в отношениях друг с другом.

Начать следует с воспитания самих учителей, воспитателей и студентов педвузов в духе толерантности и любви к детям. В педвузах необходимо ввести изучение предметов с гендерной направленностью (гендерная психология, гендерная социология, социогендерные отношения и т.д.).

Очень важно повысить социально-экологический уровень жизни педагога, освободить его от ненужной бюрократической отчетности, тогда в эту профессию будут приходить так необходимые здесь мужчины.

В школах необходимы оборудование специальных мест для совместной физической и эмоциональной разгрузки детей на переменах (танцевальные минутки и эстафетные игры); возобновление спортивно-патриотических совместных игр, где вырабатывается общий дух, позитивные эмоции, взаимопомощь и взаимоподдержка; проведение совместных полоролевых игр и тематических театральных постановок; преподавание уроков домоводства для девочек и мальчиков.

Все эти позитивные меры должны войти в единую концепцию гендерной педагогики, которая способствовала бы развитию общечеловеческих ценностей, помогала ребенку адаптироваться в современном обществе, развивала его индивидуальные качества и таланты, не навязывала ему существующие в обществе социальные роли и искусственные отношения.

Большинство педагогов обладают определёнными стереотипами в отношении своих учеников. Стереотипы выражаются, во-первых, в ожидании или неожидании успехов по своему предмету от учащихся соответствующего пола; во-вторых, в интенсивности стимулирования активности девочек и мальчиков на уроке; в-третьих, в частоте обращения к детям определённого пола; в-четвёртых, в негативных реакциях, направленных на учащихся определённого пола; в-пятых, в желании учителя работать с классом, в котором обучались бы дети одного пола. На вопросы, непосредственно касающиеся наличия у преподавателя стереотипов в области гендера, ответы распределились следующим образом: 32% респондентов считают, что они придерживаются стереотипов в отношении полов; 36% - обсуждают проблемы, связанные с ними, с учащимися; 20% педагогов готовы признать наличие у себя предрассудков в отношении успеваемости школьников, при этом у 26% есть таковые и в отношении способностей учеников. Более подробная и систематизированная информация по данной проблеме приведена в табл. 1.

Таблица 1

Распределение ответов респондентов на вопросы о гендерных стереотипах

Содержание вопросовОбобщённые ответы (в %)ДаНетЗатрудняюсь ответить1) Как вы считаете, придерживаетесь ли вы стереотипов в отношении полов?3254142) Обсуждаете ли вы с учащимися проблемы, связанные со стереотипами в области гендера?365683) Не кажется ли вам, что ваше отношение к полам может передаваться учащимся?4644104) Часто ли вам приходится указывать ученикам на то, что их поведение иногда не соответствует их половому предназначению?464865) Не кажется ли вам, что только учащиеся определённого пола могут проявлять наибольшие способности в изучении вашего предмета (-ов)?26686

Наличие у личности некой системы сложившихся убеждений и взглядов в отношении гендера, а, следовательно, и ожидание их подтверждения фактами из повседневной жизни неизбежно находят своё отражение в профессиональной деятельности. Восемь вопросов специальной анкеты опосредованно касались наличия у педагогов гендерных стереотипов, реализующихся в их преподавательской деятельности и показывающих, насколько гендерно типизирована или гендерно корректна личность в своих коммуникациях. Исследователи доказали, что лишь демократический в гендерном отношении стиль общения способствует позитивной социализации учащихся в системе образования. В то же время негативные установки преподавателя могут оказывать существенное влияние на самооценку учащихся и способствовать усвоению ими отрицательных гендерных стереотипов.

Гендерные стереотипы не являются застывшими структурами и содержат в себе некоторую адаптивную способность к конкретной ситуации. Тем не менее, отличительной особенностью восприятия их подростком является высокая степень «предписанности и обязательности». При этом не исключается сильнейшее средовое давление, когда прежде всего от мальчиков ожидается подтверждение их маскулинной идентичности, тогда как восприятие девочек более демократично.

На подростковый возраст приходится один из важнейших этапов гендерной социализации личности. На сознательном уровне происходят идентификация с представителями своего пола, усложнение критериев мужественности и женственности, поэтому наличие у подростка идеала в лице представителя одного с ним пола является немаловажным фактором, способным оказать существенное влияние на его социализацию.


Да 22,8 %

Нет 70,6 %

Затрудняюсь ответить 6,6 %

Рис. 1. Мнения респондентов по поводу наличия в их окружении эталона маскулинности / фемининности

гендерный стереотип личность общество

Как показало наше исследование, лишь у 22,8% респондентов есть объект для подражания одного с ними пола. 70,6% - признали отсутствие такового, 6,6% - затруднились с ответом. При этом количество мальчиков среди школьников, имеющих образец для подражания, составило 37%, девочек, соответственно, 63%. Опрошенные школьницы своим идеалом называют (по частотности ответов) подругу, эстрадных исполнительниц, маму, сестру, бабушку, киноактрис, героинь телесериалов, телеведущих, учителей. У большинства мальчиков примером для подражания являются звёзды спорта (футболисты, хоккеисты), далее называются друзья, эстрадные исполнители, киногерои и лишь два респондента назвали отца. Таким образом, в отличие от девочек, которые в значительной степени считают примером для подражания членов своей семьи, мальчики более склонны искать свой идеал вне ближайшего окружения (что может свидетельствовать либо об отсутствии подобных примеров среди близких, либо о недостаточном общении с мужчинами-родственниками) и видеть свои жизненные цели в обладании физической силой и здоровьем, материальном преуспевании (табл. 5).

Рассмотрим, какие личностные качества школьники ценят в окружающих с учётом их гендерной принадлежности. Респондентам было предложено назвать те качества своих преподавателей, которые позволяют охарактеризовать их обладателя как настоящего мужчину или женщину. Таблица 5 содержит наиболее типичные ответы на этот вопрос.


Таблица 5.

Сводная таблица значимых качеств преподавателей

Характеристика мужчин Характеристика женщин

Стремление поддерживать хорошую физическую форму (5), доброта (5), сила (4), порядочность (4), мужественность (3), умение общаться с учениками, как мужчина с мужчинами (3), достойное поведение (2), любовь к физическому труду (2), строгость (2), хорошее отношение к девочкам (2), чувство юмора (2), верность профессии, внимание, высшее образование, знание своих возможностей, интересный человек, любовь к своей работе, любовь к ученикам, мастеровитость, много сделал для школы, не курит, не употребляет алкоголь, общительность, ответственность, понимание, сдержанность, соответствие эталону мужчины, состоявшаяся личность, требовательность, ум, умение добиваться своей цели, защитить слабого, отстаивать свою точку зрения, поддерживать дисциплину в классе, управлять людьми, хорошее отношение ко всем ученикамДоброта (16), порядочность (12), глубокое знание своего предмета (11), женственность (10), понимание (9), ум (6), соответствие эталону женщины (5), ухоженность (3), строгость (3), целеустремлённость (3), аккуратность (2), заботливость (2), интересный чело-век (2), красота (2), ласковое отношение (2), обаяние (2), общительность (2), справедливость (2), чувство юмора (2), элегантность (2), верность профессии, веселый человек, волевой характер, выносливость, готовность прийти на помощь, интеллигентность, любовь к природе, мужественность, образованность, обязательность, ответственность, отзывчивость, состоявшаяся личность, стой-кость, стремление делать добро, твёрдость характера, требовательность, трудолюбие, умение дать мудрый совет, умение защитить свой класс, умение поддержать в трудную минуту, хорошее отношение к ученикам, чувство собственного достоинства

Исследователями гендерной социализации доказано, что уже младшие школьники осознанно соотносят учебные дисциплины и пол преподавателя. Так, ожидается, что гуманитарные предметы и музыку, скорее всего, должны преподавать женщины, а естественные науки и трудовое обучение - мужчины. Школьникам, участвовавшим в нашем исследовании, был задан вопрос о том, какие из предметов школьной программы должны, по их мнению, преподавать мужчины, а какие - женщины. Отношение опрошенных к данной проблеме демонстрирует нижеследующая таблица (табл. 6).

Полученные данные свидетельствуют, что среди учащихся достаточно распространены стереотипные представления об определенной половой принадлежности преподавателей школьных предметов.

гендерный стереотип личность общество

Таблица 6

Представления об ожидаемом поле преподавателя дисциплин школьной программы

Предметы, которые должны преподавать мужчиныПредметы, которые должны преподавать женщиныФизическая культура (272)Русский/белорусский язык и литература (249)Трудовое обучение у мальчиков (175)Трудовое обучение у девочек (58)Физика (127)Иностранный язык (56)Математика (72)Математика (54)Информатика (56)Биология (53)География (49)Химия (34)История (44)История (33)Биология (39)Музыка и пение (23)Химия (29)Физика (21)ЧОГ(14)География (18)Музыка и пение (12)Информатика (10)Иностранный язык (10)МХК (10)Русский/белорусский язык и литература (9)Физическая культура (10)ДПЮ (8)ЧОГ(8)ОБЖ (4)ИЗО (3)ИЗО (3)Астрономия (2)МХК (2)Черчение (2)

Таким образом, материалы исследования позволяют сделать вывод о том, что социализация белорусских школьников в современных условиях происходит под - значительным влиянием стереотипов в области гендера, которое исходит как от них самих, так, и от их преподавателей. Негативное отношение большинства учащихся к раздельному обучению не позволяет рассматривать его как возможный альтернативный фактор позитивной гендерной социализации. В сложившихся условиях важнейшую роль начинает играть воспитание терпимости к индивидуальным особенностям каждой личности, признание её права на самоопределение и самовыражение, приоритетное формирование гендерно-демократичных взаимоотношений в учебном коллективе и повышение гендерной грамотности педагогов и учащихся.

«Миф о красоте, или телесные практики девочек - подростков»

СМИ воспроизводят и усиливают гендерные образы, и мы видим даже в рекламах, что все созданные в современных роликах сюжеты делают мужчину главным. Восхитительной белизны рубашки и дымящиеся тарелки супов, о которых заботятся женщины, предназначены именно для него.

Женщина в рекламе увлечена разными видами домашнего труда, одержима поддержанием чистоты в доме, самоотверженно борется с микробами. Женщине надо получше стирать, готовить еду обслуживать всех членов семьи и т.д. Но при этом нам не надо забывать, что она еще работает вне дома наравне с мужчиной. Современная женщина зарабатывает деньги, как и мужчина.

Женщине предписано быть сексуально привлекательной, стремиться быть красивой любой ценой. Женщине навязываются стандарты красоты.

Ни одна часть женского тела не осталась без внимания средств массовой информации, в том числе и рекламы: волосы, брови, губы, ресницы, глаза, талия, ногти, руки, грудь и т.д. Все нуждается в корректировке, улучшении, постоянном внимании. Как будто вся жизнь женщины должна уйти на улучшение своей внешности. При этом нужно помнить, что крупнейшие фирмы, производящие все эти товары для «улучшения внешности женщины» имеют огромные прибыли от своей продукции и в их интересах интенсивно воздействовать с помощью рекламы на потенциальных потребительниц своего товара.

Технология и идеология красоты передается от матери к дочери. Каждый день мать учит дочь психологии, определяющей женское поведение, женщина должна быть красивой, чтобы радовать абстрактного и влюбленного ЕГО.

Мужчинам нравятся женщины, которые «ухаживают за собой» но это отнюдь не безобидно, а порой приводит к трагедиям - заболеваниям и даже смерти. Некоторые заболевания (нервная анорексия и булимия), которым подвержены современные девочки-подростки и девушки, связаны с регуляцией пищевого поведения.

Согласно исследованиям Е. Kaschak, всевозможные формы контроля процессов приема пищи (не есть после 18 часов, не есть определенные продукты, контролировать порцию, считать съеденные калории и т.д.) является женской нормой. Страдающие различными формами нарушения пищевого поведения женщины составляют 90 % общего числа случаев. Возникают вопросы: почему именно женщины, какие именно женщины оказываются в группе риска?

Упражнение на закрепление лекционного материала (10 минут).

Тренер просит участников дать характеристику девочке, которая может быть больной одной из описанных болезней. Для этого нужно разделить всю группу на две подгруппы. Каждая группа получает задание описать причины, которые приводят к заболеваниям. Одна группа анализирует причины заболевания анорексией, другая - булимией. После краткого обсуждения представители подгрупп называют эти причины. После этого тренер акцентирует внимание на том, что данные проблемы являются следствием гендерных стереотипов о красоте женского тела.

«Реклама и стереотипы». Сегодня одним из самых мощных трансляторов рекламы являются средства массовой информации. С точки зрения воспроизводства и закрепления стереотипных мужских и женских образов, в СМИ показательны рекламные материалы. Участникам дается задание вспомнить рекламные ролики на телевидении, в которых продемонстрированы гендерные стереотипы.

Гендерные стереотипы рекламы:

  • женщина как сексуальный объект: худая, с голливудским стандартом красоты и малым количеством одежды;
  • женщина, озабоченная своей внешностью и здоровьем (реклама декоративной и гигиенической косметики, лекарств);
  • женщина-мать (рядом с ребенком в рекламе всегда женщина, а не мужчина);
  • женщина-домохозяйка (реклама всего спектра бытовых товаров);
  • пассивная женщина на фоне активного деятеля мужчины (напр., использование женского голоса как представляющего компетентную потребительницу, а мужского - как эксперта, разъясняющего в квазинаучных терминах достоинства товара).

Реклама излагает нам простым языком старый патриархальный миф о том, какими должны быть мужчина и женщина. Настоящий мужчина предстает личностью творческой, профессиональной, способной изменять окружающий его мир. Он самодостаточен. Настоящая женщина призвана сопровождать настоящего мужчину, являться дополнительной наградой за его победы. Ей надо иметь блестящие волосы, стройную фигуру, гладкую кожу. А когда благодаря этим качествам мужчина найден, ей надо следить за семейным уютом, стирать, готовить, лечить так, чтобы он оставался доволен.

Повторяя эти патриархальные образы бесконечное количество раз, реклама работает на усиление гендерных стереотипов, которые в нашей культуре и без того достаточно консервативны.

Итак, проблема в том, что СМИ создают искаженный образ современной женщины и современного мужчины. Реальные образы заменяются шаблонными стереотипами, не имеющими ничего общего с настоящей жизнью людей. Тем самым продукция СМИ отрицательно воздействует на сознание, положение и взаимодействие мужчин и женщин.

Дискуссия на тему «Воспитание в семье» (10 минут).

Наверное, все вы согласитесь, что с малых лет нас учат, как мы должны себя вести в обществе, что должны делать и даже чувствовать. Для того чтобы в этом разобраться, предлагаю обсудить следующие вопросы:

Какими мы рождаемся? Что между мальчиками и девочками общего и чем мы отличаемся?

Можем ли мы определить пол новорожденного, если он запеленован?

Как вы думаете, закладывают ли в нас наши родители стереотипы?

Какие примеры в доказательство этого вы могли бы привести?

Какой традиционный цвет одежды у мальчиков, у девочек?

Какие пожелания и тосты произносят взрослые на праздниках в честь маленьких детей?

Какими качествами характера должны, по мнению большинства, обладать девочки и мальчики?

Есть ли разница между тем, с какими игрушками должны играть девочки, а с какими должны играть мальчики?

Комментарий. По исследования белорусского психолога Надежды Цыркун, которая утверждает, что мальчики тянутся к куклам также как и девочки, но их за это стыдят, т.е. родители с малых лет отучают своего сына думать о детях и заботиться о них.

Давайте вспомним, какие замечания чаще всего делают родители девочкам в школьном возрасте. А мальчикам?

Обобщая ответы участников, тренер делает выводы, которые могут быть такими: девочки должны помыть за собой посуду, быть аккуратными, спокойными и т.д.; мальчишкам позволительно быть дерзкими, шумными, им можно драться, но им запрещают обижать девочек, так как они слабые. Таким образом, у девочки закладывается характер слабого человека. Ее готовят исполнять роль жены, матери, домработницы, хозяйки; женщина не подчеркивается как личность.

Но не только родители закладывают в нас стереотипы. Это успешно делает школа, так как когда дети идут в школу, то в своем первом учебнике они почти не встречают образ мужчины-отца. Мужчины не принимают участия в воспитании детей, не стирают пеленки, не встают ночью, чтобы успокоить младенца, не кормят его.

Гендерные стереотипы весьма устойчивы и формируются у каждого человека с раннего возраста с помощью образа жизни общества, конкретной семьи, конкретных людей. В соответствии с этим девочки и мальчики воспитываются родителями и другими воспитателями по-разному. Мамы и папы, бабушки и дедушки, учителя и наставники предъявляют к мальчикам и девочкам разные требования. Мальчики должны быть сильными и уверенными, они должны олицетворять силу, им нельзя расслабляться, лить слезы, чтобы не быть «как девчонки». Их социальное предназначение - быть кормильцами, уметь «добывать деньги», быть воинами. Девочкам наоборот нужно стараться быть мягкими и нежными, покорными и терпеливыми. Им нужно быть как можно более сексуально привлекательными, заботиться о своей внешности. Главная их миссия в обществе - быть матерью, хозяйкой дома, привлекательной женщиной.

Родители склонны осуждать несамостоятельность мальчиков, но позволяют девочкам быть зависимыми и даже поощряют это. Дети воспроизводят разные образцы поведения, которые закрепляются выражением одобрения окружающих или разрушаются с помощью осуждения.


ЛИТЕРАТУРА


1.Надолинская, Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Л.Н. Надолинская. // Педагогика. - № 5. - 2004. - С. 30.

.Примо, Н. Гендерные проблемы в информационном обществе / Н. Примо. - СПб.: Российская национальная библиотека, 2004. - 102 с.

3.Смотрицкая, Г.Е. Гендерное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: проблемы и перспективы / Е.Г. Смотрицкая. // Веснiк адукацыi. - № 7. - 2008. - С. 16-21.

4.Смотрицкий, А.Л., Смотрицкая, Г.Е. Гендерные стереотипы как факторы социализации учащихся в общеобразовательной школе / А.Л. Смотрицкий, Г.Е. Смотрицкая. // Адукацыя i выхаванне. - № 1. - 2006. - С. 27-35.

.Чеснокова, О.И. Феномен гендерных стереотипов в современной культуре / О.И. Чеснокова. // Адукацыя i выхаванне. - № 1. - 2006. - С. 21-26.


Теги: Стереотипы женщины и мужчины  Лекция  Социология
Просмотров: 27082
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Стереотипы женщины и мужчины
Назад