Сравнение мнений двух и более социологов XX в. на одну научную проблему

Сибирский федеральный университет

Институт педагогики, психологии и социологии

Кафедра социологии


Эссе

Сравнение мнений двух и более социологов XX в. на одну научную проблему


Студента:

Яненко Ольги Николаевны

Группа: ПП 12-07 б


Красноярск 2012


Социальное неравенство - мнение П.А. Кропоткина, Э. Дюркгейма и М. Вебера.

В данной работе мне хотелось бы рассмотреть взгляды П.А. Кропоткина (1842-1921), Э. Дюркгейма (1858-1917) и М. Вебера (1864-1920) на проблему социального неравенства.

Теории социального неравенства, расслоение по какому-либо критерию (богатство, власть, престиж и т.д.) подразделяются на два направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское). Одно из самых первых объяснений неравенства было дано Э. Дюркгеймом (сторонник функционализма) в работе "О разделении общественного труда". Дюркгейм сделал вывод о том, что во всех обществах одни виды деятельности считаются более важными, чем другие, то есть социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

А вот теория неравенства М. Вебера (сторонник конфликтологического направления) основывается на понятии "статусных групп". Статусные группы - это группы людей, в разной мере пользующихся почетом и уважением и имеющие неодинаковый социальный престиж. Статусные группы выделяются на основе трех факторов: богатства, престижа и власти. Это, согласно М. Веберу, три взаимосвязанных компонента социального неравенства [1]. Как мы видим, они оба признают (и это сходство), что неравенство широко распространено в обществе, но они по-разному определяют его сущность и причины. Их взгляды расходятся лишь в том, что является главным компонентом неравенства: у М. Вебера в основе лежит экономический фактор, его дополняют еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность; у Э. Дюркгейма компонент неравенства - это разделение труда.

Рассмотрев точки зрения французского социолога и немецкого, плавно перейдём к мнению русского теоретика - П.А. Кропоткина, заслуга которого состоит в том, что он на основе разрозненных идей своих предшественников (Бакунина М.А. и других) сумел создать научную, целостную анархическую теорию, в которой исходным пунктом духовного анархизма является аксиома равенства [2]. Мнение П.А. Кропоткина в корне отлично от мнения двух других социологов, я не нахожу ни малейшего сходства. Первоначально(!) в обществе, по его мнению, царят всеобщее равенство, солидарность и свобода. Но по мере накопления опыта, увеличения количества обычаев и обрядов появляется необходимость в хранителях. Такими хранителями являются жрецы, старейшины, военноначальники. Вместе с правом хранения законов общество даёт им и право на власть. Они становятся над обществом и вступают с ним в непримиримое противоречие. Из страха быть разоблачёнными и низложенными, они объединяются и образуют правительство, навязывая обществу государственность. То есть, по мнению П.А. Кропоткина, все личности изначально равны по своей духовной содержательности, исключается позиция превосходства, утверждается равенство личностей, достойных в своей самодостаточности, которые не нуждаются в госконтроле и госвласти. В той мере, в какой анархия (отсутствие государственной власти) предполагает свободу, равенство предусматривает анархию. Анархия сочленяет в себе эти духовные константы (свободу и равенство), она выражает особое духовное состояние человеческого существования, которое Кропоткин отождествляет с нравственностью. Своими словами: все люди изначально по природе равны, все настроены на сотрудничество, на самоуправление и на порядок в обществе, ответственны, высоконравственны, и поэтому, не нуждаясь в госпринуждении, должны ликвидировать любое принуждение и власть. Я не зря так много внимания уделила разъяснению теории анархии - это интересный пример того, как логическое обоснование строится на заведомо ложных исходных данных: на неоправданной вере в добрую природу человека и всеобщее равенство индивидов.

Я не совсем понимаю мнение П.А. Кропоткина о равенстве. Оно (мнение) основано только на вере в высокую нравственность людей, я же в это не верю. А вот с мнением Вебера М. и Дюркгейма Э. я согласна. Конечно, существует социальное неравенство, и оно в обществе чаще всего понимается как стратификация (этот термин ввел П. Сорокин) - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака). Исследование примитивных обществ в Новой Гвинее (1968 г.) показало, что элементы неравенства существуют даже в них. Все социологи признают, что неравенство широко распространено в обществе..S. Информация к размышлению, которую я обнаружила уже после написания эссе: Исследователи Бенджамин Пауэлл Райан Форд и Алекс Наурастел пришли к выводу, что в Сомали после 1991 г. по сравнению с другими странами Африки были достигнуты определенные успехи в развитии, несмотря на фактическое отсутствие в этой стране государственной власти. Из 41 стран к югу от Сахары по уровню развития стационарной телефонной связи Сомали за период анархии переместилось с 20-го на 8-е место, по уровню обеспеченностью сотовой связью Сомали находится на 16-м месте, а по уровню интернет-обеспеченности - на 11. Во многих африканских странах телекоммуникации находятся в ведении государственных монополий, что замедляет развитие. Установка телефонной линии занимает в Сомали три дня, а в соседней Кении этого приходится ждать несколько лет. Более того, по уровню детской смертности Сомали за период анархии переместилось с 37-го места на 17-е. После краха сомалийского государства возросла роль старейшин сомалийских кланов, которые выполняют судебные функции. Судебные функции также осуществляет местное исламское духовенство, основываясь на шариате [3]. Как говорится, без комментариев.

социальный неравенство вебер кропоткин


Литература


1. #"justify">. #"justify">. http://ru.wikipedia.org/wiki/Анархия


Теги: Сравнение мнений двух и более социологов XX в. на одну научную проблему  Эссе  Социология
Просмотров: 20089
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Сравнение мнений двух и более социологов XX в. на одну научную проблему
Назад