ТЕСТ 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА
1.Какое из перечисленных ниже качеств не относится к научному знанию:
2.Социология - это наука о поведении:
3.Какое из приведенных ниже суждений в наибольшей степени применимо к тому, чем занимается общая (теоретическая) социология как научная дисциплина:
4.Предметом социологии как научной дисциплины выступают:
5.Какое из перечисленных ниже понятий относится к сфере изучения социологии:
6.Ученые обнаружили наличие определенной статистической связи между психическим расстройством и безработицей. Попросили психиатра, психолога и социолога прокомментировать эту связь. Какой из приведенных ниже комментариев принадлежит социологу:
7.С какими из приведенных ниже суждений вы согласны:
8.С каким из приведенных ниже суждений вы согласны:
9.Статистика отмечает неуклонное сокращение рождаемости с 70-х гг. XX в. - вначале в СССР, а затем в России. Особенно заметным оно стало в 90-е гг. Специалисты дали свои варианты объяснений. Они приведены ниже. Только один принадлежит социологу. Какой именно:
10. Ниже приведены различные суждения о внешней среде и внутреннем мире человека. Часть из них, несомненно, относится к социологии, часть - к психологии. Укажите, к какой именно дисциплине относится каждое суждение.
Суждения10.1Элита - это высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества (СОЦИОЛОГИЯ)10.2Как правило, мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя - инновационное (ПСИХОЛОГИЯ)10.3Рефлексы подразделяются на врожденные и приобретенные (ПСИХОЛОГИЯ)10.4Кадровым рабочим человек становится обычно к 30 годам(СОЦИОЛОГИЯ)10.5В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений (ПСИХОЛОГИЯ)10.6Чем выше уровень образования человека, тем больше у него шансов на социальное продвижение (СОЦИОЛОГИЯ)
ТЕСТ 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ
1.Термин "социология появился:
2.Первым в научный оборот термин "социология" ввел:
3.Центральным понятием "понимающей социологии" Макса Вебера является:
4.Суть позитивизма как социологического метода заключается в:
5.Автором классической социологической работы "Самоубийство" является:
6.Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является:
7.Общественный прогресс, по О. Конту, является предметом изучения:
8.Эволюция, по Г. Спенсеру, - это:
9.Общество, по мнению Спенсера, - это:
4)продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие.
. Базис в марксистской аналитической схеме общества - это:
11. Эмилю Дюркгейму принадлежит:
12. Преобладанием какого из идеальных типов социального действия характеризуется тот или иной тип социального господства?
Идеальные типы социального действия:
1) целерациональное;
) ценностно-рациональное;
) традиционное;
) аффективное.
Тип социального господстваИдеальный тип социального действияЛегально-рациональноецелерациональное; ценностно-рациональное; рациональноеТрадиционноетрадиционное;ХаризматическоеАффективное.
13. Вершиной пирамиды "иерархии наук" О. Конта является:
14. Главные признаки социальных фактов по Дюркгейму:
15. Создателем теории социального конфликта считают:
16. Кто из социологов считал, что главное в общественном развитии - это не стабилизация общества, а его разрушение и замена другим, более справедливым:
17.Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие идеи.
ИдеяАвтор17.1Мотивы других людей мы раскрываем благодаря тому, что в схожих ситуациях большинство людей поступает одинаковоМ. Вебер17.2Пролетариату принадлежит особая миссия создания нового общества, вследствие чего он сам исчезает как классК. Маркс; 17.3Солидарность членов общества покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, которые разделяют члены одной социальной группы или обществаЭ. Дюркгейм; 17.4Учение об обществе должно состоять из двух частей - социальной статики, описывающей законы существования, и социальной динамики, описывающей законы изменения общества и этапы этого измененияОгюст Конт18. Какие из обществ, по Э. Дюркгейму, основаны на механической солидарности, где личность не принадлежит себе и поглощается коллективом:
19. Понятие идеального типа как инструмента изучения социальных явлений ввел в научный оборот:
20. Наиболее развернутая теория социальной стратификации принадлежит:
21. Какую из научных дисциплин О. Конт поставил в основание своей "иерархии наук":
22. Кто из классиков социологии застал начальную стадию капитализма:
23. Кого принято считать пионером социальной статистики в социологии:
24. Кто из социологов-классиков отдавал ведущее место при построении своей теории производственным отношениям:
25. Кто из социологов предлагал опираться на социальные факты и изучать их статистически:
26. Согласно концепции М. Вебера, социальным действиями, в наибольшей степени определяющими последовательную рационализацию общественной жизни, являются:
27. Кому из социологов принадлежит наиболее развернутое определение эволюции:
28. Идея о необходимости революционного преобразования социальных отношений составляет главный вывод:
29. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, ответьте "да", если не согласны, ответьте "нет".
Суждение29.1Открытые социологией законы К. Маркс призывал преподавать в школах и университетах, дабы просветить людей, как следует правильно и разумно строить свои взаимоотношения(НЕТ)29.2О. Конт дал имя социологии и изучал общество раньше К. Маркса (ДА)29.3Для М. Вебера отдельный индивид - почти ничто, а точнее - абстракция. Общество же есть высшая реальность (ДА)29.4Вебер выступал за революционный путь изменения общества, а другие классики социологии - за реформистский (НЕТ)29.5К. Маркс предлагал опираться на социальные факты и предлагал изучать их статистически (НЕТ)29.6Понятие "консенсус" ввел в научный оборот социологии Э. Дюркгейм (НЕТ)29.7По Дюркгейму, солидарность покоится на коллективном сознании - совокупности общих верований и чувств, который разделяют члены одного общества или социальной группы (ДА)29.8Идеальный тип - метод исследования Э. Дюркгейма (НЕТ)29.9Изучение мотивов поведения игнорировали Конт, Маркс и Дюркгейм (ДА)29.10Э. Дюркгейм утверждал, что люди склонны к сотрудничеству от рождения (НЕТ)
30. Эмилю Дюркгейму принадлежит:
31. Основоположником какого теоретического направления социологии является Герберт Спенсер:
32. Суть исторического материализма состоит в:
33. Кто из классиков социологии изучал особое влияние религиозных воззрений на способы организации хозяйственной жизни:
34. Деятельность бюрократии как механизма управления и особого социального слоя служит выражением:
35. Что общего, по Э. Дюркгейму, содержится во всех религиях:
36. Назовите классиков социологии, которым принадлежат следующие высказывания.
ВысказываниеАвтор36.1"Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его"Карл Маркс36.2"Спрашивать, какова функция разделения труда, - значит исследовать, какой потребности оно соответствует"Эмиль Дюркгейм36.3"Все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти последовательно через три различные теоретические стадии, которые могут быть здесь достаточно определены обыкновенными наименованиями - теологическая, метафизическая и научная"Огюст Конт36.4"Социальным мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него"Макс Вебер
. Кто из социологов-классиков, в противовес К. Марксу, настаивал на определяющем воздействии надстройки на базис:
38. Анемическое самоубийство, согласно Э. Дюркгейму, в наибольшей степени характерно для тех обществ, где:
39. Какие факторы социального развития Г. Спенсер относит к вторичным:
40. Автором концепции харизматического господства является:
ТЕСТ 3. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
.Социальным статусом называется:
2.Социальная роль - это:
3.Под социальным институтом понимают:
4.Ниже приведены определения важнейших понятий, составляющих по своей сути сердцевину предмета социологии. Выберите из прилагаемого списка те понятия, которые определятся приведенными формулировками: стратификация; социальная структура; социальный статус; социализация; социальная функция; общество; социальная роль; культура; социальный институт; артефакт; социальная мобильность; статусная кристаллизация:
1) социальный статус - это просто набор прав и обязанностей; его не следует однозначно отождествлять с индивидом, который занимает его;
) социальная мобильность- динамический аспект статуса; связан с тем, что индивид социально приписан к определенному статусу и в то же время может изменить его с течением времени;
3) статусная кристаллизация- упорядочение позиций, занимаемых индивидами по различным осям измерений социального подпространства;
4) социальная роль- описывает тот факт, что обладатели статусов взаимодействуют друг с другом;
5) социальный институт - относительно стабильные и интегрированные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые упорядочивают целые сферы социальной жизни, такие как семья, религия, образование, экономика, управление.
5. В таблице приведены определения некоторых экономических статусов. Укажите в правой графе номера тех родов занятий, которые, по вашему мнению, имеют отношение к ним.
СтатусРод занятийКапиталист - владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего прибыльРантье, Заимодавец, Директор.Предприниматель - человек, затевающий новое, часто рискованное, дело и вкладывающий в него собственные либо позаимствованные средстваБрокер, Банкир, Фермер, Продюсер, Министр.Менеджер - должностное лицо, планирующее и осуществляющее управление предприятием, в подчинении которого находится один и более человекДилер, Род занятий: 1. Брокер. 2. Рантье, 3. Банкир. 4. Заимодавец. 5. Кредитор, 6. Директор. 7. Дилер. 8. Фермер. 9. Продюсер. 10. Министр
Выберите из указанных ниже систем те, которые относятся к самоорганизующимся:
7.Какой из приведенных ниже статусов является аскриптивным:
8.Социальная стратификация - это:
9.Деление общества на классы представляет собой:
10. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте "да". Если вы считаете, что суждение неправильное, то ответьте "нет".
Таблица
Суждение10.1Общественное разделение труда - производное от статусов и ролей (НЕТ)10.2Социальная структура - анатомический скелет общества (ДА)10.3Статусы и роли - пустые ячейки социальной структуры (ДА)10.4Слово "статус" пришло в социологию из греческого языка (НЕТ)10.5Права и обязанности - элементы общественного разделения труда (ДА)10.6Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям (ДА)10.7Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей (ДА)10.8Статус рабовладельца в древнем мире предполагал только обязанности и не содержал почти никаких прав (НЕТ)10.9От того, как расположены права и обязанности в социальной структуре, зависит уровень развития общества(НЕТ)10.10Статус учителя, как и любой другой статус, определен относительно всего общества (НЕТ)10.11Любой человек, в конечном счете, занимает только одну социальную позицию, хотя участвует во множестве групп и организаций (НЕТ)10.12Для женщин главным чаще всего оказывается статус домохозяйки, а для мужчин - статус связанный с основным местом работы или занятием (ДА)10.13Для научной интеллигенции главным часто оказывается не место работы или род занятия, а ученая степень, а для менеджеров - должность или иерархический ранг (ДА)10.14Социальный статус играет главенствующую роль среди знакомых, а личный - среди незнакомых людей (НЕТ)10.15Король за определенные провинности мог лишить человека дворянского титула (ДА)10.16Система родства включает только прирожденные статусы (НЕТ)10.17Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения (ДА)10.18Социальный и личный статусы могут совпадать, а могут и не совпадать (ДА)
11. Оценка профессионального рейтинга отражает:
12. Важнейшей предпосылкой институционализации является:
13. Понятием "ролевая дистанция" обозначается:
14. Социальная мобильность - это:
3)изменение социального статуса индивида или группы;
)расширение профессионального и общекультурного кругозора.
. Укажите, какие из перечисленных каналов социальной мобильности являются наиболее важными в традиционных, а какие - в индустриальных обществах.
Таблица
КаналТип обществаАрмиятрадиционноеЦерковьтрадиционноеШкола (образование)индустриальноеПолитическая организацияиндустриальноеЭкономическая организацияиндустриальное
. Какая из описанных ниже ситуаций является примером групповой восходящей мобильности:
17. Понятие "институционализация" означает:
18.Укажите, с какими из приведенных ниже суждений вы согласны (отметив "да"), а с какими не согласны (отметив "нет").
Таблица
Суждение18.1Дети рабочих и крестьян чаще переходят в интеллигенты, нежели дети интеллигентов - в рабочие и крестьяне (ДА)18.2Чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем больше у него рождается детей (НЕТ)18.3В семьях низших классов меньше детей, в семьях высших - больше (НЕТ)18.4Уровень смертности влияет на вертикальную мобильность (ДА)18.5Чем выше образование, тем меньше шансов продвинуться наверх (НЕТ)
19. Примером нисходящей социальной мобильности можно считать:
20. Важнейшим критерием экономической стратификации является:
21. В наиболее общем виде социальная стратификация формируется как следствие:
22. Исторически первой системой социальной стратификации являются:
23. Примером восходящей социальной мобильности является:
24. Примером горизонтальной мобильности является:
25. Ниже приведены некоторые утверждения, связанные с ролевой теорией. Укажите, кому из социологов могло бы принадлежать каждое из них:
Таблица
Теоретическое положениеАвтор25.1Дети осваиваются в обществе и развивают свои социальные сущности ("самости"), как бы примеряя на себя роли наблюдаемых ими взрослых, т. е. путем принятия ролейДжордж Герберт Мид;25.2Любую роль можно описать с помощью пяти основных параметров: (1) уровень эмоциональности; (2) способ получения; (3) масштаб; (4) степень формализации; (5) мотивацияТолкотт Парсонс.25.3Ролевые предписания коренятся в культуре общества и находят свое выражение в социальных нормах, которые и вводят поведение индивидов в русло ролейРичард Линтон;25.4Существует несколько наиболее распространенных способов разрешения ролевого конфликта: а) установление для себя иерархии важности ролей; б) четкое разделение различных сфер жизнедеятельности; в) юмор...Роберт Мертон;
26. Личный (личностный) статус - это позиция, занимаемая индивидом:
27. Социальный статус - это позиция, занимаемая индивидом:
28. Что можно отнести к эмпирически измеряемым параметрам экономической стратификации:
29. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте "да", если считаете, что неправильное, то ответьте "нет".
Таблица
Суждение29.1Роль дает статическое изображение предмета социологии, а статус - динамическое (НЕТ)29.2У одного человека может быть только один статус (НЕТ)29.3Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, которые определены социальными нормами (ДА)29.4Совокупность всех статусов образует социальную структуру (ДА)29.5В примитивных обществах много статусов, а в современных мало (НЕТ)29.6Социальные статусы связаны межличностными отношениями, а личные - социальными (НЕТ)29.7Статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения (ДА)29.8Основные, или общие, институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов (ДА)29.9В каждый момент любой институт может быть представлен определенной совокупностью людей и социальных организаций (ДА)29.10Институт семьи насчитывает примерно 5-6 тыс. лет, а институт государства - примерно 500 тыс. лет (НЕТ)
. Системообразующим признаком в марксистской теории социальной классификации является:
31. Для немарксистских социологических подходов характерно выделение в структуре современных обществ:
32. Согласно подходам западной социологии, низшие классы состоят из:
33. Статусной несовместимостью в социологии именуется:
34. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте "да"; если неправильное - "нет".
34.1Социальная стратификация - это совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства и называемых стратами (ДА)34.2Совокупность больших социальных групп дает социальный состав Населения (ДА)34.3В социальной стратификации все статусы равны и связаны между собой функционально (НЕТ)34.4Рабство не существовало и не существует в новое и новейшее время(НЕТ) 34.5Универсальным измерителем неравенства в обществе является образование (НЕТ)34.6Представители класса мелкой буржуазии (при капитализме) - это одновременно и собственники, и наемные работники (ДА)34.7Восходящая социальная мобильность обычно осуществляется добровольно, нисходящая - принудительно (ДА)34.8Социальный статус семьи - один из факторов индивидуальной мобильности (ДА)34.9Все аскриптивные статусы являются прирожденными (НЕТ)34.10Функцией политических институтов является удовлетворение потребности общества в производстве и распределении материальных благ (НЕТ)
35. Уровень образования индивида является важнейшим параметром при определении его места в системе:
36.Примером горизонтальной социальной мобильности можно считать:
37. Теории социальной мобильности органически связаны с:
38. Важнейшим каналом социальной мобильности в современном обществе является:
39. Репродуктивные функции в обществе осуществляют
40. Брачно-семейные институты включают в себя:
ТЕСТ 4. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
1.Во сколько раз по сравнению с обезьяноподобными предками у современного человека увеличился период подготовки к жизни:
2.Когда человеческое общество смогло дать всем желающим полноценное среднее образование:
4) в XX в.
.В среднем человек в современном обществе меняет:
4.На 1990-1996 гг. приходится пик экономического кризиса российского общества, роста числа богатых людей и разгула преступности. Но именно на тот же период выпадает пик установки укрепляемых дверей. Все больше людей стали укреплять старые либо ставить новые металлические двери. Это происходит, прежде всего, потому, что люди... (отметьте то, что вы считаете самым важным в социологическом смысле):
5.Малая социальная группа представляет собой:
6.Вторичная социализация - это:
7.Суть каких теорий социального взаимодействия изложена ниже (укажите номер, под которым обозначена соответствующая теория):
7.1Изучение правил, регулирующих контакты между людьми и обычно принимаемых на веру (этнометодология)7.2Главное внимание здесь уделяется воздействию затрат и вознаграждений на поведение людей (теория обмена)7.3Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений (управление впечатлениями)7.4Все действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация становится возможной благодаря тому, что люди придают одинаковые значения данному символу (символический интеракционизм)
.Вторичная группа играет господствующую роль:
9.Питирим Сорокин одним из важнейших условий возникновения социального взаимодействия считал:
10. Главным агентом первичной социализации является:
11. Конформность - это:
12. Социальный характер является продуктом:
13. Кратковременное скопление людей, не имеющих ничего общего, кроме одновременного физического присутствия в одном и том же месте, именуется:
14. Какое из приведенных ниже высказываний применимо к социализации:
15. Термин "интеракция" означает:
16. Основателем теории символического интеракционизма принято считать:
17. Ресоциализация представляет собой:
18. Девиантное поведение - это не что иное, как:
19. Девиация чаще всего наблюдается:
20. Социальные предписания - это:
21. К макросоциологическим понятиям относятся:
22. К микросоциологическим понятиям относятся:
23. К числу динамических процессов в малой группе относится:
24. Важнейшим условием социального взаимодействия П. Сорокин считает:
25.Типичным представителем малой группы является:
26. Основателем теории групповой динамики считают:
27. Наибольшая численность малой группы определяется:
28. Наиболее общей основой возникновения взаимодействия считается:
29. К латентным функциям вторичной социализации относятся:
30. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то ответьте "да". Если вы считаете, что оно неправильное, ответьте "нет".
Суждение34.1Социализация есть способ изменения и развития культуры (НЕТ)34.2Социализация - это совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра (НЕТ)34.3Когда в обществе становятся неопределенными законы и нормы, устанавливается беспорядок, или аномия (ДА)34.4Главная функция религии - социализация членов общества (НЕТ)34.5Понятием "институционализация" обозначают закрепление складывающейся практики или общественных отношений в виде законов, социальных норм, правил поведения (ДА)34.6Деловые отношения - это то же самое, что и формальные отношения (ДА)34.7Кооперация подразумевает разделение труда (ДА)34.8Если действие регулярно приводит к неудаче, то мотивация возрастает (НЕТ)34.9Социальное взаимодействие как обмен строится на уравновешивании вознаграждений и затрат (ДА)34.10Близкие родственники являются агентами первичной социализации, а дальние родственники - агентами вторичной (НЕТ)
. Первичной называется малая группа:
32. Тип социального характера, преобладающего в современных развитых обществах, называется:
33. К числу социологических теорий девиантного поведения относится:
34.Единственным типом недевиантного поведения в типологии Р. Мер- тона является:
35. Ниже приведены суждения. Укажите ту из концепций социального взаимодействия, для которой они характерны:
Суждение35.1Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности к внутреннему разговору с самим собой (символический интеракционизм)35.2Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом отвечают их собственным целям (управление впечатлениями)35.3Возникающее в ходе взаимодействия вознаграждение становится повторяющимся и регулярным, постепенно перерастая в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях (теория обмена)35.4Понимание в разговоре зависит от того, насколько его участники способны заполнить ряд основополагающих предположений, уникальных для каждого процесса взаимодействия (этнометодология)
36. Важнейшей социальной функцией первичной группы является:
37. Какие из малых групп считаются наиболее продуктивными:
38. Социальным конформистом можно назвать:
39. Какой из типов девиантного поведения, по Р. Мертону, представляет собой "оставление или понижение слишком высоких культурных целей большого денежного успеха и быструю социальную мобильность там, где эти устремления не могут быть удовлетворены":
40. Малая группа, система ценностей и норм которой являются для индивида эталоном, называется:
ТЕСТ 5. СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА
1. Согласно принятой в современной социологии классификации обществ, они подразделяются на:
В приведенной ниже таблице даны некоторые характеристики, определяющие различные сферы социальной жизнедеятельности в том или ином типе общества. Напишите в правой графе, к какому именно типу общества относится та или иная характеристика, или укажите его номер в соответствии с приведенной выше нумерацией.
ХарактеристикаТип общества1.1Создание национальных государств, сплачивающихся вокруг общего языка и культурыиндустриальные1.2Демократизация политической сферы. Предоставление избирательных прав населению и институционализация политической деятельности вокруг массовых партийиндустриальные1.3Усиление влияния корпоративной собственности на капитал. Возрастание роли информации, знаний и обладание имипостиндустриальные1.4Разнообразие орудий труда с использованием главным образом мускульной энергии человека и животных. Преобладание экономики пропитания. Основная хозяйственная единица - семьятрадиционные1.5Элементарное половозрастное разделение труда; большинство членов общины занято одним и тем же промыслом - собирательством либо охотой, рыболовствомпримитивные1.6Тенденция к субурбанизациипостиндустриальные1.7Рост массовой грамотностииндустриальные1.8Наука и производство представляют собой автономные, слабо связанные сферы деятельности обществатрадиционные
. Какое из приведенных ниже исторических преобразований может быть отнесено по своему характеру к социальной революции:
3.В индустриальном обществе главным объектом собственности является:
4.Самой продолжительной по времени своего развития является:
5.Сущность социальной революции заключается в:
6.Понятием "социальная модернизация" обозначают:
7.На смену раннему периоду социальной эволюции (протообществу) приходит:
8.Определяющим фактором развития индустриального общества является:
9.Понятие социальной модернизации:
10. Социальная революция представляет собой:
11. Социальная мобильность в современном обществе чаще всего имеет место:
12. Научно-технические изобретения и открытия оказывают наиболее сильное воздействие на социальные изменения:
13. Сокращение доли неквалифицированного труда в совокупной рабочей силе представляет собой:
14. По мере перехода от индустриального общества к постиндустриальному:
15. Связь социальной мобильности с уровнем развития общества выражается в том, что:
4) по мере повышения уровня развития общества усиливается индивидуальная мотивация к социальному продвижению.
16. На протяжении 20-90-х гг. XX в. одним из наиболее социально мобильных обществ был:
17. Сторонники эндогенной теории социальной эволюции исходят из предположения, что:
18. Стержневой основой (вокруг которой выстраиваются все социальные отношения) индустриального общества является:
19. "Утечка мозгов" как социальное явление в наибольшей степени характерна для:
1) постиндустриального общества;
20. Укажите, согласны ли вы со следующими утверждениями (по принципу "да/нет").
Суждение 20.1Порог бедности в одном столетии может считаться порогом изобилия в другом (ДА)20.2Для среднего класса современных обществ характерно доминирующее положение женщины в семье (НЕТ)20.3В прошлом бедность была уделом меньшинства, а сегодня - большинства развитых стран (НЕТ)20.4В основе возникновения ценностей лежит социальное сравнение (ДА)
21. Прогрессивная сущность исторической смены общественно-экономических формаций прежде всего проявляется:
22. Национальные государства с четко обозначенными территориальными границами возникают:
23. Наибольшая кровно-родственная группа людей, связанных единством происхождения, - это:
24. Понятие локальной цивилизации как особого культурно-исторического типа ввел в научный оборот:
25. Наиболее низкий удельный вес необходимого продукта в общем объеме производства наблюдается в условиях:
26. Под институционализацией конфликта в социологии понимают:
27. Господствующая система ценностей является основанием типологии обществ в теории циклических цивилизаций, разработанной:
28. В марксистской теории социальной революции центральным является вопрос:
29. Автором теории циркуляции элит, объясняющей причины социальных революций, является:
30. Ниже приведены суждения. Некоторые из них правильные, а другие неправильные. Вам предстоит разобраться в этом и ответить по принципу согласия или несогласия ("да/нет").
Таблица
Суждение30.1Л. Г. Морган утверждал, что там, где нет письменности, невозможно говорить о цивилизации (ДА)30.2Модернизация подразумевает переход общества от индустриального к традиционному типу развития (НЕТ)30.3Чем выше производительность сельскохозяйственного труда, тем большее количество населения можно прокормить с одной и той же площади (ДА)30.4Революция - это частичное усовершенствование в какой-либо сфере жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих коренных основ социального строя (НЕТ)30.5Аграрная революция продолжительнее индустриальной по времени (ДА)30.6Письменная цивилизация существует дольше дописьменных обществ (НЕТ)30.7Социальное неравенство, возникшее когда-то стихийно, постепенно закрепляется юридически, экономически, религиозно и политически (ДА)30.8Дымящие заводские трубы, загазованные городские кварталы, гигантские угольные разрезы - это типичные признаки пейзажа постиндустриального общества (ДА)30.9Общество и культура возникли позже, чем цивилизация (НЕТ)30.10Теории модернизации опираются на понятие социального неравенства (НЕТ)
31. Процесс нарастания количества и качества социальных изменений при переходе от одного исторического этапа к другому развивается по:
32. Эффект "демографического перехода" является продуктом:
33. Аграрный сектор занимает наибольший удельный вес в структуре занятости:
34. Одной из характерных черт постиндустриального общества можно считать:
35. Укажите, согласны ли вы со следующими утверждениями (поставив отметку в правой графе).
Суждение35.1Деление общества на социальные классы возникает как результат появления прибавочного продукта (ДА)35.2В традиционных обществах основная масса населения проживает в городах (НЕТ)35.3Бюрократы во всех обществах живут за счет прибавочного продукта, добываемого в аграрном и промышленном секторах (ДА)35.4Субурбанизация - это неотъемлемый спутник индустриализации (НЕТ)35.5Понятие модернизации применимо ко всем периодам социального прогресса (НЕТ)35.6История аграрных государств - это история непрекращающихся войн за захват новых земель (ДА)
36.Какова тенденция изменения профиля стратификации в современных развитых обществах:
37.Закон перемены труда проявляет себя как тенденция:
38.Начало индустриальной революции относят:
39.Под функциональной неграмотностью понимают
1) незнание грамматических правил и неумение применять их на практике;
40.Массовая (элементарная) грамотность - это типовая характеристика:
ТЕСТ 6. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
1. Гипотеза в социологическом исследовании - это:
) прогноз (предсказание) того, что должно произойти;
2.Понятие "закрытый вопрос" означает:
3.Понятие "открытый вопрос" в социологическом опросе означает:
4.Если механическая выборка в 250 элементов берется из остова выборки в 1500 элементов, интервал (шаг) выборки будет:
1) 6;
5.Кодирование вопросов в анкете или интервью проводится в целях:
6.Связь между двумя переменными проявляется в:
7.В основе классификации данных социологического исследования лежит:
1)группировка данных по заданному признаку;
2)расположение данных в ранжированном ряду;
)занесение данных в заранее заготовленные таблицы;
)расстановка статистических данных по различным кластерам.
8.Контент-анализ - это:
9.Под вероятностной выборкой понимают:
10. Самым распространенным методом сбора социальной информации является:
11. Репрезентативностью социологического исследования называется:
1) величина, характеризующая объем и масштабы исследования;
12. Важнейшим преимуществом опроса перед другими типами прикладных социологических исследований является:
13. Включенным называется такой вид наблюдения, при котором:
14. Квотной выборкой называется такой вид выборочной совокупности, при котором:
4) отбору предшествует процедура разделения исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупности.
15. Как известно, в зависимости от источника первичной социологической информации и методов ее сбора выделяют следующие типы исследований:
Укажите, какие из приведенных выше типов исследований будут использовать следующие источники информации.
ИсточникиТип15.1Патефонные пластинки начала векаанализ документов;15.2Сравнение результатов успеваемости студенческой группы, прошедшей обучение по специальной методике, с данными такой же группы, не прошедшей обученияэксперимент.15.3Непосредственное участие социолога в работе рабочей бригадынаблюдение;15.4Беседы с родителями учеников об условиях, в которых они готовят уроки опрос;
16. В ходе социологического опроса выявляются:
17. Обязательным условием эксперимента является:
4) сохранение в тайне от участников подлинных целей и задач исследования.
18. Если вам необходимо произвести систематическую выборку объемом в 100 человек, а список генеральной совокупности насчитывает 12 967 человек, то шаг выборки будет равен:
19. Дана гипотеза: "Избиратель, испытывающий экономические трудности, с большей вероятностью будет голосовать против кандидата, состоящего в той же партии, что и находящийся у власти президент". В качестве зависимой переменной в ней выступает.
20. Суть эмпирической социологии состоит в:
21. Первая часть методологического раздела программы социологического исследования - "Формулировка и обоснование проблемы" - завершается формулированием:
22. Ниже приведены суждения о различных аспектах эмпирического исследования. Некоторые из них правильные, другие неправильные. Если вы считаете, что данное суждение правильное, то отвечаете "да". Если вы не согласны с утверждением, то отвечаете "нет".
социология позитивизм девиантный общество
Суждение22.1Выборочная совокупность всегда больше генеральной (НЕТ)22.2Характер ответа следует подсказать респонденту наводящим характером формулировки вопроса (НЕТ) 22.3Одной из главных опасностей при формулировании вопроса является его двусмысленность (ДА)22.4Любое эмпирическое исследование завершается созданием обобщенной теории (НЕТ)22.5Наблюдение бывает контролируемым и бесконтрольным (НЕТ)22.6Связь конкретных признаков обычно устанавливается в ходе статистической обработки первичной информации (ДА)22.7Одна из отличительных черт социологического опроса - количество респондентов (объем выборочной совокупности) (ДА)22.8В социологической анкете респондент всегда обязан указать свои фамилию, имя и отчество (НЕТ)22.9Перепись населения - разновидность сплошного опроса (ДА)22.10Выборочная совокупность - это увеличенная копия генеральной (НЕТ)
23. Какие из перечисленных ниже переменных, характеризующих социально-демографические показатели выборочной совокупности, измеряются с помощью интервальной шкалы:
24. Словарь переменных - это:
4) исследовательская интерпретация смыслового значения используемых понятий.
25. Эмпирическая социология - это научная дисциплина, основная функция которой заключается в:
26. Модальной категорией в линейном распределении называется:
27. Таблица, в которой группируются данные по выявлению связи между двумя переменными, называется:
28. Укажите, по каким шкалам выстроены наборы вариантов ответов на следующие вопросы анкеты, применявшейся в одном из опросов.
1. Вы принимали участие в выборах губернатора летом этого года?2. Как вы оцениваете деятельность депутата Госдумы от вашего округа?3. Укажите, в каких пределах был средний доход на одного члена вашей семьи?1-да1 - очень высоко1 - до 300 руб.2 - нет2 - в целом положительно2 - от 300 до 600 руб.1. Вы принимали участие в выборах губернатора летом этого года?2. Как вы оцениваете деятельность депутата Госдумы от вашего округа?3. Укажите, в каких пределах был средний доход на одного члена вашей семьи?3 - не помню3 - в целом не очень высоко3 - от 600 до 1 тыс. руб.(Номинальная,4 - крайне отрицательно4 - от 1 до 3 тыс. руб.Ранговая,5 - ничего не знаю об этом5 - от 3 до 5 тыс. руб.Интервальная)6 - от 5 до 7 тыс. руб.7 - от 7 до 10 тыс. руб.8 - от 10 до 15 тыс. руб.9 - свыше 15 тыс. руб.
. Подлежащее в таблице - это:
30. Величина дисперсии (или среднеквадратического отклонения) показывает:
1) числовое значение средней величины переменной;
ТЕСТ 7. ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
1.Социальная дистанция между наивысшим и самым низшим статусами стратификации данного общества:
2.Ситуация обладания высоким статусом в одном из социальных подпространств при одновременном обладании низким статусным уровнем в другом подпространстве:
3.Теория, рассматривающая социальное взаимодействие как процесс, в ходе которого индивиды стремятся максимизировать получаемые выгоды и минимизировать потери; основное внимание уделяет изучению воздействия затрат и вознаграждений на поведение людей:
4.Группа, включающая в себя в качестве составных частей первичные малые группы:
1) вторичная группа;
5.Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие:
6.Понятие, обозначающее процесс, в ходе которого индивид изучает , и воспринимает как обязательные социальные ценности и нормы, переводя их на "внутренний" уровень:
7.Распределение страт по всему социальному пространству, соотношение численности различных страт на различных статусных уровнях:
8.Процесс, в ходе которого и с помощью которого люди учатся приспосабливаться к социальным нормам, т. е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями:
9.Многозначное понятие, обозначающее: определенный уровень общественного развития материальном и духовной культуры общества; период развития общества, следующий за варварством; конкретный культурно-исторический тип развития общества:
10. Любое действие, в ходе которого внешние акты или психологические акты одного социального актора вызывают ответную реакцию другого социального актора в форме его внешних актов или психических переживаний:
11.Исторический период развития конкретного общества, в течение которого доминирует определенный способ производства:
12. Период социализации, совпадающий с младенческим возрастом:
13. Теоретическое направление, опирающееся на базовое предположение о том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру в готовом виде:
14. Период развития общества, характеризующийся резким ростом численности и плотности народонаселения и связанный с переходом от одного типа демографической стабильности с высокими показателями рождаемости и смертности к другому - с низкими показателями рождаемости и смертности:
15. Устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов:
16. Понятие, характеризующее конкретный вид производства, осуществляемого в рамках исторически определенных общественных отношений; совокупность базиса и надстройки:
17. Этап социализации, совпадающий с периодом получения формального образования:
18. Процесс непрерывного экономического роста, являющегося следствием приложения неодушевленных источников энергии к механизации производства:
19. Совокупность всех общественных отношений - идеологических, политических, религиозных и т. п., - остающихся "за вычетом" производственных:
20. Характер поведения, ожидаемый от обладателя того или иного социального статуса:
21. Понятие, характеризующее степень близости, отдаленности или отчужденности различных социальных статусов:
22. Тип экономики, характеризующийся следующими моментами: производственная единица, такая как крестьянская семья, производит продукцию главным образом для своего непосредственного потребления; единица в своем потреблении не зависит (или слабо зависит) от рынка; слабая специализация или разделение труда:
23. Статус, для достижения которого необходимо затратить определенные усилия:
24. Утверждение, что процесс индустриализации продуцирует общие и единообразные политические й культурные характеристики в тех обществах, которые до индустриализации могли иметь весьма различающиеся происхождение и социальные структуры:
25. Концепции, объясняющие эволюционные процессы необходимостью решения для данного общества проблем внутреннего характера:
26. Поведение, отклоняющееся от социальных норм:
27. Относительно устойчивая система убеждений, относящихся к какому-то объекту и имеющих своим результатом его оценку:
28. Усвоение и соблюдение социальным актором определенных групповых и социальных норм, ценностей и привычек; необходимый элемент социализации и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы:
29.Общепризнанная всеми представителями социологической науки (или отдельного ее течения) совокупность взглядов и методов научного исследования:
1) этнометодология;
30. Совокупность индивидов, обладающих одинаковыми или близки ми по значению координатами в социальном пространстве:
1) страта;
) класс;
31. Течение в эволюционной теории, изучающее каналы, по которым в общество проникают социальные влияния извне:
32. Совокупность статусов, характеризующих социальные и личностные позиции одного и того же социального субъекта в социальном пространстве:
33. Малая группа, являющаяся составной частью другой малой группы (вторичной по отношению к ней), но отличающаяся более высокой частотой и плотностью контактов между ее членами:
34.Процесс устранения статусной несовместимости: 1) статусная кристаллизация;
35. Процесс формирования различных видов социальной практики в качестве социальных институтов:
36. Изменение статуса социального субъекта; переход из одной социальной страты в другую:
37. Усвоение новых ценностей, ролей, навыков взамен прежних, неправильно усвоенных, устаревших или же в связи с переходом в принципиально иные социальные условия:
38. Теоретическое направление в социологии, сосредоточивающее внимание на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании:
39. Позиция человека в обществе, определяемая его правами и обязанностями в отношении других (сопряженных) позиций:
40. Предписание, выступающее в качестве общей руководящей линии социального действия:
41.Общество, в котором осевой принцип развития образует информация, совокупность накопленных человечеством знаний:
42. Совокупность отношений, в которые вступают люди по поводу производства, распределения и потребления материальных благ
43. Группа, система ценностей и норм которой является для индивида своеобразным эталоном поведения:
44. Ситуация столкновения противоречивых требований различных социальных ролей, исполняемых одномоментно одним и тем же актором:
45. Процесс, в ходе которого религиозная мысль, практика и институты утрачивают доминирующее социальное значение:
46. Совокупность всех социальных статусов данного общества:
47. Социальные последствия действия социального актора в рамках требований социальных ролей, находящие свое выражение в виде одобрения или порицания (наказания) со стороны окружающих:
48. Совокупность личностных и вещественных элементов производства, предназначенная для производства из объектов природы вещей, способных удовлетворять потребности людей:
49. Статус, для достижения которого не нужно затрачивать усилий:
50.Субъективное отделение (отстраненность) актора от выполняемой им роли:
ТЕСТ 8. ЭМПИРИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
1.Независимая переменная, которая предшествует по времени возникновения другой независимой переменной:
2.Вопрос анкеты, не сопровождаемый предлагаемыми альтернативами ответа, на который респондент должен отвечать своими словами:
3.Алгоритм, по которому производится отображение индикаторов изучаемых социальных объектов в ту или иную числовую математическую систему:
4.Адекватное соответствие между измеряемым показателем и тем понятием, которое подлежит измерению:
5.Эмпирическое исследование, в котором измерения переменных проводятся для одних и тех же единиц анализа в разных временных точках:
6.Гипотеза, в которой независимая и зависимая переменные идентичны, что делает ее подтверждение или опровержение невозможным
7.Выборка, для которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в состав выборочной совокупности:
8.Социальное явление, характеристика или процесс, которые могут принимать различные конкретные значения:
9.Вопрос, используемый для сортировки респондентов с расчетом на то, что на последующий вопрос будут отвечать только те, для кого он предназначается:
. Процесс отбора единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задача ми исследования:
11. Способ измерения, при котором индикаторы в полной мере обладают всеми свойствами определяющих их чисел и к их обработке применимы любые математические действия:
12. Наглядное графическое отображение объяснительной схемы исследователя:
13. Научно обоснованное предположение о наличии (или отсутствии) связи между двумя и более переменными, а также о ее характере:
14.Свойства выборки, которые позволяют ей выступать на момент опроса в качестве модели, представителя генеральной совокупности:
15. Тип выборки, численность и состав которой формируются произ вольно и часто независимо от самого исследователя:
16. Та часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально и на которую мы будем распространять все выводы:
17.Взаимосвязь, в которой значения одной переменной возрастают по мере увеличения значений другой:
18.Сумма всех значений переменной, разделенная на общее число значений:
19. Вопрос, который на самом деле состоит из двух вопросов:
20. Способ измерения, где признаки представлены в виде упорядоченных категорий (по принципу "больше/меньше"), которые не обязательно удалены друг от друга на равные расстояния:
21. Выборка, в которой респондентов по окончании интервью просят назвать дополнительных респондентов для последующих шагов:
22. Социальное явление, которое, как предполагается, вызвано каким-то другим явлением и испытывает на себе его воздействие, влияние:
23. Взаимосвязь, при которой значения одной переменной возрастают по мере уменьшения значений другой:
24. Разброс значений данных вокруг наиболее общего, серединного или центрального:
25. Микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений преимущественно о социально-демографических характеристиках генеральной совокупности:
26. Вопрос анкеты, сопровождаемый альтернативными вариантами ответов:
27. Явление, которое предположительно влияет, воздействует или выступает в качестве причины некоторого другого явления:
28. Выборка, для которой различные элементы генеральной совокупности имеют неодинаковые вероятности быть отобранными в состав выборочной совокупности:
29. Совокупность рабочих документов, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации в соответствии с разработанными в рабочей программе требованиями:
30. Переменная, занимающая в объяснительной схеме место между независимой и зависимой:
31. Гипотеза, в которой независимая переменная представляется в качестве прямой причины зависимой:
32. Способ измерения, при котором различные признаки представляются в виде различающихся, но не упорядоченных категорий:
33. Категория или значение переменной, выше и ниже которой лежит половина наблюдений:
34. Способ измерения, при котором различия в отметках одинаковы на всей протяженности шкалы:
35. Категория или значение переменной с наибольшей частотой наблюдений:
36. Гипотеза, предполагающая наличие взаимосвязи между двумя переменными без указания на ее природу и характер:
37. Ограниченное правилами отбора число единиц наблюдения, отбираемых из генеральной совокупности, призванное в качестве своеобразной микромодели воспроизводить структуру объекта:
38. Степень, до которой измерение дает те же результаты, что и при большинстве повторных попыток:
39. Наложение распределений значений одной переменной (по строкам) на распределение значений другой (по столбцам):
40. Тип действующего лица (индивида, группы, института, страны), конкретизируемый в исследовательской гипотезе:
41. Присвоение числовых значений вопросам и значениям переменных (т. е. вопросам анкеты и вариантам ответов на них):
42. Шкала наиболее высокого уровня измерения:
43.Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление:
44. Вопрос, который подталкивает респондента к выбору конкретного ответа, вследствие чего информация приобретает предубежденный характер:
45. Ассоциация между двумя переменными, когда изменение в величинах или значениях одной влечет за собой определенные изменения в другой, т. е. имеет место сопутствующая вариация:
46. Личность, дающая ответы на вопросы социологического опроса:
47. Статистический термин, представляющий изменение одной из переменных, которое частично детерминируется ее зависимостью от другой, плюс фактор ошибки:
1) энтропия;
) регрессия;
48. Способность шкалы отражать более или менее чувствительные изменения значений переменной:
49. Установление связи концептуального аппарата исследования с его методическим инструментарием путем перевода теоретических понятий на язык понятных респонденту простых вопросов:
50. Метод сбора социологической информации, заключающийся в направленном, систематическом, непосредственном визуальном и слуховом восприятии и регистрации, социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся проверке и контролю: