Социальные изменения и ролевые конфликты в сказке о рыбаке и рыбке


Эссе

Социальные изменения и ролевые конфликты в сказке о рыбаке и рыбке


В повседневной жизни, мы наблюдаем отличительные черты людей, в их разнообразных связях, в том материальной среде, которая создана или преобразована ими. Мы попытаемся проанализировать системы, которые предполагаются для рассмотрения как их внешней связи со средой, так и их внутренней структурой. Структура - (от латинского «Structura» - строение, расположение, порядок). Под структурой понимается совокупность функционально связанных между собой элементов, количество составляющих внутренней социальной жизни наших героев сказки, порядок их расположения и характер зависимости между ними. Элементы в сказке указывают на необходимость выявлять характер взаимозависимости элементов между собой, и их вклад в функционирование и изменения в социальных целостностях. Поскольку жизненные целостные системы у героев сказки динамичны, то есть, имеет место изменение структурных элементов и связей между ними, которые постепенно переводят систему из одного состояния в другое. Процесс развития социальной жизни бабки и деда - наших главных героев - реализуется в качественных изменениях структуры, что связано с возникновением новых структурных составляющих объекта - элементов, связей, зависимостей. Уже в XVI веке в науках о природе, понятие «структуры» применялось для характеристики взаимосвязи частей, образующих единое целое. Сравнительно широкое распространение в 1945 г. получил термин «социальные структуры», которое до этого момента было в монополии социологической науки.


«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу».


Нам предстоит проследить структурный подход, то есть, понимание его как целого, где части идентифицируются и получают значения через свои отношения с целым. Как подчеркивал Маркс, первостепенную важность у базисной технической и экономической структуры общества, занимают зависимые идеологические и политические настройки, как двух главных компонентов социальной структуры - это мы можем увидеть на примере нашей героини. Также для нас представляет интерес описания и объяснение внутренних отношений и социальная структура, строения системы внешней среды и исторического развития нашей сказки.

Социальная структура является качественной определенностью общества, поэтому малейшие изменения в одном явлении социальной жизни выражает коренной, качественный сдвиг во втором. А структура социального объекта обеспечивает необходимую устойчивость в функционировании взаимосвязанных социальных элементов (то есть групп и институтов) позволяющих накапливать количественные изменения вплоть до того момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. Относительный консерватизм социальной структуры выступает как момент динамизма общественных процессов в целом - так утверждает О.И. Шкаратан. Это высказывание точно описывает динамизм в действиях, происходивших в те моменты, когда наша героиня меняет свое желание на иное.

В процессе своего перевоплощения, наша главная героиня узнает о существовании социальных ролей - определенных самим обществом, с некими установками, которым должен следовать человек с данным ему социальным статусом. К примеру, наша героиня сказки, став столбовою дворянкой, чувствовала власть в своей социальной роли, однако, проезжавшая карета с царем, принудила ее упасть в ниц, то есть следовать своему социальному статусу. При встрече с человеком имеющем более высокую социальную роль, считалось обязательным поклониться или упасть ниц, как в нашем примере: при встрече с королем.

«Социологи, в особенности те, кто принадлежит к школе функционалистов, рассматривают социальные роли как жестко определенные составные части культуры общества. Они являются социальными фактами. Согласно этой трактовке, каждый человек получает информацию о различных социальных ролях, существующих в обществе, и исполняет свою роль в полном соответствии с предопределенными установками. Социальные роли не предусматривают творческого подхода или оспаривания - они носят предписывающий характер и в общих чертах управляют поведением человека. Посредством социализации человек «входит» в социальную роль и обучается ее правильному исполнению»

Однако, этот взгляд является ошибочным. Он утверждает, что индивидуумы просто соглашаются на исполнение той или иной роли, даже не делая попыток изменить их. На самом деле, как утверждает Э. Гидденс и наш пример героини, социализация позволяет человеку оказывать активное воздействие на окружающую культурную среду, вместо того, чтобы превращать его в запрограммированный автомат. Героиня (бабка) познаёт и принимает свои социальные роли в ходе непрерывного процесса социального взаимодействия.


«Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась:

Опять к рыбке старика посылает.

«Воротись, поклонися рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей».

Испугался старик, взмолился:

«Что ты, баба, белены объелась?

Ни ступить, ни молвить не умеешь,

Насмешишь ты целое царство».

Осердилася пуще старуха,

По щеке ударила мужа.

«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

Со мною, дворянкой столбовою? -

Ступай к морю, говорят тебе честью,

Не пойдешь, поведут поневоле».


В наших примерах из сказки, мы можем заметить ролевое напряжение или ролевой конфликт между главными героями. В процессе выполнения своих социальных ролей они часто испытывают определенное психологическое напряжение.

«Ролевое напряжение - это результат несоответствия между личностными характеристиками и установками личности, с одной стороны, и ролевыми ожиданиями по отношению к нему со стороны групп, в которые он входит - с другой» - такое определение ролевым напряжениям дает К.В. Сорвин.

Ролевое напряжение имеет всегда закрытое проявление на психологическом уровне, как бы внутри человека, и не обязательно выражается в прямых действиях. Однако в нашей сказке ролевое напряжение показано вполне очевидно. Дополнить ролевое напряжение можно тем, что оно имеет два типа: в пределах одной роли (внутриролевого напряжения) и между различными ролями, если человек является членом одной или нескольких групп. Также мы можем увидеть множество примеров межролевого напряжения, которые испытывают наши герои. Межролевые конфликты в сказке появляются с самого его начала и продолжаются на протяжении всей сказки. Интересы бабки не совпадают с интересами старика. Дед вынужден играть социальную роль мужа, и в тоже время, ему приходится быть слугой своей жене. Одновременное участие в этих ролях ведет к ролевому напряжению, конфликтным отношениям и они не пересекаются по интересам.

«Что ты, баба, белены объелась?!» - отвечает старик - дерзкий ответ для слуги, однако вполне оправданная реакция как мужа. В результате скрытого напряжения вырастает конфликт - открытые активные действия для достижения своих целей или защиты своих интересов.

Наши герои живут в мире, где господствует социальный сословный страт. «Страта» является наиболее общим понятием классов и сословий, (от латинского «Stratum» - пласт, покрывало). Высокий доход и знатность происхождения, в период феодализма, были двумя важными структурными переменными. Рассмотрим такой социальный страт, как сословие, которая определяется набором прав и обязанностей, закрепленных законодательно. Принадлежность к определенным сословиям в средневековом обществе определяло весь образ жизни человека, формы и размеры жилья

страт сказка социальный ролевой

«Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года»

«Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу»


а также одежда


«Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки»1


знаки отличия


«Старичок к старухе воротился.

Что ж? пред ним царские палаты.

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей,

Служат ей бояре да дворяне,

Наливают ей заморские вины;

Заедает она пряником печатным;

Вокруг ее стоит грозная стража,

На плечах топорики держат»1


А чрезмерная кристаллизация статусов - признак закостенения и стагнации общества, превращающих страт в касты. «Крайними формами сословной стратификации является принадлежность к сословию свободных или рабов, а также к определенной касте, как это было в Египед, Индия». Предполагалось, что изначально индийские касты складывались на основе групп различных этнических происхождений. В индийском обществе до середины XX века человек не мог изменить своей кастовой принадлежности. А в сказке о золотой рыбке, творится чудо! Наша героиня сменила несколько социальных групп и статусов; начиная, как я лично предполагаю, с наследуемого (предписанного) социального статуса, который являлся принадлежностью к черным крестьянам, а впоследствии побыла и в достигаемых социальных статусах таких как: дворянка и царица. Однако, в истории России можно отметить, два периода, когда социальный статус дворянства был достигаемый: первый - во время формирования нового дворянства при Иване Грозном и в период служилого дворянства во времена правления Петра Первого. Эти два правителя обеспечивали опору власти, формируя новые слои дворянства из представителей других сословий.

Мне также хотелось бы рассмотреть типы социальных отношений в сказке о рыбаке и рыбке и их способы интерпретации в сказке. Поведение людей можно условно разделить на вербальное, то есть осуществляемое с помощью речи, языка - это все то, что происходит в процессе коммуникации героев между собой. А также невербальное - связанное с использованием знаков, не составляющих язык, или же прямое физическое воздействие. Кроме того, поведение может быть внутрисоцианальным, то есть направленным на других членов социальной общности, группы, и внешним, направленным на объекты природы, к примеру: моменты, когда главный герой сказки обращается к рыбке (к объекту природы) с просьбой. Из этого следует, что в системе социальных отношений, необходима полная и адекватная картина взаимодействий, где мы можем встретить полное сочетание разных подходов. В данном эссе мы попытались проанализировать системы социологических понятий, которые предполагаются для рассмотрения как их внешней связи со средой, так и их внутренней структурой. Элементы в сказке указывали на необходимость выявления характера взаимозависимости элементов между собой, и их вклад в функционирование и изменения в социальных целостностях в процессе истории развития социального общества того времени. Попытались проследить структурный социальный подход. Рассмотрели социальные роли, типы, которые прошли наши герои сказки. Противопоставили взгляд социологов (принадлежащих к школе функционалистов) - активным, динамизмам в действиях нашей героини и ее процессу социального взаимодействия. Рассмотрели виды ролевых конфликтов между главными героями сказки. Коснулись темы страт и дали несколько примеров из образа жизни в сказке и историческое происхождение каст. Рассказали о типах социальных отношений в сказке о рыбаке и рыбке и их способов интерпретации в сказке. Несмотря на сложность того, что человеку присуще многообразие желаний, стремление, жизненные и ценностные ориентации, и потребности в ходе социальных взаимодействий с другими людьми, все это имеет один источник - общественная, социальная жизнь.


Список литературы


1. Энтони Гидденс. Социология / при участии К. Бердсолл: Пер. с анг. Изд. 2-е, 2005 г.

. В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. Социальная стратификация. Учебное пособие. Москва 1996 г.

.О.И. Шкаратан. Социология неравенства. Теория реальность. Изд.дом Высшая школа экономики. 2012 г.

. К.В. Сорвин, А.А. Сусоколов, Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении, 4-е издание, исправленное и дополненное. Москва 2013 г.

. В.А. Ядов Стратегия соцологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 2000 г.

. Л.Г. Ионин. Социология культуры, Четвертое издание, переработанное и дополненное, Москва 2004 г.


Теги: Социальные изменения и ролевые конфликты в сказке о рыбаке и рыбке  Эссе  Социология
Просмотров: 18541
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Социальные изменения и ролевые конфликты в сказке о рыбаке и рыбке
Назад