Особенности социальных прав человека

Академия труда и социальных отношений


на тему: Особенности социальных прав человека


Ярославль, 2013

Содержание


Введение

. Правовое развитие социальных прав граждан в РФ

. Анализ правовых основ социальных прав граждан РФ

. Мероприятия по защите социальных прав граждан в Ярославской области

Заключение

Литература


Введение


Большое количество людей не способны самостоятельно выжить в этом огромном мире. Имея свободу, в тоже время эти люди находятся в зависимости от людей, чьи интересы совершенно противоположны, а иногда и чужды интересам зависимых.

Отсюда и возникает у общества потребность защиты прав человека, поддержка его устремлений, раскрытие его способностей и талантов.

Юридическое содержание этих прав различно. Так, например, право частной собственности является правом прямого действия, а право на отдых является предметом субъективного права. Их общая направленность - сфера отраслевого законодательства.

В связи с этим государству вменяется в обязанность защита всех тех прав, которыми оно наделило своих граждан.

Так как права имеют разное юридическое содержание, они имеют разную степень использования, то есть юридически обеспеченные права легче внедряются в повседневную жизнь общества и выполняют свои функции, в противном случае их применение затруднительно.

По Конституции Российской Федерации наше государство является социальным. Его политика устремлена на обеспечение достойной жизни и создание условий для свободного развития личности, являющейся гражданином этого государства.

К сожалению, в нашем государстве данное положение существует в основном «на бумаге». Так, люди с ограниченными возможностями не всегда могут сесть в самолет. Государству проще назначить минимальное денежное пособие нежели затрачивать средства на адаптацию к жизни в обществе. Есть достойные примеры у государств-соседей по созданию инфраструктуры и здорового психологического климата в обществе. Это свидетельствует о реализации социальных принципов на практике.

Да, конечно, мы находимся в процессе формирования правового государства и еще не все механизмы отлажены, к сожалению, к таким вопросам относится и социальная сфера. Для того, чтобы установить причины неэффективной работы этой области нужно рассмотреть процесс развития социального права в России.

Ввиду вышеизложенного, мы считаем тему актуальной. Соответственно теме определим целью работы изучение законодательной базы социальных прав в Российской Федерации, и мер, принимаемых в этой отрасли частности на территории Ярославской области, а так же степень их реализации на практике.

Согласно выбранной цели поставим следующие задачи:

) Выяснить общемировые стандарты в области защиты социальных прав и международные организации, занимающиеся этой практикой.

) Определить ориентиры для становления России как социального государства.

) Рассмотреть основные социальные права граждан в России.

) Определить степень реализации социальных прав в России на примере Ярославской области.

Объектом работы является состояние социальных прав в России, а предметом выступает нормативно-правовая база в этой сфере (российская и международная).

В данной работе применялись такие научные методы как: анализ законодательной базы, который позволил определить основные права и свободы граждан, существующие в РФ на данный момент; анализ действительной ситуации в области социальных прав путем обращения к статистике.

Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и литературы.

В работе использованы необходимые законодательные акты и современная научная и публицистическая литература, в том числе профессиональный журнал «Труд и социальные отношения».

защита социальный право


1. Правовое развитие социальных прав граждан в РФ


Социальные права человека и гражданина рассматриваются как совокупность его конституционных прав, предоставляющих возможность и право законно претендовать на получение от государства, при удовлетворении каких-либо условий, некоторых материальных благ.

Право в современной науке рассматривается как система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой закона и государственного принуждения, обеспечивающего юридическую закрепленность общественных отношений в обществе в целом. Такое определение права необходимо отличать от юридического права, важно понимать, что право дифференцировано по отраслям, каждая из которых имеет свою область регулирования и свои специфические черты, например, Гражданское право, Конституционное право. Семейное право. Трудовое право. Уголовное право.

Столь же важным является и деление права на внутреннее национальное, находящееся в ведении конкретного государства, и международное, создаваемое совместным решением двух или более стран.

Право как совокупности юридических норм рассматривается учеными в качестве императива, стоящего над законом и государством, защищающего справедливый порядок государства как формы самоорганизации общества.

В современной российской науке преобладает точка зрения о том, что появление права было обусловлено взаимодействием ряда причин: это и объективная необходимость в появлении регулятора усложнившейся хозяйственной жизни общества, и подчинение одних социальных групп другими в процессе взаимодействия и формирования общества.

Таким образом, право изначально выражало интересы как общества в целом, так и частные интересы его господствующих (экономических или военно-политических) слоев.

В процессе развития права в каждом государстве складывалась собственная правовая система, отражающая исторические и национальные особенности и традиции.

С помощью норм права закреплялся их статус, определялись границы их деятельности, устанавливались их элементы, структура, порядок деятельности и взаимоотношений, соподчиненность.

Право, таким образом, выступает по отношению к обществу и государству в качестве регулятора общественных отношений. Оно регулирует сложившиеся в обществе политические, экономические, и иные отношения, закрепляет существующий государственный и общественный порядок. В этом заключается основное назначение права и одна из его функций.

Устанавливая определенные права и обязанности сторон (гражданин, должностное лицо, организация, учреждение) по отношению друг к другу, право вносит четкий порядок в жизнь и деятельность общества и государства, соответственно. По этой причине каждое государство стремится к созданию отвечающих его интересам законодательных актов и других правовых документов (постановлений, декретов, распоряжений и т.п.), и к их полному осуществлению на своей территории.

Термин «социальное государство» рассматривается с точки зрения права, как институциональная характеристика, определяющая конституционно-правовой статус государства и его реальные признаки, заключенные в практическом обеспечении социальных прав человека и гражданина с помощью законодательно закрепленных и соблюдаемых в обществе и самим государством базовых гарантий жизнедеятельности граждан.

Иными словами, государство будет считаться социальным при соблюдении некоторых условий:

·если в нем законодательно определены и закреплены социальные права человека на уровне не ниже международно-признанных норм и стандартов;

·если в стране обеспечены приемлемые уровни социальной поддержки, помощи и защиты всех слоев населения;

·если государственная социальная политика направлена на динамичное повышение качества жизни всего населения, на принятие мер по выравниванию возможностей населения в основных сферах жизнедеятельности.

Социальные права человека - это совокупность конституционных прав человека (или только граждан конкретного государства), дающих ему возможность при определенных условиях претендовать на получение от государства определенных материальных благ.

Социальные права человека закреплены на конституционном уровне далеко не во всех странах мира. В некоторых развитых демократических, а также развивающихся странах социальные права человека стали провозглашаться на конституционном уровне в период после второй мировой войны, однако, как правило, без признания возможности их судебной защиты. В Российской Федерации социальные права человека закрепляются в Конституции РФ.

История развития социальных прав в России началась не сегодня. Социальные права человека закреплялись законодательно в нашей стране и ранее.

В СССР, например, существовала единая система государственного социального обеспечения. Она гарантировала общую занятость российского населения, бесплатное медицинское обслуживание, охрану материнства и детства, предоставляла широкий спектр соцвыплат: различного вида пособия, пенсии, социальные услуги по обслуживанию инвалидов и людей преклонного возраста.

Однако социальное страхование было формальным. Так, трудящиеся в СССР были освобождены от платежей в соцстрах, и это считалось огромным достижением социальной системы эпохи развитого социализма. При этом скрывалось, что средства на социальные выплаты складывались из издержек, включенных в цену товаров народного потребления.

Социальное страхование существовало в Советсткой России только в годы новой экономической политики (НЭП). Действительно, в 1919 году и с конца 20-х годов XX в. в нашей стране существовала весьма своеобразная, но действенная система государственного социального обеспечения. Мы думаем, её можно сравнить с моделью Бевериджа, но она не сопровождалась индивидуальным, профессиональным страхованиями. Как мы видим, речь идет о совершенно оригинальной модели советского социального страхования - «страховании без взносов».

В зрелый период своего развития советская система социального обеспечения имела весьма сильные стороны:

охват практически всего населения;

покрытие всех социальных рисков;

высокий процент замещения заработной платы при временной нетрудоспособности;

бездифицитность страховых средств, потому как выплаты осуществлялись из государственного бюджета;

гарантия бесплатной медицинской помощи всем гражданам.

Заметны и слабые стороны системы социального обеспечения в советский период. Они остро проявились уже в начале большевистской власти, и позднее, к концу 80-х гг. Это такие явления как: «уравниловка», незначительная зависимость страховых выплат от предшествующей пенсии трудовой деятельности. Кроме того, часто на размер этих выплат влияли такие факторы, как классовая и партийная принадлежность, место в номенклатуре или партийной иерархии и т.д.; в целом невысокий уровень именно социальных выплат и невозможность их увеличения, в том числе используя систему социального страхования; слабо выраженная роль страхования в связи с применением неразвитой модели формирования фондов социального страхования по принципу «единого котла» без учета социальных рисков; неучастие в уплате взносов самих застрахованных лиц, что понижало мотивацию работников в проведении мероприятий по недопущению страховых случаев; предприятия или организация, которые несли страховое бремя, никак не могли влиять на распределение средств страховыми фондами. Между тем, размер страховых выплат доходил до 38% фонда заработной платы.

В итоге, страховые выплаты превратились в разновидность налога, а само социальное страхование приняло форму государственного социального обеспечения посредством перераспределения ресурсов.

Не взирая на успехи и гарантированность социального обеспечения, СССР в последние годы существования находился примерно на 50-м месте в мире по уровню жизни.

Российские «реформаторы» 90-х годов XX в. не имели системного подхода к социальной политике в переходный период истории страны. И формирование новой социальной системы происходило неэффективно и непоследовательно. Выделяются три направления в процессе реформирования государственной социальной системы, сопровождавшиеся законотворческой деятельностью:

возрождение обязательного и добровольного социального страхования;

возрождение системы государственного вспомоществования (общественного призрения) бедных - государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам;

реорганизация государственного социального обеспечения отдельных категорий граждан.

На первом этапе реформирования стали вновь появляться страховые формы социального обеспечения. В России появились самостоятельные кредитно-финансовые системы - четыре социально-страховых фонда: Пенсионный фонд РФ (ПФР) (1990 г.); Государственный фонд занятости населения (1991 г.) фонд социального страхования (1992 г.); фонд обязательного медицинского страхования (1993 г.). В это же время формируется нормативно-правовая база обязательного социального страхования, с учетом различных видов социальных рисков. Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения» были введены пособия по безработице и определялись государственные меры по трудоустройству безработных. Закон РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» предусмотрел как обязательные, так и добровольные (договорные) формы медицинского страхования населения.

В 1998 г. законодатель отказался от гражданско-правовых механизмов компенсации ущерба жизни и здоровью работников и принял специальный Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Практически до 2006 г. сохранялась советская нормативная база правового регулирования страхования на случай временной нетрудоспособности и зависимость размера назначаемых пособий от непрерывного трудового стажа.

Наконец, общие принципы обязательного социального страхования нашли закрепление в рамочном Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», которые соответствуют международно-правовым стандартам. Между тем, они далеко не в полной мере реализованы в конкретных законах. Более того, специалисты отмечают тревожную негативную тенденцию развития современной системы обязательного социального страхования - это процесс ее огосударствления, сближения, а в перспективе, возможно даже объединения с системой государственного социального обеспечения. Вначале было ликвидировано обязательное социальное страхование по безработице. Выплата пособия по безработице стала финансироваться из государственного бюджета, и, как следствие, снизился уровень социальной защищенности безработных. Государство отказалось от применения в качестве социальных нормативов прожиточного минимума и минимального размера заработной платы, сократились периоды выплаты пособия по безработице и т.д. Затем социально-страховые взносы в государственные внебюджетные фонды социального страхования были замещены единым социальным налогом.

Сложившаяся в настоящее время система обязательного социального страхования является государственной не только в силу установленной законом его обязательности. Средства этих фондов признаются государственной собственностью. По порядку формирования источниковой базы этих фондов они также являются государственными в связи с заменой обязательных социально-страховых взносов единым социальным налогом.

Итак, развитие социальных прав в России имеет свою длительную историю. Это еще раз доказывает, что социальные права - не застывшая масса, а вопрос, имеющий поступательное движение в своем развитии.


. Анализ правовых основ социальных прав граждан РФ


Социально-экономические, культурные, жилищные и другие права гарантируются и провозглашаются внутригосударственными и международными правовыми актами, которые составляют правовую основу социального государства.

Для граждан РФ перечень прав и законных интересов закреплен в статьях 2, 17 и 18 Конституции Российской Федерации. Его назначение заключается в признании, обеспечении реализации и гарантировании конституционных прав граждан на охрану здоровья, жилище, социальное обеспечение, образование, свободу творчества и самовыражения, на пользование достижениями науки и культуры. В данном случае приоритетность прав человека означает признание человека высшей ценностью в обществе. Главные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому по рождению8. Свободная и эффективная их реализация является одним из главных признаков наличия развитого гражданского общества, правового и, что самое важное, социального государства.

Более конкретно конституционные права и гарантии находят свое отражение в отраслевом праве: социальном и жилищном законодательстве, а также постепенном развитии в правоприменительной практике муниципальных и государственных органов, учреждений и организаций, например, в регулировании уровней прожиточного минимума, заработной платы, пенсий, пособий и стипендий, минимальных гарантиях социальной защиты и медицинской помощи и т.д.

Для регулирования и внесения изменений в систему механизмов, обеспечивающих права человека и гражданина, важным является активное участие общественности в решении проблем, носящих социальный характер. Роль публичных институтов гражданского общества при обсуждении законопроектов, принятии бюджетов всех уровней, в определении пакета и уровня социальных услуг необходимо увеличивать.

В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные стандарты социальных гарантий, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Так, именно права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, согласно положениям статьи 18 Конституции Российской Федерации.

Социальные права и их неукоснительная реализация определяют общественное, то есть социальное развитие личности, ее защищенность и достойное существование.

Среди них: право на социальное обеспечение, на отдых, на создание семьи и ее защиту, на жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду и др.

Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации, которая провозгласила, что РФ является социальным государством. В развитие этого положения Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Законом также устанавливаются государственные пенсии и социальные пособия. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.

Закрепленные в Конституции РФ гарантии социального обеспечения соответствуют положениям основных международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека; Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах: Конвенции о правах ребенка.

В нашей стране социальное обеспечение осуществляется в различных организационно-правовых формах, основной из них является государственное социальное страхование. Социальное обеспечение может также производиться за счет прямых ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Основными видами социального обеспечения в РФ являются:

обеспечение граждан РФ различными видами пособий по временной нетрудоспособности (в случае болезни или увечья, ухода за больным членом семьи, санаторно-курортного лечения и др.),

женщин пособиями по беременности и родам;

государственное пенсионное обеспечение;

содержание и обслуживание пожилых и нетрудоспособных граждан в специально созданных для них домах-интернатах;

обеспечение инвалидов протезно-ортопедическими изделиями и средствами передвижения (колясками, автомобилями);

содержание и воспитание детей в детских домах, интернатах и других учреждениях;

социальная и трудовая реабилитация инвалидов;

санаторно-курортное и лекарственное обеспечение населения;

социальное обслуживание на дому и др.

В настоящее время принципами социального обеспечения являются всеобщность, доступность, всесторонность и многообразие видов, в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики, осуществление социального обеспечения за счет специальных фондов.

Функции по социальному обеспечению выполняют различные государственные органы, министерства, ведомства, отдельные учреждения и организации.

Государственные органы социального обеспечения выплачивают пенсии и пособия, в их ведении находятся различные учреждения социального обеспечения (дома-интернаты, учебные заведения для инвалидов, медико-социальные экспертные комиссии, службы социальной помощи и др.), протезная промышленность.

Отдельные функции по социальному обеспечению выполняют: специальные министерства (ведомства) и их органы, организации и учреждения на местах по профессиональному обучению и трудоустройству инвалидов, созданию для них специальных рабочих мест; органы здравоохранения и просвещения по содержанию и воспитанию детей и т.д.

Профсоюзы как представительные органы работников также обладают определенными функциями в сфере социального обеспечения. Они обладают правами на участие в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; на участие в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен: осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере социальной защиты работников и некоторыми другими.

Право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека, создающее предпосылку для развития его как личности.

Это право закреплено Конституцией РФ. Она гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. При этом основное общее образование является обязательным.

В нашем государстве устанавливаются федеральные образовательные стандарты, поддерживаются различные формы образования и самообразования.

Каждому дано право на конкурсной основе бесплатно получать высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии: значит, тем самым допускаются и частные вузы, где высшее образование получают за плату.

В настоящее время в основе законодательства о социальном обеспечении лежат рамочные федеральные законы (частичная кодификация), регулирующие отдельные формы и виды социального обеспечения: обязательное социальное страхование, социальное обслуживание, государственная социальная помощь, трудовые пенсии и т.д. Следующим этапом развития социально-обеспечительного законодательства являются разработка и принятие соответствующего кодекса.

В науке права социального обеспечения Е.Е. Мачульской предлагалась примерная структура кодекса социального обеспечения, включающая разделы, посвященные государственному социальному страхованию и государственной социальной помощи. Обеспечение особых субъектов (военнослужащих, государственных служащих и др.) за счет ассигнований из федерального бюджета в силу их особой специфики выносится за рамки кодекса.

В нашей истории развития социально-обеспечительного законодательства подобного акта не принималось. Следовательно, о традициях и преемственности говорить не приходится. В этой связи весьма плодотворным видится предложение о рецепции международного опыта, взяв за ориентир Европейский кодекс социального обеспечения, его структуру.

Таким образом, эффективная реализация социальных прав является одним из основных признаков правового и социального государства, а также наличия гражданского общества. В правовом государстве применяются механизмы повышающие ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их права и свободы.

Эта ответственность обретает практическое применение только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан. Например, в качестве соответствующих базовых конституционных положений является правовая норма, в соответствии с которой властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В свою очередь, гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов. Создавая систему социального права, гражданское общество должно учитывать существующий уровень правосознания населения и на этой основе определять социальную политику как по целям, так и по механизмам.

Социальное законодательство как база прав человека основывается на конституционных нормах и на международно-правовых актах, принимаемых и действующих в социальной сфере.

Признание важности этой сферы в национально-государственном и международном плане во многом связано с концепцией прав человека, которая разработана в ХIХ в. и нашла широкое применение с середины ХХ в. при рассмотрении степени правовой «цивилизованности» той или иной страны.

За последние 50 лет в рамках ООН и ее специализированных организаций, Совета Европы, ОБСЕ и СНГ принят ряд значимых международных актов и в частности пактов о социальных и экономических правах.


. Мероприятия по защите социальных прав граждан в Ярославской области


В настоящее время реализация и защита социальных прав граждан на территории Ярославской области, как и по всей стране, сопряжена с трудным финансовым положением региона и преодолением последствий экономического кризиса. Поддержанию социального баланса способствуют региональные законы о социальной поддержке некоторых категорий граждан, о стабилизации и развитии экономики региона, в частности предпринимательства, социальное партнерство и взаимодействие с некоммерческими организациями, работа в этом же направлении с сектором ЖКХ в Ярославской области.

На территории региона с 2008 года действует «Социальный кодекс Ярославской области» (далее Кодекс), принятый областной Думой. Документ уже претерпел несколько редакций, позволяющих ему эффективно функционировать. Как сказано в ст.1 Кодекса: «Социальное законодательство Ярославской области регулирует правоотношения, связанные с реализацией полномочий Ярославской области в сфере предоставления социальной поддержки, социального обслуживания и оказания социальной помощи населению Ярославской области, а также иные связанные с ними правоотношения».

С 2009 года в области действует Закон Ярославской области от 06.04.2009 № 11-з «О временных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», прошедший несколько редакций. Данный закон установил: «право граждан, потерявших работу, на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, для детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, оба родителя (единственный родитель) которых зарегистрированы в качестве безработных в органах государственной службы занятости населения, введено право на бесплатное питание в виде ежедневного завтрака в дни учебных занятий».

Кроме законодательных решений, есть и другие значимые проекты для реализации социальных прав граждан. Созданы телефонные линии помогающие контролировать деятельность управляющих компаний в сфере ЖКХ, транспортных перевозчиков и не только, что улучшает качество предоставляемых данными организациями сервисов и способствует недопущению ущемления социальных прав граждан или скорейшему их восстановлению и наказанию виновных.

Это только некоторые примеры реализации социальных прав граждан в нашем регионе, сопряженные с законодательной деятельностью. Можно с уверенностью сказать, что в Ярославской области значительные силы средства направлены на обеспечение социальных прав граждан. Ежегодно региональным бюджетом обеспечивается необходимый объем финансирования социальных обязательств.

Помимо всего вышеперечисленного существуют мероприятия, осуществляющие просветительскую функцию различных слоев населения об их социальных правах. Например, под патронажем Департамента культуры Ярославской области, на базе библиотек региона, в том числе ГУК «Ярославская областная универсальная научная библиотека им. Н.А. Некрасова» проводится «Единый день правовых знаний». Разработанная программа является своего рода моделью по правовому информированию жителей региона, а места проведения - библиотеки - позволяют охватить различные социальные слои населения, социальные группы и обеспечивают участие групп граждан разного половозрастного состава. Тематика проводимых мероприятий разнообразна, но, неизменно, в рамках «Единого дня правовых знаний» присутствует тематика, затрагивающая права человека и темы, освещающие социальные права граждан, например, за прошедшие годы были: «Социальные права гражданина Российской Федерации» (система льгот, компенсаций, пенсионные вопросы и пр.), «Мое право на выбор», «Жилье: знать свои права», «Проблемы обеспечения прав инвалидов-жителей … района Ярославской области» и пр.). При определении тематики организаторы Дня правовых знаний учитывают актуальность и социальную значимости предлагаемой темы.

День правовых знаний является комплексным мероприятием. При разработке программы учитываются не только возрастные особенности участников - читателей библиотеки, но и уровень их знакомства с правом. Формы и методы проведения работники библиотек выбирают разные, например: проведение встреч с юристами и специалистами разных ведомств (с представителями законодательной и исполнительной власти, сотрудниками госструктур: органов местного самоуправления, местных Отделений Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, Территориальной Избирательной комиссии и др.), ознакомление с тематическими материалами стендов и выставок, проведение информационных конференций, «круглых столов» на социально значимую тематику (проблемы ЖКХ, льготы и разного рода социальные выплаты и др.).

Основная цель: предоставить участникам возможность получить информацию по целому ряду вопросов, включая социальные права, социальные проекты на территории региона, ответы на наболевшие личные вопросы (бесплатная консультация специалиста в соответствующей области).

Данное мероприятие имеет и другое социальное значение - люди получают возможность полуформального или неформального общения с чиновниками и возможность решения своего вопроса или получения информации не посещая соответствующее учреждение, то есть снимается неких психологический барьер и создается впечатление доступности общения с представителями структур и органов.

Также в рамках Дня правовых знаний библиотеки проводят презентации тематической литературы. Обеспечение доступа граждан к соответствующей правовой литературе, находящейся в библиотечных фондах, является одним из важных условий обеспечения эффективности проведения мероприятия.

На лицо разбивка тематических мероприятий по целевым группам граждан. Например, в городской библиотеке им. Ф. Энгельса в г. Рыбинске межрайонный День правовых знаний состоял из двух блоков вопросов, один из которых был посвящен пенсионным правам граждан и завершился индивидуальными консультациями сотрудников Отделения Пенсионного фонда РФ по Ярославской области, на эту встречу были специально приглашены граждане пожилого возраста.

Особое внимание в ходе подготовки и проведения Дня правовых знаний специалист библиотек уделяют содержательному наполнению и оформлению книжно-иллюстративных выставок для детей и юношества. Например, сотрудники Центральной библиотекой имени М.Ю. Лермонтова организовали цикл книжных выставок «Ребенок под защитой закона».

Программа реализуется несколько лет и уже сейчас с уверенностью можно сказать, что она действительно работает. С каждым годом становится все больше желающих принять участие и получить информацию. Думаю, это можно связать и с внутренней потребностью жителей Ярославской области в получении информации о своих социальных правах.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что в настоящее время на территории Ярославской области работой в сфере социальных прав граждан: информированию, поддержанию, защите; занимаются в основном государственные органы и учреждения. Частные инициативы в этом направлении не развиты. Возможно принятие новых законодательных актов: Закон от 06.12.2012 № 57-з О государственной поддержке благотворительной деятельности в Ярославской области, Закон от 06.12.2012 № 56-з О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области, изменит это положение и в «борьбу» за социальные права включится большее количество представителей общественности и частных лиц, которые неравнодушны к событиям, происходящим в общественной жизни.


Заключение


Рассмотрение деятельности в сфере законотворчества, которую ведут государственные органы представительной власти Ярославской области, входящей в состав ЦФО, дает понять, что в настоящее время в данном регионе существует стабильная нормативно-правовая база, позволяющая поддерживать социальную стабильность и решать наиболее актуальные для развития региона вопросы, такие как: формирование бюджетного и налогового законодательства, социальной сферы, жилищной политики, сфере государственного и муниципального управления, сфере экологии, а также основы избирательного законодательства, инвестиционного и инновационного законодательства, правовые документы о государственной и муниципальной службе.

Приоритетными направлениями развития законодательства в Ярославской области в ближайшее время являются:

повышение уровня и качества жизни граждан;

социальная поддержка и защита населения;

поддержка малого и среднего предпринимательства;

приведение в соответствие регионального и федерального законодательства;

проведение административной реформы.

Постоянная законотворческая деятельность позволяет обеспечить системный подход к развитию законодательства региона. Эти мероприятия позволяют координировать действия всех участников законотворческого процесса. Законотворческая деятельность в Ярославской области связана с федеральным курсом, что обеспечивает передовое место среди субъектов Российской Федерации в области законотворчества и стабильное социально-экономическое развития региона в целом и обеспечению основных направлений социально-экономического развития региона, повышению эффективности управления хозяйственными процессами, в области образования и здравоохранения, демографии, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.

В качестве основных задач совершенствования регионального законодательства рассматриваются, в частности:

.Последовательное повышение качества и безопасности жизни населения области на основе устойчивого социально-экономического роста.

.Обеспечение эффективности законов.

.Обеспечение законности, то есть неукоснительное соблюдение и исполнение действующего законодательства. Этому способствуют, прежде всего, нормативно закрепленные порядок принятия законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных актов законодательного органа, а также правила работы депутатов с избирателями. Для повышения эффективности взаимодействия депутатов с гражданами в регламенте следует закрепить нормы, регулирующие не только право, но и обязанность депутатов общаться с избирателями.

. Проверка соблюдения и исполнения законов области и предотвращение и устранение законотворческих ошибок.

Данные региональных органов государственной статистики свидетельствуют в целом об оживлении экономической деятельности в регионах после кризисного спада 2008-2009 гг. Рост налоговых поступлений в региональные бюджеты создает хорошие предпосылки не только для сохранения социальной направленности бюджетной политики, но и для ее усиления. Это подтверждает анализ бюджетного законодательства на текущий 2010 год, вносимых изменений параметров утвержденных ранее бюджетов, а также проектов бюджетов на среднесрочную перспективу. Дополнительная финансовая поддержка, как правило, направляется на государственную поддержку жилищного строительства (в том числе на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, молодых семей, переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда); капитальный ремонт многоквартирных домов; проведение дополнительных мер по социальной защите населения; развитие общественной инфраструктуры (в том числе на строительство объектов здравоохранения и культуры).

Важное место в законотворческой деятельности субъектов РФ, входящих в Центральный федеральный округ, остается повышение качества образования. Депутатский корпус активно работает над новыми подходами к развитию сети школ, вопросами повышения их материально-техническое оснащение, организации подготовки к введению федеральных государственных образовательных стандартов.

В числе других актуальных направлений деятельности региональных законодателей следует отметить решение проблемы занятости населения. Численность безработных, зарегистрированных в территориальных службах занятости, за первое полугодие текущего года повсеместно уменьшилась. Однако, как считают депутаты, сохранение положительной динамики невозможно без продолжения реализации программы содействия занятости населения. В первую очередь бюджетные средства следует направить на организацию общественных работ, временное трудоустройство, переобучение специалистов, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости населения.

Депутаты активно используют свои полномочия по контролю за исполнением законодательства региональными органами исполнительной власти. Вопросы контроля являются постоянной составной частью текущих планов законотворческой деятельности региональных парламентов.

В этих целях наряду с традиционными формами работы все активнее используются современные информационные технологии, прежде всего на базе Интернета.


Литература


1.Всеобщая декларация прав человека//Российская газета. 1998. №3. Ст. 167.

2.Закон от 06.12.2012 № 56-з «О государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Ярославской области».

3.Закон от 06.12.2012 № 57-з «О государственной поддержке благотворительной деятельности в Ярославской области».

.Закон Ярославской области от 06.04.2009 № 11-з «О временных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан».

5.Конвенция о защите прав человека и основных свобод//Собрание законодательства РФ. 1998. №20. Ст. 2143.

6.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12 декабря 1993 г. (Публикуется с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7 -ФКЗ) // Российская газета. - 21 января 2009.- № 7(4831).

7.Концепция социального государства Российской Федерации, Материалы научно-практической конференции 20.01.2004. М.: - АТиСО, 2004.

8.Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: перспективы развития. М., 2000.

9.Международный пакт «О гражданских и политических правах» от 19 декабря 1966г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып.XXXII.- М., 1978.

10.Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» от 19 декабря 1966г.//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. Вып.XXXII.- М., 1978.

11.Основы социального государства Гриценко Н.Н., Волгин Н.А., Попов Ю.Н., Шарков Ф.И., Шулус А.А. Основы социального государства учебник для ВУЗов рекомендован УМО М.: АТ и СО 2009. 440 с.

12.Соловьев А.К., Развитие пенсионной системы Российской Федерации в контексте демографического кризиса//Труд и социальные отношения, 2012, №9.

13.Социальный кодекс Ярославской области. Закон Ярославской области от 19.12.2008 № 66-з.

14.Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т 2/Национальный общественно-научный фонд / Руководитель научного проекта Г.Ю. Семигин; главный редактор В.Н. Иванов. - М.: Мысль, 2003.

.ФЗ РФ от 12 января 1996 г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».


Теги: Особенности социальных прав человека  Курсовая работа (теория)  Социология
Просмотров: 11362
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Особенности социальных прав человека
Назад