Иллюзии государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления в цивилизационном подходе


Иллюзии государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления в цивилизационном подходе


Введение


Актуальность темы данной курсовой работы обусловлена следующими обстоятельствами.

Во-первых, в современном мире 195 государств, обладающих собственной историей, заполученной в сотнях войн территорией и, конечно, неповторимым государственным устройством.

Во-вторых, по данным 2011 года, на планете проживают чуть более семи миллиардов человек, а соответственно сотни этносов и обществ с различными уровнями потребления.

В-третьих, до сих пор не ведутся споры о возможности государства всеобщего благоденствия, и об обществе, в котором оно возникнет.

Тема данной работы нашла отражения в трудах:

Лоренца фон Штейна, вывившего концепцию о государстве всеобщего благоденствия, включив в перечень функций государства «поддержание абсолютного равенства в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти». Государство, согласно Штейну, «обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве»;

Эриха Фромма, считавшего, что общество высокого уровня народного потребления появляется под влиянием капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления, снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени, размывание классовой структуры, индивидуализация потребления;

Арнольда Джозефа Тойнби - одного из основоположников цивилизационного подхода, рассматривавшего всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории». Он характеризовал цивилизацию как, замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев: религия и форма её организации, территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.

Это не единственные ученые, трудившиеся над упомянутыми определениями, имена и достижения остальных найдут отражение в основной части работы.

Предмет работы созвучен с её темой «Иллюзии государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления в цивилизационном подходе».

Объект - базис, на котором держится тема, соответственно - это государство.

Задачи курсовой работы:

)охарактеризовать цивилизационный подход к типологии государств, проанализировать его определения и постулаты, выводимые в разные временные периоды различными учеными.

)охарактеризовать общество высокого уровня народного потребления. Выделить его основные черты. Сравнить идеальную модель общества высокого уровня народного потребления с обществом Российской Федерации.

)охарактеризовать государство всеобщего благоденствия. Рассмотреть исторические примеры подобных государств. Сравнить Российскую Федерацию с обобщенным понятием государства всеобщего благоденствия.

)Рассмотреть, с точки зрения цивилизационного подхода, Российскую Федерацию. Сделать вывод, является ли Российское общество обществом высокого уровня народного потребления, а государство государством всеобщего благоденствия. Если результаты исследования окажутся не более чем иллюзией, сделать собственные предложения, для достижения истинного результата.

Цель работы: проанализировать подходы к определению понятий государства всеобщего благоденствия, цивилизационного подхода, общества высокого уровня народного потребления. Сравнить с Российской действительностью. Вынести свои предложения.


. Цивилизационный подход

цивилизационный народный потребление

Цивилизационный подход - анализ общественного развития, когда история народа рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других народов, цивилизаций.

Если смотреть объективно, то очень тяжело дать точное определение цивилизационного подхода, так как мнение каждого исследователя цивилизаций отличается от предыдущего.

А.С. Ахиезер: цивилизация - основная типологическая единица человеческой истории. В основе типологии лежит практическое и духовное отношение человека к самому себе, к своему развитию, то есть уровень рефлексии, что выражается прежде всего в способности к самоизменению.

Л.И. Семенникова: цивилизация - это сообщество людей, имеющих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре.

Ю.В. Яковец: цивилизация: - этап в истории человечества, характеризующийся определенным уровнем потребностей, способностей, знаний, навыков и интересов человека, технологическим и экономическим способом производства, строем политических и общественных отношений, уровнем развития духовного воспроизводства.

Принято считать, что наибольший вклад в развитие цивилизационного подхода внес Джозеф Тойнби, который вывел двадцать одну цивилизацию: Египетскую, Андскую, Древнекитайскую, Минойскую, Шумерскую, Майянскую, Сирийскую, Индскую, Хеттскую, Эллинскую, Западную, Дальневосточную, Православную Христианскую, Иранскую, Арабскую, Индуистскую, Мексиканскую, Юкатанскую, Вавилонскую. Также, кроме перечисленных, Тойнби выделяет не родившиеся цивилизации: Дальнезападную христианскую, дальневосточную христианскую, Скандинавскую, и особый класс «задержанных» цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии: Эскимосскую, Кочевников Великой степи, Османскую, Спартанскую, Полинезийскую.

Но ещё в XIX веке отечественный социолог, публицист, представитель славянофильского направления русской научно-философской мысли - Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» истолковал основы цивилизационного подхода - законы культурно-исторического типа.

«Закон 1. Всякое племя или семейство народов, характеризуемое отдельным языком или группой языков, довольно близких между собою, для того, чтобы сродство их ощущалось непосредственно, без глубоких филологических изысканий, - составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и вышло уже из младенчества.

Закон 2. Дабы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла зародиться и развиваться, необходимо, чтобы народы, к нему принадлежащие, пользовались политической независимостью.

Закон 3. Начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип вырабатывает ее для себя при большем или меньшем влиянии чуждых, ему предшествовавших или современных, цивилизаций.

Закон 4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, тогда только достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющие, - когда они, не будучи поглощены одним политическим целым, пользуясь независимостью, составляют федерацию или политическую систему государств.

Закон 5. Ход развития культурно-исторических типов всего ближе уподобляется тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения плодоношения - относительно короток и истощает раз навсегда их жизненную силу».

Таким образом, первое официальное упоминание о цивилизационном подходе относится к 1871 году, году, когда была опубликована книга «Россия и Европа» в журнале «Заря». Спустя полвека идея о формировании типа государства на культурно-исторических параметрах была воссоздана с новой силой в трудах Уолта Уитмена Ростоу, Ханса Елинека, Ганса Кельзена и Арнольда Тойнби.

На данный момент цивилизационная типология обширно подвергнута критике. В числе её достоинств выделяют:

)Определения духовных факторов, безусловно, существенных в тех или иных конкретно исторических условиях.

)Расширение диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, формируя более заземленную типологию государств.

Недостатки такой типологии составляют также два пункта, но они заметно существеннее приведенных достоинств. Недостатки:

)Явная недооценка социально-экономических факторов, определяющих политику конкретной страны.

)Выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела, дали типологию не столько государства, сколько общества. А ведь не стоит забывать, что государство только политическая часть общества, и его параметры не совпадают с критериями общества, как с более широким понятием.

Подводя итог к этой главе, можно смело сказать, что цивилизационный подход ещё не совершенен, возможно, не прошло ещё достаточного количества времени, для его проверки на практике. Но при всех своих недостатках он имеет право на существование, и сыграет ещё значительную роль в развитии курсовой работы.


2. Общество высокого уровня народного потребления


Это понятие вывел в двадцатые годы XX века выдающийся немецкий социолог - Эрих Фромм. Первоначально общество высокого уровня народного потребления именовали метафорой, обозначавшей совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления.

С точки зрения Уолта Уитмена Ростоу такое общество вообще равносильно государству всеобщего благоденствия, которому будет посвящена следующая глава.

Проанализировав около десяти определений великих экономистов и юристов XX века, авторы большой актуальной политической энциклопедии - А. Беляков и О. Матвейчев вывели обобщенное понятие об обществе высокого уровня народного потребления.

Общество высокого уровня народного потребления - широко распространенная метафора для описания состояния современного общества, характеризующегося индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства, бюрократизацией общественной жизни, распространением «массовой культуры», абсолютизацией материальных потребностей человека и приданием потребительству статуса высшей социальной, нравственной ценности.

Подойдет ли это определение для Российского общества, пережившего только за прошлый век две радикальные смены власти? Вполне.

Индустриализация - процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции.

В тридцатые годы СССР пережил сильнейшую индустриализацию, давшую мощный толчок советской экономике, а именно тяжелой промышленности. Урбанизацию наилучшим образом охарактеризует статистика - на 2010 год процент городского населения составил 73,7%. Что равно очень высокому уровню урбанизации.

Стандартизация российского производства добилась менее значительных результатов. Взглянем на отрасль с самым быстрым темпом развития - радиоэлектронный комплекс. Президент Гильдии профессиональных технологов приборостроения, профессор МАИ Аркадий Медведев характеризует её следующим образом: «Российские стандарты радиоэлектронного комплекса находятся в глубоком кризисе. Они настолько устарели, что стали тормозом развития отечественного производства электроники». Автомобильная, военная и космическая промышленности Российской Федерации часто подвергаются иронии. Отечественные средства передвижения не отвечают европейским стандартам безопасности, спутники сами собой падают в океанские глубины, а военнослужащие пользуются автоматом, разработанным в 1949 году. Конечно, гениальную простоту «Калашникова» ценят во всем мире, но работать шестьдесят три года только над модификациями не всегда лучший вариант.

Массовая культура - культура, преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, литература, средства массовой информации, изобразительное искусство. Трудно посчитать, сколько процентов населения Российской Федерации отдают предпочтение массовой культуре.

Во-первых, удивительно, что выставки полотен с обнаженными гениталиями собирают толпы зевак и искусствоведов. Жалко, что обнаженные герои нашего времени не похожи на греческих богов.

Во-вторых, головы граждан забиты музыкальным мусором. Если ещё в XIX веке на светских беседах, баллах и прочих увеселительных мероприятиях хорошим тоном считалась живая классическая музыка, то сейчас вполне достаточно электронного жужжания из колонок. Оперных вокалистов сменили реперы, барабанную установку - драм-машина. Народная музыка забыта, её существование держится на группировках активистов в кокошниках. Классическая музыка перешла в разряд элитарной, хотя до сих пор именитые оркестры сохраняют свою аудиторию. Единственным светлым пятном в массовом котле остаётся рок. Тяжелые гитарные рифы прорывают дорогу к слушателям, не испорченных речитативом про трудную жизнь в картонной коробке. Как ни странно, для старшего поколения музыкальные демоны тоже нашли клетку - поп. Кто-то и ныне верен алым розам, кто-то ловит на радиоволнах завывания про оранжевый воздушный шар и неразделенную любовь. Граждане, навещавшие места лишения свободы, зависимы от шансона, истинного творчества про жизнь.

Нельзя забывать и про визуальное вмешательство в мозг. Литература. Российская Федерация занимает седьмое место в списке самых читающих стран. По статистике, число часов приходящихся на одного человека за чтением равно 7,1. К сожалению, качество читаемого не соотносится с понятием литература. Женские детективы изобилуют предсказуемыми сюжетными ходами и однообразными речевыми поворотами. Книги про конец света и ядерную войну, судя по всему, прежде чем попасть на печатный станок, копируются и вставляются с одного текстового документа в другой. Особое место принадлежит литературе нецензурной. Прошли времена Довлатова, когда меткое бранное слово описывало сразу смесь эмоциональных чувств. Настала эпоха мнимой интеллигенции, вроде не состоявшегося кандидата в президенты - Эдуарда Лимонова, и печатающих уголовников, не добравшихся до шансона. Поколение девяностых в основном листает глянец и комиксы, замысел которых понятен даже не знающему буквы. Но если народ так подвержен визуализации, почему кинематограф не восстановит баланс сил?

Кинематограф - искусство совершенное. В нем сочетаются живопись, в качестве изображения на экране, литература, в роли диалогов, монолога за кадром, различных надписей, и музыка, как соответствующее сопровождение. В принципе, театр обладает теми же чертами, но массовая культура не приняла его в свои ряды. Что из перечисленных выше элементов поставить на первое место решает режиссер. Именно эти люди способны оказать наибольшее воздействие на общество. Правда в России даже примитивная схема преобразовывается в сложнейший механизм. Отечественные гении не имеют влияния в собственной державе, прокатная система заменила их на западный мусор. Не хотелось бы никого оскорблять, таланты есть и в Голливуде, и в независимом кино, просто их ленты не доходят до Российских широт. Массовая культура уверенно твердит: «Фильм со взрывом, лучше чем фильм со смыслом». Положение критическое. А какой вывод? Общество готово потреблять, но государство не может обеспечить его продуктом, поэтому товар поступает из-за границы в огромных количествах. Для общества высокого уровня народного потребления необходимы собственные ресурсы. Когда государство начнет их вырабатывать? Вопрос остаётся открытым.


. Государство всеобщего благоденствия


Государство всеобщего благоденствия - политическая система, при которой специальная политика становится приоритетной деятельностью правительства и государство принимает на себя ответственность за благосостояние всех своих граждан, обеспечивая выплату пенсий, бесплатную медицинскую помощь, бесплатное образование.

Этот термин впервые вывел Лоренц фон Штейн - немецкий философ-гегельянец, правовед, историк, экономист, советник японского правительства.

Наиболее полно концепция «государства всеобщего благосостояния» была сформулирована в 1942 году английским экономистом бароном Уильямом Бевериджем в работе «Социальное страхование и союзнические услуги». Работа отстаивала идею всеобщей системы социального обеспечения и универсальной национальной службы здравоохранения, предоставляющей бесплатные или доступные услуги. Основная задача труда - свести на нет пять серьезных социальных проблем: безработицу, низкий уровень образования, болезни, нищету и бедность.

На практике первой программой государства всеобщего благосостояния считается система национального социального обеспечения, введенная Отто Фон Бисмарком в Германии в 1880-е гг. Полную ответственность за благосостояние граждан возлагало на себя и социалистическое государство.

Для государства всеобщего благосостояния характерно значительное вмешательство государства в экономику, общественная собственность на важнейшие коммунальные предприятия и услуги.

Можно ли назвать Российскую Федерацию государством всеобщего благоденствия? Ведь законодательство РФ прямым образом гарантирует горожанам выплату пенсий и медицинскую помощь, упомянутые в определении Штейна.

Рассмотрим Федеральный Закон О Государственном Пенсионном Обеспечении В Российской Федерации. Долгий поиск не потребуется, пункт первый первой статьи гласит:

«Пенсия по государственному пенсионному обеспечению назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом. Пенсионное обеспечение не предусмотренных настоящим Федеральным законом отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета, может регулироваться другими федеральными законами».

Узнаем мнение СМИ о Пенсионном пособии. Итак, «РИА новости» сообщают: «Трудовая пенсия, которую получают порядка 37 миллионов россиян за три года, с 2012 по 2014 год, вырастет почти на 3 тысячи рублей и достигнет более 11,2 тысячи рублей».

Соответственно пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации закреплено на законодательном уровне и имеет тенденцию к увеличению, а значит, первый шаг государству всеобщего благоденствия сделан.

Ситуация с бесплатной медициной намного сложнее. В главном законе страны - Конституции Российской Федерации в статье 41 в пункте первом четко прописано: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Возникает иллюзия совершенства в области здравоохранения, но её рушит Федеральный «Закон Об Основах Охраны Здоровья Граждан Российской Федерации». Его сухой жесткий текст во втором пункте одиннадцатой статьи информирует: «Медицинская организация - юридическое лицо независимо от организационно - правовой формы, осуществляющее в качестве основного вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность». Понятно, что при рыночной экономике индивидуальные предприниматели располагают более широким спектром услуг, чем бесплатная медицина, и, возможно, делают ставки на качество услуги, которые в действительности часто оказывается выше.

В прессе активно идет обсуждение закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». «Комсомольская правда» также посвятила одну из статей этой проблеме. Статья составлена в форме диалога с экспертом по проблемам здоровья населения и реформам здравоохранения Кириллом Данишевским, который открыто опасается, что платные услуги будут самым решительным образом доминировать над бесплатными, чего и следует ожидать в ближайшее десятилетие.

Бесплатное образование. Конституция строго закрепляет:

«1. Каждый имеет право на образование.

. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

Наличие понятия «конкурсная основа» в третьем пункте статьи в совершенстве должно вывести высшее образование в разряд элитарного. Но реалии показывают, что неспособные учится в государственных учреждениях, отдают документы в частные институты. Результатом является истощение рабочего класса. Если государство нуждается в гражданах со средним специальным образованием, следует ликвидировать частные институты, сократить количество высших учебных заведений и повысить социальные гарантии работника ручного труда.

Есть второй вариант развития политики в области образования. Японская модель. Ввести всеобщее обязательное бесплатное высшее образование, после которого гражданин уже самостоятельно выстроит жизненный путь в зависимости от способностей и таланта.

Сейчас, для объективной картины восприятия Российской Федерации как государства всеобщего благоденствия, будет приведен небольшой социологический опрос двух студентов Юридического факультета о данных проблемах.

)Мнения о медицине.

Первый студент считает, что медицина в Российской Федерации должна быть платной, так как денежное вознаграждение врача гарантирует качественное лечение.

Второй студент подошел к проблеме с другого ракурса, и решил что медицина должна оставаться доступной для всех, потому что не каждому хватит заработной платы для поддержания собственного здоровья.

)Мнения о пенсионном пособии.

В вопросе о пенсионном пособии мнения сошлись в едином порыве - пособие должно остаться, а его размер соответствовать занимаемой некогда должности.

)Мнения о высшем образовании.

Наконец, мнения о высшем образовании. Первый студент считает идеальным образованием то, где на всех факультетах одного университета одинаковое количество бесплатных мест, и на каждом факультете равное число бюджетных и платных мест. Второй студент просто предложил снизить стоимость обучения по стране в два раза.

Вывод - Российская Федерация не является страной всеобщего благоденствия. Здесь рассмотрено всего три примера, из которых только один может считаться подтвержденным. А если провести более доскональное исследование, вывод наверняка не изменится. Скрывается ли проблема в политике, или тянется от истоков?


. Реалии Российской Федерации через призму цивилизационного подхода


Если отбросить излишний скептицизм и представить, что в Российской Федерации «культурный элемент представляет собой душу, кровь, лимфу, сущность цивилизации, что в сравнении с ним экономический и тем более политический планы кажутся искусственными, заурядными созданиями природы и движущих сил цивилизации».

Ясность в приведенный тезис внесет определение культуры.

Культура - область человеческой деятельности, связанная с самовыражением человека, проявлением его субъективности.

Что необходимо для государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления в цивилизационном подходе?

)Обеспечение свободы и социальной защиты граждан.

Это регламентирует конституция Российской Федерации в первой главе во второй статье.

«Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

)Обеспечение основных прав граждан.

Статья двадцатая второй главы конституции РФ.

«Каждый имеет право на жизнь».

Статья двадцать шестая.

«Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности».

)Конечно, для цивилизационного подхода главным всегда остаётся культурный фактор.

Статья сорок четвертая.

. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Логичным образом, для соответствия с предметом данной работы Российская Федерация должна развиваться как государство, обеспечивающее экономическую стабильность граждан, потребляющих неимоверное количество товара, и остающихся преданными культурным идеалам.

А какой предстает Россия перед цивилизационным подходом?

В области культуры государство больше внимания уделяет системе образования. В 1992 г. был принят закон «Об образовании», положивший начало реформированию российской средней и высшей школы. В законе декларировался отказ от командно-административного управления системой народного образования, приоритет гуманистических принципов в обучении и воспитании, адаптивность системы образования. Средним и высшим учебным заведениям была предоставлена определенная академическая свобода. Главной своей задачей государство считает сохранение единого образовательного пространства страны.

За 90-е годы резко изменилось культурное пространство России. На первый план выдвинулась массовая культура. Шоу-бизнес занял прочные позиции на радио, телевидении, в периодической печати, в массовых зрелищных мероприятиях. Книжный рынок, насытив первоначальный спрос населения на детектив, мистику, стал способен удовлетворять потребности в самой разнообразной литературе. Большинство театров, музеев других учреждений культуры, преодолев серьезные материальные трудности первых лет экономических реформ, сумели найти свою нишу и приспособиться к новым реалиям.

Снятие идеологических преград позволило России резко активизировать культурные связи с миром. Наряду с западной массовой культурой, со всеми ее негативными явлениями, расширение контактов с зарубежными странами в целом оказало позитивное влияние на российскую культуру. Современные средства международной информации значительно раздвинули культурные горизонты, сделали мировые культурные события мгновенным достоянием и граждан нашей страны.

Результатом распространения массовой культуры стал рост уровня потребления. Даже ключевое понятие социального устройства - счастье рассматривается как абсолютизированный принцип общества потребления. Счастье наделяется количественными характеристиками, измеряемыми посредством атрибутов социальной дифференциации, лежащими в основе современной демократии, смысл которой сводится к равенству всех людей перед знаками успеха, благосостояния. Иными словами, потребительская ценность товаров абсолютна и не зависит от конкретного человека. Навязанная идеология потребления, утверждающая, что обладание нужными предметами приводит к ликвидации отрыва от превосходящих классов, поддерживает веру человека в демократию посредством мифа о равенстве людей.

В современной России не существует рационального потребителя, самостоятельно осуществляющего свой выбор. Индивидуальный, продиктованный реальными потребностями выбор иллюзорен - он продиктован самой структурой общества потребления, придающей значение не предметам, а абстрактным ценностям, тождественным отчуждённым от них знакам. Потребности производятся вместе с товарами, которые их удовлетворяют. В основе выбора товара лежит стремление к социальному отличию, и, поскольку поддержка таких отличий есть жизненное условие существования современной цивилизации, потребность всегда остаётся неудовлетворенной. Социальная обеспеченность, «счастье» становятся императивами общества потребления, которое не поощряет пассивность и экономность, поскольку за ними следует утрата потребительской способности.

Вывод этой точки зрения. Законодательство обеспечивает граждан естественными правами и материальными благами. Общество расхватывает, не успевший остыть товар потребления, доставленный со всевозможных точек света. А интерес к культуре растет с каждым днем. Поп-арт, характеризующейся отображениями элементов быта находит в умах ценителей особое толкование, и вызывает у случайных зевак истинное восхищение.

Церковь, не смотря на светское государственное устройство, вмешивается в политические прения с поддержкой одного из кандидатов на чисто демократических выборах. За что получает протестантские выступления внутри храмов и попадает в зал судебных заседаний для дачи показаний, тем самым умоляя свой авторитет перед истинно верующими гражданами.

И с помощью формационного, и цивилизационного подходов видны ужасы разлагающегося государства. Иллюзии государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления могут возникнуть у лиц, не следящих за политическим развитием страны, отвлеченных на массовую культуру и бытовые заботы. Методы, которые позволят руководящим лицам Российской Федерации не создавать иллюзии благоденствия, а честно информировать население о государственных достижениях и о положении дел на политическом фронте, не стесняясь результатов.


Заключение


На протяжении всей курсовой работы проводился анализ и выявление проблем, как социальных, так и политических, в Российской Федерации. Было установлено, что при данном уровне развития общество государство всеобщего благоденствия выглядит утопией, общество высокого уровня народного потребления - несформировавшимся организмом, а цивилизационный подход - указателем на недостатки. Поэтому сейчас будут изложены прогрессивные предложения по модернизации Российского государства.

Первая необходимая инновация - иной порядок перераспределения доходов между бюджетами. Сейчас в основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Правильной корректировкой стала бы отмена равенства между бюджетами федеральных округов. Каждый федеральный округ имеет необходимые ресурсы для самостоятельного формирования собственного бюджета, на который он бы и существовал. Государство ежегодно бы взимало фиксированный налог с каждого округа. Такая постановка решала бы проблему перекачивания денег из Сибирского федерального округа в Северо-Кавказский.

Следующий шаг к модернизации общества и государства - введение бесплатного высшего образования, как во времена СССР. Для этого придется свернуть с курса западной системы, отказаться от тестирования и снова ввести внутривузовские вступительные экзамены. Низшей ступенью обучения - установить, игнорируемый сейчас, специалитет. Высшие учебные заведения должны спонсироваться из бюджета федерального округа, на территории которого они располагаются. А для большей эффективности выпускники ВУЗов будут в обязательном порядке участвовать в программе распределения по областям. Минимальный срок работы на отведенном предприятии - три года.

Во избежание народных бунтов и революционных воззрений в обществе, следует подвергнуть редакции восемьдесят первую статью конституции. Пункт первый: «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании». В истинно демократических странах срок полномочий президента составляет четыре года. Очередь пункта третьего:

«Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». При такой трактовке возможно появление диктатора, использующего подставное лицо, для чередования на должности президента. Слово «подряд» из статьи следует удалить.

Также государство всеобщего благоденствия не может существовать без обеспечения всех граждан бесплатным жильем. Первая статья «Жилищного кодекса Российской Федерации» гласит: «Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению». К законодательству никаких претензий быть не может, основные права граждан описаны подробно и понятно, но практика имеет значительные расхождения с теорией. Поэтому для достижения государства всеобщего благоденствия «Жилищный кодекс» должен начинаться фразой: «Государство обязывается обеспечить каждого гражданина Российской Федерации, достигшего совершеннолетия, бесплатным жильём». Конечно, такая преамбула к «Жилищному кодексу» звучит утопично, но она в совершенстве отражает права человека, выраженные в определении государства всеобщего благоденствия. И её исполнение, как ни что иное, даст опору для растущего государства всеобщего благоденствия.

Следующим шагом станет военная служба. Статья первая федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», пункт первый.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе;

Один из немногих примеров, когда за основу стоит взять структуру, разработанную в Соединенных Штатах Америки.

Если ещё в СССР, как в тоталитарном государстве, основным направлением в экономике была оборонная промышленность, то в демократической Российской Федерации основное направление просто перестало существовать. Армия лишилась передовых разработок и, в целом, средств для существования. 16 марта 1992 года Указом Бориса Николаевича Ельцина были созданы Вооружённые Силы Российской Федерации в оперативном подчинении Главкомата ОВС, а также Министерство обороны, которое возглавил сам президент. Наконец, 7 мая был подписан указ о создании вооружённых сил, а Ельцин возложил на себя обязанности Верховного Главнокомандующего, совершив неконституционный шаг - поправка в конституцию РСФСР 1978 года, наделяющая президента полномочиями Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами, вступила в силу только 4 января 1993 года. Первым министром обороны стал генерал армии Грачёв, ему же первому в Российской Федерации было присвоено это звание.

Но ни Верховный Главнокомандующий, ни генерал, не остановили деградации Вооруженных Сил Российской Федерации, как социального института. Поэтому массовые уклонения от военной службы переросли в обыденное явление.

В итоге, самым оптимальным будет переход Вооруженных сил на контрактную основу, также как в Соединенных Штатах Америки после окончания войны во Вьетнаме. Неэффективные программы, вроде «Государственной программы развития вооружений на 2007-2015 годы», не следует даже начинать. На сегодняшний день предельно ясно, Вооруженные силы нуждаются в увеличении ежегодного финансирования, минимум в два раза.

На каком бы культурно-историческом типе не базировалось государство - без надлежащей армии долго оно не просуществует.

Цель работы достигнута, проанализированы подходы к определению понятий государства всеобщего благоденствия, цивилизационного подхода, общества высокого уровня народного потребления. Проведены параллели с Российской Действительностью. Вынесены предложения, и, возможно, они ещё не совершенны и требуют серьезной доработки, но главная задача выполнена - они воздвигнуты. И вполне допустимо, что в скором времени кто-то из молодых юристов возьмется за их реализацию.


Список литературы


1.Кастельс М. Галактика: Размышления об обществе. Екатеринбург, 2011. С. 83 - 140;

2.Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2010. С. 157 - 313, 399 - 434, 455 - 464;

3.Кастельс М. Могущество самобытности // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 2009. С. 292 - 308;

4.Кастельс М. Становление общества сетевых структур // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология /Под ред. В.Л. Иноземцева. М., 1999. С. 492 - 505;

5.Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 130 - 164;

6.Паринов С.И. К теории сетевой экономики. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2012. С. 15 - 38.

7. Еляков, А.Д. Современное информационное общество [Текст] / А.Д. Еляков // Высшее образование в России. - М.: 2011. - 115 с.

8. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика: теоретические концепции, проблемы, прогнозы. - М. [Текст]: Изд-во МГУ, 2005. - 95 с.

9. Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. [Текст] / Научное издание. Москва: «Academia», 2012,576 с.

10. Интернет и современное общество. [Текст] // СПб.: Изд-во СПбГУ, 2009. - 284 с.

11. Коротков А.В., Кристальный Б.В., Курносов И.Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. [Текст] // Под науч. ред. А.В. Короткова - М.: ООО «Трейн», 2007. - 472 с.


Теги: Иллюзии государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления в цивилизационном подходе  Курсовая работа (теория)  Философия
Просмотров: 5641
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Иллюзии государства всеобщего благоденствия в обществе высокого уровня народного потребления в цивилизационном подходе
Назад