Духовная жизнь общества

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Всероссийский заочный финансово-экономический институт

Кафедра Философия

Факультет: финансово-кредитный


Контрольная работа

Духовная жизнь общества


Студент

Кудинова Олеся Александровна

Курс 2

Личное дело №11ФЛБ 00844


Новороссийск 2012


Содержание


Введение

. Социальная природа духовной жизни общества

. Содержание духовной жизни общества

3. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Обьясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие

Заключение

Литература

социальный духовный общество материальный

Введение


"Человечество, если оно не хочет бессмысленно топтаться во тьме, на своем пути должно нести перед собой свет. И, пожалуй, не только свет разума, но и свет нравственности; к этому необходимо стремиться и всем наукам и искусствам…" И. Чапек.

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и прочее.

Человек-это существо общественное. Потому что непременным условием, так сказать, допуска в жизнь общества является процесс социализации, то есть освоение им специфически человеческого образа жизни, основных ценностей материальной и духовной культуры.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семья, право и другие.

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные), - рассматриваются обычно как части, составляющие единое целое, называемое духовной культурой, духовной жизнью общества, что и будет предметом дальнейшего анализа.

1. Социальная природа духовной жизни общества


"Так или иначе, человек живет как бы на перекрестке времени - прошлого и настоящего. Смерть памяти - смерть духа, ибо она, память, - познание накопленным опытом самого себя, истоков и направления бытия…" Ю. Бондарев.

Духовную сферу общественной жизни отличают ярко выраженные многоплановость и разнообразие. Человечество смогло выработать немало способов духовного постижения и освоения мира: научный, эстетический, нравственный, религиозный и другие. Каждый из них схватывает лишь какую-то часть реальности, а в совокупности они образуют своеобразное системное единство, как существенные различия способов духовного освоения мира, так и их взаимодополняемость, внутренняя взаимосвязь

Духовная жизнь общества - область бытия, в которой объективная, надындивидуальная реальность дана не в виде противостоящей человеку внешней предметности, а как идеальная реальность (присутствующая в нас самих, являющаяся неотъемлемой частью личности человека), совокупность смысложизненных ценностей, присутствующая в нем самом и детерминирующая содержание, качество и направленность социального и индивидуального бытия.

Дух, идеальное начало, не существуют сами по себе, вне человека, но в то же время они надиндивидуальны , всеобщи, объективны, то есть от человека вроде и не зависят. Этот непонятный феномен таких идеальных начал составляет суть проблемы духа. Проблема духа, проблема духовности - это есть определение высшего уровня освоения человеком своего мира, отношения к нему - природе, обществу, другим людям, к себе. Это проблема выхода человека за рамки узко эмпирического бытия, преодоления себя "вчерашнего" в процессе обновления и восхождения к своим идеалам, ценностям и реализации их на своем жизненном пути. Следовательно, это проблема "жизнетворчества". Внутренней основой самоопределения личности является "совесть" - категория нравственности. Нравственность же является определителем духовной культуры личности, задающей меру и качество свободы самореализации человека.

Таким образом, духовная жизнь - важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность, поэтому философы всегда уделяли особое внимание этому. Один из самых первых философов, которых интересовала проблема духа, был Платон. Он предпринял фундаментальную попытку поставить и разрешить этот вопрос. В его философии бесплотное, неопределенное идеальное начало превращается в достаточно четко систематизированную, иерархизированную структуру, которая буквально держит мир, составляет его основу. Именно идеальное начало оказывается первосущим, а материальный мир - лишь его несовершенным подобием.

Далее продолжение так сказать "Линии Платона", было в Средневековье. Это своеобразное развитие проявилось в христианстве. Христианская религия весьма существенно изменила шкалу основных жизненных ценностей. Легкое пренебрежение Платоном материальным миром сменилось его однозначным принижением и соответственно возвеличиванием духа, ибо сам Бог есть в конечном счете духовное начало.

Позже произошла смена философских предпочтений и началась новая историческая эпоха. Эпоха рационализма! Люди гласили: "Разум правит миром!", но этот разум был уже не Божим, а человеческим. Это было в восемнадцатом веке, когда реальные успехи человеческого разума были настолько велики и очевидны, что каких-либо преград светоносному разуму просто не замечали. Не смотря на то, что люди верили в рациональное управление историей, в эту эпоху произошло много переворотов и очень много колоссальных малопонятных жертв и страданий!

Но стоит отметить труды Карла Маркса (сделанные в эту эпоху). Ему принадлежит несомненная заслуга четкой постановки и решения вопроса о происхождении человеческого разума и движущих пружинах его эволюции. Его концепция материалистического понимания истории, смысловым стержнем которой была идея зависимости общественного сознания от общественного бытия, позволяла просто и логично объяснить как само появления человеческого разума, так и многие его последующие приключения. Более простого и ясного рационалистического решения этой проблемы пока еще никто не предложил.

Карл Маркс недаром выделил зависимость общественного сознания от общественного бытия, ведь структурирующим элементом духовной жизни общества является общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание - это целостное духовное образование, включающее чувства, настроения, идеи и теории, художественные и религиозные образы, отражающие те или иные стороны общественной жизни и являющиеся результатом активной мыслительно-творческой деятельности людей. Общественное сознание - это феномен, социально обусловленный как по механизму своего зарождения и реализации, так и по характеру своего бытия и исторической миссии.

Сознание как отражение и активно-творческая деятельность способно, во-первых, адекватно оценивать бытие, обнаруживать в нем скрытый от повседневного взгляда смысл и осуществлять прогноз, во-вторых, через практическую деятельность влиять на него и преобразовывать его. Общественное сознание есть результат совместного осмысления социальной действительности практически взаимодействующими между собой людьми. В этом, собственно, и состоит его социальная природа и основная особенность. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью по отношению к общественному бытию. Оно не просто отражает последнее, а раскрывает его суть, внутреннюю логику.

Затем на смену рационалистической философии пришла неклассическая философия. Она сознательно культивировала иррационализм. На этом пути было открыто немало интересных истин.

Исторические эпохи меняются из-за смены философских предпочтений. Что можно сказать о нашей современной духовной ситуации?

Характерной чертой современной духовной ситуации является ее глубочайшая противоречивость. С одной стороны, в ней есть надежда на лучшую жизнь, захватывающие дух перспективы. С другой - она несет тревоги и опасения, поскольку отдельный человек остается в одиночестве, теряется в грандиозности происходящего и море информации, утрачивает гарантии защищенности.

Ощущение противоречивости современной духовной жизни нарастает по мере того, как одерживаются блестящие победы в науке, технике, медицине, увеличивается финансовое могущество, растет комфорт и благополучие людей, приобретается более высокое качество жизни. Обнаруживается, что достижения науки, техники и медицины могут быть использованы не во благо, а во вред человеку. Ради денег, комфорта одни люди способны беспощадно уничтожать других.

Таким образом, главное противоречие времени состоит в том, что научно-технический прогресс не сопровождается прогрессом нравственным-

"В прошлом опасность было в том, что люди становились рабами. Опасность будущего в том, что люди могут стать роботами". Эрих Фромм.

Истоки проблемы духовной жизни общества коренятся в двойственной материально-духовной природе самого человека. Духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности. Но генетическая связь духа с практической деятельностью человека никогда не прерывается.

Генетически духовная сторона бытия человека возникает на основе его практической деятельности как особая форма отражения объективного мира, как средство ориентации в мире и взаимодействия с ним. Как и предметно-практическая, духовная деятельность следует в целом законам этого мира. Разумеется, речь не идет о полном тождестве материального и идеального. Суть заключается в их принципиальном единстве, совпадении основных, "узловых" моментов. При этом создаваемый человеком идеально-духовный мир (понятий, образов, ценностей) обладает принципиальной автономностью, развивается и по своим собственным законам. В результате он может очень высоко воспарить над материальной действительностью. Однако полностью оторваться от своей материальной основы дух не может, поскольку в конечном счете это означало бы потерю ориентации человека и общества в мире. Результатом такого отрыва для человека является уход в мир иллюзий, психические болезни.

Все мыслительные операции формируются в результате своеобразного переноса внешнепредметных действий во внутренний идеальный план. Это обстоятельство создает объективную основу вроде бы чисто субъективной человеческой духовности.

Кроме того, у духа есть еще одно основание объективности. Различные продукты духовной деятельности (идеи, нормы, идеалы) раз возникнув и доказав свою практическую значимость, сохраняются в социальной памяти человечества неограниченно долго. Но для того, чтобы стать объектом всеобщего внимания и передаваться из поколения в поколение, любое духовное образование должно материализоваться, воплотиться во что-то предметное (знак, символ, звук, изображение). Это "опредмечивание" идеального одновременно выступает и как его объективизация. Такая новая реальность, (не сами по себе тексты, звуки, правила, а их смысл, содержание!) обособляется от отдельного человека и выступает по отношению к нему, а также ко всем последующим поколениям людей, как нечто объективное, то есть независимое от сознания конкретных людей, но в то же время вне этого сознания просто не существующее. Средства общения людей, языки, правила логического мышления, представления о красоте, справедливости, истине становятся мыслительными формами, приобщение к которым и составляет суть процесса социализации человека, то есть усвоение им основных норм культуры.

Подведем итоги

Понятие духовности не исчерпывается разумом, рациональностью, культурой мышления, уровнем и качеством знаний. Не формируется духовность и исключительно посредством образования.

Главное здесь - не накопление разнообразных знаний, а их смысл и цель. Духовность есть обретение смысла. Духовность - свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения "истины, добра и красоты" и других высших ценностей.


. Содержание духовной жизни общества


"Да, память и культура- это совесть многих поколений, всех тех, кто жил, строил, любил, страдал, боролся за нас и тех, кто живет сейчас…" Ю. Бондарев.

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом схожа . Но содержание духовной жизни общества весьма сложно. Его ядром является общественное и индивидуальное сознание.

Элементы духовной жизни общества:

.духовные потребности;

.духовная деятельность и производство;

.духовные ценности;

.духовное потребление;

.духовные отношения;

.проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному общению. В отличие от природных духовные потребности заданы не биологически, а социально. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет. Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные потребности более высокого порядка - освоение богатств мировой культуры, участие в их создании и т.д. - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер. Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная деятельность - форма активного отношения человеческого сознания к окружающему миру, результатом которого являются:

. новые идеи, образы, представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных воззрениях;

. духовные общественные связи индивидов;

. сам человек.

Особенностью духовной деятельности является принципиальная невозможность отделить применяемые в ней "средства труда" (идеи, образы, теории, ценности) в силу их идеального характера от непосредственного производителя.

Поэтому в духовной деятельности все замыкается на творческую индивидуальность.

Духовные ценности - категория, указывающая на человеческое, социальное и культурное значение различных духовных образований (идей, теорий, образов), рассматриваемых в контексте "добра и зла", "истины или лжи", "прекрасного или безобразного", "справедливого или несправедливого". В духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и условия его бытия.

Ценности - форма отражения общественным сознанием объективных тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и других человечество выражает свое отношение к наличной действительности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любая ценность "приподнята" над действительностью, содержит в себе должное, а не сущее

Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой смысл, перестать соответствовать новой эпохе. Но, не смотря на это, усилия отдельных личностей, продуцирующих духовные ценности, способны обогатить все человечество (такие как: идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Коперника, Шекспира, Маркса, Л. Толстого, Достоевского, Эйнштейна и др.)

Духовное потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей. Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой, средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об усреднении и стандартизации потребностей и вкусов людей.

Вместе с тем сознательное потребление подлинных духовных ценностей (познавательных, художественных, нравственных и др.) выступает как целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое общество заинтересовано с точки зрения долгосрочной перспективы и будущего в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации общества практически во всех его измерениях.

Духовные отношения - категория, выражающая взаимозависимость элементов духовной сферы общества, многообразные связи, возникающие между индивидами, социальными группами и общностями в процессе их духовной жизни и деятельности.

Духовные отношения существуют как отношения интеллекта и чувств человека или группы людей к тем или иным духовным ценностям (воспринимает он их или нет), а также как его отношения к другим людям по поводу этих ценностей - их производства, распространения, потребления. Основными видами духовных отношений являются познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, а также духовные отношения, возникающие между наставником и учеником.

Духовное общение - процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен идеями, ценностями, деятельностью и ее результатами, информацией, опытом, способностями, навыками; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.


. Охарактеризуйте взаимоотношения между материальным и духовным производством. Обьясните, в чем состоит их сходство и в чем принципиальное различие


"Материальное производство - производство, напрямую связанное с созданием материальных благ, удовлетворяющих определённые потребности человека и общества. Материальному производству противопоставляется непроизводственная сфера, которая не имеет своей целью изготовление вещественных ценностей. Материальное производство основывается на применении техники и технологий, а также на производственных отношениях между людьми.

Духовное производство - это коллективная деятельность по созданию идей, ценностей и принципов или "производство сознания в особой общественной форме". Духовное производство лежит в основе таких "видов освоения действительности" как наука, искусство и религия. При этом мораль, право и политика к духовному производству не относятся, поскольку складываются стихийно. Оно рассматривается как дополнение к материальному производству". (Из словаря Ожегова).

Как уже было сказано ранее, структура духовная жизнь человечества происходит и отталкивается от жизни материальной.

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. И те, и другие - суть связи и отношения между людьми, то есть субъекты отношений одни и те же. Следовательно, вся разница между двумя основными видами отношений заключается в их основании: по поводу чего они складываются. Если это основание материальное, то и отношение будет таковым. Если это - идея, понятие, образ, то и отношение будет духовным.

И так, в чем же заключается специфика духовного производства и его отличия от производства материального?! Прежде всего в том, что его конечным продуктом являются идеальные образования, обладающие целым рядом замечательных свойств. И, пожалуй, главное из них - всеобщий характер их потребления. Нет такой духовной ценности, которая не была бы в идеале достоянием всех!

Материальные блага ограничены. Чем больше людей на них претендует, тем меньше приходится на долю каждого. А вот с духовными благами все иначе - от потребления они не убывают и даже наоборот возрастают.

Вспомним фразу " Труд есть источник всякого богатства". Уж по отношению к богатству духовному эта фраза верна на все сто процентов. Создающий это богатство труд имеет ряд особенностей, главная - это всеобщий характер. Духовный труд- это всеобщий труд! Это значит, во-первых, что данный труд осуществляется не только современниками, но и всеми предшественниками, когда- либо обращавшихся к той или иной проблеме. А во-вторых, всеобщий характер духовного труда означает, что усилия отдельного работника умственного труда способны обогатить разом все человечество. И еще, продукты духовного труда изначально общественные. В отличии от продуктов материального производства они по природе своей не предназначены для индивидуального потребления.

Духовная деятельность самоценна, она обладает значимостью нередко безотносительно к результату. В материальном производстве такого почти не встречается. Материальное производство ради самого производства, план ради плана, конечно нелепость! А вот искусство для искусства вполне реально!

В чем же еще разница?! В области материальных благ больше ценится не их создатель, а их обладатель. В духовном производстве все иначе.

Далее, в материальной сфере подавляющему большинству членов общества навязывается сам труд, в то время как продукт изымается. В сфере духовной навязывается большинству как раз продукты труда (идеи, образы, принципы и т.д.), сам же процесс их создания остается недоступным. То есть разделение производства и потребления налицо и в духовном производстве.

Именно несоответствие индивидуального способа производства духовных ценностей и общественного характера их присвоение является движущей силой его развития. Прослеживаемая в будущем перспектива развития духовного производства - в расширении возможностей всех без исключения индивидов участвовать в производстве, а не только в потреблении духовных благ.


Заключение


Духовная жизнь человека и человечества - феномен, который, как и культура, отличает их бытие от чисто природного и придает ему социальный характер. Через духовность идет осознание окружающего мира, выработка более глубокого и тонкого отношения к нему. Через духовность идет процесс познания человеком самого себя, своего предназначения и жизненного смысла.

История человечества показала противоречивость человеческого духа, его взлеты и падения, утраты и обретения, трагизм и громадный потенциал.

Духовность сегодня - условие, фактор и тонкий инструмент решения задачи выживания человечества, его надежного жизнеобеспечения, устойчивого развития общества и личности. От того, как человек использует потенциал духовности, зависит его настоящее и будущее.

"Вы живете в мире, который быстро меняется. Завтрашний, он будет непохож на вчерашний, потому что вы будете менять его своими действиями, своими желаниями, своими знаниями. Но, чтобы менять мир в соответствии со своей мечтой, нужно знать его закономерности. Чтобы управлять будущим, нужно хорошо разбираться в настоящем, зная, как оно возникло из прошлого. Попробуем?.." Л.В. Поляков.


Литература


1.Философия - учебник для вузов, под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, профессора В.П. Ратникова. Издательство объединение "ЮНИТИ" 1998 год.

.Философия - учебник для вузов, под редакцией профессора В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону "Феникс" 2008 год.

.Интернет - репозиторий образовательных ресурсов. КОПР

."Духовная жизнь общества" А.К. Уледок. 1980 год.

."Афоризмы" сост. В.Г. Носков. Москва Мир энциклопедий Аванта+. Астрель. 2009 год.

.http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 43870


Теги: Духовная жизнь общества  Контрольная работа  Философия
Просмотров: 27946
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Духовная жизнь общества
Назад