Человек как личность

Оглавление


Введение

1. Философская антропология

1.1 История антропологических учений

1.2 Проблема человека в философия жизни

1.3 Феноменология Гуссерля

1.3.1 Понятие «Человек»

1.4 Антропология Соловьева

1.4.1 О Соловьеве В.С.

1.4.2 Основные аспекты антропологии Соловьева В.С.

1.4.3 Любовь - субъективно-человеческое чувство

2. Человек как личность

2.1 Человек, индивид, индивидуальность, личность

2.1.1 Личность

2.1.2 Социальная типология личности

2.2 Социализация личности

2.2.1 Фазы социализации личности

2.3 Проблема сущности и существования в философском учении о человеке

2.3.1 Биологическое и социальное в человеке

2.4 Личность и общество

Заключение

Список литературы


Введение


Легко быть Богом, легко быть Зверем, Человеком быть тяжело.


Основным вопросом большинства наук является изучение человека, окружающего его мира, и их взаимодействие. Одна из древнейших наук Философия, как любовь к мудрствованию, пытается осмыслить проблему человека, его деятельности и существования с различных сторон, и придать ей системность. Раздел философского знания, изучающий биологическую, психическую, социальную часть человека, менталитет и астральное тело называется Антропология. Это учение ставит задачу возникновения человека, и именно в этом разделе рассматривается вопрос «Человек как Личность».


1. Философская антропология


Пожалуй, ни об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии.

Философия - «любовь к мудрости» (от rpeч. phileo- люблю и sophia-мудрость) - возникает в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке - в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении с другими формами человеческой духовной деятельности. [3]

В самом общем смысле философия - это особый вид теоретической деятельности, отличающийся рациональностью, системностью и целостностью, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира.

В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов. Традиционно философия включает онтологию - учением о бытии, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Также выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую Антропологию (от греч. antropos - человек и logos - учение) -учение о человеке.


.1 История антропологических учений


В философии Древнего Востока понимание человека формируется на основе мифологического понимания мира. Во главе угла стоит нравственность человека, путь освобождения его от мира объектов и страстей.

Восточной философии свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом. Он связан с трансцендентальным бытием и миром.

В Древней Греции человек есть органическая часть космоса, он есть его образ, микрокосм и микротеос. Даже боги есть просто реальные действующие лица. Оттуда взяла начало философия западного мира и по канонам античной философии с понятием калокагатии - сочетание внешней физической красоты и внутреннего нравственного совершенства - получили развитие культура возрождения, гуманизм, и антропология.

Во времена средневекового христианства человек есть часть порядка, установленного богом. Он есть его образ и подобие. Внутренне раздвоен в результате грехопадения, есть единство божественной и человеческой природы, причем каждый имеет возможность приобщения к божественной благодати и стать сверхчеловеком. В социальном плане человек есть ничтожество и винтик, его задача приобщиться к богу и найти спасение. Драма человеческой жизни - грехопадение, смысл жизни - искупление. Три составляющие внутреннего мира: разум - сердце - воля.

Ренессанс, Новое время. Основная проблема - Антропоцентризм, развивается Гуманизм - система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его прав на свободу, счастье и равенство, борьба за создание условий для свободного развития творческих сил и способностей человека.

Человек есть автономное, земное существо. Изначально в нем заложено стремление к добру. Утверждается вера в безграничные силы человека и его возможности. Утверждается свобода воли и выбора, свобода творчества, причем каждый волен либо возвыситься, либо упасть до животного состояния. Этот период дал очень много мыслителей, известных философов и их выдающихся трудов, появилось множество направлений и точек зрения на положение человека в иерархии мира, на его внутренний мир и деятельность.


1.2 Проблема человека в философия жизни


Специфика человека в феномене жизни, который сильно сближает с органическим, биологическим, либо истолковывается в культурно-историческом плане. В философии жизни на первый план выдвигаются вне мыслительные способности человека: чувство, воля или интуиция. Сознанию противопоставляется бессознательное, глубинный источник человеческого поведения.


.3 Феноменология Гуссерля


Феноменология (от слова «феномен», т.е. явление) - одно из направлений философской мысли, оказавшее значительное влияние на весь ход европейского философского развития XX в. Основателем феноменологии явился немецкий философ Э. Гуссерль (1859-1938). Феноменологический подход, разработанный Э. Гуссерлем, лег в основу ряда направлений современной философии. Пытается преодолеть замкнутость личности, поэтому переживание считает изначально направленным на внешний мир. Человек не просто существо, а существо в мире. Сознание человека понимал как манифестацию человека в языке, труде, религии. Человек - существо, которое создает символы самого себя, культуру.


.3.1 Понятие «Человек»

Продолжатели Гуссерля ставят задачу на основе частных наук о человеке, биологии, психологии, социологии воссоздать целостное понятие о человеке. Итог в современном понимании:

. Человек и уникален, и универсален. Человек - венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями. Но он и универсален, ему ничего не чуждо - ни космос, ни грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность.

. Человек есть соотношение внутреннего и внешнего, интерналистского и экстерналистского. Духовный мир человека - это его внутренняя доминанта, она символизируется в различных формах его деятельности, в игре, труде, художественном творчестве. В итоге он оказывается существом социальным, общественным.

. Человек есть единство, но он еще состоит и из частей. Человек биологический, действующий, разумный, чувственный, рациональный, этический - все это объединено в каждой конкретной личности.

. Человек - существо историческое, и в качестве такового он стремится энергично внедрится в будущее. Человек обеспокоен своим будущим, ибо его везде ожидают кризисы, он и есть существо кризисное.

. Человеку не избежать бремени ответственности пред самим собой. Понимая это, он видит выход из ситуации в синтезе гуманистических подходов и идеалов, равно как и в их обновлении.


.4 Антропология Соловьева


.4.1 О Соловьеве В.С.

Философское учение о человеке интересно трактовал великий русский философ Соловьев Владимир Сергеевич. Место и значение творчества Вл. Соловьева в истории русской мысли определяются тем, что он явился завершителем и систематизатором русской философской классики. Реализуя принцип всеединства, он стремился к максимальному теоретическому обобщению опыта предшествующего философского и культурного развития. В его философии нашли отражение в переосмысленном виде идеи едва ли не всех выдающихся западноевропейских и русских мыслителей.[2, с.307]


.4.2 Основные аспекты антропологии Соловьева В.С.

Учение о человеке тесно связано у Вл. Соловьева с представлением о миссии всего человечества. Миссия человечества не может быть полностью реализована отдельным человеком, но именно по ней следует судить о природе человека вообще. Будучи сознательно-разумным существом, человек потенциально способен вместить в себя, т.е. осмыслить своим сознанием, все мироздание. Человек есть особый посредник между Богом и земным миром. «Связующее звено между божественным и природным миром есть человек», - пишет Вл. Соловьев. В качестве посредника между божественным и земным человек призван завершить эволюцию природы. Это означает не только то, что человек выступает последней вершиной этой эволюции.

Главное состоит в способности человека к духовному самоусовершенствованию. Достижение человеком гармонии духовной жизни означало бы одновременно установление гармонии социальной и космической.

Предназначение человечества состоит именно в достижении гармонии человеческого духа, общества и природы, т.е. в достижении положительного всеединства. Однако на пути к положительному всеединству стоит множество преград. Главная из них заключена в самом человеке. Дело в том, что, занимая промежуточное положение между божественным и земным, человек по необходимости противоречив. «Человек есть вместе и божество и ничтожество», - отмечает Вл. Соловье. Противоречивость человеческой природы не нуждается в специальных доказательствах, потому что она издавна составляет общую тему как поэтов, так и психологов и моралистов.

В человеке действуют две противоположные силы: стремление к эгоистическому самоутверждению, порождающее зло и страдания, и духовное стремление к единению с другими людьми, обществом и природой - сила божественная, способная преодолеть зло и страдания. Борьба между двумя силами происходит не только в душе отдельного человека, но составляет движущую силу развития общества как исторического процесса. Согласно Вл. Соловьеву, человек есть существо нравственное по преимуществу. Именно нравственность, наряду со способностью к теоретическому познанию, выделяет человека из остального мира, возвышая его от животного существования к собственно человеческому. В основе нравственности лежат три свойства человека: чувство стыда, жалость и чувство благоговения.Специально вопросам нравственности посвящен обширный труд Вл. Соловьева «Оправдание добра или нравственная философия». В нем обстоятельно рассмотрен широкий круг проблем, связанных с философским осмыслением нравственности.


.4.3 Любовь - субъективно-человеческое чувство

Особую роль в антропологии Вл. Соловьева, как и во всей его философии, играет понятие любви. Вслед за многими философами, уделявшими пристальное внимание этому понятию (начиная по меньшей мере с Платона), Вл. Соловьев понимает любовь не только лишь как субъективно-человеческое чувство. Любовь - космическая, сверхприродная сила, действующая в природе, обществе, человеке. Это сила взаимного притяжения. Человеческая любовь, прежде всего любовь половая, есть одно из проявлений любви космической. Именно половая любовь лежит в основе всех других видов любви - любви братской, родительской, любви к благу, истине и красоте. Любовь, согласно Вл. Соловьеву, помимо того, что ценна сама по себе, призвана выполнить в человеческой жизни многообразные функции. Назовем важнейшие из них.

.Через любовь человек открывает и познает безусловное достоинство личности - своей и чужой. «Смысл человеческой любви есть оправдание и спасение индивидуальности чрез жертву эгозма». Победить ложь эгоизма, согласно Вл. Соловьеву, невозможно на путях только лишь теоретических или рационально-разумных. Будучи силой вполне жизненной, а не отвлеченно-умственной, эгоизм может быть побежден силой столь же жизненной. Такой силой и является любовь. Через любовь человек научается воспринимать других людей в качестве таких же абсолютных, центров, каким он представляется себе.

Сила любви открывает нам идеальный образ любимого и образ идеального человека вообще. Мы обнаруживаем его лучшие качества, которые при равнодушном или отрицательном отношении остаются скрытыми от нас. Любящий действительно воспринимает не то, что другие. Но это не ложное восприятие, не иллюзия.

.Только любя мы способны усмотреть в другом человеке образ Божий, возможно, еще не реализовавшиеся, открывшиеся нам через любовь лучшие черты характера, способности и таланты. Любовь не вводит в заблуждение. Напротив, в заблуждение вводит холодно-отстраненный взгляд.

.Половая любовь соединяет материально и духовно существа мужского и женского пола. Вне половой любви человека как такового нет: существуют лишь раздельные половины человека, мужская и женская, которые в своей отдельности не представляют человека как такового. «Создать истинного человека, как свободное единство мужского и женского начала, сохраняющих свою формальную обособленность, но преодолевающих свою существенную рознь и распадение, - это и есть собственная ближайшая задача любви».

.Любовь, не есть только лишь сфера частной жизни. Любовь значима для жизни общественной. Зарождаясь как индивидуальное отношение одного человека к другому, любовь по мере исторического прогресса все более распространяется на разнообразные сферы общественных отношений. [2, с. 356-358]

Мотив постановки на первый план понятия человечества вполне очевиден. По Вл. Соловьеву, разные части человечества в составе мирового целого также могут играть и играют различную роль. Однако для него важна не количественная степень («кто больше, а кто меньше»), а в первую очередь качественная. Каждый народ и каждая единица общественного целого участвуют во всемирном движении по-своему, умножая и развивая многообразие человечества.

человек индивид личность


2. Человек как личность


.1 Человек, индивид, индивидуальность, личность


«Что такое человек и каково его истинное назначение. Это основной вопрос - последняя цель всей человеческой мысли», - отмечал русский философ С.Л. Франк.

Человек - есть живая система, представляющая собой единство физического и духовного, природного и социального, наследственного и прижизненно приобретенного. Человек кристаллизует в себе все, что накопленное человечеством в течение веков. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. Формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Осознание человека себя как такового всегда опосредованно его отношениями к другим людям. Каждый отдельный человек представляет собой неповторимую индивидуальность. И вместе с тем он несет в себе некую родовую сущность. Он выступает как личность, когда достигает самосознания, понимания своих социальных функций, осмысления как субъекта исторического процесса.

Индивид - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы: Отдельное живое существо, особь, отдельный человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление индивида и общества образуют исходный пункт различных концепций индивидуализма).

Индивидуальность - неповторимая своеобразие какого либо явления, отдельного существа, человека. В самом общем плане индивидуальность в качестве особенного, характеризующего данную единичность (индивида) в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Индивидуальность отдельного человека в противоположность традиционным общественным связям и установлениям становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. В разных науках понятие индивидуальности получает разный смысл в зависимости от той или иной его конкретизации. В биологии индивидуальность характеризует специфические черты данной особи, заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретенных свойств. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного человека в самобытном многообразии его свойств (темперамента, характера и т.п.).


2.1.1 Личность

Личность - общежитейский и научный термин, обозначающий:

·Устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.

·Индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности.

Понятие личности, употребляемое в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица.

Личность - это человек, осуществивший выбор в пользу «образа человеческого», несущий в душе этот образ и пытающийся реализовать его в конкретной эмпирической ткани своего жизненного пути. Попытка эта, как считают многие философы, заранее обречена на неудачу. В понятии «сущность человека» как идеале воплощены стремления человека к абсолютному добру, абсолютной истине, красоте, свободе, в конечном итоге - к абсолютному бытию. Личность как полное и законченное воплощение сущности человека в отдельном индивиде - нечто недостижимое.

Наша личность, считает Х.Ортега-и-Гассет, «и есть тот персонаж, который никогда не воплощается до конца, некая волнующая утопия, некий тайный миф, который каждый из нас хранит в самой глубине души».

Помимо вышеуказанного, существует и другой, более общеупотребительный смысл, вкладываемый в понятие «личность». С этой точки зрения, личность - это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений.

Первоначально слово «личность» (лат. persona) означало маску, роль, исполнявшуюся актером в античном театре. В отличие от понятия индивида, которое определяется как обособление в рамках единства, смысловое поле понятия личности - это проявление внутреннего во внешнем. Смысл понятия личности раскрывается через понятие свободы, ответственности, поступка, самосознания и саморазвития. Действия личностного характера - фактор саморегуляции общественного организма.

Личность в философии исследуется со стороны содержаельных процедур самоинтеграции - поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным поведенческим актам - поступкам.

Важнейшая особенность личности - умение избегать отождествления себя как определенной целостности с конкретными формами своего социального поведения, умение «быть» и «казаться». Мобильность личности, умение менять стиль поведения, чутко реагировать на меняющиеся социальные требования есть важный элемент регулирования социальных взаимодействий.

В ситуации выхода из рамок роли актуализируются другие качества личности - потребность в самоактуализации, рефлексивно-интегрирующие способности, самопроективность личности.

В философии (персонализм, экзистенциализм, философская антропология) личность рассматривается как процесс самопроектирования, самоинтеграции, саморефлексии, протекающий в рамках общения «я» с «другим». [3]

Проблемы личности в философии - это, прежде всего, вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора. И именно этот выбор конституирует его как личность.

В ходе развития философского мышления уточнялись и дифференцировались отдельные проблемы исследования личности: ее биологические и социальные детерминанты, степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе.

Отправная точка в социологических исследованиях личности - неиндивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет.


.1.2 Социальная типология личности

Социология личности имеет разные уровни исследования:

·Изменения социального типа личности и степени ее свободы в зависимости от характера общественного строя;

·Соотношения автономных факторов социализации личности в разных социальных системах;

·Личность в организации;

·Потребности, мотивы и ценностные ориентации личности.

Социальная типология личности весьма разнообразна, на каждой ступени исторического общества она обуславливается, в конечном счете, общественным разделением труда и, следовательно, тесно связанной с ним, социальной структурой общества. Для каждого социального типа характерен определенный набор социальных функций, конкретных видов социально значимой деятельности, которым должен овладеть индивид, принадлежащий к данному социальному строю.

В зависимости от соотношения настроенности личности на социально-ролевые проявления или на экзистенциальную активность, основанную на самопроективности, немецкий философ, психолог, педагог Э.Шпран-гер (1882-1963) выделил следующие типы личности: теоретический тип личности, экономический (прагматический), эстетический, социальный, политический, религиозный1.

.Политический тип личности воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, осуществляемому через прямое навязывание своего нормативного поля общения.

.Эстетический тип тяготеет к неролевой деятельности. Общение для него - средство самовыражения. Однако индивидуализм эстетической личности может порой привести к закреплению собственного мироощущения в знаково-ролевой форме.

.Социальный тип личности неотделим от установки, согласно которой общение есть форма самоотдачи, растворения себя в другом. Любовь - основная форма жизни социальной личности.

.Основной для экономического типа личности является прагматическая ориентация, поэтому ролевое поведение оказывается для экономической личности необходимым условием достижения пользы.

.Для религиозного типа личности главное - общение с Абсолютом, в котором сливаются два типа личностной активности, два типа общения, роль превращается в призвание.

.Теоретический тип личности воплощает всепоглощающую страсть к познанию, ему несвойственна условно-ролевая деятельность. Однако теоретической личности чужды вживание, трансцендирование, характерные для экзистенциальной формы личностной активности. Теоретическая личность может лишь превратить оба эти способа жизни в объект исследования.


2.2 Социализация личности


Социализация личности - это активное вовлечение индивида в деятельность различных социальных коллективов и общности людей, в ходе которого индивид усваивает социальные и моральные нормы, культурные ценности, полезные навыки практической работы и конкретные знания, т.е. когда у него формируются социально-значимые черты (социальная составляющая личности).


2.2.1 Фазы социализации личности

1.Адаптация, приспособление к существующим условиям (с момента рождения)

.Интеоризация - усвоение социально-культурных и моральных норм и ценностей, превращение их в личные убеждения (доминирует в процессе социализации личности в юном возрасте, когда идет активное становление собственного воззрения на мир). Строгих границ между этими фазами нет.

Социализацию индивида во всех ее тонкостях изучает конкретная наука - социология. В социальной философии теорией личности рассматривается более широкий круг проблем, где вопросы теории социализации носят подчиненный характер и решаются с позиций становления личности как свободной и творческой индивидуальности.

Цель социализации - доведение до сознания человека меры дозволенного. Социализация учит умению жить в обществе, в согласии с ним. Однако, есть обратная сторона медали. Жесткая система социализации несет в себе реальную угрозу ее деперсонализации (становится как все).


2.3 Проблема сущности и существования в философском учении о человеке


Проблема сущности человека находится в центре философских учений о нем. Это объясняется тем, что раскрытие сущности входит в само определение предмета и без этого невозможно вести разговор о его сущности, функциях, значении.

Субстанцией, отличающей человека от всего другого, является трудовая деятельность, осуществляемая в рамках общественного производства. Именно она лежит в основе сущности человека, при этом, занимаясь трудовой деятельностью, человек вступает прямо или опосредованно в общественные отношения, совокупность которых и образует общество. С развитием общественного производства развиваются и общественные отношения. Собственное развитие индивида происходит по мере того, как он осваивает и реализует всю совокупность общественных отношений. Кроме того, он и творец этих отношений и общества. Человек - это микрообщество, а общество - это человек в его общественных отношениях.

Понимать человека надо комплексно, его нельзя сводить лишь к человеку разумному, экономическому или играющему.


.3.1 Биологическое и социальное в человеке

. Человек - часть природы и он характеризуется рядом биологических признаков:

а) Анатомические особенности как биологического вида:

  • Прямая походка: позволяет человеку охватывать взглядом окружающую обстановку, освобождает передние конечности;
  • Цепкие руки позволяют выполнять сложные и тонкие функции;
  • Взгляд, позволяющий видеть в 3-х измерениях;
  • Большой мозг и сложная нервная система;
  • Сложный механизм голосовых связок, строение гортани, губ, способ речи, языка;
  • Длительная зависимость детей от родителей;
  • Пластичность врожденных импульсов и потребностей, возможность приспособления потребностей к средствам их удовлетворения.
  • б) Жизнь человека подчиняется биологическим законам:
  • Человек, в отличие от животных, имеет такие биологические структуры, которые служат материальными предпосылками для развития чисто человеческих особенностей: возникают органы, позволяющие человеку трудиться (рука, мозг и прямая походка)
  • 2. С другой стороны, человек - социальное существо. Человек обладает качественными надбиологическими образованиями, которые формируют социальную характеристику человека. К ним относят: труд, мышление, сознание, эмоции, воля.
  • 3. На проявление многих биологических параметров могут влиять и социальные параметры, например продолжительность жизни.
  • 4. Включенность человека сразу в 2 мира - в мир общества и в мир органической природы - порождает немало проблем, как касающихся актуального существования людей, так и связанных с объяснением самой природы человека.
  • 5. В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенный между 2 полюсами:
  • концепциями человека, которые принято называть биологеуатарскими (натуралистическими), сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (например, расизм - в главном природа человека определяется рассовой принадлежностью, социал-дарвинизм - попытка объяснить явления социальной жизни, опираясь на учение Дарвина)
  • Социологеуаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение (марксизм)

2.4 Личность и общество


Общество - безличная всеобщая сила, подавляющая и разрушающая индивидуальность, отнимающая у человека его бытие, навязывающая личности трафаретные вкусы, нравы, взгляды. Человек, преследуемый страхом смерти, ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем, он утешает себя тем, что люди смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине человека скрыто истинное, одинокое существование. Каждый умирает в одиночку.

Согласно Хайдеггеру, чтобы постичь смысл бытия, человек должен отрешиться от целевых установок, осознать свою бренность, грешность, почувствовать себя перед лицом смерти. Тогда увидит ценность каждого момента бытия и отрешиться от общественных идолов - научных абстракций, идеалов и т.д.


Заключение


Любая рациональная картина мира есть рационализация неосознанных стремлений, так сказать, шифр бытия. Задача философии - раскрыть шифр (Ясперс).И Человек, по моему мнению, великая загадка нашего мира.

С XX века мир окончательно утрачивает качество монолитности, становится мозаичным, человеку все трудней связать себя с определенной, устойчивой системой внешних обстоятельств. Основоположник философской антропологии Макс Шелер(1874-1928) писал: «Наша эпоха оказалась за примерно десятитысячелетнюю историю первой, когда человек стал целиком и полностью «проблематичен», когда он больше не знает, что он такое, одновременно он также знает, что не знает этого».

Человек оказывается проблемой для самого себя, когда задает себе вопрос о смысле собственного существования, границах своего бытия, об отличии от себе подобных, от всех живых существ. Лишь проблематизируя основы собственной жизни, человек действительно становится человеком. Сократовское «познай самого себя» - это не призыв к решению какой-то, пусть и непростой задачи, имеющей ответ в конце задачника, а установка на постоянное задавание этого вопроса, на удерживание его в горизонте всей своей жизни. [3]

Любая рациональная картина мира есть рационализация неосознанных стремлений, так сказать, шифр бытия. Задача философии - раскрыть шифр (Ясперс). И Человек, по моему мнению, великая загадка нашего мира.


Список литературы


1.Контр. работа подготовлена по материалам лекций Шелепова В.В. - преподавателя философии Восточно-Казахстанского Государственного Технического Университета

2.Шаповалов В. Ф. Основы философии. от классики к современности: Учеб. пособие для вузов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.- 576 с.

3.Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Справочник студента. Филологическое общество "Слово", АСТ, 2001. - 672с.

.Лосский И.О. История русской философии.- М., 1991.

.Соловьев Вл. Соч. в 2 томах. Т. 2. - М., 1989


Теги: Человек как личность  Реферат  Философия
Просмотров: 19353
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Человек как личность
Назад