Характерные черты античной философии

АО «МУА»

Кафедра истории Казахстана


Реферат


Выполнила: Тенизбаева А.

Группа: 203 фарм

Проверила: Абдрахимова С.Е.


1.Основоположник формальной логики, великий философ древности Аристотель в 335 году до нашей эры создал в Афинах собственную школу-лицей. В ней ученики занимались философскими исследованиями, а в последствии - развитием и комментированием учения основоположника. Во время образовательных бесед у Аристотеля вошло в привычку прогуливаться с учениками, это-то и дало имя целому направлению в философии: перипатетика (название происходит от греческого глагола, который означает «прохаживаться»).

Перипатетическая школа, Перипат, или Ликей - философская школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова peripatos - «крытая галерея», служившая местом для занятий. Здание галереи и прилегающая земля были приобретены в собственность для школы Теофрастом, другом и учеником Аристотеля (Теофраст был афинским гражданином, а Аристотель, будучи уроженцем Стагиры, не имел права приобретать частную собственность в Афинах). Название «Ликей» (Lykeion) является топонимом - так называлась занимаемая школой местность, издревле посвященная Аполлону Ликийскому.

Хронологически различают два больших периода в существовании школы:

) 4-1 вв. до н.э.;

) 1 в. до н.э. - 3 вв. н.э.

Первый период связан с историей существования школы во времена Аристотеля и Теофраста и последующим упадком школьной жизни, связанным во многом с утратой школой аристотелевской библиотеки; второй период связан с возрождением аристотелизма, изданием корпуса аристотелевских сочинений и становлением комментаторской традиции.

2.Протагор(Protagoras) из Абдеры (ок. 490 - ок. 420 до н.э.) - др.-греч. философ <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/3580>, виднейший софист <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/5248> старшего поколения. Неоднократно посещал Афины, был другом Периоа и написал по его поручению проект <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8936> государственного устройства общеэллинской колонии Фурии. Согласно антич. биографической традиции <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/9229>, погиб при кораблекрушении, спасаясь бегством от обвинения в нечестии, выдвинутого против него в Афинах. Соч. П. «Истина» начиналось словами: «Мера всех вещей - человек <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1359>, существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Под «человеком» здесь подразумевался индивид <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4339> и тем самым провозглашалась относительность любого знания, любых ценностей, законов и обычаев. Полемизировал с математиками из-за того, что они оперируют абстракциями и вступают в противоречие <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/7146> с чувственным опытом. Писал и против «отстаивающихединство <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/2266> сущего», т.е. против элеатов. В преподавании большое внимание <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1958> уделял правильности употребления слов. В соч. «О первоначальном состоянии» конструировал схему постепенного формирования цивилизации, повлиявшую на развитие <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1013>европейской общественной мысли <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/6830>. Черты этой схемы различимы и в платоновском мифе, вложенном им в уста П. Соч. «О богах» начиналось словами: «О богах я не могу знать, есть ли <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/615> они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/8118> темен, и людская жизнь <http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/383> коротка».

.Государство- диалог Платона <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD>, посвящённый проблеме идеального государства <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>. Написан в 360 г. до н. э. <https://ru.wikipedia.org/wiki/360_%D0%B3%D0%BE%D0%B4_%D0%B4%D0%BE_%D0%BD._%D1%8D.> С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>. В диалоге впервые отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B4%D0%B5%D1%8F>).

Устройство по Платону

Государство Платона состоит из трёх сословий <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%B5>:

Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).

Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).

Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).

Правитель-философ в ходе 50-лет образования, совершенствует свою особую любовь. В их лице мудрость должна объединиться с властью.

В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших.


Пусть так. Мы с тобой уже согласились, Главное, что в образцово устроенном государстве жёны должны быть общими, дети - тоже, да и всё их воспитание будет общим; точно так же общими будут военные и мирные занятия, а царями надо всем этим должны быть наиболее отличившиеся в философии и в военном деле.

Да, мы в этом согласились.

И договорились насчёт того, что как только будут назначены правители, они возьмут своих воинов и расселят их по тем жилищам, о которых мы упоминали ранее; ни у кого не будет ничего собственного, но всё у всех общее. Кроме жилищ мы уже говорили, если ты помнишь, какое у них там будет имущество.

Помню, мы держались взгляда, что никто не должен ничего приобретать, как это все делают теперь. За охрану наши стражи, подвизающиеся в военном деле, будут получать от остальных граждан вознаграждение в виде запаса продовольствия на год, а обязанностью их будет заботиться обо всём государстве.

античная философия эллинизм неоплатонизм

Также в этом диалоге содержится систематика и краткий критический анализ видов государственного устройства <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F>[2] <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_(%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD)> (идеальное <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%8F>«государство будущего», которое пока не существует, в него не входит), размещённых Платоном на шкале постепенной деградации, которая выглядит как эволюция во времени, но необратимость такой эволюции прямо не утверждается, и сам вопрос неизбежности деградации не поставлен явно, так что при желании эту деградацию можно считать лишь описанием некоторой тенденции.

.Ducunt Volentem Fata, Nolentem Trahunt (в переводе с лат. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> - Желающего судьба ведёт, нежелающего - тащит) - фраза, впервые высказанная греческим философом-стоиком <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%BE%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B7%D0%BC> Клеанфом <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D1%84_(%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B8%D0%BA)>, впоследствии переведённая Сенекой <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D1%86%D0%B8%D0%B9_%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A1%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B0>, римским представителем стоицизма («Нравственные письма к Луцилию», 107,11):

Лучше всего претерпеть то, что ты не можешь исправить, и, не ропща, сопутствовать богу, по чьей воле всё происходит. Плох солдат, который идёт за полководцем со стоном. (107, 9) … Будем обращаться к Юпитеру, чьё кормило направляет эту громаду, с теми же словами, что наш Клеанф в своих красноречивых стихах…:


Властитель неба, мой отец, веди меня

Куда захочешь! Следую не мешкая,

На всё готовый. А не захочу - тогда

Со стонами идти придётся грешному,

Терпя всё то, что претерпел бы праведным.

Покорных рок ведёт, влечёт строптивого. (перевод С. Ошерова <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%88%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2,_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87>).


Стоики представляли людей частицами вселенского тела, в котором всё взаимосвязано и целесообразно. Отсюда вытекало чёткое представление о том, как нужно жить: «как палец или глаз: делать своё дело и радоваться, что оно необходимо мировому телу. Может быть, наш палец и недоволен тем, что ему приходится делать грубую работу, может быть, он и предпочёл бы быть глазом - что из того? Добровольно или недобровольно он останется пальцем и будет делать всё, что должен. Так и люди перед лицом мирового закона - судьбы. „Кто хочет, того судьба ведёт, кто не хочет, того тащит, - гласит стоическая поговорка. „Что тебе дала философия? - спросили стоика; он ответил: „Я с нею делаю охотой то, что без неё я бы делал неволей. Если бы палец мог думать не о своей грубой работе, а о том как он нужен человеку, палец был бы счастлив; пусть же будет и счастлив человек, сливая свой разум и свою волю с разумом и законом мирового целого»

.Античная философия охватывает период около одной тысячи лет - VI в. до н.э. - VI в. н.э., уступая место средневековой философии. Она впитывала мудрость Востока, но древний Восток создал предфилософию, базирующуюся на мифологии и предрелигиозном мировоззрении. Рациональность, которая присуща философии, появилась лишь в Древней Греции.

Поэтому первой отличительной чертой древнегреческой философии является рациональное постижение мира. Философские тексты отличаются стройной логической формой. Хотя в первый этап становления древнегреческой философии, когда философы пытались осмыслить окружающий мир и природу, еще используется мифология для освещения космологических вопросов (т.е. вопросов происхождения мира и его развития).

Второй отличительной чертой античной философии является ее космоцентризм, когда Космос, Вселенная, принципы и основы ее существования ставились в центр рассмотрения.

Третьей характерной чертой античной философии является антропологизм, т.е. направленность на человека, на постижение сущности его бытия. Однако эта черта начинает проявляться с греческой классики (с сер. V в. до н.э.), а именно с учений софистов и Сократа, которые поставили в центр осмысления человека, личность, этику, познание. Протагор, основатель софистики, объявляет человека «мерой всех вещей».

Наконец, важнейшая черта греческой философии, которая одновременно выступает как направление развития античной философии есть движение от мифа к Логосу. Другими словами, это - тенденция развития от мифологической формы знания к логической, рациональной. (Логос - с греч. - слово, учение).

На этом остановимся несколько подробнее, т.к. это движение означает тенденцию развития культуры, мышления, становления абстрактных форм мысли.

Мифологический этап развития культуры предшествовал появлению религии, философии, науки. Мифология существовала как идеологическая система общинно-родовой формации, как основная форма мировоззрения первобытного общества.

Мифология есть результат духовной потребности людей объяснить мир и разобраться в явлениях природы. Поскольку еще не было философии, этот процесс объяснения и осмысления окружающего мира шел через персонифицирование, или - создание образов богов, перед которыми человек испытывал чувства удивления, бессилия и преклонения. В древнегреческой мифологии реальная жизнь людей тесно переплеталась с обитающими на Олимпе образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. (Люди переносили на богов свои эмоции, оттенки характеров, чувства, страсти и т.д.). Хотя обожествляться могут различные существа (животные, растения), неодушевленные предметы. (Выдра, например).

Таким образом, мифология представляет собой образно-художественный способ объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношения земного и космического начал. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Мифологическое объяснение мира продуцирует рассказы о его происхождении и творении.

Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и даже в высшем смысле реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифы утверждали принятую в данном обществе значимую систему ценностей, которая поддерживала и санкционировала соответствующие нормы поведения, взаимоотношения людей и их отношение к миру.

Мифология входит существенной частью в состав религиозных верований, что уже составляет языческую форму религиозного сознания. В качестве единого целого мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства. Мифологическая форма культуры сформулировала первые идеи, способ рассмотрения отношения человека к природе, сознанию, процессу познания, которые затем продуцируют собственно философско-научное знание.

Мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, конкретными науками и творениями искусства, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени. Ни философия, ни наука, ни реальная жизнь не властны разрушить мифы: они неуязвимы и бессмертны. Их нельзя оспорить (так же, как и веру), т.к. они не могут быть обоснованы и восприняты силой рациональной мысли. Мифы не выражены логически, следовательно, человек не может противопоставить им логическую аргументацию. (Как опровергнуть миф о псе Цербере, Хароне и т.д.?). В то же время - их надо знать, т.к. они составляют значимый факт культуры.

Бессмертным памятником античной культуры является творения Гомера «Илиада» и «Одиссея», которые всецело написаны на почве мифологии. Вопросами о происхождении мира одним из первых задавался Гесиод (VП в. до н.э.) - крестьянский поэт, автор «Труды и дни», «Теогония». Он изложил мифы как единое целое, описав родословную богов.

На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами (философскими, понятийными, обобщающими) мышления. Возрастает сила обобщающего и аналитического мышления, осуществляется переход от мифа к философии, от мифа к Логосу. Зарождается философия и вместе с ней аналитическая составляющая научных знаний, научных идей.

Таким образом античная философия в VI в. до н.э. зарождается вместе с рабовладельческой формацией, но предшествующая общинно-родовая формация целиком никогда не исчезала в античное время. Рабовладельческая формация, возникшая на почве разделения умственного и физического труда, заменяет мифы как преднаучное знание рациональными построениями.


Теги: Характерные черты античной философии  Реферат  Философия
Просмотров: 47922
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Характерные черты античной философии
Назад