Философские воззрения естествоиспытателей эпохи Возрождения (Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей)

Содержание


Введение

. Философия естествознания и натурфилософия: причины возникновения, сущность, отличие от мыслителей-идеалистов

. Философские воззрения Николая Коперника как представителя натурфилософии эпохи Возрождения

. Философские воззрения Галилео Галилея как представителя натурфилософии эпохи Возрождения

. Философские воззрения Иоганна Кеплера как представителя натурфилософии эпохи Возрождения

Заключение

Список использованных источников


Введение


В моей работе рассматриваются философские воззрения естествоиспытателей эпохи Возрождения - Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея. Данная тема интересна, поскольку своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания - против незнания, а проявление совершенно новой цивилизации, другой культуры и другого знания. Эпоху Возрождения по праву именуют эпохой великих открытий. По моему мнению, данная проблема актуальна и сегодня, потому что именно новаторством, переходностью, сложностью и своим многообразием эпоха Возрождения близка нашему времени.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) охватывает период с XIV по начало XVII века. Социальной основой развития естественных наук в XV-XVII вв. является вызревание в рамках феодального общества новых капиталистических общественных отношений. Быстрый рост производительных сил, более полное и разностороннее использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков в результате многочисленных путешествий и расширения торговли - всё это изменило экономику Европы и привело к перевороту в общественной жизни европейских стран.

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением идей гуманизма, но и развитием естествознания. В период Позднего Возрождения (XVI - начало XVII веков) в Европе (особенно в Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер.

Цель данной работы - проанализировать философские воззрения естествоиспытателей эпохи Возрождения (Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей).

Задачи данной работы:

изучить причины возникновения философии естествознания и натурфилософии эпохи Возрождения;

выявить сущность и отличие представителей натурфилософии эпохи Возрождения от предыдущих мыслителей-идеалистов;

изучить и проанализировать философские воззрения Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галелея как представителей натурфилософии эпохи Возрождения.


1. Философия естествознания и натурфилософия: причины возникновения, сущность, отличие от мыслителей-идеалистов


В XIV веке в Европе утверждается новое культурно-историческое движение, определившее направленность всех последующих этапов западной цивилизации и получившее название Возрождения (Ренессанса). Начало Возрождения было связано с интенсивным распространением и увлечением античной культурой, искусством и философией. Усиливается интерес к античности в целом как средству освобождения человеческой мысли от всесилия схоластических, религиозных и церковных догматов, препятствующих свободному развитию познавательных и творческих возможностей человека. Постепенно формируется тип мировоззрения, которое уже приобретает все более внерелигиозный, светский характер. А философия восстанавливает свой статус рационально-теоретического познания сущности Бытия мира и его законов. Она все более ярко проявляет себя как основа свободомыслия в целом, формирования светского типа мировоззрения.

Главное отличие эпохи Возрождения от предшествующих периодов состояло в возросшем интересе людей к умственному труду, что привело к увеличению числа лиц свободных профессий - преподавателей университетов, врачей, писателей, художников. Со временем эта активная социальная прослойка увеличивалась и все меньше зависела от церкви, что положило начало процессу возникновения светской интеллигенции.

Экономически свободные люди для своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от схоластических (оторванных от жизни) церковных канонов. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, которая и не замедлила появиться. Однако, кроме чисто экономических, были и другие причины.

Не последнюю роль в возникновении Возрождения играет и та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Стимулом для возникновения свободомыслия ренессансных философов служила и борьба внутри церкви (спор пап за власть), что порождало в умах людей сомнения в справедливости существовавших нравственных устоев и даже уход в свободомыслие и отрицание католических и вообще христианских идеалов.

Кроме того, и само католическое миросозерцание было более рассудочным и направленным на решение возникающих вопросов, нежели у православия. При таком подходе часто понятие Бога отделялось от человека, и Бог становился не центром мира, а объектом чисто теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. Таким образом, само схоластическое мировоззрение как бы подготовило условия для Возрождения.

Зарождается новый тип социально-экономических отношений - капитализм, с присущей ему интенсификацией рыночных отношений и требующий от человека инициативных действий, риска. Что также влияло на формирование новой общественной атмосферы для философствования. Растет интерес к естественнонаучным знаниям, а развитие естественных наук становится знаменем против религиозных церковных догматов в понимании природы.

Во многих областях начинаются смелые исследования, которые ведут к всё более глубокому познанию закономерностей природы. Жизнь, практика, производство ставили перед наукой всё новые и новые задачи, создавая основу для бурного подъёма всех отраслей знания. Перед естествознанием открылась широчайшая неизведанная область природных явлений, которую нужно было познать для того, чтобы покорить. Рамки мира должны были быть раздвинуты. Средневековые догматические, схоластические методы мышления должны были быть отброшены и уничтожены как препятствия на пути свободного познания законов природы и овладения её силами. Наиболее интенсивно развиваются механика, математика, астрономия. Другие отрасли естественных наук также делают первые успехи. Естествознание этой эпохи явилось одним из факторов, революционизировавших жизнь. Достаточнов этой связи напомнить великие имена Леонардо да Винчи, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Иоганна Кеплера, Исаака Ньютона, М.В. Ломоносова.

Положительное значение для формирования и развития новой философии имела и церковная реформа, получившая название Реформации. Суть движения Реформации заключается в разоблачении злоупотреблении церкви и церковных иерархов своей властью над паствой, верующими. Так, церковь ввела принцип индульгенции - возможность купить за деньги прощение грехов, о чем выдавался специальный документ. Тем самым нарушалась тайна отношений верующего с Богом. Реформаторы выдвинули идею личной ответственности человека перед Богом без посредства церкви и церковных иерархов. Спасение человека достигается не "добрыми делами" угодными церкви и Богу, а личным раскаянием и искренней верой. Необходимо очистить путь для непосредственного общения человека с Богом на основе признания личной вины и личной ответственности, чему препятствуют сложившиеся религиозные догматы, церковные традиции и обряды. Церковь не способна приблизить человека к Богу.

Постепенно теология как общетеоретическая основа философии утрачивает свое ведущее значение. Все более утверждаются идеи Пантеизма, суть которого выражается в признании, что Бог присутствует и воплощен во всем.

В период Позднего Возрождения (XVI - начало XVII веков) в Европе (особенно в Италии) получили распространение натурфилософские идеи. Возвращение к античным традициям выражалось в формировании новой натурфилософии (философии природы), как нерелигиозного, нетеологического, а светского осмысления сути бытия природы и ее законов посредством философии.

Натурфилософия Возрождения в понимании и истолковании сущности бытия природы и мира опирается на естественнонаучные и географические открытия того периода. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математически-механистическим.

Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они обосновывали материалистический взгляд на мир, формировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новой картине мира, выдвигаемой натурфилософией, Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Представители этого философского течения считали, что мир познаваем, и познать его можно благодаря разуму, а не путем Божественного откровения.

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Иоганн Кеплер. Они пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношении между теорией и практикой.

Особую роль сыграли открытия и естественнонаучные теории Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Николая Коперника в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция устройства вселенной совершила подлинно революционный переворот во взгляде на мироустройство, которому присущи объективные, собственные и универсальные законы бытия и движения. Доказательство их существования строится на научных фактах, полученных в ходе наблюдения, экспериментов, опытной проверки как научных методов познания. Математика становится всеобщим методом доказательства законов бытия природы и Вселенной и методом анализа эмпирических данных, получаемых в ходе наблюдения за движениями небесных тел. Усиливается рационалистическое и вместе с тем доказательное, а не схоластическое понимание законов Бытия мира как универсального Единства. Рационалистический взгляд на мир на основе естественных наук пробивает себе дорогу и начинает успешно конкурировать с религиозными и теологическими подходами.

Достаточно радикально в эпоху Возрождения меняется взгляд на познавательную деятельность человека и природу познания. Познавательные способности человека рассматриваются скорее как естественные, данные ему от природы, а человек есть часть ее, чем сверхъестественные. Хотя творческая и мыслительная деятельность человека и представлялась в значительной степени таинственной. Но и в этой области все более привлекательным становится рационалистическое истолкование. Познание все более понимается и осмысливается как единство чувственного и рационального, эмпирического и теоретического. А истинное знание рассматривается не как соответствие религиозным и теологическим догмам, а как соответствие эмпирическим и экспериментальным фактам, соответствие действительным свойствам природы. Так, Н. Коперник ставит вопрос о различии знания видимых, внешних сторон действительности и "скрытых", непосредственно не наблюдаемых сторонах явлений. Но "видимое" все же есть "перевернутое" отражение внутренней сущности вещей.

Галилей уже настаивает на единстве эмпирического и теоретического уровня знания. А само теоретическое возникает на основе эмпирического знания. А теоретическое знание есть следствие аналитической деятельности человеческого разума, который апеллирует не к вере, а к научным доказательствам. Невидимая же сторона действительности столь же естественная, как и видимая. Все более утверждается вера в неограниченные возможности познавательных возможностей человеческого разума и самого человека. Все более утверждается понимание познания как отражения природного мира в сознании и разуме человека, который стремится без предрассудков и предубеждений смотреть на природу, совершенную саму по себе. Но эпоха Возрождения была переходной к Новому времени, в ней наличествовало и множество мистических представлений. Вот почему ее можно охарактеризовать как период борьбы между нарождающейся рационалистической философией, утверждающимся научным взглядом на мир и еще достаточно сильными позициями религии, церкви, теологии и мистики. Поэтому неслучайно инквизиция церкви свирепствовала особенно в XV-XVI веках, которая боролась против всякого инакомыслия и свободомыслия, против науки, но и против различных форм мистики, за чистоту веры и религиозных догматов.

Радикально меняется и философский взгляд на человека, и его природу. Человек уже не рассматривается как исключительно греховное и падшее существо. Создается Возрожденческий антропоцентризм, основой которого является представление о человеке как целостном, гармоничном, творческом и свободном существе. Совершенным в человеке является не только душа, но и тело, а сам человек есть высшее и совершенное проявление природы.

Поиск новой идеи человека и идеала человека завершается лишь к концу XVI века. Человек, по мнению мыслителей этой эпохи, выступает, прежде всего, как прекрасная и совершенная индивидуальность. Уникальность есть признак и принадлежность человеческой самости. Он является творческим существом, а его жизнепроявление - выражение и утверждение природных дарований. Он есть ни в чем не ограниченное свободное существо. Он сам выбирает и сам определяет и творит свой образ и свою судьбу. Человек стоит перед выбором и вынужден сам выбирать и себя и свой жизненный план, свою жизненную программу, он сам создает себя. Это является его внутренним мотивом и побуждением, он сам определяет смысл своего бытия, и его реализация становится его призванием. Он сам отвечает перед собой и ни перед кем другим за свою судьбу. И в реализации себя как цели бытия он может опираться только на свой разум и на свою волю. Его мировоззрение освобождается от религиозных догматов, тяготея к просвещенности на основе научного знания, секуляризуется и в целом его чувственная природа. Естественное проявление его чувств и влечений как телесных побуждений столь же прекрасно, как и влечение разума.

Утверждается идея не только прекрасной индивидуальности, но индивидуализма. А в силу этого и отдельный человек является абсолютной ценностью. В этом состоит одна из особенностей Возрожденческого гуманизма.

Человек рассматривается как живое, естественное существо, с присущим ему многообразием телесных и духовных влечений. Мыслители эпохи Возрождения не идеализировали природу человека, признавая в ней наличие как низкого, так и высокого, но уже и не считали его изначально греховным и порочным. Утверждается вера в человека, в его возможности творческого самосовершенствования, руководящей силой которого является его разум, который и направляет его поступки и действия. Мораль и нравственность все более приобретают светский характер, а их назначение - совершенствование, облагораживание всей чувственной натуры человека.


2. Философские воззрения Николая Коперника как представителя натурфилософии эпохи Возрождения


Важнейшей прикладной и одновременно мировоззренческой естественнонаучной дисциплиной едва ли не с начала своего возникновения была астрономия. В эпоху Возрождения астрономия переживала период большого подъема. Ее развитию способствовало мореплавание, приобретшее всемирные масштабы и требовавшее все более точной ориентировки. В это время продолжал действовать календарь, разработанный еще в эпоху Юлия Цезаря («старый стиль»). К тому времени в нем накопилось множество неточностей, вносивших порядочную путаницу, например, в столь важную для церковной жизни периодичность наступления христианских праздников. Необходима была его реформа.

Комплекс астрономических знаний свое наиболее общее выражение получал в господствовавшей с античных времен геоцентрической системе Аристотеля - Птолемея. Идея геоцентризма, исходившая от Аристотеля, была органическим выражением его телеологической философской системы, требовавшей конечного космоса, за пределами которого находился божественный перводвигатель. Аристотелевская космология, будучи необходимой составной частью его физики, включала в себя представления о принципиальном различии подлунного, земного вещества, слагавшегося из четырех традиционных стихий - воды, земли, воздуха и огня, подверженных непрерывным изменениям, и неизменного небесного вещества - эфира; об идеально круговых и равномерных движениях Солнца и планет около Земли по особым эфирным сферам; о так называемых интеллигенциях - особо тонких разумных духах, в которых видели главный источник движения планет, при отсутствии действительного понимания физических причин их перемещения в пространстве.

Хотя как до Аристотеля пифагорейцами в V-IV вв. до н. э., так и после него Аристархом Самосским в III в. до н. э. были высказаны и гелиоцентрические идеи устройства нашего космоса, однако они не могли быть тогда доказаны. К тому же геоцентрическая система вполне гармонирует с обыденным опытом, ежедневно подтверждающим неподвижность Земли и движение светил, со «здравым смыслом», из которого во многом исходил Аристотель. Вот почему и Клавдий Птолемей, живший в Александрии во II в. и являвшийся великолепным астрономом-наблюдателем, математически осмысливавшим сложные видимые движения светил, принял аристотелевский геоцентризм как незыблемую истину. Он только так математически строго уточнил характер этого движения, что впервые в истории астрономии стало возможным предвычисление движений небесных светил и лунных затмений.

Астрономические таблицы, составленные на основе труда Птолемея, служили вполне удовлетворительным пособием по практической астрономии в течение множества веков. При этом мировоззренческое значение для христианско-схоластических доктрин сохраняла аристотелевская космология, так как принцип геоцентризма соответствовал их антропоцентрическим представлениям, конечность мира в пространстве выявляла космическую функцию Христа и т.п.

По изложенным выше причинам в эпоху Возрождения все более ощутимо развивалось противоречие между принципиальной, мировоззренческой, аристотелевской основой этой фундаментальной астрономической системы и ее прикладным значением, приданным ей Птолемеем.

В этих условиях возникает теория великого польского астронома и философа Николая Коперника (1473-1543).Особое значение для формирования научных интересов юного Коперника имела астрономическая и математическая школа, существовавшая в Краковском университете. По завершении образования Коперник в течение восьми лет изучал астрономию, философию, медицину и право, овладел древнегреческим языком. Но главным делом его научной жизни была астрономия. Уже в Италии, изучив философско-космологические и астрономические идеи античных философов и ученых, он пришел к убеждению в ложности теории Аристотеля - Птолемея. Первым литературным результатом, в котором Коперник в самой общей форме выразил это свое убеждение, было совсем небольшое произведение «Очерк нового механизма мира» или «Малый комментарий» (примерно 1505-1507). В последующие годы по мере все более тщательных наблюдений неба, движения его планет это убеждение крепло, получая астрономическую и математическую конкретизацию.

Он не скрывал своих воззрений, однако главный труд его жизни «Об обращении небесных сфер» был издан лишь перед его смертью. Основная идея этого великого произведения, положенная в основу гелиоцентрической системы мира, состоит, во-первых, в положении о том, что Земля отнюдь не составляет неподвижного центра видимого мира, а вращается вокруг своей оси, и, во-вторых, в положении, согласно которому она обращается вокруг Солнца, находящегося в центре мира. Вращением Земли вокруг своей оси Коперник объяснял смену дня и ночи, а также видимое вращение звездного неба. Обращением же Земли вокруг Солнца он объяснял видимое перемещение его относительно звезд, а также петлеобразные движения планет, вызвавшие такое усложнение Птолемеевой системы мира. Согласно Копернику, петли, описываемые планетами среди звезд,- следствие того, что мы наблюдаем их не из центра, вокруг которого они действительно обращаются, т. е. не с Солнца, а с Земли. Польский астроном первым установил, что Луна обращается вокруг Земли, являясь ее спутником. Одно только перемещение местоположений Солнца и Земли позволило значительно упростить схему движений планет вокруг нового центра мира.

Переходя к философским аспектам новой астрономической системы мира, нужно отметить, что автор «Обращения небесных сфер» в духе эпохи воспринимал свою астрономическую доктрину как философскую. Наверно, прежде всего потому, что первый толчок к своему открытию он получил, познакомившись с идеями древнегреческих пифагорейцев, читая «Энеиду» Вергилия и поэму Лукреция Кара. Размышляя о возможной форме Земли, Коперник в III главе первой книги своего труда упоминает о всех тех ее фигурах, которые приписывали Земле первые древнегреческие «физиологи» (этим аристотелевским словом он сам их иногда называет) - от Анаксимандра до Демокрита,- и приходит к заключению, что ее следует принимать как совершенно круглую (что тоже утверждали некоторые античные философы). Другие античные философские идеи, например, идею мировой души, Коперник переосмысливал в духе своего гелиоцентризма, утверждая в X главе той же книги, что такого рода душой, или правителем мира, называли именно Солнце. Коперник в своем главном труде обосновывает гелиоцентризм: «В середине всех этих орбит находится Солнце; ибо может ли прекрасный этот светоч быть помещен в столь великолепной храмине в другом, лучшем месте, откуда он мог бы все освещать собой?» [6].

Эта мысль Коперника радикально подрывает космологию, подводя к астрономической идее гелиоцентризма. Однако его фундаментальными «пережитками» все же оставались главные положения аристотелевско-птолемеевской космологии. Хотя величина Земли, считал Коперник, по сравнению с небом исчезающие мала, а расстояние от Земли до так называемой сферы неподвижных звезд колоссально, сама эта сфера представляет незыблемую границу мира, который, как и у Аристотеля, в принципе остается конечным. Кроме того, орбиты планет и самой Земли в их движении вокруг Солнца остаются точно круговыми, а само это движение - идеально равномерным. Эти умозрительно-антропоморфные представления, на которые бессилен был еще посягнуть Коперник, заставляли его сохранить некоторую часть эпициклов и эксцентриков, обильно представленных в астрономии Птолемея и его последователей.

Наиболее прогрессивной и радикальной стороной коперниканской космологии и астрономии, на основе которых в дальнейшем были преодолены названные выше аристотелевско-птолемеевские представления, стало глубокое убеждение автора Обращения небесных сфер в том, что разработанная им система позволяет с достаточной верностью объяснить ход мировой машины, созданной лучшим и любящим порядок Зодчим [6]. Рождалось детерминистическо-механистическое мировоззрение в его противоположности телеологическо-органистическому. Ему предстояло широкое распространение в следующем столетии. Физический взгляд на Землю развивался у Коперника уже и в силу его гелиоцентризма, выдвинувшего в фокус мироздания Солнце и объявившего Землю уже не привилегированной, а рядовой планетой его системы, закономерности которой оказывались одинаковыми на всей громадной ее протяженности. Эта радикальная тенденция коперниканской космологии и астрономии стала особо опасной для традиционного христианско-схоластического мировоззрения, ибо подрывала основные его устои, но она проявилась не сразу, а в ходе дальнейшего развития коперникаиской астрономии. Для прогресса философско-рационалистического сознания в целом идея гелиоцентризма оказалась весьма плодотворной, стимулировавшей к преодолению чувственной видимости обыденного сознания, уверенного в неподвижности Земли и ежедневном движении вокруг нее Солнца.

Сам автор «Обращения небесных орбит», понимая опасность, которая угрожала его книге (и могла помешать ее публикации), поместил, по обычаю той эпохи,в начале ее посвящение папе Павлу III. Коперник указал здесь на противоречие его основной астрономической идеи общепринятому геоцентризму. Однако он вместе с тем подчеркнул весьма важную практическую сторону своей системы, на основе которой можно было более успешно вести работу по исправлению календаря.

Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что его гелиоцентрический космос конечен, он по-прежнему ограничен сферой фиксированных звезд. Но он оказывается неизмеримо большим, чем полагали прежние астрономы, и не случайно в книге «О вращении небесных сфер» мы встречаем уподобление мира бесконечности: «Небо неизмеримо велико по сравнению с Землей, и представляет бесконечно большую величину; по оценке наших чувств Земля по отношению к небу, как точка к телу, а по величине как конечное к бесконечному»[6]. Оставляя вопрос о бесконечности Вселенной открытым, великий польский астроном тем не менее показал, что в рамках новой структуры мироздания нет нужды в ограничивающей мир сфере фиксированных звезд. Несмотря на то что идеи бесконечности Вселенной встречались в философии Возрождения до и независимо от Коперника, именно коперниканство открыло путь к созданию новой космологии.

Разрушение иерархической системы мироздания явилось главнейшим мировоззренческим результатом философии Коперника. Именно вокруг новой космологии будут идти главные идеологические битвы XVI - начала XVII в. Подлинный смысл революции - не только в естествознании, но и в философии, которую произвела великая книга Николая Коперника, раскроет в своем творчестве Джордано Бруно; и именно в результате деятельности Бруно церковь решительно пойдет на запрет новой космологии.


3. Философские воззрения Галилео Галилея как представителя натурфилософии эпохи Возрождения

натурфилософия коперник галилей пифагореизм

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564 - 1642) - итальянский мыслитель эпохи Возрождения, физик, основоположник классической механики, астроном, математик, один из основателей современного экепериментально-теоретического естествознания, поэт и литературный критик. Боролся против схоластики, считал основой познания опыт, опроверг ошибочные положения учения Аристотеля. Он заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, изобрел и построил телескоп с 32-кратным увеличением, с помощью которого исследовал небесные тела. Он открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Галилей доказал множественность миров во Вселенной, открыл, что небесные тела движутся не только по траектории, но и одновременно вокруг своей оси.

Галилео Галилей был профессор Пизанского университета (с 1589), работал на кафедре математики Падуанского университета (1592-1610). Основные сочинения: "Звездный вестник" (1610), "О солнечных пятнах" (1613), "Письмо к Кастелли" (1613), "Диалог Галилео Галилея, академика Линчео, экстраординарного математика университета в Пизе, философа и старшего математика Его Светлости Великого герцога Тосканского, где в собраниях, четыре дня продолжающихся, ведутся рассуждения о двух главнейших системах мира, Птолемеевой и Коперниканской, причем неопределительно предлагаются доводы столь же для одной из них, сколько и для другой" (1630), "Беседы и математические доказательства, касающиеся двух новых отраслей науки" (1638) и др.

Первым серьезным изобретением Галилея были гидростатические весы для быстрого определения состава металлических сплавов. Узнав об изобретенной в Голландии зрительной трубе, он в 1609 построил свой первый телескоп с 3-х кратным увеличением, а несколько позже - с увеличением в 32 раза. С их помощью сделал ряд важных астрономических открытий (горы и кратеры на Луне, размеры звезд и их колоссальная удаленность, пятна на Солнце, 4 спутника Юпитера, фазы Венеры, кольца Сатурна, Млечный путь как скопление отдельных звезд и др.). Эти открытия Галилея безусловно усиливали позиции гелиоцентрической системы Коперника в борьбе со схоластической аристотелевско-птолемеевской трактовкой Вселенной.

После публикации Галилеем «Диалога о двух главнейших системах мира - птолемеевой и коперниковой» инквизиция привлекла его к суду (1633), обвинив в коперниканстве. Угрожая запретить заниматься научной деятельностью, сжечь неопубликованные труды и применяя пытки, инквизиция принудила гениального ученого отказаться от теории Коперника. Сформулировав принцип относительности движения, закон свободного падения тел, механику их падения по наклонной плоскости, идею об изохронизме колебания маятника, идею инерции, Галилей заложил основы классической динамики.

В основе мировоззрения Галилео Галилея лежит признание им объективного существования мира, который бесконечен и вечен, при этом ученый-философ допускал божественный первотолчок. В природе, по его мнению, ничто не уничтожается и не порождается, происходит лишь изменение взаимного расположения тел или их частей. Материя состоит из неделимых атомов, ее движение - универсальное механическое передвижение. Небесные светила подобны Земле и подчиняются единым законам механики. Все процессы в природе обусловлены строгой механической причинностью. Отсюда подлинная цель науки - отыскать причины явлений. Исходный пункт познания природы, по Галилею, - наблюдение, а основа науки - опыт.

Галилео Галилей утверждал, что задача ученых не добывать истину из сопоставления текстов признанных авторитетов и путем абстрактных, отвлеченных умствований, а «...изучать великую книгу природы, которая и является настоящим предметом философии». Развивая в гносеологии идею безграничности «экстенсивного» познания природы, философ-естествоиспытатель допускал и возможность достижения абсолютной истины, т.е. «интенсивного» познания.

В изучении природы Галилей выделял два основных метода познания:

аналитический;

синтетический.

Сущность первого заключалось в том, что понятие опыта, в отличие от своих предшественников, Галилей не сводил к простому наблюдению, а предпочитал планомерно поставленный эксперимент, посредством которого исследователь как бы ставит природе интересующие его вопросы и ищет на них ответы. Метод этот ученый назвал резолютивным, который, в сущности, есть метод анализа, расчленения природы, т.е. аналитический. Другим важнейшим методом познания Галилей признавал композитивный, т.е. синтетический, который посредством цепи дедукции проверяет истинность выдвинутых при анализе гипотетических предположений. При этом Галилей считает, что хотя опыт и является исходным пунктом познания, но сам по себе он не дает еще достоверного знания. Последнее достигается планомерным реальным или мысленным экспериментированием, которое опирается на строгое количественно-математическое описание. В итоге достоверное знание мы получаем при сочетании синтетического и аналитического, чувственного и абстрактного.

Таким образом, гениальным ученым была разработана методика научного исследования, которая состояла из следующих этапов: наблюдение, выдвижение гипотезы, расчеты по воплощению гипотезы на практике и экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы на практике.

Сочинения Галилео Галилея по литературе положили начало итальянской научной прозе. Из его художественных произведений известны набросок одной комедии и сатирическое «Стихотворение в терцинах».

Главное в том, что Галилей на практической основе подтвердил правильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно о гелиоцентрической системе мира, за что он и был подвергнут суду инквизиции. Этот суд под угрозой казни вынудил великого ученого формально отречься от своих воззрений и покаяться, но не изменил его действительных взглядов. В 1971 католическая церковь отменила решение об осуждении Галилео Галилея.


4. Философские воззрения Иоганна Кеплера как представителя натурфилософии эпохи Возрождения


Великий немецкий астроном, математик, физик и философ Иоганн Кеплер (1571-1630) творил уже на исходе эпохи Возрождения. Его астрономические открытия и научные идеи стали одним из важнейших звеньев научного и философского развития нового времени. Как ренессансный мыслитель Кеплер весьма показателен тем противоречивым идейно-философским контекстом, из которого вырастали его научные идеи, прежде всего астрономические.

Подобно своим современникам Кеплер занимался астрологией, составляя гороскопы, имевшие тогда огромный спрос. В первом своем произведении с длинным названием «Предвестник космографических сочинений, содержащий космографическую тайну об удивительном соотношении пропорциональности небесных кругов, о причине числа небес, их величинах, о периодических их движениях, общих и частных, объясненную из пяти правильных геометрических тел» (1596) Кеплер называл астрологию «незаконной дочерью астрономии, которая обязана кормить свою мать, чтобы та не умерла с голоду». [4]Такое заявление было выстрадано едва ли не всей крайне тяжелой жизнью этого выходца из народной среды, бедствовавшего до самой смерти.

Было бы, однако, неосновательно считать, что астрология представляла некий чисто внешний слой мировоззрения Кеплера, служившего целям эксплуатации человеческой глупости. Ведь в астрологии кроме наиболее популярного представления о ней как о «науке», дающей возможность составления гороскопов, предсказывающих индивидуальные судьбы людей, имеется (в «натуральной астрологии») в принципе верная идея взаимного влияния и взаимодействия небесных светил, прежде всего, светил Солнечной системы. В наше время эту идею мы не можем и не должны считать достоянием астрологии, но в рассматриваемую эпоху это было именно так.

Идея взаимодействия светил, как одна из важных идей натурфилософии, выражала убеждение в господстве в природе неких живых сил и стремлений, в единстве мира и даже Вселенной. Кеплер в общем разделял эту идею и придавал ей - как в названном выше произведении, так и в «Новой астрономии или небесной физике» (1609) - весьма интересную и плодотворную физическую конкретизацию. Ученый считал, что Земля, как и Солнце, обладает некоей притягательной силой, гравитацией, аналогичной магнетизму (интересно отметить, что термин «инерция» как выражение «лени» планет был введен именно Кеплером). Конечно, Кеплер был далек от открытия закона всемирного тяготения, но сделал шаг в этом направлении.

Однако главный вклад Кеплер внес в астрономическую науку. С юности он стал сторонником теории Коперника. Названное выше первое произведение Кеплера представляло собой результат его раздумий над коперниканской доктриной, в объективности которой он никогда не сомневался. Более века после выхода этого великого произведения нередко самые видные астрономы не решались признавать гелиоцентризм объективной истиной, например известный датский астроном XVI в. Тихо де Браге (1546-1601), в течение десятилетий прослеживавший пути светил и записывавший свои наблюдения. В названном первом своем произведении Кеплер, считая идею гелиоцентризма незыблемой, клал в основу своего объяснения пифагорейско-платоновские представления. Одновременно он опирался на положение Библии, согласно которому бог все создал в соответствии с мерой, числом и весом. Отсюда развитие Кеплером идеи о мире как небесной машине, подобной огромному часовому механизму. В «Космографической тайне» автор стремился осмыслить этот космический механизм, привлекая пифагорейско-платоновское учение о пяти правильных многогранниках - четырехграннике, кубе, восьмиграннике, двенадцатиграннике и двадцатиграннике, каждый из которых расположен между вписанной в него и описанной вокруг него сферами обращения планет.

Идеи пифагореизма несомненно вдохновляющие воздействовали на великого математика Кеплера, влюбленного в астрономию и располагавшего огромным эмпирическим материалом наблюдений движения планет Тихо де Браге. Напряженная многолетняя работа над осмыслением этих наблюдений (прежде всего Марса) привела немецкого ученого к открытию двух известных законов движения планет (впервые изложенных в «Новой астрономии»): 1) планеты движутся вокруг Солнца не по идеально круговым орбитам, как это представлялось Аристотелю, Птолемею, да и Копернику, а по эллиптическим (при этом Солнце смещено в один из его фокусов); 2) вопреки тем же астрономам Кеплер установил неравномерность в движении планет по орбитам вокруг Солнца (их скорость в различные промежутки при этом фиксируется математически).

В третьем важнейшем произведении Кеплера «Гармонии мира» (1619) был сформулирован наиболее сложный третий закон Кеплера, установивший математически точную зависимость между временем обращения планет вокруг Солнца и их расстоянием от него. Тем самым единство планетной системы, ассоциировавшееся у Кеплера с пифагорейской идеей гармонии, получило строго научную формулировку. Сама идея пифагорейцев относительно числовой гармонии к тому времени существовала уже два тысячелетия. Но формулировка математически безупречных законов, управлявших движением светил, была осуществлена впервые.

Ход «космических часов» был отражен в составленных Кеплером «Рудольфинских таблицах», законченных в 1624 году и дававших возможность наиболее точного предвычисления движения планет за всю предшествовавшую историю астрономии. За несколько лет до этого Кеплер опубликовал (в трех выпусках) «Учебник коперниканской астрономии», в котором отразил и свои открытия. После Кеплера сомневаться в том, что коперниканская или птолемеева система мира верна, нет оснований. Выявлено единое основание - планеты движутся по эллипсам вокруг Солнца, адлина эллипса зависит от расстояния от Солнца. «Учебник по коперниканской астрономии»тут же был внесен в папский «Индекс запрещенных книг».

Однако научная астрономия была создана, и с этим должны были считаться последующие естествознание и философия. Какую бы роль ни играло понятие бога, объективно эти открытия углубляли материалистическое мировоззрение.


Заключение


Имена философов-естествоиспытателей эпохи Возрождения -Иоганна Кеплера, Галилео Галилея, Николая Коперника как представителей натурфилософии эпохи Возрождения - символизировали собой острую борьбу старого и нового, противоречивый и даже драматичный процесс становления науки и утверждения ее позиций общественной жизни. Именно новаторством, переходностью, сложностью и многообразием эпоха Возрождения глубоко созвучна нашей эпохе.

Философско-рационалистическое преодоление теизма приходит к тому, что не только всё может быть предметом познания, но и все точки зрения о предмете имеют право на существование, каждая культура имеет право на своё мировоззрение. Право на существование имеют все точки зрения, а значит, и те из них, которые содержат инновации. Более того, именно содержащая новизну позиция наиболее предпочтительна. С этого начинается формирование нового исторического мышления.

Познание, разум выходят «из изгнания», куда заточены средневековой установкой на первенство веры над чувствами, а чувств над разумом. Мир, вселенная - бесконечны.

Бесконечность мира познаётся разумом. В период позднего Возрождения Н. Коперник, создавая гелиоцентрическую систему мира, на деле показывает творческие возможности разума, позволяющего через выделение и исследование противоречий в сфере явления проникать в сущность вещей, которая может быть полностью противоположной явлению.

Теоретическая мысль Возрождения ещё не поднялась до уровня постановки и решения проблемы метода научного познания природы, однако выдвинула ряд принципиальных идей:

гуманизма,

рационализма,

познаваемости мира,

историзма и социально-исторического оптимизма.

Но в этом типе познания мыслительное и образно-чувственное не вполне разграничивались, часто выступая в единстве, что не позволяло создать методологию для конкретно-научного познания природы.

Не дала эпоха Возрождения и сложных, логически непротиворечивых фундаментальных теорий.

Она решила другую задачу: посредством глубокого синтеза имевшегося мыслительного материала, нового способа функционирования культуры, новой системы ценностей осуществить объективистскую перестройку сознания, сформировать его новый исторический тип, в котором бы познавательная составляющая сознания доминировала над ценностной.

В философии Возрождения главной ценностью становится бескорыстное объективное познание мира. На основе этой важнейшей мировоззренческой ценности складываются непосредственные предпосылки возникновения классического естествознания

Таким образом, к характерным чертам философии естествоиспытателей эпохи Возрождения относятся:

антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство, что вызвало торжество индивидуализма.

оппозиционность к Церкви (как к организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими) и церковной идеологии (к застывшей, догматической, не связанной с жизнью философии - схоластики).

с развитием науки появление принципиально нового, научно-материалистического понимания окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, развитие новых анатомических знаний и т. д.).

Итак, в философии перемещается основной интерес от формы идеи к ее содержанию.

Появляется большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству, широкое распространение принимают идеи социального равенства. В соответствии с этим одним из основных направлений философии эпохи Возрождения являлось натурфилософское. Предметом исследований натурфилософского направления были проблемы человека, бытия и природы.


Список использованных источников


1.Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М., 1980.

2.История мировой философии. - М.: АСТ, 2007.

.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. - М, 1996.

.Соколов В. В. Европейская философия XV-XVII. - М.: Высшая школа, 2003.

.Халин К.Е. Краткий курс по философии. Учебное пособие. - Окей-книга, 2009.

.Нарский И.С. Польские мыслители эпохи Возрождения. - М, 1960.

.#"justify">.http://ru.wikipedia.org/wiki/Философия_Возрождения


Теги: Философские воззрения естествоиспытателей эпохи Возрождения (Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей)  Реферат  Философия
Просмотров: 17892
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Философские воззрения естествоиспытателей эпохи Возрождения (Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей)
Назад