Философия эпохи Возрождения (Ренессанс) (XV-XVI века)

Философия эпохи Возрождения (Ренессанс) (XV-XVI века)


Название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для подражания. Идеалом знания становится знание светское, а не религиозное. Ренессанс - это переходный период от средневековья к новому времени.

Ренессанс - это время зарождения капиталистических отношений, формирования национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных конфликтов, бурного развития естествознания и великих географических открытий. Это период преодоления длительной стагнации производительных сил. Это переход от ремесла к мануфактуре. Формируется капиталистическое производство.


Исторические и социокультурные предпосылки Ренессанса


·ослабление религиозной идеологии;

·рост реформаторских учений;

·стремление буржуазии освободиться от влияния церкви;

·появление интеллигенции, связанной с наукой, искусством, а не с церковью;

·изменение системы образования (светское сменяет теологическое);

·меняется взгляд на человека. Человек - это индивидуальность, обладающая способностями, развитие которых зависит от нее самой.

В средневековой философии человек рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога - «…все зло мира на нем!»). В эпоху Возрождения делается акцент на богоподобии человека. Разум, творчество, красота, свобода - все это отражение Бога в человеке.

Философы Ренессанса - высокообразованные люди, владеющие древнегреческим и латынью, знакомые с трудами философов античности.

Основные направления эпохи Возрождения

1.-гуманизм (антропоцентризм);

2.-неоплатонизм

.-натурфилософия;

.-реформационное (протестантизм, лютеранство, кальвинизм);

.-социально - политическое (макиавеллизм и пр.);

.-социалистическо-утопическое (утопический социализм).


Антропоцентризм


Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность). В общем смысле гуманизм - это стремление к человечности и создание условий достойной человека жизни.

В узком смысле - это идейное движение, сформировавшееся в эпоху ренессанса.

Основные черты гуманизма

1.антропоцентризм - человек, как центр мироздания, превозношение его сил и возможностей;

2.антицерковная и антисхоластическая направленность;

.стремление уменьшить всемогущество Бога, утвердить самоценность человека;

.жизнеутверждение, оптимизм человека.

Начало итальянского гуманизма связано с именами Франческо Петрарки (1304-1374) и Данте Алигьери (1265 - 1321). В трактате «О невежестве собственном и многих других» Петрарка отвергает присущую Средневековью схоластическую ученость и предлагает принципиально новый подход к оценке античного наследия. Но прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям предшественников, а стремление подняться до высот античной культуры и в то же время переосмыслить и в чем-то превзойти ее.

Петрарка заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. В разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек был тем ценнее как личность, чем более его поведение соответствовало социальным нормам. Человек эпохи Возрождения более ценен как индивидуальность.

Данте Алигьери в своих произведениях «Божественная комедия», «Пир» и «Монархия» предлагает новое понимание божественного и человеческого. Эти два начала он видит во взаимном единстве. Бога нельзя противопоставлять творческим силам человека. Человек детерминирован двояко: Богом и природой. К блаженству есть два пути: философское поучение (человеческое) и духовное поучение (от Святого Духа). Не случайно своим проводником по загробному миру автор избрал язычника Вергилия.

Гуманизм Данте выражается и в том, что свои произведения он писал на итальянском, а не на латыни. Данте утверждает, что человек сам ответственен за свою судьбу. Задача человека реализовать все возможности в нем заложенные и в первую очередь возможности его разума, а затем воплотить это на практике. Он требует четкого разграничения светского и церковного: «Богу - богово, кесарю - кесарево», поддерживая идею секуляризации, отделение религии от науки, политики и морали.

На первое место выдвигается человек и природа. Человек толкуется как существо природное, телесное. Ценность человеческой личности для гуманистов определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью ее деятельности.

Идеи гуманизма развивает голландец Эразм Роттердамский (1469-1536) «Вольтер XIV века». В книге «Похвала глупости» он критикует схоластическое мышление и мораль. Схоластика - это словесная псевдоученость, формализм и догматика. Весь мир Земной пронизан глупостью, грешили апостолы, грешил Христос. Глупость покоится на чувственности, она непреодолима. Разум не находит в этом мире счастья. Мир принадлежит глупцам, нужно прислушаться к разуму, ибо он в природе человека.

Гуманизм Эразма - в стремлении обосновать природное равенство людей. Одаренность людей зависит от их образования и воспитания. Мудрость состоит в соблюдении принципа «ничего сверх меры». В противном случае мудрец станет дураком, а мудрый правитель - тираном.

Мишель де Монтень (1533 - 1592). Основная работа - «Опыты». Монтень высказывается за строгое разграничение веры и разума. Все, что относится к природе - дело разума, все, что относится к религии - дело веры. Разум, однако, не всемогущ. Он может и заблуждаться. Девиз Монтеня - «Что я знаю!». Сомнение - двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а помогает развитию науки. Знание - процесс, а не догмат. Знания историчны, относительны, ограничены возможностями органов чувств. Человек - природное существо и подчинен законам природы, он - часть всего живого и должен жить в гармонии со всем живущим на земле и с природой. Свобода человека - это его действия в соответствии с природой и ее законами. Философия - это наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель - это не аскетическое бегство от мира, а жизнь по законам природы, стремление к счастью, покою и физическому комфорту. Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности бессмертия души нельзя быть жестоким ни к самому себе, ни к другим.


Неоплатонизм


Неоплатонический период связан с формированием гносеологии. Классическим представителем этого периода был Николай Кузанский (1401 - 1464). Кузанский порвал с ортодоксальной средневековой схоластикой и создал новое учение о мире и новую диалектику.

Разделяя принципы христианского монизма он отвергает античный дуализм Платона. Единое есть все, где единое - это Бог. Бог есть все в свернутом виде, а мир - это то, что разворачивается из Бога. Развивая учение о противоположностях, Кузанский вводит понятие max и min, а также беспредельное. Он считает, что единое тождественно беспредельному и как таковое не имеет противоположностей. В беспредельном противоположности совпадают. Кузанский доказывает это математически: бесконечное увеличение диаметра окружности превращает ее в прямую.

Кузанский выдвигает проблему относительности и противоположности, у него же мы находим тезис о бесконечности как о мере всего сущего. В бесконечном мире, конечное не может быть мерой. «Все материальные вещи не тождественны божественным, мир вещей - это мир сотворенный, мир кажимости, за ним скрывается подлинная сущность. Вселенная - это развертывание божественного первоначала. Это развертывание и есть движение, или вечное развитие материи. Соотношение Бога и мира - это первотолчок и вечное движение.

Человек является совершенным творением. Он превыше всех других тварных существ. Познание возможно, но его нельзя ограничить только трактовкой Библии. Возможность познания заложена в человеческой практической деятельности. Также как Бог развертывает в себе мир, человек развертывает из себя предмет познания. Способность к познанию присуща человеку априорно (доопытно).

Идею Кузанского использует Джордано Бруно (1548 -1600 г.г.). Рассматривая идею о первооснове мира, Бруно приходит к выводу о наличии двух видов вещества. Вещество земли - это земля, вода, воздух и огонь. Вещество неба - это эфир. В мире нет пустоты. Все есть материя. Материя совпадает с Богом (пантеизм).

Основной философской системой эпохи Возрождения является пантеизм. Пантеизм - философское учение, исходящее из тождества бога и природы. (дословный перевод: «пан» - всё, «теос» - бог: «всё есть бог»). Пантеизм мыслит бога и природу единым целым. В пантеизме бог имманентен миру (находится внутри мира), а не трансцендентен (находится вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир - живым, саморазвивающимся.


Натурфилософия


Натурфилософия - философия природы. Задача этого периода - создание целостной картины мира. Перенесение греческих теорий в 15 век способствовало развитию экспериментальной науки.

Леонардо да Винчи (1452 - 1519) утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Сочетая разработку новых средств художественного языка с теоретическими обобщениями, он создал образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам Возрождения. Высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностях композиции, ясной системе жестов и мимике персонажей. Гуманистический идеал воплощен в портрете Моны Лизы Джоконды.

Важнейшим полем деятельности становится астрономия. Коперник разгромил признанную церковью геоцентрическую систему мира от Птолемея и предложил гелиоцентрическую, так была построена новая научная картина мира. Кеплер создает теорию о закономерностях движения планет и доказывает ее математически. Экспериментально теорию Коперника подтверждает Галилео Галилей (1564 - 1642), который сам изготовил телескоп и наблюдал за небом. Он предлагает новую методологию науки, основанную на эксперименте и математике.

Джордано Бруно развивает концепцию атомистики, первоначало всего есть атом, но движение атомов при столкновении не является случайным. Все подчиняется законам природы и эти законы разумны, так Бруно переходит к идее панпсихизма. Панпсихизм - это представление о всеобщей одушевленности, согласно которому все вещи, а может быть, даже мир в целом, одушевлены, обладают жизнью и психикой, т.е. все разумно.

Бруно предлагает концепцию мировой души. Мировая душа материи - это ее внутренняя способность к образованию новых форм. Все тела природы не только одушевлены, но и обладают сознанием. В материальной Вселенной нет пустоты, но есть пространство. Пространство - это изначальное условие существования материи и оно необходимо для существования материи, таким же необходимым условием являются движение, которое изначально и время - длительность материальных процессов. Вселенная бесконечна, вечна, несотворима, неисчерпаема, приобретенные достижения формируют новые пути, новый способ, и новое содержание философствования.


Философия Н. Макиавелли


Основоположником социально-политического направления Ренессанса является Николо Макиавелли (1469-1527). Главное произведение «Государь» посвящено проблемам управления государством, приёмам политической борьбы, методам влияния на людей. Человек по своей природе эгоист, который постоянно стремится к выгоде, он скорее простит смерть отца, чем потерю имущества. Остановить его может лишь закон. Утверждая методы управления, Макиавелли обращает внимание, что для человека не имеет значения хороший или плохой человек их правитель, главное, чтобы он был преуспевающим. История прощает победителей. Девиз «Цель оправдывает средства». Князь, государь, монарх может держать слово, когда это выгодно.


Социальные утопии


Томас Мор (1478 - 1535) - основатель утопического социализма. «Утопия» (место, которого нет). Главным источником социальной несправедливости Мор называет частную собственность. В идеальном обществе нет частной собственности и труд общеобязателен для всех. Все произведенные продукты поступают в собственность общества и затем равномерно распределяются между всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня - 6 ч. От трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы (военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят в Бога, но существует полная веротерпимость.

Продолжателем утопического социализма выступает Томмазо Кампанелла (1568-1639 гг.) итальянский монах и поэт. Автор романа «Город солнца». В «Городе солнца» труд разделен на умственный и физический. Общинный образ жизни основан на социальном равенстве и совместном труде. Существует коллективное правление в виде народного собрания (государством управляют наиболее способные и умные личности). Нет частной собственности и семьи, воспитание детей носит общественный характер.

По мнению Кампанеллы, индивидуализм - это безбожие, которое следует искоренять. Общество - целый организм, поэтому в первую очередь надо заботиться о жизни целого, а только потом - об отдельных его частях.


Реформация


Реформация - это мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации католической церкви, возникшее в Германии в начале 16 в. Реформация быстро распространилась в Европе и привела к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. После того как большая группа германских государей и представителей вольных городов, примкнувших к Реформации, выступили с протестом против решения имперского рейхстага в Шпейере (1529), запрещавшего дальнейшее распространение реформ, последователей реформации стали называть протестантами, а новую форму христианства - протестантизм.

Основоположником Реформации считается Мартин Лютер (1483-1546), который на дверях Виттенбергского костёла (Восточная Германия) 31 октября 1517 года прибил 95 тезисов против индульгенций, что послужило началом не только идеологической, но и вооружённой борьбы против католицизма.

Мартин Лютер выступал против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том, что между Богом и верующими не должно быть посредников. Церковь должна стать демократичнее, а обряды понятными людям. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и образование от католических догм. Путь к спасению - не аскетизм и молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу (профессия). Работай лучше - и будешь ближе к Богу. Должен быть восстановлен авторитет светской власти.

Основные идеи протестантизма:

1.Предопределение - будет человек спасен или нет, предопределено Богом.

2.Все люди должны надеяться, что именно они предопределены к спасению;

.Смысл жизни человека на Земле в его профессии, но не в стремлении заработать, а в служении Богу;

.Путь к спасению - добросовестное отношение к делу, скромность, аскетизм.

протестантизм гуманизм неоплатонизм антропоцентризм

Литература


1.Горбачев В.Г. История философии. Краткий курс лекций: Учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Брянск: «Курсив», 1998. - 336с. - С. 82-112

2.Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. / Отв. Ред. В.П. Кохановский. - Изд. 18-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 574с. - С. 34-36

.История философии: учебник для высших учебных заведений / под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. - 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 736с. - С. 146- 163


Теги: Философия эпохи Возрождения (Ренессанс) (XV-XVI века)  Реферат  Философия
Просмотров: 11178
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Философия эпохи Возрождения (Ренессанс) (XV-XVI века)
Назад