Философия техники

МИНИСТРЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ рЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский государственный университет

Кафедра философии


Контрольная работа

по дисциплине "Философия"

Вариант №30

Тема: "Философия техники"


Выполнил

студент 2 курса

факультета ТДП

Монгалёв А.А.


Минск


г.Содержание


Введение

. Понятие техники и технологии. Техника и ее роль в истории цивилизации: основные этапы и закономерности в развитии техники

. Взаимоотношения науки и техники. Научно-технический и технологический прогресс как объект социально-философского исследования

. Социальные последствия НТП: перспективы информационного

общества. Техницизм и антитехницизм

Заключение

Список литературы

техника технологический прогресс


Введение


Техника в XXI столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин как технических, так естественных и общественных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Всё возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они - и частные, и общие - концентрируют свое внимание на отдельных видах, определенных "срезах" техники.

Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу вынуждены принимать во внимание технику и даже делают её предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественно-научной точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов.

В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие общественные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к специальному анализу технического развития.

Историческое развитие техники традиционно является предметом изучения истории техники как особой гуманитарной дисциплины.

Философия же техники призвана исследовать сам феномен техники, ее место в общественном развитии, а также принимает во внимание широкую историческую перспективу. Коль уж мы говорим о технике, как предмете философии техники, то вполне закономерно возникают вопросы: а в чем же суть техники, как философской категории, каковы этапы и закономерности ее развития, каковы перспективы?

Этим вопросам посвящена данная контрольная работа.


. Понятие техники и технологии. Техника и ее роль в истории цивилизации: основные этапы и закономерности в развитии техники.


Итак, предметом философии техники является, прежде всего, техника. Что же мы понимаем под термином "техника"?

Слово техника происходит от греческого ????? (тэхнэ) - искусство, мастерство, умение. Наряду с понятием техника существует и понятие "технология", которое неразрывно связано с термином "техника". В современном понимании технология представляет собой "совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката в процессе производства. Термин "технология" применяется также, если мы говорим о науке о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства"

В философии техники термин "техника" имеет несколько смыслов, а именно:

) "совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества; в технике материализованы знания и производственный опыт, накопленные человечеством в процессе развития общественного производства"

) в собирательном смысле - машины, механизмы, приборы, устройства, орудия той или иной отрасли производства;

) совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности мастерства……"

Нужно отметить, что в различные исторические периоды в термин "техника" вкладывалось разное содержание в зависимости от значимости функций человека и техники в трудовом процессе. Поскольку при использовании ручных орудий труда огромное значение имело умение человека ими работать, под техникой понималось искусство, мастерство. В условиях ремесленного производства мастерство, передаваемое из поколения в поколение, имело большое значение, но возрастает и роль орудий труда в производственном процессе. Под техникой начинают понимать не только искусство работника, но и средства его труда. Не случайно английское слово «technolodgу» означает и технику и технологию. С переходом к крупному машинному производству, когда мастерство рабочего отступило на задний план, под техникой стали понимать материальные средства труда. Ныне, когда техника внедрилась буквально во все сферы человеческой деятельности, технику понимают более широко, как искусственно созданные средства человеческой деятельности и, более того, как овеществленное знание.

Исследуя феномен техники, ее историческое развитие, философия техники, выделила этапы и закономерности ее внутреннего развития, место в общественном развитии в целом. История техники, понимается не только как история отдельных технических средств, но и как история технических решений, проектов и технических теорий (как успешных, так и нереализованных, казавшихся в свое время тупиковыми).

В древнем мире техника, техническое знание и техническое действие были тесно связаны с магическим действием и мифологическим миропониманием. Египтяне, например, не намного отстали в механике от греков эпохи Гомера, но они не вышли из религиозного миросозерцания. Более того, первые машины, по-видимому, приносились в дар богам и посвящались культу, прежде чем стали употребляться для полезных целей. Бурав с ремнем был, по-видимому, изобретен индусами для возжигания священного огня - операция, производившаяся чрезвычайно быстро, потому что она и теперь совершается в известные праздники до 360 раз в день. Колесо было великим изобретением; весьма вероятно, что оно было прежде посвящено богам. Итак, вся техника этой эпохи имела один и тот же характер. Она была религиозной, традиционной и местной. Наука древнего мира была еще не только неспециализированной и недисциплинарной, но и неотделимой от практики и техники.

Важнейшим шагом на пути развития западной цивилизации была античная революция в науке, которая выделила теоретическую форму познания и освоения мира в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

Античная наука была комплексной по самому своему стремлению максимально полного охвата осмысляемого теоретически и обсуждаемого философски предмета научного исследования. Специализация еще только намечалась. Понятие техники также было существенно отлично от современного. В античности понятие «тэхнэ» обнимает и технику, и техническое знание, и искусство. Но оно не включает теорию. Поэтому у древнегреческих философов, например, у Аристотеля, нет специальных трудов о «тэхнэ». Более того, в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. "Тэхнэ" не имело никакого теоретического фундамента, античная техника всегда была склонна к рутине, сноровке, навыку; технический опыт передавался от отца к сыну, от матери к дочери, от мастера к ученику. Древние греки проводили четкое различение теоретического знания и практического ремесла.

В средние века архитекторы и ремесленники полагались в основном на традиционное знание, которое держалось в секрете и которое со временем изменялось лишь незначительно. Вопрос соотношения между теорией и практикой решался в моральном аспекте - например, какой стиль в архитектуре является более предпочтительным с божественной точки зрения.

В конце Средних веков, начале Возрождения формируется новое понятие природы как бесконечного источника сил и энергий (сначала божественных, потом естественных), а также замысел использования этих сил и энергий на основе научного познания устройства и законов природы.

В эпоху Возрождения ситуация меняется. Именно инженеры, художники и практические математики Возрождения сыграли решающую роль в принятии нового типа практически ориентированной теории. Изменился и сам социальный статус ремесленников, которые в своей деятельности достигли высших уровней ренессансной культуры. В эпоху Возрождения наметившаяся уже в раннем Средневековье тенденция к всеохватывающему рассмотрению и изучению предмета выразилась, в частности, в формировании идеала энциклопедически развитой личности ученого и инженера, равным образом хорошо знающего и умеющего - в самых различных областях науки и техники.

В науке Нового времени можно наблюдать стремление к специализации и вычленению отдельных аспектов и сторон предмета как подлежащих систематическому исследованию экспериментальными и математическими средствами. Одновременно выдвигается идеал новой науки, способной решать теоретическими средствами инженерные задачи, и новой, основанной на науке, техники.

В Новое время научное мышление перестает выполнять служебную функцию по отношению к религии. Но зато тут же попадает в еще более тесные объятия: научное мышление начинает обслуживать инженерию. В контексте усилий, направленных на реализацию этого замысла, складывались как новый тип науки, получившей название «естественной», так и инженерия. Настоящими пионерами в этой области были Галилео Галилей (1564-1642) и Христиан Гюйгенс (1629-1695).

Современный этап развития техники относится к Новейшему времени. Для современного этапа характерно ускорение темпов развития техники, лавинообразное появление новых форм взаимодействия "человек-техника".

Поскольку термин техника понимается как совокупность средств человеческой деятельности, созданных для осуществления процессов производства, то уместно, на мой взгляд сказать об этапах развития технических знаний и технических наук.

Развитие технических знаний условно можно разделить на 4 этапа:

донаучный: последовательно формируются три типа технических знаний: практико-методические, технологические и конструктивно-технические, но научные знания в технической практике используются нерегулярно

зарождение технических наук (со второй половины XVIII в. до 70-х гг. XIX в.): происходит, во-первых, формирование научно-технических знаний на основе использования в инженерной практике знаний естественных наук и, во-вторых, появление первых технических наук.

классический (до середины XIX века): характеризуется построением ряда фундаментальных технических теорий.

современный: характерно осуществление комплексных исследований, интеграция технических наук не только с естественными, но и с общественными науками, и вместе с тем происходит процесс дальнейшей дифференциации и "отпочкования" технических наук от естественных и общественных.

Технические науки прошли следующие этапы развития:

в качестве приложения различных областей естествознания к определенным классам инженерных задач

- как особый класс научных дисциплин, отличающихся от естественных наук как по объекту, так и по внутренней структуре, но также обладающих дисциплинарной организацией (к сер. ХХ в.).

в качестве системотехники как попытки комплексного теоретического обобщения всех отраслей современной техники и технических наук при ориентации не только на естественнонаучное, но и гуманитарное образование инженеров, т.е. при ориентации на системную картину мира (по наст. время).

В двадцатых годах XX столетия была выдвинута теория о том, что развитие техники имеет свои закономерности. Здесь следует говорить о технической системе, как о совокупности элементов техники.

Первый этап - "рождение" и "детство" технической системы. Новая техническая система появляется на определенном уровне развития науки и техники, когда выполнены два главных условия: есть потребность в системе и имеется возможности ее реализации. Обстоятельство рождения новой технической системы определяются уровнем ее новизны.

Наибольшей новизной обладает так называемая "пионерная система", не имеющая аналогов, созданию которой предшествуют многолетние мечты и чаяния человечества, отраженные в сказках (самолет, телевизор, радио и т.д.), неоднократные научные попытки, связанные с тем, что развитие науки и техники еще не достигло требуемого для ее создания уровня.

Второй этап - период интенсивного развития технической системы. Основным содержанием этого этапа является быстрое, лавинообразное, напоминающее цепную реакцию, развитие системы. Характерной чертой данного этапа развития становится активная экспансия новой системы - она" вытесняет" другие, устаревшие системы из экологических ниш, порождает множество модификаций и разновидностей, приспособленных для разных условий. Главной движущей силой развития на втором этапе становится общественная потребность, которая проявляется в виде определенного рода претензий к системе.

Третий и четвертый этапы - соответственно "старость" и "смерть" технической системы. Основным содержанием этапов является стабилизация параметров системы. Небольшой прирост их еще наблюдается в начале этапа, но в дальнейшем сходит на "нет" несмотря на то, что вложения сил и средств растут. Резко увеличивается сложность, наукоемкость системы, даже небольшие увеличения параметров требует, как правило, очень серьезных исследований. Попытки совершенствования системы, не считаясь с затратами, приводят к падению ее эффективности из-за непропорционального достигаемому эффекту роста стоимости и сложности. В конце концов, старая, отжившая система "умирает", заменяется принципиально новой, более прогрессивной, обладающей новыми возможности для дальнейшего развития.

Итак, понимание сущности техники, закономерностей ее развития, может стать действительной основой для предвидения ее развития. Поэтому философия и история науки и техники должны занять одно из важных мест в современном инженерном образовании.


2. Взаимоотношения науки и техники. Научно-техничекий и технологический прогресс как объект социально-философского исследования


В современной литературе по философии техники можно выделить следующие основные подходы к взаимотношению науки и техники:

. Техника рассматривается как прикладная наука.

. Процессы развития науки и техники рассматриваются как автономные, но скоординированные процессы;

. Наука развивается, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов;

. Техника науки во все времена обгоняла технику повседневной жизни;

. Регулярное применения научных знаний в технической практике характерно для современных технических наук.

В настоящее время происходит "сциентизация техники"(от лат "scientia" - знание, наука) и "технизация науки".

Сегодня все большее число философов техники придерживаются точки зрения, что технические и естественные науки должны рассматриваться как равноправные научные дисциплины.

Технические науки так или иначе связаны со всеми науками, но наиболее близки естественным, и в первую очередь, физическим. Технические и естественные науки имеют одну и ту же предметную область инструментально измеримых явлений. Хотя они могут исследовать одни и те же объекты, но проводят исследование этих объектов различным образом.

Сравним разные точки зрения на соотношение технических и естественных наук:

. Технические науки тесно связаны с естественными и могут рассматриваться в качестве прикладных по отношению к последним.

. Техническое знание существенно отличается от естественнонаучного, так как оно всегда связано с «целевой направленностью» технических объектов: технический объект является не естественным, а искусственным, созданным для определенной цели, его строение и функционирование служит этой цели. Рост технических знаний заключается в расширении конструктивных возможностей человека, техническое творчество в отличие от научного состоит не в открытии того, что существует, а в конструировании того, чего еще не было

. В современных условиях технические явления в экспериментальном оборудовании естественных наук играют решающую роль, а большинство физических экспериментов является искусственно созданными ситуациями. Объекты технических наук представляют собой своеобразный синтез "естественного" и "искусственного". Искусственность объектов технических наук заключается в том, что они являются продуктами сознательной целенаправленной человеческой деятельности. Их естественность обнаруживается прежде всего в том, что все искусственные объекты в конечном итоге создаются из естественного (природного) материала.

В целом, соединяя разные точки зрения можно констатировать факт, что физический эксперимент часто имеет инженерный характер, а современная инженерная деятельность была в значительной степени видоизменена под влиянием развитого в науке Нового времени мысленного эксперимента. Физические науки открыты для применения в инженерии, а технические устройства могут быть использованы для экспериментов в физике.

Наряду с естественнонаучными теориями ныне существует и техническая теория, которая не только объясняет реальность, но и способствует ее созданию, расширению бытия за счет нового технического мира. В сферу технической теории входит: прогнозирование развития техники и связанных с ней наук; научные законы, технические правила и нормы. Но техническая теория отличается от физической тем, что не может использовать идеализацию, в той степени, как это делается в физике. Таким образом, техническая теория имеет дело с более сложной реальностью, поскольку не может не учитывать сложное взаимодействие физических факторов, имеющих место в машине. Техническая теория является менее абстрактной и идеализированной, она более тесно связана с реальным миром инженерии.

Технические теории в свою очередь оказывают большое обратное влияние на физическую науку и даже в определенном смысле на всю физическую картину мира. Например, (по сути, - техническая) теория упругости была генетической основой модели эфира, а гидродинамика - вихревых теорий материи.

Специфика технической теории состоит в том, что она ориентирована на конструирование технических систем. Научные знания и законы, полученные естественнонаучной теорией, требуют еще длительной "обработки" для того, чтобы приступить к применению их для решения практических инженерных задач.

Долгое время (особенно в 50-60-е гг. XX столетия) одной из наиболее распространенных точек зрения на взаимодействие науки и техники была так называемая линейная модель, рассматривающая технику в качестве простого приложения науки или даже - как прикладную науку. Однако к концу прошлого века эта точка зрения подверглась серьезной критике как слишком упрощенная. Такая модель взаимоотношения науки и техники, когда за наукой признается функция производства знания, а за техникой - лишь его применение, вводит в заблуждение, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом.

В эволюционной модели соотношения науки и техники выделяются три взаимосвязанные, но самостоятельные сферы: наука, техника и производство. Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме.

Развитие науки и техники тесно связано с понятием научно-технического прогресса. Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) - это "тип, форма развития, характеризующаяся необратимым, направленным и закономерным движением от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, который реализуется в борьбе противоположных тенденций в количественной и качественной формах".

Каждому этапу технического прогресса соответствует определенный технологический способ производства, который характеризует не социальную, а техническую сторону производства. Технологический способ производства - это определенные формы и методы организации производства, способ соединения производителей со средствами производства а также те отношения, которые складываются между людьми в непосредственном производственном процессе. Каждый этап технического прогресса является логическим продолжением предшествующего развития техники. Вполне естественно, что машина возникает после того, как ручные орудия труда в своем развитии прошли определенный путь от примитивных орудий - инструментов до сложных, приводимых в действие силами природы. В свою очередь автоматическая система машин не могла возникнуть без возникновения рабочих машин и их дальнейшей эволюции от паровых до электрических. Поэтому можно выделить закон технического прогресса - закон преемственности в развитии техники. Суть его заключается в том, что любой уровень технического прогресса, являясь продуктом предшествующей деятельности людей, служит отправным моментом для их дальнейшего технического творчества.

Технический прогресс как всякий вид прогресса имеет различные формы своей реализации. Выделяются периоды бурных технических преобразований, которые занимают сравнительно с предшествующим техническим развитием малый отрезок времени. Эти периоды обычно называют техническими революциями. От них отличны относительно продолжительные периоды на протяжении которых осуществляются отдельные технические усовершенствования в имеющихся технических средствах, появляются новые технические устройства существенно не отличающиеся от существующих. Первой технической революцией было изобретение лука и стрел а затем освоение сверления и шлифования, после которой наступил длительный эволюционный период усовершенствования этих технических и технологических нововведений. Подобные факты дают основание говорить еще об одном законе технического прогресса - законе диалектического единства эволюционной и революционной форм технического прогресса, количественных и качественных ее формах.

Эволюционная и революционная формы присущи не только всей совокупной технике, но и процессу развития отдельных технических средств. Этот процесс содержит не только создание и внедрение новой техники в практику, но и ее распространение вширь взамен устаревшей, отсталой техники а также улучшение ее показателей.

В развитых странах мира научно - технический прогресс принял революционную форму. Два потока - техническое и научное развитие слились в единый научно-технический поток, получивший название научно-технической революции.

Одним из наиболее спорных вопросов при обсуждении проблем научно-технической революции является вопрос о ее сущности. Единого мнения здесь нет. Одни авторы сводят сущность НТР к изменению в производительных силах общества, другие - к автоматизации производственных процессов и созданию четырехзвенной системы машин, третьи - к возрастанию роли науки в развитии техники, четвертые - к появлению и развитию информационной техники и т.д.

Перерастание научно-технической революции в научно-технологическую революцию определяется осознанием ограниченности для человечества его жизнедеятельных ресурсов. От идеи господства над природой, на что нацелена современная техника и технология, люди переходят к идеи гармоничного развития с ней, на что ориентируется технология будущего. Формируется новый уровень более глубокого слияния науки с производством, проникновение науки во все сферы общественной жизни. Технология, как наука о производственной деятельности, использует науку не только для достижения конечного эффекта данного конкретного производства, но и для научного обоснования всех социальных, культурно-гуманистических решений и процессов, связанных с этим производством.

Автоматизация производственных процессов, как следствие передачи нетворческих сторон трудовых функций человека техническим устройствам, выдвигается постепенно в число лидеров технического прогресса. Автоматизация качественно меняет место и роль человека в непосредственном технологическом процессе. Постепенное включение компьютеров в технологический процесс начинает заменять отдельные стороны логических функций человека и делает первые шаги кибернетизация производства. На этом этапе развития научно-технической революции были автоматизированы уже ранее механизированные процессы, но многие виды труда еще остались за пределами автоматизации. Однако весьма заметно проявляется тенденция ускорения темпов автоматизации и расширения ее рамок.

Рост технической оснащенности отраслей народного хозяйства требует для своего функционирования все большего количества энергии. Это стимулирует как развитие традиционных способов ее получения (использование энергии падающей воды, угля, нефти, газа, торфа), так и переход к использованию новых источников энергии, особенно внутриатомной.

Развертывающаяся научно-техническая революция требует не только все большего количества энергии, но и вещества. Происходит рост химического синтеза веществ нужных производству и быту.

Бурно развивается радиоэлектроника и все шире применяться в научных исследованиях и на производстве.

Наука получает огромную сумму принципиально новых знаний, что приводит к возникновению новых наук - космической биологии, космической медицине и других наук, к изменению методологии исследования в ряде областей научного знания.

Таким образом, естественные и технические науки - равноправные партнеры. Они тесно связаны как в генетическом аспекте, так и в процессах своего функционирования. Именно из естественных наук в технические были транслированы первые исходные теоретические положения, способы представления объектов исследования и проектирования, основные понятия, а также был заимствован самый идеал научности, установка на теоретическую организацию научно-технических знаний, на построение идеальных моделей, математизацию. В то же время нельзя не видеть, что в технических науках все заимствованные из естествознания элементы претерпели существенную трансформацию, в результате чего и возник новый тип организации теоретического знания. Кроме того, технические науки со своей стороны в значительной степени стимулируют развитие естественных наук, оказывая на них обратное воздействие. В настоящее время технические науки тесно связаны не только с естественными, но и с гуманитарными общественными (например, экономикой, социологией, психологией и т.п.). Результатом взаимодействия науки и техники является наличие научно-технического прогресса.

. Социальные последствия НТП: перспективы информационного общества. Техницизм и антитехницизм


За последние столетия техника оказала решающее воздействие на социально-экономический строй человеческого общества <#"justify">Заключение


К моменту вступления в третье тысячелетие люди Земли обладают огромным архивом знаний о мире и человеке, которые являются результатом познавательной деятельности всех предшествующих поколений. Прошлые поколения оставили нам и технико-технологический комплекс воздействия на природу для обеспечения жизни населения Земли. Современное поколение намного преумножило и продолжает с невиданно ускоряющимися темпами преумножать достижения науки и техники. Использовать эти достижения для блага общества, человека и улучшения естественной среды их существования - стратегическая задача современного человечества. Решить эту задачу можно не только при создании благоприятных политико-экономических условий, но и на путях духовного развития общества, научно-философского осмысления тех проблем, которые выдвинуты бурным развитием науки и техники.

Давая философское освещение актуальным проблемам развития и функционирования техники, общественных последствий этого развития и функционирования, философия техники выступает в качестве компаса рациональной научно-технической деятельности людей.

Хотелось бы отметить, что в какой бы ипостаси не выступала техника, ее функционирование направлено в первую очередь на реализацию поставленных людьми целей.


Список литературы


1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2001. С. 461 - 486.

. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.П. Кохановского. Ростов н/Д, 2001. С. 503 - 513.

. Основы современной философии / Под ред. Росенко М.Н. СПб., 1999. С. 260 - 279.

. Гуревич П.С. Философия. Москва - Воронеж, 2004. С. 301 - 338.

. Философия техники: История и современность / отв. ред. Розин В.М. М., 1996.

. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов В.Н. Философия науки и техники. М., 1995.

. Лебедев О. Т. Научно-техническая революция и философские проблемы формирования инженерного мышления. М., Высшая школа, 1973.

. Мелещенко Ю. С. Техника и закономерности её развития. Л., 1970.

. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. М., 1979.


Теги: Философия техники  Контрольная работа  Философия
Просмотров: 38263
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Философия техники
Назад