Проблема современного нравственного образования в Российской Федерации

Факультет профессиональной переподготовки

Менеджмент образования


Эссе

по предмету философии образования


Автор:

Смирнова Елена Викторовна


Г. Шарья

Как образование связано с другими сферами деятельности человека? В частности с культурой. Мой выбор не случаен. Проблемы современного общества все острее ставят задачу нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения. Определение детьми собственных ценностных ориентаций, отношения к своим традициям и культуре, прошлому и будущему - все это становится не абстрактной теорией, а насущной потребностью сегодняшнего дня.

Немного истории. Культура всегда оказывала большое влияние на развитие, реформирование, совершенствование системы образования. Например, изменение в культуре прошлого на заре существования человечества, когда традиционный опыт поколений уже не мог воспроизводиться усилиями отдельной семьи, привели к созданию института образования: была выделена определенная сфера со своим уставом, учреждениями, должностными лицами - педагогами. Система образования в Средние века была представлена церковью и осуществляла религиозное воспитание. Семейные традиции передавали трудовые навыки в ремесле, сельском хозяйстве, производстве. Всем известные изменения в культуре потребовали реформы образования. Культурные события в жизни общества, оказавшие влияние на реформу, следующие:

·возникла экспериментальная наука;

·был открыт новый континент Америка;

·было изобретено массовое тиражирование знания - книгопечатание; культура образование нравственный патриотический

·была открыта классно-урочная система в педагогике.

Вследствие великих географических открытий возросла интенсивность торговли с другими странами. Возникла необходимость в таких кадрах, как кораблестроители, моряки, картографы, инженеры, математики, которых не готовила церковь. Купцы нуждались в особом образовании, опирающемся на реальные знания, помимо священных текстов. Все это привело к. качественному изменению системы образования: подготовка души человека к вечной жизни (цель церковной системы) сменилась на светскую: освоение земной жизни. Это повлекло качественное изменение содержания образования и, следовательно, его форм и методов. Индивидуальное обучение ученик-учитель сменилось на массовое классно-урочное. Образование из нравственного превратилось в профессиональное, то есть оно должно было давать профессию. Это предполагало всеобщую грамотность, поэтому в образовательном институте были выделены начальная, средняя, высшая ступени образования.

Что происходит при этом в культуре? Реформа позволила вывести систему ценностей из сферы института образования. Новые ценности возникают под влиянием развития капитализма, в результате чего сформировался современный институт демократии и права, который запад пытается распространить на весь мир, и он немало преуспел в этом, если иметь в виду Россию. В культуре современного российского общества четко выражена ориентация на западный стиль жизни. Но не все замечают, что западный стиль жизни порождает глобальные проблемы такие, как экологический кризис, наркобизнес, терроризм и т.д.

Например, возьмем наиболее привлекательную для нас идею свободы. Что означает так называемая свобода в свободном обществе? Свобода - это свобода от принуждения. Высочайшую истинную свободу западные страны заменили на деньги. В наше время деньги заражают все виды так называемой духовности западного мира. Большинство религий используют эту ориентацию на деньги и на власть.

Наихудший тип свободы, от которого страдает западное общество, - это свобода вести аморальный образ жизни. Свобода вседозволенности влечет самые ужасные вещи современного мира: убийства, насилие, предательство. Свобода выбора становится особенно разрушительной, когда входит в сферу брака. В результате этого разрушаются семьи. Дети не получают любви, руководящего влияния родителей, потому что они слишком заняты погоней за модой, деньгами, престижем. В раннем возрасте дети, не получая достаточно родительской любви, входят в сферу безнравственности.

Ориентировка на западный стиль жизни, на ценности западного общества разрушающе влияет и на российское общество. В современных условиях нестабильности российского общества на образовании лежит особая роль гаранта будущего, решающего фактора сохранения культуры, упрочения мира и развития всех сфер жизни. Но сегодня при всем многообразии дифференцированности форм, методов и содержания ему не хватает стержневой основы, мировоззренческого ориентира, того, что дает культура любого общества. Ведь, по сути, образование - это нечто более глубокое, чем то, что мы учим и после уроков забываем. Образование - это то, что остается в человеке после обучения, что дает ему равновесие, устойчивость, гармонию с миром и обществом.

Бесспорным преимуществом советской образовательной системы было обеспечение гармоничного единства, воспитания и обучения в школе с мировоззренческими основами жизни общества. Именно это единство создавало противодействие негативным явлениям в обществе. Учителя давали понятие семьи, заставляли почитать отца и мать, учили говорить только правду. Между прочим, пионерская организация и комсомол были отличной школой нравственного и патриотического воспитания молодежи. Очень жаль, что это ушло в историю. Из личного опыта вспоминаю дружный детский коллектив, желание помочь одиноким старикам, сбор макулатуры на благо государства, шефская помощь и помощь колхозам. Детям, начиная с детского сада, прививали понятия родины, семьи, патриотических чувств, гордости за свою страну. Затем это все прекратилось, уступив место западным течениям, о которых сказано выше.

Сегодня в системе образования начинается восстановление нравственного воспитания в существующей образовательной системе за счет введения в образовательную деятельность систему духовно-нравственного воспитания в рамках регионального компонента. Уже с детского сада детей знакомят с историей русского народа, его бытом, трудом, праздниками, фольклором, обычаями и традициями в соответствии с содержанием регионального компонента "Истоки" и "Воспитание на социокультурном опыте" под редакцией Е.А. Губиной, Н.С. Кудряшовой и других. Так как период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека. Если говорить о патриотическом воспитании, то уже в работу с детьми дошкольного возраста вводится знакомство с государственной символикой РФ.

Таким образом, подводя итоги, отмечу, что в современных условиях, когда образовательная активность захватывает почти все сферы жизни человека, распространяясь, в том числе и на свободное время, чрезвычайно важно обеспечить гармоничное сочетание личных целей ребенка и социально значимых целей общества во взаимодействии культуры и образования. На мой взгляд, совершенно необходимо возродить, возможно, с учетом современных условий, достижений науки и технического прогресса, систему нравственного воспитания детей, начиная с дошкольного возраста и семьи в том числе. Поскольку ребенок воспитывается, прежде всего, в семье, а не в детском саду или в школе. Что скрывать, современное общество, а именно родители воспитанников детских садов и обучающихся школ - молодежь 90-х годов, когда вся система патриотического воспитания рухнула, и тогда детям уже не давалось понятие "родина", "народ", "отчизна". В учебниках истории все меньше и меньше места отводится описаниям событий Отечественной войны, жизни после нее, не говоря уже о советской революции и царской России. Думаю, что современные родители безграмотные в плане патриотизма и любви к Родине, во всяком случае, большинство из них. И чтобы результат работы образовательной организации в рамках патриотического и нравственного воспитания не заставил себя ждать, необходимо педагогическое и нравственное просвещение, прежде всего, родителей для достижения единства усилий в воспитании подрастающего поколения.


Теги: Проблема современного нравственного образования в Российской Федерации  Эссе  Философия
Просмотров: 19912
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Проблема современного нравственного образования в Российской Федерации
Назад