Тема: Диалектика и ее альтернативы (2 часа)
диалектика метафизика философия познание
Древние мыслители: космос совмещает в себе противоположности покоя и изменения.
Гераклит: мир есть процесс, природа представляет непрерывный поток изменений.
Зенон: понятие «движение» противоречиво, жизнь языка отлична от жизни предметов (апории).
Термин «диалектика» впервые применил Сократ как искусство вести диалог с целью достижения истины путем противоборства мнений. Он разработал специальный метод, состоящий из пяти частей:
1)принцип сомнения («я знаю, что я ничего не знаю»);
2)ирония (выявление противоречий);
)майевтика (преодоление противоречия и получение предварительного ответа на вопрос);
)индукция (отыскание эмпирических фактов);
)дефиниция (окончательное определение искомого понятия).
Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий.
Аристотель создал систему логики, главную задачу которой видел в установлении правил получения достоверных выводов из определенных посылок.
Стоики разделили логику на:
·риторику (науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и
·диалектику (науку правильно спорить при помощи рассуждений).
В античной философии диалектика трактовалась как метод правильного мышления, способ обретения истинного знания.
Греческая философия основывалась на концепции круговорота, согласно которой в мире все подвержено циклическим возвратным изменениям.
Особенностями античной диалектики являются:
·стихийно-наивный характер (отсутствие целостной теории, несистематизированность);
·доминирование духовной культуры (сферы идей, теоретического знания).
В средние века диалектика переносится в сферу теологии и развивается как искусство спора. В христианском мировоззрении формируется представление о направленности во времени (жизнь есть ожидание пришествия спасителя, она развернута от прошлого в будущее).
В эпоху Возрождения идеи диалектики развивались в учении о вечном движении, о совпадении противоположностей Н. Кузанского и Дж. Бруно.
В философии Нового времени сделан важный шаг к идее развития мира.
Р. Декарт развивал идею о неоднородности пространства, о развитии применительно к космологии.
Б. Спиноза ввел диалектическое понимание природы (субстанции) как «причины самой себя».
Французские просветители Ф. Вольтер и Ж.-Ж. Руссо выдвинули идею исторического развития, включающего этапы революционных преобразований.
Ж. Кондорсе дополнил эти взгляды учением о непрерывном прогрессе как преобладающей форме общественного развития.
Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровня научно-рационального философского метода.
И. Кант исследовал проблему противоречий (антиномий) как результата деятельности разума. Вывод Канта о том, что разум не может мыслить без противоречий мир как целое, сыграл значительную роль в становлении теоретической диалектики.
Г.В.Ф. Гегель разработал целостную концепцию развития с позиций объективного идеализма, систематизировал понятийный аппарат диалектики, выделил ряд закономерностей и принципов диалектики (универсальной связи явлений, единства противоположностей и развития через диалектическое отрицание).
Гегель доказывал относительное единство диалектики, логики и теории познания, проводил мысль о трех законах диалектики, поставил вопрос о единстве логического и исторического.
Гегель впервые трактует диалектику как универсальный метод мышления, базирующийся на идеях развития и противоречивости бытия и противоположный догматической ориентации прежней метафизики.
Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) синтезировала диалектику и материализм, устранила противоречие между гегелевским диалектическим методом и его идеалистической системой, подвела под диалектику культурно-исторический и конкретно-научный фундамент.
«Мой диалектический метод, - писал Маркс, отличен от гегелевского, является его прямой противоположностью … идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Развивая материалистическую диалектику, В.И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике» выделил проблему источника движения, единство и борьбу противоположностей как суть диалектики. Ленин развивал диалектику применительно к политике.
Материалистическая диалектика выступает во взаимосвязанных формах - объективной и субъективной, т.е. в виде диалектики развития самого объекта, а также ее отражения в сознании познающего субъекта.
Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология.
Таким образом, диалектика - наука «о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления». Диалектика есть всеобщая теория бытия и метод его познания, основанный на принципах развития и взаимосвязи.
Исторически сложились два альтернативных способа философского понимания связей и развития: диалектика и метафизика.
Метафизика - философское учение о началах бытия, которые представляются как неподвижные идеи или неизменные субстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику как «постижение противоположностей в их единстве» и определил метафизику как антидиалектику.
Метафизика как философский метод противоположна диалектике. Особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого.
Диалектика и метафизика по-разному отвечают на основные мировоззренческие вопросы, связанные с проблемой развития:
·вопрос об источнике (причине) развития;
·вопрос о характере и механизме развития;
·вопрос об общей форме (структуре) и направленности развития.
Согласно диалектической концепции:
·источник (причина) развития - внутренняя противоречивость системы;
·развитие есть единство непрерывных количественных и прерывных качественных изменений системы;
·развитие совершается в форме спирали, преобладающее направление в развитии - прогрессивное.
Согласно метафизической концепции:
·источник (причина) развития - механический толчок извне или Бог;
·развитие есть постоянный, непрерывный количественный рост системы без качественных скачков («дурная бесконечность»);
·развитие - это движение системы по кругу, возврат к старому.
Для классической метафизики (XVII-XIX вв.) характерно:
·отрицание всеобщей связи и развития;
·отсутствие целостного (системного) взгляда на мир;
·убеждение в завершенности всех мировых связей;
·мышление по принципу или-или, да-нет.
Новая метафизика (со второй половины XIX в.) признает связи и развитие в связи с достижениями науки и общественной практики. Однако в своих различных вариантах истолковывает развитие как:
·количественные изменения («плоский эволюционизм»);
·качественные изменения, цепь скачков («катастрофизм»);
·монотонное повторение со строго линейной направленностью;
·движение по кругу, без возникновения нового;
·движение, из которого изымается его сущность - противоречие;
·сплошной прогресс без сопровождающих его «попятных» движений;
·постоянный регресс.
Разновидности метафизики:
·догматизм (отрицает принцип развития и зависимость истины от условий, места и времени);
·релятивизм (от лат. relativus - относительный, абсолютизирует момент изменчивости);
·эклектика (формальное сочетание различных признаков предмета без выяснения их подлинной взаимосвязи и выделения среди этих признаков главного, определяющего, это соединение различных противоположных взглядов, идей, принципов и теорий);
·софистика (от греч. - умение хитроумно вести словесные состязания, сознательное использование для доказательства тех или иных положений доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными; основным приемом софистики является использование софизмов).
Диалектика - такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в изменении и развитии.
Объективная диалектика - это диалектика самого развивающегося мира (неживой и живой природы, общества).
Субъективная диалектика - это диалектика мышления. Субъективная диалектика субъективна по форме, по содержанию она тождественна объективной диалектике и является ее отражением.
Диалектика - это и теория, и всеобщая методология, и метод мышления, в котором реализуется эта методология. Можно говорить о совпадении диалектики, логики и теории познания.
Диалектика структурно подразделяется на принципы, законы и категории.
Принципы отражают:
·фундаментальные основания бытия и познания;
·имеют статус философских аксиом;
·задают начальные условия познанию;
·обусловливают его характер;
·лежат в основе законов и категорий диалектики;
·придают знанию системность и целостность;
·в познании и практике выполняют нормативную функцию.
Принципы диалектики:
·принцип связи;
·принцип развития.
Связь явлений (такое отношение между двумя процессами, при котором изменение в одном объекте сопровождается изменениями в другом), имеет универсальный характер.
Смысл принципа связи состоит в утверждении и обосновании тезиса: «все в этом мире со всем взаимосвязано».
Содержание данного принципа подтверждается существованием различных уровней связи (между объектами и системами неорганической природы, органической природы, общества).
Смысл принципа развития состоит в обосновании и доказательстве тезиса: мир как совокупность его объектов находится в постоянном движении, становлении и развитии (например, эволюция форм отражения, антропосоциогенез).
Закон - это объективная, всеобщая, необходимая и существенная связь явлений и предметов, характеризующаяся устойчивостью и повторяемостью.
Законы диалектики универсальны, имеют неограниченную область проявления, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которые присущи миру в целом и отдельным его сторонам и объектам.
Основные законы диалектики:
·закон единства и борьбы (взаимодействия) противоположностей;
·закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
·закон отрицания отрицания.
Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источнике, причине развития («почему происходит развитие?»).
Закон утверждает, что основным источником развития явлений служат их внутренние противоречия.
В связи с достижениями синергетики этот закон нуждается в корректировке: у сложных самоорганизующихся систем источником развития выступают прежде всего согласованные, кооперативные взаимодействия между элементами системы, а не противоречия между ними.
Содержание данного закона раскрывается через категории «противоположность», «противоречие», «единство противоположностей», «борьба противоположностей», «тождество», «различие».
Противоположности - это основные стороны, тенденции предмета (процесса), взаимодействие которых выражает глубинную суть предметов и являются источником развития.
Например, в неорганической природе: вещество и поле, частицы и античастицы, притяжение и отталкивание; в живой природе: ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость; в обществе: производительные силы и производственные отношения, базис и надстройка, сознательность и стихийность; в познании: анализ и синтез, индукция и дедукция, чувства и разум.
Противоречие - подвижное отношение между противоположностями. Во взаимодействии противоположностей одна из сторон выполняет функцию сохранения существующего противоречия, другая - его упразднения. В динамике противоположностей эти функции меняются местами.
Например, на начальном этапе любой формации производственные отношения, соответствующие производительным силам, играют стимулирующую роль в развитии последних, затем превращаются тормоз для их развития.
Типы противоречий:
·основные (характеризуют саму сущность предмета) и неосновные (между взаимосвязанными явлениями);
·внутренние (взаимодействие противоположных сторон данного предмета) и внешние (отношения предмета с окружающей его средой);
·антагонистические (непримиримая враждебность интересов) и неантагонистические (общность коренных интересов).
Антагонистические противоречия преодолеваются:
) их овладением путем применения в социальных действиях метода соединения противоположностей;
) устранением одной из сторон мерами экономического и политического характера, включающими в необходимых случаях применение насилия государственными органами.
Единство противоположностей - отношение совпадения, тождества между противоположными сторонами.
Борьба противоположностей - противоречивое отношение между противоположными сторонами, тенденциями, взятое в движении.
Этапы взаимодействия сторон целого по Гегелю:
·тождество;
·различие;
·противоположность;
·собственно противоречие.
Маркс между тождеством и различием дополнительно поместил категорию «двойного существования» (переходное состояние объекта).
Этапы взаимодействия сторон целого (тождество, двойное существование, различие, противоположность и собственно противоречие) вызывают состояние
·гармонии;
·дисгармонии;
·конфликта противоположностей.
Гармония связана с взаимоукреплением сторон, где каждая способствует более полному раскрытию возможностей другой стороны и системы в целом (динамизм, пластичность, устойчивость, надежность системы).
Дисгармония связана с расшатыванием общих структур, с развитием одной из сторон за счет другой. Характеризуется появлением, углублением и обострением взаимоотношений между противоположностями, преобладанием разнонаправленности и взаимоотрицания.
Конфликт как высшая ступень противоречия свидетельствует о несовместимости противоположностей в рамках определенного объекта или процесса и ведет к отмиранию старого и возникновению нового объекта или процесса.
С точки зрения классической диалектики борьба противоположностей абсолютна, а единство относительно.
В борьбе противоположностей выражен стимул к изменению системы, а в единстве заключена основа ее устойчивости.
Интеграционные мировые процессы поднимают значение единства противоположностей, а сохраняющаяся дифференциация - борьбы противоположностей.
Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений вскрывает характер, механизм развития («как происходит развитие?»).
Содержание данного закона раскрывается через категории «качество», «количество», «свойство», «мера», «скачок».
Качество - категория, выражающая относительную устойчивость предметов и явлений.
Качество обнаруживает определенность объекта через совокупность его свойств.
Качество выражает то общее, что характерно для однородных объектов, и одновременно специфику данного конкретного образования.
Количество - категория, характеризующая темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития или интенсивности свойств объектов или процессов.
Количество измеряется средствами математического знания (число, величина).
В процессе развития количественные изменения на известной ступени переходят в качественные различия, а новые качества порождают новые возможности и интервалы количественных изменений (например, переходы воды из одного агрегатного состояния в другое при изменении температуры).
Мера - это интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.
Мера выражает относительную устойчивость объектов.
Качественное преобразование выступает как переход от одного устойчивого состояния системы к другому.
Излишнее количество приводит систему к потере ряда возможностей, она становится аритмичной, порождает безмерность.
Скачок - это переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое (в результате превышения меры).
Скачок означает:
·перерыв постепенности, непрерывности количественных изменений прежнего явления;
·превращение в противоположность, «насыщенность» противоречиями, их разрешение;
·момент развития с удержанием положительного содержания отрицаемого («снятие»).
Закон отрицания отрицания вскрывает направление и форму, структуру процесса развития («куда направлено развитие и в какой форме оно осуществляется?»).
Содержание данного закона раскрывается с помощью категории «диалектическое отрицание».
Диалектическое отрицание - категория, отражающая закономерный процесс перехода явления в иное качественное состояние вследствие развития его противоречий.
Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:
1.деструкцию прежнего (разрушение, преодоление);
2.кумуляцию (частичное сохранение прежнего, преемственность, трансляцию);
.конструкцию (созидание нового).
Деструкция обеспечивает почву для следующей фазы того или иного процесса.
Без кумуляции процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке.
Нарастание же процесса требует конструкции.
Например:
·разрушение командно-административной системы;
·сохранение традиций патриотизма и интернационализма, профессионализм кадров;
·внедрение новейших технологий в планово-рыночное хозяйствование, сочетание экономических, социальных и экологических регуляторов.
Закон говорит о том, что любое развитие есть, с одной стороны, движение явлений вперед, к новым качествам, а с другой - повторение на новой основе отдельных свойств прежних качеств (характеризуется преемственностью, возвратом якобы к старому, развитием по спирали).
Преемственность (сохранение старого в новом) выражается в том, что:
1.старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия;
2.сохранение низших форм организации материи в высших;
.отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания есть метаморфозы (изменения), которые происходят с данной сущностью в процессе ее функционирования;
.сохранение приобретений предшествующего периода в «снятом», т.е. преобразованном виде.
Спиралевидная форма развития означает сочетание цикличности, относительной повторяемости и поступательности.
Схематично данный закон можно представить в виде триады:
«тезис - антитезис - синтез» (утверждение - отрицание этого утверждения - отрицание отрицания, т.е. снятие противоположностей).
Гегель дал ей название «отрицание отрицания».
Неосновные законы диалектики - это законы между парными диалектическими категориями:
·закон единичного и общего (всякое общее реализуется в единичных свойствах и связях развивающегося явления);
·закон необходимости и случайности (необходимость проявляется в развитии явлений через случайности и дополняется ими; вместе с тем синергетика установила, что и случайность способна порождать новую необходимость (закон));
·закон содержания и формы (содержание явления определяет форму его развития, которая способна влиять на данный процесс);
·закон причины и следствия (свойства и связи развивающегося явления есть следствие определенных причин);
·закон возможности и действительности (развитие явления есть превращение присущих ему возможностей в новую действительность с новыми возможностями);
·закон сущности и явления (в свойствах и связях развивающегося явления раскрывается его сущность);
·закон части и целого (развивающееся явление есть целостное взаимодействие своих частей).
Категории диалектики - всеобщие нормативы познавательно-мировоззренческого отношения человека к действительности, отражают объективный мир, выполняют логико-организующую и интегрирующую функции в научном познании, являются ориентирами познания и практики.
Относительная устойчивость бытия (структурно-функциональное единство предметов и бытия в целом в пространстве) отражается в следующих категориях:
·«единичное-особенное-общее»;
·«многое-единое»;
·«сходство-различие»;
·«качество-количество»;
·«простое-сложное»;
·«часть-целое»;
·«системность», «структурность»;
·«конечное-бесконечное»;
·«форма-содержание».
Изменчивость бытия (становление и превращение вещей, движение и развитие объектов во времени) отражается в следующих категориях:
·«причина-следствие»;
·«случайность-необходимость»;
·«возможность-действительность»;
·«явление-сущность».
Функции диалектики:
·мировоззренческая;
·логическая;
·методологическая;
·оценочно-социальная.
Материалистическая диалектика функционируют в мышлении человека как всеобщая теория развития бытия и философский метод его познания.
Все предметы познания диалектика считает постоянно изменяющимися, а знания о них - преимущественно относительными, требующими учета конкретного контекста познания.
В арсенале современной диалектики все чаще используются идеи диалога, сотрудничества, коммуникативного действия, ненасилия, взаимопонимания.
Значение закона единства и борьбы противоположностей в познании характеризуется двумя аспектами:
) противоречие является источником развития;
) противоречие выступает методологическим принципом научного познания.
Значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений в познании заключается в том, что в процессе познания количественные изменения предшествуют качественным, познание идет от явления к сущности, от эмпирического знания к теоретическому.
Закон отрицания отрицания в познании действует как принцип отрицания, выполняет две функции:
) нормативную (разрешение диалектических противоречий должно осуществляться в форме синтеза противоположностей);
) стратегическую (развитие познания должно осуществляться от относительной истины к абсолютной).
Основные свойства принципа отрицания конкретизируются в следующих методологических принципах:
) принципе фальсификации;
) принципе преемственности;
) принципе соответствия.
Например, по мере развития научного познания старая теория не отбрасывается полностью новой. Между ними устанавливается определенное соответствие: новая, более общая теория содержит в себе старую как частный случай.
В индивидуальном познании закон отрицания отрицания проявляется в повторении пройденного.
Учет многообразных конкретных форм проявления, способов и типов реального отрицания в природе и обществе.
Конкретный анализ явлений, правильная оценка всего того положительного в них, что должно удерживаться, а также выявление сторон, свойств, черт, которые не могут быть взяты в новое качественное состояние, а должны быть отвергнуты.
Современная философия является методологическим фундаментом медицинского знания, позволяет объединить частные исследования и системно применить их к изучению человека.
Учет сложной диалектики части и целого, общего и локального, единства и борьбы противоположностей позволяет, применяя диалектический метод в медицине, комплексно подойти к проблемам болезни, лечения, профилактики и реабилитации как к сложным, противоречивым и взаимозависимым процессам.
В работе практического врача применение диалектического метода является основой разработки правильной тактики лечения. Врач должен руководствоваться основными положениями теории систем, рассматривать болезнь как структурно-функциональный системный процесс. Принципы структурности в медицине реализуются как принципы единства морфологии и физиологии в теории патологии.
Лечение и излечение - это синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее.
Характерным примером использования идей синергетики в медицине становится исследование процессов взаимодействия частей человеческого организма с геокосмическими факторами.
Геокосмические системы и человек представляют собой открытые, т.е. взаимодействующие и обменивающиеся веществом и энергией с внешней средой системы.
Комплекс геокосмических факторов способен влиять на систему человеческого организма: среднемесячные суммы корреляции лейкограмм, электролитный баланса, ферментного статуса крови соответственны, связаны со среднемесячной динамикой космических лучей.
Биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспособляемости к изменениям факторов среды. Возникающий хаос компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему.
Таким образом, синергетика - способ познания, понимания и лечения человека как психосоматического существа. Она тесно связана с диалектикой и теорией систем, пользуется их категориальным аппаратом, рассматривая проблемы эволюции, системности, взаимодействия, а также факторы случайности, необходимости и действительности.