Учение Карлоса Кастанеда


Учение Карлоса Кастанеда


Введение


Карлос Кастанеда является современным американским философом латиноамериканского происхождения, довольно широко известным на западе и пользующимся определенной популярностью, автором до сих пор издающихся трудов, которые написаны литературным языком и отличающихся высокой метафоричностью.

Кастанеда получил образование антрополога, но еще будучи студентом стал проводить полевые исследования в Мексике, изучая нравы и обычаи местных индейцев. Здесь он и встретился с достаточно необычной и чрезвычайно любопытной традицией, уходящей вглубь веков на столько же далеко как и другие древние культурные традиции, такие как буддизм, даосизм, христианство.

Представителем данной традиции, познакомившим с ней Кастанеду и ставшим в дальнейшем его наставником явился индеец племени яки, так называемый дон Хуан Матус, впоследствии ставший ключевым персонажем всех произведений Кастанеды. Беседы велись на испанском языке, а Кастанеда, имеющий студенческую привычку записывать все связанное с самостоятельными полевыми исследованиями, сделал множество записей разговоров, которые потом вылились в самостоятельные книги на английском языке. Скорее всего, Кастанеда творчески переработал встреченное им учение, тем более, что само учение не являлось жестко каноничным и не отвергало саморазвития. Также не исключено, что сам дон Хуан если не вымышленный, то некий собирательный образ. Очевидно его личность была обогащена некоторыми дополнительными качествами наряду с теми, которые могли быть присущи реальному дону Хуану: наряду с тем, что данное учение можно вполне приравнять к религиозному, совершается попытка подключения к нему ряда достижений современной науки и философии, что проявляется в использовании доном Хуаном понятий, возникших лишь в XVIII-XIX веках, и притом, судя по тексту, при отсутствии у него официального образования. C этим связано и наименование данной работы - "...учение Карлоса Кастанеды". Судя по трудам рассматриваемого нами автора, подразумевается, что первоначально учение исходит от некоего дона Хуана и, казалось бы логичнее таким образом приписать авторство учения именно ему. Но в связи с сомнением в историчности данной мифической личности, однако, наряду с абсолютной уверенностью существования "его преемника" представляется более обоснованным рассматривать в качестве источника учения второго. "Путь знания", излагаемый Кастанедой более всего напоминает традиции даосизма и в некоторых аспектах - "Бхагавадгиты", но при этом повествование идет намного дальше. Данный "путь знания" не представляет собой строго фиксированную систему и характеризуется отсутствием "черно-белого" мышления, классифицирующего все явления в плане бинарности и противопоставления. Его объектом является весь мир в его целостности, отражающийся в каждом конкретном человеке.

Если признать, что каждый человек является как механической частью этого мира, так и его органической частью, то следовательно в человеке есть две основных позиции: это позиция единичности, отделяющая себя от многообразия всего мира, и позиция всеобщности, включающая весь мир в себя. "Путь знания" ведет к переходу от первой ко второй позиции. Человеку дана некоторая свобода выбирать, на какой позиции он предпочитает останавливаться, то ли он рассматривает себя как часть мира, часть социума и погружается в определенные отношения с другими частями, то ли поднимается над этими отношениями, смотрит на мир сверху, рассматривая как других, так и себя как части самого себя. В связи с этим вопросом возникает идея пути; идея перехода от единичной точки зрения к всеобщей точке зрения. Это действительно путь, а не какой-то один скачок. Усилием воли такой переход совершить невозможно, этот путь имеет определенную последовательность, и только проходя по этой последовательности, по этому пути, можно встать на всеобщую точку зрения. Кастанеда в своем "пути знания" выделяет четыре ступени развития:

. Первый шаг - это решимость стать учеником.

. После того, как ученик изменит свой взгляд на мир и на себя он становится "воином", т.е. способным к предельной дисциплине и самоконтролю

. Овладев терпением и своевременностью, он становится "человеком знания".

. Когда человек знания приобретает способность "видения" он становится "видящим".

Заранее скажем, что наиболее обобщающим названием для человека, находящегося на "пути знания" используется слово "маг", в которого вкладывается совершенной иной смысл, нежели к которому мы привыкли. Кстати, с связи с последней ступенью, Кастанеда разделяет видящих на две категории, которые разделяются в своих подходах к пути знания - "древних видящих" и "новых видящих" (о которых и идет повествование в его книгах). К первой категории, видимо, можно приписать представителей других древних традиций. учение кастанеда энергетический поле

Кстати, в связи с таким подходом, рассматривающим весь мир в его целостности как объект, имеются разные направления в этом "пути", разные преемственности. Но даже в каждом направлении имеется ряд родственных групп, называемых партиями нагваля, которые связаны по принципу дерева, каждая партия порождает одного или нескольких нагвалей, т.е. своеобразных учителей, которые в зависимости от личной индивидуальности могут привносить в учение новые схемы, новые понятия. Карлос Кастанеда являет себя представителем партии нагваля дона Хуана Матуса. Вследствие таковой специфики можно сказать, что данное учение является вечно развивающимся. Однако, хотя разные партии и преобразуют в некоторых деталях "путь знания", главная идея остается неизменной и ее понимание является целью курса учения, говоря иными словами, первейшей целью является принятие позиции "воина".

Литературный язык Кастанеды настолько метафоричен, что его труды можно воспринимать и как художественные произведения, и как философские труды, и как нечто другое, в зависимости от того, что вы в них попытаетесь найти. Это естественно, что каждый понимает явление субъективно, через преломление своего сознания, однако, стоит оговориться, что не стоит увлекаться жесткой фиксацией своей позиции и связанной с ней односторонней интерпретацией, т.к. при этом возникает предвзятость, неминуемо ведущая к потере сущности содержания. Это относится ко всем произведениям творчества, а в первую очередь и в особенности - к произведениям Кастанеды, к которым я бы посоветовал относиться при чтении как просто к произведениям. При общераспространенном подходе некоторые люди в лучшем случае не находят в этих текстах ничего интересного, а в худшем - проецируют заложенные в них идеи на отрицательную плоскость, в частности, относя самого Кастанеду к "черным магам" или еще к кому-нибудь в этом роде, противопоставляя его учение каким-то другим культурным ценностям. Но ради объективности нужно сказать, что это утверждение правдиво в отношении ранних произведений автора, и, по-видимому, только к ним. Вследствие всего сказанного очень важна наиболее адекватная интерпретация, попытка которой заключена в настоящей работе. Однако, стоит подчеркнуть, что первейшая задача работы - это описание и объяснение философских концепций описываемой традиции, опираясь в первую очередь на первоисточник и интерпретацию, даваемую в нем.

Другая опасность в неправильном понимании данного автора кроется в недостаточной информированности - ни в коем случае не стоит определять свою позицию по отношению к автору, прочитав только первый том (или первые два тома) Кастанеды. Там упоминаются некоторые древние методики индейцев, связанные с применением психотропных растений, но практически не представлены те богатые философские концепции, являющиеся основой учения. К тому же в последующих трудах эти процедуры не имеют распространения и позже объясняется их побочное и вполне необязательное место в практике учения. Да и вообще стоит посоветовать для наибольшей адекватности понимания строить свой взгляд на какого-либо автора, прочитав все (в крайнем случае - основные) его труды.

Собрание главных работ Кастанеды включает 11 томов произведений. Первый том можно назвать своеобразным введением в мистический "мир дона Хуана". Не стоит переоценивать его и придавать ему значение более, чем вводной работы. Вместе со вторым томом они представляют собой тексты наиболее литературно-сказочного характера. Пятый, шестой, девятый тома рассматривают главным образом частные вопросы, например последний из этого списка целиком посвящен "искусству сновидения". Ведущим философским произведением является седьмой том, охватывающий практически все основные концепции и подробно рассматривающий ключевые понятия. Десятый том, вышедший не так давно, в 1997 году, несколько необычен и не совсем вписывается в предыдущую схему. Он представляет собой собрание наиболее памятных моментов жизни автора, что, описывает определенную технику, о которой будет сказано далее, но вместе с тем содержит несколько ранее не упоминавшихся, совершенно фантастических, особенно на первый взгляд, идей. Наряду с этим он является совершенно удивительным (хотя это чисто личное утверждение) литературным шедевром. Последней и итоговой книгой Кастанеды является "Колесо времени", которая представляет собой в своем роде сборник крылатых выражений.

На русском языке произведения Кастанеды стали издаваться с порядочным отставанием от оригинала, чем обуславливается его малая известность у нас в стране. Интерес к данному автору начал появляться совсем недавно. С этой ситуацией непосредственно связана другая задача настоящей работы - обратить должное внимание интересующихся философией на данного автора, представляющего интерес хотя бы тем, что он представляет собой современного мыслителя. Если же учесть его претезии на раскрытие совершенно уникального учения коренного населения Америки, приобретшего современный облик, то любопытность излагаемой им философии возрастает в несколько раз. Также не стоит забывать какой резонанс вызвали эти идеи на западе в определенных кругах общества. Но это уже другая тема разговора.

В заключении введения необходимо сказать, что данная работа посвящена целиком рассмотрению собственно того учения, которое описывает Кастанеда, а также некоторых практических техник, непосредственно с ним связанных.

Главнейшей опорой в повествовании будут служить сведения из первоисточника. Различные интерпретации будут применяться довольно осторожно и в тех местах, которые наиболее неопределенны, т.к. любая интерпретация, если говорить категорично, это взгляд со стороны. Цель работы определена следующим образом - это обобщение и обзор концепций "пути знания", предлагаемого Карлосом Кастанедой.


ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ


. ОПИСАНИЕ МИРА


В рассматриваемом нами учении существует ряд "истин относительно сознания", раскрывающих сущность бытия, и имеющих определенный порядок их расстановки, который ставит целью их наилучшего понимания. Этому порядку мы и постараемся следовать, по ходу дела объясняя смежные концепции. Утверждается, что эти истины были открыты путем контролируемого использования видения. Что такое видение? Пока приведем рабочее определение, которое будет расшифровано в дальнейшем. Видение - это способность непосредственного восприятия сущности вещей.

Итак, первая истина состоит в том, что окружающий нас мир совсем не таков, каким мы его представляем, а именно, он не мир независимо существующих предметов. На самом деле та реальность, к которой мы привыкли не является настоящим миром, а только описанием, которое было накачено в нас с самого момента рождения. Любой, кто входит в контакт с ребенком, является учителем, который непрерывно описывает ему мир, вплоть до того момента, пока ребенок не будет способен воспринимать мир так, как он описан. Мы не сохраняем памяти этого поворотного момента просто потому, что никто из нас не имел никакой точки соотнесения для того, чтобы сравнить его с чем-либо еще. Однако, с этого момента и далее ребенок становится членом когнитивной системы. Он знает описание мира и его членство становится полноправным, когда он становится способным делать все должные интерпретации восприятия, которые, подтверждая это описание, делают его достоверным. Реальность нашей повседневной жизни в таком случае представляет собой бесконечный поток интерпретаций восприятия. Интерпретации одинаковы у всех индивидуумов разделяющих такое членство, потому что они научились одинаково воспринимать. Таким образом, качества нашего обычного восприятия были принудительно нам навязаны в процессе воспитания, хотя и не без нашего участия.

Обычная жизнь в обществе делает неотъемлемым аспектом восприятия систему интерпретации ощущений, получаемых от органов чувств, в осмысленные единицы, рассматриваемые в соответствии с существующей в данном обществе системой ценностей. К тому же она требует от людей слепой и безоговорочной приверженности нормальному восприятию, вследствие чего установившаяся система интерпретаций все больше укореняется на протяжении жизни.

Окружающий нас мир не так прочен и реален, как нас пытается убедить наше восприятие, однако он не призрак. Мир - это не иллюзия, как о нем иногда говорят, он реален с одной стороны и не реален с другой. Как это понимать? Мы воспринимаем - это неоспоримое утверждение, однако, то, что мы воспринимаем - факт совсем другого рода. Мир реален в том отношении, что он объективно существует, но те данные, которые получает разум вследствие восприятия не могут претендовать на объективность.


. ЭМАНАЦИИ ОРЛА


Первая истина утверждает, что в действительности нет мира предметов, а есть вселенная эманаций Орла - текучих, всегда в движении, и все же неизменных, вечных. Эманации Орла - это невыразимые вещи в себе, охватывающие все существующее - познаваемое и непознаваемое.

"Они являются присутствием, почти как масса своего рода, как давление, создающее ослепительное ощущение. Можно схватить лишь их отблеск, так же, как можно схватить лишь отблеск Орла"

К тому же они имеют совершенно непостижимую для обычного сознания характеристику - они обладают сознанием, они осознают себя. По своей природе эманации - энергетические поля. Новые видящие, занимавшиеся "картографированием" неведомого и отделения его от непостижимого осознали, что все состоит из эманаций Орла. Притом лишь малая часть этих эманаций находится в пределах досягаемости человеческого сознания, но даже эта малая часть уменьшается под действием ограничений нашей повседневной жизни. Именно эта ничтожная часть и становится ведомым, немного большая часть, вообще доступная человеку - неведомым, а неисчислимый остаток - непостижимым.

Эманации имеют принуждающую природу, т.к. все живые существа вынуждены ими пользоваться, даже не осознавая их, потому иногда они называются "командами". Каждый организм захватывает некоторый диапазон эманаций, свойственный для соответствующего вида. Эти эманации оказывают большое давление на организмы, и именно через это давление организмы и строят воспринимаемый ими мир. В случае бытия человеческих существ мы пользуемся эманациями и интерпретируем их, как реальность, но то, что человек воспринимает - это только малая доля эманаций Орла, поэтому слишком полагаться на органы чувств - неоправданно.


. ВЕЛИКИЕ ДИАПАЗОНЫ ЭМАНАЦИЙ


Эманации Орла сгруппированы в комплексы, которые называются "великими диапазонами эманаций". Например, все органические существа разделяют один неизмеримый комплекс. Чтобы представить это предлагается такое объяснение. Нужно вообразить неизмеримо широкую полосу светящихся волокон - эманаций.

Тогда органические существа - это пузырьки, которые вырастают вокруг такой группы светящихся волокон. В этом диапазоне некоторые пузырьки сформировались вокруг светящихся волокон в центре полосы, другие - ближе к ее краям. При такой расстановке пузырьки, близкие к краям, совершенно лишены эманаций, которые имеются в середине полосы. По этой же причине пузырьки в центре лишены краевых эманаций. Таким образом органические существа разделяют эманации одного диапазона, однако, внутри органической полосы существа разделяются настолько, насколько это вообще возможно.

На самом же деле у эманаций нет порядка: сказать, что есть центр или края, было бы заблуждением, но это необходимо делать для объяснения. Сами великие полосы эманаций неописуемым образом переплетены и скорее напоминают соломинки в охапке сена.

Великих диапазонов эманаций бесконечное множество, однако, на нашей планете их насчитывается сорок восемь. Это означает, что на Земле есть сорок восемь типов организаций, сорок восемь типов объектов или структур, а органическая жизнь - всего лишь одна из них. Подавляющее большинство полос, а именно сорок диапазонов задают только организацию: они производят "пузырьки", не обладающие сознанием. Семь полос производят неорганические "пузырьки сознания", соответственно только один диапазон отвечает за органическое сознание. Здесь для понимания используется такая метафора: великие диапазоны подобны деревьям - все они дают плоды, т.е. создают вместилища, наполненные эманациями, другими словами задают структуру, однако, только восемь из этих деревьев дают съедобные плоды, т.е. "пузырьки сознания". Семь из них дают кислые плоды, но все же съедобные, а одно дает наиболее сочные, вкуснейшие плоды из всех - органическое сознание.

Откуда берется сознание? Сознание исходит от Орла, потому можно сказать, что он наделяет всех существ относящихся к этим восьми диапазонам сознанием через эманации. Путь наделения сознанием идет через три гигантские связки эманаций, проходящие через восемь великих диапазонов. Для видящих эти связки совершенно особые, поскольку они представляются наделенными цветом. Одна связка дает ощущение бежево-розового, другая - персикового оттенка, третья подобна янтарному цвету. Потому для видящих процесс наделения сознанием подобен видению оттенков цвета.

Все три связки в свою очередь пересекаются в восьми диапазонах. Например, в органическом диапазоне розовая связка свойственна, в основном, растениям, персиковая - насекомым, к янтарной "прикреплен" человек и другие существа животного происхождения. Подобное положение преобладает и в неорганическом диапазоне: все три связки сознания дают особые виды неорганических существ в каждом из семи великих диапазонов.

Полосы или диапазоны эманаций не одноцветны на своем протяжении, а делятся на неимоверное число оттенков, что отражает различия в качестве сознания. К примеру, янтарная полоса сознания также делится на бесчисленное количество вариантов цвета, но наиболее распространенными являются розоватый и бледно-зеленый янтарные оттенки, что соответствует сознанию среднего человека. Повышенный уровень сознания передается голубовато-янтарным оттенком, а наиболее редкий случай - чистый янтарный цвет.

Организация или форма объединения эманаций органических существ называется "коконом". Если Космос считать состоящим из двух плоскостей: плоскости сущности (законы, обуславливающие и гармонизирующие взаимодействие реальностей) и плоскости реальности (отдельные единичные вещи, которые являются некоторой совокупностью законов, объединенных в одно единичное целое), то кокон будет формой их объединения. Органические существа обладают повышенной энергией и возможностью последующего быстрого высокого развития. Форма объединения неорганических существ наиболее долговечна, но обуславливает наименьшие перспективы развития в отличии от организмов и называется "контейнером". Хотя неорганические существа не так обильно представлены, как органические, однако, это перекрывается большим числом диапазонов неорганического сознания. Кроме того, различия между самими неорганическими существами более значительны, чем различия организмов, поскольку последние принадлежат только одному диапазону, а неорганические - семи. Продуктом деятельности других сорока великих диапазонов является не сознание, а конфигурации неодушевленной энергии, которые имеют наименование "сосуды". В то время как коконы и контейнеры являются полями энергетического сознания, ответственными за собственную независимую светимость, сосуды - это твердые вместилища, удерживающие эманации и не являющиеся полями энергетического сознания. Их светимость определяется только энергией эманаций, заключенных в них. Поскольку все существующее существует по определенным законам дон Хуан говорит, что все, что мы воспринимаем во что-нибудь заключено: составлено либо из частей коконов, либо из сосудов с эманациями.


. ОРЕЛ


Энергетические поля, составляющие Вселенную, называющиеся эманациями имеют свой источник, который неизмерим в человеческих понятиях о масштабах. В разных контекстах он называется по-разному - Орлом, духом, бесконечностью, темным морем осознания. Орел - метафорическое название, которое пришло из древности, от древних видящих. Такое обозначение объясняется так:

"Сила, которая правит судьбой всех живых существ, называется Орлом, но не потому, что это орел, или имеет что-либо общее с орлом, или как-то к нему относится, а потому, что для видящего она выглядит, как неизмеримый иссиня-черный орел, стоящий прямо, как стоят орлы, высотой достигая бесконечности"

Акт видения Орла объясняется следующим образом. Поскольку человек составлен из эманаций Орла, чтобы воспринять источник эманаций ему следует обратиться только к собственным составляющим. Проблема возникает с сознанием, спутанным условностями повседневной жизни и в тот момент, когда должен иметь место лишь процесс признания эманациями самих себя, человеческое сознание вынуждено интерпретировать. В результате получается видение Орла и его эманаций, но не сущности ни того, ни другого, а чего-то такого, что ни одно живое существо не в состоянии уловить.

Каждый человек в окружающем нас мире помимо того, что представляет собой механическую часть мира, отделенную от других частей и от целого определенного рода границей, к тому же является органической частью мира, имманентно тождественной целому. Сам мир в таком случае представляет собой некий единый организм, и эту форму единства издавна пытался осмыслить человек. В связи с религиозным подходом к этому единству появилось слово "бог". Такой подход признает существование "отца нашего небесного", присутствующего в каждой твари, и, особенно, в каждом человеке. Другой - материалистический подход, говорит о взаимосвязанности и гармонии Вселенной, так, что движение каждой частицы влияет на состояние всего целого и, наоборот, движение всего целого влияет на состояние каждой частицы.

Эта всеобъемлющая форма единства по своей сути представляет собой всю совокупность законов, по которым существует Вселенная. В связи с бесконечной множественностью законов выделяются некие глобальные тенденции, некие общие законы. Поскольку наиболее сложны законы, управляющие личностью, можно предположить, что законы в таких всеобъемлющих масштабах сами должны быть личностью: эта личность и называется "Орел".

Источник всех чувствующих существ, Орел, наделяет сознанием чувствующие существа и организует их так, чтобы они могли жить и обогащать полученное сознание. Колоссальным открытием древних видящих, как говорит дон Хуан, было то, что они осознали смысл существования всех чувствующих существ. Он заключается в росте сознания.

"- Для древних видящих, - продолжал дон Хуан. - сказать, что смыслом существования является рост сознания, не было вопросом веры или дедукции - они видели это.

Они видели, что сознание чувствующих существ улетает в момент смерти и воспаряет, как светящаяся паутинка, прямо к клюву орла, чтобы быть поглощенным. Для древних видящих это было доказательством того, что чувствующие существа живут только для того, чтобы обогатить сознание, то есть пищу Орла"

Это утверждение вполне понятно, если представить развитие Вселенной следующей схемой: дух полагает себя вовне в виде каких-то объектов, которые, например, являются коконами, и далее познает себя через это свое "инобытие", возвращаясь в себя и познавая себя через свое другое. Происходит само рефлексия через эманации, которая и является побудительной причиной развития Вселенной. Дух, который есть в самом начале, самое простейшее духовное образование стремится познать себя как оно есть. С этой целью оно объективирует себя в виде простейшего объекта природы, в нем познает себя, но тем самым, познав себя в своей форме, оно уже отличается от изначального, оно уже не просто дух, а есть дух, который знает себя. Тем самым его внутреннее содержание изменилось и возникает предчувствие более глубокого знания себя. Дух опять объективирует себя в более сложном объекте и т.д. По крайней мере этим объясняется причина творения.


. СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУЩЕСТВ


Поскольку человек состоит из тех же нитеобразных энергетических полей, называемых эманациями Орла, он представляет собой полностью закрытое скопление эманаций неисчислимого количества для человека, но составляющего лишь малейшую часть всех эманаций. Мы составлены из эманаций Орла и, в сущности, являемся каплями люминесцирующей энергии: каждый из нас окружен коконом, заключающим небольшую долю этих эманаций. С точки зрения энергии человек выглядит как светящееся гигантское яйцо из циркулирующих волокон энергии, а его руки и ноги подобны светящимся протуберанцам, вырывающимся в разные стороны.

Кастанеда не разделяет человека на привычные душу и тело. Для него человек состоит из двух составляющих: 1. физическое или "толстое тело" 2. эфирное или "тонкое тело", также называемое "двойником", "дублем", "другим". В действительности изначально такого четкого деления не существует, оно формируется в течении жизни. Даже можно сказать, что человек - полностью энергетический сгусток, т.е. тонкое тело, а его физический аспект, так сказать, внешняя, "затвердевшая" часть. Подчеркивается, что наше физическое тело неразрывно связано со своей тонкой сущностью, но эта связь была замутнена нашими мыслями и чувствами, которые сосредоточены исключительно на физическом теле. Видимо, грань между грубым и неосязаемым аспектами нашего существа образует и далее упрочняет рассудочная деятельность, имеющая дело только со словами, но не с реальностью. Утверждается, что будучи младенцем, человек полностью осознает своего двойника, но по мере того, как он подрастает, он привыкает делать все больший акцент на физической стороне, и все меньший - на тонкой. Став взрослым, он полностью забывает даже о самом существовании тонкой стороны.

Тонкое тело разделяется на верхнюю и нижнюю части, которые соответствуют в физическом теле грудной клетке и животу. В этих двух частях тела обращается два различных типа энергии. В нижней части циркулирует изначальная энергия, присутствующая со времени пренатального развития. В верхней части находится энергия мысли. Она входит в тело после рождения с первым вдохом. С годами энергия мысли возрастает и проникает в голову, а исходная энергия опускается в область гениталий. Так в обычной жизни эти две энергии разделены в двойнике, что вызывает слабость и недомогание физического тела. Также тело разделяется на левую и правую стороны. Эти две стороны, также характеризуются каждая своей структурой круговорота энергии. Справа энергия циркулирует по передней части двойника вверх, а по задней - вниз, слева же процесс происходит в обратную сторону - энергия опускается по передней части и поднимается по задней. Наше обычное восприятие базируется на энергии, которая циркулирует в правой части двойника. С этим связана наша способность думать, рассуждать и эффективно работать с идеями и мнениями других. Иногда случайно, но чаще всего вследствие целенаправленных занятий, осознание может переместиться к энергии, которая циркулирует в левой части двойника, что приводит к появлению в поведении человека тенденций, которые не благоприятствуют умственной работе и контактам с людьми. Когда это происходит, "двойник" становится независимым от физического тела, и человек может совершать действия, не поддающиеся рациональному объяснению. Например, наш двойник может отождествиться с каким-либо объектом (деревом, другим человеком и т.д.) для взаимообмена энергиями. Это объясняется тем, что именно тонкое тело является источником нашей энергии, тогда как физическое тело представляет просто вместилище, где эта энергия может временно находиться. Ведь если принять, что наше эфирное тело имеет гораздо большие возможности по своей природе, то не трудно представить, что точно так же, как наше физическое тело может общаться с другими физическими телами, наш двойник может вступать в контакт с космической силой жизни. В сущности смысл наших жизней находится в сфере тонкого тела, непонимание этого, в частности приводит к тому, что люди склонны видеть источник осознания в физическом теле. Теперь рассмотрим другую схему, которая связана с предыдущей самым непосредственным образом.

Маг может сказать, что каждый из нас приносит в мир восемь точек, которые располагаются на волокнах каждого светящегося существа (так обозначают человека маги) (см. схему ). Две точки представляют центры, через которые возможен доступ к остальным точкам - это разум и воля. Разум непосредственно соединен с другой точкой - разговором (рассудком). Эти две точки известны каждому. Движение между ними является пониманием, чем мы и занимаемся большую часть своей жизни. Разум опосредовано, через разговор, связан с тремя другими точками, это - ощущение, сновидение и видение. Ощущение всегда присутствует в нашей жизни, но достаточно смутно вследствие опосредованного соединения с разумом. С другой стороны, альтернативным центром является воля, которая имеет непосредственный доступ к этим трем точкам. Исходя из этой схемы, можно сказать, что человек прежде всего является волей, а только во вторую очередь - разумом. Со сновидением, видением и волей мы практически не знакомы в своей повседневной жизни и потому дон Хуан говорит, что только в мире магов полностью знакомишься с ними, т.е. только целенаправленные занятия "магией" дают доступ к этим возможностям. Как мы видим на схеме, в сущности все упомянутые точки могут соединяться одна с другой, хотя и косвенно. Но остаются две неупомянутые точки, изолированные от всех остальных и даже друг от друга. Однако они все же доступны воле, но никогда не доступны разуму, вследствие его наибольшей удаленности и тем более не доступны рассудку. О них разговор пойдет ниже.

Рассмотренные нами восемь точек представляют собой человеческое существо и могут быть изображены на схеме любым способом, т.к. внешний вид схемы не имеет значения. Все восемь точек создают целостность человека, к чему и стремятся маги, раскрывая свои внутренние резервы соответствующими техниками.

Есть ли соответствие между этими центрами и участками человеческого тела? Да, есть. Голова - это центр разума и разговора, конец грудины - центр ощущения, район ниже пупка - центр воли, участок с правой стороны против ребер - сновидения, участок с левой стороны - видения.


. ТОНАЛЬ И НАГВАЛЬ


Каждое человеческое существо имеет две стороны, можно сказать, противоположные стороны, которые становятся действующими в момент рождения. Одна называется "тональ", другая - "нагваль". Тем самым каждый человек своеобразно поделен надвое: правая часть, называемая тональ, охватывает все, что может воспринимать интеллект; левая сторона, называемая нагваль, - область, черты которой невозможно описать словами. Что это значит?

Осознание начинается от постоянного давления, которое внешние кокону эманации, называемые "эманациями в великом" оказывают на те, что пойманы внутри кокона. Это давление приводит к первому акту сознания: оно останавливает движение пойманных эманаций, которые изначально стремятся разбить кокон. Таким образом, истина в том, что все живые существа стремятся к смерти, что останавливает смерть, так это сознание. Все органические существа, за исключением человека, успокаивают свои взволнованные и пойманные эманации таким образом, что те выстраиваются так, чтобы встретиться со своими внешними партнерами. Люди не делают этого. Вместо этого их первое внимание перечисляет (каталогизирует) эманации орла внутри кокона, тем самым люди замечают эманации, которые есть у них внутри кокона, тогда как ни одно другое существо не делает этого. В тот момент, когда давление эманаций в великом фиксирует внутренние эманации, "первое внимание" начинает следить за собой.

Оно замечает все о себе, или, по крайней мере, стремится к этому, каким бы странным путем это ни шло. Этот процесс и называется перечислением. Эманации внутри кокона человека не успокаиваются с целью встречи с внешними эманациями, люди успокаивают свои эманации и эманации фокусируются на самих себе. Обычно люди таким образом доводят команду перечисления до ее логического предела и пренебрегают всем остальным. А если они глубоко вовлечены в перечисление, могут случиться две вещи: они могут либо игнорировать импульсы эманаций в великом, либо использовать их весьма своеобразно. Конечным результатом игнорирования этих импульсов, после выполнения перечисления, будет рассудок, а результат использования каждого импульса специализированным образом известен как самопоглощение (нарциссизм). Сознание всех живых существ имеет какую-то степень самосознания, нужную для взаимодействия, однако ни одно из них, за исключением первого внимания человека, не обладает такой мерой самопоглощения. Вопреки рассудку, игнорирующему эманации в великом, само поглощенные лица используют каждый импульс и превращают его в силу, возбуждающую пойманные в их коконе эманации. Тем самым само поглощенные лица укорачивают свою жизнь, используя эманации в великом для создания большего возбуждения. С другой стороны, люди рассудка теоретически живут дольше, поскольку, пренебрегая импульсами эманаций в великом, они успокаивают естественное возбуждение внутри кокона.

Люди не сами избирают этот процесс каталогизирования и они не могут отказаться от него, потому что перечислить эманации - это команда Орла. Однако то, что открыто волевому усилию, это способ повиновения этой команде. Видящие выходят из этого порочного круга следующим образом: поскольку они не могут не повиноваться команде, они производят перечисление, но сделав это, тут же его отбрасывают, Орел не потребовал от нас почитать этот каталог-перечисление - он потребовал только делать это. Тем самым они избавляются от оков обычного восприятия.

Для того, чтобы ввести в фокус воспринимаемый нами мир первое внимание человека выделяет некоторые эманации, выбранные из узкой полосы эманаций, где расположено человеческое сознание. Отброшенные при этом эманации остаются в пределах досягаемости, однако в спящем состоянии, не освященными "светом сознания". По мере своего развития человек укрепляется в своем выборе, чему содействуют общественные установки и оставшиеся незадействованные эманации становятся неизвестными нам на всю жизнь, тем самым неведомое изолируется от нашего сознания так, что оно перестает для нас существовать. Новые видящие назвали выделенные эманации "правой частью", "нормальным сознанием", "тоналем", "этим миром", "известным", "первым вниманием". На уровне обычного мышления это называется реальностью, рациональностью, здравым смыслом. Если подойти к этому с другой стороны, можно добавить, что тональ - это тот самый круговорот циркулирующей энергии в правой половине человека, о котором упоминалось ранее (см. гл. "Сущность человеческих существ"), причем циркулирующей от центра разума к центру разговора, что позволяет назвать тональ также "первым кольцом силы". Эти выделенные эманации составляют большую долю человеческой полосы эманаций, однако очень малую часть всего спектра эманаций, присутствующих в коконе человека. Эти отброшенные эманации внутри человеческой полосы рассматриваются своего рода введением в неведомое, в то время как само неведомое состоит из массы эманаций, не принадлежащих к человеческой полосе и никогда не выделявшихся. Видящие называют их "левосторонним сознанием", "нагвалем", "другим миром", "неведомым", "вторым вниманием", а также "вторым кольцом силы".

Нужно заметить, что такое построение идет вразрез с представлениями современных нейрофизиологов и психологов о том, правое полушарие, а следовательно, и правополушарное сознание - это носитель неведомого, однако левое полушарие, отвечающее за рациональное мышление и аналитическую деятельность доминирует над правым полушарием.

Теперь о том, как применяются эти знания на практике.

То, к чему стремится человек, находящийся на пути знания - это так называемая "трансформация острова тоналя". Воин знает, что он настолько же привязан к привычным представлениям и привычному образу действий, к своему "острову тоналя", как и все остальные люди, потому что он придает некую стабильность в жизни. Также он знает, что ни от одного элемента этого "острова" он не сможет избавиться, что связано с каталогом-перечислением, потому он начинает заниматься "сменой фасадов острова". Это подразумевает отведение на дальний план первоначально важных элементов. Например, чувство жалости к самому себе имеет определенное место на нашем "острове". Используя технику стирания личной истории и три другие сопутствующие ей техники (см. раздел "Практические техники"), воин отрицает использование жалости к самому себе. Для того, чтобы жалость к самому себе работала, необходимо быть важным, безответственным и бессмертным. Когда эти чувства каким-либо образом изменены, то автоматически отпадает возможность жалеть самого себя.


. ТОЧКА СБОРКИ


На поверхности кокона человека находится пятно или точка интенсивной яркости, которая освещает только небольшую группу энергетических полей внутри кокона. Та область, где эта точка привыкает фиксироваться и составляет сферу известного нам мира, поскольку восприятие имеет место, если энергетические поля в этой маленькой группе, в непосредственном окружении точки яркости, простирают свой свет освещая идентичные энергетические поля снаружи кокона. Поскольку воспринимаются только те энергетические поля, которые освещаются точкой яркости, то эта точка названа "точкой, где собирается восприятие "или просто "точкой сборки". Таким образом излучаемое точкой сборки свечение группирует связки эманаций, заключенных в коконе, чтобы эти связки, затем, соединялись с эманациями в великом и таким путем происходило восприятие.

Функция точки сборки состоит также в том, чтобы отбрасывать другие, незадействованные энергетические поля, делая недоступными их для восприятия.

У детей изначально нет строго фиксированной точки сборки. Их внутренние эманации находятся в состоянии, так сказать большой суматохи, и их точка сборки сдвигается всюду по человеческой полосе эманаций, что дает детям великую возможность фокусироваться на различных эманациях, которые позднее будут старательно затушеваны. Затем, по мере их роста, старшие окружающие, с помощью своей значительной власти над ними, принуждают детскую точку сборки стать более постоянной благодаря все более возрастающему по сложности "внутреннему диалогу", поскольку внутренний диалог - это процесс, постоянно укрепляющий положение точки сборки. Место, которое в конечном счете приобретает точка сборки вырабатывается вследствие привычки. Из-за длительной привычки этот тип восприятия становится системой интерпретации чувственных данных. После того как общественное воспитание фиксирует точку сборки на одном месте становится очень удобным общение между людьми, из-за того, что восприятие у всех одинаково и тем самым становится легко описывать и объяснять разные вещи друг другу. Однако с этого момента воспринимается лишь то, что предполагает система, а не то, что есть в действительности. Поскольку мы вовлечены в эту однообразную общественную систему, будучи воспитанными в соответствии с ней, мы продолжаем с самого рождения приспосабливаться к требованиям этой системы интерпретаций. Утверждается также, что восприятие людей по всему миру однотипно потому, что точки сборки у всех представителей человечества фиксированы одинаково.

Утверждается, что люди, в отличии от остальных существ также способны к дальнейшему усложнению комплексных эманаций. Точка сборки человека не только осуществляет настройку, необходимую для восприятия, но также освобождает эту настройку от некоторых эманаций, чтобы достичь большей утонченности восприятия. Человеческая точка сборки выбирает, в смысле восприятия, некоторую часть эманаций, уже избранных для настройки, и делает из них наиболее приятное построение. Тем самым, восприятие становится настолько реальным, что человек становится не способным защитить себя от собственного построения.

Поскольку точку сборки удерживает внутренний диалог, маги практикуют различные техники для достижения состояния безмолвия, т.е. отключения деятельности рассудка, после чего возможно ее перемещение и соответственно открывается возможность опыта восприятия совершенно иного рода или, как говорит Кастанеда, вход в другие "невообразимые миры". Тем самым маги открывают те незадействованные возможности, которые скрыты в человеческом существе из-за однообразного повседневного образа жизни. Все их усилия направлены на самосовершенствование и в конечном счете - на достижение абсолютной свободы (об этом - см. гл."Достижение абсолютной свободы").

В связи с точкой сборки магами были разработаны целые комплексные техники, ставящие целью манипуляцию с ней. Например, искусство сновидения выполняет задачу сдвига точки с сборки с ее привычного положения, а искусство сталкинга в основном направлено на ее фиксацию в новом месте, это особая задача, потому что точка сборки имеет тенденцию возвращаться на привычное место вскоре после сдвига. Но это только одна сторона применения знаний этих искусств, т.к. они выполняют и множество других задач, касаясь того же сталкинга - наиболее адекватное взаимодействие с повседневным миром.


. ВИДЕНИЕ


Овладев видением человек знания становится видящим. Что же подразумевается под этим действием?

Видение - это восприятие энергетической сущности вещей, истинной их сущности. Все, что мы воспринимаем, есть энергия. Но, поскольку мы неспособны воспринимать ее непосредственно, без интерпретаций, мы обрабатываем результаты восприятия, подгоняя их под определенный шаблон. Этот шаблон - социально значимая часть восприятия. Она целенаправленно уменьшает объем потенциально возможного восприятия, заставляя нас быть уверенными в том, что реально существующее ограничено шаблоном, под который мы подгоняем свое восприятие. Если отбросить эту часть восприятия, связанную с социальными интерпретациями, то откроется возможность воспринимать внутреннюю сущность чего угодно. Для пояснения можно сказать, что социальная основа проявляется, в частности, в физической определенности, уверенности в том, что мир состоит из отдельных конкретных объектов. Нужно уяснить, что мир является в первую очередь миром энергии, и лишь потом - миром объектов. Это будет предпосылкой обретения способности непосредственного восприятия энергии - видения. Другой предпосылкой может стать осознание природы принятого нами шаблона восприятия, унаследованного от предков без малейших попыток критически его исследовать.

Строго говоря, восприятие повседневного мира - эта настройка эманаций, осуществляемая согласно привычке, а сдвиг точки сборки в другое место и соответственно настройка эманаций, которые никогда не использовались в обычном смысле - это и есть видение.


. НАМЕРЕНИЕ


Помимо всего прочего в мире существует намерение - всеобъемлющая сила, которая имеет особое значение в первую очередь для тех же магов. Древние видящие называли ее волей.

Самое краткое определение этого понятия: намерение - это энергия, возникающая от настройки эманаций, безличный, непрерывный взрыв энергии, который заставляет нас вести себя так, как мы это делаем. Она ответственна за наше восприятие и за удержание точки сборки в ее обычном положении. Почему это происходит? Чтобы придать нашему восприятию непрерывность, настройка непрестанно возобновляется. Это происходит следующим образом: взрыв энергии, возникающей от самой настройки автоматически отводится для подкрепления других настроек. Чем сильнее взрыв, тем мощнее происходит настройка. Поскольку утверждается, что эта сила зарождается в тех полях энергии, которые создают Вселенную, то можно представить, что она представляет для человека связующее звено с тем, что дон Хуан называет бесконечностью (т.е. Орлом).

В терминах связи воина с намерением, он проходит через четыре этапа. Первый, когда он имеет ненадежное звено с намерением. Второй, когда ему удается "очистить" его. Третий, когда он обучается манипулировать им. И четвертый, когда он обучается принимать замыслы "абстрактного", т.е. по - существу, замыслы Вселенной.


. ДОСТИЖЕНИЕ АБСОЛЮТНОЙ СВОБОДЫ


Верх того, чему учатся маги - это достижение состояния полного сознания, для того, чтобы испытать все возможности восприятия, доступные человеку.

Своей силой воли, которая обращается в силу намерения путем безупречной жизни, т.е. жизни как "неуязвимого воина", что подразумевает максимально наилучшее использование своего энергетического уровня бытия, маг может произвести настройку всех янтарных эманаций внутри своего кокона, тем самым получив восприятие всего спектра вообще доступных человеку эманаций. Это состояние сознания рассматривается как прямо противоположное смерти, а его возможность рассматривается как "дар Орла" человеку.

Итак, мы рассмотрели все основные мистические или, если хотите, фантастические концепции учения Карлоса Кастанеды, по-своему раскрывающие сущность бытия. А теперь попытаемся рассмотреть предлагаемые практические техники, идеологически непосредственно связанные с теоретической частью, но представляющие для нас наибольший интерес.


ЧАСТЬ II. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ


. ВСПОМИНАНИЕ (ПЕРЕСМОТР)


"Вспоминание" или "пересмотр" (другой перевод - "перепросмотр") является основной практической техникой искусства сталкинга.

Вспоминание подразумевает целенаправленное припоминание всего прожитого или, другими словами говоря, пересмотр всей собственной жизни, начиная с самых памятных событий и воспроизведения их вплоть до самых незначительных деталей. При вспоминании событие реконструируется фрагмент за фрагментом, начиная с внешних деталей, затем переходя к личности, с которой происходило взаимодействие, и заканчивая обращением к себе, исследованием своих чувств. Причем упор делается не на простое припоминание, а на переживание события заново, как если бы вы участвовали в нем еще один раз. Таким образом вспоминаются и анализируются все точки пространства, где вы когда-либо побывали, все люди, с которыми вы были знакомы и все чувства когда-либо пережитые вами. Вернее сказать, это представляет собой перспективу, практически не достижимую. Обычно начинают вспоминать, начиная с настоящего, где память наиболее прочна и, доходя до самых ранних воспоминаний, о существовании которых можно и не догадываться. В связи с необъятно простирающейся сферой, с которой имеет дело техника вспоминания, т.е. совокупностью жизненного опыта, который необходимо таким образом пережить еще раз рекомендуется не останавливаться на достигнутых результатах, какими бы не исчерпывающими они не казались. По существу пересмотр необходим на протяжении всей жизни.

Существует два основных уровня пересмотра, которые предположительно составляют стадии.

Первый уровень характеризуется "формальностью и жесткостью". Для него является неотъемлемой частью составление списка имен всех людей, с которыми вы когда-либо встречались. Лучше пересматривать от настоящего к прошлому, потому что воспоминания настоящего еще свежи в памяти и тем самым заостряется способность вспоминать. Но это совершенно не принципиально, если удобней - можно начать со дня первого знакомства с человеком, которого вспоминаете и кончая днем вашей последней встречи с ним. Список может быть составлен в любом порядке, но главным требованием к нему является последовательность, например, с недавнего человека и заканчивая родителями, если ориентир - от настоящего к прошлому. После чего берется первый человек из списка и происходит попытка вспомнить о нем все, что вы знает, акцентируя внимание в том числе на мелочах. Причем главное, на что направлено внимание - чувства по отношению к данной личности.

Второй уровень представляет собой что-то вроде своеобразной головоломки и характеризуется "подвижностью внимания". Задачей является изъятие из памяти и составление второстепенных событий своей жизни так, чтобы из мелких разрозненных кусочков получилась цельная картина.

Как правило довольно сложно придерживаться жесткой схемы списка, предлагаемой первым способом техники. Следование воспоминаниям о том или ином человеке, имевшем определенное место в вашей жизни и связанных с ним событиях неминуемо сбивает внимание с конкретной личности и направляет деятельность памяти на освещение других событий, людей и деталей нередко не имеющих непосредственного отношения к рассматриваемому человеку. В связи с этим можно сделать вывод, что в определенный момент на протяжении практикования техники подразумевается вполне естественный переход с первого на второй уровень пересмотра. Тогда будет справедливо сказать, что первый уровень, представляя таким образом начальную стадию, является кратким учетом всех случаев жизни, которые явно подлежат пересмотру, а следующий - более полным пересмотром, начинающимся с первого опыта техники и теоретически простирающимся до момента рождения.

Ключевым моментом вспоминания является дыхание. Весь процесс сопровождается особой методикой дыхания, которая имеет множество вариаций, которые сами по себе не имеют никакого значения. Всеобщий момент, имеющий значение - это естественное ритмичное дыхание, от которого, кроме всего прочего, о чем будет сказано, зависит эмоциональное равновесие. Обычно предлагается при занятии пересмотром сначала производить медленный вдох поворачивая голову справа налево, а потом выдох, поворачивая голову слева направо и возвращая направление взгляда в сторону правого плеча. Остальное - детали, различающие методики.

В качестве конкретного примера способа выполнения техники вспоминания можно привести следующий, описанный в шестой работе Карлоса Кастанеды - "Дар Орла" (гл.14). Сталкер начинает процесс с первоначального дыхания. Его подбородок лежит на правом плече и по мере медленного вдоха он поворачивает голову по дуге в 180 град. Вдох заканчивается на левом плече. После окончания вдоха голова возвращается обратно в расслабленное положение. Выдыхает сталкер, глядя прямо перед собой. После этого он берет событие, первое в его списке и рассматривает его до тех пор, пока не будут учтены все чувства, затраченные в этом событии. Когда все чувства учтены, он медленно вдыхает, двигая голову с правого плеча на левое. Затем сразу же следует выдох слева направо. Во время выдоха рекомендуется выбрасывать из головы все прорабатываемые чувства и мысли.

Вслед за доном Хуаном процесс покачивания головой из стороны в сторону можно назвать "обмахиванием события веером": в то время как ум исследует событие, тело дыханием постоянно "обмахивает" каждую деталь воспоминания. Что же это означает ? Утверждается, что по своей сути вспоминание в первую очередь является способом активизации сгустков утерянной энергии, существующих в нашем "я", которые рождаются в самом теле, но впоследствии выталкиваются со своего места из-за различных обстоятельств повседневной жизни и становятся недоступными. Вспоминание - это средство повторного задействования этой неиспользуемой энергии, что является очень важным действием само по себе, если учитывать, что первейшее в чем нуждается человек, а тем более воин - это энергия. С этой позиции данная техника представляет собой важный дополнительный источник приобретения энергии, а вернее ее возвращения, уже израсходованной когда-то в прошлом. Вторая функция, выполняемая техникой - освобождение от враждебной ненужной энергии, накопившейся в течении многих лет общения с другими людьми. Эти возможности реализуются отчасти благодаря дыханию, следующим образом: вдыхая (справа налево) при воспоминании чувства, сталкер, используя дыхание как магическое средство, возвращает энергию, потерянную в ходе взаимодействия вспоминаемого события, а при помощи выдоха (слева направо) исторгает из себя отрицательную энергию, оставшуюся в результате события, что возможно благодаря природе дыхания, имеющей способность очищать.

Вторая важнейшая составляющая правильного выполнения техники вспоминания после дыхания - это намерение. Если дыхание концентрирует энергию и "заставляет ее двигаться по кругу", то управляет ею изначально присутствующее намерение, которое в конечном счете посредством вспоминания освобождает человека в конечном счете от биологических и социальных оков. Это намерение вспоминания исходит от древних магов, которые изобрели этот метод и каждый практикующий должен подключить или добавить свое собственное намерение к изначально существующему. Что же касается конечной цели, на достижение которой направлено это намерение, то можно сказать, что ее определили еще древние мудрецы и что она представляет собой абсолютную свободу (см. гл."Достижение абсолютной свободы"). Но если мыслить более приземлённо, то можно сказать, что, результатом является возможность изменения хода своей жизни.

Прежде, чем действовать мы всегда оцениваем ситуацию согласно своей памяти. По существу весь мир для человека представлен в качестве некоего склада, в котором хранятся его чувства, идеи, модели поведения и т.п. Естественно, что его содержимое у разных людей отлично, но общий момент заключается в том, что хотя мы и можем пользоваться этим складом по своему желанию, мы не можем влиять на его содержимое, потому что, во-первых, он составлен не нами (а окружающими, т.е. обществом), во-вторых, мы слишком поздно становимся его владельцем, чтобы реально что-либо в нем изменить. Только "почистив" свой склад, мы можем приобрести возможность стать тем, кем являемся в действительности. В этом отношении техника вспоминания является способом разрушения предрассудков и ведет к более адекватному восприятию повседневного мира и реагирования на его воздействие.


. СТИРАНИЕ ЛИЧНОЙ ИСТОРИИ


В соответствии с существованием команды Орла - классифицировать окружающие предметы - каждый человек опредмечивает другого человека, превращает его из потенциальной бесконечности в некий ограниченный объект. Если человек опредмечен, то у опредметившего автоматически возникает чувство всезнания по отношению к нему, а затем включается и механизм прогнозирования его поведения. Если его поведение совпадает с прогнозом, то возникает нейтральная реакция и безразличие. Если же поведение не совпадает с образом в воображении опредметившего человека, то возникает раздражение, желание поставить его на место, причем не важно, совершает он более хорошие или более плохие поступки относительно созданного образа. В любом случае опредмечивание вызывает инерцию сохранения этого образа, потому опредмечивающий закрепощает данного человека на каком-то определенном уровне, воздействуя на него своей волей. Так, ваши знакомые, закрепостившие вас , постоянно оказывают на вас свое воздействие, потому что в своих поступках вы неминуемо учитываете их мнение. Прежде чем предпринять какое-либо действие, вы, во-первых, учитываете реакцию знакомых, и тем самым становитесь рабом их мнений о себе, их желаний, превращаясь в вещь, постепенно теряя свою индивидуальность. Для сохранения некоторой личной свободы, вы начинаете из интуитивных побуждений обманывать других, чаще неявно, т. е. сообщать о своих поступках не совсем то, что вы на самом деле делаете или чувствуете. Это является неприменным следствием опредмеченных отношений. В этом случае становится понятным, почему дон Хуан говорит, что ложь есть ложь только если ты имеешь личную историю. Она имеет смысл только для опредмечивания человека, как соответствие или несоответствие этому образу, а если человек вышел из этих отношений, то ему нет дела до лжи и истины. Понятно, какого рода ложь здесь имеется в виду.

Таким образом контакт с обществом потенциально опасен в смысле закрепощения личности. Однако для любого человека, находящегося в обществе совершенно оправдано иметь личную историю, потому что связи с другими людьми придают определенность, устойчивость, но за это он платится своей свободой (которая, по существу, к тому времени теряет для него ценность), т.к. его деятельность в основном направляется внешними влияниями и условиями. Пока человек находится в этом потоке бытия, ему не следует бороться с личной историей, потому что связи, скрепляющие его с окружающим миром, придают ему определенность, а есть такая команда Орла - иметь определенность, пытаться себя познать. Поэтому, когда человек находится в потоке жизни, приказ Орла таким образом трансформируется - человек получает определенность не исходя из себя, а исходя из своих отношений с другими людьми, с работой, с семьей, с отдельными знакомыми. Но для того, кто решает вступить на путь воина, путь самопознания эти отношения становятся сковывающими узами. Потому применяется метод стирания личной истории. Поначалу, еще не утвердившись в контроле над самим собой, можно ощущать некую неустойчивость, потому рекомендуется выходить из установившихся отношений постепенно, начиная с вуалирования от окружающих сущности своей деятельности так, чтобы никто не знал что вы делаете. Одно это действие уже добавляет личной свободы. Далее нужно оставить тех, кто вас хорошо знает, т.к. их мысли о вас имеют как непосредственное энергетическое влияние, так и опосредованное через знание о мыслях этих людей о вас.

Стоит оговориться, что самостоятельно техника стирания личной истории не применяется. Параллельно с ее практикованием необходимо обучиться и использовать еще три техники - потери важности самого себя, принятия ответственности за свои поступки и использования смерти как советчика. Без благоприятного эффекта этих трех техник стирание личной истории вызовет только неустойчивость, ненужную и вредную двойственность относительно самого себя и своих поступков.

Указывается, что данная техника нацелена главным образом на воина-мужчину.

Общество налагает большую ответственность именно на мужчину и потому ему особенно нелегко освободиться от обволакивающих мыслей других, но даже стирая личную историю его преследует чувство, что он подводит своих друзей и знакомых, которые возлагали на него свои надежды. Тем самым воину-мужчине приходится бороться всю жизнь с самим собой. В итоге он становится скрытным, всегда на страже против самого себя. Это та цена, которую приходится платить мужчинам, вступившим на путь воина, за то, что они важны для общества.

Как говорит дон Хуан, у нас есть только два выбора - либо сохранять и поддерживать иллюзию, привитую нам с детства, что все в этом мире, известное нам является настолько реальным, насколько реальным нам кажется знание этого, либо не принимать такой позиции. Следуя первому, принимая все известное как реальное и отвергая все остальное, мы ведем себя так, как если бы мы все знали и кончаем тем, что до смерти устаем от самих себя и от мира. Если же мы последуем второму, одновременно практикуя технику стирания личной истории, мы создадим туман вокруг себя, состояние, когда ничего нет наверняка. Такое состояние вынуждает всегда оставаться алертным, что ведет к более адекватному реагированию на весь комплекс внешних воздействий. Этот подход также исключает предвзятость по отношению к вещам и явлениям мира, которая есть следствие отношения к мнению, согласованного с личным опытом, как к абсолютной истине.


. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМЕРТИ КАК СОВЕТЧИКА


Обычно люди проживают свою жизнь так, как если бы они были бессмертными. Но в этом мире смерть является постоянным охотником, а перед лицом смерти ничто в человеческой жизни не может быть более важным, чем другое. Осознавая это, воин рассматривает смерть как единственного мудрого советчика, которого можно сделать свидетелем всего, чем занимаешься. Принятие идеи смерти дает воину отрешенность, достаточную для того, чтобы принуждать себя к чему бы то ни было, равно как для того, чтобы не от чего не отказываться. Он знает, что смерть следует за ним по пятам и не даст ему времени ни за что зацепиться, поэтому он пробует все, ни к чему не привязываясь. Эта идея дает эффективную встряску для сознания, перегруженного перцептуально -вводимой информацией и тем самым дарует трезвость, необходимую воину, тогда как индульгирование на чувстве бессмертия только затуманивает трезвость взгляда на ситуацию. К тому же она приводит к принятию ответственности за свои решения, потому что в мире, где смерть - охотник, не может быть ни маленьких, ни больших решений.


. МЕЛОЧНЫЙ ТИРАН


Злейшим врагом в нашей жизни является чувство собственной важности. Оно заставляет нас большую часть своей жизни чувствовать себя обделенным кем-то или обиженными на кого-то, потому что мы считаем, что мы заслуживаем лучшей участи и большего внимания со стороны окружающих. На поддержание этого чувства расходуется наибольшее количество энергетических ресурсов, имеющихся в нашем распоряжении. Вот почему человеку, вставшему на путь воина, необходимо в первую очередь приложить все усилия для искоренения чувства собственной важности из своей жизни. Новые видящие утверждают, что без этого чувства человек неуязвим, т.к. под неуязвимостью они понимают правильное использование энергии.

Методика борьбы с мелочным тираном - это наиболее эффективная стратегия, направленная на искоренение чувства собственной важности. Она состоит из шести взаимосвязанных элементов. Первые пять относятся к внутреннему миру воина и именуются атрибутами воинственности: контроль, дисциплина, терпение, своевременность и воля. Последний и наиболее важный элемент относится к внешнему миру и называется мелочным тираном. Что он из себя представляет? Это человек, либо имеющий власть распоряжаться жизнью и смертью воина и пользующийся этим, выступая в качестве мучителя, либо смертельно ему досаждающий.

Согласно классификации, разработанной не без чувства юмора, мелочные тираны подразделяются на несколько типов. Если за точку отсчета принимать некий первичный источник энергии, который является первым и единственным правителем Вселенной, и назвать его тираном, то все остальные деспоты и правители на его фоне кажутся крошечными и смешными по своим масштабам, потому им дается название мелочных тиранов - "пинчес тиранос". Они делятся на два подкласса - 1). мелочные тираны, способные преследовать и приносить несчастье, не вызывая все же чьей-либо смерти. Они называются мелочными тиранчиками - "пинчес тиранитос"; 2). те, которые только раздражают и наводят скуку без всяких последствий. Они называются мелюзговыми тиранчиками - "репинчес тиранос", или крошечными "пинчес тиранитос чикититос". В свою очередь мелочные тиранчики делятся еще на четыре категории: a). те, кто действует грубо и насильственно; b). создающие невыносимую тревогу окольным путем; c). те, кто угнетает, досаждая; d). вводящие воина в состояние гнева.

Для методики предпочтителен и очень важен не мелюзговый тиран, только и умеющий лишать каких-либо земных радостей (денег, карьеры и т.п.), а полноценный мелочный тиран с наибольшей властью, который, возможно, даже может угрожать жизни. Найдя такого человека, воин вступает с ним во взаимодействие. Борьба с мелочным тираном имеет целью при помощи него победить чувство собственной важности и в этом случае мелочный тиран рассматривается как средство достижения этой цели. Причем важно иметь прочное основание вне этой борьбы. В области, которая для него жизненно важна, человек не сможет бороться с мелочным тираном, т.к. он неминуемо будет вынужден войти в конкурентные отношения и бороться за место под солнцем. Но в том случае, если для него жизненно важным является отличная сфера - некое другое общество или традиция, он может, находя в этом жизненную опору, вступать в борьбу с мелочным тираном. Например, христианин имеет опору в христианстве, а конкретно - в том христианском обществе, где он состоит и вместе с единомышленниками исповедывает свою веру. Имея такое основание, он, например, может просто игнорировать поведение мелочного тирана.

Во взаимодействии с мелочным тираном воин постоянно активизирует первые четыре атрибута воинственности (контроль, дисциплина, терпение и своевременность). Фактически этого достаточно для борьбы с худшим из мелочных тиранов. Пятый элемент - воля, откладывается до предельной реализации, до кульминационного момента, еслè так можно выразèться. Это происходит из-за того, что воля принадлежит к другой сфере, сфере неведомого, тогда как первые четыре атрибута - к сфере известного, той, где действуют мелочные тираны. В сущности то, что превращает людей в мелочных тиранов - это страстное манипулирование известным. Взаимодействие всех пяти атрибутов воинственности осуществляется только видящими, потому как они уже стали, что называется неуязвимыми воинами и овладели мастерством управления волей. Это, если так можно выразиться, в своем роде высший пилотаж.

Вся битва построена на том, что у воина может быть только одно преимущество перед мелочным тираном - это отсутствие чувства собственной важности. Если воин не сможет удержать его под контролем, он теряет дисциплину, его одолевает гнев и чувство собственной бесполезности и тем самым он проигрывает битву. После чего он, подавленный своим поражением, либо сходит с тропы познания и присоединяется к рядам мелочных тиранов, либо перестраивается и начинает все заново. Фатальная ошибка, которую совершает обычный человек встречаясь с мелочным тираном в том, что он принимает себя слишком всерьез и потому не имеет стратегии отступления. Его действия и чувства, так же как и у тирана, всепоглощающи. В то время как воин знает, что реальность - это та интерпретация, которую мы даем и это помогает ему отстраниться от ситуации.

Если воин подавляет чувство собственной важности, то он может позволить топтать себя как угодно, унижать, но при этом вместо того, чтобы обижаться, воин постоянно составляет стратегический список слабых и сильных сторон мелочного тирана. Понятие "контроль" подразумевает в этом случае постоянную настройку внутреннего состояния в то время, когда вас попирают, а "дисциплина" - составление списка в подобных условиях. Далее, когда этот список закончен, воин может действовать, опираясь на слабые стороны своего противника. Например, мелочного тирана может олицетворять некий мелкий начальник, старающийся максимально использовать свою власть, подавляя подчиненных. Как правило, чем менее демократично такой человек ведет себя с подчиненными, тем более раболепен он с вышестоящим руководством и это будет являться его слабой стороной, которую можно использовать. Скажем, можно выяснить какие требования налагаются на него вышестоящим начальником, а еще лучше вступить с ним в прямой контакт. Другая составляющая правильного ведения борьбы - "терпение", означает состояние внутреннего бесстрастного ожидания, без спешки и тревоги. Если контроль, дисциплина и терпение подобны дамбе, за которой все собрано, то "своевременность" - шлюз этой дамбы, освобождающий все, что подготовлено для реализации нужных действий в нужное время. Можно добавить, что терпение и своевременность находятся в области человека знания и потому достижимы только на этой ступени знания.

Приведем пример выполнения методики, который приводится у Кастанеды. Дон Хуан в молодости попал в один дом где нанимали одиноких мексиканцев, не имеющих родственников и, используя их на тяжелых работах, доводили до физического изнеможения и смерти. Надсмотрщик этого дома был настоящим тираном, получавшим удовольствие от принуждения работников к труду, и их унижения. Дону Хуану удалось бежать оттуда, но впоследствии его учитель рекомендовал ему вернуться к этому бывшему хозяину, потому что в наши дни такого полноценного мелочного тирана с неограниченными полномочиями упускать нельзя. Он говорил, что воин, напоровшийся на своем пути на мелочного тирана, счастливчик. Это значит, что иначе ему придется искать тирана где-нибудь еще. Через несколько лет дон Хуан возвратился в тот дом и, пользуясь стратегией воина, выиграл битву, т.к. он выполнил все безупречно. Надсмотрщик действовал таким же образом, как и раньше, но теперь дон Хуан был готов к этому. Его контроль позволял ему выполнять самые идиотские требования этого человека. А тем временем он выяснял нужную ему информацию, определяя сильные и слабые стороны этого тирана. Например, он обнаружил, что сильнейшими сторонами тирана была его насильственная природа и смелость, зато его главной слабостью был страх потерять свою службу. Умело используя его слабости и опираясь на прикрытие высшего порядка - жены господина дома, в котором он работал (он делал все возможное, чтобы получить доброе расположение к нему "его госпожи"), дон Хуан систематически изводил своего надсмотрщика, причем ни разу за все это время, по его словам, не пожелав ему зла. Все это привело в конечном счете последнего к потере контроля над самим собой и к совершению роковой ошибки.


ВЫВОДЫ


Глубинный смысл техники борьбы с мелочным тираном раскрывается в построении, которое называется "трехфазная прогрессия": если видящий сможет справиться с собой перед лицом мелочного тирана, он будет в силах безупречно встретиться с неведомым, а затем выстоять даже в присутствии непостижимого. Согласно обыденным представлениям, казалось бы, что порядок построения нужно обратить вспять - видящий, способный справиться с собой в присутствии неведомого, конечно, встретит мелочного тирана должным образом. Но, по словам дона Хуана, практика показывает обратное. Только принимая вызов взаимодействовать с невыносимыми людьми, наделенными властью, воин получает возможность приобрести ту трезвость, безмятежность, какие необходимы, чтобы выстоять перед лицом непостижимого.


ЛИТЕРАТУРА


1.Карлос Кастанеда "Разговоры с доном Хуаном"

.Карлос Кастанеда "Отделенная реальность"

.Карлос Кастанеда "Путешествие в Икстлэн"

.Карлос Кастанеда "Сказка о силе"

.Карлос Кастанеда "Второе кольцо силы"

.Карлос Кастанеда "Дар Орла"

.Карлос Кастанеда "Внутренний огонь"

.Карлос Кастанеда "Сила безмолвия"

.Карлос Кастанеда "Искусство сновидения"

.Карлос Кастанеда "Активная сторона бесконечности"

11.Карлос Кастанеда "Кольцо времени"

."Carlos Castaneda speaks, an interview by Keith Thompson" ("New Age Journal", march/april, 1994)

13.Флоринда Доннер "Сон ведьмы"

.Тайша Абеляр "Магический переход"

.Сергей Степанов "Лекции на тему "Философия Кастанеды"


Теги: Учение Карлоса Кастанеда  Диплом  Философия
Просмотров: 29674
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Учение Карлоса Кастанеда
Назад