Генезис философии.Историчность
предмета философия.
(с гр. Любовь к мудрости).Ф. возникает в 6 веке до н.э. в др. индии, Китае и Греции.Дофилософскими типами мировоззрения являются Мифология и ,религия. Ф. возникает в раннекласическом обществе т. е. при достаточно высоком уровне развития общества.В мифологии, как мировоззрении мир представлен. Как единый и целостный, и выражен в форме чувственных образов.В религиозном мировоззрении мир удвоен: естественность, чуственность и сверхестественность т.е. божественность. В философии мир также представлен,как единый и целостный, но в отличии от мифологии и религии, Ф. опирается на док-ва и фактыт.е. рационального.Ф.-это теор.систематизация знаний о мире в целом.Ф. можно рассматривать как науку о наиболее общих законах природы,общества и мышлении. Ф.мир рассматривает как таковой, ее предметом является всеобщее в системе «Человек- мир»
______________________________________
Мировоззрение и его исторические типы.
В философском мировоззрении мир представлен как единый и целостный, но в отличии от мифологии, религии, Ф. опирается на док-ва и факты т.е.на сферу рационального.В истории мировой философии выделяются след.периоды:
- Ф.Др Востока,(Индия Китай)
- Ф.античности(Греция и рим)
- Эпоха Сред-вья (Зап-Евр.ф,ф.Исламского мира),
- Ф.Возрождения
- Ф.нового времени:17в-век науки и рационализма,18-век просвещения,
19-век нем.кл.ф.Марксизм и иррационализм.
- Ф.новейшего времени(20-21вв.)Ф. выделяет след.разделы:-онтология (теория бытия,учение о свойствах мироздания)
- гносиология(теория познания)
- логика(учение о формах,законах мышления)
- методология (уч. О методах и принципах науч.познания)
- этика (наука о морали)
- эстетика (наука о красоте)
- диалектика (уч. О всеобщих св-х, и развитии
- фил.антропология (фил.учение о человеке)
Проблема основного вопроса философии.
Об осн.вопросе Ф. пишет Энгельс в работе «Людвиг Фейербах и конец Кл.нем.философии».По его мнению, по решению этого вопроса,ф-фы разделились на 2 больших лагеря:материалистов и идеалистов.Основной вопрос ф. по Энгеьсу имеет 2 стороны:1).антологическая – что первично материя или сознание, дух.2)гносиологическая – вопрос о познаваемости Мира,те кто признает первичностьматерии- материалисты, а кто ид. – идеалисты.
В истории Ф. были и др. трактовки осн.вопроса Ф.,н/р Френсис Бекхам, считал, что гл. задачей фил. Является помочь человеку овладеть стихийными силами природы (натурфилософия); основоположник нем.кл.фил-фии Эммануил Кант считал, что Ф. отвечает на след. Вопрос Что я могу знать, Что я должен знать, На что я смею надеяться, Что такое человек.Философ-экзистенционист Камю считал, что гл.зад.ф. является поиск ответа на вопрос Стоит ли жизнь труда быть прожитой.
_____________________________________
Функции Ф. осн. Направления.
Функции фил-фии:
- мировоззренческая
- гносиологическая или теоретико-познавательная
-методологическая
-практическая
- критическая.
Осн.направления Ф.:
-материализм
-идеализм
-дуолизм.
В истории материализма выделяют наивный мат-м древних греков, метафизический мат-м нового времени, и деалектический мат-м.Мат-ты признают, что Мир познаваем.
В идеализме выд-т 2 направления: объективный и субъективный ид-м.
- объективный. Признает за начало мира мир идеальных сущ-стей(Платон), абс.дух (Гегель)
- субъект. Считает что мир зависит от сознания познающего субъекта (Канта).
Полное или частичное отрицание познаваемости мира наз-ся Агностицизмом.
Напрвление признающее, что в основе мира 2 начала и мат-е и дух-е наз-ся дуолизмом.
Конфуцианство и Даосизм.
Основой мировоззрения Др.Китая является т.н. китайское 5-книжие.
- книга перемен
-книга обрядов
- книга песен
- книга истории
- книга тысячалетий (книга весны и осени)
Становление фил.мировозрения мы находим в книге перемен. Во 2в. До н.э. историк Самацать дал классификацию осн-х фил-х школ:
1.Сторонников учения об Инь и Янь или школы Натурофилософоф.
2.Конфуцианство
3.Законников или легистов Фа – Цзя
4.Имен-номиналисты
5.Моистов основополжник-Моцзы
6.Сторонников учения о Дао и Дэ
Даосизм – основоположник Лао-Цзы, автор сочинения «Книга о Дао и Дэ».Философия даосизма «Дао» это универсальный космический закон, путь. Нельзя изменить естественный ход вещей поэтому человек может лишь созерцать великое Дао, принцип Дао – недеяние.
Конфуцианство – великим учителем называют Конфуция, ему приписываются сочинения , беседы и суждения. Т.к. Конфуций жил в эпоху социального хаоса, ему в своем учении противопоставил идею гармонии. К. ищет ответы на вопросы:
- как гармонизовать отношения внутри госп-го класса
- какгармонизовать отношения между госп-м и неимущими классами.
Он считает, что все должны овладеть ритуалом и выполнять его (ли) надо также воспитать страх перед небом, особенно у прстого народа. Он выдвигает теорию воспитания молодывх людей и большое значение при этом уделяет совместным танцам и пению, т.к. они напоминают ритуал. К. также считал, что надо воспитывать уважение к старшим и к предкам. Для кит.культуры в целом хар-на ритулизированная этика.
_____________________________________
Буддизм как фил. Религиозное учение.
Основоположником буддизма явл-ся принц Сидхардха Гвутана.Имя Будда- просветленный, получил его Гаутана потому что ему открылись 4 благородные истины:1. Жизнь есть страдания.
2. Есто причины страдания, это стремление людей к удовольствиям, земным радостям.
3.Страданию можно положить конец – цель освобождения от страдания – НЕРВАНА (в пер.угасание сознания).Это состояние абс.покоя.
4.Есть путь избавления от страдания,т.н. восьмиричный.
Буддизм распр-ся в 2х осн-х ф-х ХИНАЯНА (малая колесница), МАХАЯНА (большая колесница, широкий путь).
Ш.Валиханов высоко ценил Буддизм, считая, что он впервые в истории чел-ва провозгласил идею равенства и любви к чел-ку.
Метафизика Аристотеля.
Аристотель ученик Платона, его филисофию называют метафизикой.Все труды Ар-ля ученики разделили на 2 части:
- труды о природе (физис)
- включал рассмотрения общих закономерностей бытия как такового – метафизика
Аристотель отделил собственно философию от фил-фии, которая занимается отдельными явлениями природы.
В ф. Ар-ля много материальных идей, он вводит понятия «материя» и «форма», их неразрывные связи.Но наряду с ними он признает такие начала как «первоматерия» и «последняя форма».Первоматерия – это материя, как субстракт т.е. материя без формы. Посл.форма- это форма форм. Это причина всего сущего.Формой Ар-ль обозначает все идеальное.
Аристотель в метафизике утверждал, что все люди от природы стремятся к знаниям. По Ар-лю стремление к познанию общего, к накоплению и обобщению опыта, залжены в человеке изначально и названо им искусством (совокупность опыта), которая явл-ся предпосылкой науки. Знания- это не результат пассивного восприятия, а активный поиск выбора. С точки зрения Ар-ля душа может достигнуть истины 5 путями :- искусство,- наука, -практ.рассудок, - мудрость,
- разум.
Он резко отделяет мнение от достоверного знания.Предметом познания явл. Природа,объективный Мир.Познание природы начинается с ощущения, восприятия, а не с умозрения,мысленных сущностей.Здесь Ар-ль выступает против теории познания Платона. Метод познания Ар-ля-индукция.В работе «О душе» Ар-ль рассматривает все 5 органов чуств.Недостатком гносиологии Ар-ля явл. То, что он не дооценил роль соц-го,совокупного опыта.
_____________________________________
Философские идеи Ибн Сины
(Авиценна 980-1037)
Своим учителем он считал Аль-Фараби.
Главным энциклопед.труд «Книга исцеления», сокращенный вариант это 4 раздела:- логика,- физика,- математика науки.- метафизика.»Книга знаний» и «Книга указаний и наставлений».Цель познания – правильное представление о вещах.
Чтобы получить разъяснительное высказывание надо воспользоваться процедурой составления определений: через приведения рода и отличного признака. Получаемые т.о. опр-ния, есть опр-ние вида,которое отвечает на вопрос «Что это».Описание не сообщает о чтойности вещи, но все же дает правильное представление о ней.Достижение увереннсти в истине возможно на основе силлогизма, важзность лог-го знания высока,но Ибн Сина в то же время высоко ценит прямое или интуитивное значение. Это по Ибн Сина непосредственная явленность познаваемого,в которой предмет раскрытия явл-ся таким, каким является. Непосредственная явленность познаваемого становится у И.С. завершением логического пути достижения истинного знания. Душа каждого человека может достигнуть истинного знания для этого она должна быть чиста.
Философия и религия Абая
Основные труды «Слова назидания» и поэма «Искандер».
В своем ТВ-ве Абай утверждает истинную веру в Аллаха – ИСЛАМ. Центр.место в его учении занимает человек, но о нем имеет говорить смысл только в отношении с Аллахом. Абай говорит, что Аллах создал человека с огромной любовью и задает вопрос как не любить своего творца Пусть познания Аллаха- это любовь, но не слепая, а основанная на разуме.В отличии от Яссави Абай считал, что познание Аллаха не требует тот человека отречения от всего земного, во всем нужна мера, в противном случае человек не поймет своего предназначения на земле. Абай говорит о 8 меках Аллаха, это:слово,жизнь,наука,созидание,могущество,зоркость,чуткость,справедливость. Ими Аллах обладает в абсолютном совершенстве и как возможностью наделяет ими и свое творение – человека. Поэтому человек должен развивать эти качества. По мнению Абая могущество всевышнего выражено в науке и милосердии.
______________________________________
Соц-политическиевзнляды Ш.Валиханова.
Осн.работы: Очерки джунгарии,Запмска о судебной реформе,
О мусульманской степи,
Следы шаманства у киргизов,О состоянии Алтышара или 6городов Вост.Китая пр.Нан-лу.Ш.Валиханов в раб.»Записка о судебной реформе» пока-ет что право – это совокупность норм и правил поведения человека в процессе его общенияс др. людьми, оптимального выбора способов взаимодействия с ними в конкретной сложившейся ситуации. В. Показывает, что право должно быть общепринятым и соблюдаться всеми добровольно и неукоснительно, право имеет смысл лишь тогда, когда его нарушение ведет за собой наказание. Степень вины и цену наказания опр-ет суд.Какой суд это зависит от общ.жизни, обычаев, нравов, уровня культурного развития. В. Утв-ет, что нельзя распр-ть юрид-е кодексы одних народов на другие без учета особенностей и жизненных обстоятельств
«Состояние Алтышара» в то время (58-59г) в Кашгарии проживали в основном представители Туркестанских народностей, приверженцы ислама, но в целом общество было полиэтическим и поликонфессиональном(много религий). Этническая разобщенность края, ожесточенная межэтническая борьба, сильно ослабили Вост.Тур-н и Китай там установил практически не ограниченную ничем власть.Кит.двор вел политику раскола на селения ,на различные религиозно-пол.партии, в ходе исследования Ш.В. установил, что гл-ми борющимися партиями были т.н. белогорцы и черногорцы.Кит.правительство поддерживало то одну, то другую партии, а борьба за власть между ними делала не способными эти партии бороться за интересы народа.Рассматривая политику как общ. Явл-е В. Стремится установить причины следственной связи между пол.событиями между соц.жизнью и политикой.В. считает, что нарушение властью законов может породить и нарушение законов членами общества.
Теория двойственной истины фил-фии Ибн Рушды (Авиррос 1129-1198)
Ибн Рушда написал комментарий ко многим сочинениям Аристотеля, за что получил почетное звание «Коментатор». Осн.сочинение «Опровержение опровержения», которое было направлено против позиции Аль-Газали и его работы «Опровержение фил-фов».В своем трактате он отстаивал права разума в познании и развил теорию двойственной истны.И.Р. разграничивает религию на т.н. рационалшьную (доступную не многим и образно-аллигорическую) (доступную всем).
Он считал что «совечный миру Бог» превращает в действительность потенциальные формы первоматерии. Он также развивал НОАЛОГИЮ, кот-ю рассматривал как учение об едином общечеловеческом интеллекте. Который часто отождествляется с материальным разумом. Мат-ый интерес как субстанция не возникает и не уничтожается, он вечен един для всего чел-ства.Это единство психолог.организация людей благодаря которому они одинаково познают вещи и передают эти знания друг другу. Фил-фия И.Р. оказала влияние на возникновение зап-европ.средневековой фил-фии, латинского авероизма. Если в религии Бог- творец и волевое начало, то здесь он рассматривается как перводвигатель и Бог как чистый разум.
_____________________________________
Суфизм, как фил-е и рел-ное направление.
Требуя от мусульман покорности, ислам остовлял внутр.жизнь человека наедине с Богом, только перед ним человек отвечает за свои чувства и мысли. Внутренне человек свободен имеет право на свою индивидуальность, человек начинает осозновать свою ценность. Суфизм развил представление о человеке как субъектк веры, а ценностные хар-ки он предал не только человеку, но и всему сущему.Бог осознает свое существующее и даже сущ-ет через вещи. Суфии считают, что познание Бога, это всегда есть индивидуальный процесс и инд-ый опыт.Истина открывается каждыйраз заново. Сущ-ет 2 способа познания Бога в суфизме:- глубокое переживание, чувства,- т.н. интеллектуальный суфизм, его в частности практиковал Ибн Сина.
Объективный идеализм Платона.
(5- 4 вв.)Платон ставит вопрос «Является ли причины физического и механического хар-ра истинами?»Платон сознательно отстраняется от чувства и чувственного и сконцентрировал внимание на чисто рациональном, что может-быть схвачено интеллектом (пример красоты).
Пдатон переходит к пониманию 2х планов бытия ? феноменального (видимого) и метофеноменального (улавливаемого) исключительно интеллектом. Это причины не физической природы были определены Платоном, как идея Эйдас или форма.
Идея П.- это целостност, сущность, идеи не мысли, а то по поводу чего, мысль думает когда она свободна от чувственного.Мир идей- это подлинное бытие. Идеи – сущность вещей т.е. то, что каждую вещь делает тем, что она есть.Напр.Прекрасное само по себе, благо в себе, они даны субъекту абсолютным образом.Платоновский идеализм – этический.Идеальный мир противостоит обыденному миру не просто как оригиналкопии, но и как благое зло.Вед.идея Бога – это источник красоты истины, соразмерности. Исходя из идей нельзя объяснить причину возн-я единичного многообразия.Для объ-ия П. вводит понятие ХОРА (материя).Материя мертва и не познаваема, это почти что не бытие, но его роль велика.Наряду с такой материей Платон вводит материю в которой отражены идеи влаги и земли.Взаимодействовать мир идей,хору и материю заставляет космическая душа, начало мира.В рез-те возникает мир вещей, также в антологии т.е. Бог Футургас (творящий идеи) и Бог Димеург (имеющий идеи в кач-ве образцов для творения мира вещей.По П. «душа чел-ка когда-то знала все, воплотившись же в физ-е, сущ-шее она все забыла.Поэтомупознание есть пробуждение в душе знаниря
.Метод познания П. – АНАМНЕЗИС (припоминание.Вработе гос-ва, рассматривая проблему воспитания П. говорит об искусстве поскульку оно не дает выхода в мир идеальной сущности, оно есть «подражание подражанию.
Истоки, традиции и осбенностирус.фил-фии.
Русь приняла христианство в 988г.В 11в. Метрополит Илларион пишет «Слово о законе и благодати», где впервые представляет историю развития чел-ства и ставит вопрос о роли земли русской в установлении царства Божьего на земле.После падения Константинополя в 15в. Возникает учение Егумена Филифея «О Москве, как третьем Мире».Фил.мысль длительное время развития в рамках богословской и глубокой проблемой явл-ся проблема нравственного,духовного совершенствования. Под влиянием Европейского просвещения в 18в. Просветительские идеи овладевают рус.обществом.Благодаря инициативе Ломоносова и при поддержке Шувалова отк-ся Моск.универ.С именем Ломоносова связано развитие естественно-научного материализма.Рев-демократ.идеи были развиты Радищевым (Путешествие из Петербурга в Москву, О человеке его смертности, и бессмертии).Большую роль сыграли в разв. Общ.мысли сыграли декабристы.В 19 в. Ставится проблема пути раз-я России и возн-ет 2 осн.течения:_западничество и славянство.
Под влиянием позивизма Канта и Спенсера возн-ет субъект.социология.В конце 19 века в России получает распр-е марксизм. Первыми рус. Марксистами были Плеханов, Ленин.Знач.фигурой в рус.фил-фии явл-ся Соловьев, чьи идеи дали толчок развития религиозной фил-фии в 20 веке.После победы Октябр.рев-ции в Советской России разв-сь марксиско-ленининская фил-фия. А среди русской имиграции религиозно-идеалистическая фил-фия и «евразийства.».
______________________________________
Славянофилство и западничество.
В 40-60г. возникло 2 течения : зап-во и слав-ство.Гл-м вопросом их расхождения был вопрос о путях развития РоссииПред-ми ЗАПАДНИЧЕСТВА явл-ся Чаадаев, Герцен, Белинский, Чернышевский.На их миро-ние оказали влияние идеи нем.просветителей Канта, Гегеля, Фейербаха. Они считали, что поскольку Европ.народы, вышли раньше русского на истор.арену и он оказался успешным, то значит Россия должна идти по Европ.пути.Исходный тезис учения СЛАВЯНОФИЛСТВА состоит в утв-нии решаюшей роли православия, для развития всей мировой цивилизации.Пред-ли – Хомяков, Кириевский, Аксаковы братья,Самарин. К поздним сл-м отн-ся Данилевский, Леонтьев.По Хомякову именно православие сформ-ло «те исконно-русские начала, тот рус.дух», кот. Создал рус.землю в ее бесконеч.объеме.Ключевым понятием рел-фил.концепции славянофилов явл-ся соборность.Понятие соборное раскрывает не только внеш.соединение людей в каком-либо месте, но и пост.возможность такого соединения, на основе дух.общности.
Зап.цив. – это искусственное образование.Россия же сформировалась органически, она не построена, а выросла.Это объясняется тем, что Россия породила специф.орг-цию общину или мир.Данилевский в раб «Россия и Европа» выдвинул теорию культурно-ист.типов.Он сторонник теории локальных или замкнутых цив-ций и культур.
Философия всеединства Владимира Соловьева.
С. Заложил основы рус.религиозной фил-фии, он попытался создать целостную мировозр.систему, кот.связала бы воедино запросы религ. И соц. Жизни.Основой должно стать христианство.Учение С. Носит неузконаправленное, а экуминистический хар-ер.Также важной особенностью учения С. Явл-ся то, что он попытался включить христ.миро-ние, новейшее достижение естествознания истории фил-фии, создать синтез религии и науки. Центр.идеей фил-фии С. – идея всеединства. Онтологической основой всеединства выступает у С. Божественная троица,в ее связи со всеми ТВ-ми и прежде всего человека.Бог у С. – «косиический разум», особая орг-щая сила, действ. В мире непоср.субъектом всех изменений в мире, явл-ся душа.Она действует благодаря присутствию в ней божеств.идеи Софии. София – это ТВ.начало связующее звено между творцом и творением.Философию Софии наз-ют Сфиологией. В гносиологии ,.создал концепцию цельного знания.Каждый из изв.способов познания истины отражает лишь 1 из аспетов, поэт С. Считал, что необходимость единства эмпирического (научного), рационального (фил-го), и мистического (созерцательно-религ.знания).Основополагающим прим. Цельного знания явл-ся вера в сущ-ние абсол.начала Бога.Идеи по С. Досупны лишь интеллект.созерцанию, а не мышлению.Истина не дается человеку ни в опыте, ни в мышлении.Она откр-ся не всем.Она откр-ся если человек способен достичь особого духовного состяния «Экстаза». Что касается философии истории то по С. Механизм сближения Бога, мира и человечества раскр-ся через концепцию богочеловечества.
______________________________________
Диалектика и метафизика
Диалектика в истории фил-фии была представлена в след.формах:
- стихийная диалектика начало ее развития связано с фил-ми Др.Греции (Гераклит, Сенон, Сократ и др.).Стих.диалектика также присуща естественно-научному материализму Эпохи Возрождения.
- 2-я форма диалетики связана с нем-ми класс.фил-ми – это идеалистическая диалетика.Знач.вклад в развитие Д. внес Гегель.
- матер.Д. Маркса и Энгельса.
Д.как учение и метод противоположна метафизике.
Метафизика – это односторонний подход к объекту исследования.Источник развития выносится за пределы самого объекта.Метафизическое мышление хар-но для 17-18 вв.
Этика Канта
Гл.заслуга этического учения Канта – обоснование идеи самоценности личности, а также ее права на свободный выбор.Подлинная свобода – это независимость условий чувственного мира явл-й : чел-ская воля, по мнению Канта, автономна, т.к.определяется не внешними обстоятельствами, а собственным выбором, собственным законом, свободно принимаемым человеком.Следовательно, мораль автономна от всех чувственных условий жизни. Она должнаруководствоваться единым нравственным законом – требованием(категорическим императивом).
К-рый в свободном изложении звучит след-щим образом: поступай так, чтобы твои поступки могли явиться основой всеобщего законодательства.Здесь К. по но-новому озвучивает древнюю этическую ф-лу, к-рая встречаеться, н-р у китайского мудреца Конфуция: «Не делай другим того. чего не желаещь себе»
Т.об.категорический императив Канта обосновывает ценность чел-кой личности. Чел-к, полагал нем-й фил-ф, «есть цель сама по себе »поэтому он, в отличии от иных сотворенных вещей,не может исп-ться др-ми людьми как ср-во вдостижении каких-либо целей.
Этическая ф-я К. несла на себе явный отпечаток аскетизма. Моральный з-н и принцип удовольствия – не согласуються.Ч-ку следует отказаться от иллюзии, что исполнение нравст-го долга принесет ему чувст-ное счастье. Долг К. ставит выше счастья и удовольствия.Исполнение долга, полагал ф-в, превыше всего. Совесть врожденный долг человека.Создал- идею планете, сторонник демократии,активировал нравственность, постетифное – опытное знание, приории- не разреш-е противоречия.
Диалектика Гегеля.
Г.- объективный идеалист.Г-ное фил-кое достижение «1770-1831» создание целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика «Д-ка» у него понимается как учение о развитии и противостоянии противоположностей. Исходное положение д-ки Гегеля «объекта и субъекта» Понятие по мнению Г. не просто субъе-ное порождение человеческого сознания. Сущ.абсолютное понятие «абсолютная идея» в кот. Осуществлено тождество субьекта и объекта. Абсолютная идея «мировой разум» есть наивысщее состояние бытия. Это- Бог, кот. у Г. понимаеться абстрактно и пантеистически. Именно с ним ф-ф связывает процесс развития, кот. у него имеет духовный источник. Сначало Д. идей,затем Д. вещей. «Т. об. саморазвитие абсолютной идеи лежит в основе развития природы, оьщества и мышления ч-ка» Цель этого движения – достижение высшей точки синтеза абсол. духа, где разреш. все противоречия.
Причина развития-противостояние противоположностей,которые заключены как в самой абсолютной идее, так и в ее порождениях – природных вещах.Т.обр. в диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трхчленная формула развития и его основные законы.
- Закон единства и противостояния противоположностей
- Закон перехода количественных изменений и качественные
- Закон отрицания отрицания.
_____________________________________
Проблема универсалей, номинализм и реализм
Одной из важных фил-х проблемэпохиСр-вьябыла проблема универсалей (общих понятий).В решении этой проблемы сфор-сь 2 крайних подхода или течения.Это номинализм и реализм.
Номиналисты (Росцелин. Уильям Оккам, Николай из Отрекура) предполагаличто универсалии сущ=ют только в сознании чел-ка как понятия о вещах или их наименования. Отсюда и название течения – слово «номен» с лат. .озн-ет ИМЯ или НАЗВАНИЕ. В реальности пыталдись доказать номиналисты, кроме единичных вещей ничего не сущ-ет.
Реалисты (Августин, Ансельм, Альберт великий, Фома Аквинский), считали что общие понятия (универсали) реально существуют и не зависят от человеческого сознания. Крайние реалисты полагали, что универсалии сущ-ют независимо от вещей и до них.Умеренные думали. Что они реальны, но пребывают в единичных вещах. Наиболее приемлимыми для церкви оказ-сь взгляды Альберта великого, и его ученика Ф.Аквиноского.Аквинский считал, что уни-ли сущ-ют:
1.до един-х вещей как их идеи в божественном разуме.
2.в самих вещах как их сущности
3.после вещей как понятия о них в человеч.разуме
Т.обр. реалистыполагали, что чел-ский разум способен постигать сущность вещей т.е. общие понятия, потому что они сущ-ют в разуме божественном.
Гносиология Канта
В теории познания К. поставил задачу предварительно исследовать ф-мы, которые делают возможным познание : инструмент посредством которого чел-к познает, а затем уже может проанализировать и сам процесс познания.К считал, что сущ-ет независимо от сознания людей внешний мир, который явл-ся источником ощущений. Он считал, что познание чел-ка проходит 3 ступени: - ступень чувственного созерцания, - ступень рассудка, - ступень разума (может познать вещь в себе)
Процесс познания утверждал К. состоит в синтезировании ощущения с априорными формами чувственности, категориями рассудка и разума. Рассудок по Канту явл-ся законодателем по отн-нию к природе, диктует ей свои законы, достоверность научного знания обуславливается априорными формами, чувственности и категориями рассудка. Познание мира осущ-ся в присущих сознанию всех людей априорных формах и ограниченно ими.
К. поставил вопрос об антимониях разума в рамках своей метафиз.фил-й системы. В этих антимониях, считал К. запутывается разум при решении «вещи в себе». 4 антимонии (противоречия мышления)
1.Мир конечен во времени и пространстве, мир бесконечен во времени и пространстве.
2.Все в мире просто и неделимо, все в мире сложно и не делимо.
3.Вмире сущ-ет свобода в мире нет свободы и все совершается по законам природы т.е. необходимо
4. Сущ-ет как бы первопричина мира, не сущ-ет никакой первопричины мира.
К пришел к выводу что разум не может разрешить эти антимонии.К подчеркивал что диалектика присуща разуму, но не понял подлинной диалектики мышления.К. создал учение о морали. Его мораль независима от условий жизни надысторичесчкая. Необходимо распр-ть убеждения о бессмертии души, свободы воли и Боге. К. обращается к чел-ку с требованием – быть нравтвенным существом, это выше научного познания . Фил-фия К. противоречива явл-ся эклектической систомой попыткойпримирить мат-зм с идеализмом
Анторопологический материализм Фейербаха
Реакцией на бурное развитие нем.идеалистической философии явился мат-зм Людвига Фейербаха ( 1804-1872), который послужил одной из предпосылок фил-фии марксизма. В центре учения Ф. – человек, поэтому систему стали называть антроп.материализмом. Главным делом жизни Ф. была борьба против религии.Причину живучести религ.верований он видел не только в обмане использующим невежество. Отвергая религ. Культ, Ф. противопоставляет ему культ человека облекаемого им в религ.оболочку «обоготворения человека». Религия выступает у Ф. как «бессознательное самосознание» чел-ка.Ф. пропогандировал необходимость новой религии. Особенность мат-ма Ф. – антропологизм Ф. стирал общ.сущность чел-ка, сводил к физ-м и биол-м процессам, возвеличивал половую любовь как этическое каноны, а удовлетворение физиологических потребностей как назначение чел-ка. Ант-зм Ф. проявл-ся в выдвижение на первый план проблемы сущности человека, кот. рассматривается им как единст. Универсальный и высший предмет фил-фии. Но человек для Ф. всегда абстрактный индивидуум, чисто биол.сущ-во. В теории познания Ф. отстаивал т.зр. эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался харак-ть объект в связи с деят-стью субъекта (высказывал догадки об общественной природе человечского сознания) Но в целом мат-зм Ф. носил созерц.хар-р и был метафиз.мат-змом.
Осн.его работы: Сущность христианства, Сущность религии, Этика системы Гегеля.
Этические взгляды Абая
Центр.вопросом своей фил-фии он сделал важные во все истор.эпохи, но в то же время чрезвычайно трудные для своего разрешения особенно в Каз-не 2 половины 19 века нравтвенно-этические проблемы.
Абай очень хорошо знал фил-фию Фейербаха. Об этом говорит тот факт что осн.свое фил-ское пр-ие «Книга слов» он написал в форме афоризмов. Всего 45 слов. Большего внимания заслуживает наличие сходства содержания отд-х афоризмов «Книги слов» Абая с идеями Фейербаха изложенными им в разных трудах. Каз.мыслитель был знаком с идеями великого нем.диалектика. Но если Гегель превращает спекулятивную фил-фию в логику теологии, то Абай наоборот логику телогии превращает в своеобразную спекулятивную фил-фию.Он решительно отхтдит от ортодоксального мусульманского богословия и с еще большим усердием подвергает критике священнослужителей ислама. А. понимает что мир находится в постоянном процессе изменения и преобразования. Исходя из идеи подверженности изменениям всего сущего кроме Бога кот.остается неизменным в своих основополагающих качествах, А. и пытался разрешить проблемы нравтвенного совершенствования чел-ка .Он считал что люди его времени одержимы пороками, и перечислил огромное кол-во нравтвенных изъянов чел-ка. Среди них базовым он называл невежество.А произвольными от него все другие: лживость, нечестность, отсутствие искренности, хвастоство, трусость, обман, эгоизм, леность и мн.др.Нравст. фил-фия А. носит дидактический хар-ер и нацелена на то, чтобы освободить простого казаха от моральных пороков, аморального поведения и привить ему стремления к знаниям и культуре, к благородству, честности,трудолюбию ит.д.Абай верил в то, что в его неспокойный и запутанный век, натавление становится единственным способом формирования чел-ка.Именно поэтому он обращался со своими назаданиями к разл.слоям каз-го общ-ва. Этика Абая была слита с его фил-ей религии и пред-ет собой некоторое подобие единой и целостной формы мышления.
Категории диалектики.Сущность и явления.
Фил-ское мышление открывает всеобщие черты отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей «единичное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество», «формы-содержания», и тому подобные понятия такого рода в связях могут быть объединены в группу категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории «явления-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают универсальные связи детерминации (причинность).
«Явление - сущность» отражает соотнесение поверхности и глубинных уровней действительности.Тоер.мышление осозновало себя, как особую, позновательную деят-сть призванную понять глубинные слои реальности. Под сущностью понимается внутренняя. Скрытая, относительно устойчивая сторона процесса, определяющая его природу, совокупность черт и хар-ки. Явление – этио внешние наблюдаемые обычно более измененные хар-ки предметов.
«Явление-сущность» это диалектически связанные противоположности.Гегель говорил непосред.бытие людей- это кора или завеса за которой скрывается сущность. Сущность обнаруживается в явлениях, а явления есть проявление сущности. Познание движется от чвления к сущности, углубляясь тот сущности первого порядка к сущности другого, раскрывая все основательнее причины и связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности.Относит.хар-ер понятия «Сущность - явление» означает что тот или иной процесс выступает как явление не относящееся к более глубоким процессам, но как сущность – по отношению к его собственным проявлениям.В своем виде , процесс раскрытия понимания сущности проявит себе в познании сьруктуры, целостности , причин предмета, законов его формирования и функционирования.
Категории диалектики .Содержание и формы.
Фил-ское мышление открывает всеобщие черты отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей «единичное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество», «формы-содержания», и тому подобные понятия такого рода в связях могут быть объединены в группу категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории «явления-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают универсальные связи детерминации (причинность).
«Форма-содержание» в этой категории осмысливается понятие мираи ее составляющие. Под содержанием понимают совокупность различных элементов взаимодействие определяющее хар-ер того или иного предмета или процесса.
Форма – это принцип упорядоченности, способ сущ-ния того илииного сод-ния.С. и Ф. – понятие диал-кое , они выражают разные. Но не разрывно связанные аспеты одного и того же предмета: содержание оформлено, а форма содержательна.
Форма- не просто что-то поверхностное. Но и фактор внутр.орг-ции того или иного процесса. Она закрепляет опред.ступень в развитии явления, тем самым обеспечивает накопление изменений и возможность дальнейшего развития объекта.Многообразие мира находит выражение в многообразии форм предметов и процессов.Форма более консервативна чем содержание. Переход на новый этап, требует изменения, обновления формы.
Категории диалектики.Причины и следствия
Фил-ское мышление открывает всеобщие черты отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей «единичное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество», «формы-содержания», и тому подобные понятия такого рода в связях могут быть объединены в группу категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории «явления-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают универсальные связи детерминации (причинность).
«Причины и следствия»: в фил-м познании фундаментальную роль играет принцип детерменизма. Согласно этому принципу все процессы детерменированы – развиваются и возникают и уничтожаются закономерно в рез-те действия определенных причин обусловлены ими.Соц. опыт показывает, что во многих случаях удается установить источник происходящих событий в мире.Явление повлекшее за собой другие явления называются причиной.Новое явление – следствием. Причинно- следственная связь напрвленна от причины кпорожденному ею следствию.Отношение между причиной и следствием необратима. Причины вызывают не любые, а определенные соответствующие им следствия. Причины и связи могут быть прямыми или опосредственными. К сложным типам относится отражение при этом явление – следствие сохраняет в своей структуре свойства следы воздействия явления причины.Взаимодейстьвие – сложный тип связи чем однонапрвленная причинно-след. связь.Причина и следствие взаимно влияют друг на друга и выполняют практически одновременно роль причины и следствия. (напр. Взаимодействие экономики и политики).Причины бывают гл-е и не гл-е, прямые и косвенные. Причинным основанием наз-ют совокупность всех обстоятельств при наличии которых наступает следствие. От причины надо отличать повод , это явления которые сами по себе не вызывают следствий, но срабатывают как толчок – импульс развязывающий действие всего причинного комплекса.Познание вероятностных причинно-след. связей потребовало категорий случайность, необходимость, возможность, действительность.
Проблема бытия и небытия досократовской фил-фии
В 6 веке до н.э. на историчнскую арену вышел нерод Др.Греции, создавший крупные фил-ские системы. Начала фил-фии связано а областью Иония города Милеет и Эфес.
Из Эфеса вышел Гераклит, пред-ми Милетской школы явл-ся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Ионийские фил-фы поставили проблемы первоначала Мира. - Фалес явл-ся основоположником мат-зма, он считал что основой Мира явл-ся вода.
- Анаксимандр довел понятие начала Мира до понятия субстанции «архэ». В работе «О природе» он показал, что весь мир и все тела состоят из апирона. Апирон – это не только субстанционное начало космоса, но и генетическое. Анаксимандр впервые выдвинул теорию о естественном происхождении вещей, а Анаксимен – воздух.
- Гераклическую фил-фию наз-ют наивной диалектикой, материализмом. Он поставил проблему изменчивости мира, с его фил-фией связано развитие категории становления. Гераклит утверждал «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «Все течет все изменяется». В основе мира по Гераклиту лежит вечно живой огонь.
- Пифагорийская школа- возглавил Пифагор (580-500 г.до н.э.) утверждал «познать мир это значит познать управляющие им числа».Пифагорийцы впервые поставили проблему количественной хар-ки Мира. Для них было важно число 10 (священная декада). 1 – это нечетное число, основа всех чисел. По пред-ям пифагорийцев добро, зло, единичное и общее, единство и множество, покой и движение, и прочее пронизаны числовыми характерами.
- Элейская школа – основоположники Ксенофан, Парминид, Мелис, Зенон.Элейцы главное значение предали мышлению, противопоставив его, чувственному познанию. Элейская школа впервые в истории фил-фии поставила проблему бытия. Субстанция – это бытие .»Сущность мира не физична, а метафизична» утверждает Ксенофан. Мир познается с помощью разума интеллекта. Следовательно он метафизичен.
- Материальную фил-фию в античности развивали Эвклипп и Демокрит (5 век до н.э.). По Демокриту в основе мира лежит бытие и небытие: бытие это атом, небытие- пустота. Пустота безгранична в ней происходит движение атомов. Атомы различаются между собой по весу, конфигурации, плотности, этим объясняется разнообразиевещей. Атомы движутся.Атоисты поставили проблему ощущений субъекта познаний. Демокрит различает чувственное познание и рациональное 1-е дает «мнение» , 2-е «истину».
Школа софистов.Учение Сократа о человеке.
(Школа мудрости)
Наиболее яркий представитель Протогор (конец 5 в. До н.э.) он сочинил «Антилогию». Гл.утверждение его учение это человеческая мера всех вещей, в том что они сущ-ют и не сущ-ют. По его мнению «Как я рассматриваю, понимание вещи, такими они для меня и явл-ся».Т.обр. Протогор бытие и небытие, истину и заблуждение строго не различает, не выделяет абсолютного критерия, для различия.Истина это то, что полезно и это определяет мудрец,т.обр. мнение мудреца – есть истина.
Сократ на первое место поставил проблему человека. Если худ-ки (натуралисты ) решали в чем сущность и природа человека. Фил-фия Сократа это этический антропологизм. Осн.его положения : «Я знаю что я ничего не знаю, «Познай самого себя».
По Сократу человек должен познать себя не как личность, а как общественное и нравственное сущ-во, не как индивида, а как пред-ля чел-кого рода. Метод познания Сократа – субъективная диалетика включая иронию. С. Считал, что каждый человек имеет мнение, но тем не менее сущ-ет истина важная для всех. Метод поиска истины С. Называл МАЕВТИКА, ее цель – создание определенных понятий.Сократ считал, что там , где нет понятий там нет и знаний.Создание общих понятий осущ-ся с помощью индукции. Это- метод перехода от частного знания к общему. Пафос гносиологии С. – создание понятий. По С. Объективная истина сущ-ет. В первую очередь это отличие между добром и злом. Человек совершает зло поскольку не знает , что есть добро. Т.обр. центр.проблемой фил-фии С. Явл-ся проблема чел-ка
______________________________________
Понятие метода и методологии.Метод восхождения от абстрактного к конкретному.
Метод – это способ, путь познания истины. По области применения методы бывают:
- фил-ские,
- обще-научные,
- частно-научные.
Метод восхожденя от абстрактного к конкретному. По средствам этого метода действовать теоретически воспроизводится систематически и целостно. Анализ и синтез, индукция дидукция, обощение, эксперимент моделирование в процессе теор-го познания выступают как моменты этого целостного метода. Традиционной логике абстрактное рассматривается как синоним мысленного, разумного, а конкретное , как чувственное, наглядное (логика Аристотеля).Абстрактное мышление трактовалось как сложная форма духовной деят-сти, которая присуща образованному человеку , а конкретное рассуждение это простая форма, присущая человеку не склонному к раздумию.Абстр. и конкрет. Рассматривал Гегель. В работе «Кто мыслит абстрактно» показал ,что эти категории применимы к самому мышлению.
Абст. По Гегелю есть нечто односторонне, а конкретное единство многочисленных определенийцелостность мышления, поэтому абстрактно мыслит чел-к недостаточно развито, кот. еще не умеет рассматривать предмет в целостности во всесторонней связи.Конкретное мышление это синоним целостного, многостороннего рассматриввния предмета.