Этические кодексы в социальной работе

Введение

этика социальный поведение

Актуальность проблемы изучения этических кодексов в профессиональной деятельности определяется спецификой социальной работы: необходимостью оперативно, с учетом индивидуальных потребностей, оказывать действенную помощи различным социально незащищенным группам населения: малообеспеченным, безработным, инвалидам, пожилых и другим.

Современная сфера коммерческих услуг в нашем обществе основана на принципах рыночной экономики и направлена на извлечение максимальной выгоды по оказанию помощи людям. Однако в социальной работе действуют иные ценности, требующие вдумчивого, милосердного отношения к нуждающимся, которое обеспечивается высоким уровнем нравственного и культурного развития специалиста по социальной работе. Актуальная проблема современного российского общества - падение нравственного уровня людей, дегуманизация общественных отношений - является общей причиной многих социальных затруднении, но одновременно становится и следствием целого ряда вопросов.

Такая черта личности как аморальность (циничность) на фоне низкого уровня эмпатии становится все более распространенной у людей различных возрастов, экономических статусов, степени образования и культуры. Это является опасным как для отдельных людей, так и для всего общества, так как ставятся под угрозу социальные связи, соединяющие людей и формирующие их в общество (Н.А. Гришанова, В.А. Никитин, Е.И. Холостова и др.). Преодолеть эти проблемы может этический подход, требующий от специалистов социальной работы высоких моральных качеств, высокого уровня культурного развития.

Этика социальной работы - это наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Этика как отдельная область, разрабатываемая с древних времен [18, 38].

Н.Ф. Басов определяет этику социальной работы как совокупность этических норм профессионального поведения специалистов в социальной сфере обслуживания населения, от уровня которой зависит не только оперативность оказания помощи, но и эффективность социальной поддержки разных категорий населения.

Содержание профессиональной этики социальной работы может быть представлено через совокупность профессиональных ценностей, этических принципов и норм поведения в типичных ситуациях профессиональной деятельности.

Таким образом, проблема формирования этических основ социальной работы является актуальной и значимой не только для системы социальной защиты населения, но и для всего общества в целом.

Актуальность проблемы определила выбор темы курсовой работы.

Цель работы: рассмотреть особенности реализации этических основ в социальной работе.

Объект работы: этические основы профессиональной деятельности.

Предмет работы: особенности реализации этических основ в социальной работе.

Задачи работы:

1.Рассмотреть основные характеристики понятия «этика».

2.Раскрыть основное содержание этических требований в различных сферах профессиональной деятельности.

.Выявить роль этики в социальной работе.

.Проанализировать нормативно-правовые акты, определяющие этику социальной работы.

Методы исследования: анализ научной, правовой литературы, практики социальной работы, сравнение, сопоставление, классификация, обобщение результатов исследования.

1. Профессиональная этика социальной работы: история и современность


.1 История становления этики в различных сферах профессиональной деятельности


Профессиональная этика - область философского знания, предметом которой являются вопросы профессиональной морали и нравственности специалистов разных областей деятельности.

Профессиональная этика прошла долгий путь от первичных «неписаных» норм, общих для представителей одной профессии, к становлению сложных и многоаспектных этических систем, оформившихся документально в кодексах и клятвах. Этика развивается, прежде всего, в профессиях, основанных на взаимодействии в системе «человек-человек», когда и субъектом и объектом деятельности является личность. Этика защищает клиента от вредоносных действий и бездействий специалиста.

Этические основы являются необходимым элементом профессиональной этики - областью философского знания, предметом которой являются вопросы профессиональной морали и нравственности специалистов.

Профессиональная этика прошла долгий путь от первичных «неписаных» норм, общих для представителей одной профессии, к становлению сложных и многоаспектных этических систем, оформившихся документально в кодексах и клятвах [1, 145].

Становлению основ науки этики способствовали вавилонские, египетские, индийские, китайские, русские и другие источники, ставшие классикой этики и философии [24, 15].

В настоящее время невозможно точно установить, когда именно или хотя бы в какой период человеческой истории в сознании человека впервые зародилось представление о должном как объективно необходимом и приоритете этических принципов, кодексов, над иными побудительными мотивами человеческого поведения. Однако можно предположить, что сам факт наличия сообщества, в котором проходила жизнедеятельность человека, требовал учета в первую очередь интересов сообщества, и только во вторую - интересов отдельного человека, его члена.

Так, уже в Древнем мире Демокрит, Сократ, Аристотель, Цицерон, Сенека и другие мыслители обращались к исследованию содержания этических кодексов поведения человека в разных ситуациях.

По мнению философов, человек на протяжении всей своей истории является членом общества. Жизнь человека вне сообщества не только утрачивает смысл, она становится невозможной как на ранних этапах человеческой истории, так и в условиях современности, поскольку вне сообщества человек утрачивает возможность реализовать свою специфическую человеческую сущность. Поэтому жизнедеятельность в сообществе, наличие жизнеспособного, функционально целесообразного и относительно самодостаточного сообщества становится для человека фактором выживания и благополучия.

Не столь важно для обыденном жизнедеятельности, какими словами и выражениями человек в древности обозначал приоритетность осуществления объективно необходимых общественно значимых действии. Не всегда важной для обыденного сознания оказывалась аргументация приоритета общественного над частным. Важно, что такое представление не могло не возникнуть, так как оно естественно: бытие как таковое предполагает учет условий, в которых оно осуществляется. Это тем более справедливо в отношении социального бытия: человек не может не считаться с тем, что живет среди людей [24, 21].

Базовые, сущностные интересы людей, проживающих совместно, едины, что закрепляется в общественно вырабатываемых правилах, «кодексах», и именно это делает сообщество любого типа целесообразной формой бытия, хотя и не всегда члены сообщества это осознают. Однако частные, ситуативные интересы членов сообщества могут быть различными, что обусловлено многообразием человеческих типов и другими причинами. Потребность в реализации общих и частных интересов побуждает членов сообщества к активной деятельности. Это требует введения и поддержания определенного порядка в их реализации, контроля за реализацией членами сообщества установленного порядка. Порядок, в свою очередь, должен основываться на двух основных принципах, отражающих интересы большинства членов сообщества:

общие, сущностные интересы членов сообщества имеют приоритет над их частными интересами;

реализация членами сообщества частных интересов не должна ухудшать условии жизнедеятельности всего сообщества и его членов.

Эти принципы, приобретающие функции закона - «кодекса» - представляются довольно естественными и логичными, однако данных их качеств не всегда оказывается достаточно для их безусловного соблюдения всеми членами сообщества. Человек, как правило, может привести множество аргументов, оправдывающих невыполнение им предписываемых этических правил, норм поведения и взаимодействия с окружающими. Эти аргументы могут выглядеть довольно убедительными для него самого, поскольку так или иначе отражают желание человека получить индивидуальную моральную или материальную выгоду, не считаясь с интересами членов сообщества.

При несоблюдении этических кодексов реализация членами сообщества различных по содержанию и направленности интересов может принести к тому, что каждый из индивидов будет, так или иначе, реализуя собственные интересы, мешать другим, что в конечном итоге приведет к ослаблению и уничтожению всего сообщества. Сказанное справедливо в отношении любого сообщества в каждый конкретно-исторический период времени. Приоритетность реализации общих интересов определяет устойчивость любого сообщества - общества, семьи, трудового коллектива и т.п. Таким образом, задача упорядочения деятельности и жизнедеятельности людей как членов сообщества любого типа посредством принуждения их к приоритетному соблюдению общих интересов, ценностных этических принципов, является актуальной проблемой и в современном обществе.

Особое внимание философов уделялось тем областям деятельности и ситуациям, в которых присутствовала объективная необходимость предпочтения общественных интересов частным, т.е. там, где от выбора личностью поступков зависело не только ее собственное благополучие, но и благополучие окружающих, всего общества (сообщества).

Результаты исследований В.Н. Ковалева показывают, что в случаях наиболее тяжких провинностей, связанных с несоблюдением общих (коллективных) интересов и предпочтением им собственных, член сообщества выбывал из него (посредством предания смерти или изгнания, что в конечном итоге также приводило к смерти изгоя), независимо от того действительно ли интересам сообщества был нанесен ущерб или имелась только более или менее явная угроза нанесения ущерба. Строгость наказания подтверждала и подкрепляла необходимость приоритетного соблюдения интересов сообщества [6, 73].

Совместное проживание предполагает не только общие потребности, интересы, но и совместную деятельность, направленную на их удовлетворение. Это также требует определенного порядка, основанного на тех же принципах: приоритет общего над частным и непричинение ущерба другим участникам деятельности в процессе реализации собственных интересов. В противном случае совместная деятельность окажется не только нецелесообразной, но и в большинстве случаев невозможной.

Приведенные примеры убеждают, что этическое поведение, т.е. поведение, основанное на необходимости соблюдать общие требования, основанные на общечеловеческих ценностях морали и нравственности, человек демонстрировал задолго до того, как он задумался над вопросами этики - философской науки, определяющей нравственное развитие человека [24, 49].

Жизнь человека современного типа, тем более современного человека, намного сложнее, чем жизнь его предка - существа природного. Законы человеческого бытия выходят за рамки биологической регуляции, что было признано еще Ч. Дарвином. Однако и отрицать наличие природного компонента регуляции жизнедеятельности человека разумного бессмысленно, поскольку в настоящее время признано, что не менее 75 % поведенческих реакций человека регулируется инстинктами, т.е. природно детерминированными поведенческими схемами, отражающими главный закон природы - закон сохранения вида. Вследствие этого оптимальной представляется позиция, согласно которой основа формирования духовно-нравственной основы человека - чисто человеческий феномен, основанный на функциях человеческого бытия и сознания и отражающий сущностные потребности бытия и развития человека и общества [24, 51].

Выделение этики профессиональной деятельности (профессиональной этики) в относительно самостоятельный раздел этического учения в середине XX века стало определенным стимулом для расширения исследований в области профессиональной подготовки специалистов, его обязанностей и ответственности и, таким образом, в области профессиональной этики. Наиболее актуальными исследования содержания этических правил профессионального поведения становятся в тех видах профессиональной деятельности и тех отраслях профессиональной деятельности, где влияние индивидуальной профессиональной деятельности и поведения специалиста на судьбы человека и общества очень значительно и индивидуальная ответственность специалиста за результаты деятельности. В первую очередь это относится к так называемым «помогающим» профессиям и отраслям, таким, как медицина, педагогика, психология, правоохранение и, конечно, социальная работа. Не менее важным является выполнение долга специалистом в военном деле, политике, экономике.

Таким образом, благодаря трудам философов, психологов, социологов, педагогов и других ученых, этика заняла значительное место в профессиональной подготовке специалистов социально ориентированных профессий.

Выбор профессии является важнейшим этапом личностного самоопределения человека. Наряду со склонностью людей к определенным видам деятельности (техническим, творческим, научным, социально-ориентированным и др.), для успешной самореализации в профессиональной деятельности и необходим учет и личностных качеств: ответственности, дисциплинированности, чувства долга и др.

Принадлежность к социальной, профессиональной группе обязывает человека учитывать не только свои личные, но и общие, групповые интересы, которые определяются сущностью и целями группы, ее статусом в обществе, целями общества. Более того, принадлежность к группе и обществу предполагает умение подчинить собственные интересы тем интересам группы и общества, ради реализации которых создана группа, сформировалось общество.

Формирование личностью поведения и деятельности в соответствие с интересами в первую очередь общества и социальной и профессиональной группы - должное поведение - становится свидетельством того, что ею в полной мере освоена социальная и профессиональная роль. Иными словами, этическое поведение, демонстрируемое личностью в социальной и профессиональной деятельности, может свидетельствовать о ее успешной социализации, социальной и профессиональной зрелости.

Реализация этических основ в профессиональной деятельности человека закреплено в его должностных инструкциях, в требованиях профессиональной этики по ответственному и добросовестному выполнению специалистами своих функций как профессионального долга [1, 147].

Наряду с широкой этической целью - выполнения профессионального долга, в каждой профессии существуют и более узкие, в определенной степени специфические, этические моменты. Это связано с тем, что в каждой конкретной профессии множество возникающих в процессе работы специалиста ситуаций решается с учетом специфики данного вида деятельности и отношений, складывающихся в ней и являющихся профессионально необходимыми: сохранение врачебной тайны в медицине, соблюдение прав ребенка в педагогике, оперативная помощь людям в сложных социальных ситуациях в социальной работе и др.

Содержание этических основ профессиональной деятельности человека конкретизируется в его разнообразных обязанностях: ответственность и требовательность по отношению к самому себе и по отношению к другим людям (например, долг гражданина, семьянина, дружбы, товарищества и др.).

В связи с появлением сложных систем социальных услуг и усложнением самих услуг требования к специалистам в сфере социальной деятельности существенно возрастают. Каждый член коллектива должен не только в совершенстве владеть технологическими навыками работы, но и уметь правильно строить отношения с клиентами, коллегами и другими лицами, участвующими в профессиональной деятельности.

За это каждый специалист социально-ориентированной профессии несет ответственность и перед обществом и государством, и перед профессией, и перед профессиональной группой, и перед клиентом, и перед самим собой [1, 147].

Таким образом, формирование этического сознания и обеспечение на его основе этического поведения специалиста в разных сферах профессиональной деятельности в настоящее время рассматривается как важнейший аспект его профессиональной подготовки и профессионального воспитания. Усвоенные и присвоенные в процессе обучения этические принципы, требования и рекомендации могут впоследствии стать одной из основ эффективной профессиональной деятельности. Поэтому в системе профессионального образования и учебных дисциплинах, посвященных изучению профессиональной этики, большое место отводится изучению этических кодексов, принципов и ценностных основ этического поведения.


1.2 Содержание этических требований к социальной работе


Этика социальной работы - частная составляющая этики как области философского знания, предметом которой являются проблемы долженствования в социальной работе. Эта прикладная область философского знания рассматривает вопросы содержания профессиональных обязанностей и ответственности как результата осознания долга специалиста перед обществом и их соотношения в практической деятельности.

Этика социальной работы постоянно развивается, возрастает ее значение в подготовке будущих специалистов.

Так, специалист в области социальной работы как личность в социальном и психологическом плане не ограничивается только лишь оказанием разнообразных услуг, а участвует в решении сложных проблем воспитания и повышения общего культурного уровня населения, уровня и качества его жизни. Вследствие этого изучение профессиональной этики и ее центрального раздела - этики - для него является обязательным [1, 149].

Правильное понимание этических требований и их реализация может содействовать повышению эффективности деятельности специалиста, учреждения и оказывать благотворное влияние на развитие общественных отношений, на улучшение благосостояния каждого гражданина страны.

Содержание профессиональных этических требований социальной работы основано на синтезе исторически сложившихся традиций взаимопомощи и предметных рамок современной профессиональной деятельности специалиста по социальной работе как проводника социальных перемен.

Выделяются четыре группы ценностей социальной работы, которые определяют содержание этических требований:

ценности экзистенциального порядка (ценности-смыслы). Среди них личность, истина, добро;

ценности-цели социальной работы: сохранение социального мира, удовлетворение основных человеческих потребностей, социальное равенство, социальная справедливость;

ценности-принципы социальной работы: антидискриминация, гуманизм, конфиденциальность, добровольность, доступность, объективность, адресность, толерантность;

ценности-нормы социальной работы: непредвзятое отношение, неприкосновенность права на выбор, неразглашение информации, полное информирование, демократический стиль взаимодействия, уважение к личному достоинству, коммуникативная культура, внимательность к собеседнику, приоритет диалоговой формы общения, неконфликтность, честность, отсутствие корыстных целей при работе с клиентом, признание права личности на ошибку, стремление к сотрудничеству, стремление к профессиональному самосовершенствованию и другие.

Группы профессиональных этических ценностей имеют следующие уровни:

- высший уровень является идеологической основой социальной работы;

первый уровень - ценности-цели, их подчиненность экзистенциальным ценностям обеспечивает гуманистический характер социальной работы через регуляцию ее целевого компонента;

второй уровень - ценности-принципы, которые отражают подчиненность процессуального компонента социальной работы гуманистической идеологии профессии;

третий уровень - ценности-нормы, который находится в зависимости от более высоких уровней ценностей и определяет гуманистический характер поведенческого компонента профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Профессиональные этические требования в социальной работе - это те требования, которые основаны на этических ценностях.

Основными этическими требованиями социальной работы выступают этические принципы - это требования к морально-нравственному содержанию взаимодействия специалиста по социальной работе с клиентами, коллегами, представителями внешних организаций. К этическим принципам социальной работы относят:

  • соблюдение разумных интересов клиента - специалист, приступая к деятельности, должен заботиться, чтобы ее результаты принесли благо клиенту и обществу. Он должен помочь клиенту определить приоритеты решаемых проблем, помочь ему разобраться в разумной обоснованности возникающих потребностей и оказать помощь в их удовлетворении;
  • личная ответственность специалиста по социальной работе за нежелательные для клиента и общества последствия его действий. Специалист по социальной работе выступает с позиций возможного, целесообразного, должного и желаемого результата, тогда как клиент может выступать только с позиций желаемого. Это обстоятельство делает его ответственным за результаты совместных действий в гораздо большей степени, чем клиент;
  • уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом из этапов совместных действий. Клиент социальной службы обладает всеми правами человека и гражданина, поэтому в любой модели взаимодействия он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основе собственного жизненного опыта, потребностей и мнения, свободен отказаться от методов и средств работы, предлагаемых специалистом;
  • конфиденциальность. Все, что касается условий жизнедеятельности клиента, его личностных качеств и проблем, является закрытой информацией. Эти сведения могут сообщаться третьему лицу только с разрешения клиента и только тому, кто имеет отношение к решению его трудной жизненной ситуации. Исключения составляют случаи, когда сокрытие информации угрожает жизни и здоровью клиента или третьих лиц;
  • доброжелательность. Данный принцип предполагает позитивный настрой специалиста по социальной работе на клиента, ориентацию на оказание ему деятельной помощи;
  • бескорыстие. Специалист по социальной работе должен отказываться от любых материальных выражений благодарности клиента. Финансовые отношения между специалистом и клиентом могут носить только опосредованный характер;
  • полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях. Клиент имеет право знать обо всех действиях, которые предпринимаются с его участием или без такового. Достоинство клиента требует, чтобы он был полноправным субъектом процесса решения трудной жизненной ситуации;
  • антидискриминация. Принцип предполагает отсутствие предрассудков и предубеждений у специалиста по отношению к клиенту по признакам пола, вероисповедения, расы, национальности, возраста, социального статуса и др.

Этические требования могут рассматриваться в объективном и субъективном выражениях [1, 152].

Объективная сторона этических требований специалиста социальной работы зафиксирована в нормативно-правовых и инструктивных документах: начиная от федеральных законов и заканчивая должностной инструкцией.

Субъективное выражение этических требований связано со степенью принятия его специалистом как личностно значимых, как внутренней необходимости, моральной потребности и обязанности.

Оптимальное сочетание субъективной и объективной стороны этических требований выражается в том, что специалист поступает:

свободно, то есть делает личный выбор моделей, траекторий поведения, ограниченный общими этическими нормами приемлемого;

сознательно, то есть осознанно и на основе объективной информации принимает поведенческое решение в ситуации многочисленных альтернатив;

добровольно, то есть признает свой профессиональный долг как внутренний источник действий.

Осознание специалистом по социальной работе этических требований означает четкое знание своих профессиональных обязанностей, добровольное и неукоснительное их выполнение; точное соблюдение нормативно-правовых основ социальной работы; убежденность в значимости своей деятельности; заинтересованность в повышении собственной компетентности и эффективности работы учреждения в целом; организованность и дисциплинированность.

Таким образом, деятельность специалиста социальной работы определяется внешними этическими требованиями к нему профессии и общества и внутренними регуляторами поведения, представленными ценностными ориентациями, идеалами, убеждениями.

Этика социальной работы включает в себя ряд этических требований:

морально-этической компетентности специалиста;

инициативы и творческого подхода;

организованности и дисциплины;

критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

доверия и свободы действий;

поощрения и наказания.

Выводы по первой главе. Профессиональная этика рассматривает вопросы содержания профессиональных обязанностей, профессиональной ответственности как результата выполнения своих обязанностей специалистов в разных областях практической деятельности. Этические требования социальной работы выступают регулятором деятельности специалистов социальных служб посредством воздействия их на систему морально-нравственных мотивов профессиональной деятельности.

2. Реализация этических кодексов в социальной работе


.1 Роль этики в социальной работе. Основные принципы, понятия, значимость


Этика социальной работы - частная составляющая этики как области философского знания, предметом которой являются проблемы долженствования в социальной работе. Эта прикладная область философского знания рассматривает вопросы содержания профессиональных обязанностей и ответственности как результата осознания долга специалиста перед обществом и их соотношения в практической деятельности.

Этика социальной работы включает в себя ряд принципов:

личной ответственности за порученное дело, как в правовом, так и в моральном отношениях;

компетентности специалиста;

рационального подхода к решению поставленных задач;

соответствия полномочий и ответственности; правовой регламентации деятельности;

подотчетности; инициативы и творческого подхода;

организованности и дисциплины;

контроля и проверки исполнения;

критического подхода к оценке деятельности,

возможностей своих и клиента;

доверия и свободы действий;

поощрения и наказания [1, 154].

Условно этику социальной работы можно рассматривать в соответствии с типами профессиональных отношений к обществу, к профессии, к коллегам, к клиентам.

. «Социальный работник - общество и государство»

Декларируя в Конституции РФ благо человека как свою главную цель и задачу, государство добивается достижения этой цели различными способами. Одним из наиболее эффективных способов достижения «условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», является формирование в стране института социальной работы, призванного осуществлять деятельность в отношении тех граждан, которые имеют объективные и субъективные ограничения жизнедеятельности и находятся в трудной жизненной ситуации. Поэтому на институт социальной работы возложены наиболее трудные и ответственные функции по оказанию помощи именно этой категории граждан.

Государство предоставляет определенные ресурсы для решения этой задачи. При этом социальный работник должен заботиться об обеспечении оптимального соотношения между затратами и полученным результатом. Эффективное использование ресурсов в социальной работе, рациональное расходование, изыскание новых, нетрадиционных видов ресурсов - одна из главных задач социального работника и его профессиональный долг перед обществом и государством [1, 156].

Влияние социального работника на жизнедеятельность общества проявляется и - опосредованно - через действия его клиентов. Поэтому имеет большое общественное значение то нравственное содержание, которое социальный работник привносит в отношения с клиентами и передает им в процессе взаимодействия. Основная задача социального работника в этой связи - обеспечить максимально активное, посильное участие его клиентов в деятельности на благо общества (даже если это касается решения клиентом его собственных проблем), направить эту активность в нужное русло, придать ей глубокий социальный и нравственный смысл, общественную значимость.

. «Социальный работник - профессия»

Долг социального работника перед профессией требует реализации ее гуманистического потенциала в обществе, утверждения социальной работы как необходимого общественного института, имеющего высокую престижность и значимость в глазах общества. И сегодня уровень и качество знаний общества об этой профессии остается недопустимо низким. Поэтому долгом социального работника перед своей профессией является пропаганда знаний о ней, реклама социальных услуг, формирование положительного общественного мнения об этом роде деятельности. Относиться к своему труду как к главному делу своей жизни, как к деятельности большой социальной значимости, как к средству реализации своих способностей, потребностей и социальных идеалов, быть проводником этих идеалов и способствовать утверждению их в общественном сознании - важнейший принцип этики социального работника и его долг перед профессией. В этой связи социальный работник обязан поддерживать моральную чистоту профессии, заботиться о своем моральном облике.

Признание обществом социальной значимости и ценности социальной работы имеет не только моральное значение. Высокий статус милосердия, воплощением которого является социальная работа, может помочь социальным учреждениям решить наболевшие финансовые вопросы, вызвав приток спонсорских средств, что позволит тем самым расширить возможности социальных служб [19, 36].

Являясь примером гуманного отношения к человеку, доброты, честности и справедливости, социальный работник выступает проводником идей гуманизма, утверждения их в обществе как нормы человеческой жизнедеятельности: тем самым он утверждает в обществе ценности социальной работы и выполняет свой долг перед профессией.

. «Социальный работник - коллеги»

Профессиональным долгом каждого социального работника является поддержание стабильности и сплоченности коллектива, в котором он работает, создание в нем атмосферы доверия, товарищества и взаимной поддержки, поскольку усилия коллектива как единого целого приносят результаты неизмеримо более высокие, нежели усилия одиночек.

Коллектив социальных работников объединяют, прежде всего, общие профессиональные цели и единство моральных принципов.

Сотрудничество с коллегами в интересах дела, заинтересованность в успехе коллег, содействие повышению их профессионального мастерства и авторитета, содействие служебному и личностному росту являются для социального работника важнейшими этическими принципами.

Социальный работник должен согласовывать свои действия с действиями коллег, учиться у них мастерству и обучать менее опытных, относиться с уважением к лучшим традициям коллектива.

Надо помнить и о том, что выполнение профессионального долга невозможно без критического отношения к отступлениям от профессиональной морали.

. «Социальный работник - клиент»

В силу своего профессионального долга специалист заинтересован в укреплении и совершенствовании отношений с клиентом и его близкими. Однако формирование благоприятных взаимоотношений не всегда зависит от социального работника - играют роль и субъективные характеристики клиента. Во всяком случае, клиент знает, что, как бы ни относился он к социальному работнику, тот все равно обязан будет выполнять свой профессиональный долг (соцработник не выбирает клиента, тот же вправе требовать замены специалиста, если для этого есть основания). Поэтому, несмотря на то, что между социальным работником и клиентом существуют партнерские отношения, по силе влияния на партнера более активной стороной, безусловно, является социальный работник. Профессиональный долг социального работника по отношению к клиенту заключается в содействии наиболее полной самореализации личности клиента. Социальный работник обязан попытаться понять внутренний мир своего клиента и деликатно помочь человеку почувствовать уверенность в себе, раскрыть свой потенциал, увидеть возможности и перспективы позитивного изменения.

Профессиональная этика социальной работы не считает безнравственным выполнение в отдельных случаях своего долга без удовольствия и по внутреннему принуждению. Социальная работа относится к тем видам деятельности, где наиболее часто происходит столкновение со злом, несправедливостью, унижением, болью. Далеко не все виды услуг отличаются эстетичностью - большей частью это неимоверно трудная работа. Как любой нормальный человек в определенных случаях социальный работник может почувствовать нежелание делать что-либо, брезгливость, отвращение. Однако, умея управлять своими эмоциями, ответственный социальный работник будет выполнять свои обязанности, преодолевая негативные чувства и не демонстрируя их клиенту.

Внимание к социальному окружению клиента, уважение к нему, привлечение к сотрудничеству на благо клиенту - важный аспект профессионального долга социального работника. Контакт должен быть постоянным на протяжении всего периода работы с клиентом, а не только в экстремальных ситуациях. Вместе с тем следует помнить, что сотрудничество со стороны окружения клиента - желательное обстоятельство, но специалист не имеет права упрекать родных и близких клиента в равнодушии, делать категоричные заключения. Следует тактично пробудить интерес к совместным действиям, аргументировать важность их добровольного участия в судьбе клиента [10, 74].

Этические требования социального работника к самому себе заключаются в творческом выполнении своих профессиональных обязанностей. Это:

постоянное профессиональное и духовно-нравственное совершенствование;

поддержание своих профессиональных чести и достоинства;

завоевание высокого авторитета в общественном мнении, основанного на действительных достоинствах и заслугах как профессионального, так и личностного порядка.

Содержание профессиональных ценностей социальной работы представляет собой синтез исторически сложившихся традиций взаимопомощи и предметных рамок современной профессиональной деятельности специалиста по социальной работе как проводника социальных перемен.

Профессионально-значимые качества специалиста по социальной работе - совокупность требований профессии к личности специалиста и его поведенческим проявлениям. Личностные качества социального работника в современной научной литературе (В.И. Курбатов, П.Д. Павленок, Е.И. Холостова) принято делить на три группы.

К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности.

Ко второй - психологические качества, характеризующие социального работника как личность.

К третьей группе - психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния [19, 27].

Качества первой группы отражают требования к психическим процессам (ощущение, восприятие, память, воображение, мышление, внимание), психическим состояниям (усталость, апатия, стресс, тревожность, депрессия), эмоциональным и волевым проявлениям (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность). Эти качества определяют общую пригодность человека к профессиональной деятельности в сфере социальной работы.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие. Социальный работник профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь навыки педагогической деятельности [19, 29].

Существует классификация, предполагающая выделение шести групп профессионально-значимых качеств личности специалиста:

профессиональная компетентность: высокий уровень образования и культуры, владение профессиональными знаниями и умениями;

доброжелательное отношение к людям: доброта, любовь к людям, чуткость, сострадание, желание помочь;

организаторско-коммуникативные способности: коммуникабельность, умение управлять людьми, влиять на их позиции и убеждения, аттрактивность, харизматичность;

нервно-психическая выносливость: работоспособность, энергичность, инициативность, настойчивость в достижении цели;

отношение к себе: адекватность представлений о своей личности, умение решать собственные проблемы, уверенность в собственных силах, самокритичность;

высокий морально-этический уровень: бескорыстие, честность, порядочность, ответственность, высокая нравственность [12, 33].

В.А. Никитин, не классифицируя личностно-нравственные качества специалиста по социальной работе, среди них называет:

честность - передача клиенту полной и неискаженной информации о процессе работы с ним и его предполагаемых результатах;

совесть - чувство моральной ответственности за свое поведение, потребность поступать в соответствии с внутренней системой убеждений и внешними требования профессионального долга;

объективность - стремление принимать решение на основе взвешенной и адекватной информации, избегать предвзятого отношения к клиентам и коллегам и некорректных оценок, сделанных на основе собственного опыта;

справедливость - отсутствие в профессиональной деятельности специалиста поведенческих моделей основанных на отношениях «симпатия - антипатия», равное и адекватное жизненной ситуации клиента распределение ресурсов социальной поддержки;

тактичность - умение выстроить свои действия таким образом, чтобы не поставить клиента или коллегу в неловкое положение, не задеть самолюбие личности и ее достоинство, не унизить человека;

внимательность и наблюдательность - способность концентрироваться на профессиональной задаче, отстраниться от разного рода личных переживаний в процессе работы с клиентом;

терпимость - уважительное отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам других людей;

выдержка и самообладание - контроль за собственным эмоциональным состоянием, вербальными и невербальными проявлениями в процессе работы с клиентом;

доброта - деятельная забота о благе клиента, стремление способствовать разрешению его трудной жизненной ситуации;

любовь к людям - положительный настрой на восприятие клиента, эмоциональная расположенность по отношению к нему;

самокритичность - способность к беспристрастному самоанализу, осознанию недостатков, ошибок в своей работе;

адекватность самооценки - адекватное самоотношение, оптимальное сочетание веры в собственные силы и ощущение границ собственных возможностей;

терпение - способность к длительному восприятию ситуации внутренне содержащей стрессогенные или раздражающие факторы;

коммуникабельность - компетентность в профессиональном общении, владение им как средством оптимизации трудной жизненной ситуации клиента;

оптимизм - преобладающий настрой на положительный результат взаимодействия с клиентом в сочетании с опорой на объективную информацию и оценку складывающейся ситуации;

сила воли - способность произвольно регулировать свои действия, упорно достигать поставленной задачи, преодолевая внутренние и внешние барьеры;

эмпатия - способность к постижению эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека;

стремление к самосовершенствованию - ориентированность специалиста на использование любых возможностей для общекультурного и профессионального роста, повышения уровня своей компетентности;

творческое мышление - креативность, гибкость, мобильность в процессе решения профессиональных задач [9, 32].

Этические нормы деятельности социального работника проявляются в этикете его поведения.

Этикет специалиста по социальной работе - это внешнее, поведенческое выражение профессиональной этики специалиста, совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям: приветствие, обхождение с клиентом, поведение в рабочем коллективе и внешних организациях, манеры, одежда и т.д. Как правило, требования этикета в социальной работе формулируются по отношению к типичным ситуациям профессиональной деятельности.

К ним относят знакомство, повторную встречу с клиентом, консультирование, повседневное общение (например, в стационаре), общение с окружением клиента.

Нормы этикета специалиста по социальной работе определяются рядом принципов:

принцип гуманизма;

принцип целесообразности действий;

принцип эстетической привлекательности поведения;

принцип учета национальных обычаев и традиций.

Принцип гуманизма требует от специалиста по социальной работе уважения к человеку, признания достоинства его личности, доброжелательного к нему отношения. Он воплощается в таких требованиях к поведению специалиста, как вежливость, тактичность, скромность, чуткость, внимательность и точность.

Принцип целесообразности действий. Современный этикет отличается от этикета средних веков в первую очередь своей целесообразностью. При этом этикет не догматичен, поскольку жизнь сложнее любого свода правил или кодекса, и описать правилами все возможные ситуации нельзя. Поэтому современный этикет требует не заучивания правил, а творческого использования их применительно к конкретным ситуациям.

Принцип эстетической привлекательности поведения (красоты поведения). Нельзя появляться в учреждении и тем более перед клиентом небрежно и неопрятно одетым, в грязной не чищеной обуви, с непричесанной головой, поскольку это не эстетично. В разговоре с клиентом следует умеренно пользоваться такими средствами невербального общения, как мимика и пантомимика - избыточность жестов может быть истолкована как неискренность, наигранность; полное их отсутствие - как скованность или равнодушие; в то время как благородная сдержанность жестов является признаком уравновешенности и духовной силы. Речь должна быть спокойной, плавной, понятной, без вульгаризмов и неологизмов.

Принцип учета народных обычаев и традиций. Каждый народ имеет собственную невербальную знаковую систему, собственные обычаи и традиции, многие из которых свято чтятся нашими современниками.

При всей их похожести в основах - в традиции большинства народов уважение к старшим, оказание помощи слабым и их защита, умение держаться с достоинством. Знание народных обычаев и традиций поможет специалисту по социальной работе правильно построить разговор с клиентом, получить ответ на интересующие его вопросы и предложить помощь, не выходящую за рамки возможностей системы социальной защиты и отвечающие интересам клиента [1, 161].

Большое значение в реализации профессиональной этики социального работника имеют его преобладающие стили взаимодействия с клиентами: доминирующий специалист, доминирующий клиент, равноправные партнерские взаимоотношения.

В случае доминирующего специалиста диапазон отношений социального работника к клиенту размещается между отношениями покровительства до диктата. При этом специалист нарушает право клиента на свободу выбора, лишая его возможности проявлять инициативу.

При построении взаимоотношений из ролевой позиции «доминирующий клиент» формируется презумпция «клиент всегда прав», что недопустимо теоретически и невозможно практически, поскольку система социальной защиты обладает ограниченными ресурсами, которые могут быть предоставлены клиентам с учетом их потребностей, возможностей общества и в соответствии с принципом социальной справедливости.

Равноправные партнерские отношения наилучшим образом отвечают интересам клиента, социального работника и общества в целом. Отношения сотрудничества повышают веру клиента в собственные силы, заинтересованность не только в результате, но и в самих действиях, развивают его инициативу и творческие способности [1, 163].

Таким образом, государство, поручая социальному работнику заботу от своего имени о социально уязвимых гражданах, возлагает на специалиста ответственность за оперативность и адресность оказания социальной поддержки клиентам. Успешность социальной работы с разными категориями граждан во многом достигается реализацией этических основ социальной помощи и соблюдением нормативно-правового законодательства.

2.2 Аннотация нормативно-правовых актов. Этическое содержание профессиональной деятельности специалистов по социальной работе


На сегодняшний день процесс смены ценностных приоритетов в стране затронул и социальную работу как общественный институт. Приоритет материальных видов помощи уступает место принципу комплексности как сочетанию психолого-педагогической, медико-социальной, социально-экономической помощи. Провозглашается принцип клиентоцентризма как гуманистическое основание социальной работы. Меняются критерии оценки степени необходимости социальной поддержки. Доминирующим становится адресный подход, определяющий конкретизацию социальной помощи по отношению к каждому клиенту, заменивший уравнительные материальные выплаты по признаку принадлежности к определенной социальной группе.

Такой подход базируется на этической основе, закрепленной в нормативно-правовых актах. Рассмотрим некоторые из них [16, 178].

«Этика социальной работы: принципы и стандарты (Международная федерация социальных работников)»

Международная декларация в области этики социальной работы «Этика социальной работы: принципы и стандарты» была принят на общем собрании Международной Федерации социальных работников в октябре 1994 г. (Осло, Норвегия). Этот документ решает задачу постановки этических проблем среди ассоциаций-членов международной федерации и социальных работников этих стран. Здесь представлены основные этические принципы социальной работы, рекомендации поведения социального работника с клиентами, коллегами, представителями других сфер. Декларация постоянно дорабатывается и подвергается изменению.

Она состоит из двух частей: «Международная декларация этических принципов социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников».

Первая из них преследует ряд целей:

сформулировать систему основных принципов социальной работы, которую возможно адаптировать к культурным и социальным обстоятельствам;

идентифицировать сферы возникновения проблем в практике социальной работы;

служить руководством в выборе методов решения этических проблем.

В «Декларации» обоснованы следующие этические принципы:

уникальность клиента;

право личности на самореализацию и обязанность вносить вклад в благосостояние общества;

удовлетворение основных человеческих потребностей;

социальная справедливость;

антидискриминация;

уважение прав и свобод клиента;

личная неприкосновенность,

конфиденциальность и ответственное использование информации;

информированность и активность клиента в процессе решения проблем;

этическая оправданность действий;

непримиримость к различным формам угнетения людей.

Среди этически проблемных областей в «Декларации» названы:

проблемы связанные с необходимостью действовать в ситуации противоречивости интересов двух сторон (самого специалиста и клиента, отдельного клиента и групп людей и др.);

проблемы, связанные с необходимостью сочетать в практической деятельности позиции контролера и помощника;

проблемы, связанные с обязанностью защищать интересы клиента и необходимостью действовать эффективно и рационально.

Вторая часть рассматриваемого документа - «Международные этические стандарты социальных работников» - включает в себя перечень норм поведения социального работника в отношении клиента, агентов и организаций (внешних по отношению к учреждению, в котором работает специалист); коллег; профессии в целом [16, 36].

Социальный работник несет основную ответственность по отношению к клиентам, поэтому он обязан:

поддерживать право клиента на доверие, конфиденциальность, ответственное использование информации;

признавать и уважать индивидуальные цели, ответственность и различия клиентов;

помогать клиенту, индивиду, группе, общине, обществу в самореализации и максимальном использовании собственного потенциала при уважении прав других людей.

Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями включают в себя следующие требования:

сотрудничать только с теми партнерами, которые действуют в соответствии с этическими принципами Международной федерации социальных работников;

ответственно реализовать в собственной деятельности цели и задачи организации; через нее способствовать желательным изменениям в социальной политике и практике социальной работы;

обеспечивать «прозрачность» деятельности организации; использовать все возможности для прекращения любых форм неэтичных действий в рамках агентства или организации [16, 39].

В отношении коллег социальный работник должен стремиться к любому сотрудничеству, повышающему его профессионализм и компетентность; признавать различия во мнениях между коллегами; использовать и создавать возможности для обмена опытом, знаниями, идеями; защищать коллег, если с ними обходятся несправедливо.

Стандарты поведения социального работника по отношению к профессии заключаются в необходимости сохранять ценности социальной работы, придерживаться высоких профессиональных стандартов, защищать профессию от неконструктивной критики и конструктивно критиковать существующую практику, содействовать ее развитию.

«Профессионально-этическоий кодекс социального работника России» был принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года [16, 41].

Содержание Кодекса представлено в шести основных разделах, которые определяют поведение социального работника и исполнение им своих обязанностей, нормы взаимоотношений с клиентами, коллегами, организациями, работодателями, профессией, обществом.

Первый раздел документа «Поведение и облик социального работника» содержит несколько принципов, в соответствии с которыми социальный работник должен поддерживать высокие стандарты своего персонального поведения, быть компетентным и совершенствовать профессиональное мастерство, профессиональные обязанности рассматривать как личный долг, быть честным и беспристрастным, соблюдать международные нормы по отношению к научным исследованиям.

Во втором разделе кодекса излагаются «Этические обязательства социального работника по отношению к своим клиентам». В нем указывается на первостепенную значимость интересов клиента, на необходимость опоры на внутренние потенциалы личности, соблюдения конфиденциальности в работе с клиентом, установления справедливых, соизмеримых с оказанной помощью гонораров.

Третий раздел документа «Этические нормы социального работника по отношению к своим коллегам» включает два основных положения: требования к высокой степени уважения и доверия, вежливости и справедливости, с которыми специалист должен обращаться с коллегами; требования полной профессиональной отдачи в случае работы с клиентами коллег.

Раздел «Этические обязательства социального работника по отношению к руководителю или руководящей организации» указывает на необходимость твердо выполнять обязательства, взятые на себя социальным работником.

Содержание «Этических обязанностей социального работника перед своей профессией» требует поддерживать и развивать значимость, этику, знания и миссию профессии; содействовать профессии, повышая доступность социальных служб для населения; нести ответственность за развитие знаний в сфере социальной работы и внедрение их в практическую профессиональную деятельность.

«Этические обязательства социального работника перед обществом» выдвигаю требования предотвращать и устранять дискриминацию, стремиться к свободе выбора и равным возможностям для всех граждан (особенно нуждающихся), способствовать политическим и законодательным изменениям, направленным на улучшение жизни людей.

Данный документ основывается на «Кодексе этики Национальной ассоциации социальных работников (НАСР (США))», принятом в США в 1979 г. [16, 44]

Также основы этики закреплены в профессиональных обязанностях социального работника и в общих чертах изложены в Квалификационном перечне, куда специальность «социальная работа» была внесена в апреле 1991 г. приказом Госкомтруда СССР. Профессиональные обязанности социального работника также раскрываются в должностных инструкциях, которые являются обязательными для исполнения. Но, как было сказано, не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Те обязанности, которые навязываются работнику под влиянием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматриваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены.

Таким образом, нормативно-правовые документы закрепляют ответственность социального работника за выполнение профессиональных обязанностей. Однако основными критериями успешного их осуществления являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и нравственная дисциплина.

Данные критерии в комплексе составляют содержательную характеристику профессионального долга социального работника.

Следовательно, основу профессиональной этики специалиста по социальной работе составляют общественно выработанные ценностные требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность.

Выводы по второй главе. Профессиональная этика социальной работы раскрывает сущность и специфику реализации социальной поддержки разных групп населения в конкретных видах взаимоотношений.

В отличие от профессиональных обязанностей, требования профессиональной этики должны восприниматься специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий, проявления внимания и стремления помощь нуждающимся.

Заключение


Курсовая работа посвящена изучению этических основ социальной работы. В ходе исследования были сделаны следующие выводы:

Этика социальной работы - это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.

- Объект профессиональной этики социальной работы составляет морально-нравственное содержание профессиональной деятельности, а предмет - этическое сознание, этические отношения и этические действия специалистов.

Профессиональная этика социальной работы выполняет ряд функций по отношению к обществу, профессии, специалисту и клиенту, среди которых: нормативная, регулятивная, контролирующая, ценностно-ориентационная, превентивная, рационализирующая и др.

Таким образом, основы этики социальной работы заключаются:

в четком знании специалистами своих профессиональных обязанностей, в добровольном и неукоснительном их выполнение;

в точном соблюдении нормативно-правовых основ социальной работы;

в убежденности значимости своей деятельности;

в заинтересованности в повышении собственной компетентности и эффективности работы учреждения в целом;

Следовательно, деятельность специалиста социальной службы определяется внешними требованиями к нему профессии и общества и внутренними регуляторами этического поведения, представленными ценностными ориентациями, идеалами, убеждениями.

Список литературы


1.Басов Н.Ф. Основы социальной работы. - М., 2004.

2.Гейтц И.В. Гарантии, социальная защита и поддержка населения в Российской Федерации. - М., 2005.

.Гришанова Н.А. Профессиональная подготовка социальных работников: новые подходы и тенденции.// Социальные технологии, исследования. - 2005. - № 2. - С.25-26.

4.Закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 10.07.2002 N 87-ФЗ, от 25.07.2002 N 115-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).

5.Калашникова Т. Адресная социальная помощь.// Социальная работа, 2009. - № 7. - с. 27.

6.Ковалев В.Н. Социология управления социальной сферой: Учебное пособие для вузов. - М., 2008.

.Лаврененко И.М. Социальная работа: проблемы, поиск решений (вопросы профессиональной деятельности социального работника). // Российский журнал социальной работы. - 2011. - № 2.

.Лексикон социальной работы/ Ред. Кибардина С.М. и др., - Вологда, 2005.

.Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие. - М., 2006.

.Обучение социальной работе: Преемственность и инновации / Под ред. Ш. Рамон и Р. Сарри. - М., 2008.

.Основы социального управления: Учебное пособие/ А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. Под ред. В.Н. Иванова. - М.,2010.

12.Пинкус А. Практика социальной работы. - М., 2009.

13.Практикум по теории управления: Учебное пособие/ Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. -2-е изд. доп. - М., 2008.

.Рогожин М.Ю. Организация управления персоналом предприятия: Учебно-практическое пособие. - М., 2009.

15.Родионова О.В. Социальная функция государства. Реализация законов социального обслуживания населения. - М., 2009.

16.Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. - М., 2007.

17.Савинов А. Н., Зарембо Т. Ф. Организация работы органов социальной защиты. - М., 2006.

18.Словарь - справочник по социальной работе/ Под ред. Е.И. Холостовой. - М., 2007.

19.Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/ Отв.ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина.- М., 2008.

20.Теория социальной работы/ Под ред. И.Г. Зайнышева. - Ч. 1. - М., 2004.

.Теория социальной работы / Под ред. Л. Г. Гусляковой, Е. И. Холостовой. М., 2005.

22.Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие/ Под ред. А.Я. Кибанова. - М., 2007.

.Хрестоматия по социальной психологии/ Сост. Т.В. Кутасова. - М., 2008.

.Шаш Н.Н. Этические основы управления персоналом. - М., 2009.

25.Шипунов В.Г., Кишкель Е.Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология. - М., 2011.

ено н


Теги: Этические кодексы в социальной работе  Курсовая работа (теория)  Этика, эстетика
Просмотров: 43191
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Этические кодексы в социальной работе
Назад