Отношение к личности

1. Краткая характеристика Кореи


Корея является одним из древнейших очагов дальневосточной цивилизации, её культура поражает своим разнообразием и самобытностью, в то же время многовековая история корейской нации представляет собой неотъемлемую часть всемирного процесса становления и развития мировой культурной сокровищницы. Многие характерные для сегодняшней Кореи особенности и черты своими корнями уходят в далекое прошлое, и чтобы понять их, необходимо заглянуть в историю самобытной корейской нации и её культуры.

Столица Кореи - Сеул. Крупные города - Пусан, Тэгу, Инчхон, остров Чеджудо. Горнолыжные курорты Южной Кореи: Ёнпхён, Феникс-Парк, Хёндэ-Сонгу и другие. Главой государства в Южной Корее является президент. Нынешний президент Пак Кын Хе, первая женщина-президент, представляющая партию Сенури, была избрана в 2012 году. Республика Корея является экономически развитым государством с высоким уровнем доходов на душу населения. Корея - крупнейший в мире судопроизводитель (45%-ная доля рынка). Большой спрос в Китае на корейские товары, особенно автомобили. Современная история Южной Кореи началась лишь в 1948 году, когда было создано два государства - КНДР на севере и Республика Корея (или Южная Корея) на юге. На протяжении нескольких десятилетий в Южной Корее правили военные диктаторы, и лишь в конце 1980-х годов страна стала демократическим государством.

Несмотря на то, что традиционная культура Южной и Северной Кореи была схожа, после раздела Корейского полуострова на две части этим странам удалось разработать свою уникальную культурную идентичность, отличную от соседа.

Изначально корейское искусство оказалось под сильным влиянием буддизма и конфуцианства, отражение которого можно обнаружить в традиционных корейских картинах, скульптурах, керамических и фарфоровых изделиях, а также в исполнительном искусстве корейской чайной церемонии, корейском танце пучхэчхум и «корейской опере» пхансори.

Природа не обделила страну благоприятными условиями. Сказочно красивы её горы, которые выглядят, как только что сошедшие с картин восточных живописцев. По ущельям и нешироким долинам сбегают ручьи и речки, выходящие на равнины широкими полноводными реками. Хрустально чистая вода стремительными водопадами низвергается со скальных выступов, бьется о камни, и в солнечные дни над водопадами всегда можно увидеть многоцветные радуги. Большую часть полуострова занимают покрытые лесами горы. Люди научились ценить великолепие и гармонию окружающей их природы. Живописные пейзажи и на протяжении веков вдохновляют творческие силы корейской нации.

Корейская природа так же коварна, как и благодатна. Муссонный климат в целом благоприятен для сельского хозяйства, но он оборачивается избыточным переувлажнением почвы в сезон дождей, паводками и наводнениями. Горы в своих недрах таят щедрые дары, но в то же время являются и самой главной проблемой Кореи. Испокон веков, будучи аграрной нацией, корейцы всегда должны были компенсировать острую нехватку сельскохозяйственных угодий, чтобы жить в достатке им приходилось возделывать и лелеять каждый пригодный для пахоты клочок земли. Сегодняшнее состояние корейской земли - это результат кропотливой землеустроительной работы многих и многих поколений, которые целенаправленно меняли облик своей родины, сопротивлялись природным стихиям, создали общенациональную систему для защиты посевов и морских побережий от наводнений, засухи, свирепых тайфунов.

Но не только природа на протяжении тысячелетий испытывала стойкость корейского народа. Прошлое страны насыщено драматическими и подчас трагическими событиями. Корея с ранних времен была объектом притязаний могущественных соседей, она подвергалась нашествиям древних китайцев, монгольских племен, неоднократно страдала от японских агрессоров. Становление корейской нации проходило в условиях постоянной угрозы вторжения, что также предопределило пути развития её своеобразной культуры. От первобытных племен и через протогосударственную традицию Древнего Чосона, раннефеодальную междоусобицу Когурё, Пэкче и Силла корейцы пронесли идею национально-культурной общности и воплотили её, создав в X в. государство Корё. К этому времени сформировалась и сама нация с определенной территорией, языковым и культурным единством. Следующим этапом государственного и культурного развития корейцев становится период Чосона (конец XIV - начало XX в.). Чтобы защититься от иностранных посягательств, власти Кореи в первой трети XVII в. избрали путь внешнеполитической изоляции, более двух столетий страна поддерживала дружественные связи лишь с Китайской империей, допуская торговлю с Японией. Однако это лишь замедлило колонизацию Кореи, могущественные западные державы уступили право поработить её Японской империи. Первая половина XX в. - самый драматический этап национальной истории, связанный с колониальным владычеством японцев, но и после его крушения вплоть до наших дней многострадальный корейский народ не залечил своих ран. Противостояние двух мировых систем раскололо нацию на два враждебных лагеря, лишь на рубеже нового тысячелетия наметилась реальная перспектива её воссоединения.

Вся многовековая история Кореи - это история создания и развития замечательной национальной культуры. Культурные ценности корейского народа имеют непреходящее самостоятельное значение, в то же время ошибочно было бы отрицать несомненную общность культурного комплекса всех стран дальневосточного региона. Материальная и духовная культура Кореи в своих общих основах возрастала на почве более древней китайской культурной традиции. Раскинувшиеся на огромном пространстве и различающиеся по размерам, географическим и климатическим условиям страны Восточной и Центральной Азии опирались на общие мировоззренческие и философские традиции, их народы стремились постичь окружающий мир в единстве и многообразии его природных особенностей. Особенностью интеллектуального развития региона стало раннее, уже в первые века нашей эры, появление эстетики, литературы и изобразительного искусства. Центральное место в этом процессе по праву занимала ханьская культура Китая, в свою очередь государства Корейского полуострова играли важную роль в процессе передачи китайской традиции другим периферийным народам Маньчжурии и Южного Приморья, являлись своеобразным культурным мостиком между нею и Японией.

Становление и развитие национальной культуры определяет судьбу любого общества. Корейская культура развивалась на периферии конфуцианского культурного комплекса, в её основе лежит заимствованная из Китая культурная традиция. С XIX века в стране ощущается влияние европейской культуры. Однако ошибочно полагать, что корейцы слепо копировали чужие достижения, их культура, несомненно, является самодостаточной и самобытной, культурные заимствования были обусловлены практическими потребностями и соответствовали национальным условиям, т.е. трансформировались и становились неотъемлемой составляющей собственно корейской культуры.

Особенность культурного комплекса Кореи заключается в сочетании исключительно национальных по своим истокам элементов с другими компонентами, перенесенными с азиатского и других континентов и принятыми или ассимилированными сообразно вкусам корейцев, органично включенными в состав национальной культуры. Китайский культурный пласт получил особое распространение в правящей феодальной среде, именно она впитала многие элементы материальной и духовной культуры великого соседа, отталкивалась от его правовых и политических норм, способствовала распространению конфуцианства. Непререкаемый авторитет китайской культуры в правящей элите Кореи вызвал к жизни феномен двуязычия, знание китайской письменности и разговорного языка было необходимым условием для получения образования и поступления на ранжированную чиновничью службу. Подавляющее же большинство населения страны продолжало говорить по-корейски, что существенно затрудняло общение государства и его подданных, официальная информация доводилась до сведения народных масс в форме устного перевода. Иероглифическая письменность была не понятна простому люду, а передача корейской речи иероглифическим письмом затруднялась ввиду генетического несовпадения двух языков. Двуязычие затрудняло управление государством, делало элементарную грамотность недоступной народу. Эта проблема частично была решена лишь в первой половине XV в., с изобретением системы корейской графической письменности хангыль, в последствии развился целый пласт литературы, написанной на нём.

Культура Кореи отличается не только богатством материальных и духовных ценностей, но и своей огромной жизнестойкостью, несмотря на бесчисленные войны, периоды внутренних мятежей и смут, разрушения, произведенные завоевателями, она не только не ослабевала, а, наоборот, всегда побеждала культуру захватчиков. Выживаемость исконно национальной традиции проявилась уже на раннем этапе формирования этнической и культурной общности корейцев, относящемся к периоду трех государств (Когурё, Пэкче, Силла) и первого в истории нации единого государства - Объединенного Силла. Воспринятые в это время из Китая письменность, правовые институты, основы материальной культуры феодализма оказали воздействие на государственное и социально-экономическое устройство корейского общества.

Основные религии в Южной Корее - традиционный буддизм и относительно недавно проникшее в страну христианство. На оба эти течения сильное влияние оказало конфуцианство, которое было официальной идеологией династии Чосон в течение 500 лет, а также шаманизм, который был основной религией простого народа Кореи. Согласно статистике, собранной южнокорейским правительством, около 46% жителей страны не являются приверженцами какой-либо религии. Христиане составляют 29,3% населения, а буддисты - 22,8%. Приверженцы других религий составляют около 2,5% религиозного населения. В основном это последователи школы Вонбульгё (Вон-буддизм), и школы Чхондогё, сочетающей элементы даосизма, конфуцианства и христианства. Конфуцианство исповедуется небольшим количеством верующих, однако до сих пор в укладе жизни корейцев прослеживаются черты его влияния. Небольшое количество корейцев исповедует ислам. В отличие от духовной сферы материальная культура корейцев, и прежде всего свойственные нации тип жилья, одежда, пищевые привычки, в меньшей степени испытали воздействие китайской традиции. Примечателен тот факт, что, находясь в окружении народов, отводящих значительное место в повседневной жизни чайной церемонии и самому напитку, корейцы никогда не выращивали чай и не относились к нему с каким-либо трепетом. Более того, вплоть до последнего времени им вообще не свойственно было его употребление в быту, хотя говорить, что его там вовсе не пьют, было бы преувеличением.

Современное состояние корейской культуры и общества, сегодняшние успехи и проблемы нации, перспективы дальнейшего её развития можно понять только на основе изучения богатого прошлого Кореи и сопоставления полученных знаний с историей других стран и наций. Пройденный корейским народом многовековой путь четко делится на культурные эпохи, каждая из них тесно связана с социально-экономическими, политическими и другими особенностями данного исторического периода и представляет собой определенный этап развития культуры страны.


2. Национальные особенности


Корейцев отличает жизненная стойкость. Корейцы придерживаются учения Конфуция. Конфуцианство - это не религия в ее классическом понимании, а философское учение и жизненное наставление. Эта философия отводит каждому человеку определенное место в обществе. Если сын зависит от отца, то работник зависит от работодателя. В корейском обществе доминирующее положение занимают мужчины. Корейцы пунктуальны. Глава корейской фирмы пользуется непререкаемым авторитетом. Во время деловых переговоров, на стол руководителя не принято класть рекламные проспекты, деловые материалы.

Корея - одна из самых безопасных стран мира. Здесь практически нет наркомании (наркотики находятся под абсолютным запретом), случаи карманных краж или нападения крайне редки, угон автомобиля до сих пор считается сенсацией, а традиционная мораль общества столь сильна, что встретить случаи открытого хамства или грубости почти невозможно. Практически все городские районы хорошо освещены и постоянно патрулируются нарядами полиции.


2.1 Отношение к природе


По отношению к природе культуры делятся на те, которые покоряют, покоряются природе, и те которые живут в гармонии с ней.

Корея является культурой которая живет в гармонии с природой. Потому что, на востоке Азии сложилось особое отношение к природе как к объекту особого типа созерцания, способствующего постижению человеком самого себя, обретению душевной гармонии и постижению законов бытия. Стремление к достижению гармоничной связи между природой и человеком способствовало становлению особого типа материальной культуры и привело к формированию своеобразного мифопоэтического и метафорического языка культуры художественной.

Корейская природа так же коварна, как и благодатна. Муссонный климат в целом благоприятен для сельского хозяйства, но он оборачивается избыточным переувлажнением почвы в сезон дождей, паводками и наводнениями. Горы в своих недрах таят щедрые дары, но в то же время являются и самой главной проблемой Кореи. Испокон веков, будучи аграрной нацией, корейцы всегда должны были компенсировать острую нехватку сельскохозяйственных угодий, чтобы жить в достатке им приходилось возделывать и лелеять каждый пригодный для пахоты клочок земли. Сегодняшнее состояние корейской земли - это результат кропотливой землеустроительной работы многих и многих поколений, которые целенаправленно меняли облик своей родины, сопротивлялись природным стихиям, создали общенациональную систему для защиты посевов и морских побережий от наводнений, засухи, свирепых тайфунов.

Корея - страна очень зеленая. Мало того, что здесь много деревьев, еще и рисовые поля повсюду, а цвет у этих полей - непередаваемый сочно-зеленый, просто пиршество для глаз. А еще много холмов и небольших гор, покрытых соснами и другими деревьями. Так как корейцы любят всякие красиво звучащие лозунги, иногда на бетонных ограждениях вдоль дорог можно увидеть выложенные из камней мозайки, которые гласят: «Земля - это жизнь», и сопровождаются изображениями огромных божьих коровок и других жуков.

В наше время горы стали играть и новую роль - роль заповедников, которые столь необходимы в густонаселенной Корее. Из двадцати корейских национальных парков (то есть, в нашем понимании, заповедников) шестнадцать находятся именно в горах, а четыре - на островах. В Корее устроить заповедник на равнине попросту нельзя, слишком уж ценна здесь ровная земля, пригодная для ведения сельского хозяйства или для застройки. Вдобавок, все равнинные земли давно превращены в поля и сады, так что леса, которые некогда покрывали их, были уничтожены много веков назад. Леса и дикая природа сохранялись только в горах - порою, совсем недалеко от крупных городов. Всего лишь полвека назад, в 1946 году, в тех же горах Сораксан произошла последняя документально подтвержденная встреча с тигром.

Корейцы - нация рыбаков и горцев, и в этом можно убедиться, отправившись на выходных к какой-нибудь из знаменитых вершин. Любимое корейское времяпрепровождение - горные прогулки. Назвать их альпинизмом в точно смысле слова нельзя, ведь высоты, на которые поднимаются спортсмены, не так уже и велики, от силы - полторы тысячи метров. Следует учесть, что парков в российском понимании в корейских городах практически нет, и даже в самых современных районах, проектировщики которых старались следовать западным образцам, можно увидеть в лучшем случае небольшие скверики. Поэтому походы в горы, с давних времен являвшиеся неотъемлемой частью корейской и, говоря шире, дальневосточной культурной традиции, остаются самым доступным для горожанина способом общения с природой.


2.2 Отношение ко времени


Корейцы относятся к монохронной культуре. Монохронные культуры характеризуются тем, что их представители занимаются чем то один в данный момент времени. Обычно люди стараются соблюдать установленные графики. Люди организованно подходят к времени. Все строго распланировано и расписано. Также корейцы очень пунктуальны.

Но одновременно они являются высоко контекстной культурой. Такие культуры меньше полагаются на разговорный язык при передаче мыслей и сообщений, поскольку значительная часть информации, которую необходимо передать в коммуникативном эпизоде, описана параметрами контекста - физической обстановкой, статусными отношениями, предыдущим ходом дискуссии. Контекст это информация которая сопровождает общение и которая закодирована в невербальном и пара вербальном общении.

При невербальном общении значительная часть послания информации выражается при помощи средств, отличных от устной и письменной речи, таких как, движения тела, жесты, взгляды в глаза, прикосновения, физическое расстояние между людьми.

Пара вербальное поведение характеризуется смыслом молчания, громкость разговора, очередь в разговоре и диалогическое наложение.

При Высоко контекстной культуре неприемлемо открытое выражение недовольства, не при каких условиях, конфликт разрушителен, т. к. представители этих культур не любят напрямую выяснять отношения, избыточность информации излишня поскольку все и так ясно.


.3 Отношение к пространству


Корея высоко контактное общество. Члены корейского общества постоянно находятся в стесненных условиях, индивидуальное пространство предельно ограничено, поэтому они приучены стоять или сидеть плотно прижавшись друг к другу. Они организовывают себе пространство по мере возможности.

Приветствия всегда произносятся с легким поклоном, рукопожатия умеренно твердые.

Вопрос «куда вы идете?» часто заменяет приветствие, а не является признаком чрезмерного любопытства, поэтому отвечать на него надо вскользь и мимоходом. Обычно прямо в глаза не смотрят - это воспринимается, скорее, как угроза или попытка оказать психологическое давление. Здесь почти не говорят «спасибо» или «не за что», чтобы не смущать человека, оказавшего любезность. Также никто не будет извиняться, нечаянно толкнув кого-то на улице или наступив на ногу. Публичные проявления чувств, такие как поцелуи и обнимания, продолжают считаться непристойными.

По традиции корейцы сидят, едят и спят на полу (традиционная система «теплых полов» - «ондол» встречается повсеместно). При входе в корейский дом всегда необходимо снимать обувь.

Так же у корейцев важным фактом является нелюбовь носителей корейского языка общаться по телефону.


.4 Отношение к личной свободе и автономности личности


Отношение к личной свободе и автономности личности располагает корейскую культуру ближе к коллективистским. Корейцы по большому счету видят смысл жизни в выполнении бесконечной цепи обязанностей, что не оставляет места для личных радостей и удовольствий, общественное превалирует над личным.

Как и у русскоязычных «Один в поле не воин» и т.п., у носителей корейского языка и культуры фольклорная традиция характеризуется наличием пословиц и поговорок, придающим важное значение коллективизму. Поскольку гармония и сохранение мира - важные ценности коллективизма, любое несогласие в своей среде в данной культуре предпочитают тщательно скрывать, то есть характерной чертой корейского национального характера является стремление к бесконфликтности, гармонии. В том же случае, если разногласия приводят-таки к открытому столкновению, окружающие склонны считать виновным не столько того, кто виновен по сути дела, сколько того, кто придал конфликту открытую форму, вынес, так сказать, «сор из избы». По этой же причине в служебных и семейных отношениях корейцев прямые «выяснения отношений» встречаются крайне редко. Предотвращению конфликтов в зародыше способствует и характерная для корейского общества жесткая и формализованная иерархия. Последнее служит доказательством «вертикального» типа коллективизма корейской социокультурной среды (служение индивида группе), где говорится о долге, ответственности, в отличие от русской, по нашему мнению, «горизонтальной», характеризующей взаимную зависимость людей друг от друга и где фигурирует такое понятие как одолжение.

Коллективистское общество включает в себя: Групповое принятие решений, идентичность формируется в рамках группы к которой принадлежит человек, необходимо всегда стремиться к сохранению отношений и избегать конфронтации, нарушить правила значит потерять лицо и навлечь позор на самого себя и на всю группу.


.5 Отношение к соперничеству


Корея отличается низко конкурентной культурой, т.е. конкуренция внутри группы, организации не приветствуется. Они стремятся к объединению, сотрудничеству внутри коллектива, устанавливают отношения, работают и добиваются результатов вместе.» Один за всех, и все за одного».

Еще одной характерной чертой корейского менталитета, которая объединяет его с японским и китайским, является стремление к бесконфликтности, гармонии. При том, что соперничество и столкновения разнообразных группировок пронизывают все корейское общество, внутри его, так сказать, «базовых элементов» - семьи и фирмы - открытого конфликта стремятся избегать всеми силами. В большинстве случаев, неприязнь не найдет выхода в открытой ссоре, а будет скрываться и подавляться. В служебных и семейных отношениях корейцев прямые «выяснения отношений» встречаются крайне редко.

Несмотря на стремление к гармонии, сочетание духа соревновательности в сфере образования и авторитарной модели общества часто создает напряжение, и у людей возникает потребность «выпустить пар», что иногда проявляется чрезвычайно агрессивно. Крупные студенческие выступления и демонстрации стали уже вполне обычными явлениями. Крупные демонстрации или выступления рабочих также часто привлекают внимание мировой общественности. Неудивительно, что выступления, организуемые для того, чтобы «выпустить пар», чаще всего имеют место весной. Они могут организовываться с целью отпраздновать какую-нибудь победу университетской или национальной сборной или победу корейцев в чемпионате по гольфу, проходившем где-то заграницей. Для подобных мероприятий характерны энтузиазм, энергия и сверхактивность. Безусловно, это те черты корейского характера, которые помогают иностранцам понять корейский динамизм.

Однако чаще корейцы создают впечатление народа услужливого, вежливого, трудолюбивого, опрятного, скромного и послушного. Они добродушны, честны, гостеприимны, храбры, всегда готовы прийти на помощь ближнему. Еще одна черта национального характера корейцев - беспредельная благодарность.


.6 Отношение к власти


Корея формальная культура имеют иерархичную организацию, отражающую основные различия в положении и влиянии. В таких культурах все зависит от социального положения, ценится авторитарное поведение. Люди демонстрируют уважение к персонам с высоким статусом.

А именно это: 1. происхождение 2. социальное положение 3. возрастная категория 4. гендерное положение. В формальных культурах проблемы возникают у людей с невысоким положением корпоративной иерархичной системе, у молодежи и у женщин. Формальный языковой стиль используется тогда, когда есть разница в статусах и значительная дистанция в отношениях. Неформальный - когда дифференциация статусов минимальна, а дистанция - близкая.

Корейцы уважительно относятся к власти, законопослушность остается и поныне заметной чертой корейского национального характера. Хорошо известно, что конфуцианство воспринимало государство как своего рода большую патриархальную семью. В наше время эти представления не только сохранились, но и оказались также перенесены и на фирму, на отношения в ней. В большинстве крупных компаний даже ведется целенаправленная пропагандистская работа, направленная на то, чтобы сформировать у работников дух единства. Эта «семейная» атмосфера (реальная или наигранная - не важно) играет, если подходить к ней с точки зрения наемного работника и его интересов, двоякую роль. С одной стороны, власть руководства компании является беспрекословной, сотрудники должны не только отвешивать руководителям поясные поклоны, но и мгновенно выполнять любые приказы, ни при каких обстоятельствах не высказывать недовольства, с готовностью оставаться на сверхурочные и воздерживаться от того, чтобы напрямую обсуждать перспективы повышения заработка. С другой стороны, компания, особенно крупная, берет на себя ряд функций по социальной защите работника, предоставляет ему различные льготы, что очень важно в стране с почти полностью отсутствующей системой государственного страхования, и, наконец, гарантирует ему пожизненную занятость: пока существует фирма, ее сотрудник может быть переведен с места на место, из подразделения в подразделение, но уволить его могут лишь в исключительных случаях (относится это, правда, только к квалифицированным работникам - мужчинам).

Традиционная система иерархии и уважения к старшим до сих пор имеют огромное значение во всех сферах жизни. Прямые вопросы о возрасте и семейном положении считаются обыденным явлением, так как позволяют корейцу составить представление о собеседнике и его месте в иерархической системе общества. Разумеется, влияние, которое оказывает иерархичность на жизнь современного корейского общества, нельзя оценить однозначно. С одной стороны, нравится это кому-нибудь или нет, но именно иерархичность во многом способствовала корейскому «экономическому чуду», ибо дисциплинированность рабочей силы, готовность корейцев без ропота сносить лишения и без пререканий исполнять приказы стали одним из факторов, который обеспечил и политическую стабильность, и высокую производственную дисциплину. С другой стороны, излишняя иерархичность становится в последнее время серьезной проблемой, ибо она во многом сковывает инициативу и творческое мышление. Существует мнение, что в Корее невозможна настоящая академическая дискуссия, в частности, столь успешно проводящиеся на Западе семинары. Причина этого заключается в том, что из-за присутствия на этих собраниях учителей и учеников, а также выпускников более ранних и более поздних лет, никто не решается поставить под сомнение или опровергнуть мнение, высказанное учителем или старшим коллегой. По-видимому, именно дух иерархии и конформизма, от которого не свободны ни наука, ни культура, ситуация, при которой старший по возрасту, званию или должности всегда прав, как говорится, по определению, во многом ответственны за то, что заметная часть крупнейших корейских ученых и деятелей искусства (особенно - художников и музыкантов) предпочитает работать за границей и бывает дома только наездами. В корейском языке роль факторов, окружающих общение (место, время, статус и взаимоотношения участников (место в иерархии), предыдущий опыт и т.д.), являются определяющими при выборе форм вежливости. Так, например, вежливо-официальная речь в разговорном стиле речи употребляется при обращении к:

а) незнакомым людям;

б) лицам, высшим по социальному положению (ученик к учителю, подчиненный к начальнику и т.п.);

в) лицам равным или низшим по положению, но в условиях официального общения (преподаватель к студентам, офицер к солдатам, директор к подчиненным и т.д.);

г) массовой аудитории в условиях непосредственного обращения к участникам собрания, слушателям в аудитории и без непосредственного контакта (выступление по радио);

д) старшим (дети к взрослым, дети к родителям, бабушкам, дедушкам).


2.7 Отношение к деятельности


В Корейской культуре самое главное кем то быть, в таких культурах всегда идет ссылка на то, кем является человек, т.е. его социальное положение.


Список литературы

культура национальный свобода личность

1. Романова Н.П. «Деловой этикет на Востоке»

. Морозова М.А. Интеркультурные взаимоотношения в туризме: Учебное пособие/СПбГИЭУ.-СПб.:СПбГИЭУ, 2011. - 214 с.

. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000.

. Ермакова Ирина «Зарубежный бизнес-этикет: Южная Корея»

. Аносова Л.А., Матвеева Т.С. Южная Корея: Взгляд из России. - М., 1994.


Теги: Отношение к личности  Реферат  Этика, эстетика
Просмотров: 2423
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Отношение к личности
Назад