Этические взгляды эпикурейцев

Содержание


Введение

1.Общая характеристика этического учения Эпикура

2. Этические взгляды эпикурейцев

2.1Тит Лукреций Кар и его толкование этики Эпикура

2.2 Этические учения Филодема

Заключение

Литература


Введение


Философия эпохи эллинизма, как известно, вновь обращается к изучению природы, возрождая натурфилософские концепции VI - V вв. до н.э. Это поворот на первый взгляд выглядит как возвращение назад, отказ от софистико-сократической сосредоточенности на человеке. Но только на первый взгляд. В действительности же речь шла об углублении, говоря точнее, о сохранении, спасении в новых условиях представления о человеке как о преимущественном и наиболее достойном предмете философии и, в частности, если иметь в виду мораль, как самозаконодательном, самоценном существе.

Понимание этики как учения о добродетелях, совершенной личности в этот период не только не было отброшено, но, напротив, усилено, доведено до логического конца. Философы (прежде всего Платон и Аристотель) видели в человеке представителя и основу полиса. Человек, полагали они, своей добродетельностью придает смысл, соразмерность полисным отношениям. Своей разумностью он привносит разум в саму действительность. Возможность создания гармонических социальных отношений - вот в чем усматривалось выражение и доказательство самостоятельности, творческой мощи человека.

Классический полис погиб, разрушенный прежде всего внутренними антагонизмами. На его место пришли военно-бюрократические монархии, поддерживавшие крупное рабовладение и политическое объединение различных народов. Резко усилилось отчуждение индивидов от государства. Общественная ситуация изменилась настолько, что добродетельность личности не могла обнаружиться внешним образом, воплотиться в общественно-политической деятельности.

Так как полис уже не мог быть опорой свободы и счастья человека, философы вновь обратились к природе, чтобы найти эту опору там. Отсюда очевидная ценностная заданность их подхода к природе: они не выводили из природы норму человеческой жизни, а, наоборот, саму природу истолковывали так, чтобы можно было в ней самой найти обоснование внутренней свободы и самодостаточности человека.

Такой сугубо этический подход к природе и в целом своеобразие постановки этических проблем на третьем, заключительном этапе античной философии наиболее полно обнаружились в творчестве великого древнегреческого материалиста, атеиста и просветителя Эпикура.

Эпикур принадлежал к тем философам, которые самой своей жизни придавали достоинство этического аргумента, строя ее в соответствии с духом и выводами проповедуемого ими мировоззрения. Этика - основная часть учения Эпикура. Она представляет собой то звено, которое связывает его физические и политико-правовые взгляды. Вместе с тем, все учение Эпикура, в целом, базируется на его этических идеях.

Ведущим принципом этики Эпикура является индивидуальное удовольствие, именно этот принцип лежит в основе этических учений последователей Эпикура - эпикурейцев, таких как Метродор, Зенон, Лукреций и др.

Целью данной работы является изучение этических взглядов Эпикура и эпикурейцев.

В ходе написания были поставлены следующие задачи:

изучить основные положения этического учения Эпикура;

определить нравственный идеал Эпикура;

дать характеристику этических учений последователей Эпикура.


1. Общая характеристика этического учения Эпикура

этический эпикур нравственный

Эпикур происходил от незнатных и небогатых родителей, будучи формально афинянином, Эпикур оказался в Афинах лишь в восемнадцатилетнем возрасте. Известно, что первым из учителей Эпикура в области философии был еще на острове Самос академик Памфилий, а во времена пребывания Эпикура в Афинах, Ксенократ. Возвращаясь из Афин, Эпикур некоторое время учился на острове Родос у перипатетика Праксифана.

Будучи энергичной и творческой личностью, Эпикур привлек к себе многих мыслящих людей и образовал свою школу сначала на острове Лесбос в Митилене, а затем в Лампсаке (в малоазийской Греции). В Митилене Эпикур приобрел дружбу лесбосца Гермарха, в Лампсаке - других преданных учеников: Метродора (это любимейший ученик Эпикура, умерший еще при жизни учителя), Полиэна, Леонтия, Колота, Идоменея, а также всех своих трех братьев: Неокла, Хередема и Аристобула. С этой-то когортой учеников и прибывает, наконец, афинянин Эпикур в 306 г. до н.э. в Афины. Купив за 80 мин (мина - около полкилограмма серебра) уединенный сад с домом, он поселяется там вместе со своими учениками. Так возник знаменитый «Сад Эпикура», над входом в который было начертано: «Гость, тебе будет здесь хорошо: здесь удовольствие - высшее благо».

В своем «Саду» Эпикур провел вторую половину своей жизни, лишь изредка выезжая в Лампсак, где у него остался, по-видимому, как бы филиал его школы. У Эпикура всячески поддерживался культ дружбы, это было в согласии с его учением: из того многого, что приносит мудрость для счастья, главный дар - дружба. В «Сад» временами съезжались эпикурейцы и со стороны. Сад» просуществовал более восьмисот лет.

Эпикур был очень плодовитый писатель, он создал до 300 сочинений, многие из которых, как можно заключить уже из названий («О любви», «О цели жизни», «Об образе жизни» (4 книги), «О справедливом поведении», «Учение о страстях», «О дарах и благодарности» и др.), были посвящены этическим проблемам. Однако до нас они не дошли. Взгляды Эпикура нам в основном известны по трем сохранившимся письмам к его последователям - Геродоту, Пифоклу, Менекею, в которых соответственно излагаются каноника, физика и этика. Кроме того, сохранились собрания изречений Эпикура

Одной из главных работ Эпикура является его сочинение «О природе». Природа, согласно учению Эпикура, развивается по своим собственным законам. «Нечестивый не тот, кто устраняет толпа богов, - отмечал он, - а тот, кто применяет к богам представления толпы». По убеждению философа, боги не вмешиваются ни в естественное состояние вещей, ни в человеческие дела. Исходя из этого, он обосновывает нравственную автономию человека, который, только благодаря познанию природы и разумном соблюдении ее законов, может освободиться от страха и суеверия и достичь счастья.

Основной частью учения Эпикура является этика, ведущим же принципом этики Эпикура является индивидуальное удовольствие. «Следовательно, - объясняет он сам основу своей этики, - когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то мы понимаем не удовольствие гуляк и не удовольствие, которое содержится в чувственных наслаждениях, как думают некоторые, кто не знает или не соглашается, или неправильно понимает, но мы понимаем свободу от телесных страданий и от душевных тревог». Благоразумие - основа всех добродетелей. Она заключается в понимании того, что нельзя жить приятно (в удовольствие), не живя в то же время, разумно, нравственно и справедливо.

Основные ценности этики Эпикура (удовольствие, свобода, «атараксия» - безмятежное спокойствие духа), как и она вся в целом, носят индивидуалистический характер. Свобода человека - это, согласно Эпикуру, ее ответственность за разумный выбор своего образа жизни. Сфера человеческой свободы - это сфера его ответственности за себя. Свобода не соответствует необходимости. Необходимость есть бедствие, утверждает Эпикур, но нет никакой необходимости жить с необходимостью.

Эпикур различал два вида удовольствий: удовольствие покоя и удовольствие движения. Из них основным он считал удовольствие покоя (отсутствие страданий тела). В понятом таким образом удовольствии Эпикур видел критерий поведения человека.

Но принятие удовольствия за критерий блага вовсе не означает, будто человек должен предаваться любому виду удовольствия. Уже киренаик Аристипп говорил, что здесь необходим выбор и что для получения истинных наслаждений требуется благоразумие. Еще в большей мере Эпикур считал благоразумие величайшим благом, - большим даже, чем сама философия: «От благоразумия произошли все остальные добродетели: оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно».

На этих положениях строится у Эпикура его классификация удовольствий. Он делит желания на естественные и вздорные (пустые). В свою очередь, естественные делятся на такие, которые естественны и необходимы, и на такие, которые, будучи естественными, не являются в то же время необходимыми. В отдельных случаях необходимо избегать удовольствий и выбирать или предпочитать страдания.

При этом Эпикур считал страдания души худшими по сравнению со страданиями тела: тело страдает только из-за настоящего, душа же - не только из-за этого, но и из-за прошлого и будущего; соответственно и удовольствия души Эпикур расценивал как более значительные.

В учении об удовольствиях Эпикур стремится внести две основные идеи: их умеренности и иерархичности. Для того чтобы быть счастливым, человек должен довольствоваться естественными и необходимыми потребностями: это - не жаждать, не голодать и иметь кров. Умеренность выступает главной добродетелью в этической системе Эпикура. Чтобы быть счастливым, нужно ограничиться минимальным.

Удовольствие, по Эпикуру, - это отсутствие страданий. Свобода от телесных и душевных тревог - конечная цель удовольствий. Человек должен находить удовлетворение в самом себе, сохранять достоинство и довольствоваться минимальным в тех ситуациях, когда у него не будет многого, когда нет возможности роскошествовать. Для достижения счастья человеку также надо избавиться от страха перед богами, так как боги не вмешиваются в судьбу; от страха смерти, так как смерть - это отсутствие ощущений, и пока человек жив, смерти нет, а когда она приходит, уже нет самого человека.

Говоря о страхе смерти, Эпикур утверждает, что его источником являются ложные представления о бессмертии души, а вместе с ними и о вечности страдания. Но душа, так же как и тело, состоит из атомов. Когда распадается тело, распадается и душа, подобно тому как все в природе возникает от сцепления атомов и исчезает с их распадением.

Теперь попробуем определить, что же и кто является нравственным идеалом Эпикура.

Нравственным идеалом у Эпикура является жизнь мудреца, философа, который не презрел земные блага, а, напротив, живет в согласии с природой и, следовательно, лучше всего соблюдает цель жизни, назначенную природой. Только такая жизнь рождает гармонию человеческого существования Мудрец блажен не потому, что подобен богам, а потому, что он наиболее глубоко познал законы природы и живет в соответствии с ними. Он знает меру своих сил и разумно пользуется ими. Он освободил себя от ложных мнений и стремлений и потому спокоен, безмятежен и устремлен к познанию истины.

Ему известно, что счастье заключается в достижении наиболее прочного и длительного наслаждения, источником которого могут быть только духовные блага - дружба и знание.

Эпикурейский идеальный человек (мудрец) отличается от мудреца в изображении стоиков и скептиков. В отличие от скептика эпикуреец имеет прочные и продуманные убеждения. В отличие от стоика эпикуреец не бесстрастен. Ему ведомы страсти (хотя он никогда не влюбится, ибо любовь порабощает). В отличие от киника эпикуреец не будет демонстративно нищенствовать и презирать дружбу, напротив, эпикуреец никогда не покинет друга в беде, а если надо, то он и умрет за него. Эпикуреец никогда не будет наказывать рабов. Никогда не станет тираном. Эпикуреец, далее, не раболепствует перед судьбой (как это делает стоик): он понимает, что в жизни одно действительно неизбежно, но другое случайно, а третье зависит и от нас самих, от нашей воли. Эпикуреец не фаталист. Он свободен и способен на самостоятельные, самопроизвольные поступки, будучи подобен в этом отношении атомам с их самопроизвольностью.

Подобно Демокриту и Аристотелю, Эпикур выше всего в людских отношениях ценит дружбу, основанную на равенстве и единомыслии. Отмечая в дружбе утилитарный момент («всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет от пользы», он отнюдь не сводит ее к выгоде. Бескорыстная дружба всегда связана с готовностью оказать поддержку. Мудрость и дружба неразрывно связаны, ибо истинная дружба порождается мудростью. «Благородный человек всего более занят мудростью и дружбой, одна из них есть, благо смертное, другая - бессмертное ибо память о нем сохраняется друзьями».

2. Этические взгляды эпикурейцев


.1 Тит Лукреций Кар и его толкование этики Эпикура


Ученики и последователи Эпикура - эпикурейцы - высоко ценили радости частной жизни, дружбы. После закрытия «Сада Эпикура» в I в. до н.э. в Афинах, эпикурейские кружки продолжали существовать на территории Италии. А самым знаменитым эпикурейцем стал римский философ Тит Лукреций Кар, который в своем поэтическом произведении «О природе вещей» донес до нас многие мысли Эпикура.

Лукреций - римский пропагандист и самобытный толкователь атомистического материализма и этического учения Эпикура, при этом он почти в точности повторяет этическое учение Эпикура. Он утверждает, что величайшими врагами человеческого счастья являются страх перед смертью и страх перед богами, и оба эти страха властвуют над человеком.

Все эти страхи, однако, одолимы. И страх смерти, и боязнь богов властвуют над человеком только до того, пока человек не знает своего положения в мире, своего истинного отношения, к богам и своей истинной природы. Все эти страхи могут и должны быть побеждены просвещением, знанием, философией. Философия должна показать, что ни вмешательство богов в человеческую жизнь, ни загробное существование невозможны.

Лукреций разъясняет, что условием освобождения человека от гнетущих его страхов может быть только истинное познание природы: человек должен знать, как устроен и как возник мир, каковы его физические элементы, из каких элементов состоит сам человек и что делается с этими элементами после его смерти. Этика, учение о счастье может быть только завершением и результатом физики, науки о природе.

Но, с другой стороны, знание природы, согласно Лукрецию, интересно и важно не само по себе. Оно интересно и важно только в меру своей способности приближать человека к безбоязненному и безмятежному состоянию. Исследование природы интересно вовсе не само по себе, а лишь своим результатом для души и соответственно для этики. Поэтому при обсуждении возникающих в науке гипотез требуется только, чтобы был соблюден общий принцип материалистического и натуралистического объяснения: все явления и все черты природы следует выводить из одних лишь естественных причин, не допуская и не предполагая в ней ничего сверхъестественного, не постулируя никаких чудес, никакого вмешательства высших надприродных сил и существ в события и в ход нашей жизни.

Две идеи Лукреций считает особенно важными, освобождающими человеческую душу от гнета устрашающих ее призраков: 1) мысль о смертности человеческой души и 2) мысль о неспособности богов влиять на человеческую жизнь. Лукреций не отрицает нацело существование богов. Следуя Эпикуру во всем существенном, он отводит богам в качестве их местопребывания пустые промежутки между мирами. По отношению к мирам, между которыми они пребывают, боги бессильны. Лукреций отказывает им в способности влияния и действия. Они не могут ни помогать, ни вредить, ни угрожать, ни манить обещаниями своего покровительства.

Лукреций считал, что смерти не стоит бояться потому, что душа человека умирает одновременно с телом и не переселяется в некий загробный и страшный мир, которого тоже нет. Следовательно, после смерти человек не будет испытывать ни телесных, ни душевных мук, у него не будет никакой тоски и никакого стремления к благам.

Душа, по мнению Лукреция, так же как и тело, телесна, состоит из атомов. В отличие от обычных атомов, образующих тело, атомы души - наиболее мелкие, круглые, гладкие, подвижные. Сцепление этих атомов существует лишь до того момента, пока существует связь атомов тела. Со смертью человека разлетаются, рассеиваются также и атомы души. Вслед за Эпикуром Лукреций утверждает, что невозможно не только загробное существование души, но и никакое вообще отношение между жизнью и смертью. Жизнь и смерть никогда не могут встретиться, не могут «коснуться» друг друга. Пока мы живы, смерть не страшна нам, ее нет для нас. Пришла смерть - нас уже нет, нет самой души и, стало быть, невозможно и чувство страха смерти.


.2 Этические учения Филодема


Одним из выдающихся последователей Эпикура был Филодем из Гадары (40 или 35 г. до н. э.), он являлся одним из руководителей позднего сада Эпикура.

Этические учения Филодема свидетельствуют о том, что вопреки традиционному мнению о наличии догматизма в эпикуризме этические учения эпикурейцев развивались.

Трактат Филодема «О прямодушии» представляет собой изложение лекций Зенона из Сидона ученика афинского эпикурейца Аполлодора. Главная идея этого трактата заключалась в эпикурейском принципе о необходимости врачевания болезней души философией.

Филодем развивает воззрения своего учителя Эпикура и рассуждает о психотерапевтической практике применяемой в эпикурейских общинах для формирования спокойного состояния духа, или атараксии. Подобно тому как для лечения телесных болезней необходимо подобрать правильное лекарство, необходимо найти правильное воздействие на болезни души. Прямодушие, или откровенность, отсутствие лицемерия, по мнению Филодема - это средство лечения моральных пороков.

Филодем писал, что, подобно тому, как опытный врач выбирает лекарство, руководствуясь обнаруженными симптомами заболевания, опытный целитель душ применяет свою методику, руководствуясь особенностями психологии слушателя.

Так же как врач, терапевт души может преуспеть в лечении, а может потерять больного, так как некоторые пациенты не выносят откровенности. В ряде случаев, пишет Филодем, следует скрывать от пациента перспективы его лечения.

Трактат построен по характерному принципу: Филодем задает вопросы и сам же на них отвечает. Почему люди принимают откровенные речи легче из уст того, кого они почитают умнее себя, или из уст того, кому они подчиняются? Почему женщины легче реагируют на откровенность, чем мужчины? Почему старики более восприимчивы, чем молодые? Филодем указывает, кому, каким образом легче донести эпикурейскую мудрость.

Филодем разделяет тех, кто получает лечение или воздействие, и тех, кто осуществляет его (руководителей общины). На основании этого возникло несколько теорий социальной стратификации внутри эпикурейской школы.

В трактате «О гневе» Филодем развивает идеи Зенона в учении о воспитании эпикурейского мудреца. Филодем определяет свою позицию в споре перипатетиков и стоиков о природе человеческих эмоций, и прежде всего гнева. Филодем развивает идею Эпикура о том, что мудрец не может испытывать сильный гнев, а может иметь лишь легкий гнев, в то время как боги не испытывают гнева вообще.


Заключение


Таким образом, этика Эпикура покоится на положении, что для человека первое и прирожденное благо, начало и конец счастливой жизни, есть удовольствие. При этом проповедуемые Эпикуром и эпикурейцами удовольствия отличаются чрезвычайно благородным, спокойным, уравновешенным и часто созерцательным характером. Стремление к удовольствию является исходным принципом выбора или избежания.

Эпикурейцы исходным моментом счастья считали, во-первых, отсутствие страданий, во-вторых, наличие чистой совести, не отягощенной безнравственными поступками, и, в-третьих, хорошее здоровье. Удовлетворенность жизнью, при этом и наслаждение ею неразрывно связывались с процессами освоения духовно-нравственных ценностей прошлого и настоящего и необходимостью войти в культурное пространство современности.

Эпикурейцы высоко ценили радость общения людей с природой, при этом они демонстрировали в своих текстах возможности гармонизации повседневных отношений человека и с природой, и с культурой. Для эпикурейцев оптимальным был нравственно-творческий аспект повседневной связи человека с культурой как второй природой, как способом адаптации к действительности, как той символической вселенной, в которой человек мог выразить свое ощущение счастья жить на этой земле и быть любимым. Именно поэтому от времени, в котором жили Эпикур, Лукреций, и др. эпикурейские мотивы дошли до наших дней, оказавшись созвучными последующим поколениям, и находят отражение в творчестве многих выдающихся деятелей культуры,

Этика Эпикура - это этика свободы. Эпикур всю свою жизнь провел в борьбе против этических учений, не совместимых с понятием о свободе человека. Это поставило Эпикура и всю его школу в состояние постоянной борьбы со школой стоиков, несмотря на ряд общих для этих двух материалистических школ понятий и учений.

Учение Эпикура было последней великой материалистической школой древнегреческой философии. Ее авторитет - теоретический и нравственный - - был велик. Поздняя античность высоко почитала строй мыслей, характер и строгий, воздержанный, граничащий с аскетизмом образ жизни и поведения Эпикура. На них не могла бросить тень даже резкая и непримиримо враждебная полемика, которую против учения Эпикура всегда вели стоики. Эпикуреизм стоял непоколебимо под градом их нападений, а его учения строго сохранялись в их первоначальном содержании. Это была одна из самых ортодоксальных материалистических школ античности.


Литература


1. Асмус В.Ф. Античная философия. Учебное пособие. - М.: Норма, 2005. - 446с.

. Голубева Г.А. Этика. Учебник. - М.: Экзамен, 2007. - 320с.

. История этических учений. Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911с.

. Материалисты древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура/АН СССР, Ин-т философии; Общ. ред. и вступ. статья М.А. Дынника. - М.: Госполитиздат, 1955. - 239с.

. Скирбек Г. История философии: Учебное пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. -715 с.

. Этика. Учебник для вузов / Под ред. Скворцова А.А. - М.: Юрайт, 2011. - 306с.

. Этика. Учебник для вузов/ Под ред. Разина А.В. - М.: Академический проект, 2006. - 624с.

. Шахнович М.М. Эпикуризм и христианство в философском и теологическом дискурсе эллинистической эпохи // Вопросы философии, 2010. № 5.


Теги: Этические взгляды эпикурейцев  Контрольная работа  Этика, эстетика
Просмотров: 40402
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Этические взгляды эпикурейцев
Назад