Этикет служебных отношений мужчины и женщины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Институт - Социально-гуманитарных технологий

Направление (специальность) - Управление малым бизнесом

Кафедра - Инженерного предпринимательства


Курсовая работа

Этикет служебных отношений мужчины и женщины


Томск


Оглавление


Введение

. Основные аспекты этикета служебных отношений мужчины и женщины

.1 Сущность, правила, принципы и цели делового этикета

.2 Поведение женщины в деловой среде

.3 Поведение мужчины в деловой среде

. Частные аспекты этикета служебных отношений мужчины и женщины

.1 Принципы этики деловых отношений для внешнего вида

.2 Элементы этики деловых отношений, правила вежливости

.3 Этика деловых отношений, флирт на работе

.4 Как меняются правила поведения на рабочем месте между мужчиной и женщиной, если один из них руководитель

. Ошибки в этикете служебных отношений мужчины и женщины

.1 Распространённые ошибки женщин в деловых отношениях

.2 Распространённые ошибки мужчин в деловых отношениях

Заключение

Список литературы


Введение


Целью данной курсовой работы является описание правил этикета служебных отношений между мужчиной и женщиной.

Задачи курсовой работы:

·изучение теории делового этикета;

·изучение поведения мужчины и женщины в деловой среде;

·рассмотрение частных аспектов взаимоотношения мужчин и женщин в деловой среде;

·описание основных ошибок в этикете служебных отношений между мужчиной и женщиной.

Объектом курсовой работы является деловой этикет. Предметом курсовой работы является этикет служебных отношений между мужчиной и женщиной.

Актуальность темы данной курсовой работы обуславливается тем, что в современном мире рабочие коллективы в основном смешанные и в бизнес среде стали часто появляться женщины-руководители. Поэтому стало необходимым создание свода правил, которые должны регламентировать поведение между мужчиной и женщиной в деловой среде. Это необходимо для того, чтобы не возникало недопонимания между бизнес-партнерами и участниками рабочего коллектива.

Как и в любом обществе, взаимоотношения на работе регулируются правилами внутреннего распорядка, бизнес-этикета, служебных инструкций. От того, насколько хорошо служащие знают деловой этикет, правильно понимают этику корпоративного поведения и соизмеряют свои действия со служебными инструкциями, зависят не только личные достижения каждого, но и атмосфера внутри организации, способствующая успеху общего дела. В противном случае благополучие компании и профессиональный рост каждого ее работника становится невозможным, так как возникает противоречие между целями и условиями труда.

Опыт показывает, что 88% конфликтов на работе вызваны несоблюдением или нарушением этикета служебного поведения. Между тем в этих правилах нет ничего сложного. Работа в любом коллективе подразумевает наличие у сотрудников таких качеств, как уважительное отношение к коллегам, терпимость, уравновешенность, стрессоустойчивость, дружелюбие, умение правильно вести себя в конфликтной ситуации, способность к диалогу, компромиссам и т. д.

Безусловно, этикет - это высокие стандарты поведения, позволяющие приблизиться к классическому стилю делового общения. Для современного общества характерно появление новых требований к деловой личности, при которых уже недостаточно быть только отличным профессионалом. В условиях конкурентного рынка необходимо соответствовать внешним стандартам поведения, обладать хорошим вкусом и манерами, уметь работать в коллективе.

Этике деловых отношений уделяется в последнее время все большее внимание. Это выражается в увеличении объема обучающих программ в системе вузовской и послевузовской подготовки по соответствующим дисциплинам (например, «этика и деловой этикет», «этика бизнеса», «этика и этикет деловых отношений» и др.).

Работодатели уделяют большое внимание вопросам этики деловых и личностных взаимоотношений при отборе персонала и его приеме на работу, а также в процессе непосредственного выполнения сотрудниками своей профессиональной роли. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Выполнение сотрудниками какой-либо организации норм и правил этики деловых отношений становится ее «визитной карточкой» и определяет во многих случаях тот факт, будет ли внешний партнер или клиент иметь дело с данной организацией в дальнейшем и насколько эффективно будут строиться их взаимоотношения.

Этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и наоборот, практически все правила межличностных взаимоотношений находят свое отражение в служебной этике.

Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде. Сказанное не исключает, например, определенную твердость и организаторские навыки во взаимоотношениях с близкими, равно как и чуткое отношение к личным проблемам коллег по работе. Отношение окружающих к конкретному человеку в процессе профессиональной деятельности является продолжением отношений, складывающихся в общественной жизни в целом.

Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик человека, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому человеку.

Общая и деловая этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.

1. Основные аспекты этикета служебных отношений мужчины и женщины


.1 Сущность, правила, принципы и цели делового этикета


Этикет - система правил поведения в общественных местах при контактах с другими людьми.

На этикет огромное влияние оказывают идеологические и социально-экономические факторы.

Современный этикет определяет нормы поведения в различных обстоятельствах: на улице, на работе, в гостях, на официальных приемах. Существует несколько разновидностей этикета: дипломатический, придворный, общегражданский, служебный, деловой, профессиональный. Наиболее официальными являются дипломатический и придворный этикеты. Профессиональный этикет - регулирует исполнение обязанностей представителей какой-либо профессии.

Деловой этикет представляет собой свод правил и норм целесообразного поведения партнеров по совместному делу, обеспечивающий уважение человеческой личности и неукоснительное соблюдение правовых, финансовых и этических обязательств.

К общепринятым принципам культуры поведения относят: приоритет старшего и женщины, принцип гигиены и эстетический принцип.

Выделяют основные требования делового этикета:

. Вежливость и корректность;

. Тактичность и деликатность;

. Скромность;

. Пунктуальность и обязательность.

Грубое несоблюдение любого из этих требований обязательно приводит к серьезным проблемам в деловых отношениях.

Выделяют пять основных принципов бизнес-этикета:

. Принцип разумного эгоизма - выполняя свои рабочие функции, не мешай другим выполнять свои;

. Принцип позитивности - если нечего сказать приятного или положительного, лучше молчать. А вот другие проявления этого принципа:

не сплетничайте и не передавайте слухи. Вы думаете, что Вы запускаете копье, на самом же деле Вы запускаете бумеранг;

не допускайте обсуждения физических достоинств или недостатков кого бы то ни было, а также дискриминации по полу или расовой принадлежности. Помните: то, что Петр говорит о Павле, больше говорит о Петре, чем о Павле;

если Ваше остроумие унижает других - воздержитесь от такого остроумия.

. Принцип предсказуемости поведения в различных бизнес-ситуациях;

. На работе нет мужчин и женщин, есть только статусные различия;

. Принцип уместности: определенные правила в определенное время, в определенном месте, с определенными людьми.

Принципы этики деловых отношений - обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают па необходимое поведение участников деловых отношений.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

) создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

) прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения различных общественно значимых целей;

) приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

В работе американского социолога Л. Хосмсра сформулированы современные этические принципы делового поведения. Таких принципов и соответственно аксиом десять:

Никогда не делай того, что не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании;

Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению;

Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель;

Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества;

Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь;

Никогда не делай того, чего ты не желал бы рекомендовать делать другим, оказавшимся в похожей ситуации;

Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других;

Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат;

Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе;

Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию;

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового сообщества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов.

Вывод: исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что знание делового этикета является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта. Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Это умение главенствует не только на деловых переговорах. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя. Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступает этические нормы, в которых выражены наши представления, о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, он может как облегчить себе деловое общение, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.


1.2 Поведение женщины в деловой среде


Половая принадлежность работника как фактор его успешности сейчас активно обсуждается в деловом мире, теории и практике управления. Основываясь на опыте работы и общения со специалистами из различных профессиональных сфер (банковской, образовательной, производительной, туристической, транспортной, сферы власти и т. п.), можно сказать, что в последние годы в России выделяются четыре позиции относительно данного вопроса:

.мужчина эффективнее женщины как в управлении, так и в исполнительской деятельности;

.женщина эффективнее мужчины;

.мужчина и женщина равным образом эффективны в профессиональной деятельности, но имеют разный деловой стиль, и их эффективность зависит от многих других условий;

.половая принадлежность работника не имеет никакого влияния на эффективность труда.

Рассмотрим вторую позицию «женщина эффективнее мужчины».

За последние десятилетия представительницы слабого пола значительно расширили сферы своего влияния в бизнесе, политике, науке, потеснив своих условных «противников» - мужчин. Мир будоражат идеи феминизма, истинного и ложного равноправия полов. Все это вызывает изменения в области делового этикета. Что же происходит на самом деле, каким образом трансформируются и правила поведения в отношении женщин в бизнесе?

Называют два необходимых и взаимоисключающих друг друга условия для того, чтобы женщина вышла вперед.

Во-первых, женщина может стать эффективнее мужчины, если она в своей работе сможет развить и использовать сугубо женские качества, которые не так ярко присутствуют у мужчин и которые связаны с межличностным общением:

·интуицию;

·способность к изощренной политике в деловых отношениях;

·женское обаяние;

·умение тонко подстраиваться в коммуникативных взаимодействиях.

Кроме того, как показал кризис августа 1998 г., в неопределенных и нестабильных условиях для сохранения своего места работы женщина способна проявить большую гибкость и уступчивость, нежели мужчина. Она легче и без особых эмоциональных проблем переходила на более низкий должностной статус, уходила в другую профессиональную сферу, обращалась за помощью в трудоустройстве, нежели мужчина. В результате она чаще сохраняла возможность работы и заработка, а мужчина чаще оставался без работы и средств к существованию.

Во-вторых, утверждается, что женщина может стать успешнее мужчины, если она, наоборот, откажется от женского стиля в деловом общении, разовьет у себя и начнет использовать сугубо мужские качества: решительность, стрессоустойчивость, объективность, дисциплинированность, преданность делу, трудоголизм. Следует заметить, что, формируя в себе мужские черты характера, женщина часто проявляет мужской стиль делового общения и поведения даже более ярко и напряженно, нежели мужчина. Она становится более решительной, эмоционально устойчивой к стрессу, объективной, дисциплинированной, преданной своему делу и отдающей большую часть своего жизненного времени работе, нежели ее коллега-мужчина.

Особенно это характерно для эмансипированных деловых женщин, имеющих выраженную конкурентную установку относительно мужчин. Энергию, азарт и мотивацию, ведущие их к успеху, они черпают в противопоставлении себя мужчинам, стремлении доказать им, что они - умнее и сильнее мужчин.

Чтобы женщину воспринимали как личность, надо, прежде всего, ею быть. Человек, обладающий цельностью: интеллектом, собственным стилем, собственной позицией, непременно будет воспринят как личность.

Любые формальные отношения предполагают большую сдержанность. Существует ряд правил, выполнение которых позволяет настроить собеседника (независимо от его/ее пола) на деловой стиль общения.

Поза

Во время деловых переговоров и встреч поза должна быть одновременно достаточно свободной и сдержанно-подтянутой. Съежившаяся на краешке стула женщина, судорожно вцепившаяся в свою сумочку, всем своим видом показывает скованность, стеснение, неуверенность в себе. Слишком свободная поза может быть воспринята как свидетельство вашей развязности. Лучше сидеть прямо и свободно жестикулировать в пределах так называемой интимной зоны радиусом около 45 сантиметров вокруг вашего тела. Сумку лучше не держать на коленях, а положить или поставить рядом с собой.

Взгляд

Необходимо доброжелательно и внимательно смотреть в лицо своему собеседнику, показывая, что вам интересно то, что он говорит. При этом, если у вас с собеседником деловые отношения, то свой взгляд направьте в верхнюю часть лица, чуть выше бровей, а для обозначения внимания - эпизодически смотрите в глаза (долгий пристальный взгляд в глаза, может вызвать у собеседника чувство дискомфорта). При эмоциональном общении взгляд автоматически перемещается от глаз в нижнюю часть лица - это сразу чувствуется.

Голос

Особенности в голоса тоже имеют значение в общении. Если у вас высокий голос, постарайтесь хотя бы, чтобы он не был визгливым, так как в этом случае вы можете вызвать у собеседника непреодолимое желание зажмуриться и заткнуть уши. Высокий тембр голоса очень раздражает и утомляет, он ассоциируется с напряжением или с зависимостью. Поэтому постарайтесь сделать свой голос грудным и приятным, понизив его насколько это возможно. Но не говорите слишком тихо и неуверенно. Также плох слишком громкий, оглушающий собеседника голос.

Темп речи

Лучше всего воспринимается размеренный темп речи, когда вы позволяете себе делать небольшие паузы, показывая, что прежде чем что-то ответить, обдумываете услышанное. Сразу появляется ощущение, что вы «человек разумный». Нежелательно говорить слишком быстро, захлестывая собеседника потоками информации. Он может не сразу понять, о каком грандиозном проекте вы ему сообщаете, и может быть прервет вас и попросит повторить все сначала. Из-за этого вы потеряете время, а самое главное, - дадите понять, что вы человек мелкий, зависимый и стараетесь как можно быстрее успеть все сказать, пока вас не выгнали. Повышенный темп речи всегда ассоциируется с зависимостью и несерьезностью. А если будете говорить слишком медленно, то утомите вашего собеседника: ему уже все понятно, а вы еще заканчиваете фразу.

РУКОПОЖАТИЕ

В деловых и политических кругах принято здороваться за руку. Рукопожатие - традиционно мужской способ приветствия. У большинства женщин он вызывает легкий дискомфорт, поскольку ей неизвестно заранее, будут ли ее руку энергично трясти как товарищу по партии или попытаются поцеловать. Во избежание путаницы и неловкости, лучше подать руку ни в вертикальной плоскости (как для пожатия), ни в горизонтальной (как для поцелуя), а в промежуточном положении под углом к плоскости: хотите целуйте, хотите жмите. Рукопожатие должно быть лаконичным, и достаточно энергичным.

Жестикуляция

Здесь, как и во многом другом, хороша золотая середина. Жестикуляция должна быть соразмерна ритму речи и примерно соответствовать тому, о чем вы говорите. Чем более формально общение, тем более сдержанной должна быть жестикуляция. Но в то же время полное ее отсутствие воспринимается как скованность. Избегайте невротических жестов, свидетельствующих о вашем стеснении и нервозности: поправления на себе одежды, прически. Большинство людей даже не подозревают о том, какое огромное значение в беседе имеют жесты. Жест может сообщить о нас гораздо больше информации, чем мы того хотим. Жесты слишком часто выдают нас и неразумное использование некоторых жестов порой приводит к нежелательному результату. Поэтому, чтобы расположить к себе собеседника, используйте в разговоре предлагающие жесты, позволяющие видеть ваши ладони. Это является свидетельством вашей открытости. А вот негативных, давящих жестов следует избегать. Решительно разрубая ладонью воздух, можно вызвать у собеседника неприятное чувство, что с ним не желают ни в чем соглашаться. Не сжимайте кулаков во время разговора и не тыкайте в собеседника пальцем.

Вывод: женщинам сложнее, чем мужчинам добиться уважения и успеха в деловой среде, потому что их не всегда воспринимают всерьёз. В связи с этим им необходимо более серьезно подходить к созданию своего имиджа и соблюдению правил делового этикета.


1.3 Поведение мужчины в деловой среде


Мнение о том, что мужчина в деле более эффективен, нежели женщина, является довольно распространенным, причем придерживаются его не только мужчины, но и женщины. Аргументы в поддержку данной позиции называются следующие:

·мужчина имеет более логичное и дисциплинированное мышление, нежели женщина;

·мужчина строит деловые отношения на основе объективных критериев (полезности, сотрудничества, необходимости), а женщина - на основе субъективных критериев (симпатии, интуиции, настроения);

·мужчина имеет более высокую стрессоустойчивость, нежели женщина, способен сохранять самообладание и принимать решения в напряженных, неопределенных и опасных ситуациях;

·мужчина имеет большую эмоциональную и физическую выносливость, нежели женщина, может более длительное время эффективно работать;

·мужчина имеет значительно больше времени, которое он может посвятить работе и карьере, нежели женщина, поскольку он не отвлекается на длительный срок в связи с материнством и семейными обязанностями.

Особенно критично оцениваются такие черты женского характера, как эмоциональная неустойчивость, субъективность в оценке и непрогнозируемостъ поведения, а в отношении женщин-руководителей - склонность либо к гиперопекающему, материнскому стилю управления, либо к излишне авторитарному, жесткому стилю, направленному на подавление и тотальный контроль за деятельностью подчиненных.

Следует заметить, что позиция, согласно которой мужчина в работе оценивается как более эффективный, нежели женщина, разделяется и многими мужчинами-психологами. Например, анализируя проблему эффективности управленческого труда, Р.Л. Кричевский приводит такие факты наблюдений, отраженные в зарубежной литературе:

·наличие у мужчин лидерского потенциала и его отсутствие у женщин;

·проявление у мужчин большей активности, амбициозности и стремления к доминированию, нежели у женщин.

Руководитель-женщина становиться непростым условием работы для большинства мужчин. Некоторые характерные особенности мужской речи являются настолько неприемлемыми для женщин, что мужчины теряют шанс быть выслушанными, несмотря на то, что им есть что сказать. Это не просто теоретическое умозаключение. Женщины в сегодняшнем обществе начинают конкурировать с мужчинами на рабочих и руководящих должностях, и поэтому мужчинам приходится менять свой стиль общения, чтобы приспособиться к женщинам. Каждый человек в большей или меньшей степени воспринимает существующие различия между мужчиной и женщиной. Все меньше остается тех, кто совсем не признает (или не осознает) этих различий, они все же являются реальностью, потому что переговоры приходится вести и с мужчинами, и с женщинами, а они ведут себя по-разному. Следующие пункты содержат четыре очень важных момента, которые должны учитывать мужчины при общении с женщинами.

Правило первое: уважай партнера и сохраняй собственное достоинство

При деловых контактах, мужчины должны дать почувствовать женщине уважение к ней, как партнеру по бизнесу. Сомнение в способности женщины вести дела на высоком уровне может обернуться для мужчины плачевно. Женщины иногда любят поговорить "о своем, о женском". Если вам случится оказаться при таком разговоре, не пытайтесь подлаживаться под его тон, не касайтесь женских тем, не злоупотребляйте уменьшительными словечками. Женщинам это можно простить. Для мужчины разговаривать в таком духе совершенно недопустимо. Оставьте это для дома и для семейных отношений.

Правило второе: обсудите, принимая решение

Обсуждение вслух хода своих мыслей для мужчины нетипично. Для них традиционной манерой является "молчаливое размышление". Перед тем как мужчина выскажет свое суждение о предмете, оно должно полностью сформироваться у него в голове. Однако женщине важно создать с партнером совместное суждение. Ей недостаточно готового решения. Важен процесс коммуникации с партнером и уверенность в идентичности мнения. В противном случае суждение может быть ею просто отвергнуто. Молчание будет расценено как равнодушие, невнимание к ее словам и недооценка ее мнения. Она может полностью утратить интерес к беседе из-за отсутствия обратной связи или почувствовать обиду.

Правило третье: поделитесь чем-то личным

Не воспринимайте это как призыв к ухаживанию или флирту. Речь идет совсем не об этом. Женщина ценит неформальные отношения, даже если она сидит напротив, за столом переговоров. Поделитесь информацией о своей семье, о доме, о простых человеческих проблемах. Не надо бояться показаться в несколько другом свете. Вероятно, некоторым мужчинам это вначале покажется странным. Начните с рассказа о том, как провели выходные. Припомните технику легкого разговора с тренинга коммуникативных навыков. Даже если тема не имеет отношения к предмету переговоров, вы установите с женщиной - партнером более доверительный контакт.

Правило четвертое: избегайте демонстрировать эмоции

Повышенный тон, ругань и несдержанность разрушительно действуют на любые переговоры. Такое поведение подрывает уважение к мужчине в бизнесе, т.к. может быть расценено как инфантилизм (незрелость) или плохое воспитание, незнание правил этикета. По своей природе мужчины довольно сдержанны и из всех эмоций наиболее ярко у них проявляется гнев. Все же многие из них считают повышенный тон допустимым даже в деловых отношениях. Действительно, последние исследования показывают, что мужчины чаще допускают на работе резкие выражения и ненормативную лексику.

Ваша работа - это первое место, где вы должны научиться контролировать свои эмоции. Мужчина, давший волю нервам и языку, уже не вызывает никакого сочувствия или доверия. Так же, как и у плачущей женщины, его поведение свидетельствует о том, что он потерял контроль над собой и ситуацией. Кроме того, его поведение вызывает протест и возмущение у окружающих. Все (и не только женщины) чувствуют, что мужчина, теряющий контроль над собой, проявляет слабость, и им можно легко управлять.

Если на переговорах вы чувствуете, что вот-вот сорветесь, извинитесь и выйдите. Успокойтесь, сделайте несколько глубоких вдохов (можно 10), смочите руки холодной водой. Если есть возможность, выйдите на свежий воздух. Прохладный напиток поможет восстановить силы. Только когда почувствуете, что можете держать себя в руках, возвращайтесь к переговорам. Человек, который быстро выходит из себя, теряет свой имидж. Ни для кого не секрет, что в большинстве случаев раздражение и гнев - верный признак страха, неуверенности и слабости. Вас все равно никто не будет стараться перекричать. Вы будете выглядеть очень по-детски.

Советы мужчинам: секреты сотрудничества с прекрасным полом

1. Не жалейте время на налаживание хороших отношений.

. Помните о хороших манерах. Вы даже не поверите, какую пользу могут принести слова «пожалуйста» и «спасибо».

. Делайте паузы в словах: внимательно выслушивайте мнение коллеги-женщины, не прерывайте ее.

. Женщины принимают все близко к сердцу, и если вы еще не поняли этого в школе, пора, наконец, становится взрослым мужчиной. То, что для вас просто выражение мнения, для женщины может показаться грубым и жестоким. Будьте мягче.

. Уважайте способности ваших коллег. Большинство женщин ответственно относятся к исполнению своих обязанностей, и им приятно, когда их усердия уважают и ценят.

. Не называйте женщин на работе «дорогая», «милая», «лапочка», и т.д. Это нарушает деловую атмосферу и может быть неоднозначно воспринято.

. Держите себя в руках. Женщины теряются, когда на них начинают орать.

. Внимательно слушайте женщину-собеседника: поддерживайте зрительный контакт, следите за нитью разговора и проявляйте свое участие кивком головы, не скупитесь на вербальную поддержку.

. Женщины уделяют большое внимание деталям, в результате чего нередко отклоняются от изначальной темы дискуссии. Если вам нужно вернуть увлекшуюся даму к основному руслу разговора, сделайте это мягко.

Вывод: мужчины в бизнесе находятся дольше, чем женщины. Также они чаще занимают руководящие посты, поэтому они должны с понимание относиться к женщинам-партнерам по бизнесу и к женщинам-подчиненным. Мужчины по своей природе сильней и должны с уважением и заботой относиться к женщинам как дома, так и на рабочем месте.

Вывод: мужчины и женщины должны учиться друг у друга. Следует уважать особенности каждого и менять свой стиль поведения, чтобы прийти к лучшему взаимопониманию. Вы можете считать себя лучшим в мире бизнесменом, но если вас не принимают всерьез, то ваши слова не имеют никакого значения. Очень многих проблем и недопонимания на рабочем месте можно избежать, если осознавать базовые модели поведения мужчин и женщин. Это важно как при взаимодействии с коллегами, так и в цепочке «начальник-подчиненный», ведь мотивации мужчин и женщин различны, а значит ими нужно по-разному управлять, предлагать карьерные возможности, интересные каждой группе. Доказано, что в коллективе, где есть и мужчины, и женщины, работа идет эффективней и результаты выше. Поэтому вместо того, чтобы раздражаться на гендерные особенности своих коллег, лучше использовать на благо общего дела преимущества каждого.


2. Частные аспекты этикета служебных отношений мужчины и женщины


.1 Принципы этики деловых отношений для внешнего вида


Одежда - это "визитная карточка" делового человека, так как при встрече прежде всего внимание обращается именно на то, как он одет. Первое впечатление надолго остаётся в памяти людей, с которыми мы знакомимся. Поэтому пренебрежение своим внешним видом - непростительная ошибка. Например, аккуратность в одежде часто ассоциируются с организованностью в работе, умением ценить своё и чужое время. Неопрятность же - синоним суетливости, забывчивости.

Ни один босс крупной фирмы не отнесётся благосклонно или равнодушно к неряшливому виду своих сотрудников. Культура бизнеса предполагает ряд правил, касающихся внешнего вида и предусматривающих необходимость чистоты волос, кожи, обуви, одежды, умеренность в употреблении косметики и парфюмерии и скромность в использовании украшений.

С точки зрения этики деловых отношений одежда сотрудников фирмы должна по стилю соответствовать направлению деятельности этой фирмы. К примеру, деловые костюмы сотрудниц дома моделей отличаются от дресс-кода сотрудниц банка, а облик женщины, продающей косметические средства, - от образов тех, кто представляет какое-нибудь юридическое агентство. Обычно руководство крупных компаний относится к внешнему виду своих подчинённых очень требовательно. Что же касается небольших фирм, то в них к одежде служащих требования бывают более демократичные. Тем не менее, если женщина намеревается сделать неплохую карьеру, ей не следует, собираясь в офис, надевать чрезмерно короткие юбки и слишком декольтированные кофточки - строгая культура все же должна присутствовать.

Если же кому-то предстоит конференция или деловая встреча на выезде с остановкой в отеле, строгий деловой костюм можно заменить более вольной одеждой: блузкой с брюками, трикотажными вещами и прочее. На вечерние приёмы подойдёт не очень открытое вечернее платье. Одежда во всех этих случаях должна быть не столько модной, сколько престижной и стильной.

Одежда деловой женщины

Деловой костюм демонстрирует не только финансовые возможности деловой женщины, но и ее воспитание, вкус, знание делового этикета. Поэтому женщина должна всегда помнить о правиле: если занимаешься бизнесом, нужно быть готовой пойти на определенные жертвы в моде.

Несмотря на то, что вот уже тридцать лет силуэт женского делового костюма остается практически неизменным, сам костюм постоянно претерпевает косметические корректировки. Это связано с эволюцией самого понятия "классика". Классический стиль в наши дни очевидно тяготеет к умеренно-свободным, демократичным линиям, допускающим сочетание с другими стилями.

Юбка должна быть прямой, зауженной книзу, облегающей бедра, с разрезом сзади не более десяти сантиметров. Классическая длина юбки - до середины колен. Но она может быть и чуть выше колена, и чуть ниже. Длина юбки до середины икры хороша лишь для женщин, имеющих проблемы с ногами. Исключаются золотые и серебряные ремешки на юбке.

Брюки чисто классического покроя, чуть зауженные книзу. Признак моветона - брюки в обтяжку. Известно, что деловой костюм, состоящий из юбки и пиджака, чаще предназначается для мероприятий первой половины дня. Брюки и пиджак хороши вечером. Черный деловой костюм хорош либо для вечерних деловых встреч, либо для официальных публичных выступлений.

Одежда делового мужчины

Самой распространённой и наиболее признанной на сегодняшний день одеждой бизнесменов является костюм. Деловой этикет предусматривает несколько правил ношения костюма.

.Если вы надели костюм, всегда надевайте галстук. Исключения - пиджаки спортивного покроя, которые могут быть надеты даже на футболку. Но они не принадлежат к деловой одежде. Недопустимо носить двубортные пиджаки без галстука.

.Рубашка, надеваемая с костюмом, должна иметь длинные рукава. Считается элегантным, если её манжеты видны из-под рукавов пиджака примерно на 1,5 - 2 см. Лучше всего подобрать рубашку, на которой нет нагрудных карманов.

.Не допускайте, чтобы затяжной конец галстука был на виду, выступал из-за его лицевой части. Завязанный галстук должен касаться нижним концом пряжки ремня.

.Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь. Эти вещи несовместимы по своему предназначению.

.Надев костюм, не берите сумку спортивного типа. Желательно носить бумаги и необходимые вещи в дипломате, портфеле или папке.

.Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время. В повседневном общении неброский костюм считается хорошим тоном.

.Не носите слишком светлые костюмы. Наиболее распространённые цвета - тёмно-синий, тёмно-серый, чёрный

.Не надевайте пёстрых рубашек.

.Носите не слишком яркие галстуки без броских узоров. Галстук должен быть светлее костюма и темнее рубашки.

.Не допускайте несовместимости узоров деталей вашей одежды.

.Всегда надевайте носки тёмных расцветок.

Несколько советов:

.Светлые костюмы носите днём, тёмные - вечером. Галстук к вечернему костюму лучше всего подбирать из натурального или искусственного шёлка.

.В официальной обстановке пиджак должен быть застёгнут. Полностью расстегнуть его пуговицы можно во время ужина или сидя в кресле театра. Вставая, необходимо застегнуть пиджак на верхнюю пуговицу.

.Всегда держите выходной костюм в полном порядке. Это же относится к обуви, носкам, запонкам.

.Не стремитесь угнаться за модой. Лучше выглядеть не модно, но хорошо, чем модно и плохо.

.Имейте при себе два носовых платка. Первый, "рабочий", должен находиться в кармане брюк. Второй - всегда абсолютно чистый - во внутреннем кармане пиджака.

Внешний облик делового человека помимо одежды создают даже такие мелочи, как белизна улыбки, прическа, растительность на лице мужчины, макияж на лице женщины, ухоженность рук, цвет кожи, украшения и аксессуары и т.д.

Вывод: многое в жизни зависит от внешнего вида. Это и эффективность деятельности, и продвижение по службе, и завоевание симпатии окружающих. Первое впечатление о вас, ваших профессиональных качествах, темпераменте, характере, воспитанности и отношении к другим, чаще всего формирует внешний вид. Поэтому необходимо серьезно относиться к своему внешнему виду и перед каждой встречей тщательно его продумывать.


2.2 Элементы этики деловых отношений, правила вежливости


Сущностью этики деловых отношений в области вежливости является принцип равенства сотрудников обоего пола. Это означает, что одинаковых правил поведения на работе должны придерживаться как мужчины, так и женщины. И те и другие на службе обмениваются рукопожатиями, встают, приветствуя посетителя, по очереди моют кофеварки и чайники - такова культура поведения. В деловой этике не существует приоритетов по гендерному признаку: двери открывают те, кто находится к ним ближе, из лифта первым выходит тот, кто стоит возле двери.

В солидных фирмах считается невежливым обращаться к коллеге, называя его уменьшительным именем или каким-то прозвищем. На работе не должно быть никаких «солнышек», «милочек», «лапочек», Наташенек и Сашенек. Это, конечно же, не говорит о том, что все мужчины и женщины обязаны обращаться друг к другу только по имени-отчеству, (хотя и такое обращение в некоторых фирмах входит в правила делового этикета) - достаточно просто придерживаться некоторого официоза.

При этом вести служебные разговоры нужно вежливо, без командного тона и нажима на коллег. Культура общения допускает отстаивание своего мнения каждым сотрудником фирмы, однако происходить оно должно деликатно, без излишней эмоциональности. Критиковать начальство, коллег или конкурентов в их отсутствие недопустимо. Высказывать же критические замечания в лицо человеку мужчины и женщины могут только в том случае, если они содержат элементы конструктивности.

В целом принципами этики деловых отношений выступает следующее:

.Служебное поведение сотрудников должно соответствовать порядкам компании и способствовать её прогрессу;

.Поведение на работе считается этичным, если оно соответствует моральным нормам, устоям и традициям, существующим в фирме;

.Культура общения на работе должна соответствовать требованиям общечеловеческой этики;

.В деловых отношениях нет гендерного разделения.

Основное в них - коллективные интересы;

.Служебные разговоры не ведутся в приказном тоне;

.Общение с коллегами должно быть максимально бесконфликтным;

.Критика других сотрудников компании или конкурентов должна быть открытой и конструктивной;

.Поведение сотрудников фирмы не должно ограничивать свободу других;

.Сотрудники компании обязаны пресекать нарушения этических норм вне зависимости от того, кем они были допущены.

Многие работодатели очень болезненно относятся к тому, что их сотрудники где-то подрабатывают даже в свободное от основной работы время. Это своего рода профессиональная ревность, из-за которой начальник может предъявить к работнику ничем не оправданные претензии, прибегнуть к штрафным санкциям, понизить в должности, даже уволить. С юридической точки зрения все эти действия неправомерны, однако поставить на место работодателя-собственника при помощи закона решаются далеко не все.

Поэтому, прежде чем решаться на подработку, желательно корректно побеседовать с руководством, ориентируясь на принцип этики деловых отношений: «Не ограничивать свободу других». Если же такой беседы не вышло, нужно твёрдо дать понять работодателю, что наше личное пространство имеет границы, переступать через которые нельзя. Не стоит бояться отстаивать собственные интересы. Это касается всех сторон делового этикета. Хороший работодатель должен отнестись с пониманием к жизненной позиции сотрудника. А если же руководитель склонен к тирании, надо призадуматься, а есть ли смысл работать под его началом вообще. Помните, что культура делового общения должна в первую очередь работать именно на вас.

Вывод: в деловых отношениях необходимо вести себя вежливо со всеми коллегами, подчиненными и партнерами по бизнесу, независимо от того, как вы относитесь к ним на самом деле. Нельзя смешивать личные отношения и деловые отношения. Конфликты на работе будут разбивать коллектив, и портить общую работу. Также на работе должно быть равное отношение ко всем и не стоит выделять кого-то особенными приветствиями, поведением и уменьшительными именами. Любое позитивное выделение одного из сотрудников также может быть воспринято коллективом негативно.


2.3 Этика деловых отношений, флирт на работе


В целом политика и культура общения устанавливается руководством фирмы. При этом многие из руководителей компаний придерживаются одинаковых правил, определяющих взаимоотношения в коллективах. Например, флирт на рабочем месте большинство боссов не одобряют и стараются пресекать. Поэтому, чтобы не нажить неприятностей, женщин и мужчины, должны воздерживаться от всяческих заигрываний друг с другом, иначе можно поплатиться за это даже увольнением из фирмы.

Запрещение флирта на рабочем месте является одним из элементов этики деловых отношений. Объясняется это тем, что его подоплёкой могут быть меркантильные интересы как с одной, так и с другой стороны. К примеру, женщины, флиртуя с кем-то из коллег или с начальником, могут стремиться к повышению в должности, а мужчины - к тому, чтобы получить через свою коллегу какую-то важную информацию.

Нередко флирт является очень действенным средством достижения целей в бизнесе. Это отличный инструмент для манипуляций, с помощью которого можно много добиться: использовать его для повышения продаж, для борьбы с конкурентами, для продвижения каких-то проектов и прочее. Причём имидж флиртующего мужчины в фирме страдает гораздо меньше, чем имидж флиртующей женщины. Если какой-то бизнесмен вздумал пофлиртовать с женщиной на переговорах, это воспринимается окружающими как тактический ход и даже одобряется. А вот когда женщина начинает с кем-то флиртовать, её рейтинг среди коллег сразу понижается.

Поэтому служащим слабого надо уметь управлять ситуацией и не принимать со стороны мужчин-коллег откровенные знаки внимания во время работы. Особенно это касается важных совещаний, переговоров и крупных сделок. Не стоит благосклонно относиться и к попыткам флирта со стороны начальства. Чтобы не потерять авторитет у сотрудников фирмы, всегда надо придерживаться принципов старшинства в деловых отношениях. А флирт с начальником никак не соответствует этим принципам.

Впрочем, нередко бывает и так, что сослуживцы не легкомысленно флиртуют, а всерьёз увлечены друг другом. Ведь работа занимает львиную долю нашего времени и является одним из тех мест, где без труда можно найти спутника жизни. И если таковой нашёлся и выражает искреннюю симпатию, то ответить ему взаимностью, конечно, можно. Но при этом не следует демонстрировать свои отношения всему коллективу, - это нецелесообразно как с точки зрения репутации и карьеры, так и с позиции укрепления этих отношений.

Кроме того, боссы фирм обычно не поощряют служебные романы и, из соображений безопасности, бывают категорически против отношений своих сотрудников с представителями фирм-конкурентов. Сотрудница, решившаяся на любовный роман с таким представителем, рискует не только карьерой, но и своим рабочим местом. Конечно, согласно трудовому законодательству, уволить её права не имеют - в него не включаются такие элементы этики деловых отношений. Однако и продолжать работу в этой фирме она вряд ли сможет - суровое отношение начальника едва ли кто-то сможет выдержать долгое время. Поэтому, всерьёз влюбившись в служащего из конкурирующей фирмы, нужно либо быть очень осторожной, либо увольняться, не дожидаясь возникновения конфликта с боссом.

Нет в трудовом законодательстве и пункта, обязывающего являться на корпоративные мероприятия, - вечеринки, семинары, тренинги и прочее. Они в последнее время стали очень популярными: руководство фирм считает, что подобные мероприятия повышают лояльность и работоспособность их сотрудников. А для многих сотрудников такое времяпровождение, приходящееся на нерабочее время, кажется довольно сомнительным удовольствием.

Но культура деловых отношений предполагает, что явка на корпоративы обязательна. Такие мероприятия являются подарком от фирмы, и поэтому отказываться от них не следует. В противном случае можно испортить отношения с начальством, а это, конечно же, создаст серьёзные проблемы. И если предстоит корпоративная вечеринка, идти на неё нужно непременно, но даже и на ней флиртовать напропалую с сослуживцами не рекомендуется - такое поведение будет расцениваться как вызов и, надолго впечатавшись в сознание коллег, станет существенным минусом к репутации. А уж появляться на вечеринке с возлюбленным, работающим в компании-конкуренте, вообще не следует - такой поступок испортит как вечеринку, так и дальнейшую карьеру.

Вывод: в смешанном коллективе невозможно избежать флирта, но стоит помнить о рамках приличия, так как интерес к противоположному полу может пропасть, а репутация ваша будет испорчена. Также при неудачных отношениях на работе не стоит об это афишировать и выносить ваши отношения на обсуждение коллектива.

Также из-за отношений на работе порой может и не сложиться успешная карьера, ведь обе пассии будут постоянно соперничать друг с другом в достижении заветной цели и идя по карьерной лестнице.

Но в тоже время благодаря легкому флирту можно создать весьма радушную атмосферу в любом рабочем коллективе. Вполне возможно, что вы даже передумаете в определенный момент искать новую вакансию, когда на самом деле на работе все так хорошо, что хочется флиртовать.


2.4 Как меняются правила поведения на рабочем месте между мужчиной и женщиной, если один из них руководитель


Женщина-руководитель

В наше время остается все меньше профессий и должностей, на которых нельзя было бы встретить руководителя-женщину.

Однако до сих пор многие мужчины почему-то воспринимают известие о том, что им придется работать под началом женщины, если не как катастрофу, то, по крайней мере, как неприятную новость.

Женщина-руководитель по своей природе относится к работе, как к собственному детищу, и поэтому будет требовать от вас такой же любви и рвения. При любой возможности демонстрируйте ей эту любовь и желание помочь компании.

Подсознательно женщина-руководитель постоянно требует подтверждения своей компетентности и высоких организаторских способностей. Чаще подходите к ней за советами по профессиональным вопросам. Но будьте осторожны, не продемонстрируйте случайно своей профессиональной некомпетентности. Будьте терпеливы, когда у нее будет возникать потребность показать вам, «кто в доме хозяин». Помните, что для ее психики это защитная реакция.

По природе у женщин более развито внимание к мелким деталям. При оформлении документов обращайте внимание на тщательную проверку и грамотное оформление.

Женщина, даже если она по воле судьбы стала начальником, прежде всего, все равно женщина. Необходимо периодически одаривать ее комплиментами о внешнем виде и управленческом таланте. Даже самые умные из них не могут устоять перед тонкой лестью. Однако грубая и слишком частая, она может вызвать обратную реакцию.

Существует три категории женщин-руководителей

1.Не пожилая и битая жизнью женщина-руководитель с нормально выраженным женским началом, она, в первую очередь, и там пытается создать своего рода семью, где все будут счастливы и довольны, где будут царить толерантность и равноправие, красота и гармония. В отличие от мужчин-руководителей, которые, в первую очередь, выстраивают строгую иерархию, где младший подчиняется старшему, полагая, что без этого коллективный механизм слаженно и эффективно работать не может. Такие женщины-начальницы не столько руководят, сколько опекают и наставляют своих подчиненных. Наказывают редко, голос не повышают, требуют к себе и остальным предельной вежливости и порядочности.

.Женщины постарше или поопытнее, которые попытки построить семью и в рабочем коллективе оставляют про запас, не давая волю своему женскому императиву, а играют, скорее, по мужским правилам, соблюдая веками выверенные иерархию и порядок, требуя четкого исполнения обязанностей от подчиненных. Их методы управления примерно те же, что у мужчин-руководителей, разве что с некоторыми внешними отличиями, где по-прежнему угадывается женщина, с ее временами проявляющимися мягкостью, заботливостью, стремлением понять и простить, а не только наказать.

. Женщины феминистки или когда-то пострадавших от несчастной любви, которые всячески отрицают свою женскую природу, считая ее вредной выдумкой мужчин с одной целью держать женщин в подчинении, руководителей жестких и неумолимых. В народе они «стервы». Этакие боярыни Морозовы, чьей корпоративной жестокости и беспринципности удивляются сами мужчины-начальники. Впрочем, и у них есть свои плюсы они, не задумываясь, переступая через трупы своих подчиненных и конкурентов, чаще и быстрее остальных добиваются поставленных целей, и за это их ценит и побаивается уже их начальство.

Советы мужчинам

Опираясь на особенности женского восприятия, стоит придерживаться определенного стиля поведения. Тогда отношения с женщиной-начальником будут ровными и благоприятными для мужчины-подчиненного.

Женщина уважительно относится к документации - поэтому, сбегая в «курилку», прихватите с собой любые бумаги. Такого работника начальница сочтет ответственным трудолюбивым человеком.

Общаясь с начальницей, не забывайте подчеркивать тот факт, что перед вами женщина. Оказывайте ей мелкие знаки внимания: подайте уроненный предмет, откройте, при выходе, дверь, привстаньте, когда она войдет в помещение. Все это непременно воспримется, как показатель отличного воспитания, и расположенность к вам женщины-руководителя будет обеспечена. Но не забывайте и о том, что оказывать явные знаки внимания особам женского пола в присутствии начальницы чревато. Это может вызвать у нее подсознательную ревность и, как следствие, раздражение.

Любая женщина ценит в мужчине решительность и уверенность. Умейте принять решение, и аргументировано настаивать на нем. При этом не забывайте уверять, что это лишь совет, а последнее слово - за руководителем.

Ввиду эмоциональности женщин, перед выполнением нового задания не забывайте уточнить все пункты и детали. Оговорите сроки исполнения, ваши полномочия, возможности. Тогда, в процессе работы, не возникнет недоразумений.

Внешний вид для женщин важная составляющая жизни. Будьте всегда опрятны и подтянуты - женщина-начальник непременно оценит это.

И, главное, не забывайте, что женщина-начальник - тоже человек! Будьте терпимы и снисходительны.

Мужчина-руководитель

6 признаков начальника-мужчины

. Рациональность

Начальник-мужчина склонен в принятии решений руководствоваться исключительно логикой, здравым смыслом. Говорит всегда по делу, в малое количество слов способен вложить максимум смысла. Мужчина-начальник умеет контролировать свои эмоции, дело для него превыше всего, поэтому никакие семейные вопросы обычно на работу не влияют.

. Глобальное мышление

Мужчина и в жизни, и особенно на работе невнимателен к деталям. У него в голове - стратегическая цель, тактические шаги выстраиваются сами собой. Поэтому если он не заметил ошибки в вашем отчете, это не значит, что вы не получите нагоняй по поводу квартального результата.

. Решительность

Мужчина-начальник умело принимает решения, пробует, рискует. Ему проще ошибиться пять раз и на шестой достигнуть результата, но сделать это за день, чем неделю анализировать и планировать. Это делает его активным, работу - быстрой и четко отлаженной. Все текущие вопросы решаются оперативно, отсутствие промедлений приводит к высокому результату и живой работе.

. Упрямство

В отношениях с начальником-мужчиной трудно добиться компромисса или попробовать переубедить его в чем-то. Он всегда прав, даже если не прав, он не сможет признать своей ошибки, ведь это будет угрожать его статусу и авторитету.

. Работа приоритетнее всего

Работа - главное. Поэтому ссора с женой, ребенок-двоечник никак не повлияют на проведение годового собрания или на отношение к подчиненным сегодня. Все, что влияет на его настроение, это новости высшего руководства. Вопреки всем рассказам о домогательствах на работе, случаи внимания начальника-мужчины к коротким юбкам и ярким колготкам редки. Все это не относится к делу, и грамотный начальник-мужчина этого либо не заметит, либо сделает замечание за ненадлежащее поведение или одежду: отвлекает.

. Умение тратить деньги

Он умеет тратить деньги компании. Точно так же, как и умеет их зарабатывать. Для мужчины-начальника стабильность и безопасность имеют куда меньшее значение, чем риск, активность и движение. Движение денег в компании под мужским руководством обычно активнее. Мужчина более склонен вкладывать деньги в новые, пока малоприбыльные отрасли/проекты, способен к рисковым инвестициям. Активное движение денег способствует развитию компании, приводя к постоянному росту результата.

Как себя вести с начальником-мужчиной:

копируйте манеру общения начальника: говорите по делу, коротко, ясно, только выводы и вопросы, без рассуждений, конструктивно.

обращайтесь к начальнику только по важным делам, непосредственно влияющим на конечный результат большого дела. Все остальные вопросы решайте сами или с его замами или помощниками. Начальники-мужчины любят самостоятельность и ценят способность принимать решения. Вопросы по поводу поломки кофе-машины и закончившихся канцелярских принадлежностей будут его раздражать.

при озвучивании начальнику проблемы сразу предлагайте варианты решения или сразу ознакомьте его со всеми фактами, которые помогут правильно сложить мозаику проблемы и принять быстрое решение, не тратя времени на вопросы и поиск информации.

не спорьте и не подвергайте сомнению его авторитет, иначе это может стать вашим последним разговором на этой работе. Свою точку зрения, конечно, можно высказать, изложить доводы. Если окажетесь правы, начальник сделает выводы, но вряд ли признает свою ошибку.

не пытайтесь отличиться чем-то, не связанным с работой, ваш начальник этого не заметит.

деловой подход часто ставит отношения в коллективе не на первое место, поэтому не ждите понимания в рабочих промахах по личным причинам. На утренник к сыну в рабочее время может не отпустить.

Вывод: нельзя точно сказать, какой начальник лучше женщина или мужчина. В зависимости от того, кто ваш начальник меняются и правила делового этикета по отношению к нему. Есть множество плюсов, а также и минусов руководителя-мужчины и руководителя-женщины.

Вывод: при выборе тактики поведения в деловой среде между мужчиной и женщиной необходимо учитывать служебное положение личные взаимоотношения обоих представителей. Независимо от личных отношений и служебного положения необходимо уважительно относиться друг к другу и учитывать индивидуальные особенности каждого. Флирт на рабочем месте невозможно запретить, так как он в любом случае возникает в смешанных коллективах. Также известно, что смешанные коллективы работают намного эффективней, чем однополые. Отношения в коллективе должны быть такие, чтобы их совместная работа приносила успех компании а не разрушение.

деловой этикет мужчина женщина


3. Ошибки в этикете служебных отношений мужчины и женщины


.1 Распространённые ошибки женщин в деловых отношениях


Карьера женщины существенно отличается от карьеры мужчины. Среди женщин встречаются определённые яркие индивидуальности, способные разрушить примером своей деловой карьеры устоявшиеся стереотипы. Мотивация к работе и карьере у женщин обычно сильно отличается от мужской, и женский стиль работы и путь продвижения по служебной лестнице тоже совершенно иной.

Что касается карьеры женщины, то на неё влияет множество причин. Это могут быть и глобальные процессы в стране и мире, и определённые события, происходящие в компании, в которой мы работаем. Даже некоторые семейные обстоятельства могут повлиять на успехи по службе и карьеру женщины.

Семь карьерных ошибок женщин

Ошибка №1. Пассивная жизненная позиция

Многие женщины страдают недостаточной активностью и напористостью, если дело касается продвижения по карьерной лестнице. Они ждут, что руководство заметит их замечательные профессиональные знания, высокую работоспособность и умение работать самостоятельно и творчески, и недооценивают важность управления собственной карьерой. А на самом деле ваш босс, занимающийся большим количеством текущих проблем, может просто игнорировать тот факт, что под его началом работает такая замечательная сотрудница.

Ошибка №2. Заниженная самооценка

Многие психологи-консультанты, исследовавшие проблемы поведения людей на рынке труда, замечают, что женщины часто недооценивают свои собственные способности, квалификацию и практический опыт. Женщины, просто стесняются подтвердить свою высокую профессиональную квалификацию. А такое самовосприятие является серьёзным препятствием во время переговоров о повышении заработной платы или продвижении в карьере.

Ошибка №3. Стремление к совершенству

Большинство женщин взыскательно относятся к себе и стремятся добиваться в своей работе абсолютного совершенства. Они ставят своей целью выполнять любое задание безупречно, быть идеалом в своей профессиональной деятельности. Но довольно часто такая тактика оказывается для женщин, просто разрушительной. Совершенство - понятие иллюзорное, и мало кто может его достичь. В погоне за совершенством женщины теряют драгоценное время и силы, погрязают в мелких деталях и теряют способность видеть всю ситуацию в целом. Очень важно уметь вовремя остановиться: как в выполнении определённой рабочей задачи, так и в процессе совершенствования себя лично.

Ошибка №4. Чрезмерная эмоциональность

Эмоциональность - это сила и наша слабость женщины. Очень трудно оставаться женщиной и в то же время никогда не впадать в истерику на работе. Конечно, сегодня жизнь идёт в стремительном темпе, а проблемы, которые должны решать каждый рабочий день, особенно сложны, и поэтому довольно сложно никогда не срываться и не выходить из себя. Сложно, но возможно. И не только возможно, но и просто необходимо. Никакая истерика и слёзы не приведут вас к решению деловых проблем, но они определённо усложнят или испортят ваши отношения с коллегами, особенно мужчинами, которые после этого перестанут относиться к вам - женщине - как к равному партнёру. Они запомнят, что вы не хотите быть в работе на равных с ними, а пользуетесь слезами как своим «преимуществом слабого пола» для достижения определённых целей.

Ошибка №5. «Я сама не знаю, чего я хочу»

Это тоже относится к вопросу эмоциональности. Женщина - это всегда индивидуальность многосторонняя, она всегда хочет получить всё, что только возможно, и желательно прямо сейчас. Однако получить от жизни всё и сразу просто невозможно. Очень важно решить для себя, что именно вы ожидаете от своей карьеры на каждой своей жизненной стадии. Определив свои приоритеты в каждый период жизни, можно избежать излишних разочарований и извлечь максимальную выгоду из каждой жизненной ситуации.

Ошибка №6. Предательская честность

Если вы чего-то не умеете делать, то не следует врать. Но что мешает вам сказать: «Я могу этому научиться» или «Я этому научусь», или, ещё лучше, «Я научусь этому за три месяца»? Такой ответ произведёт хорошее впечатление по нескольким причинам: во-первых, потому, что вы готовы учиться и повышать уровень своих знаний, во-вторых, вы покажете ваше умение вести плодотворные переговоры, и, в-третьих, наконец, ваше большое желание работать.

Ошибка №7. Не обсуждать свою зарплату

Иногда бывает очень проблематично поднимать перед руководством вопрос о своей зарплате. Возможно, вы замечали это и за собой. Но вы должны чётко давать себе отчёт в том, что ваш босс - не благодетель, и он не делает вам одолжение, предоставляя вам рабочее место и выплачивая вам зарплату, он просто покупает ваш труд. И не только труд - ваши способности, знания, профессиональный опыт. Наконец, даже ваше время и силы. И взамен он предлагает вам деньги. Так что всё в порядке - вы не находитесь у него в неоплатном долгу. И вы не выпрашиваете себе зарплату или прибавку к ней, вы просто ведёте переговоры об этом. И, между прочим, прежде чем начать переговоры о повышении своей зарплаты, было бы неплохо провести небольшое исследование текущего рынка труда и оценить, сколько вы стоите на сегодняшний день.

Пять ошибок деловых женщин

1. Декольте

Деловые партнеры-мужчины при виде женщин-партнеров с глубоким декольте испытывают шок. И это часто мешает деловым переговорам.

. Короткая юбка

Неудачный выбор длины юбки, создающий дерзкий и соблазнительный стиль, мешает коллегам и партнерам сосредоточиться на работе.

. Излишнее количество украшений

Многие руководители подчеркнули, что избыточное количество украшений отвлекает. Например, несколько колец на одной руке, браслеты, которые производят шум при работе на компьютере, бусы и цепочки, издающие звуки при переговорах за столом. Кроме того, несколько украшений, надетых одновременно, являются нарушением делового этикета.

. Неадекватный макияж

Этот элемент стиля также вызывает недовольство у руководителей. Они считают «боевую раскраску» или полное отсутствие макияжа ошибкой в оформлении внешности. Некоторые руководители трактуют неадекватный макияж как признак плохого вкуса и неуверенности в себе.

. Летний дурман

«Летним дурманом» называют явление, которое широко распространено в странах с холодным климатом. Когда наступает тепло и приходят жаркие дни, многие деловые женщины полагают, что высокая температура воздуха разрешает нарушать правила делового этикета, касающиеся одежды. Например, женщины, подверженные «летнему дурману», носят в жару одежду из прозрачных тканей, не признают чулок, надевают босоножки в деловой обстановке, приходят на работу в одежде пляжного типа и прочее.. В жару проходят деловые переговоры, презентации, различные встречи в офисе. Деловым женщинам в любой сезон важно выглядеть адекватно деловой обстановке.

Вывод: подведя итог всему сказанному выше, можно утверждать, что карьера женщины, как и карьера мужчины, находится в её собственных руках, поэтому, если женщина сама не справится со своими ошибками, то никто ее не продвинет по службе и она так и останется на своем месте. При не соблюдении делового этикета как в одежде, так и в поведении может грозить для женщины либо увольнением, либо строгим выговором. На работе женщина должны быть в-первую очередь частью коллектива и соблюдать устоявшиеся нормы и правила, а уже во0вторую очередь быть женщиной.


3.2 Распространённые ошибки мужчин в деловых отношениях


Не только деловые женщины допускают непозволительные ошибки в своем профессиональном имидже, но также и мужчины. Казалось бы, все давно и хорошо известно: профессиональный имидж уже стал нормой, а не исключением для успешных деловых людей.

Десять непозволительных ошибок делового мужчины, делающего карьеру:

.не понимать, что ваш профессиональный имидж- это часть бизнеса, а ваш внешний вид- это часть вашего имиджа;

.не понимать или не следовать дресс-коду своей индустрии, своей компании и своей должности;

.не понимать разницу между «официальной» и «повседневной» деловой одеждой;

.не понимать, что комфорт и небрежность - не синонимы;

.носить слишком длинные рукава пиджака;

.носить рубашки с коротким рукавом в офисе;

.носить слишком длинный или слишком короткий галстук;

.носить спортивные часы с официальным деловым костюмом;

.ожидать пока кто-нибудь заметит, что ваши туфли пора бы и почистить;

.носить пуховик: допускается, только если вы ходите на работу на лыжах.

Основные ошибки в стиле делового мужчины

Непонятная обувь. Самая распространенная ошибка. Зачастую на ногах делового мужчины красуется нечто непонятного дизайна, что можно с трудом назвать обувью. Существуют четыре модели классической обуви, которая подходит для делового мира: оксфорды, дерби, лоферы и монки. Остальное носить с костюмом не стоит! Также неприемлемы лакированные туфли - они только для смокинга и фрака, это торжественная обувь и в бизнесе ей не место.

Плохая посадка костюма. Даже если на вас отличный дорогой костюм, хорошо подобрана сорочка и галстук к нему - если он плохо сидит, то все впечатление будет разрушено. Сорочка выглядывает на сантиметр - полтора из-?под рукава, плечи пиджака не слишком широки, пиджак сидит плотно по фигуре. Брюки образовывают внизу максимум один залом на ботинке, и держатся на талии без помощи ремня. Это основные моменты, на которые нужно обращать внимание.

Темные сорочки в бизнесе. Бывает, что мужчина с деловым костюмом надевает темные сорочки: черную, темно-?синюю, фиолетовые, и т.д. Это ошибка, темных сорочек в бизнесе быть не должно. Основу делового гардероба составляют светлые однотонные сорочки: белые, голубые, кремовые, сиреневые. Чем ближе к белому цвет сорочки, тем она более официальна.

Цвета галстука и сорочки сливаются друг с другом. Иногда встречается и такое: цвет галстука и сорочки совпадают, или минимально отличаются друг от друга. Ошибка! Чтобы ее не совершать мы должны помнить предыдущий пункт статьи: сорочка всегда должна быть светлой. А галстук темнее сорочки: к голубой сорочке будет хорош темно-?синий галстук, к белой сорочке красный или бордовый, и т.д. Контраст между сорочкой и галстуком всегда должен присутствовать.

Длинный или короткий галстук. Эта ошибка часто встречается: галстук заканчивается на уровне пупка, или свисает на 3 - 4 сантиметра ниже пояса. Правильная длина галстука - до середины пряжки ремня, или до начала пряжки, и не иначе. Короткий или длинный галстук выглядит смешно!

Неправильный цвет костюма. Часто мужчины носят черные костюмы. Черный цвет в бизнесе - это только цвет обуви, ремня, часов или портфеля. Черный цвет ткани приемлем только для смокингов или фраков, но не для бизнеса. Также не могут быть деловыми белый, бордовый, желтый костюм, и прочие яркие расцветки. Стандартный цвет для деловых костюмов это синий и оттенки серого.

Сорочка с коротким рукавом в деловом стиле. В бизнес-?стиле приемлемы только сорочки с длинным рукавом, сорочек с коротких рукавом в нем быть не может! Ни в каких вариациях - с галстуком или без, и тем более не под пиджак. Это очень грубая ошибка.

Вывод: все выше сказанное это основные и далеко не все ошибки деловых мужчин. Но, даже поработав над своим имиджем и исключив эти нюансы из делового гардероба, вы будете выглядеть гораздо лучше основной массы деловых мужчин. Вас будут запоминать и выделять из толпы, а это главное.

Вывод: ошибки в деловом стиле и в деловом поведение свойственны как женщинам, так и мужчинам. Для улучшения своего имиджа необходимо более тщательно подходить к вопросу выбора одежды, аксессуаров и прически. Если знать все вышесказанные ошибки можно с легкостью их избежать и стать самым запоминающимся и стильным человеком на собрании или в собственном коллективе. В деловой среде, как и в обычной жизни в первую очередь встречают по внешнему виду, поэтому очень важно, чтобы он был стильный и соответствовал деловому этикету.


Заключение


В основе сущности этики деловых отношений лежит принцип координации и гармонизации интересов всего коллектива. Это профессиональная этика, регулирующая схему взаимодействия сотрудников в сфере бизнеса. Эта схема является базисом, на основе которого строятся действия людей, работающих в той или иной организации.

Особенно важен деловой этикет в смешанных, состоящих из лиц обоего пола, коллективах. Именно в таких коллективах чаще всего возникают недоразумения, нередко идущие во вред не только конкретным сотрудникам, но и всей фирме.

Для того, чтобы понять сущность этики деловых отношений между мужчинами и женщинами, следует иметь хоть какое-то представление об общей психологии бизнеса. Правила этикета подразумевают знание самых распространённых проблем, возникающих в деловом общении мужчин и женщин. А начинаются эти проблемы уже при попытке устройства на работу какой-либо представительницы слабого пола. Предоставляя работодателю своё резюме, соискательнице той или иной должности нужно быть готовой к тому, что, если в данный момент на эту должность претендует мужчина с подобным резюме, то работодатель (если это не женщина) наверняка отдаст предпочтение ему.

Конечно же, такой выбор директора фирмы никак не соответствует этике деловых отношений. Однако чаще всего происходит именно так, и ничего с этим поделать нельзя. Для того, чтобы оказаться в этом случае вне конкуренции, женщина должна обладать преимуществом над мужчиной, заключающемся и в опыте работы, и в профессиональных достижениях, и в уровне интеллекта. Но даже наличие всех этих качеств не даёт никакой гарантии, что ей не предложат должность, мало соответствующую степени квалификации соискательницы. Это нормальная практика, и, на сегодняшний день, самый распространенный способ женского старта в какой-то компании. И, для того, чтобы сделать карьеру в компании, бизнес-леди некоторое время придётся подстраиваться под окружающих и вести себя в соответствии с принципами старшинства в деловых отношениях.

Как ни прискорбно осознавать, но в современной бизнес-сфере ещё царят гендерные настроения. Они способствуют несколько пренебрежительному отношению со стороны мужчин к своим коллегам, - представительницам прекрасного пола, если они, конечно же, не входят в состав руководства и не стоят ступенькой выше на лестнице иерархии. Поэтому некоторые элементы этики деловых отношений в фирмах могут игнорироваться. Это следует учитывать и быть готовыми мягко, но настойчиво отстаивать свои права. Распространённый пример: рядовая сотрудница подаёт какую-то идею, мужчина - начальник, внимательно выслушав её, в итоге, идею не одобряет. А через некоторое время руководитель начинает использовать на практике предложения своей подчинённой, выдавая их за свои идеи.

Конечно же, такой поступок нельзя назвать этичным, однако подобное в смешанных коллективах случается довольно часто. Как поступать в таком случае женщине, чтобы не нарушить этику деловых отношений? Ни в коем случае не пытаться разоблачать начальство, упрекая его в краже чужой идеи. Просто уяснить для себя на будущее, что нужно быть мудрей и не выкладывать руководству свои замыслы во всех деталях. И тогда, если руководитель примет предложение, он не сможет его реализовать до конца, и вынужден будет обратиться к ней за советом, признав, таким образом, за подчинённой авторство идеи. Принцип старшинства в деловых отношениях не всегда срабатывает даже в тех коллективах, где иерархия соблюдается очень строго.

Есть во многих фирмах и мужской обычай уединяться в курительной комнате, во время обеда или в комнате совещаний, обсуждая какие-то важные проекты. Подразумевается, что женщинам на этом обсуждении присутствовать не следует. Взгляд этот является ничем иным, как проявлением своеобразного мужского шовинизма по отношению к женщинам-сотрудницам. Согласно принципам этики деловых отношений, представительницы прекрасного пола вполне могут присоединиться к мужчинам, проявляя при этом настойчивость. В стороне от важных обсуждений оставаться нельзя.

Для того, чтобы коллектив был сплоченный и работал эффективно необходимо придерживаться правилам делового этикета и относиться ко всем сотрудникам одинаково независимо от его половой принадлежности. Женщины, как и мужчины, имеют полное право наравне с мужчинами занимать руководящие позиции и участвовать в решение серьезных вопросах.

Как у мужчин, так и у женщин есть свои особенности руководства и поэтому для того, чтобы компания стала работать эффективнее, необходимо прислушиваться к мнению обоих полов и учитывать индивидуальные особенности каждого.


Теги: Этикет служебных отношений мужчины и женщины  Курсовая работа (теория)  Этика, эстетика
Просмотров: 12870
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Этикет служебных отношений мужчины и женщины
Назад