Профессиональное общение и его составляющие

Содержание


1. Профессиональное общение и его составляющие

1.1 Проблема культуры в становлении профессионального общения

.2 Проблема методов обучения в становлении профессионального общения

.3 Проблема речи в становлении профессионального общения

. Про какой психический процесс идет речь? Про какое его свойство? Назовите условия его образования. "Изумительная трудоспособность Г. Г. Чернышевского позволяла ему часто проводить одновременно две работы:

не редко он писал статью для "Современника" одновременно выполняя другое дело, например диктуя секретарю перевод "Всемирной истории" Шлоссера

2.1 Явление и определение внимания. Его характерные особенности

.2 Свойство распределение внимания

2.3 Способы развития внимания

Список литературы


1. Профессиональное общение и его составляющие


1.1 Проблема культуры в становлении профессионального общения


Общение - это сложный многоплановый процесс поддержания и развитие контактов и связей между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия. Общение в одно и то же время выступает и как личностно-ориентированный процесс, в котором реализуются установки личности и её взгляды на социальные нормы, и как социальный процесс, через который общество влияет на неё.

Профессиональное общение представляет собой речевое взаимодействие специалиста с другими специалистами и клиентами организации в ходе осуществления профессиональной деятельности.

Проблема обучения культуре профессионального общения находит отражение в компетентном подходе, определяющем задачу формирования коммуникативной компетентности.

Культура профессиональной деятельности во многом определяет ее эффективность, а также репутацию организации в целом и отдельного специалиста.

Культура общения составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий, как преподаватель, журналист, менеджер, юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.

Профессиональная культура включает владение специальными умениями и навыками профессиональной деятельности, культуру поведения, эмоциональную культуру, общую культуру речи и культуру профессионального общения.

Специальные навыки приобретаются в процессе профессиональной подготовки. Культура поведения формируется личностью в соответствии с этическими нормами общества. Эмоциональная культура включает умение регулировать свое психическое состояние, понимать эмоциональное состояние собеседника, управлять своими эмоциями, снимать волнение, преодолевать нерешительность, устанавливать эмоциональный контакт.

Формирование культуры профессионального общения работника рассматривается как приоритетное направление профессиональной подготовки и личностного развития студентов на основе системного использования: ресурсных культуроформирующих возможностей образования в учебной, учебно-профессиональной, профессиональной и внеучебной деятельности студентов; результатов эмпирического исследования реального состояния и особенностей проявления культуры профессионального общения, обусловленных социальнокультурной дифференциацией студентов; понимания культуры профессионального общения работника как инвариантного, интегративного, системообразующего компонента его общей, профессиональной и индивидуально-личностной культуры.

Формирование культуры профессионального общения будущего работника основывается на психолого-педагогических стратегиях. Традиционно стратегия понимается как долгосрочная программа основных действий, направленная на достижение четко определенных целей и соответствующих действий по ее реализации. В методологическом плане педагогические стратегии ориентированы на организацию процессов становления, формирования, развития, воспитания личности, и их целевая направленность определяется государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования.

Стратегия проблематизации и рефлексии в коммуникативной деятельности - это создание проблемных ситуаций, конструирование речевых и знаковых деятельностей и организация самоанализа. В проблемной ситуации, при недостатке привычных способов действий для решения профессиональной задачи, возникает необходимость осмысления, анализа, рефлексии, формируется критическое отношение к средствам, выдвигаются догадки, гипотезы, происходит интуитивное решение данной проблемы, ее логическое обоснование и реализация решения.

Стратегия индивидуализации обучения рассматривается в контексте личностно ориентированного подхода к образованию, обращена на расширение и совершенствование индивидуального опыта и опирается на необходимость учета неповторимости и уникальности каждого индивида.

Стратегия обучение мышлению предполагает целенаправленное развитие интеллектуально-творческих способностей студентов в естественных и специально моделируемых профессионально ориентированных ситуациях.

Согласно общепризнанной точке зрения, формирование знаний, навыков, умений и привычек является результатом процесса обучения. Следовательно, процесс обучения в своей направленности на формирование знаний, навыков, умений и привычек коммуникации соединяется с их содержанием ("формирование культуры профессионального общения"). Но этот результат достигается лишь при сознательной, целенаправленной деятельности преподавателя и студента. Соединение интеллектуального и волевого компонентов на фоне эмоционального переживания своего отношения к преобразуемой действительности, к обществу, деятельности, другим людям и к самому себе формирует качества личности. Этот психологический механизм использован практически в процессе формирования культуры профессионального общения специалиста в период его обучения в вузе.

Собственно коммуникативный блок подготовки специалистов в вузе представляет собой формирование системы качеств личности, включающей:

) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышления, в результате чего общение предстает как вид творчества);

) культуру речевого действия (грамотность построения фраз, простота и ясность изложения мыслей, образная выразительность и четкая аргументация, адекватный ситуации общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация и хорошая дикция);

) культуру личностной психической самонастройки на общение и психоэмоциональной регуляции своего состояния;

) культуру жестов и пластики движений (самоуправление психофизическим напряжением и расслаблением, деятельная самоактивация и т.д.);

) культуру восприятия коммуникативных действий клиента;

) культуру эмоции как выражение эмоционально-оценочных суждений в общении.

Все перечисленные составляющие обусловливают коммуникативный потенциал личности специалиста.

Коммуникативный потенциал - это единство его составляющих: коммуникативные способности; коммуникативная самостоятельность; коммуникативная компетентность, коммуникативное поведение.

Сущностная характеристика значимой коммуникативной способности должна включать мотивационный и действенный компоненты в следующем соотнесении со структурными элементами. Мотивационный компонент: осознание роли и значения коммуникативности в различных видах деятельности; осознание необходимости быть активным участником общения; осознание необходимости усвоения правил общения и соблюдение их. Действенный компонент: активное, самостоятельное участие в общении; проявление инициативы; проявление заинтересованности успехами других; проявление критического отношения к результатам общения; постоянное совершенствование умений общаться; перенос умений из одной области в другие виды деятельности.


1.2 Проблема методов обучения в становлении профессионального общения


Результаты исследований В.Г. Зазыкина показали, что развитие профессионализма у специалистов разных профессий осуществляется по сходным закономерностям, которые связаны с формированием системы важнейших свойств и умений, названных "акмеологическими инвариантами профессионализма". Акмеологическими инвариантами являются такие качества, как проницательность, коммуникабельность, эмпатия, умение оказывать психологическое воздействие, умение организовывать взаимодействие и пр. Определение акмеологических инвариантов явиляется основой для моделирования процесса формирования культуры профессионального общения будущего специалиста. Акмеологические инварианты профессионализма - это основные качества и умения профессионала, обеспечивающие высокую эффективность деятельности независимо от ее содержания. Инварианты являются внутренними побудительными причинами, обеспечивающими саморазвитие специалиста и реализацию его потенциала. К ним отнесем: высокий уровень саморегуляции личности, высокую мотивацию достижений, способность к рефлексии. Обоснование категории инвариантов профессионализма специалиста позволило по-новому взглянуть на пути и методы формирования его культуры профессионального общения, которые должны осуществляться за счет развития этих базисных качеств и умений. В дальнейшем они позволят намного быстрее сформировать систему гибких навыков и умений, а также профессионально важных качеств, делающих профессиональную деятельность специалиста более эффективной.

Ориентирование - это педагогическая стратегия, направленная на осознание студентами ценностного, аксиологического потенциала культуры профессионального общения, ее значения для самоопределения в профессии

и жизнедеятельности, в решении социальным работником профессиональных задач, реализации функций и видов деятельности. Здесь стратегия "работает" в направлении оказания помощи будущему работнику в самоопределении, осознании профессиональных, нравственных и гражданских ценностей "для себя" и их роли в становлении специалиста и личностном развитии, и важно перевести содержание образования студента из социально значимого в личностно значимое, определяющее жизненные смыслы и образовательную траекторию будущего социального работника.

Стратегия включения и приобщения представляет собой совокупность сконструированных действий приобщения, сориентирована на овладение действиями или способами выполнения деятельности, на самопроявление студентов в различных видах деятельности (личностно-деятельностная самоорганизация и творческое саморазвитие). Эта стратегия "работает" на развитие социального интеллекта, креативности, ответственности, инициативности, повышение активности и самостоятельности в самопознании, саморазвитии, акмеологической интенции, "самопроявления" студента как субъекта коммуникативной деятельности.

Стратегия обогащения нацелена на преобразование индивидуального опыта студентов в качественно более высокое состояние и представляет собой совокупность дополнительных действий по обогащению жизненного опыта студентов новыми способами действия и взаимодействия - участие студентов в коммуникативных ситуациях профессионального плана, обогащающих субъективный опыт самоконтроля и саморегуляции, самоорганизации, саморефлексии, самовыражения, самопрезентации в профессиональной деятельности.

Представленные стратегии лежат в основе обеспечения вузовской технологии целенаправленного, системного формирования культуры профессионального общения будущего работника и соотносятся с применением методов и организационных форм, обеспечивающих активную коммуникативную деятельность студентов - будущих профессионалов.

Методы обучения - система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающегося, обеспечивающих усвоение содержания образования. Методы обучения характеризуются тремя признаками: обозначают цель, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.

К основным методам формирования культуры профессионального общения будущего работника в процессе обучения в вузе относим активные и интерактивные методы.

Достоинством активного обучения является включение в коммуникативную деятельность всех студентов через использование ролевых игр, организацию дискуссий, "мозговых штурмов", моделирование и анализ профессиональных и жизненных ситуаций, где студенты учатся критически мыслить, решать сложные вопросы, сопоставлять альтернативные подходы, считаться с чужими мнениями, принимать ответственные решения, продуктивно взаимодействовать с другим "Я".

Главная, фундаментальная идея личностно ориентированного интерактивного обучения заключается в переходе от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к со-управлению и самоуправлению. Совместная деятельность в процессе познания предполагает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад в обмен знаниями, идеями, способами деятельности в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, толерантности, каждый реализует и повышает свой уровень субъектности, совершенствует коммуникативные, креативные способности и умения, свои личные достижения.

Ведущим направлением в формировании культуры профессионального общения будущего работника является целенаправленная организация коммуникативной деятельности и всего учебно-воспитательного процесса в рамках преподавания дисциплин профессионального цикла, курса как "ядра саморазвития" вузовской технологии, обеспечивающего целевую интеграцию коммуникативной подготовки студентов, научноисследовательской работы студентов и внеучебной воспитательной деятельности. Общая цель курса состоит в стимулировании сознательного целенаправленного, системного формирования культуры профессионального общения будущего социального работника.


.3 Проблема речи в становлении профессионального общения


В профессиональной культуре общения становится особенно высокой роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям. Общая культура речи предусматривает нормы речевого поведения и требования к речи в любых ситуациях общения, культура профессионального общения характеризуется рядом дополнительных по отношению к общей речевой культуре требований.

Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.

Культура профессиональной речи включает:

·владение терминологией данной специальности;

·умение строить выступление на профессиональную тему;

·умение организовать профессиональный диалог и управлять им;

·умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.

Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.

Оценочное отношение к высказыванию, осознание целевой установки общения, учет ситуации общения, его места, отношений с собеседником, прогнозирование воздействия высказывания на собеседника, умение создать благоприятную для общения атмосферу, умение поддерживать контакты с людьми разного психологического типа и уровня образования включаются в коммуникативную компетенцию специалиста. В коммуникативную компетенцию входит как само умение общаться, обмениваться информацией, так и умение налаживать целесообразные отношения с участниками производственного процесса, организовать совместную творческую деятельность.

Умение контролировать эмоции, направлять диалог в соответствии с потребностями профессиональной деятельности, соблюдение этических норм и требований этикета составляют поведенческую компетенцию. Коммуникативное поведение подразумевает такую организацию речи и соответствующего ей речевого поведения, которые влияют на создание и поддержание эмоционально-психологической атмосферы общения с коллегами и клиентами, на характер взаимоотношений участников производственного процесса, на стиль их работы.


2. Про какой психический процесс идет речь? Про какое его свойство? Назовите условия его образования. "Изумительная трудоспособность Г. Г. Чернышевского позволяла ему часто проводить одновременно две работы: не редко он писал статью для "Современника" одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод "Всемирной истории" Шлоссера


.1 Явление и определение внимания. Его характерные особенности


Внимание - один из тех познавательных процессов человека, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия, несмотря на то, что его исследования ведутся уже много веков. Одни ученые утверждают, что как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психологического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности, несводимые к характеристикам других познавательных процессов. Действительно, в системе психологических феноменов внимание занимает особое положение. Оно включено во все остальные психические процессы, выступает как их необходимый момент, и отделить его от них, выделить и изучать в "чистом" виде не представляется возможным. В данной контрольной работе была сделана попытка, рассмотреть феномен внимания, его характерные особенности, функции, виды и психологические теории и также привести примеры некоторых тестов на определение качества внимания. Одной из самых характерных особенностей нашей духовной жизни является тот факт, что, находясь под постоянным наплывом все новых и новых впечатлений, мы отмечаем и замечаем лишь самую малую, ничтожную их часть. Только эта часть внешних впечатлений и внутренних ощущений выделяется нашим вниманием, выступает в виде образов, фиксируется память, становится содержанием размышлений. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на мнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.


2.2 Свойство распределение внимания


Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности. Способность управлять вниманием, распределять его особенно необходимо в том случае, когда приходится выполнять две или несколько работ одновременно. Многие выдающиеся люди отличались удивительной способностью распределять свое внимание. Владимир Ильич Ленин, по воспоминаниям Н. А. Семашко, мог одновременно слушать ораторов, руководить заседанием, вникать в материалы и писать записки членам СНК по отдельным вопросам. О Н. Г. Чернышевском биограф А. П. Примаковский пишет: "Изумительная трудоспособность позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для "Современника", одновременно выполняя другое дело, например диктуя секретарю перевод с немецкого "Всемирной истории" Шлоссера". Естественно, одновременное выполнение двух видов деятельности приводит к частичному, а нередко и к полному разрушению одного из них. Так, если человек выполняет простые арифметические действия и одновременно слушает рассказ с тем, чтобы его потом воспроизвести, то продуктивность его работы уменьшается почти наполовину. Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять, раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задания могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень сложности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выполнения заданий. Распределение внимания - его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание. Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами. Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.


.3 Способы развития внимания


Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.

Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них нужно знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй, менее знакомой ему работе.

Умение распределять свое внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений и навыков, поэтому не следует предлагать им выполнять одновременно два дела или при выполнении одного задания отвлекать внимание ребенка на другое. Однако развивать это умение необходимо.

Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять, раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задания могут быть однородными, разнородными и иметь различную степень сложности. Сравниваются эффективность одновременного и раздельного выполнения заданий.

Внимание является общим свойством психики, явлений и процессов, составляющих основной объем психической деятельности человека. Внимание сопровождает, направляет и целесообразно организует такие психические процессы, как восприятие, память, мышление, воображение. Но быть занятым исключительно одним процессом внимания оказывается невозможно. Вместе с тем нормальный человек в бодрствующем состоянии быть абсолютно невнимательным тоже не в состоянии. Его внимание всегда бывает чем-то привлечено и на чем-то сосредоточено, а именно на объекте деятельности.

Установлено, что внимание повышает эффективность любой психической деятельности. Оно вызывает более ясное и отчетливое протекание психических процессов. При этом внимательное восприятие служит своеобразным фильтром для раздражений, не связанных с объектом внимания.

Наконец, внимание оказывается механизмом, при помощи которого наше сознание организует свою деятельность избирательно, избегая перегрузки и направляя ее на то, чтобы каким-то образом удовлетворить потребности индивида. Таким образом, избирательный характер внимания служит основной предпосылкой целесообразной направленности как психической, так и трудовой деятельности личности. А направляется психическая деятельность личностью на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость.

В психологии существует множество упражнений для тренировки внимания. Ниже приведем некоторые из них.

Упражнение 1. "Муха"

Упражнение выполняется вдвоем с товарищем по обучению. Для упражнения потребуется доска (30Х30 см) с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально. Суть упражнения заключается в том, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд. По одной из четырех возможных команд: вверх, вниз, вправо, влево - "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Ее исходное положение-центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками игры по очереди.

Играющие должны, постоянно следя за перемещением "мухи", не допустить ее выхода за пределы игрового поля. После предварительной тренировки на доске игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет на своем экране мысленного взора. Если вы или ваш товарищ теряете нить игры- или видите, что "муха" покинула поле, дается команда "Стоп!". Вернув "муху" на центральную клетку, начинаете игру сначала.

Упражнение "Муха" требует постоянной сосредоточенности: стоит кому-либо из участников хоть на мгновение отвлечься или подумать о чем-то постороннем, как он тут же потеряет нить игры и вынужден будет остановиться.

Упражнение 2. "Стрелка"

Упражнение выполняется ежедневно, два-три раза в день. В течение 3 мин. наблюдайте за движением секундной стрелки на ваших часах. Упражнение вначале кажется не очень сложным. Однако очень скоро вы обнаружите, что уже не следите за стрелкой, а думаете совсем о постороннем, тогда как ваше внимание все время должно быть приковано к стрелке.

Упражнение 3. "Созерцание зеленой точки"

Вы уже длительное время выполняете это упражнение и убедились в его эффективности. Здесь нам хотелось бы напомнить, что главная задача упражнения-достижение "ясного сознания"-решается тем проще и скорее, чем более внимательно и сосредоточенно выполняется предшествующий ему этап.

Постоянный контроль своего состояния как раз и является тем мощным обучающим фактором, который поможет решению задачи.

Упражнение 4. Читать неинтересную книгу

Что мы обычно читаем? То, что нам нужно, интересно, полезно. Очень редко мы беремся за чтение текста, заранее зная, что он не нужен и бесполезен. В этом упражнении мы предлагаем читать книги, заведомо для нас неинтересные. Но читать не механически, а творчески, следя за переключением своего внимания. Вначале оно носит характер явно произвольного. Вы с трудом заставляете себя читать текст. Все кажется вам скучным. Но вот вдруг появилась какая-то интересная мысль. Что-то вас увлекло. Незаметно для себя вы внимательно вчитываетесь в текст, забывая о том, что книга-то в общем для вас неинтересная. Внимание становится послепроизвольным. Умение "втягиваться" в любую работу, сделать ее любимой - огромное достоинство, помогающее продуктивно выполнять многие виды человеческой деятельности. Какие книги выбирать для этого упражнения? Мы рекомендуем обычно читать книги не вашего профиля деятельности.

Упражнения для тренировки внимания нужно выполнять в течение 3 месяцев. В этот период рекомендуется ежедневно выполнять упражнения 2. "Стрелка" и 3. "Созерцание зеленой точки". Кроме того, попеременно через день следует выполнять упражнения 1."Муха"; упражнение 4. выполнять 1-2 раза в неделю.


Список литературы

профессиональный общение коммуникативный специалист

1.Н.В. Курилович Закономерности формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в условиях ВУЗА - ГОУ ВПО "Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина" г. Тамбов Рецензент д-р пед. наук, профессор Е.А. Ракитина

2.Леванова Е.А. Современные тенденции Профессиональной подготовки студентов / Е.А. Леванова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы VII Всерос. науч.-практич. конф. : в 6 ч. / Ин-т доп. проф.-пед. образования ; отв. ред. Д.Ф. Илясов. - Челябинск, 2006. - Ч. 3. - С. 122-129.

.Титченер Э. Внимание // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976.

.Выгодский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию. - М., 1976, - С. 186.


Теги: Профессиональное общение и его составляющие  Курсовая работа (теория)  Этика, эстетика
Просмотров: 45503
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Профессиональное общение и его составляющие
Назад