Проблемы глобализации арабских стран в мировую экономику

Проблемы глобализации арабских стран в мировую экономику


Тема глобализации является сейчас, пожалуй, наиболее широко распространенной среди работ, посвященных экономическим проблемам развивающегося мира. Все авторы сходятся во мнении, что этот феномен проявляется в усилении экономического и научно-технического взаимодействия различных стран, тенденции к их интеграции. Всемирный банк определяет глобализацию как увеличивающуюся экономическую взаимозависимость стран мира вследствие возрастающего объема и многообразия международных перемещений товаров, услуг и интернациональных потоков капитала, а также все более быстрого и широкого распространения технологий. Таким образом, особое значение для судеб отдельных государств приобретает проблема их интеграции в мировое хозяйство, поиска оптимальной модели развития в новых условиях и наиболее рационального способа участия в международном разделении труда.

Сама природа предопределила характер национального экономического развития и международной специализации арабских государств, располагающих крупными запасами углеводородного сырья. На мировом рынке они выступают в качестве поставщиков нефти и продуктов ее переработки, получая значительные финансовые ресурсы от продажи этих товаров. Однако опыт многих стран свидетельствует о том, что обилие природных ресурсов не всегда способствует, а иногда даже мешает экономическому росту. Отсутствие нефтяных ресурсов у ряда арабских стран и, соответственно, крупных финансовых поступлений от внешней торговли, с одной стороны, порождает ряд серьезных проблем, таких, как дефициты торговых балансов и госбюджетов, большой внешний долг, а с другой, стимулирует поиск моделей развития, позволяющих обеспечить быстрый экономический рост и диверсификацию экономики, заставляет обращать особое внимание на развитие внешней торговли и возможности включения в международное разделение труда.

По мнению специалистов международных финансовых организаций – Международного валютного фонда, Всемирного банка, а также представителей Евросоюза, – ускорить экономический рост и обеспечить успешную интеграцию в международное разделение труда способна лишь модель развития, опирающаяся на активизацию частных инвестиций, приток иностранных капиталовложений, стимулирование внешней торговли. Наряду с немногими другими государствами арабского региона Иордания и Марокко довольно успешно осуществляют эти принципы на протяжении последних 10–15 лет.

При анализе проблем экономического развития представляется правомерным методологически объединить эти две страны. Не располагая запасами углеводородного сырья и, соответственно, финансовыми возможностями, которые дает торговля нефтью, эти государства в течение длительного периода ведут поиски наиболее подходящей специализации во внешней торговле. Первоначально они выступали преимущественно в качестве поставщиков минерального сырья, а именно фосфатов, крупные месторождения которых имеются на их территориях. Другой отраслью специализации являлось сельское хозяйство. Однако подобная направленность экспорта неконкурентоспособна в современных условиях и не способна обеспечить достаточных объем финансовых поступлений от внешней торговли.

Средний показатель ВВП на душу населения в регионе Ближнего Востока и Северной Африки составляет 2 тыс. долл. Этот усредненный показатель достигается за счет высокого уровня подушевого ВВП нефтедобывающих государств – Катара, Омана, ОАЭ и пр. Если учесть этот момент, то Иордания, где ВВП на душу населения равен 1750 долл., и Марокко со 1190 долл. ВВП на душу населения, выглядят не так уж плохо.

Страны различны по емкости внутреннего рынка – население Марокко почти в 6 раз превышает численность населения Иордании. Есть различия и в структуре ВВП этих государств. Хотя в обоих преобладает сфера услуг, в Марокко она обеспечивает чуть более половины производства ВВП, в Иордании – почти две трети; доля сельского хозяйства в Марокко приближается к 16%, в Иордании составляет всего 2%. А вот удельный вес в ВВП промышленности в обеих странах уже ближе – чуть более трети в Марокко и около четверти в Иордании при том, что обрабатывающие отрасли промышленного производства дают 15–17% ВВП.

В период 1991–2001 гг. Иордания обгоняла Марокко по темпам экономического роста (4,5% и 3,0% соответственно). В 2002 г. объем ВВП увеличился в Иордании на 4,9%, в Марокко – на 4,5%. В обеих странах экономический рост на протяжении 90-х годов и вплоть до настоящего времени обгонял примерно на 1,5% рост населения, что способствовало медленному, но постоянному увеличению показателя подушевого ВВП.

С середины 90-х годов в обеих странах заметно активизировался процесс реформирования экономики. Необходимость проведения реформ была осознана еще раньше в связи с критическим положением хозяйства, сложившимся в Марокко и Иордании в 80-е годы. Проявлениями финансового и экономического кризиса в обоих государствах стали большие объемы дефицитов торгового баланса и государственного бюджета, высокие темпы инфляции и замедление экономического роста, огромные внешние долги. Например, в Иордании внешний долг за 1981–91 гг. возрос с 51,5% до 227,7% ВВП, дефицит госбюджета в 1988 г. составил 24% ВВП. В Марокко к 1981 г. дефицит госбюджета достиг 15% ВВП, а отношение суммы внешнего долга к ВВП в 1987 г. превысило 118% .

Основной целью проведения реформ стало преобразование закрытой, неэффективной, опирающейся преимущественно на госсектор, экономики в более открытую, конкурентоспособную, с преобладанием частного предпринимательства. Соответственно в первую очередь в обеих странах была осуществлена перестройка и приватизация госсектора. В Марокко этому процессу положил начало закон о приватизации, принятый еще в 1989 г., однако активное его развитие приходится на вторую половину 90-х годов. Продажа госпредприятий частным инвесторам проводилось в телекоммуникационном и гостиничном бизнесе, в ряде отраслей промышленного производства (добыча цветных металлов, производство металлоизделий, цемента, удобрений, табачной и пищевой продукции), торговле, финансовой сфере (кредитование и страхование). На 2002 г. в руках государства оставались такие стратегически важные отрасли, как добыча фосфатов, производство и распределение электроэнергии, водоснабжение, транспорт, хотя наблюдается привлечение частных местных и иностранных инвесторов в процессе осуществления крупных государственных проектов.

С середины 90-х годов Иордания также приступила к приватизации госсектора. Здесь руководство страны действовало даже более решительно, чем в Марокко. По существующей концепции приватизации государству отводятся функции разработки и осуществления общего направления развития, поддержания основных экономических и финансовых пропорций через посредство разработки законодательства, регулирования социальной сферы. В частный сектор вплоть до 2002 г. были переданы предприятия и компании, работавшие в сфере транспорта, связи, финансов, гостиничного дела и туризма; готовится приватизация крупнейших компаний по добыче, переработке и продаже фосфатов и поташа, а также электроэнергетической отрасли.

Основным способом разгосударствления в обеих странах стала продажа компаний через биржу или путем тендерных сделок с предварительным акционированием и оценкой, часто с привлечением международных экспертов. Значительная часть приватизируемых предприятий переходит в руки частных иностранных инвесторов. Так, например, в Марокко около 78% вырученных в процессе разгосударствления экономики средств представляют собой иностранные инвестиции. Только в 2001 г. в страну поступило 33 млрд. дирхамов иностранных прямых капиталовложений, что явилось в основном результатом крупных сделок в сфере телекоммуникационного бизнеса. Кроме того, ожидается значительный рост частных капиталовложений в приватизированных компаниях; по оценкам, в Иордании в ближайшие четыре года их объем может составить более 2 млрд. долл. или до 7% ВВП страны.

Для централизованного аккумулирования и рационального использования доходов от приватизации в обоих государствах были организованы специализированные Фонды. В Марокко это фонд Хассана II, выступивший в 2000–2003 гг. партнером в осуществлении нескольких десятков крупных проектов в сфере жилищного и автодорожного строительства, создания промышленной и туристической инфраструктуры, а также оказывающий финансовую поддержку предприятиям, действующим в экспорт ориентированных отраслях промышленности. В Иордании половина доходов от приватизации госсектора поступает непосредственно в госбюджет, остальная часть делится поровну между Фондом приватизации и Иорданской инвестиционной корпорацией и используется для финансирования крупных промышленных проектов и социальной сферы.

Политика разгосударствления и либерализации сопровождалась мерами по формированию прозрачного и четкого законодательного регулирования экономики, соответствующего международным стандартам. В частности, были внесены изменения в инвестиционные кодексы, направленные на упрощение процедуры инвестирования и создание равных условий для национальных и иностранных вкладчиков, а также на стимулирование притока капиталовложений в менее развитые регионы. Так, в Иордании либерализация инвестиционного законодательства осуществлялась в 1995 и 2000 гг., в результате принятых поправок местные и иностранные предприниматели получили равные права, а единственными сферами экономики, в которых иностранным гражданам запрещено владеть 100% капитала компаний, остались торговля, горнодобывающая промышленность и контрактная деятельность в строительстве. Также были приняты новые законы, регулирующие финансовую сферу, – о ценных бумагах, о компаниях, внесены изменения в налоговое законодательство и таможенный кодекс.

В Марокко также в 1995 г. был принят новый инвестиционный кодекс, предоставляющий иностранным предпринимателям равные права наряду с местными инвесторами. Определенные ограничения, однако, сохранились в таких жизненно важных отраслях экономики, как сельское хозяйство (иностранцы не имеют права приобретать в собственность сельскохозяйственные земли), добыча фосфатов, строительство и транспортная инфраструктура, где ведущая роль остается пока за государством. Постоянное совершенствование экономического законодательства, направленное на развитие предпринимательства и усиление действия рыночных механизмов, ведется в Марокко вплоть до настоящего времени, большое внимание уделяется организационным проблемам. Так, например, в 2002 г. были созданы региональные инвестиционные центры, призванные децентрализовать и упростить процесс инвестирования. Вместе с тем в обеих странах существенными препятствиями для частных предпринимателей остаются различные бюрократические препоны, недостаточная заинтересованность и подготовка государственных чиновников.

Либерализация экономики и общее улучшение инвестиционного климата способствовали росту притока иностранных прямых инвестиций в хозяйство Иордании и Марокко. Их среднее ежегодное поступление возросло с 14 млн. долл. в 1985–95 гг. до 702 млн. долл. в 1998–2002 гг. в Иордании и с 237 млн. долл. до 1,2 млрд. долл. за тот же период в Марокко, т.е. примерно в 5 раз. Накопленный объем прямых иностранных инвестиций в 2002 г. составил 26% ВВП в Иордании и 26,9% в Марокко (при среднем показателе для развивающихся стран в 36% ВВП). В обеих странах наиболее привлекательным для иностранных капиталовложений в последние годы стал сектор телекоммуникаций, а также сфера туризма и гостиничного хозяйства.

В настоящее время прямые инвестиции преобладают в общем объеме притока иностранных финансовых средств в Иорданию и Марокко, что является положительным моментом, так как не вызывает рост внешней задолженности. В Иордании удельный вес прямых капиталовложений составляет около 60%, а в Марокко – 86–97% во всем поступлении капитала из-за границы. В Иордании сумма полученных займов и кредитов в 2001–2002 гг. на четверть превысила средний показатель за 1994–98 гг., в Марокко приток заемных средств в 2002 г. был в 2 раза меньше, чем в 1998 г.

Наблюдаются обнадеживающие тенденции во внешней задолженности рассматриваемых стран. Отношение суммы внешнего долга к ВВП сократилось в Иордании в 2001 г. до 75,8% при общем объеме долга в 6,7 млрд. долл. и до 29,1% в Марокко в 2002 г. (сумма внешнего долга – 8,4 млрд. долл.).

Внешняя торговля играет большую роль в развитии обоих государств. Особенно велико ее значение в Иордании, где удельный вес экспорта в ВВП составляет 44%, импорта – около 69%. В Марокко эти показатели ниже – примерно 30% и 36% соответственно. В последнее десятилетие темпы роста экспорта и импорта в Иордании были равны 2,5%, что заметно меньше темпов увеличения ВВП (4,5%). В Марокко при среднегодовом росте ВВП в 3% за 1992–2002 гг. экспорт увеличивался в среднем на 4,8% в год, импорт – на 6,5%. Таким образом, напрашивается вывод о том, что доля внешней торговли в экономике этих стран стремится к некой оптимальной величине, сокращаясь в Иордании и возрастая в Марокко. В качестве показателя воспроизводственной открытости экономики часто используется значение отношения внешнеторгового оборота к ВВП. В 2001 г. эта величина составляла для Иордании около 80%, для Марокко – примерно 55%, то есть уровень вовлеченности в международное разделение труда был гораздо выше у Иордании. Однако более высокое значение показателя не обязательно свидетельствует о большей эффективности внешней торговли для развития хозяйства. Гораздо важнее «качество» внешнеторговых связей.

Меняется структура внешней торговли. Наиболее важным является облагораживание экспорта – снижение удельного веса в нем сырья и повышение доли готовых промышленных изделий. В настоящее время минеральное сырье обеспечивает 23% стоимости экспорта Иордании. Для Марокко этот показатель заметно ниже – около 7%. Место минерального сырья (фосфатов, калийных солей) в экспорте постепенно занимает продукция его переработки, производимая химической промышленностью. В Иордании удельный вес подобных товаров превышает 34% стоимости экспорта, в Марокко – около 10%. Очевидно, что для Марокко вывоз минерального сырья и продукции его переработки в целом имеет меньшее значение, чем для Иордании, а процесс диверсификации внешней торговли развивается более успешно.

Вместе с тем надо отметить, что вывозимые этими странами готовые промышленные изделия не относятся к высокотехнологичной продукции и представляют собой преимущественно традиционные для развивающихся стран товары – текстильные и кожаные изделия, одежду, продукцию химической промышленности. Удельный вес машин и оборудования в экспорте остается низким – примерно 6,5% общей стоимости вывоза в Иордании и Марокко, хотя и есть тенденция его роста.

Наблюдаемое облагораживание экспорта не всегда свидетельствует о соответствующем становлении экспорт ориентированных отраслей промышленности в развивающихся странах. Лишь небольшая доля добавленной стоимости вывозимых промышленных товаров создается на их территории, а преобладающая содержится в ввозимых полуфабрикатах. В Марокко, например, более 70% стоимости экспорта обеспечивает вывоз продукции, поступившей в страну по режиму временного ввоза для последующей обработки. А удельный вес в ВВП таких важных отраслей промышленности, как текстильная и кожевенная, металлургическая и механическая, электротехническая и электронная, остается практически неизменным на протяжении 1980–2001 гг. (соответственно 4,4%, 2,4%, 0,6%).

В товарной структуре импорта большой удельный вес имеют машины и оборудование (более 28% в Иордании и 20% в Марокко), топливо (около 15% в обеих странах), продовольствие (16% в Иордании и 11,6% в Марокко).

Со второй половины 90-х годов в обеих странах ведется большая работа по либерализации внешней торговли и повышению эффективности законодательного регулирования внешнеторговой сферы. В Иордании уже с 1995 г. целый ряд товаров, в том числе пшеница, рис, сахар, промышленной и сельскохозяйственное оборудование, полуфабрикаты для швейной промышленности были освобождены от уплаты импортных пошлин. К 2002 г. максимальная ставка пошлин при ввозе товаров была снижена с 40% до 30%, а средняя величина – с 23,1% до 14,9%. С 2001 г. сняты все ограничения на импорт, экспорт и реэкспорт товаров, за исключением категорий, запрещенных для ввоза в страну. В Марокко также проводится упрощение и рационализация тарифной системы. К 2001 г. с 9 до 7 было сокращено число ставок таможенных пошлин на несельскохозяйственный товары, средний размер импортных пошлин на эти товары составил 22,5% при минимальной ставке в 2,5% и максимальной – в 50% (на ввоз готовых изделий, производимых также и местной промышленностью. Установление наиболее низких пошлин на ввоз промышленного оборудования, ряд видов сырья и полуфабрикатов направлено на снижение затрат на производство в марокканской промышленности и увеличение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Принимаются также меры для упрощения и ускорения таможенных процедур.

Изменения в экономическом, финансовом и внешнеторговом законодательствах в Иордании и Марокко осуществляются в соответствии с принципами Всемирной торговой организации, членом которой Марокко, входившее до этого в ГАТТ, автоматически стало с 1995 г., а Иордания – с 2000 г.

Важным шагом по усилению интеграции обеих стран в мировое хозяйство стало участие в Барселонском процессе, начало которому положила встреча в 1995 г. в Барселоне министров иностранных дел 15 европейских государств и 12 стран, расположенных в бассейне Средиземного моря. В принятой на ней Барселонской декларации было объявлено о намерении превратить Европу и бассейн Средиземного моря в зону мира, стабильности и свободной торговли. Экономически более развитые государства Европы взяли на себя обязательства оказывать финансовую поддержку средиземноморским партнерам с тем, чтобы избежать негативных экономических и социальных последствий проводимых там реформ.

Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, заменившие ранее существовавшие договоры о сотрудничестве, вступили в силу для Марокко в 2000 г. и для Иордании в 2002 г. Они положили начало для участия этих стран в Европейско-Средиземноморском партнерстве. В них предусмотрено постепенное упразднение торговых барьеров, дальнейшая либерализация инвестиционного законодательства, финансовая помощь со стороны Евросоюза, направленная на поддержку экономических и социальных реформ в странах-партнерах (Иордании и Марокко), осуществляемая по финансовым протоколам. За 1996–2002 гг. Иордания получила таким образом более 420 млн. евро, а Марокко – около 1 млрд. евро на проведение различных программ в финансовой и законодательной сферах, здравоохранении, образовании, водоснабжении, сельском развитии. Кроме того, обе страны являются крупными получателями кредитов Европейского инвестиционного банка, направляемых на поддержку частного сектора, создание экономической инфраструктуры, охрану окружающей среды. Марокко, например, за 1996–2002 гг. был выдан 1,2 млрд. евро в качестве кредитов ЕИБ.

На 2000 г. на долю государств Евросоюза приходилось 66% стоимости экспорта и 60% импорта Марокко и только 5% внешнеторгового оборота страны – на государства средиземноморского региона. Для Иордании внешнеторговые связи с Европой имеют гораздо меньшее значение – всего 0,5% экспорта страны направляется в этот регион, а оттуда поступает около 30% импорта. Таким образом, во многом в результате особенностей исторического развития, Марокко имеет намного более тесные связи со странами Европы.

Иордания и Марокко являются пока единственными арабскими государствами, подписавшими двусторонние договоры о свободной торговле с США (Иордания в 2001 г., Марокко – в 2004 г.). Как было заявлено американским президентом Бушем, цель США – «способствовать развитию демократии и процветания у наших партнеров» для чего к 2013 г. планируется подписание двусторонних договоров, подобных тем, что уже заключены с Иорданией и Марокко, со всеми государствами Ближнего и Среднего Востока от Мавритании до Пакистана и формирование впоследствии Ближневосточной зоны свободной торговли. Эти инициативы осуществляются в рамках новой внешнеполитической стратегии США, получившей название «Большой Ближний Восток» и являющейся одной из составных частей американской борьбы с международным терроризмом. Очень коротко содержание этой концепции можно определить как коренное политической и экономическое переустройство всего арабского мира в соответствии с интересами Америки, в связи с чем отношение к ней лидеров арабских государств весьма неоднозначно. В то же время наблюдаемое соперничество между США и Евросоюзом за политическое и экономическое влияние в регионе может оказаться выгодным для тех арабских государств, которые сумеют им воспользоваться в своих интересах.

В Иордании за 2000–2003 гг. стоимость торгового оборота с США увеличилась с 0,4 до 1,2 млрд. долл., особенно заметно – более, чем в 20 раз, – возросла стоимость иорданского экспорта в Америку (с 31 млн. долл. в 1999 г. до 673 млн. долл. в 2003 г.). Внешнеторговый оборот между Марокко и США пока невелик – на Америку приходится всего 4% стоимости экспорта-импорта Марокко.

Одним из результатов подписания иорданско-американского Соглашения о свободной торговле стала организация в Иордании специальных промышленных зон. Расположенные в них компании могут беспошлинно экспортировать свою продукцию в Соединенные Штаты, а ввозимое в СПЗ сырье, полуфабрикаты, оборудование не облагаются пошлинами. Необходимым условием является производство не менее 11,7% конечной стоимости товаров иоданскими компаниями, еще 8% – израильскими фирмами, 15,3% – производителями, базирующимися в иорданской СПЗ, либо в Израиле, США, секторе Газа или на Западном берегу р. Иордан. Остающиеся 65% конечной стоимости могут быть произведены в любой стране мира, что выгодно для иностранных компаний, желающих вывозить свою продукцию на американский рынок. В настоящее время в Иордании созданы 8 специальных промышленных зон, а стоимость экспорта товаров из них возросла за 1999–2001 гг. с 2,4 до 78,1 млн. долл.

Развивается и горизонтальная интеграция в регионе. В феврале 2004 г. Иорданией, Египтом, Тунисом и Марокко было подписано Соглашение о свободной торговле (т.н. Агадирское соглашение). Целью его является создание к 2010 г. Средиземноморской зоны свободной торговли. Евросоюз выступает активным сторонником этой инициативы и финансирует ее в рамках специальной программы, на которую выделено 4 млн. евро. В результате формирования единого рынка с числом потребителей более 100 млн. чел. появятся новые возможности для осуществления европейских инвестиций в регионе.

Все реформы, направленные на повышение степени открытости экономик Иордании и Марокко как по линии движения товаров и капитала, так и в информационной и других сферах, активно поддерживаются и направляются международными организациями, такими, как Мировой банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация. Хотя в их программных документах, разрабатываемых для указанных стран (например, Стратегиях содействия МБРР, Программах сотрудничества МВФ), декларируется, что участие этих организаций в реформировании сводится в основном к финансовой и технической помощи, очевидно, что и сами концепции реформ вырабатываются не на национальном уровне, а в среде межгосударственных экономических институтов. Таким образом, функции регулирования хозяйства переходят с государственного на наднациональный уровень.

Политика свертывания госсектора, поощрения частного предпринимательства, усиления включенности в мировое хозяйство порой сопровождается негативными процессами во внутренней социально-экономической обстановке развивающихся стран. Так, например, в Иордании доля бедных во всем населении, по подсчетам МБРР, остается в последние годы на уровне 11,7%, однако эксперты этой организации полагают, что фактически этот показатель выше и составляет от 15 до 30%. В Марокко удельный вес бедного населения увеличился с 13 до 19% на протяжении 90-х годов. Очень остро в обеих странах стоит проблема безработицы, особенно среди молодежи.

На протяжении последних 10–15 лет действительно происходит усиление интеграции Иордании и Марокко в мировое хозяйство по линии движения товаров и капитала в результате реформирования и либерализации их экономик. Однако сохраняется традиционная для большинства развивающихся стран специализация в рамках международного разделения труда. Интеграция носит преимущественно вертикальный характер, то есть осуществляется путем активизации отношений с промышленно развитыми государствами, в то время как горизонтальные связи развиваются менее интенсивно. Этот процесс в значительной мере инициируется, теоретически обосновывается и направляется международными финансовыми организациями.

иордания либерализация интеграция мировая



Список литературы


1.  Аганин А.Р., Соловьева З.А. «Современная Иордания», М., 2003, с. 303.

2.  Справочник «Королевство Марокко». М., 1991, с. 130, 170.

3.  Соловьева З.А. «Экономические реформы в Иордании» в сб. «Ученые записки Центра арабских исследований» вып. 3, М., 2003, с. 76.

4.  www.wto.org.

5.  www.europa.eu.int/comm/external_relations.

6.  www.cbj.gov.jo, www.oc.gov.ma.

7.  Jeune Afrique/L’Intelligent, P., №2253, с. 41.

8.  www.worldbank.org.


 


Теги: Проблемы глобализации арабских стран в мировую экономику  Реферат  Международное право
Просмотров: 24699
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Проблемы глобализации арабских стран в мировую экономику
Назад