Среди определяющих черт международных отношений в Западном полушарии, безусловно, в первую очередь следует выделить резкую активизацию интеграционных процессов. Мощный импульс им придала «Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. «Инициатива для Америк» уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями - Карибским общим рынком (КАРИКОМ), Системой Центральноамериканской интеграции (СЦАИ), Андским пактом, Общим рынком стран Южного конуса (МЕРКОСУР). С Мексикой с 1991 г. Соединенные Штаты и Канада вступили в переговорный процесс по вопросу создания Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА).
Столь резко возросший интерес США к латиноамериканскому региону в начале десятилетия был обусловлен следующими факторами. После окончания холодной войны более очевидным стало формирование двух мощных экономических мегаблоков - в Западной Европе и в АТР, в ближайшие десятилетия способных превратиться в главные структурные звенья нового миропорядка. Это не вписывалось в выдвинутую Соединенными Штатами после распада СССР концепцию однополюсного мира. На фоне интенсивного формирования новых полюсов экономической и политической мощи более отчетливо обозначились нарастающие трудности американской экономики, постепенное снижение веса США в мировой торговле и финансах. В этом отношении формирование североамериканского рынка могло придать новое дыхание американской экономике, открыть доступ к дешевой рабочей силе и природным ресурсам соседних Мексики и Канады.
Цель работы: проанализировать взаимодействие Мексики и США в рамках НАФТА
Задачи работы:
1. Проанализировать роль Латинской Америки во внешней политике США
2. Охарактеризовать основные направления мексикано-американского сотрудничества в рамках НАФТА
3. Рассмотреть основные экономические и внутриполитические проблемы, связанные с НАФТА
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) вошло в силу в январе 1994 г., результатом чего стало создание одного из самых крупных торговых блоков на земле, объединившего все три государства Северной Америки. В известном смысле оно было продолжением более раннего соглашения о свободной торговле, существовавшего между США и Канадой. Вступление в НАФТА имело для Мексики колоссальное экономическое и политическое значение. Хотя создание торгового блока было проявлением общемировой тенденции к экономической интеграции, каждая из центростремительных сил, участвовавших в процессе его строительства, исходила из собственных конкретных экономических интересов. Мексиканская правящая элита рассчитывала посредством вступления в НАФТА решить ряд острейших народнохозяйственных проблем, таких как привлечение иностранных капиталовложений и новой, передовой технологии, обеспечение надежных рынков для мексиканских экспортных товаров, увеличение занятости работоспособного населения и др. Для достижения этих целей Мексика должна была доказать северным соседям стабильность своей экономики и последовательность своей экономической политики. Вхождение в зону свободной торговли с США и Канадой было для Мексики сопряжено с немалым риском быть просто поглощенной северными гигантами, ведь по объему производства ее экономика составляет лишь 5% от показателя США. Но потенциальные выгоды были слишком велики.
Североамериканское соглашение о свободной торговле предусматривает регулярные консультации стран-участниц по проблемам взаимного интереса, включая регулирование в области здравоохранения (чтобы уменьшить разрыв в стоимости рабочей силы), субсидирование производства в ряде отраслей, стандартизацию правил установления происхождения товаров, установление стандартов качества, а также создание легальных процедур компетентных органов для разрешения коммерческих споров.
С момента вступления в силу НАФТА предусматривало немедленное устранение мексиканских таможенных тарифов на 5900 импортных позиций из США и Канады (главным образом машины, оборудование и незавершенное производство), на которые приходится около 40% объема всей мексиканской внешней торговли. Оставшиеся товары были дифференцированы в тарифной диспозиции в соответствии с 50%-ной, 10%-ной, 15%-ной и 20%-ной ставками. Соединенные Штаты отменили тарифы на 3100 импортных позиций мексиканских товаров, что довело удельный вес мексиканских экспортных товаров, беспошлинно поступающих на американский рынок, до 80% общего объема мексиканского экспорта. 4200 позиций уже раннее были включены в Генеральную Систему Преференций (ГСП) и тем самым были освобождены от обложения таможенными тарифами. Таможенное обложение оставшихся товаров намечалось отменить соответственно через пять, десять или пятнадцать лет, таким образом, чтобы на товары, конкурирующие с продукцией наименее эффективных отраслей, как в США, так и в Мексике, тарифы сохранялись в течение наибольшего срока. Впоследствии период либерализации был сокращен. Соглашение также регламентирует торговлю услугами, включая наземный транспорт, телекоммуникации, финансовые услуги, а также предусматривает либерализацию правительственных закупок.
Насколько можно судить по приведенным данным, Мексике удалось добиться более льготных условий вступления по сравнению с ее северными соседями. Если последние обязались снять таможенные тарифы на 80% мексиканского экспорта (исключая нефть), то Мексика проявила взаимность только в отношении 40-42% американского и канадского экспорта. НАФТА обязало ее отменить протекционистские ограничения на вложения иностранного капитала (за исключением энергетического сектора) и допустить свободную репатриацию прибылей американскими и канадскими фирмами, а также предоставить гарантии иностранным инвесторам от возможного захвата их собственности без полной компенсации. (Отражение генетической памяти о прошлых национализациях в Мексике.) НАФТА позволяет иностранным банкам получить до 25% мексиканского финансового рынка и открывает возможность для иностранных фирм приобрести 30% страхового бизнеса в период до 2004 г., после чего все ограничения будут полностью сняты.
НАФТА во многом связывает будущих лидеров Мексики обязательством сохранять приверженность свободной торговле и свободному движению капитала, а также оказывает давление на страну в направлении повышения ее конкурентоспособности. Соглашение содержит возможность (ст. 2005) для любой страны или группы стран присоединиться к нему на основе установленной процедуры, предусматривающей переговоры о взаимоприемлемых условиях. Однако каждый нынешний член соглашения может наложить вето на прием любого нового претендента.
Выше отмечалась льготность условий вступления Мексики в НАФТА. Главная причина этого заключалась в реальных экономических интересах. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться со стенограммами объединенных слушаний подкомитетов Международной экономической политики и торговли и по делам западного полушария Комитета по международным делам палаты представителей США189. В них, в частности, подчеркивалось, что нефть является самым важным товаром в торговом обмене между США и Мексикой. 55%, т.е. более половины мексиканского экспорта нефти, направляется в Соединенные Штаты, и в среднем 12% американского импорта составляют поставки нефти из Мексики. Последняя обладает разведанными запасами нефти, одними из самых крупных в мире, возможно от 30 млрд до 50 млрд баррелей, добывая ныне в день лишь 2,5 млн баррелей. При этом Мексика импортирует значительную часть потребляемого ею бензина и основных нефтехимических продуктов из США. Несмотря на все свое нефтяное богатство, Мексика все еще остается бедной страной, где подушевой доход в год составляет около 3 тыс долл. (1992 г.), а внешний долг равняется 97 млрд долл.
После национализации нефтяной промышленности в 1938 г. Мексика не разрешала иностранным компаниям осуществлять инвестиции в эту отрасль экономики, хотя целый ряд американских нефтяных компаний охотно вложили бы капиталы в мексиканскую нефть. Американские компании, обслуживающие отрасль, включая бурение, хранение и транспортировку нефти, лоббировали заключение НАФТА в надежде получить мексиканские контракты, тем более, что в США мощности этих компаний и квалифицированная рабочая сила используются далеко не на полную мощность.
Как известно, при заключении НАФТА Мексика отстояла свою монополию на нефтедобычу, хотя разрешила участие иностранных компаний в сопредельных отраслях. Во всяком случае борьба интересов в США вокруг нефтяного сектора мексиканской экономики в значительной степени способствовала созданию региональной организации свободной торговли в Северной Америке с участием Мексики.
Хотя вступление Мексики в ВТО и НАФТА во многом было продолжением и реализацией политики экономической и политической либерализации, которая проводилась в этой стране начиная с 1980-х годов, само вступление в ВТО и НАФТА резко ускорило процесс либерализации и приватизации. Начиная с 1986 г. Мексика приватизировала или ликвидировала более чем 1000 государственных предприятий, и в настоящее время лишь приблизительно 252 компании остаются в руках государства. Процесс приватизации охватил главным образом семь основных секторов экономики: шоссейные и железные дороги, аэродромы, морские порты, телекоммуникации, электроэнергетику, добычу и распределение натурального газа. Однако в октябре 1996 г. мексиканское правительство объявило о своем отказе от готовившейся в течение длительного времени 100%-ной приватизации части нефтеперерабатывающей промышленности, предложив взамен продажу части акций. Вместо полной приватизации 61 предприятия нефтеперерабатывающей отрасли предлагается лишь частичная продажа.
Возникнув как проявление объективных тенденций в региональной и мировой экономике и как равнодействующая устремлений различных экономических и политических сил трех стран, НАФТА превратилось в объективную реальность, оказывающую возрастающее воздействие на потоки региональной и мировой торговли и инвестиций. Начиная со вступления НАФТА в силу в 1994 г., положение Северной Америки как одного из самых процветающих и интегрированных регионов мира стало совершенно бесспорным, выражаясь в росте производства и внутрирегиональных связей. Сегодня одна треть всей внешней торговли трех стран группировки приходится на торговлю в пределах Североамериканского соглашения о свободной торговле. В 2000 г. трехсторонняя торговля достигла 659 млрд долл., что на 128,2% превышает ее объем в 1993 г. и на 16% - в 1999г. С января 1994 г. торговля между партнерами по НАФТА возрастала со среднегодовым темпом 11,8%, превосходя мировой показатель, который равен 7%. Еще более быстрыми темпами развивалась торговля между Мексикой и Соединенными Штатами. С 1994 по 2000 г. она более чем утроилась, демонстрируя ежегодный прирост в 16,7%. В результате Мексика превратилась во второго, после Канады, торгового партнера США, оттеснив Японию и Китай. В 2000 г. мексикано-американская торговля достигла 263,5 млрд долл., что означает рост по сравнению с 1993 г. на 209,2%.
США являются главным источником прямых иностранных инвестиций для Мексики. Между 1994 и 2000 гг. американские фирмы вложили в страну более чем 40,3 млрд долл., из которых 59,3% поступили в обрабатывающую промышленность, 20,5% в сферу обслуживания, 14,2% в торговлю, 4,3% в транспорт и связь и 1,7% в другие сектора. Канада занимает пятое место как источник прямых иностранных инвестиций для Мексики. С 1994 г. по сентябрь 2000 г. канадские фирмы вложили в страну около 2,8 млрд долл., которые распределялись между секторами экономики следующим образом: 57,1% в обрабатывающую промышленность, 28,3% в сферу услуг, 9,1% в добывающую промышленность и 5,5% в торговлю. С момента вступления соглашения в силу рост совместных предприятий способствовал буму в общерегиональном масштабе в таких отраслях, как автомобильная, электронная и текстильная промышленность.
В тот же период занятость в Мексике возросла на 24%, в Канаде на более чем 14,3%, в США более чем на 11%195. Для Мексики особенно большое значение имел рост производства в таких отраслях, как автомобильная, текстильная и производство одежды и электронная. В 1998 г. Мексика заняла девятое место в мире среди экспортеров автомобилей и запчастей к ним и третье среди поставщиков американской автомобильной промышленности. В 1996-1999 гг. она ежегодно экспортировала более 1 млн автомобилей на мировой рынок. В 1999 г. мексиканский экспорт автомобильной продукции в США превысил 24,2 млрд долл., что на 224% больше, чем в 1993 г. Доля Мексики в импорте автомобилей в США возросла с 7,2% в 1993 до 13% в 1999 гг. С 1994 по 2000 г. мексикано-американская торговля текстилем и готовой одеждой увеличилась в 3 раза, достигнув почти 14 млрд долл. Американский импорт товаров этой отрасли из Мексики достиг 65% общего импорта этой страны. После вступления в силу НАФТА Мексика переместилась с пятого на первое место как поставщик текстиля и одежды на американский рынок, оттеснив Китай, Гонконг, Тайвань и Южную Корею. В 1999 г. мексиканский экспорт электронных товаров в США достиг 37 млрд долл., превысив почти в 3 раза показатель 1993 г. Среднегодовой темп роста составил за время существования НАФТА 20%. Удельный вес Мексики в общем импорте Америкой продуктов электроники возрос с 10% в 1993 г. до 15,4% в 1999 г. Ныне Мексика занимает второе место по их поставкам в США197.
По общему признанию, за время существования НАФТА Мексика превратилась в промышленно развитую страну. В настоящее время на товары обрабатывающей промышленности приходится 90% мексиканского экспорта (в 1993 г. - 77%). По нефти, напротив, доля была снижена с 22% в 1993 г. до 7% в 1999 г., хотя бюджет правительства до сих пор на 35% пополняется за счет нефтяной промышленности. Индустриализация Мексики в значительной степени происходит за счет перемещения производства из Азии в Мексику, где рабочая сила дешева, а транспортировка к центрам потребления не занимает много времени.
Американские магазины все чаще закупают одежду в Мексике, откуда она доставляется значительно скорее, чем из азиатских стран. Не только американские и канадские компании, но и европейские и азиатские многонациональные корпорации вкладывают миллиарды в мексиканскую экономику из-за дешевизны рабочей силы и ее интеграции в огромный североамериканский рынок. В этом же направлении действует другой важный фактор, также связанный с НАФТА. Соглашение обеспечивает иностранцам те же самые права и условия деятельности, что и мексиканским инвесторам, и гарантирует им защиту их собственности и сохранение рыночной экономики в Мексике. Именно этим объясняется тот факт, что иностранные капиталовложения продолжают поступать даже несмотря на некоторые экономические потрясения, такие как коллапс мексиканского песо в 1994 г. Кстати сказать, у этого события был и определенный позитив для инвесторов - снижение издержек производства товаров, произведенных в Мексике. Правила происхождения, установленные НАФТА и требующие высокого удельного веса североамериканской составляющей в изделиях, в данном случае в автомобилях, заставили европейских и азиатских производителей перенести производство комплектующих деталей в Мексику, а также покупать их значительную часть у местных компаний.
Мексиканских промышленников уже не удовлетворяет достижение страной статуса индустриальной державы, они все чаще начинают говорить о создании высокотехнологичных товаров на основе собственной, разработанной в стране технологии. Возрастает образование и квалификация мексиканской рабочей силы, поскольку современное производство требует больших знаний и умения. Все эти и другие достижения страны тесно связаны с ее вступлением в НАФТА, среди которых важнейшее место занимает рост товарности и конкурентоспособности мексиканской экономики. Объем экспорта Мексики в настоящее время в 2 раза превосходит соответствующий показатель Бразилии, хотя экономика последней в 2 раза больше мексиканской. Производственный потенциал и опыт экспортной специализации мексиканские предприниматели и политики начинают во все большей степени использовать для торговой экспансии за пределами НАФТА, в Латинской Америке, в Европе (например, соглашение о свободной торговле с ЕС) и даже в Японии, с которой ведутся торговые переговоры. Успехи Мексики на путях свободной торговли во многом были достигнуты благодаря твердой позиции государства, объединившего свои усилия с деловым сообществом в деле защиты интересов мексиканской экономики.
Приход Б.Клинтона в Белый дом совпал с бурными и знаменательными событиями, оказавшими прямое воздействие как на мировую политику, так и на ситуацию, сложившуюся в Западном полушарии. Закончилась «холодная война», завершившаяся геополитическим распадом Советского Союза, доминирующее положение Соединенных Штатов в международных отношениях еще более упрочилось. В Латинской Америке начало 90-х г.г. ознаменовалось впервые в истории приходом к власти в большинстве стран гражданских правительств, ориентированных на западные модели экономического развития и политической организации обществ, консолидацией демократических сил, стремящихся к проведению экономических реформ в неолиберальном духе и утверждением конституционных норм. Все это потребовало от новой администрации Соединенных Штатов модификации латиноамериканской политики своих предшественников - республиканцев, доминантами которой были «жесткий курс» и решение спорных проблем «с позиции силы», в сторону ее смягчения[1].
Положение Б.Клинтона осложнялось тем, что в правящих кругах США сложилась беспрецедентная ситуация - правый республиканский Конгресс при президенте - демократе. Это создавало (и создает) немалые трудности для реализации любых внешнеполитических мероприятий администрации. Именно по этому первые внешнеполитические акции Б.Клинтона в отношении стран ЛАКБ были весьма осторожными и сводились к дистанцированию от наиболее жестких методов республиканцев и заявлениям о поддержке демократических правительств и институтов в Латинской Америке.
Для концептуального обеспечения предпосылок внешнеполитического курса демократической администрации, по ее инициативе на авансцену практической деятельности стала возвращаться академическая элита центристского и леволиберального направления, сосредоточенная в таких научных учреждениях, как Центр исследования латиноамериканских программ Университета Джонса Гопкинса, центры международных исследований Гарвардского университета, Массачусетского технологического института, Колумбийского университета и др., традиционно принимавшие участие в выработке стратегии и тактики латиноамериканской политики Вашингтона, но оттесненные на задний план при администрациях Р.Рейгана и Дж.Буша. Их помощь госдепартаменту в тех условиях представлялась по словам бывшего госсекретаря У.Кристофера, - «весьма своевременной и полезной, поскольку внешнеполитические акции Клинтона (в том числе и в Латинской Америке) сталкиваются с сопротивлением конгресса».
Президент Б.Клинтон, при выработке латиноамериканского курса на ближайшие годы, стремился к достижению двухпартийного консенсуса, который мог бы служить гарантией наиболее эффективной защиты интересов США в регионе. Его программа внешнеполитических действий в Латинской Америке не носила четкого и жесткого характера, как у его республиканских предшественников, а намечала лишь контуры общих подходов и принципов, которые сводились , в основном, к следующему:
• поддержка процессов демократизации и обеспечение гарантий основных прав человека;
• широкое использование тезиса о том, что демократия и мир в Латинской Америке являются необходимым условием для экономической интеграции и развития;
• перемещение центра тяжести латиноамериканской активности Вашингтона из субрегиона Центральной Америки к Югу от Рио Гранде;
• совершенствование «межамериканской системы» и проведение реформы Организации американских государств (ОАГ) в направлении скорейшего решения наиболее острых проблем, с которыми сталкиваются США в Латинской Америке;
• обращение ко всем правительства региона с призывом неукоснительно следовать международным рекомендациям, направленным на искоренение коррупции и разрабатывать собственные механизмы для борьбы с ней, в том числе путем ужесточения действующих законодательств;
• комплекс мер по более гармоничному развитию гражданского общества;
• особое внимание правительства должны уделить защите окружающей среды и рациональному использованию энергетических ресурсов;
• последовательное продолжение антикубинской политики, поддержка кампании в защиту прав человека на Кубе и ужесточение эмбарго с целью смещения существующего режима;
• провозглашение самой энергичной борьбы с производителями и торговцами наркотиками и придания ей характера коллективных действий в рамках «межамериканской системы» и при активном содействии со стороны ОАГ и ее органов[2]
По замыслу администрации Б.Клинтона ключевую роль в системе современных межамериканских отношений, должен играть Североамериканский договор о свободной торговле.
Он вступил в силу 1 января 1994 года, открыв процесс формирования крупнейшего в мире рынка с населением 373 млн. человек и суммарным объемом ВВП в 6,8 трлн. долл. Договор предусматривает поэтапное (в течение 15 лет) устранение таможенных пошлин и нетарифных ограничений во взаимной торговле, либерализацию инвестиционного режима, включая предоставление финансовых услуг, обеспечение высокого уровня защиты интеллектуальной собственности, разработку совместной программы борьбы с загрязнением окружающей среды. Принимая во внимание чрезвычайно энергичную и заинтересованную позицию Б.Клинтона при конструировании НАФТА и его продвижении через Конгресс США, уместно уточнить, каково же значение зоны свободной торговли в Северной Америке для ее составляющих и, в известной мере, для РФ?
По мнению Б.Клинтона, если нынешние тенденции к континентальной интеграции сохранятся, то менее чем через десятилетие Западное полушарие превратится в крупнейший в мире рынок, где 85О млн. потребителей будут приобретать американские товары и услуги на 13 триллионов долларов.
В более приземленном, тактическом плане НАФТА также сулит американской стороне немалые преимущества и выгоды. Так, до вступления НАФТА в силу страны к югу от Панамского канала устанавливали на товары, импортируемые из США, тарифы, в несколько раз более высокие, чем США налагали на товары, импортируемые из стран Латинской Америки. Сейчас эта практика отошла в прошлое. Сняты и высокие тарифы, которые препятствовали экспорту американской сельскохозяйственной продукции в страны Центральной Америки.
Особенно стремительно американские компании стали проникать в такие отрасли, как телекоммуникации, электроника и строительство, поскольку именно эти отрасли сулят наиболее заманчивые перспективы в условиях, когда экономика латиноамериканских государств переживает период оживления.
В то же время администрация Б.Клинтона не сбрасывает со счетов и отрицательные моменты для США, связанные с НАФТА. Во внешне политическом аспекте - это определенное обострение отношений с Бразилией, претендующей на роль регионального лидера и ориентирующейся на МЕРКОСУР, как на реальную сферу влияния и инструмент защиты своих интересов не только в Южном конусе, но и на всем Латиноамериканском континенте. Это - традиционная (и растущая) конкуренция со стороны Японии, использующей «интеграционный прорыв» США и связанную с ним деятельность для оправдания дальнейшей активизации экспансионистских устремлений в ЛАКБ[3].
Во внутри политическом плане Вашингтон опасается, что расширение интеграции с Мексикой приведет к сокращению рабочих мест или нанесет ущерб американскому мелкому бизнесу. Именно поэтому Клинтон настоял на подписании дополнительного трехстороннего протокола, который призван защищать рабочие места в США и Канаде.
Сторонники НАФТА убеждены, что негативные моменты этого соглашения будут снивелированы несомненными выгодами от его реализации.
Для другого члена НАФТА - Мексики немаловажную роль сыграли соображения, связанные с повышением национального престижа. Мексика - полуиндустриальное, развивающееся государство, вступила в союз с двумя членами «большой семерки», один из которых - супердержава и главный финансово - индустриальный центр современного мира. Такая ассоциация рассматривалась руководством страны как рост ее международного авторитета.
Основная же цель Мексики при вступлении в НАФТА - получение свободного доступа к достижениям научно - технического прогресса для коренной модернизации экономики и преференциальные условия в торгово - экономических связях с партнерами по блоку, а в дальнейшем и с его потенциальными участниками из стран Латинской Америки.
Правящие круги Канады опасались на первых порах, что трехсторонний блок таит угрозу для «особого положения» Канады в двухсторонних отношениях с США, в которых Оттава с 1989 г. пользуется правами привилегированного торгово - экономического партнера. Но в конечном счете они сделали выбор в пользу НАФТА, рассчитывая, что страна сможет конкурировать успешно на мексиканском рынке в таких важных областях, как телекоммуникации и связь, транспортное машиностроение, производство оборудования для нефтегазовой промышленности и энергетика и, что не менее важно, продовольствие[4].
Как показало время, формирование крупнейшего в мире и в то же время самого узкого по числу членов торгово - экономического блока оказались чрезвычайно сложным, трудоемким и не всегда предсказуемым, хотя и не лишило его участников уверенности в выполнении поставленных целей, несмотря на ряд причин. Так, Соединенные Штаты испытывали явную неудовлетворенность резко негативной позицией Мексики и Канады в связи с подписанием президентом США в мае 1996 г. антикубинского закона Хелмса - Бэртона, затрагивающего интересы канадских и мексиканских предпринимателей. Вашингтон не ожидал также столь интенсивного и быстрого вторжения мексиканских товаров на свои рынки, где они сразу же завоевали популярность по причине их низкой стоимости и сравнительно высокого качества. Так, по данным министерства торгового и промышленного развития Мексики объемы американского экспорта в Мексику неуклонно снижаются. Подобная ситуация вызывает защитную реакцию со стороны американских властей, которые в нарушение положений НАФТА пытаются оградить собственных производителей, особенно в приграничной с Мексикой зоне. Непросто обстоит дело с организацией новых рабочих мест в США, предусматривавшейся соответствующими положениями НАФТА. Напротив, вместе с мексиканскими товарами на территорию США хлынул и мощный поток нелегальных (и легальных) эмигрантов, надеявшихся найти работу в Америке. Их число только в 1996 г. превысило 1 млн. 300 тыс. человек. А общая численность «мексиканской колонии» в США по данным разных источников колеблется от 14 до 15 млн. человек, вызывая недовольство значительной части населения, требующей от администрации Б.Клинтона как можно решительнее перекрыть этот безостановочный поток с юга. Таким образом, следует констатировать, что, несмотря на вступление НАФТА в силу, многие противоречия, определяющие американо - мексиканские отношения, продолжают сохраняться[5].
Определенные выгоды в начальный период действия НАФТА получила Канада, которая рассматривает это соглашение прежде всего как инструмент для широкого экономического проникновения в Мексику, а в дальнейшем и в остальные страны Латинской Америки.
Создание зоны свободной торговли, охватывающей весь Американский континент под эгидой НАФТА, привлекает все больше сторонников к Югу от Рио Гранде, тем более, что в договоре имеется специальная статья, предусматривающая возможность присоединения к нему помимо Мексики любой другой латиноамериканской страны. Так, в принципе уже решен вопрос о присоединении к НАФТА Чили, рассматривается вопрос об участии в нем Аргентины и трех других латиноамериканских республик (Колумбия, Коста-Рика, Эквадор). Привлечение к НАФТА возможно большего числа потенциальных участников составляет на данном этапе задачу руководителей латиноамериканской политики США и лично президента Б.Клинтона, который неоднократно обращался с подобным призывом к своим коллегам в Латинской Америке. В середине 1994 года именно он выступил с инициативой проведения в США очередной встречи в верхах представителей американских стран, которая состоялась 9 - 11 декабря в Майами, несмотря на сложную ситуацию в связи с промежуточными выборами в Конгресс. Главы государств и правительства 34 стран Западного полушария осудили терроризм и наркобизнес и наметили ряд конкретных мер по борьбе с ними. По общему мнению главным итогом «Саммита обеих Америк - 94» явилось принципиальное согласие участников, зафиксированное в итоговой декларации, создать зону свободной торговли в Западном полушарии к 2005 году.
Следующий - «Саммит Америк - 98», в котором приняли участие лидеры Западного полушария (кроме Ф.Кастро) состоялся в столице Чили с 18 по 19 апреля 1998 года и принял решение «приступить к разработке конкретных мер по созданию к 2005 году зоны свободной торговли на Американском континенте». Министрам торговли было дано указание начать соответствующие переговоры. Б.Клинтон заверил своих коллег, что сделает все, чтобы получить согласие Конгресса США на предоставление ему полномочий решать вопросы, связанные с заключением торговых договоров, относящихся к созданию ПАЗСТ, по упрощенной процедуре[6].
Достаточно четкую и выразительную общую характеристику роли НАФТА в современной политике администрации Б.Клинтона дал Г.Кисинджер, который писал: «Соглашение НАФТА представляет собой важный элемент построений мирового порядка в период после окончания «холодной войны». Убежденность в том, что у Соединенных Штатов нет более неотложной задачи, чем определение свох национальных интересов в мире многочисленных центров власти, глобальной экономики, мгновенной связи и множества этнических групп, стала аксиомой. У Соединенных Штатов нет более конкретного интереса, чем содействие развитию основанных на сотрудничестве отношений в регионе, где преобладают демократические правительства и рыночные экономики». Это сотрудничество, добавим мы, при дальнейшей поддержке Мексики, учете интересов членов МЕРКОСУР и постоянном диалоге с Бразилией, выдержанном в духе максимального сужения круга противоречий, приведет к тому, что соглашение о создании панамериканской зоны свободной торговли может стать реальностью.
Отношения США с их южным соседом являются важной составной частью истории как самих Соединенных Штатов, так и всей Латинской Америки. На протяжении XVIII-XIX веков североамериканцам и южноамериканцам не удавалось достичь согласия относительно пути социального и политического развития и характера государственных институтов. По замечанию С.А. Семенова, "только после гражданской войны и реконструкции Юга в США, после падений империй в Мексике и Бразилии, диктатур Росаса и Лопесов в Аргентине и Парагвае определились облик социального строя, конституционных форм и контуры государственных границ"[7].
Характер современной американо-мексиканской границы и приграничных отношений между двумя странами определяется наличием нескольких экономических, демографических, этнокультурных факторов. К их числу относятся:
− углубление экономической интеграции и присоединение Мексики к соглашению о свободной торговле;
− социально-демографические изменения в структуре населения Соединенных Штатов;
− эволюция самосознания мексиканского меньшинства (Mexican Americans) в США;
− нарастающее давление иммиграционной волны не только со стороны Мексики, но и других латиноамериканских государств, в частности беженцев и иммигрантов из стран Центральной Америки;
− проблема легализации нескольких миллионов нелегальных иммигрантов - "латинос", в подавляющем своем числе - выходцев из Мексики;
Согласно материалам последней переписи, население США в настоящее время составляет 281,4 млн. чел. Хотя белые американцы продолжают составлять большинство (около 224 млн. чел.) их число за последние десять лет увеличилось лишь на 7%, в то время как число чернокожих американцев возросло на 14% и составило почти 35 млн. чел. Но если в 60-е годы выходцы из Европы составляли 75% от всего числа эмигрантов, то в конце 90-х - только лишь 16%, в то время как доля выходцев из Мексики и стран Латинской Америки возросла с 9% до 51%. В настоящее время в США проживает более 31 млн. выходцев из стран Латинской Америки (без учета нелегалов, которых насчитывается несколько миллионов)[8].
Ожидается, что к 2050 году при сохранении столь интенсивных темпов иммиграции и высокого уровня рождаемости "латинос" обгонят афроамериканцев и станут самым многочисленным этническим меньшинством США, а испанский язык станет вторым по степени распространения.
Отметим, что мексиканцы насчитывают более 20 млн. чел (около 65% всех "латинос") и в подавляющем большинстве живут в пяти штатах - Калифорнии, Аризоне, Нью-Мексико, Техасе и Колорадо. Все эти штаты когда-то являлись мексиканской территорией и были присоединены к Соединенным Штатам в результате аннексии Техаса (1845) и американо-мексиканской войны 1846-1848 гг. Согласно договора Гуадалупе -Идальго (1848) были оформлены новые границы между двумя странами, а все жители захваченных территорий были объявлены американскими гражданами.
Несмотря на сложный характер американо-мексиканских отношений (традиционная неприязнь к гринго и стремление взять реванш за унижение и потерю половины территории страны), на неоднократное вмешательство (в том числе и вооруженное) США в дела Мексики, граница между двумя странами была все это время достаточно прозрачной. Через нее осуществляются крупные торговые перевозки. Родственники по обе стороны границы свободно навещают друг друга. В середине 90-х годов фиксировалось до 320 млн. легальных пересечений границы в обе стороны в год. Мексиканцы тратили на приобретение товаров в США до 35 млрд. долл..
Чтобы оценить процессы развития приграничного сотрудничества и одновременно оценить проблему укрепления безопасности необходимо особо обратить внимание на следующие факторы:
− продолжающаяся концентрация мексиканцев и "латинос" в приграничных штатах 75% легальных и 85% нелегальных иммигрантов живут в шести штатах, пять из которых (за исключением Нью-Джерси) - Калифорния, Нью-Йорк, Флорида, Техас и Иллинойс являются пограничными;
− эволюцию миграционной политики США от жестких ограничений до обсуждения проекта легализации нескольких миллионов "латинос", на протяжении пяти лет проживающих в стране;
− сопоставление жизненного уровня жителей приграничной полосы (в отличие от ситуации на канадо-американской границы в данном случае он далеко не в пользу мексиканцев (пример: уровень зарплаты мексиканца на национальном предприятии составлял 16% от уровня зарплаты американского рабочего). Поступления же от мексиканцев, обосновавшихся в США, в национальную казну Мексики составляют порядка 7 млрд. долл. в год.);
− превращение Мексики в перевалочный пункт для эмиграции выходцев из других латиноамериканских стран. Так, в 1999 г. мексиканские власти репатриировали 153 тыс. гватемальцев, сальвадорцев и гондурасцев;
− проблема "брасерос" и "инодокументадос" как важнейшая составляющая массовой трудовой миграции, в том числе и нелегальной в приграничных районах. В середине 90-х годов американская полиция производила в приграничных районах до 1,1 млн. задержаний, в то время как на территорию страны ежегодно нелегально проникали до 3,3 млн. чел. Ежегодная депортация составляла до 1 млн. чел.;
− актуализация проблемы приграничной эмиграции в общественно- политической жизни США. В 1990-1991 гг. нелегальными иммигрантами было совершено около 68 тыс. различных преступлений. Рост антииммиграционных настроений нашел отражение в общественном мнении: в 1994 г. до 65% американцев выступали за закрытие границы с Мексикой[9].
В результате операции "Держать линию", проведенной властями Техаса в 1993 г. в пограничном районе Эль Пасо - Сьюдад Хуарес, была построена трехметровая железная стена длиной в 20 км. Эта стена вкупе с круглосуточным патрулированием обошлась Соединенным Штатам в 800 тыс.долларов. В Калифорнии на участке Сан-Диего - Тихуана также построена стена длиной в 22 км и высотой в 3 м., оборудованная компьютерной системой. При этом за шесть месяцев 1993 г. в пограничной реке Рио Браво утонули более 80 мексиканцев, пытавшихся нелегально перейти границу. Следует отметить, что кампания по блокированию границы в целом противоречит соглашению НАФТА;
− попытки разрешить проблему иммиграции через развитие социальной и экономической инфраструктуры (создание зон развития, центров социальной адаптации, университетских и учебных центров и т.д.). По данным "Рэнд Корпорейшн", ежегодные доходы мексиканских иммигрантов в середине 90-х годов исчислялись 240 млрд. долл., из которых 90 млрд. выплачивается в виде прямых и косвенных налогов. В то же время социальное обслуживание этих людей не превышало 5 млрд. долл. В свою очередь, мексиканские рабочие отправляли домой от 2,5 до 4 млрд. долл. ежегодно. Наибольшие суммы получали жители приграничных мексиканских штатов Мичоакан, Халиско, Сакатекас.;
− создание свободных зон экономического развития. Наиболее известная форма СЭЗ на американо-мексиканской границе - предприятия особого таможенного режима и экспортной ориентации - "макиладорес" (makilas, makiladores), возникшие в середине 60-х годов прошлого столетия. В начале 90-х насчитывалось 155 предприятий экспортной ориентации, на которых было занято более 300 тыс. мексиканских рабочих. 88,3% всех "макиладорес" в 1994 г. было размещено в пограничных с США штатах, а непосредственно в приграничных районах располагалось 77,2% всех "макиладорес".
Первоначально деятельность предприятий ограничивалась 20 километровой зоной вдоль границы с США, а доля иностранного инвестора не должна была превышать 49%. С 1977 стали возникать чисто мексиканские "макиладорес" с условием, что 20 % использованных на них компонентов (деталей) должны были производисться в Мексике.
В 1994 в Мексике насчитывалось 2121 подобных предприятий, на которых было занято свыше 600 тыс.чел. Доля "макиладорес" в экспорте страны составила 43%, а в импорте - 52%[10].
По офиц. данным, безработица в Мексике находится на самом низком уровне за последние 10 лет (в марте 2000 года она составила 2,4%, на конец года безработица ожидалась на уровне 2,5%). Снижение уровня безработицы отмечается в стране, начиная с I кв. 1999г. За I кв. 2000г. было создано 209 тыс. доп. рабочих мест, что свидетельствует о росте по сравнению с аналогичным периодом 1999г. на 5%. Согласно данным Нац. ин-та соцстрахования, открытая безработица за I кв. 2000г. составила 2,3% ЭАН. Однако, скрытая безработица в стране достаточно высока – 22,4%. На конец 1999г. 24% наемных работников и 47% от общего числа не имели права на получение соц. пособий. 13,8% ЭАН страны в 1999г. либо не могли найти работу, либо получали зарплату ниже минимальной. Почти 60% ЭАН (40 млн.чел.) не имеют базового образования, все большее количество мексиканцев вынуждены отказываться от получения образования, плата за которое ежегодно увеличивается в среднем на 6%.
Эффект НАФТА на занятость в Соединенных штатах и Мексике - вопрос, без однозначного ответа. Исследования, проведённые некоторыми экономистами, показывают, что договор привел к потере рабочих мест в Соединенных Штатах. Другие говорят, что Соединенные Штаты наоборот приобретают рабочие места.
"НАФТА и рабочие места - это такие вопросы, на которые невозможно дать категорический ответ," - сказал Ланс Компа, директор трудового законного и экономического исследования для Североамериканской Комиссии Трудового Сотрудничества (North American Commission for Labor Cooperation)[11].
Вашингтон, Округ Колумбия, - (Economic Policy Institute) утверждает, что США потеряли 263,000 рабочих мест из-за "увеличивающегося экспортного дефицита" с тех пор как НАФТА вступила в силу. С другой стороны, Министерство Труда США (Labor Department) сообщило, что только 90,000 американских рабочих получили право участвовать в программе, которая оплачивает переподготовку рабочих, вытесненных НАФТА. И американское и мексиканское правительства сообщают, что безработица уменьшилась за первые три года существования НАФТА.
Безусловно, НАФТА далека от совершенства. По меньшей мере, 150,000 американских рабочих были зарегистрированы как пострадавшие от НАФТА. Некоторые исследователи доводят это число до нескольких сотен тысяч.
Но что-то случилось с "железной логикой" рынка (железная логика глобальной свободной торговли предписывала, что раз рабочие места будут перемещаются южнее границы, то мексиканская заработная плата и жизненный уровень будут приближаться к американским уровням, Мексика станет просторным рынком для потребления товаров американского производства, и торговый баланс между Мексикой и Соединенными Штатами перевесит в пользу США). Ожидаемый рост в аппетитах мексиканских потребителей и покупательной способности товаров американского производства не произошёл. Благоприятный американский торговый баланс с Мексикой в 1992 (5.4 миллиарда долларов) сменился торговым дефицитом в размере l8 миллиардов долларов в 1996. Часть изменений произошла из-за обвала мексиканского песо в 1994, но отрицательный торговый баланс появился ещё до этого.
Заметьте, что этот сдвиг так и не произошёл, потому что мексиканское отечественное производство внезапно начало конкурировать с американскими производителями. Это случилось прежде всего потому, что такие глобальные гиганты как Sony, Matsushita, Samsung и Panasonic поняли, что НАФТА гарантирует их выход на американский рынок через чёрный ход: производить в Мексике, продавать в США. В силу создания североамериканского общего рынка НАФТА, Мексика для торговых целей стала “частью” США. Так что товары, сделанные в Мексике соответствуют американским требованиям. Это избавляет японские и корейские электронные компании от уплаты большинства американских таможенных сборов на произведённые товары, основываясь на мексиканском экспорте.
Таким образом, влияние НАФТА оказалось совсем не тем, что ожидалось. Вместо того чтобы увеличить мексиканскую заработную плату посредством американской экономики, мексиканская экономика повлияла на уменьшение американской заработной платы, а мысль о толпах мексиканцев, пересекающих границу для того чтобы сходить в магазин в Сан Диего осталась только мечтой.
Мексиканская заработная плата остается неизменной, согласно некоторым исследователям, потому что мексиканское правительство осуществляет давление на слабые мексиканские профсоюзы с целью установления низкой заработной платы как стимула для привлечения иностранных инвесторов; и потому что иностранные и мексиканские работодатели сотрудничают через ассоциации торговли макиладорас для того чтобы поддерживать заработную плату на низком уровне, предупреждая друг друга об опасности её увеличения, так как в создавшейся ситуации начнётся борьба предприятий за рабочую силу, следовательно, заработная плата поползёт вверх по спирали. При достаточно низкой заработной плате на макиладорас достигается высокая производительность - в этом и состоит ирония[12].
Квалификация и производительность мексиканских рабочих постоянно растет. Это позволяет мексиканцам конкурировать за высокооплачиваемые американские рабочие места среднего класса. "Мексика очень молодая страна. Она ежегодно поставляет на рынок более миллиона рабочих. Эти люди больше образованы чем в прошлом, это очень хорошая рабочая сила"[13].
Иначе говоря, мексиканский «эффект торможения» американского жизненного уровня, вероятно, усилится в ближайшем будущем. Это изъян, который подрывает свободную торговлю. Пока мексиканская заработная плата остается низкой как следствие правительственной политики, неполноценного трудового права или сговора между предпринимателями, уровень жизни американского среднего класса продолжит падать. Для справедливой и эффективной работы НАФТА должна преодолеть все эти трудности.
Мексиканские "макиладорас", прежде всего иностранные сборочные заводы, всегда привлекали особое внимание во время дебатов о НАФТА. Им разрешается импортировать в Мексику необлагаемые пошлиной компоненты и сырье, которые затем используются для производства экспортных товаров. Если товары экспортируются назад в Соединенные штаты, то они также освобождаются от тарифов США.
Критики все еще говорят, что макиладорас отбирают рабочие места в США, но по данным Национального Бюро Экономических Исследований (National Bureau of Economic Research) за апрель 1996, они наоборот помогают приобретать рабочие места на обеих сторонах границы.
С созданием НАФТА миллиарды долларов иностранных инвестиций полились в мексиканскую промышленность. В Тихуана находится более 600 фабрик макиладорас, пользующихся и мексиканскими и американскими торговыми привилегиями, используя больше чем 140,000 рабочих. "Мы производим товары о которых мы и не мечтали в конце 60-х, которые даже и не существовали — для компьютеров, для микропроцессоров, для медицины и многих отраслей промышленности и электроники утверждает Джон Рилей, американский бизнесмен, который управляет четырьмя заводами - макиладорас и возглавляет местную ассоциацию торговли.
Несмотря на новые технологии, увеличивающуюся сложность работы и быстрый рост производства в новых индустриальных районах Мексики, заработная плата, жизненный уровень и покупательская способность мексиканской рабочей силы на макиладорас не повысились. Мексиканские рабочие всё ещё не пользуются плодами НАФТА. Согласно мексиканской трудовой статистике и анализам американских экономистов и ученых, средний рабочий, занятый в мексиканской промышленности, включая высокоразвитые макиладорас, зарабатывает приблизительно в два раза меньше, чем в 1980. Средняя зарплата рабочего макиладорас составляют немного больше 1 доллара в час[14].
Конечно, имеются некоторые известные исключения. В сборочном заводе Форда в Hermosillo, производительность достигла уровней мирового класса. Но если Hermosillo было бы нормой, а не исключением, Мексика была бы экономически эквивалентна Германии — и мексиканская почасовая заработная плата была бы не 2, а 20 долларов в час.
В то время как производительность на макиладорас в Мексике увеличивается, макиладорас не достигли южнокорейского роста производительности с двузначным числом. С1982 по 1992 гг. реальная мексиканская производительность на макиладорас увеличивалась только на 17 процентов, или менее 2 процентов ежегодно.
Вдохновлённые приближающимся устранением всех тарифов и квот, многие промышленники США перемещают свои заводы в Мексику на много быстрее, чем ожидалось. Цель этих заводов - воспользоваться преимуществом дешёвой местной рабочей силы, чтобы отправлять конечные продукты назад, на прибыльный рынок США. В результате численность эксплуатируемой рабочей силы на приграничных макиладорас увеличилась на 50 процентов. Согласно исследованиям Министерства Труда США, женщины, которые составляют более 70 процентов работников, часто вынуждены работать в тяжёлых условиях, получая всего по 4 доллара ежедневно.
Важную часть соглашений о НАФТА составляют параллельные договоренности относительно защиты окружающей среды и рынков труда. «Экономика макиладора» в пограничных районах позволяла американским и мексиканским предпринимателям производить на территории Мексики продукцию, не отвечающую экологическим стандартам США, и заполнять ею американский рынок. Чтобы положить этому конец, предусматривается ужесточение экологических стандартов, причем каждая страна может делать это самостоятельно. То же относится и к стандартам в области охраны труда. А для того чтобы, скажем, повышение экологической «планки» не использовалось в качестве скрытого торгового барьера, стороны договорились создавать по мере необходимости двусторонние или трехсторонние арбитражные комиссии, призванные разрешать такие споры.
Сторона, которая будет признана виновной, не обязана тут же изменять свои национальные стандарты или нормы трудового права, но остальные партнеры вправе ввести против нее санкции, в том числе штрафы до 20 млн. долл.
Критики NAFTA обвиняют договор по причине создания бедности, загрязнения окружающей среды и безрезультатности, что на долгое время парализовало мексиканскую экономику. Но вина за ту ситуацию должна быть адресована к прошлым мексиканским правительствам, которые не сумели применить рыночные преобразования, которые так молниеносно сократили бедность и улучшили условия труда для миллионов в странах Юго-Восточной Азии.
Эффект передачи власти от гражданского населения к транснациональным организациям содействовал высокому уровню безработицы и политическим сдвигам. 28,000 компаний потерпели неудачу в течение этого периода, что обошлось Мексике в 2 миллиона рабочих мест также как и ликвидация почти 1 миллиона фермеров, чья продукция была вытеснена более дешевым северным импортом зерна.
Следует отметить, что в отличие от ЕС, где менее развитым регионам и целым странам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется значительная финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА оставляет Мексику без такой поддержки. Ей предстоит в одиночку справляться со стрессами, которые неизбежны в условиях форсированной адаптации к новой обстановке. В отличие от Мексики, например, США имеют довольно прочные гарантии в связи с вступлением в торговый договор. Так, мексиканские скважины находятся вблизи США, что обеспечивает и (относительную безопасность поставок, и существующую экономию на транспортных расходах, Понятно, что мексиканская нефть главным образом (свыше 2/3) направляется на американский рынок. Нефть - гарантия в случае возможных долговых неплатежей.)
Экспортная экспансия Мексики на рынке НАФТА вызвала болезненную реакцию в США, поскольку Мексика – третий после Японии и Канады торговый партнёр Вашингтона. Вводимые США различного рода ограничения и запреты для мексиканских конкурентов вызвали целую цепь торговых мини-войн: тунцовую, томатную, авокадовую, креветочную, цементную и т. д. Вопреки букве и духу НАФТА Вашингтон закрыл большую часть территории США для автомобильных грузовых перевозок, осуществляемых мексиканскими фирмами, что вызвало протесты официального Мехико. Поскольку дискриминационные меры Вашингтона задевают не только Мексику, но и Канаду, на третьем году действия НАФТА наметилась тенденция к образованию мини-блока двух более слабых партнёров. Для Мексики же небезосновательными кажутся и опасения того, что США и Канада будут олицетворять высокую технологию и управление, а Мексика станет поставщиком трудоёмкой продукции и дополнительным рынком сбыта – сырьевым придатком США - (например, американская ”Катерпиллар” за первый год действия соглашения удвоила свой экспорт сельскохозяйственных машин в Мексику, что привело к закрытию ряда мексиканских предприятий, неспособных конкурировать с северным гигантом). Оттеснение мексиканских предпринимателей – одна из причин растущего в стране скептицизма в отношении экономического союза.
Есть и другие причины недовольства договором: в первый же год действия соглашения негативную реакцию в Мексике вызвала «Резолюция 187», принятая в штате Калифорния и предусматривающая ограничения для нелегальных иммигрантов в области образования и здравоохранения. Президент Э. Седильо высказался против этой резолюции, но, несмотря на ясное желание мексиканской стороны, она не была осуждена на встрече в верхах, состоявшейся в декабре 1994 г. в Майами. Не меньшее разочарование вызвало интенсивное укрепление, вопреки провозглашенным целям НАФТА, границы с Мексикой (протяженностью свыше 3 тыс. км). Помимо ужесточения таможенного контроля здесь были поставлены плотные металлические решетки («и мышь не проскочит»), в невиданных размерах задействованы приборы ночного видения, наземные сенсорные устройства, вертолеты.
Тем не менее, с помощью НАФТА Мексика сможет сократить период реформирования своей экономики и приобщения к клубу промышленно развитых стран с полувека до 10-15 лет.
1. Богатые и бедные в Латинской Америке: неолиберальные реформы и социальные проблемы – М.. 1996
2. Боровков А.Н. Мексика: исторический поворот. // ”Латинская Америка”, 2000, N 12
3. Боровков А.Н. На новом повороте экономического и политического развития – М., 1999
4. Бошаков Е.П. Актуальные проблемы международных отношений – М., 2001
5. Всемирная торговая организация и национальные интересы/Институт мировой экономики и межд. отношений – М., 2003
6. Гвоздарев Б.И. Интеграционные процессы в западном полушарии на современном этапе: позиция США, латиноамериканский аспект и интересы Российской Федерации – М., 2003
7. Дьякова Л.В. Мексиканское меньшинство в США: особенности происхождения и эволюция самосознания. - Латинская Америка, 2002, №4
8. Инвестиционный режим и условия деятельности иностранного капитала в Латинской Америке – М., 1996
9. Интеграция в Западном полушарии на пороге ХХI века. Под. ред. А.Н.Глинкина. М., 1999.
10. История Латинской Америки/Под ред. Л.А. Ларина – М., 2002
11. Коленеко В.А. "НАФТА-мания" или метафоры интеграционных процессов в Северной Америке. - Российские исследования по канадской проблематике. Вып.2. М., 1998
12. Кондрашова Л. Железные кордоны на американо-мексиканской границе. - Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 4
13. Рогов С.М. США и интеграционные процессы в Западном полушарии.// “Латинская Америка”, 1998. № 8
14. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА): проблемы и перспективы. Научная конференция. // ”США: экономика, политика, идеология”, 1995, № 4.
15. Современные международные отношения/Под ред. А.В. Торкунова – М.. 2000
16. Уткин А.И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000.
17. Abbott F.M. NAFTA and the Legalization of World Politics: A Case Study.//”International Organization”, Summer 2000
18. Between Two Worlds: Mexican Immigrants in the United States/ Ed.by D. Guttierez. Wilmington, Delaware.1999
19. Hinojosa-Ojeda R. North American Integration. Three Years After NAFTA. Los Angeles. 1996
20. Latin America: Economy – Briefs//Latin American Weekly Report. 2001 Dec.
21. Mexico. Trade Agreements. File:/ A:\r[1] 3,htm
22. Trade and NAFTA Office. Embassy of Mexico in the US. 2001. Sept
[1] Гвоздарев Б.И. Интеграционные процессы в западном полушарии на современном этапе: позиция США, латиноамериканский аспект и интересы Российской Федерации – М., 2003
[2] Гвоздарев Б.И. Интеграционные процессы в западном полушарии на современном этапе: позиция США, латиноамериканский аспект и интересы Российской Федерации – М., 2003
[3] Интеграция в Западном полушарии на пороге ХХI века. Под. ред. А.Н.Глинкина. М., 1999
[4] Abbott F.M. NAFTA and the Legalization of World Politics: A Case Study.//”International Organization”, Summer 2000
[5] Between Two Worlds: Mexican Immigrants in the United States/ Ed.by D. Guttierez. Wilmington, Delaware.1999
[6] История Латинской Америки/Под ред. Л.А. Ларина – М., 2002
[7] Between Two Worlds: Mexican Immigrants in the United States/ Ed.by D. Guttierez. Wilmington, Delaware.1999
[8] Кондрашова Л. Железные кордоны на американо-мексиканской границе. - Мировая экономика и международные отношения, 1995, № 4
[9] Дьякова Л.В. Мексиканское меньшинство в США: особенности происхождения и эволюция самосознания. - Латинская Америка, 2002, №4
[10] Боровков А.Н. Мексика: исторический поворот. // ”Латинская Америка”, 2000, N 12
[11] Trade and NAFTA Office. Embassy of Mexico in the US. 2001. Sept
[12] Рогов С.М. США и интеграционные процессы в Западном полушарии.// “Латинская Америка”, 1998. № 8
[13] Latin America: Economy – Briefs//Latin American Weekly Report. 2001 Dec.
[14] Богатые и бедные в Латинской Америке: неолиберальные реформы и социальные проблемы – М.. 1996