Содержание
Введение
Основная часть
1. Общие характеристики международной миграции трудовых ресурсов
2. Западная Европа – крупнейший центр притяжения рабочей силы в мире с 1950-х гг
3. Причины эмиграции трудовых ресурсов из стран ЮВЕ в страны ЕС
4. Миграция трудовых ресурсов из стран ЮВЕ на современном этапе. Влияние расширения ЕС-2004 и 2007
Заключение
Приложение
Список используемой литературы
Введение
Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых межнациональных противоречий, прямых столкновений между народами и странами, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в разных формах. Это и добровольные мигранты, пользующиеся правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными рынками труда для выбора места жительства и работы, беженцы и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких мигрантов в отдельные исторические периоды и годы превращаются в глобальные проблемы. Их разрешение требует широкого международного сотрудничества. Миграции отдельных людей и целых обществ являются важнейшей характеристикой развития цивилизации. Миграции формируют новое качество и новый облик прежних человеческих обществ, создают новые. В процессах создания, разрушения и трансформации государств миграция населения всегда играла важную роль. В одни эпохи миграция была не очень значимым, зато в другие - важнейшим фактором изменения облика цивилизации.
В последние десятилетия миграция в целом и миграция трудовых ресурсов в частности все больше становятся вызовом, иногда даже угрозой безопасности личности, общества или государства. Миграция трудовых ресурсов привела к серьезным изменениям как в принимающих, так и в отдающих странах. В принимающих странах начали набирать обороты националистические, ксенофобские настроения. В результате к концу первого десятилетия XXI века к проблеме миграции трудовых ресурсов приковано общественное внимание. Миграция трудовых ресурсов (а точнее эмиграция трудовых ресурсов в определенные страны) и проблемы ее регулирования стали темой острых политических дискуссий в мире, что актуализирует необходимость изучения данной проблемы. Ключевое значение миграции трудовых ресурсов в социально-экономических, политических процессах государств в полной мере очевидно на примере стран Европейского Союза, а конкретнее, на примере взаимодействия недавно вступивших или собирающихся в ближайшее время вступить в это интеграционное объединение стран Балканского полуострова/Юго-Восточной Европы со странами т.н. "Старой Европы", ставшими реципиентами трудовой эмиграции из первой группы стран.
Целью курсовой работы является комплексное рассмотрение явления эмиграции трудовых ресурсов из стран Юго-Восточной Европы (как являющихся, так и не являющихся членами ЕС) в страны ЕС как на современном этапе, так и в ретроспективе. При этом будут указаны не только общие, свойственные для всего мира причины международной миграции трудовых ресурсов, но и выделены специфические, "региональные" особенности. Также целью данной работы является попытка проанализировать последствия эмиграции трудовых ресурсов из стран ЮВЕ на современном этапе для самих этих стран, а так же для стран-реципиентов из числа наиболее развитых экономик ЕС.
Основная часть
1. Общие характеристики международной миграции трудовых ресурсов
Миграция представляет собой столь же древнее явление, как и сам человек. Считается, что одно из первых научных определений миграции дал в 1889 гг. английский ученый Е. Равенштейн, понимая под ней постоянное или временное изменение места жительства человека. Термин "миграция" (от лат. migratio) означает перемещение или переселение. Миграция представляет собой сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально-экономического состояния общества.
Миграция рабочей силы – это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну, и, уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны.
Международная миграция рабочей силы – процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения, определяющихся соотношением спроса и предложения на рынке труда. Как процесс представляет собой единство иммиграции, эмиграции, реэмиграции.
Иммиграция – въезд в страну на постоянное или временное, как правило, долговременное проживание из другой страны. Эмиграция – выезд из страны на постоянное или временное, но продолжительное проживание в другой стране. Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину к постоянному месту жительства.
В соответствии с классификацией Международной организации труда (МОТ) различают пять основных типов современной международной миграции:
1. переселенцы, переезжающие на постоянное место жительства;
2. работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране;
3. профессионалы, имеющие высокий уровень подготовки, соответствующее образование, практический опыт работы, а также преподаватели и студенты, перемещающиеся в мировой системе высшего образования;
4. нелегальные иммигранты, в число которых включаются также иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся тем не менее трудовой деятельностью;
5. беженцы – лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы.
В мировой практике сложилась следующая классификация форм миграции рабочей силы:
· по направлениям:
- миграция из развивающихся и бывших социалистических стран в промышленно развитые страны;
- миграция между промышленно развитыми странами;
- миграция между развивающимися странами;
- миграция квалифицированной рабочей силы из промышленно развитых в развивающиеся страны;
- миграция из развивающихся стран в бывшие социалистические страны;
· по территориальному охвату:
- межконтинентальная;
- внутриконтинентальная:
a) между государствами;
b) между макрорегионами;
· по времени:
- безвозвратная – связана с изменением постоянного места жительства;
- временная:
a) краткосрочная (мигрант находится до 1 года за пределами своего обычного места жительства);
b) долгосрочная (более 1 года);
- сезонная;
· по степени законности:
- легальная – нахождение в стране на законных основаниях;
- нелегальная – незаконное пересечение границы;
· по мотивам:
- добровольная – обусловлена добровольным принятием индивидом или группой людей решения о миграции;
- вынужденная – вызвана военными, политическими событиями, преследованиями не этнической и религиозной основе, которые вынуждают население менять место жительства..
Причины международной трудовой миграции делятся на экономические и неэкономические. К экономическим причинам миграции рабочей силы в мировой экономике относятся:
· различия в уровнях экономического развития стран и, как следствие этого, страновые различия в уровнях заработной платы, жизни, социального обеспечения;
· различия в уровне обеспеченности различных стран трудовыми ресурсами;
· несоответствие количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов материально-технической базе национального производства;
· состояние национального рынка труда.
Побудительные факторы миграции трудовых ресурсов в целом многочисленны и сложны, и объяснение их на глобальном уровне, возможно, не всегда применимо к отдельным, "региональным" процессам. Главные причины миграции вообще – бедность, войны, голод и репрессии, однако в конкретных случаях можно указать и иные причины – демографические проблемы, ограниченные ресурсы, неравенство в заработной плате и доходах в разных государствах, растущая урбанизация, наличие сетей мигрантов, которые способствуют перемещению рабочей силы, а также отсутствие перспектив занятости и долги стран гражданства и пр.
Одним из главных критериев притягательности той или иной страны для мигрантов является уровень процветания страны и возможности хорошего заработка. Однако, говоря, например, о выборе трудовым мигрантом из стран ЮВЕ той или иной страны для переезда или временного проживания в Европе, необходимо помнить, что этот выбор зависит не только от исключительно экономических соображений. К числу других важных факторов, влияющих на выбор страны назначения, относятся также:
1. исторические связи стран:
2. колониальное прошлое
3. принадлежность к бывшей империи (для рассматриваемого нами региона таким примером может служить Австрия, которая сейчас принимает значительное число трудовых мигрантов из Сербии, Хорватии и БиГ, поскольку те едут сюда ввиду наличия давних торгово-промышленных связей между метрополией (Австрия) и колониями (Словения, большая часть современной Хорватии, часть современной Сербии, БиГ), ибо некогда территории, на которых располагаются эти страны подверглись колонизации со стороны Австрийской (с 1867г.Австро-Венгерской империи));
4. сложившаяся система найма гастaрбайтеров.
5. Проведение страной репатриационных программ;
6. Возможности получения мигрантом гуманитарного статуса;
7. Знание языка страны;
8. Возможности посредника, занимающегося переправкой (помощью) мигранту при переезде.
Именно множественность факторов поддерживает относительную устойчивость межгосударственных миграционных связей, которые не претерпели существенных изменений в течение последних 50 лет ХХ века.
2. Западная Европа – крупнейший центр притяжения рабочей силы в мире с 1950-х гг.
В мире можно выделить три главных центра притяжения трудовых ресурсов:
1. Во-первых, это Западная Европа (в особенности Германия, Франция, Великобритания, Швейцария), где уже сложилась значительная прослойка рабочих-иммигрантов из ряда стран Южной Европы (Италии, Испании), Западной Азии (Турции) и Северной Африки; в 90-х гг. значительно возрос также приток мигрантов из "нашего" региона ЦВЕ-ЮВЕ (Чехия, Польша Хорватия, Словения и Сербия) и стран СНГ.
2. Во-вторых, это США, где только легальная иммиграция (преимущественно из стран Латинской Америки, Азии и Европы) составляет примерно 1 млн. человек в год, а нелегальная - и того больше.
3. В-третьих, это нефтедобывающие страны Персидского залива, в общей численности населения которых, трудовые мигранты (из Египта, Индии, Пакистана и других стран) намного превышают местное население. Странами со значительной иммиграцией остаются также Канада, Австралия, но еще большей степени Израиль, население которого на 2/3 увеличивается за счет иммиграционного притока в значительной мере из России и некоторых других стран СНГ.
До середины 50-х годов Западная Европа имела еще отрицательное сальдо миграций, то есть эмиграция превосходила иммиграцию. В дальнейшем, однако, положение стало быстро изменяться, и Западная Европа превратилась в крупнейший в мире центр притяжения рабочей силы. Так, в 1950г. число иностранцев в Западной Европе составляло 5,1 млн человек (1,3% от всего населения), к 1970г. оно увеличилось до 10,2 млн (2,2%), к 1980г. — до 15 млн (3,1%), а к 1990г. — до 16,6 млн (4%). К концу первого десятилетия XXI века численность иностранцев только в странах ЕС достигла 31 млн человек, а доля Европы в общем объеме мировых международных миграций увеличилась до 23%. Разумеется, в это число в какой-то период времени (а именно с конца 60-х по начало 80-х) входили и мигранты по политическим и иным причинам, но основную массу пришлых людей составляли и составляют именно трудовые мигранты. Причины превращения Западной Европы в крупный район притяжения мигрантов, в том числе и из региона ЮВЕ, детально изучали многие зарубежные и отечественные специалисты. Главной же причиной такого притяжения, особенно с конца 80-х гг (подробнее причины рассматриваются в понятно, служит безработица и неблагоприятная социально-экономическая обстановка, а также стремление к более высокому заработку и к более комфортным условиям труда и жизни, которое гастарбайтеры из более отсталых стран рассчитывают удовлетворить в самых высокоразвитых странах Западной Европы. Именно они и составляют большинство всех иммигрантов, причем их доля в экономически активном населении, как правило, заметно больше доли иммигрантов во всем населении принимающих стран (и в данном случае эмиграция из стран ЮВЕ не является исключением). Что же касается самих принимающих стран, то их заинтересованность в трудовой иммиграции объясняется в первую очередь демографической обстановкой (депопуляция, увеличение доли пенсионеров и уменьшение доли трудоспособных).
3. Причины эмиграции трудовых ресурсов из стран ЮВЕ в страны ЕС
Переходя непосредственно к характеристике причин эмиграции трудовых ресурсов из стран ЮВЕ в страны ЕС нельзя не рассмотреть миграцию трудовых ресурсов из региона в контексте исторической ретроспективы. Так, прежде всего, следует отметить, что, например, традиция приема трудовых мигрантов в ряде европейских стран (для примера возьмем Германию и Австрию) имеет длительную историю. Так, еще в конце XIX века Германия стала одним из центров притяжения рабочей силы из Сербии, Черногории Румынии (эту страну связывали с Германией как династические связи, так и активное присутствие германского и австрийского капитала) и впоследствии Болгарии, после обретения этими странами политической независимости. На тот момент конкурировать с Германией могла только Австро-Венгрия, ввиду того, что она непосредственно граничила с большинством новых балканских государств. Именно фактор географической близости экономически развитых Австрии и Германии к балканским странам влиял и продолжает влиять на выбор трудовыми мигрантами с Балканского полуострова этих стран в качестве страны эмиграции.
После Первой мировой войны, распада Австро-Венгрии и начала жесточайшего и довольно длительного экономического кризиса в ее землях, а также в Германии, эмиграционный поток рабочей силы в эти страны значительно снижается, а уж после прихода к власти в Германии нацистов и почти иссякает, не в последнюю очередь ввиду провозглашенной ими расовой теории превосходства над славянами, хотя, безусловно, существовало и вполне экономическое обоснование – а именно тяжелое экономическое положение в Германии после начала в 1929г. экономического кризиса (который затронул и балканские страны, в первую очередь, нанеся серьезный урон с/х сектору этих стран), что нашло выражение в увеличении числа безработных и падении объемов производства.
После Второй мировой войны Германия с Австрией в частности, да и Европа в целом на время перестают быть центром притяжения трудовых мигрантов с Балкан. Это объясняется как минимум тремя причинами:
· Европейские страны после войны сами находились в весьма тяжелом экономическом положении, для преодоления которого им даже потребовалась экономическая помощь США – знаменитый "план Маршалла"
· Изменилась внутриполитическая ситуация в странах Восточной Европы в целом; страны перешли на новую экономическую модель – построение социализма/коммунизма. В большинстве стран, в первую очередь ЮВЕ, установились тоталитарные (Албания, Югославия) или авторитарные режимы (Румыния, Болгария), которые взяли курс на ориентацию на СССР, что повлекло за собой прекращение ряда экономических контактов со странами Запада, в том числе по линии эмиграции трудовых ресурсов.
· В отличие от Европы США вышли из войны экономически окрепшими, в стране ощущался экономический рост и нехватка рабочей силы, что стало причиной отмены введенных при президентах Д.Кулидже и Ф. Рузвельте иммиграционных законов, существенно ограничивавших поток иммиграции рабочей силы. Именно поэтому после войны для тех, кому удавалось уехать из стран ЮВЕ (а таких было первоначально немного) США становятся страной иммиграции.
Однако все меняется и к началу 1960-х приведенные выше условия меняются, что вызывает оживления потока эмиграции рабочей силы из ЮВЕ в страны Западной Европы. Во-первых, меняется экономическая ситуация в странах Западной Европы, которые преодолевают экономическую разруха и начинают делать первые, робкие шаги на пути строительства "единой Европы". Во-вторых, меняется внешнеполитическая ориентация ряда стран ЮВЕ: так, после 1948г. (идеологический конфликт Сталин-Тито), Югославия берет курс на постепенные отход от односторонней ориентации на СССР и налаживает отношения с Западом, что в итоге приводит к подписанию ряда важных экономических соглашений, в том числе, и в сфере регулирования миграции трудовых ресурсов (точнее эмиграции трудовых ресурсов из Югославии). Так, в августе 1961г закрытие германо-германской границы и возведение Берлинской стены привели к дальнейшему росту вербовки Западной Германией иностранной рабочей силы. Были заключены договора с Турцией (1961г.) и Югославией (1968г.). Причем с территории Югославии в Германию с целью трудоустройства ехали, в основном, из Словении и Хорватии. Со временем иммигранты из Турции и Югославии стали составлять основную часть иммиграционного потока в ФРГ. Иностранцам не разрешалось поселяться на долговременной основе. Однако мощный постоянный приток иммигрантов из Югославии и в большей степени Турции влиял на рынок труда европейских стран, прежде всего Австрии, Германии и Бельгии. В итоге большинство категорий трудоспособных иммигрантов потребовалось обеспечить рабочим местом, если не на постоянной, то хотя бы на временной основе. При этом только приток трудовых мигрантов было возможно в некоторой мере приводить в соответствие с количеством вакансий. Но и это удавалось далеко не всегда.
Интересно, что трудовые мигранты из республик бывшей Югославии (равно как и гастарбайтеры из Турции) представляли собой относительно дешевую и непритязательную рабочую силу, которая официально получала доступ на рынок труда только в тех сферах экономической деятельности, где не хотели работать европейцы, что наиболее очевидно на нашем примере с Германией. Разница в отраслевой структуре занятости в Германии была велика как между немцами и иностранцами, так и между различными группами иностранцев. Процент занятых в сельском хозяйстве был низок, и наибольшую долю составляли немцы, что связано с традициями фермерства.
Основная сфера приложения труда для иностранцев - работа в промышленности. В 1984 г. этой деятельностью занимались 67% турок и 46% югославов на территории Германии. Среди немцев доля занятых в промышленности тоже была высока (32%), но существенно ниже, чем среди иностранцев. При этом для немцев более привлекательной и более доступной была сфера услуг (39% работающих немцев). Доля занятых в этой сфере экономики ФРГ югославов составляла менее 20%, а турок только 10%. Таким образом, очевидно, что трудовые мигранты из Югославии (этот вывод сделан на примере Германии, хотя, естественно трудовые мигранты из Югославии эмигрировали и в другие страны, но и там ситуация была приблизительно та же) в основном были представлены в тех сферах производства, где была необходима определенная квалификация (см.таблицу), что позволяет нам говорить о том, что период с конца 1960-х по конец 1980-х являлся периодом эмиграции квалифицированной рабочей силы из Югославии (а по сути это была та же пресловутая "утечка мозгов", которая наблюдается сегодня), что было вызвано не самой благоприятной экономической конъюнктурой внутри этой страны.
Конец 1980-х гг. ознаменовал собой изменение внутриполитической ситуации во всей Восточной Европе, в том числе, и в регионе ЮВЕ. Крах соцлагеря и переход стран региона к структурному реформированию своих экономик на пути к капитализму, привел к определенному снижению уровня жизни в этих странах, что нашло выражение в первую очередь в росте уровня безработицы в них (так, например, если в Болгарии уровень безработицы в 1989г составлял 3,5%, то в 1992г он составил уже 15,3%, а в 1995 – 15, 7 % то же и для Румынии – 1989-3,1%, 1992 – 8,2%, 1995 – 8%.) и падения уровня зарплаты. В основном, увеличение уровня безработицы было связано с сокращением занятости в промышленном секторе. Так, для Болгарии в 1991г. характерно снижение занятости в промышленности на 17,9% по отношению к 1990г, и на 13,2% в 1992г по отношению к 1991г. (эта страна тогда лидировала по этому показателю среди стран ЮВЕ, несколько обогнав в 1991г Хорватию, с ее снижением на 17,2% в 1991г. но уступив ей "пальму первенства" в 1992-ом, когда в Хорватии занятость в промсекторе снизилась на 17,1%); в Румынии снижение составило 5% - 1991г и 13,2% - 1992г., а, например, в Македонии – 8,4% - 1991г. и 6,5% - 1992г. Уровень заработной платы в странах ЮВЕ также в течение нескольких лет снижался. Так, в Болгарии средняя зарплата в 1990г. составила 94% от показателя 1989г, в 1993 – 92% от уровня 1992г., 1996г. – 81% от уровня 1995г., а в 1997г. – 82% от средней з/п 1996г., причем подобная тенденция сохранялась вплоть до 1998г., когда стало отмечаться постепенное увеличение з/п – уровень 1998г. составил 120% уровня 1997г. В других странах региона в рассматриваемый период зафиксированы лишь незначительные отличия от ситуации в Болгарии: так, в Словении, лишь 1990г. отметился спадом (однако спад был на 20% большим, чем в Болгарии) уровня заработной платы по отношению к 1989г - 74% от уровня 1989г., в 1993г. фиксируется уже рост зарплаты по отношению к предыдущему году – 111%, но ввиду предыдущего более резкого падения этот рост сходит на нет – уровень 1989г по зарплате был достигнут лишь в 1997г. Прибавим к этому рост инфляции, наблюдавшийся в рассматриваемый период во всех странах региона ЮВЕ, а также сокращение поддержки со стороны государства наиболее социально незащищенным слоям населения, и, прежде всего, пенсионерам, инвалидам и безработным старше 45 лет, и получаем вполне "справедливые" данные о уровне социальной дифференциации, известный как коэффициент Джини. Для Болгарии коэффициент Джини в дореформенный период (т.е до 1989г.) составлял 0,23, в период 1993-1995 – 0,38, а в 1996-1999 – 0,41 По данным на 2009г. коэффициент Джини для Болгарии равен 0,32.
К вполне поддающимся анализу экономическим причинам прибавим еще и политические неурядицы, связанные с распадом Югославии, которые вылились в широкомасштабную войну в Хорватии и БиГ, потеря СССР (да и в целом утрата существовавших в социалистический период торгово-экономических связей между соцстранами) как источника постоянной экономической помощи в виде дешевых кредитов и энергоносителей, а также как рынка сбыта продукции, что также привело к снижению уровня жизни населения ввиду увеличения безработицы (во многом именно потерей традиционных связей с СССР и другими странами Восточной Европы и не только в рамках СЭВ объясняется снижение занятости в промышленном секторе, что уже отмечалось выше), нехватку рабочих рук в соседних странах ЕС ввиду старения населения - и вот мы получили основные причины современной трудовой миграции из стран ЮВЕ.
4. Миграция трудовых ресурсов из стран ЮВЕ на современном этапе. Влияние расширения ЕС-2004 и 2007
Следует отметить, что на протяжении всех 20 лет после распада социалистической системы опять-таки именно Германия остается главной страной миграции для стран ЮВЕ в целом по абсолютным показателям, на нее сегодня приходится 64,4% от всех эмигрантов из стран ЮВЕ, несмотря даже на то, что, начиная с конца 1980-х, страна ужесточает свое миграционное законодательство. В первую тройку стран наряду с Германией входят Швейцария и Австрия (попеременно делят второе место), эти три страны принимают 76,9% всех мигрантов ЮВЕ, затем идут Италия (сюда в основном едут трудовые мигранты из Румынии и Албании) и Франция.
В ходе беспрецедентное расширение Европейского Союза: на 10 стран ( EU 10) — в мае 2004 г. , и еще на 2 страны (EU 2) — в январе 2007 г., (т.н. "балканское расширение", когда в ЕС вступили Болгария и Румыния) —не только значительно увеличилась численность жителей единого европейского пространства, но и значительно упростилась процедура въезда в страны "Старой Европы", ввиду чего старые страны-члены опасались значительных пертурбаций на рынке труда, появились страхи перед т.н. "польским сантехником Николаем" и "словенской сиделкой Теей". Усугублялись эти страхи и тем, что новые страны еще проходили (да и сейчас проходят) период социально-экономической трансформации, то есть масштабы безработицы в этих странах были, по европейским меркам, велики,
Для ряда стран первой волны расширения ЕС, в первую очередь нас интересует Словения как единственная представительница региона ЮВЕ в рамках расширения-2004, был установлен переходный период продолжительностью в семь лет. Тогда, в 2004 г. свои рынки труда полностью открыли только Ирландия, Швеция и Великобритания. Австрия и Германия же, напротив, упростив процедуры, приняли решение сохранить меры адаптационного периода для "новичков" вплоть до 2011 г. с возможностью последующего продолжения "карантина". В 2007-м г свои рынки для рабочих из Болгарии и Румынии открыли только Чехия, Польша, Словения, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Кипр (в общем, недавно вступившие – в ходе расширения – 2004 – в ЕС страны) + Финляндия и Швеция. Другие страны, хотя и намерены открыть свои рынки труда, сделают это намного позже, что свидетельствует о сохранении ряда сложностей для трудовых мигрантов из ЮВЕ в ЕС. Интересно, что и после 2004 г., и после 2007 г. наблюдалось увеличение миграционных потоков — из недавно присоединившихся стран на Запад. Доля работников из Словении, равно как и из стран EU 10 в целом заметно возросла в Ирландии, Великобритании и Люксембурге — из-за политики свободного перемещения рабочей силы. В свою очередь же мигранты из EU 2 – из Румынии и Болгарии, большей частью перемещаются в Италию и Испанию, прежде всего, ввиду довольно облегченного режима въезда, чего не скажешь о возможности их въезда в Германию и Австрию, которые хотя и географически ближе им, но пока не намерены полностью открыть для трудовых мигрантов из этих стран свои рынки труда, несмотря, кстати, и на проблему старения населения, с которой эти страны тоже столкнулись.
Заключение
Последствия миграции трудовых ресурсов из ЮВЕ в ЕС для самих стран региона и для стран-реципиентов.
На основании вышеизложенного материала можно утверждать, что основой для миграционного оттока из региона ЮВЕ являются "получающие страны старого ядра" (Франция, Великобритания, Люксембург, Нидерланды, Германия, Австрия, Швейцария, Бельгия и Скандинавские страны) или "локомотивы ЕС". Они начали формирование экономического и политического единого пространств со свободным передвижением, рынком труда и гражданством Евросоюза особенно после Маастрихтского договора.
Зона "периферии стран старого ядра" (юг Западной Европы — страны средиземноморского побережья) присоединилась к ЕС позже и длительное время сами были источником гастарбайтеров для стран "ядра" - Италия, Испания, Португалия. Эта традиция сохраняется в целом до сих пор, хотя и в меньшей степени, поскольку с выравниванием экономического развития стран ЕС "периферийная зона" в настоящее время переживает иммиграционный бум. В последние три года в них наблюдается наибольший миграционный прирост (до полумиллиона человек в год). Данные страны являются также транзитными странами для мигрантов, желающих попасть в страны "старого ядра ЕС".
Третья зона — "присоединившиеся" к Евросоюзу в 2004 и 2007 годах страны (Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Эстония, Литва, Латвия, Мальта, Кипр, Румыния и Болгария). Сейчас они, равно как и пока недошедшие в ЕС оставшиеся страны ЮВЕ – Хорватия, Македония, Сербия, Черногория, БиГ, Албания в основном теряют свое население, как за счет естественной убыли, так и за счет миграционного оттока. По отношению к развитым экономикам Евросоюза "присоединившиеся" и пока еще "неприсоединившиеся" страны из региона ЮВЕ пока являются донорами рабочей силы, которая позволяет им поддерживать рост их экономик. Однако, по прогнозам ряда аналитиков поток рабочей силы из ЮВЕ в ближайшие несколько десятилетий иссякнет. Так, например, Клаус Циммерман, директор Института экономики труда (Бонн), в своем докладе для Европейской комиссии "2010 — Год демографического разворота на европейском рынке труда" отмечает, что по сравнению с 2002г, когда из региона ЮВЕ эмигрировало 145,2 тыс. человек: причем 65% – в Германию, а 12,1% – в Австрию, в 2010 г. эмиграционный поток снизится до 106,9 тыс., а к 2035 г. он будет составлять всего 2,4 тыс. человек. Причин тому две: повышение уровня жизни в этих странах (в странах ЮВЕ) и естественное сокращение населения ввиду увеличения и без того высокой доли пожилых.
Таким образом, очевидно, что страны ЮВЕ в итоге ожидает сокращение трудовой миграции. Однако на современном этапе эти страны терпят значительный урон от эмиграции трудовых ресурсов как в "живой силе" так и с точки зрения возможности в будущем создать собственную, конкурентоспособные и независимые от благотворительной помощи лидирующих стран ЕС экономики, которые бы по своему уровню не уступали развитым экономикам ЕС (в чем, памятуя о примере Испании, Италии и Португалии многие экономисты сомневаются). Уже сегодня наблюдаются признаки определенного структурного кризиса в Румынии, Болгарии, Хорватии и Сербии где "утечка мозгов" и отсутствие реальной помощи из Брюсселя привели к тому, что правительства этих стран не могут выработать четкой стратегии развития экономики в условиях кризиса. К тому же, в перспективе страны ЮВЕ через несколько десятилетий окажутся в ситуации, когда старение населения в этих странах примет угрожающие масштабы. В перспективе окажется, что страны ЮВЕ да и ЦВЕ в целом будут вынуждены конкурировать с ведущими экономиками ЕС и с Россией за трудовые ресурсы стран СНГ, в частности они будут заинтересованы в Украине, Молдове и Белоруссии, причем страны Закавказья тоже не исключаются. Прибавим к этому еще и миграционные потоки из Африки и Азии – только теперь это будет не наполовину европеизованный Алжир или Марокко, а Бенин, Чад, ЦАР. Страны ЮВЕ, которым не только не удалось за годы реформ создать эффективный производственный сектор, но которые умудрились растерять большую часть социалистического наследия, не смогут конкурировать с ведущими экономиками ЕС в притоке квалифицированной рабочей силы, а будут довольствоваться "остатками", что, безусловно, будет только консервировать экономическую отсталость региона. К тому же, перераспределение потоков трудовых ресурсов в Европе рискует подорвать и весьма существенный приток иностранной рабочей силы из Азии и Африки, что может в перспективе угрожать внутриполитической стабильности стран ЮВЕ, являющихся сравнительно небольшими как по размеру территории, так и по численности. Иными словами, проблема неподконтрольной исламизации, о которой много говорят в Париже и Лондоне может быть гораздо опаснее для малых стран ЮВЕ.
Приложение
Таблица 1. Численность населения европейских стран, млн. человек
Порядковый номер | Страна | Население в 2009 году | Страна | Население в 2050 году |
1 | Россия | 141,8 | Россия | 116,9 |
2 | Германия | 82,0 | Великобритания | 76,9 |
3 | Франция | 62,6 | Германия | 71,4 |
4 | Великобритания | 61,8 | Франция | 70,0 |
5 | Италия | 60,3 | Италия | 61,7 |
6 | Испания | 46,9 | Испания | 43,9 |
7 | Украина | 46,0 | Украина | 35,3 |
8 | Польша | 38,1 | Польша | 31,8 |
9 | Румыния | 21,5 | Румыния | 18,1 |
10 | Нидерланды | 16,5 | Нидерланды | 17,3 |
Источник: 2009 World Population Data Sheet. Population Reference Bureau. Washington, DC. 19 p.
Таблица 2. Уровень постарения населения европейских стран (2009)*
Страна | Доля населения в возрасте 65 лет и старше, % | Страна | Доля населения в возрасте 65 лет и старше, % |
Словакия | 12 | Великобритания | 16 |
Белоруссия | 14 | Австрия | 17 |
Польша | 14 | Дания | 17 |
Россия | 14 | Эстония | 17 |
Грузия | 15 | Финляндия | 17 |
Чешская Республика | 15 | Франция | 17 |
Нидерланды | 15 | Латвия | 17 |
Румыния | 15 | Португалия | 17 |
Венгрия | 16 | Швеция | 18 |
Литва | 16 | Греция | 19 |
Словения | 16 | Германия | 20 |
Украина | 16 | Италия | 20 |
*В список не вошли страны с заведомо "молодым" населением — Армения, Молдавия и некоторые другие. Источник: Population Reference Bureau, 20p
Таблица 3
| Группы стран | Естественный прирост | Сальдо миграции | Демографический баланс |
I | Латвия, Литва, Молдавия, Румыния, Украина, Чешская Республика | отрицательный | отрицательное | отрицательный |
II | Белоруссия, Болгария, Венгрия, Россия, Эстония | отрицательный | положительное | отрицательный |
III | Армения, Грузия, Польша | положительный | отрицательное | отрицательный |
IV | Андорра, Азербайджан, Македония | положительный | отрицательное | положительный |
V | Австрия, Бельгия, Босния и Герцеговина, Великобритания, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сан-Марино, Сербия и Черногория, Словакия, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария | положительный | положительное | положительный |
Таблица №4
Страны-члены отсортированные по ВВП | ВВП % от европейского (2008) | Изменение за год % от ВВП (2008) | Госдолг% от ВВП (2008) | Дефицит (-)/ Излишки (+) % от ВВП | Инфляция % годовых (2008) | Безработица% (май 2009) (*март 2009) | ||
18,493.0 | 100.0% | 0.9 | 30,393 | 61.5 | -2.3 | 3.7 | 8.9 | |
3,653.3 | 19.8% | 1.3 | 35,441 | 65.9 | -0.1 | 2.8 | 7.7 | |
2,843.1 | 15.4% | ? | 34,208 | 68.0 | -3.4 | 3.2 | 9.3 | |
2,833.2 | 15.3% | 0.7 | 36,522 | 52.0 | -5.5 | 3.6 | 7.2* | |
2,330.0 | 12.6% | -1.0 | 30,580 | 105.8 | -2.4 | 3.5 | 7.4** | |
1,622.5 | 8.8% | 1.2 | 30,620 | 39.5 | -3.8 | 4.1 | 18.7 | |
862.9 | 4.7% | 2.1 | 40,431 | 58.2 | 1.0 | 2.2 | 3.2 | |
507.1 | 2.7% | 1.1 | 36,235 | 88.6 | -1.2 | 4.5 | 8.2 | |
502.5 | 2.7% | -0.2 | 37,245 | 38.0 | 2.5 | 3.3 | 8.9 | |
450.6 | 2.4% | 5.0 | 17,481 | 47.1 | -3.9 | 4.2 | 8.1 | |
418.7 | 2.3% | 1.8 | 39,634 | 65.2 | -0.4 | 3.2 | 4.3 | |
361.6 | 2.0% | 2.9 | 30,534 | 97.6 | -5.0 | 4.2 | 8.7** | |
349.2 | 1.9% | -1.1 | 37,265 | 33.3 | 3.6 | 3.6 | 5.7 | |
290.7 | 1.6% | -2.3 | 42,539 | 43.2 | -7.1 | 3.1 | 11.7 | |
273.1 | 1.5% | 0.9 | 36,217 | 33.4 | 4.2 | 3.9 | 8.1 | |
248.9 | 1.3% | 0.0 | 22,189 | 66.4 | -2.6 | 2.7 | 9.3 | |
211.7 | 1.1% | 3.2 | 25,395 | 28.8 | -1.5 | 6.3 | 6.1 | |
187.9 | 1.0% | 7.1 | 12,579 | 13.6 | -5.4 | 7.9 | 6.2** | |
155.2 | 0.8% | 0.5 | 19,499 | 73.0 | -3.4 | 6.0 | 10.2 | |
88.9 | 0.5% | 3.5 | 22,040 | 27.6 | -2.2 | 3.9 | 11.1 | |
57.0 | 0.3% | -0.9 | 82,306 | 14.7 | 2.6 | 4.1 | 6.4 | |
53.3 | 0.3% | 3.5 | 29,472 | 22.8 | -0.9 | 5.5 | 5.9 | |
49.3 | 0.3% | 6.0 | 12,340 | 14.1 | 1.5 | 12.0 | 6.5 | |
48.1 | 0.3% | 3.0 | 18,945 | 15.6 | -3.2 | 11.1 | 14.3 | |
35.8 | 0.2% | -4.6 | 17,071 | 19.5 | -4.0 | 15.3 | 16.3 | |
25.4 | 0.1% | -3.6 | 20,259 | 4.8 | -3.0 | 10.6 | 15.6 | |
24.5 | 0.1% | 3.7 | 29,829 | 49.1 | 0.9 | 4.4 | 5.3 | |
8.4 | 0.1% | 2.7 | 23,760 | 64.1 | -4.7 | 4.7 | 7.1 |
Диаграмма 1. Доля иностранных резидентов из стран ЮВЕ по группам стран в старых странах — членах ЕС
Диаграмма 2. Доля мигрантов, прибывших из Румынии и Болгарии в старые страны-члены
Источник: Brücker and Damelang, 2009
График 1. Уровень безработицы в новых странах-членах Источник: Brücker and Damelang, 2009
Доля мигрантов из новых стран-членов в старых странах (нас интересуют Словения, Румыния и Болгария как представительницы ЮВЕ) — членах ЕС Источник: Brücker and Damelang, 2009
Список используемой литературы
1. Brücker and Damelang, 2009
2. CECTAT, Statistical Bulletin, 2000, Ljubljana, 2000, p.12
3. Eurostat (#"#" target="_blank">http://www.ecb.int – официальный сайт Европейского Центрального банка.