МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Курсовая работа
Москва 2009
Содержание
Введение
Экономические показатели
Меры по дальнейшему развитию специальных экономических зон
Меры по росту экспорта предприятий малого и среднего бизнеса
Некоторые отрасли промышленности. Нефть и природный газ. Индийско-российское нефтегазовое сотрудничество: Воплотятся ли мечты в жизнь
Финансовый сектор
Участие в интеграциональных группах
Прогноз развития индийской экономики
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Введение
Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан, омываемом водами Индийского океанами и на большей части Индо-Гангской низменности. На севере граничит с Афганистаном, Китаем, Непалом и Бутаном, на востоке – с Бангладеш и Бирмой (Мьянма), на западе – с Пакистаном. На востоке омывается Бенгальским заливом, на юге - Полкским проливом, отделяющим ее от острова Шри-Ланка, и Индийским океаном, на западе Аравийским морем.
Столица - Нью-Дели.
Площадь - 3,287,000 кв.км.
Население – свыше 1,2 млрд. человек.
Национальная валюта - индийская рупия
Страна разделена на 18 провинций, состоящих из 163 муниципальных районов.
Исполнительную власть осуществляют президент, вице-президент и правительство во главе с премьер-министром. Президент избирается на пятилетний срок коллегией выборщиков, состоящей из членов обеих палат парламента и членов законодательных собраний штатов. Президент может быть переизбран на второй срок. Вице-президент выбирается коллегией выборщиков на пятилетний период членами обеих палат парламента. Вице-президент является также председателем Совета штатов (верхней палаты парламента). Премьер-министр назначается президентом, однако на этот пост выдвигается лидер партии или коалиции, располагающей большинством мандатов в нижней палате, которой и подотчетно правительство. Кандидатуры министров, которые также официально утверждаются президентом, предлагает премьер. Правительство образует Совет министров, на котором лежит ответственность за работу административной машины и определение государственной политики.
Экономические показатели
ВВП в текущих ценах: 1005 миллиард долл. США (2007-2008 гг.)
Структура ВВП: услуги-56%, сельское хозяйство – 22% и промышленность – 22%.
Ожидаемый рост ВВП: 8,8 % (2007-2008 гг.)
Совокупные реальные прямые иностранные инвестиции: 38,9 миллиард долл. США (до марта 2006г.)
Резерв иностранной валюты: 262,4 миллиард долл. США (октябрь 2007 г.) Курс обмена национальной валюты: 1 долл. США=39,32 индийских рупий (ноябрь 2007 г.)
Производство зерновых культур: 211,8 миллион тонн (2006-2007 гг.)
Запас зерновых культур: 17.73 миллион тонн (март 2007г.)
Основные статьи экспорта: традиционные статьи экспорта включают в себя экспорт х/б пряжи и текстильной продукции, готовой одежды, изделий из кожи, драгоценные камни и ювелирные изделия, сельхозпродукты и продукты питания. Тем не менее, химическая, фармацевтическая, машиностроительная продукция, автомобильные компоненты, оборудование для транспортировки, программное обеспечение, электротовары и продукция из металла составляют быстрорастущие сегменты экспорта. Однако для борьбы с инфляцией и увеличения внутренних запасов правительство Индии запретило экспорт зерновых. Запрет будет в силе с 3 июля по 15 октября. С июня 2007 года по июнь 2008 года из Индии было вывезено около 2 тонн зерновых, что поставило страну на шестое место в мире по величине экспорта в данной области. Ранее в Индии уже был запрещён экспорт пшеницы, а также многих видов масел и риса. Однако, это не повлияло на рост инфляции, которая на данный момент находится на уровне 13-летней давности. Ещё одним показателем Индии стал тот факт, что Индия занимает второе место в мире по объёму сахарной промышленности, однако за 2008 год производство может быть снижено на 25%. На подобные меры Индия будет вынуждена пойти из-за избыточного предложения на рынке сахара. Как заявил управляющий директор National Federation of Cooperative Sugar Factories Ltd Винай Кумар, “к сентябрю 2009 общий годовой объем производства может составить 20 млн. тонн, что на 25% меньше, чем планировалось”.
На земельных угодьях, ранее отведённых под сахар, Индия собирается выращивать рис, кукурузу и сою, так как спрос и их стоимость гораздо выше. По прогнозу аналитиков, в 2009 году мировое производство сахара-сырца превысит спрос на 2 млн. тонн.
Основные рынки экспорта: США, Канада, Великобритания, Германия, Япония, Россия, Бельгия, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Чили, Бразилия, Аргентина, Мексика, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Шри-Ланка.
Импорт: 140 миллиард долл. США (2007-2008 гг.)
Основные статьи импорта: оборудование и машины, сырая нефть, смазочные материалы и прочая продукция из нефти, драгоценные и полудрагоценные камни, химическая продукция, пищевое масло и удобрение.
Основные рынки импорта: США, Великобритания, Япония, Германия, Нигерия, Иран, Кувейт, Саудовская Аравия, Бразилия, Чили, Египет, Гана, Южная Африка, Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия и Таиланд.
В экспортно-импортной политике Индии (ЭИП) на 2007 г. предполагается создание таких условий для развития экспорта, которые позволили бы достичь цели, поставленной в 10-ом пятилетнем плане и Среднесрочной экспортной стратегии, - увеличить к 2007 году долю Индии в мировой торговле с 0,7% до 1%. Для достижения этой цели объем экспорта к 2007 году должен возрасти с 46 до более 80 млрд. долларов США. Это означает, что среднегодовой рост экспорта в 10-ой пятилетке должен составить 11,9%.
Экспортно-импортная политика на 2007 г. закрепляет и развивает принятые ранее решения, направленные на развитие экспорта и повышение конкурентоспособности индийских товаров путем создания для экспортеров благоприятных условий, которые не противоречили бы при этом правилам ВТО и не являлись бы дискриминационными по отношению к местным производителям, ориентированным на внутренний рынок.
Новые предложения, сформулированные в Экспортно-импортной политике на 2007 г., структурно объединены в шесть основных направлений:
· Меры по дальнейшему развитию Специальных экономических зон;
· Меры по росту экспорта в таких отраслях экономики, как сельское хозяйство, ремесленно-кустарное производство, предприятия малого и среднего бизнеса, кожевенная, текстильная и ювелирная промышленность;
· Меры по развитию экспорта высокотехнологичной продукции;
· Меры по увеличению объемов и расширению географии экспорта;
· Меры по сокращению операционных издержек и упрощению регулирования экспортно-импортных сделок;
· Меры по дальнейшему развитию схем содействия экспорту.
Меры по дальнейшему развитию Специальных экономических зон
Новая стратегия по поддержке экспорта была введена в действие с 2000 г. решением о создании Специальных экономических зон (Special Economic Zones - SEZ) для обеспечения условий беспрепятственному и конкурентоспособному экспорту индийских товаров. Предусматривается введение SEZ в государственном, частном и смешанном секторах или правительствами штатов. Издано распоряжение о преобразовании всех существующих Экспортных обрабатываемых зон (Export Processing Zones) в Специальные экономические зоны. Было также одобрено образование правительствами штатов 18 SEZ, но в настоящее время реально функционируют только восемь SEZ, в которых занято 659 подразделений индийских компаний. Основной льготой для компаний, расположенных в SEZ, является льготный период освобождения от уплаты корпоративного налога с прибыли, который составляет 5 лет с момента декларирования прибыли. В течение последующих двух лет корпоративный налог с прибыли взимается в размере 50% установленной ставки.
Кроме того, компаниям в SEZ предоставлены следующие льготы и преимущества:
· разрешен беспошлинный ввоз с таможенной территории Индии продукции, предназначенной для развития интегрированной инфраструктуры экспорта и создания производственных мощностей;
· при создании малых предприятий в SEZ не требуется получения соответствующей лицензии;
· срок возврата экспортной выручки для предприятий, расположенных в SEZ, увеличен до 365 дней против установленных 180 дней для обычных экспортеров. Им также разрешено держать на валютных счетах 100% экспортной выручки;
· торговые компании, зарегистрированные в SEZ, могут продавать производимую ими продукцию на таможенную территорию Индии после уплаты таможенных пошлин;
· допускается привлечение к производству субподрядчиков из числа зарубежных предприятий;
· для поощрения создания капиталоемких производств в SEZ срок амортизации основных средств производства, завезенных из-за рубежа, увеличен с 5 до 8 лет;
· разрешены прямые зарубежные инвестиции в режиме автоматического одобрения для предприятий всех отраслей промышленности, за некоторым исключением;
· в SEZ разрешено открытие зарубежных отделений индийских банков (Offshore Banking Units), для которых Резервным банком Индии установлены льготные нормативы деятельности, что должно обеспечить расположенным в SEZ компаниям доступ к зарубежным финансовым ресурсам по мировым кредитным условиям;
· расположенным в SEZ компаниям разрешены срочные товарные сделки на определенных условиях;
· расположенным в SEZ компаниям разрешены внешние коммерческие заимствования на срок до трех лет;
· сделки на поставку товаров и услуг в SEZ с внутренней облагаемой тарифами и налогами территории по закону о таможне и подоходном налоге рассматриваются как экспортные.
Меры по росту экспорта предприятий малого и среднего бизнеса
В целях превращения признанных областей, специализирующихся на производстве отдельных видов товаров, в центры по экспорту этих товаров (cluster-towns) предприятиям малого и среднего бизнеса в этих районах предоставлены следующие льготы и привилегии:
· предприятия малого и среднего бизнеса этих областей, оказывающие услуги общего назначения, могут пользоваться льготами в рамках схемы содействия экспорту основных средств производства (Export Promotion Capital Goods);
· ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса получат доступ к финансированию их маркетинговых исследований и рекламы своей продукции за рубежом из фондов программы содействия экспорту индийских товаров на внешние рынки (Market Access Initiative);
· для получения статуса «экспортного дома» предприятиям малого и среднего бизнеса, расположенным в этих центрах, пороговый лимит объема экспортируемой продукции сокращен до 50 млн. рупий (примерно 1 млн. долл. США), против 150 млн. рупий (примерно 3 млн. долл. США) по сравнению с обычными экспортными предприятиями.
При инвестировании миллиардов долларов в Специальные Экономические Зоны (СЭЗ) Индии сценарий развития промышленности страны переживает драматические изменения. Успех СЭЗ в Китае и даже в регионе Залива, куда было вложено несколько миллиардов долларов Зарубежной Непосредственной Инвестиции (ЗНИ), вызвал волну подобных действий и в Индии.
Центральное Правительство Дели и других штатов осознали важность привлечения ЗНИ для расширения экономики и повышения занятости. Однако без устранения бюрократии невозможно будет конкурировать с господством Китая в области ЗНИ. За последние десять лет общие поступления ЗНИ в Индию составляли в среднем около 45 млрд долларов США, тогда как в Китай поступило свыше 150 млрд долларов США за счет новых соглашений. Индия до сих пор не способна отобрать у Китая большую часть инвестиций. "Пора принимать меры,- отмечает г-н Камал Натх, индийский министр Коммерции и Промышленности. - Пока мы не обеспечим единый способ получения ЗНИ, мы не сможем поравняться с инвестициями в Азию, тем более в Китай". Премьер-министр Манмохан Сингх всячески содействует развитию системы СЭЗ в Индии, делая акцент на открытую индийскую экономику.
А что именно представляют собой СЭЗ? СЭЗ – это способ целостного экономического развития, способ устранения недостатков в инфраструктуре, бюрократических проблем и барьеров, возникающих в результате проведения денежной, фискальной, торговой и трудовой политики. В Индии не в первый раз продвигается понятие СЭЗ. Первая СЭЗ в Индии (тогда она называлась свободным портом, а затем Зоной Обработки Экспорта (ЗОЭ) была основана еще в 1965 году. Однако с начала нового века понятие ЗОЭ приобрело большую важность и в настоящее время является первым из экономических приоритетов Индии для при влечения ЗНИ, чтобы существенно ускорить экономическое развитие Индии.
Министерство Коммерции и Промышленности уверено, что СЭЗ привлекут инвестиции в размере 200 млрд долларов США, в том числе 50 млрд долларов США за счет ЗНИ, что создаст 500 000 дополнительных рабочих мест к 2007–2008 гг. «Мы уверены, наши законы дадут инвесторам понять, что в Индии имеется весьма крепкая промышленная база», - отмечает Натх.
К счастью инвесторов, Закон о СЭЗ был составлен в 2005 году и начал действовать в феврале 2006 года. Закон предусматривает установление СЭЗ в государственном, частном или совместном секторах, или же в правительственных штатах. Кроме того, этот Закон был применен для превращения некоторых из существующих ЗОЭ в СЭЗ. Таким образом, государство превратило ЗОЭ, находящиеся в Кандле и Сурате (штат Гуджарат), Кочине (штат Керала), Санта Крузе (в Мумбае), Фальте (штат Западный Бенгал), Ченнае (штат Тамил Наду), Вишакхапатнаме (штат Андхра Прадеш) и Нойде (штат Уттар Прадеш), в СЭЗ. Государство также одобрило три новые СЭЗ в Индоре (штат Мадхя Прадеш), Маниканчан Парке (штат Западный Бенгал) и Джайпуре (штат Раджастан). Все три уже действуют.
Закон имеет некоторые существенные особенности, самыми важными из которых являются налоговые льготы. Закон предлагает выгодный пакет финансовых стимулов, который обеспечивает освобождение как разработчиков, так и предприятий, действующих в пределах СЭЗ, от таможенных пошлин, акцизных сборов, налога на обслуживание, центрального налога с продаж и налога на сделки с ценными бумагами. Закон также предлагает 15-летнее "налоговое освобождение" вместо 7-летнего, которое есть в настоящее время. 15-летняя схема дает 100% освобождение от налога на первые пять лет, 50% на следующие пять и 50% прибыли от экспорта, которая вкладывается обратно в предприятие. Закон также предлагает 100% освобождение от налогов на доходы на 10 из 15 лет для разработчиков СЭЗ.
Однако налоговые льготы не единственные преимущества данного закона. Он также дает инвестору возможность устанавливать свободную торговлю и предоставлять склады под создание торговой инфраструктуры мирового уровня для облегчения им порта и экспорта товаров. Цель всех действий – превратить Индию в между народный центр торговли. Закон предусматривает государственное и частное участие в раз витии инфраструктуры, также установление зарубежных банковских и международных финансовых услуг.
Есть и другие выгодные предложения для инвестора в Законе. Он предусматривает быстрый и единый механизм получения разрешения. Раньше получение разрешения на открытие предприятия в Индии занимало как минимум от пяти до шести месяцев. Прошли те времена, и теперь инвестор может ожидать разрешение через семь дней, если все бумаги в порядке.
Еще одна важная черта Закона – он предусматривает всеобъемлющую политику СЭЗ, что удовлетворяет требованиям всех заинтересованных лиц СЭЗ, а именно разработчика и оператора, а также поставщика, находящегося вне зоны, и в то же время арендатора.
С начала действия данного Закона результат уже очевиден. Отмечен внезапный рост в установлении СЭЗ по всей стране. Общее число разрешений и условных разрешений по 21 штату Индии составляет 212 и 152, соответственно. Об этом не могло быть и речи в начале века. Но именно так и случилось, и в настоящий день 34 из всех разрешений уже получили официальное извещение.
Существует немалое количество критиков СЭЗ как в прошлом, так и в настоящем. Однако даже левые партии Индии осознают необходимость СЭЗ. На самом деле левые партии работали совместно с правительством для оформления нового Закона о СЭЗ. Западный Бенгал, индийский штат, управляемый левой партией последние тридцать лет, был одним из главных сторонников СЭЗ. Буддхадев Бхаттачаря, главный министр этого штата, отмечает: "Развитие сельских местностей в Индии возможно только при поступлении инвестиций в страну. И мы считаем, что СЭЗ будут играть важную роль в связи с привлечением ЗНИ, и это способствует росту экономики. Мы бы не связывались с этим проектом, если бы считали, что он повредит сельскому хозяйству в Индии. Хотя некоторые критики хотят доказать, что это так". Несомненно, слова Бхаттачари укрепят уверенность инвесторов. Левые партии всегда были в авангарде рабочего движения и профсоюзов из-за забастовок. Однако радует тот факт, что даже при промышленной забастовке, заявленной левыми партиями в Западном Бенгале, правительство штата принимает особые меры для того, чтобы СЭЗ продолжали свою работу. Другие лидеры левых партий довольно искренне выразили свои мнения на счет СЭЗ.
Лидеры левой партии в Дели заявили, что они не будут противостоять изменениям законов, связанных с рабочим трудом, если эти изменения предпринимаются с целью экономического развития страны.
Стало ясно, по словам политиков всей Индии, что все выступают за процветание СЭЗ. Правительства всех штатов вместе с центральным правительством в Дели содействуют продвижению СЭЗ. Шарад Павар, союзный министр сельского хозяйства, питания и гражданских поставок, считает, что СЭЗ могут внести большой вклад в развитие инфраструктуры страны.
"Необходимо привлекать инвесторов, так как они могут сыграть главную роль в создании нормальной инвестиционной инфраструктуры. В Индии стоимость производства любого изделия является довольно низкой, и инвесторы будут иметь в виду этот факт. На самом деле современная ювелирная промышленность в городе Мумбаи была основана только за счет существования СЭЗ", - отмечает Павар. Ювелирная промышленность в Мумбаи является примером того, как СЭЗ вносит свой вклад в развитие экономики. В 1987-1988 гг. впервые была применена техника "воскового оформления" при производстве ювелирных изделий. То, что прежде являлось практически надомным производством, вдруг превратилось в современную механизированную промышленность, причем из общего индийского производства ювелирных изделий 55% производится в СЭЗ. Итак, дешевый рабочий труд делает Индию привлекательным местом для инвесторов, а теперь еще все могут пользоваться преимуществами СЭЗ с различными новыми налоговыми льготами .
В следующее десятилетие Индия готова стать процветающим торговым центром в Юго-Восточной Азии. Государство принимает все возможные меры для обеспечения быстро го развития инфраструктуры, открытости администрации и упрощения законов. Уделяется особое внимание наземному транспорту, развитию портов и аэропортов и свободных от забастовок зон. Цель ясна – предоставление стопроцентного содействия инвестору. Главный министр штата Ориссы заявил: "В настоящее время международный гигант по производству стали компания ПОСКО находится в процессе установления в Ориссе СЭЗ при инвестициях в размере 12 млрд долларов США. Когда инвестор вкладывает такие деньги, мы обязательно предоставим ему огромное количество преимуществ".
СЭЗ предназначены быть способом достижения социо-экономической независимости и улучшения экспортно-импортной структуры".
Нынешнее состояние новых СЭЗ
СЭЗ | Стадия | Инвестиции | Занятость рабочей силы |
Нокиа, Тамил Наду | Коммерческое производство начато | 100 миллионов долларов США | Прямая: 2800; Непрямая: 10000 |
Кварк Сити, Чандигарх | Открытие | 500 миллионов долларов США | 35000 к маю 2007 г. |
Флекстроникс, Тамил Наду | Работа начата в ноябре | 100 миллионов долларов США | 3000 |
Апаче СЭЗ (Группа Адидас), Андхра Прадеш | Строительство начато | 50 миллионов долларов США | Примерно 25000 |
Брандекс Аппарел, Андхра Прадеш | Строительство начато | 100 миллионов долларов США | Примерно 25000 к маю 2007 г. |
Внешний долг Индии: Индия пользуется преимуществом коэффициента выплаты по внешнему долгу в 4%, самым низким среди других стран должников (см. таб. №1). Индия вошла в новое тысячелетие с сильными и прочными финансовыми перспективами. Надежность индийской экономики очевидна благодаря стабильности в азиатском рынке. На внешнем фронте экспорт повысился благодаря либерализации торговли, понижению тарифов и большей открытости зарубежным инвестициям в таких секторах интенсивного экспорта, как информационные технологии. Прямые зарубежные инвестиции составили 5.3 млрд. $ США. Зарубежные непрямые инвестиции составили 10 млрд.$ США Валютный составляет 143 млрд.$ США. Десятилетние реформы являются успешными в очевидном высоком росте внутреннего валового продукта, значительном валютном резерве, умеренной инфляции и растущем экспорте.
Некоторые отрасли промышленности. Нефть и природный газ. Индийско-российское нефтегазовое сотрудничество: Воплотятся ли мечты в жизнь
Стремительно развивающаяся в экономическом отношении Индия уже много лет вынашивает мечту – получить возможность разрабатывать нефтегазовые месторождения России. Российское руководство, в свою очередь, неоднократно заявляло, что именно энергетика представляет собой наиболее многообещающее направление индийско-российского стратегического партнерства. Деловые круги настроены в этом плане более скептично. Впрочем, пока, несмотря на огромные усилия со стороны Индии, ее участие в разработке российских нефтегазовых богатств весьма скромное. Но воплощение индийской мечты относительно доступа к российским нефтегазовым запасам становится все ближе. Особую актуальность сотрудничество России и Индии в нефтегазовой сфере приобретает в условиях наметившейся в США и Западной Европе экономической рецессии. В этих условиях крупнейшие страны с развивающейся экономикой, к числу которых относятся Индия и Россия, становятся локомотивами мировой экономики, и именно они могут не дать ей впасть в стагнацию и предотвратить мировой экономический кризис.
Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что в 2008-м и 2009-м годах экономика Индии вырастет на 7,9% и 6,9% соответственно. На небольшом отдалении за ней следует Россия: в 2008 году рост ее ВВП должен составить 7%, а в 2009-м – 5,5%. Для того чтобы эти радужные – на общемировом фоне – прогнозы для наших стран стали явью, необходимо продвигать совместные проекты в нефтегазовой сфере.
Напомним, что в свое время, когда Индия обрела независимость, именно советские специалисты помогали индийским партнерам разведывать и добывать нефть. Кроме того, при помощи СССР была создана инфраструктура индийской энергетической отрасли. В частности, были построены четыре нефтеперерабатывающих завода.
В настоящее время участие иностранных компаний в проектах по добыче «черного золота» в Индии затруднено, так как индийцам не хватает собственной нефти. Потребности страны в этом сырье на 70% покрываются за счет импорта. Поэтому естественно, что индийские власти не склонны передавать в иностранные руки разработку собственных месторождений. В этих условиях наиболее перспективными направлениями для работы российских компаний в Индии, учитывая огромный потенциал местного рынка, является участие в разведке углеводородов, их переработке и сбыте.
В ответ на это Россия, обладающая значительным числом уже открытых, но не разработанных месторождений в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на арктическом шельфе, в принципе заинтересована пригласить Индию к их разработке. Разумеется, с тем условием, что индийцы возьмут на себя часть финансирования этих проектов. Для индийской стороны это не проблема. Она ежегодно тратит десятки миллиардов долларов на импорт нефти для потребностей своей стремительно растущей промышленности. С куда большей охотой она вложила бы эти средства в долевое участие в нефтегазовых проектах за рубежом, включая Россию.
Так, в 2005 году индийские чиновники заявили о намерении вложить в Россию $25 млрд. Эта цифра не выглядит фантастической с учетом потребностей Индии в энергоресурсах. К 2010 году Индия должна выйти на четвертое место в мире по энергопотреблению, и для обеспечения растущего спроса государственная индийская нефтегазовая компания ONGC Videsh обязалась ежегодно приращивать добычу на 150 млн баррелей нефтяного эквивалента посредством приобретения долей в зарубежных проектах.
Первым опытом удачного сотрудничества индийской компании с Россией стало произошедшее в 2001 году приглашение ONGC Videsh в российский дальневосточный проект «Сахалин-1». Причем произошло это благодаря личному вмешательству Владимира Путина, тогда президента, а ныне премьер-министра России. Индийская компания получила тогда 20% в этом проекте за счет доли оператора «Сахалина-1» – американской ExxonMobil, у которой осталось 30% в проекте. Другие участники «Сахалина-1»: российская «Роснефть» (20%) и японский консорциум SODECO (30%). Потенциальные извлекаемые запасы месторождений, входящих в проект «Сахалин-1» составляют 2,3 млрд баррелей нефти и 485 млрд кубометров природного газа.
С конца 2006 года Индия уже получает нефть с «Сахалина-1» в соответствии с соглашением о разделе продукции (СРП), на основании которого разрабатывается проект. Ежедневная добыча на «Сахалине-1» составляет 250 000 баррелей.
ONGC Videsh не раз предпринимала попытки купить другие активы в России, но долгое время они оставались безрезультатными. Так, ONGC безуспешно претендовала в 2004 году на "Юганскнефтегаз" и "Сибнефть", а в 2006 году — на "Удмуртнефть". Затем с тем же результатом заявляла о желании купить 1% "Роснефти", войти в проекты разработки Ванкорского нефтегазового месторождения в Красноярском крае; Приразломного нефтяного и Штокмановского газоконденсатного месторождений на шельфе Баренцева моря.
В январе 2007 года вице-премьер Сергей Иванов заявил, что Россия заинтересована в участии индийского капитала в освоении Ванкорского месторождения и в еще одном дальневосточном проекте "Сахалин-3". Тогда же "Роснефть" и ONGC подписали протокол о взаимопонимании, подразумевающий реализацию новых проектов в России, Индии и третьих странах. Но к реальным результатам он пока не привел.
Однако именно сейчас ONGC, наконец, представился реальный шанс приобрести еще один нефтяной актив в России. В конце августа 2008 года было объявлено, что ONGC договорилась о покупке компании Imperial Energy, добывающей нефть в Томской области (но зарегистрированной в Великобритании) за 1,4 миллиарда фунтов стерлингов (около $2,5 млрд). Совет директоров Imperial Energy, которая имеет диверсифицированную структуру собственников, рекомендовал своим акционерам одобрить сделку. Практика показывает, что в таких случаях сделки, как правило, завершаются успешно.
Эта сделка станет крупнейшим приобретением Индии в нефтегазовом секторе России на сегодняшний день, перекрыв покупку 20-процентной доли у ExxonMobil в «Сахалине-1» за $1,7 млрд. Imperial Energy принадлежит 12 лицензий на разведку и добычу в России и одна в Казахстане. По западной методологии, ее доказанные и вероятные запасы составляют 920 млн баррелей нефтяного эквивалента. Текущая добыча компании составляет 11 000 баррелей нефти в день, но в 2011 году Imperial Energy обещает довести ее до 80 000 баррелей в сутки за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений.
Правда, ONGC еще надо будет получить разрешение российской Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и комиссии правительства России по контролю за иностранными инвестициями на приобретение Imperial Energy. Но, очевидно, что российские власти были в курсе готовящейся сделки, и у ONGC не возникнет сложностей при ее согласовании. Хотя на эту процедуру, вероятно, уйдет несколько месяцев.
После этого, по мнению отраслевых экспертов, ONGC может продать 50% Imperial Energy «Роснефти» или «Газпром нефти», что может стать дополнительной гарантией стабильной работы ONGC в России.
Для ONGC приобретение еще одной нефтяной компании в России имеет стратегическое значение. С его помощью Индия сможет, наконец, закрепиться на российском рынке. Кроме того, договорившись о покупке Imperial Energy, индийская ONGC смогла взять вверх над извечным конкурентом в борьбе за нефтегазовые активы по всему миру – китайской Sinopec, которая также претендовала на Imperial Energy.
Нельзя исключать, что вслед за покупкой Imperial Energy индийскую ONGC ждут новые привлекательные сделки в России.
Финансовый сектор
Обширный финансовый и банковский сектор способствует быстрому росту экономики Индии. Индия может гордиться широкой и хорошо развитой банковской сетью. Сектор располагает также рядом национальных и государственных финансовых институтов. Они включают иностранных и институционных инвесторов, инвестиционные фонды, лизинговые компании предприятия рискового капитала и пр. К тому же, страна имеет развитый фондовый рынок, включающий 23 фондовых биржи, с более чем 9,000 зарегистрированных компаний. Общая рыночная капитализация, на двух доминирующих фондовых биржах, Фондовой Бирже Бомбея (BSE) и Национальной Фондовой Биржа (NSE), в конце декабря составила в 6,926 миллиарда рупий и 7,604 миллиарда рупий соответственно. Индийские фондовые рынки быстро трансформируются в сторону рынка, который является современным в отношении инфраструктуры в соответствии с мировой практикой, типа производной торговли на фьючерсах, особые условия торгов для некоторых акций, торги через интернет и т.д.
Прошлый год ознаменовался выходом нескольких индийских компаний на мировой рынок путем мобилизации ресурсов через ADR/GDR. Для улучшения ликвидности на рынке ADR/GDR и возможности индийским компания извлечь инвестиции из ADR/GDR, размещенных за границей, были предприняты некоторые меры, такие, как введение двусторонней взаимозаменяемости ADR/ GDR . В дополнение к вышеупомянутому, было разрешено 26% участие иностранных активов в секторе страхования, а также облегчена процедура вложения и извлечения инвестиций для предприятий и компаний, зарегистрированных в SEBI.
FII притоки составили USD 2.34 миллиарда по сравнению с USD 1.5 миллиардом в течение 2000 г., что демонстрирует тенденцию роста, несмотря на пониженные индексы рынка. Совокупные FII притоки преодолели отметку в USD 14 миллиардов.
Участие в интеграциональных группах
Индия начала стратегию региональной интеграции и двусторонних FTA(свободные торговые отношения) и PTA(предпочтительные торговые отношения). Индия уже подписала FTA с Шри-Ланка, тем самым положив начало подписанию дальнейших соглашений/договоров.
- Договор был подписан 6 января 2004 г. В соответствии с ним устанавливалась юго-азиатская зона свободной торговли среди семи стран региона, а именно: Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Непал, Бутан и Мальдивы. Зона начала действовать с 1 января 2006 г. К 2008 г. Индия, Пакистан и Шри-Ланка понизят свои тарифы до 0-5% к 2013, а другие страны к 2018.
- Соглашение об экономическом сотрудничестве (СЕСА) с Сингапуром было подписано в 2005, как составная часть политики «Взгляд на Восток». Экономическое сотрудничество между Бангладеш, Индией, Мьянмар, Шри-Ланка, Непалом, Бутаном и Таиландом (BIMST-EC) было подписано в рамках Соглашения FTA в феврале 2004 г.
- FTA (свободные торговые отношения) и PTA (предпочтительные торговые отношения) уже подписаны с Шри-Ланка, Таиландом, Бутаном, Афганистаном, SAPTA и MERCOSUR. Ведутся переговоры о подписании FTA и PTA с ASEAN.
- Индия либерализовала воздушные службы со странами SAАRС и ASEAN , а также разрешила своим самолётам летать в некоторые зарубежные страны.
- Была организована исследовательская рабочая группа для более тесного торгово-экономического сотрудничества с Китаем, который является важнейшим торговым партнёром Индии.
- Исследовательские рабочие группы также были образованы для СЕРА с Японией, Малайзией, Индонезией, Пакистаном, Израилем и Чили.
- Рамочные соглашения по сотрудничеству были подписаны с южно-африканским таможенным союзом и СОМЕSА в Африке. Соглашение об экономическом сотрудничестве с Маврикием и Шри-Ланка находится в стадии переговоров.
В 2007 году ВВП Индии превысил отметку 1 трлн долл., благодаря чему страна вошла в клуб государств-триллионеров, став его двенадцатым участником. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном швейцарским банком Credit Suisse. Преодолению барьера способствовало укрепление национальной валюты Индии, рупии, по отношению к доллару. Однако аналитики подчеркивают, что экономика страны перегрета, а столь стремительное укрепление рупии сыграет против индийских экспортеров.
В Индии же уверены в продолжении экономического роста. Так, в апреле 2007 года Центробанк страны объявил, что в 2006/07 финансовом году рост ВВП составил 9,2% и превысил показатель предыдущего года (9%). По словам экспертов, столь стремительное увеличение ВВП было достигнуто благодаря рекордным иностранным и национальным инвестициям в экономику страны. «Индия была крайне привлекательной для иностранных инвесторов в прошлом году. То, что ВВП страны преодолел отметку в 1 трлн долл., стало еще одним индикатором, который будет способствовать привлечению инвестиций и в будущем», — сказал РБК daily эксперт Economist Intelligence Unit Джералд Уолш.
Десятилетиями Индия шла по экономическому пути, радикально отличному от выбранных такими странами, как Япония, Южная Корея и Китай. В то время как ее конкуренты в Азии делали ставку на производство и экспорт, Индия сосредотачивала силы на внутреннем рынке и рынке услуг. Развивалась она медленнее, чем соседи. Но вот начались перемены. Годовой рост производства в Индии в настоящее время составляет более 9 процентов и догоняет рост в сфере услуг (10 процентов). Экспорт готовых изделий в США растет быстрее, чем у Китая, хотя по абсолютным показателям он значительно ниже. В прошлом году более двух третей иностранных инвестиций были направлены в производящие отрасли.
"Когда нас называют бэкофисом, а Китай - заводом, это звучит как двусмысленный комплимент, - сообщил министр торговли и промышленности Индии Камаль Натх. - На самом деле это неправильно".
Действительно, из интервью, взятых на 18 индийских предприятиях в десяти городах и поселках в разных уголках Индии, складывается картина страны, экономический рост которой во многом обусловлен именно производством. Основная причина, по которой Индия вскоре может стать второй экономикой в мире, состоит в том, что многие международные компании уже предвидят серьезный демографический кризис, который наступит в Китае. Из-за проводимой в стране политики "одна семья - один ребенок" там скоро возникнет дефицит молодых рабочих рук.
По прогнозам Всемирной организации труда, к 2020 году в Индии будет 116 миллионов трудоспособных лиц этого возраста, а в Китае - 94 миллиона.
Хотя в Индии по-прежнему трудно заниматься бизнесом, некоторые транснациональные компании сделали на нее большую ставку в надежде извлечь выгоду из упомянутых глобальных перемен. General Motors и Motorola собираются строить заводы на западе и юге Индии. Южно-корейская Posco и голландская Mittal Steel объявили о планах основать мощные металлургические комбинаты на востоке страны, где индийская компания Reliance скоро построит одну из крупнейших в мире электростанций.
После того как экономика Индии была дерегулирована, темпы ее роста ускорились и достигли 9 процентов в год. Кое-кто здесь даже надеется догнать Китай с его 10 процентами. Но остается множество препятствий, прежде всего слабая инфраструктура. Китай вкладывает в строительство дорог, портов, электростанций и других объектов инфраструктуры в семь раз больше, чем Индия, и это заметно. Индийские порты с трудом справляются с перевалкой множащихся экспортных грузов, электричество часто отключают, а грунтовые дороги сохранились даже в Бангалоре, индийском центре программирования.
Всепроникающая коррупция тормозит решение этих проблем. Трудовое законодательство Индии претерпело немного изменений с момента его введения сразу после обретения независимости в 1947 году. Это также не стимулирует компании нанимать работников, поскольку уволить их очень трудно, даже если экономика идет на спад.
Несмотря на это, в Индии царит оптимизм, иногда граничащий с эйфорией. "Китайцы хорошо умеют копировать, а индийцы - качественно выполнять работу, соблюдать нормы охраны окружающей среды, - говорит заместитель генерального директора мотоциклетного завода Hero Honda С.С. Патания. - Думаю, что очень скоро Индия обгонит Китай".
Хоть и с запозданием, но дороги и порты в Индии стали приводить в порядок. Всего четыре года назад компания Sona Koyo Steering Systems, выпускающая комплектующие изделия для автомобилей, несла большие затраты на поддержание месячного запаса деталей на случай задержек с поставками. Сейчас компания шесть раз в день поставляет комплектующие на сборочный завод, находящийся в 13 километрах. Дорога занимает до часа из-за пробок, но все-таки детали доставляются. "Не отрицаю, что инфраструктура плохая, - говорит президент и управляющий директор Sona Суриндер Капур. - Но многие из наших поставщиков и клиентов находятся поблизости".
Несмотря на эти препятствия, производство в Индии нацелено на дальнейший рост. В стране, символом которой был бюрократ за старинным письменным столом, а теперь стал программист, наверное, скоро главным станет инженер с лэптопом в заводском цеху. "Раньше считалось, что лучше всего работать в офисе, приходить в десять, уходить в четыре, - говорит 35-летний инженер металлургического комбината в Хазире Нитин Кулкарни. - Но произошла революция". Заметный рост экономики Индии привлек внимание инвесторов, которые в этом году приобрели здесь акции и облигации на сумму в $18 млрд. Это обусловило укрепление рупии против американского доллара на 12,4%, и, как следствие, сказалось на снижении стоимости экспорта, и росте инфляции. По оценке президента аналитической компании RPG Foundation Пая Панандикера (Pai Panandiker), “беспрецедентный приток иностранных инвестиций привел к увеличению ликвидности в экономике, и вызвал рост инфляционного давления”. Он полагает, что перед Резервным банком Индии стоит нелегкая задача – управиться с притоком капитала, и, в то же время, обеспечить рост экономики”.
Согласно опубликованным данным, ВВП Индии в первом финансовом полугодии увеличился на 9,1% в годовом выражении. Для сравнения, в этом же полугодии предыдущего года этот рост составлял 9,9%.
Индийский центробанк надеется, что 9 увеличений процентных ставок, предпринятые им с 2004 года, возымеют эффект, и за весь финансовый год, окончание которого приходится на 31 марта 2008, тем роста экономического развития Индии снизится до 8,5%.
По мнению правительства Индии, тенденция к росту экономики будет и дальше обеспечиваться за счет предприятий в промышленности и сфере услуг, но оно намерено обратить особое внимание на сферу сельского хозяйства и снизить уровень безработицы в сельскохозяйственных районах. По данным Всемирного банка, из 1,1 млрд. населения Индии около половины живут меньше чем на $2 в день.
Заключение
В настоящее время Индия занимает второе место в мире по темпу роста экономики. Также Индия в 2005 году заняла четвертое место по паритету покупательской способности. Развивается и постоянно совершенствуется деловая и нормативная среда. Высокоталантливые, опытные и англоязычные трудовые резервы составляют его костяк. Широко признаны долгосрочные мероприятия, реализованные правительством за последние несколько лет для либерализации индийского рынка и его интеграции с мировым рынком. Документ десятого пятилетнего плана нацелен на здоровый рост индийской экономики на уровне выше 8% в 2002-2007гг. По мнению экспертов, ожидается снижение доли Соединенных Штатов в мировом ВВП (с 21 процента до 18 процента), а доля Индии увеличится (с 6 процента до 11 процента в 2025), и с этого момента Индия станет третьим полюсом после США и Китая. К 2025 году планируется, что масштаб индийской экономики составит около 60 процентов размера экономики США. Переход в трехполярную экономику будет завершен к 2035 году. Индия должна быть более сильным двигателем роста, чем шесть крупнейших стран Евросоюза, чтобы стать третьей крупнейшей экономикой с долей 14,3% в глобальной экономике к 2015 году и окончательно стать «третьим полюсом» и двигателем роста к 2035 году.
Среди проблем индийской экономики необходимо отметить, в частности, следующие:
• сильная зависимость от импорта сырой нефти (за счет импорта страна удовлетворяет 77% потребностей в этом товаре). Разведанные запасы коксующегося угля весьма ограничены, качество энергетических углей низкое, страна испытывает хронические перебои и дефицит электроэнергии;
• вследствие того, что почти 1/4 жителей страны живет за чертой бедности, государство вынуждено расходовать значительные средства на обеспечение их минимального прожиточного уровня за счет различного рода пособий, дотаций, субсидий;
• в основных секторах экономики по-прежнему доминируют государственные корпорации, что негативно сказывается на развитии конкуренции и других рыночных механизмов;
• "зарегулированность" и бюрократизированность процессов принятия административных решений, широкое распространение коррупции;
• неразвитость инфраструктуры;
• многочисленные проблемы сельского хозяйства, с которым связана жизнь огромного числа индийцев, в т.ч. малое количество современных фермерских хозяйств, низкая механизация сельхозпроизводства, недостаток хранилищ для сельхозпродукции, большое количество посреднических структур, зависимость земледелия от погодных условий и т.д.;
• высокий уровень безработицы, который составляет от 9% в сельской местности до 12% в городах.
На ближайшую перспективу правительство Индии объявило приоритетными следующие задачи:
• сохранение устойчивого ежегодного роста экономики на уровне 8-9%;
• ускоренное развитие промышленности (не менее 10% в год);
• проведение кардинальных реформ в сельскохозяйственном секторе в целях решения стоящих перед ним проблем и его вывода на качественно новый уровень;
• увеличение экспорта страны в 2007/08 фин. г. до 160 млрд. долл. США;
• удержание годового уровня инфляции в пределах 5%;
• повышение эффективности и транспарентности финансовой системы, переход на стандарты «Базель-II» в 2007/08 фин. г. иностранных банков, работающих на территории Индии, и в 2008/09 фин. г. – индийских коммерческих банков;
• обеспечение годового притока прямых иностранных инвестиций в объеме не менее 25 млрд. долл. США в год.
Мировой финансовый кризис отразился на экономике Индии, но повода для паники нет, заявил индийский премьер-министр Манмохан Сингх
"Глобальный кризис отразился и на Индии", - констатировал Сингх во время выступления перед ведущими представителями индийского бизнеса.
По мнению Сингха, кризис - это не повод для паники, а предлог, чтобы закатать рукава и укрепить позиции страны на мировой арене.
"Необходимо приложить все усилия для сокращения расходов и повышения производительности труда", - сказал премьер, обращаясь к главам ведущих индийских корпораций. Он, однако, выразил надежду, что индийские компании из-за кризиса не бросятся массово сокращать работников. Другой интересный момент заключается в том, как повели себя фондовые рынки Индии и Китая – стран, рассматриваемых многими экспертами в качестве новых лидеров мировой экономики. То, что акции индийских и китайских компаний возглавили общую волну падения, может говорить лишь о том, что экономики этих стран пока еще не в состоянии держать серьезные удары и вряд ли в ближайшее время способны составить альтернативу США. В 2008 году потери 40 богатейших людей Индии из-за финансового кризиса составили $200 млрд, сообщает агентство Bloomberg. Номинированный в долларах общий объем активов у этого круга лиц к концу октября, таким образом, составил лишь 40% от их величины в начале года. Стоит отметить, что наиболее значительные потери понес лидер среди индийских миллиардеров - металлургический магнат Лакшми Миттал, чье состояние уменьшилось на $30,5 млрд из-за сокращения его компанией Arcelor Mittal объемов продукции и снижения ее рыночной капитализации.
В то же время, Миттал уступил первое место в списке самых богатых людей страны главе компании Reliance Industries Мукешу Амбани, который в свою очередь обеднел на 58% своего прежнего состояния. Интересно, что число миллиардеров в Индии сократилось ровно вдвое - с 54 до 27 человек. В наибольшей степени от кризиса пострадали владельцы компаний, связанных с недвижимостью, поскольку стоимость этого вида активов обрушилась почти на порядок. Кроме того, глобальный экономический кризис наносит ущерб не только прослойке самых богатых, но и всей Индии. Темпы экономического роста в стране в этом году составят только 7-7,5%, тогда как в прошлом они превышали 9%. При этом 450 миллионов (около 40%) индийцев вынуждены жить на $1,25 в день или меньше. Но всё же возвращаясь к оптимизму хотелось бы сказать, что Индийская экономика - одна из самых динамично развивающихся на планете. По размерам ВВП Индия находится на пятом месте в мире, опережая такие страны, как Франция и Великобритания.
За последние 10 лет Индия добилась 50-процентного роста объема промышленного производства и 65-процентного увеличения экспорта высокотехнологичной продукции. В 2004 году рост ВВП составил 9,1%, инфляция - 4,6%, валютный резерв вырос до 119,3 млрд. долларов, объем иностранных инвестиций - до 3 млрд. долларов.
В стратегии развития страны, которая была представлена индийскому обществу в виде программы "Индия: Видение - 2020" определены стратегические направления развития индийской экономики на средне- и долгосрочную перспективу. Определены следующим образом: энергетика (включая атомную), кластер информационных технологий (ядро формирующегося "нового технологического уклада" народного хозяйства для заправки картриджей), "стратегические отрасли" (оборонно-промышленный комплекс, аэро-космический сектор, авиастроение, электроника высшей степени сложности, атомная промышленность, телекоммуникации и т.д.). Развитие данных направлений экономики является высшим приоритетом Индии.
Список используемой литературы
1. Материалы Международного экономического форума "Россия и Индия: стратегическое партнерство в XXI веке". Москва 2008 г.
2. Данные Торгового Представительства Российской Федерации в Индии.
3. Материалы Диссертации Муртазова Аднана Мухмадсалиховича
"Особенности развития экономики современной Индии". Москва 2007 г.
4. Журнал « Индия наука- перспектива». Том3, выпуск 5. Москва 2008г.
5. Большой экономический словарь. Под редакцией Азриэляна А.Н. М., Фонд “Правовая культура”, 2006.г
6. Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века. Учебное пособие. Мн., 2007.
7. Интерфакс за 2006г
8. Независимая газета за 2007г.
9. Нухович Э.С. Современная мировая экономическая система. Спецкурс. Российский экономический журнал №№7-10, 2008.
10. World Economic and Social Survey, UN., 2008
Таблица №1 Международный рейтинг - Пятнадцать крупнейших стран-должников
Страна | Общий Внешн. Долг | Долг GNP | Краткосрочный долг | Классификация задолженности |
| US$ млрд | % | | |
Бразилия | 232 | 31 | 11 | Крупный |
Россия | 183.6 | 69 | 10 | Умеренный |
Мексика | 160.0 | 42 | 17 | Небольшой |
Китай | 154.6 | 16 | 18 | Небольшой |
Индонезия | 147.5 | 173 | 14 | Крупный |
Аргентина | 144.1 | 50 | 22 | Крупный |
Корея | 139.1 | 44 | 20 | Небольшой |
Турция | 102.1 | 50 | 27 | Умеренный |
Индия | 98.2 | 23 | 4 | Умеренный |
Таиланд | 86.2 | 77 | 27 | Умеренный |
Филиппины | 47.8 | 70 | 15 | Умеренный |
Польша | 47.7 | 31 | 13 | Небольшой |
Малайзия | 44.8 | 65 | 19 | Умеренный |
Венесуэла | 37.0 | 40 | 7 | Умеренный |
Чили | 36.3 | 48 | 21 | Умеренный |