Введение
1. Вопросы формирования и реструктуризации государственного внешнего долга Российской Федерации перед странами-членами Парижского клуба
1.1 Принятие долга СССР
1.2 Базовые соглашения и этапы реструктуризации долга
2. Досрочное погашение долга
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Государства-кредиторы, являющиеся членами Парижского клуба, сыграли определенную роль в уменьшении бремени внешней задолженности стран «третьего мира», также ряда стран Центральной и Восточной Европы. Для стран, неуклонно идущих по пути преобразований и реформ, пересмотр условий погашения кредитов Парижским клубом стал одним из источников финансовых ресурсов.
В начале 1980-х гг., когда многие страны начали испытывать трудности в выполнении обязательств по обслуживанию долгов, существовало широко распространенное мнение, что в большинстве случаев достаточно предоставить несколько отсрочек в сочетании с осуществлением программ преобразований под эгидой МВФ, – и кредитоспособность стран должников будет восстановлена, и они вновь получат доступ к рынкам капиталов. Сегодня мы знаем, что такой чрезмерный оптимизм был основан на ошибочной предпосылке: в то время считали, что трудности в осуществлении платежей связаны с проблемами ликвидности, а не платежеспособности. Но и до сих пор страны-должники не смогли вырваться из кризиса внешнего долга, несмотря на осуществление самых глубоких и энергичных программ преобразований с привлечением крупных новых кредитов из официальных многосторонних и двусторонних источников.
Вопросы долговых обязательств России перед Парижским клубом являются актуальными, так как окончательные выплаты прошли относительно недавно. Долг нашей страны Парижскому клубу возник на рубеже 1990-х годов, когда СССР окончательно пал жертвой «холодной войны» на фоне низких цен на нефть. По оценкам экспертов, к началу 1991 г внешний долг страны в свободно конвертируемой валюте должен был достичь примерно 57 млрд долл. При этом прогнозировалось существенное ухудшение основных показателей платежеспособности СССР. Просроченная задолженность СССР, на тот момент, по оценкам, уже составляла порядка 1,78 млрд долл.
После фактического развала СССР в 1991 г, доходы бюджета России катастрофически снизились. Кроме того, в 1993 г Россия приняла на себя обязательства по полному погашению долгов бывшего СССР в обмен на все активы Советского Союза за рубежом, став полноправным правоприемником СССР. Однако, слабая финансовая дисциплина вкупе с мелеющими экспортными доходами привела к необходимости реструктуризации советских долгов.
Целью данной работы является описание процесса и оценка результатов реструктуризации внешних долговых обязательств Российской Федерации перед странами-членами Парижского клуба кредиторов.
1.1 Принятие долга СССР
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 13 января 1992 года № 2172-1 «О Банке внешнеэкономической деятельности СССР» на Внешэкономбанк возложены функции агента по обслуживанию внешнего долга и управлению активами бывшего Союза ССР.
Соответствующее агентское соглашение между Правительством Российской Федерации и Внешэкономбанком, согласованное с Минфином России и МВЭС, было подписано 30 июля 1992 года. Согласно пункту 8 указанного агентского соглашения Правительство Российской Федерации назначало Внешэкономбанк агентом по всем операциям, связанным с участием Российской Федерации в обслуживании внешнего долга и использовании активов бывшего СССР, и поручало ему вести счета, совершать за счет средств Российской Федерации платежи и выполнять другие действия, вытекающие из этих операций.
Департаментом внешнего долга Внешэкономбанка ежемесячно готовится отчет об использовании выделенных средств с разбивкой по странам-кредиторам, видам кредитов и датам фактических платежей. Данные представляются по трем позициям: запрошено, выделено Минфином России, оплачено, с выделением основного долга и процентов.
Сводные данные в части консолидированной задолженности бывшего СССР и Российской Федерации для Минфина России подготавливаются представителями консультационной фирмы Warburg Dilon Read совместно с Внешэкономбанком. Такое положение обусловлено тем, что еще 1 июня 1993 года между Советом Министров – Правительством Российской Федерации (Правительство Российской Федерации), с одной стороны, и «Лазар Фрер энд Компани» и «Эс. Джи. Варбург Компани Лимитед», именуемым в дальнейшем «Банки», с другой стороны, было заключено соответствующее соглашение.
Предметом данного соглашения является оказание Банками консультационных услуг Правительству Российской Федерации в следующих областях:
переговоры с организациями иностранных кредиторов и двусторонние переговоры с иностранными кредиторами по вопросам внешнего долга бывшего СССР;
консультации с международными организациями по вопросам внешнего долга и внешнего финансирования;
вопросы управления внешним долгом, финансовыми активами и привлечения внешнего финансирования;
другие вопросы, определенные в рассматриваемом Соглашении.
На основании данного соглашения представители консультационной фирмы Warburg Dilon Read включались в состав делегации Российской Федерации при проведении двусторонних межправительственных переговоров по вопросам реструктуризации государственного внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией.
Взаимоотношения Российской Федерации с Парижским клубом кредиторов начались в 1991 году. Работа проводилась совместно с финансовыми («Лазар Фрер энд Компани» и «Эс. Джи. Варбург Компани Лимитед») и юридическими (Клири, Готтлиб, Стин и Гамильтон) консультантами первоначально на основании решений Межгосударственного Совета по наблюдению за обслуживанием долга и использованием активов.
В соответствии с Меморандумом о взаимопонимании от 28 октября 1991 года одним из основных участников переговоров с кредиторами был Внешэкономбанк как «уполномоченный на управление долгом», представлявший интересы сторон, подписавших Меморандум.
В конце 1992 года Россия достигла с большинством государств СНГ договоренности о передаче последними Российской Федерации своих обязательств по внешнему долгу и прав на внешние активы бывшего СССР, либо прав и функций по управлению этими долгами и активами (Украина).
Кроме того, 9 октября 1992 года в г. Бишкеке главы государств СНГ приняли решение о том, что все вопросы, связанные с правопреемством в отношении долгов и активов бывшего СССР, должны решаться на двусторонней основе.
Таким образом, была создана юридическая основа для самостоятельного проведения Россией переговоров с иностранными кредиторами бывшего СССР, все контакты с которыми с этого времени стали осуществляться только на основании решений Правительства Российской Федерации.
1.2 Базовые соглашения и этапы реструктуризации долга
Результатом предпринятых Правительством Российской Федерации усилий стало заключение 2 апреля 1993 года базового соглашения с Парижским клубом о реструктуризации платежей в погашение официальной задолженности бывшего СССР перед странами-членами Клуба, подлежавшими оплате в 1992-1993 годах, принципы которого легли в основу дальнейших переговоров с кредиторами по реструктуризации других категорий внешнего долга бывшего СССР.
В целях скорейшего завершения процедуры реструктуризации задолженности бывшего СССР перед Парижским клубом, предусматривающей подписание соглашений со странами-членами Клуба на двусторонней основе, а также обеспечения соблюдения одного из основных принципов Клуба о равном отношении ко всем кредиторам, Совет Министров – Правительство Российской Федерации приняло постановление «О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР» от 23 апреля 1993 года № 364. Постановлением условия базового соглашения были приняты в качестве основы для заключения соглашений с официальными кредиторами бывшего СССР, не представленными в Парижском клубе, и коммерческими банками-кредиторами бывшего СССР (Лондонский клуб).
Одновременно Минфину России и Внешэкономбанку были даны поручения на ведение переговоров и подписание соглашений как со странами-членами Парижского клуба, так и с другими группами кредиторов на условиях базового соглашения. При этом проведение переговоров и подписание двусторонних соглашений со странами-участниками Парижского клуба должно было быть завершено не позднее 1 октября 1993 года
Контроль за ходом подписания указанных соглашений был возложен на Правительственную комиссию по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР.
Во исполнение данного постановления Правительства Российской Федерации, а также во избежание осложнений в переговорах с кредиторами на двусторонней основе, Правительственной комиссией по государственному внешнему долгу и активам бывшего СССР были рекомендованы для включения в соглашения единые основные условия, касающиеся размера процентной ставки на отсроченные суммы, базы начисления процентов, размера штрафных процентов на просроченные суммы, процентного периода, первоначального срока оплаты процентов на отсроченные суммы и др. Наряду с этим Комиссия установила порядок проведения переговоров по реструктуризации долга, предусматривающий обязательную предварительную выверку и согласование данных о задолженности по каждой стране-кредитору.
Названное постановление в неизменном виде действовало до декабря 1996 года. За этот период Россия дважды реструктуризировала задолженность бывшего СССР перед Парижским клубом: в 1994 году и в 1995 году. Но основные принципы ее проведения оставались неизменными: среднесрочной реструктуризации подлежали платежи очередного года в согласованном с кредиторами формате.
29 апреля 1996 года с Парижским клубом стран-кредиторов было подписано Соглашение (Меморандум) о многолетней (на 25 лет) рассрочке платежей, что потребовало внести определенные коррективы в нормативную базу. Во исполнение этого Меморандума и в дополнение к постановлению Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1993 года № 364 «О порядке продолжения работы по реструктуризации внешней задолженности бывшего СССР» было принято постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1460 «Об урегулировании задолженности бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба и другими официальными кредиторами». В качестве основы для проведения переговоров с другими кредиторами был принят указанный Меморандум от 29 апреля 1996 года. Министерству финансов Российской Федерации было поручено провести совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством внешних экономических связей Российской Федерации и Внешэкономбанком переговоры со странами-членами Парижского клуба об урегулировании задолженности бывшего СССР и, при достижении договоренностей в соответствии с Меморандумом об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга бывшего СССР от 29 апреля 1996 года, подписать от имени Правительства Российской Федерации соответствующие двусторонние соглашения. Кроме того, Внешэкономбанку при участии Министерства внешних экономических связей Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации надлежало завершить выверку сумм задолженности бывшего СССР перед странами-членами Парижского клуба и другими официальными кредиторами в сроки, обеспечивающие подписание двусторонних межправительственных соглашений о реструктуризации соответствующих задолженностей.
В соответствии с постановлением Минфин России и Внешэкономбанк должны были при проведении двусторонних переговоров о реструктуризации задолженности исходить из целесообразности достижения принципиальных договоренностей об использовании товарных схем погашения внешнего долга бывшего СССР.
Очередной этап в отношениях с официальными кредиторами, повлекший за собой уточнение нормативной базы, связан с финансовым кризисом 1998 года и приостановкой платежей Парижскому клубу с августа этого года.
Меморандум с Парижским клубом о реструктуризации платежей 1998-2000 годов в объеме около 8,3 млрд. долл. США был подписан 1 августа 1999 года. Парижский клуб дал согласие на рассрочку оплаты этой суммы до 2020 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года № 1151 «Об урегулировании платежных обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР, подлежащих погашению в 1998-2000 годах», выпущенному в дополнение к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года № 1460, были одобрены договоренности, закрепленные в многостороннем Меморандуме о реструктуризации внешнего долга Российской Федерации от 1 августа 1999 года, определяющие основные финансовые и юридические условия урегулирования платежных обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР, подлежащих погашению в 1998-2000 годах.
Постановление содержало поручение Министерству финансов Российской Федерации о проведении совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации и Внешэкономбанком переговоров с представителями стран-членов Парижского клуба кредиторов об урегулировании платежных обязательств Российской Федерации по внешнему долгу бывшего СССР, подлежащих погашению в 1998-2000 годах, и подписании при достижении договоренностей на условиях, предусмотренных многосторонним Меморандумом о реструктуризации внешнего долга Российской Федерации от 1 августа 1999 года, от имени Правительства Российской Федерации до 31 марта 2000 года соответствующих двусторонних межправительственных соглашений. Постановление также предусматривало урегулирование задолженности перед другими официальными кредиторами, не входящими в Парижский клуб, на сопоставимых условиях.
Таким образом, документы нормативно-правового характера по вопросам взаимоотношений Российской Федерации с Парижским клубом кредиторов отражают все основополагающие договоренности, достигнутые с Клубом в части реструктуризации внешнего долга бывшего СССР, принятого на себя Российской Федерацией.
Россия 21 августа 2006 года практически окончательно отправила дело бывшего СССР в исторические архивы, досрочно расплатившись с развитыми странами по долгам бывшего Советского Союза. После пяти реструктуризаций с учетом двух всеобъемлющих в 1996 и 1999 гг долг России перед Парижским клубом приблизился к 50 млрд долл. при том, что изначально, когда мы занимали у стран, входящих в Парижский клуб эта сумма была как минимум втрое меньше.
21 августа наша страна взяла наиболее внушительный аккорд в своей долговой истории, разом погасив весь остаток долга бывшего СССР перед Парижским клубом кредитов в сумме 21,6 млрд долл. С учетом премии за досрочное погашение общая сумма, которую Россия перевела странам клуба достигла астрономических 22,468 млрд долл. При этом плановые платежи клубу «потянули» еще на 1,269 млрд долл.
Все это было заплачено за счет нефтяных ресурсов России, цены на которые в 2004-2006 гг. зашкаливали за невиданные высоты.
«Ровно через 8 лет после финансового кризиса 1998 г в период с 15 по 21 августа 2006 г Российская Федерация осуществила платежи в погашение остатка реструктурированной в 1996 и 1999 гг. в рамках Парижского клуба кредиторов задолженности. В результате российские обязательства перед всеми 17 государствами-членами Клуба в сумме 21,6 млрд. долл. США погашены в полном объеме и Россия более не является страной-дебитором Клуба. Межправительственные соглашения, которыми была оформлена указанная задолженность, утратили силу», – говорится в заявлении Министерства финансов РФ, опубликованном по случаю досрочного погашения долга перед Парижским клубом.
Действительно, это знаковое событие для России, так как теперь можно закрыть в некотором смысле «постыдную» главу в истории современной России, когда стране приходилось вымаливать у Международного валютного фонда согласование программы сотрудничества, без которой мы не смогли бы рассчитывать на отсрочки по платежам в рамках Парижского клуба. Были ли при этом рецепты МВФ нужными и полезными для страны. Некоторые да, но большинство – есть сомнения. По крайней мере, когда в 1999 г Россия стала обращать на них меньше внимания, а потом и вовсе престала следовать, экономика стала расти, постепенно формировался устойчивый бездефицитный, а затем и стабильно профицитный бюджет и не только за счет поступлений от благоприятной конъюнктуры.
Погашение реструктурированных в рамках Парижского клуба долговых обязательств прошло в два этапа. В соответствии с Многосторонним соглашением от 13 мая 2005 г в июле-августе 2005 г была досрочно погашена задолженность на общую сумму, эквивалентную 15 млрд долл. Через год на основе договоренностей, оформленных в Многостороннем протоколе от 16 июня 2006 г, погашен остаток данной категории долга. Общая экономия средств федерального бюджета на процентных платежах за период до 2020 г превысит 12,0 млрд долл. При этом досрочное погашение в 2006 г из этой суммы дало 7,7 млрд долл.
«Досрочное осуществление расчетов со странами-кредиторами стало возможным благодаря росту экономического и финансового могущества Российской Федерации», – патетично отмечается в заявлении Минфина. «Досрочное погашение всей суммы долга, реструктурированного в рамках Парижского клуба кредиторов, будет способствовать укреплению международного авторитета России как государства со значительным запасом финансовой и долговой устойчивости, имеющего репутацию добросовестного заемщика и стремящегося конкретными мерами политики улучшить инвестиционный климат в стране», – сказано в заявлении.
Завершение досрочных выплат клубу в размере остатка долга в 21,6 млрд долл. знаменует фактическое окончание долговой истории СССР. Неурегулированной остается лишь часть «коммерческой» задолженности. Однако, как уже известно в настоящее время, в 2007 году был запущен процесс обмена долга на российские еврооблигации в рамках второго транша на 600 млн долл. В 2002 г на еврооблигации уже были обменены обязательства в рамках «коммерческого» долга на 1,28 млрд долл. Остается также долг СССР перед рядом других стран, которые не являются членами клуба, в размере 3-4 млрд долл. Этот долг планируется после реструктуризации погашать товарными поставками.
Средства, сэкономленные в результате досрочного погашения долга в сумме 7,7 млрд долл. были направлены в инвестиционный фонд. В 2007 г экономия составила 1,2 млрд долл., в 2008 г – 1,1 млрд долл, в 2009 г – 1 млрд долл. В 2007-2009 г в инвестиционный фонд от досрочного погашения долга перед Парижским клубом кредиторов было направлено 39,6 млрд руб. в том числе в 2007 г – 14,8 млрд руб, 12,9 млрд руб – в 2008 г и 11,9 млрд руб – в 2009 г.
Досрочное погашение долга перед Парижским клубом кредиторов осуществлено за счет рублевой части Стабилизационного фонда, которая на 1 августа 2006 года составляла 1807 млрд руб. Таким образом, после платежа объем рублевой части Стабфонда ужался до порядка 1200 млрд руб. Однако, с учетом ежемесячных поступлений в сумме 120-140 млрд руб, он восстановился за 3-4 месяца до величин начала августа.
Особой приметой второго досрочного погашения долга перед Парижским клубом кредиторов в 2006 г стала выплата премии за досрочное погашение, которая составила около 1 млрд долл. Если в 2005 г кредиторов удалось уговорить на досрочное погашение по номиналу, то в этом году Германия, являясь основным кредитором России в рамках Парижского клуба, встала насмерть. Дело в том, что ФРГ в июне 2004 г выпустила так называемые облигации Aries на 5 млрд евро, в которые были переоформлены платежи России в рамках Парижского клуба аж до 2020 г. Так, что можно сказать, что частично нашу экономию на процентах в размере 7,7 млрд долл оплатила Германия. Однако это не совсем так. Если Aries остались за бортом, а Россия погасила бы досрочно лишь 12,5 млрд долл, как предполагала в начале, то экономия на процентах не превысила бы 4 млрд долл. В то же время, ФРГ нуждается в средствах для покрытия бюджетного дефицита, который выходит за рамки официально дозволенных 3 проц уже в течение ряда лет. Поэтому компромисс был найден. Что будет с самими облигациями Aries России уже не касается.
Некоторые страны Парижского клуба согласились в счет досрочного погашения принять товарные поставки из России. Так, Португалия намерена приобрести у России самолеты Бе-200 в счет погашения задолженности СССР (81 млн долл) в рамках Парижского клуба, а Финляндия – высокотехнологичную продукцию и спецуслуги в объеме 30 млн долл. (из общего долга в 271,5 млн долл.).
Несмотря на то, что основной внешний долг РФ перед Парижским клубом погашен, вопросы долговой политики в настоящее время являются крайне важными. Так в условиях мирового кризиса резко возрастает значение антикризисных мер по минимизации его последствий. В связи с этим повышается роль инструментов государственной долговой политики как источника финансовых ресурсов, необходимых для экономики. Сейчас, когда для российской экономики все более актуальным становится вопрос о финансировании бюджетного дефицита, механизмы формирования госдолга должны стать объектом более пристального внимания.
Задачи антикризисного управления, которые стоят сегодня на повестке дня, приводят к необходимости модификации проводимой долговой политики. При этом традиционные подходы под воздействием бюджетного дефицита, потребности в дополнительных госгарантиях и иных факторах приобретают в кризисных условиях новое содержание.
Таким образом, преодоление экономического кризиса за счет финансовых вливаний со стороны государства помимо положительных моментов имеет и свою темную сторону: рост государственного долга. В последние годы Россия всеми силами стремилась сократить долги, накопленные еще со времен СССР и предыдущего кризиса десятилетней давности, но экономические потрясения 2008 года снова могут отбросить государство в борьбе со своим долгом на несколько позиций назад.
Список использованной литературы
1. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Усеб. Пособие. – М.: Юнити, 2004. – 154 с.
2. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002. – 656 с.
3. Конец СССР. Россия досрочно погасила остаток долга б.СССР перед Парижским клубом [Электронный ресурс]: http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=1142&ct=articles
4. Ломакин В.К. Мировая экономика. – М.: Юнити, 1998. – 720 с.
5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 608 с.
6. Саркисянц А.Г. Парижский и Лондонский клубы: реструктуризация долга // Аудитор. – 2002. – №1.
7. Шохин С.О. Отчет о результатах проверки формирования внешних долговых обязательств Российской Федерации по странам-членам Парижского клуба кредиторов // Бюллетень счетной палаты Российской Федерации. – 2003. – №1 (61).