1 Интеграционные процессы в экономике СНГ
Развитие национальной экономики Республики Беларусь во многом определяется интеграционными процессами в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Экономики бывших советских республик отличались высокой степенью интегрированное даже в сравнении с Европейским союзом. В 1990 году в межреспубликанский оборот поступало примерно 20 % ВВП, тогда как в странах ЕС - лишь 14%. Из Беларуси вывозилось около 80 % всей производимой промышленной продукции. Такой доли экспортной продукции промышленности не имела ни одна из стран Восточной Европы. К тому же промышленность Беларуси сконцентрирована на крупных предприятиях, производственные мощности которых были рассчитаны на выпуск продукции в объемах, удовлетворяющих потребности рынков бывшего Советского Союза и стран СЭВ. Это же относится к сельскому хозяйству, так как в наследство от СССР Беларусь получила крупные животноводческие комплексы. Поэтому Республика Беларусь была заинтересована в создании и развитии СНГ.
Содружество Независимых Государств (СНГ) - межгосударственное объединение (договор о сотрудничестве между независимыми странами) большинства бывших союзных республик СССР.
В декабре 1991 г. руководители трех государств - Республики Беларусь, Российской Федерации и Украины - подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств, которое объявило о прекращении существования СССР как субъекта международного права и геополитической системы и об образовании СНГ. Участниками СНГ стали Беларусь, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан и Украина. В 1992 г. в состав СНГ вошли Армения, Кыргызстан и Узбекистан, в 1993 г. - Азербайджан и Грузия.
10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей.
Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств, по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.
Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации.
Образование СНГ с самого начала носило декларативный характер и не было подкреплено соответствующими нормативно-правовыми документами, обеспечивающими развитие интеграционных процессов. Только в сентябре 1993 года был подписан Договор о создании Экономического союза, в котором определены основные этапы углубления экономической интеграции:
- межгосударственная (многосторонняя) ассоциация свободной торговли;
- таможенный союз;
- общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;
- валютный (денежный) союз.
В апреле 1994 года было подписано соглашение о создании зоны свободной торговли, в октябре 1994 года - платежного союза и Межгосударственного экономического комитета (МЭК) как постоянно действующего органа Экономического союза.
СНГ обладает большими природным, человеческим и экономическим потенциалами, которые дают ему значительные конкурентные преимущества и позволяют занять достойное место в мире. На долю стран СНГ приходится 16,3 % территории земного шара, 5 % численности населения, 10 % промышленного производства. На территории стран Содружества расположены большие запасы природных ресурсов, имеющих востребованность на мировых рынках. Только разведанные запасы нефти в России составляют 13 % мировых, в Азербайджане - более 10, в Казахстане и Туркменистане - около 10 % . В России сосредоточено около 35 % мировых ресурсов природного газа, а в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане и Узбекистане вместе - почти 20 % . По суммарной добыче каменного и бурого угля Россия, Украина и Казахстан занимают второе место в мире. Основные запасы алмазов, бокситов, медных, никелевых, кобальтовых и оловянных руд находятся в России. Большие залежи железной руды, бокситов, медных руд расположены в Украине, Казахстане и Грузии. В России и Беларуси находятся крупнейшие в мире лесные массивы (1/4 лесов земного шара) и запасы калийных солей.
По территории СНГ проходит самый короткий сухопутный и морской (через Северный Ледовитый океан) путь из Европы в Юго-Восточную Азию, которая в XXI веке станет одним из наиболее важных глобальных экономических центров.
Конкурентными ресурсами стран СНГ являются также дешевая рабочая сила и энергоресурсы, представляющие важные потенциальные условия для подъема экономики (здесь производится 10 % мировой электроэнергии - четвертое место в мире по ее выработке).
Стратегическими целями экономической интеграции стран СНГ являются: максимальное использование международного разделения труда; специализация и кооперирование производства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития; повышение уровня и качества жизни населения всех государств Содружества.
Экономический потенциал отдельных стран СНГ различен. По экономическим параметрам среди стран СНГ резко выделяется Россия - свыше половины населения, 70,1 % совокупного ВВП и 51 % промышленной продукции Содружества.
На долю Республики Беларусь приходится 3,6 % численности населения, 3,2 ВВП и 5,4 % объема промышленного производства всех стран СНГ.
Большинство стран Содружества, став суверенными, активизировали свою внешнеэкономическую деятельность, о чем свидетельствует увеличение доли экспорта товаров и услуг по отношении к ВВП каждой страны. Беларусь имеет наиболее высокий удельный вес экспорта - 70 % ВВП, тогда как Российская Федерация - 35, Украина - 56, а Узбекистан, Кыргызстан, Армения и Грузия - менее 40 % . Почти все государства Содружества переориентировали внешнеэкономические связи на третьи страны.
Как показывают статистические данные, в 2007 году наблюдалась положительная тенденция развития внешней торговли государств - участников СНГ, чему способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка основных сырьевых товаров, а также растущий внутренний спрос как на товары народного потребления, так и на товары технического назначения, машины и оборудование. По сравнению с 2006 годом экспортно-импортные операции возросли как с государствами - участниками СНГ, так и со странами дальнего зарубежья.
Стоимостные объемы экспортных операций Содружества в целом превышали объемы импорта, однако импорт увеличивался более высокими темпами, чем экспорт. Стоимостные объемы взаимной торговли возросли почти во всех государствах - участниках СНГ и в большей степени, чем объемы торговли со странами дальнего зарубежья. В результате доля взаимной торговли государств - участников СНГ в общем объеме несколько возросла (на 0,6 процентного пункта) по сравнению с предыдущим годом.
В 2007 году внешнеторговый оборот государств - участников СНГ составил 830,8 миллиардов долларов, что выше уровня 2006 года на 26,8 % (в 2006 году общий товарооборот составлял 655,3 миллиардов долларов). При этом экспорт составил 486,2 миллиардов долларов против 409,1 миллиардов долларов в 2006 году (рост 18,8 %), импорт - 344,6 миллиардов долларов против 246,1 миллиардов долларов (40 %).
Внешнеторговый оборот в 2007 году вырос во всех государствах - участниках СНГ. Более высокими темпами, чем в среднем по государствам - участникам СНГ, росли общие объемы внешней торговли в Кыргызстане (рост 41,4 %), Грузии (39,9 %), Армении (39,7 %), Молдове (34,4 %), Украине (31,8 %) и Казахстане (30,0 %).
В государствах - участниках СНГ, кроме Кыргызстана, импорт рос быстрее, чем экспорт, что привело к уменьшению сальдо торгового баланса до 141,6 миллиардов долларов против 163,0 миллиардов долларов в 2006 году.
Сальдо торгового баланса сложилось положительным в Азербайджане, Казахстане и России. В остальных государствах - участниках СНГ торговое сальдо сложилось отрицательным в основном за счет дефицита торгового баланса в торговле с государствами - участниками СНГ.
Объемы взаимной торговли росли в государствах - участниках СНГ, кроме Азербайджана. В то же время объемы экспортно-импортных операций со странами дальнего зарубежья по-прежнему превышали объемы внешней торговли между государствами - участниками СНГ. В 2007 году взаимный товарооборот в среднем по Содружеству был в 3,3 раза меньше, чем объем торговли со странами дальнего зарубежья.
В 2007 году на долю государств - участников СНГ приходилось 23,1 % общего товарооборота (в 2006 году - 22,5 %), в том числе 19,3 % общего объема экспорта (17,5 %) и 28,5 % общего объема импорта (30,6 %).
По сравнению с 2006 годом доля внешнеторговых операций с государствами - участниками СНГ возросла в Армении, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане; в России и Украине - почти не изменилась; в Азербайджане, Грузии и Молдове - уменьшилась. Доля экспорта в государствах - участниках СНГ снизилась только в общем объеме экспорта Грузии (на 4,0 процентных пункта), в остальных государствах - увеличилась, значительное увеличение экспорта произошло в Армении (на 9,1 процентного пункта).
Страны дальнего зарубежья оставались главными партнерами государств - участников СНГ, и в 2007 году их доля немного уменьшилась и составила 76,9 % против 77,5 % в 2006 году, в том числе в экспорте - 80,7 %, в импорте - 71,5 % (в 2006 году - 82,5 и 69,4 % соответственно).
В 2007 году среди государств - участников СНГ основными экспортерами и потребителями товаров оставались Беларусь, Казахстан, Россия и Украина, их доля в общем объеме внешнеторгового оборота государств - участников СНГ составляла 66,5; 13,2; 9,7 и 6,4 % соответственно; доля остальных государств Содружества колебалась от 0,4 % (Кыргызстан) до 1,4 % (Азербайджан).
Основными причинами, сдерживающими интеграционные процессы государств Содружества, являются:
- различные модели социально-экономического развития отдельных государств;
- разная степень рыночных преобразований и различные сценарии и подходы к выбору приоритетов, этапов и средств их осуществления;
- неплатежеспособность предприятий, несовершенство платежно-расчетных отношений; неконвертируемость национальных валют;
- несогласованность проводимой отдельными странами таможенной и налоговой политики;
- применение жестких тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле;
- большое расстояние и высокие тарифы на перевозки грузов и транспортные услуги.
Действие последнего фактора приводит к вытеснению третьими странами товаров СНГ с внутренних рынков Содружества. По этим причинам в настоящее время для Беларуси продукция из Казахстана, Кыргызстана или Узбекистана обходится значительно дороже, чем аналогичная из Польши и Германии. Несмотря на это, Беларусь остается одной из немногих стран, где во внешнеторговой деятельности преобладают связи в пределах СНГ.
Развитие интеграционных процессов в СНГ связано с организацией субрегиональных образований и заключением двусторонних соглашений. Республика Беларусь и Российская Федерация подписали в апреле 1996 года Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, в апреле 1997 года - Договор об образовании Союза Беларуси и России и в декабре 1999 года - Договор об образовании Союзного государства.
В октябре 2000 года был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), членами которого являются Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация и Таджикистан. Статус наблюдателей предоставлен Армении, Молдове и Украине.
Основными целями ЕврАзЭС в соответствии с Договором являются формирование таможенного союза и Единого экономического пространства, координация подходов государств к интеграции в мировую экономику и международную торговую систему, обеспечение динамичного развития стран-участниц путем согласования политики социально-экономических преобразований для повышения уровня жизни народов. Основой межгосударственных отношений в рамках ЕврАзЭС являются торгово-экономические связи.
В сентябре 2003 года подписано Соглашение о создании Единого экономического пространства (ЕЭП) на территории Беларуси, России, Казахстана и Украины, которое в свою очередь должно стать базой для возможного будущего межгосударственного объединения - Организации региональной интеграции (ОРИ). В ЕЭП объединяются страны с наиболее мощным экономическим потенциалом, на долю которых приходится более 92 % ВВП, 89 - товарооборота, 78 - населения и 93 % территории всех государств-участников СНГ.
Эти четыре государства («четверка») намерены создать в пределах своих территорий единое экономическое пространство для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом ЕЭП рассматривается как более высокий уровень интеграции по сравнению с зоной свободной торговли и таможенным союзом. Предусматривается образовать единую регулирующую межгосударственную независимую комиссию по торговле и тарифам, добиться гармонизации экономического законодательства, что должно способствовать всем формам торгового и производственного сотрудничества между интегрирующимися странами.
Для реализации Соглашения разработан и согласован комплекс основных мер по формированию ЕЭП, включающих мероприятия: по таможенно-тарифной политике, разработке правил по применению количественных ограничений и мер административного характера, специальных защитных и антидемпинговых мер во внешней торговле; регулированию технических барьеров в торговле, включая санитарные и фитосанитарные меры; порядку транзита товаров из третьих стран (в третьи страны); конкурентной политике; политике в сфере естественных монополий, в области предоставления субсидий и государственных закупок; налоговой, бюджетной, денежно-кредитной и валютной политике; по сближению экономических показателей; инвестиционному сотрудничеству; торговле услугами, перемещению физических лиц.
Одним из основополагающих условий формирования Единого экономического пространства четырех государств является учет принципов и правил ВТО. Соглашением предусмотрено, что в случае вступления одного из государств-участников в ВТО ранее остальных оно должно содействовать скорейшему присоединению к ВТО других стран-участниц, а также воздерживаться от выдвижения требований к другим государствам-участникам в рамках переговоров по присоединению к ВТО.
В рамках СНГ образованы и функционируют и другие субрегиональные объединения:
- Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), которое сформировано на основе /Договора от 30 апреля 1994 года (город Чолкон-Ата) между Казахстаном, Киргизией и Узбекистаном. В марте 1998 года в члены ЦАЭС вступил Таджикистан;
- ГУ У AM, представляющее собой неформальное объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы на основе Декларации, подписанной президентами этих стран 24 апреля 1999 года (город Вашингтон).
Заключая двусторонние соглашения и создавая региональную группировку внутри СНГ, отдельные страны Содружества ведут поиск наиболее оптимальных форм объединения своих потенциалов для обеспечения устойчивого развития и повышения конкурентоспособности национальных экономик, так как интеграционные процессы в Содружестве в целом происходят недостаточно активно.
При выполнении принимаемых в СНГ многосторонних договоров и соглашений преобладает принцип целесообразности, государства-участники выполняют их в пределах, выгодных для себя. Одним из основных препятствий экономической интеграции является несовершенство организационно-правовой основы и механизмов взаимодействия участников Содружества.
Существенно ограничивают возможности интеграции в странах Содружества экономические и социальные условия отдельных государств, неравномерность распределения экономического потенциала, усиливающаяся недостатком топливно-энергетических ресурсов и продовольствия, противоречия между целями национальной политики и интересами МВФ, Мирового банка, неунифицированность национальных правовых баз.
Концепцией дальнейшего развития Содружества Независимых Государств (пункт 4.1), утвержденной Решением Совета глав государств СНГ от 5 октября 2007 года, в качестве одного из приоритетных направлений деятельности Содружества предусмотрена отмена действующих ограничений режима свободной торговли, а Планом основных мероприятий по реализации указанной Концепции (пункт 1.2) - постоянное проведение работ по ликвидации тарифных и нетарифных ограничений во взаимной торговле, а также ежегодный анализ практики применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Исполнительный комитет СНГ осуществляет ежегодный мониторинг применения вышеуказанных ограничений во взаимной торговле.
В рамках СНГ разработан План реализации важнейших мероприятий, направленных на развитие и повышение эффективности взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере в 2003-2010 годах (далее - План), утвержден Решением Совета глав государств СНГ от 19 сентября 2003 года о завершении формирования зоны свободной торговли и развитии взаимодействия государств - участников СНГ в экономической сфере.
Решение подписали все государства - участники СНГ, кроме Туркменистана. Азербайджанская Республика подписала документ с особым мнением. Указанным Решением поручено ежегодно информировать Совет глав государств СНГ о ходе реализации Плана.
Цель реализации мероприятий Плана - через взаимодействие и объединение усилий государств - участников СНГ последовательно наполнить работу Содружества предметным содержанием, сосредоточиваться на тех направлениях, где совместные усилия способны дать наибольший эффект и обеспечить адаптацию к политическим и экономическим реалиям современного мира, эффективно использовать преимущества глобализации, прежде всего в экономической и социальной сферах. Фактически указанный План с момента утверждения является основополагающим документом СНГ в экономической сфере на среднесрочную перспективу.
План содержит 68 мероприятий. Ответственными исполнителями являются:
- государства - участники СНГ и национальные министерства, ведомства и организации государств Содружества - 35 мероприятий (52%);
- органы отраслевого сотрудничества СНГ - 24 мероприятия (35%);
- другие исполнители (Исполком СНГ, Экономический совет СНГ, СГГ, СГП, СМИД; МПА СНГ; Статкомитет СНГ- 9 мероприятий (13%)
Перед государствами-участниками Содружества стоит сложная взаимосвязанная задача преодоления угрозы его разобщения и использования преимуществ развития отдельных группировок, которые могут ускорить решение практических вопросов взаимодействия, служить примером интеграции для других стран СНГ.
Дальнейшее развитие интеграционных связей стран-участниц СНГ может быть ускорено при последовательном и поэтапном формировании общего экономического пространства на основе создания и развития зоны свободной торговли, платежного союза, коммуникационного и информационного пространств, совершенствования научно-технического и технологического сотрудничества. Важной проблемой является интеграция инвестиционного потенциала стран-участниц, оптимизация перетока капитала в рамках Сообщества.
2 Внешнеэкономические связи Республики Беларусь со странами,
входящими в СНГ на современном этапе
Сотрудничество в сфере торговли между странами СНГ характеризировалось следующими показателями.
Объем взаимного товарооборота государств - участников СНГ в 2007 году по сравнению с 2006 годом вырос на 30,5 % и достиг 191 950,3 миллион долларов. Взаимная торговля государств - участников СНГ в 2007 году развивалась более интенсивно, чем в предыдущем году.
Темпы роста торговли с государствами - участниками СНГ опережали на 4,8 процентного пункта этот показатель со странами дальнего зарубежья (в 2006 году наблюдалась противоположная картина - темпы роста торговли со странами дальнего зарубежья опережали на 4,6 процентного пункта рост торговли с государствами - участниками СНГ), что вызвано в основном более интенсивным ростом торговых операций между государствами - участниками СНГ, чем с другими странами мира. Так, например, торговые операции Республики Армения с остальными государствами - участниками СНГ возросли на 58,7 %, а со странами дальнего зарубежья возросли на 32,1 %, Кыргызской Республики - на 52,6 и 27,8 % соответственно.
Доля взаимной торговли составила 23,1 % общего объема внешнеторговых операций, в том числе доля взаимного экспорта - 19,3 % общего объема экспорта (в 2006 году - 17,5 %), доля взаимного импорта - 28,5 % общего объема импорта (в 2006 году - 30,6 %).
Объем взаимной торговли Республики Беларусь в 2007 году составил 30 228,8 миллионов долларов, что превысило уровень 2006 года на 30,7 %. При этом экспорт увеличился на 30,5 % и составил 11 231,3 миллионов долларов (в 2006 году - 8 608,8 миллионов долларов), а импорт - на 30,9 % и составил 18 997,5 миллионов долларов (14 511,7 миллионов долларов).
Взаимная торговля составила 57,0 % общего объема внешней торговли Беларуси (в 2006 году - 54,9 %), в том числе взаимный экспорт в общем объеме экспорта - 46,1 %, взаимный импорт - 66,3 % (43,6 и 64,9 % соответственно).
Удельный вес Беларуси в общем объеме взаимной торговли составил 15,7%, в том числе в общем объеме взаимного экспорта - 12 % (в 2006 году - 12,0 %), взаимного импорта - 19,3 % (19,2 %).
Основными торговыми партнерами Беларуси среди государств - участников СНГ были Россия и Украина.
Экспорт в государства - участники СНГ в 2008 году увеличился на 28,4 % (на 3 184,9 млн. долларов) и составил 14 406,3 млн. долларов. По сравнению с 2007 годом доля экспорта в государства - участники СНГ сократилась с 46,2 до 43,8 %, в том числе в торговле с Российской Федерацией - с 36,6 до 32,2 %.
В торговле с государствами - участниками СНГ стоимостный объем импорта увеличился на 37 %, или на 7 038 млн долларов, в торговле со странами вне СНГ стоимостный объем закупок вырос на 38,8 %, или на 3 751,8 млн. долларов
В общем объеме импорта доля государств - участников СНГ составила 66 % (в 2007 году - 66,3 %), в том числе Российской Федерации - 59,8 % (в 2007 году - 60 %).
Основным торговым партнером Республики Беларусь является Российская Федерация - 32,2 % общего объема экспорта и 59,8 % импорта.
По итогам внешней торговли за 2008 год экспорт в Российскую Федерацию составил 10,6 млрд. долларов и увеличился по сравнению с 2007 годом на 1,7 млрд. долларов, или на 19,2 %. Импорт из Российской Федерации составил 23,6 млрд. долларов и увеличился по сравнению с 2007 годом на 7 млн. долларов, или на 37,2 %.
Аналитическую информацию по торговому сотрудничеству стран СНГ можно посмотреть в Таблице 1.
В Москве 5 марта 2010 года состоялось 45-е заседание Экономического совета СНГ. В повестку дня Экономсовета СНГ было включено 16 вопросов. По всем из них приняты согласованные решения. Совет глав правительств СНГ утвердил Стратегию экономического развития Содружества на период до 2020 года и План мероприятий по реализации первого этапа (2009-2011 годы) Стратегии. Это документы, которые определяют приоритетные направления деятельности государств СНГ, органов отраслевого сотрудничества СНГ на ближайшую и среднесрочную перспективу.
Одобренный Экономсоветом СНГ проект Плана первоочередных мероприятий по реализации Концепции сотрудничества государств СНГ в сфере энергетики был разработан на основе предложений государств, Электроэнергетического Совета СНГ, Комиссии по использованию атомной энергии в мирных целях. Проект охватывает весь топливно-энергетический комплекс, включая углеводородные ресурсы, электроэнергетику, а также разработку специальной программы по атомной энергетике.
Проект Плана подготовлен в соответствии с долгосрочными программами развития энергетики государств СНГ.
Экономсовет рассмотрел информацию о деятельности Межправительственного совета по вопросам агропромышленного комплекса СНГ. Совет создан в 1993 году для выработки согласованных действий государств Содружества и объединения усилий по дальнейшему развитию агропромышленного комплекса.
На заседании Экономсовета СНГ были также рассмотрены проект Межгосударственной радионавигационной программы до 2012 года, информация о состоянии национальных систем научно-технической информации в государствах СНГ, вопросы финансового обеспечения деятельности органов СНГ.
Департаментом экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ был разработан Комплекса среднесрочных мероприятий по продвижению на внутренний рынок СНГ и рынки третьих стран конкурентоспособной продукции, выпускаемой национальными производителями, на период до 2010 года.
Таблица 1 Экспортно-импортные операции государств Содружества (миллионов долларов США)
| 2000 | 2008 | 2009 | ||||||
| Всего | Страны СНГ | Другие страны | Всего | Страны СНГ | Другие страны | Всего | Страны СНГ | Другие страны |
| экспорт | ||||||||
Азербайджан | 1745 | 235 | 1510 | 47756 | 1619 | 46137 | 13165 | 1008 | 12157 |
Армения | 300 | 73 | 227 | 1057 | 331 | 726 | 624 | 124 | 500 |
Беларусь | 7326 | 4399 | 2927 | 32902 | 14406 | 18496 | 19060 | 8402 | 10658 |
Грузия | 323 | 129 | 194 | 1498 | 543 | 955 | 617 | 222 | 395 |
Казахстан | 8812 | 2337 | 6475 | 71183 | 11078 | 60105 | 37608 | 6135 | 31473 |
Кыргызстан | 511 | 214 | 297 | 1642 | 781 | 861 | 1170 | 471 | 699 |
Молдова | 472 | 276 | 196 | 1597 | 628 | 969 | 1160 | 443 | 717 |
Россия | 103,1 | 13,8 | 89,3 | 467,9 | 69,8 | 398,1 | 267,4 | 41,4 | 226 |
Таджикистан | 784 | 374 | 410 | 1409 | 228 | 1181 | 899 | 191 | 708 |
Украина | 14573 | 4498 | 10075 | 66954 | 23809 | 43145 | 35603 | 12112 | 23491 |
Всего по странам СНГ | 138 | 26,4 | 111,6 | 693,9 | 123,2 | 570,7 | 376,7 | 70,3 | 306,4 |
| импорт | ||||||||
Азербайджан | 1172 | 375 | 797 | 7167 | 2341 | 4826 | 5449 | 1637 | 3812 |
Армения | 885 | 174 | 711 | 4426 | 1312 | 3114 | 2947 | 942 | 2005 |
Беларусь | 8646 | 6070 | 2576 | 39483 | 26054 | 13429 | 25427 | 16318 | 9109 |
Грузия | 709 | 229 | 480 | 6058 | 2000 | 4058 | 2379 | 676 | 1703 |
Казахстан | 5040 | 2732 | 2308 | 37889 | 17497 | 20392 | 25377 | 10878 | 14499 |
Кыргызстан | 558 | 302 | 256 | 4072 | 2187 | 1885 | 2687 | 1541 | 1146 |
Молдова | 776 | 260 | 516 | 4899 | 1737 | 3162 | 2917 | 1009 | 1908 |
Россия | 33,9 | 11,6 | 22,3 | 267 | 36,6 | 230,4 | 148,6 | 19,4 | 129,2 |
Таджикистан | 675 | 560 | 115 | 3272 | 1836 | 1436 | 2295 | 1300 | 995 |
Украина | 13956 | 8040 | 5916 | 85535 | 33569 | 51966 | 40418 | 17390 | 23028 |
Всего по странам СНГ | 66,3 | 30,3 | 36 | 459,8 | 125,1 | 334,7 | 256,1 | 70,4 | 185,7 |
| сальдо | ||||||||
Азербайджан | 573 | -140 | 713 | 40589 | -722 | 41311 | 7716 | -629 | 8345 |
Армения | -585 | -101 | -484 | -3369 | -981 | -2388 | -2323 | -818 | -1505 |
Беларусь | -1320 | -1671 | 351 | -6581 | -11648 | 5067 | -6367 | -7916 | 1549 |
Грузия | -386 | -100 | -286 | -4560 | -1457 | -3103 | -1762 | -454 | -1308 |
Казахстан | 3772 | -395 | 4167 | 33294 | -6419 | 39713 | 12231 | -4743 | 16974 |
Кыргызстан | -47 | -88 | 41 | -2430 | -1406 | -1024 | -1517 | -1070 | -447 |
Молдова | -304 | 16 | -320 | -3302 | -1109 | -2193 | -1757 | -566 | -1191 |
Россия | 69,2 | 2,2 | 67 | 200,9 | 33,2 | 167,7 | 118,8 | 22 | 96,8 |
Таджикистан | 109 | -186 | 295 | -1863 | -1608 | -255 | -1396 | -1109 | -287 |
Украина | 617 | -3542 | 4159 | -8581 | -9760 | -8821 | -4815 | -5278 | 463 |
Всего по странам СНГ | 71,7 | -3,9 | 75,6 | 234,1 | -1,9 | 236 | 120,6 | -0,1 | 120,7 |
Последовательное выполнение мероприятий Комплекса с учетом поставленных задач по реализации Концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года необходимо для дальнейшего развития Содружества, повышения конкурентоспособности товарной продукции, наращивания ее качества и объемов выпуска, снижения потерь от взаимной конкуренции при продвижении товаров на внутренний рынок СНГ и в страны дальнего зарубежья.
В начале 2009 года кризисные явления распространились на реальную экономику практически всех стран мира. Как следствие, в январе-июле 2009 года в государствах - участниках СНГ объем внешнеторговых операций по товарной продукции (в текущих ценах) сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 47 %.
В этой связи существенно возрастает роль и значение совместных мероприятий государств - участников СНГ, направленных на развитие национального производства, в первую очередь в части наукоемкой и технологически сложной продукции.
С учетом изложенного представляется целесообразным:
- продолжить работу по выполнению Комплекса с привлечением ресурсов национальных ведомств государств - участников СНГ и органов отраслевого сотрудничества СНГ;
- регулярно рассматривать ход выполнения мероприятий Комплекса с подготовкой ежегодных отчетов для доклада Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ, представлением сводных результатов реализации Комплекса государствам - участникам СНГ, органам отраслевого сотрудничества СНГ и на сайте Исполнительного комитета СНГ в сети Интернет;
- ускорить завершение в государствах - участниках СНГ внутригосударственных процедур по вступлению Комплекса в силу (в настоящее время Решение Совета глав правительств СНГ от 25 ноября 2005 года вступило в силу для Беларуси, Кыргызстана и России);
- сосредоточить работу по выполнению Комплекса и анализу достигнутых результатов на приоритетных направлениях сотрудничества государств: эффективном завершении формирования зоны свободной торговли, оптимизации торговой политики в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами, транспортной проблематике, энергетике, совместном развитии приоритетных технологий, производственной кооперации, выставочно-ярмарочной деятельности и др.;
- активизировать реализацию мероприятий Комплекса, ориентированных на создание новых технологий, современного оборудования, осуществление совместных инвестиционных проектов в топливно-энергетическом и агропромышленном комплексах, авиастроении, легкой промышленности и других отраслях, сконцентрировать усилия на решении долгосрочных задач преодоления тенденций сырьевой направленности экспорта в третьи страны;
- рассмотреть возможность дальнейшего выполнения Комплекса на основании договоров, заключаемых с заказчиком-координатором и национальными государственными заказчиками, определив размеры и источники финансирования работ.
3. Практическое задание
Задание 7
Рассчитайте чистый национальный продукт, национальный доход и личный доход, используя следующие данные (миллиардов условных единиц):
ВНП - 1692
трансфертные платежи - 232
косвенные налоги на бизнес - 163
личные налоги - 193
возмещение потребленного капитала -180
нераспределенные прибыли предприятий - 18
отчисления на социальное страхование - 123
налоги на прибыль предприятий - 65.
Решение:
Определим: ЧНП=ВНП - амортизация.
ЧНП=1692 - 180=1512 миллиардов условных единиц.
Определим национальный доход: НД=ЧНП - косвенные налоги.
НД=1512 - 163=1349 миллиардов условных единиц.
Определим личный доход: ЛД=НД - взносы на социальное страхование - налоги на прибыл - нераспределенная прибыль + трансфертные платежи.
ЛД=1349 - 123 - 65 - 18 + 232=1375 миллиардов условных единиц.
Если из личного дохода вычесть индивидуальные налоги, то получим располагаемый доход:
РД=1375 - 193=1182 миллиардов условных единиц.
Ответ: чистый национальный продукт составляет 1512 миллиардов условных единиц; национальный доход - 1349 миллиардов условных единиц; личный доход - 1375 миллиардов условных единиц.
Список литературы
1 Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб.пособие / Под общ.ред.В.Н. Шимова. - Минск: БГЭУ, 2005. - 431 с.
2 Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. - М.: Дело, 1996. - 848 с.
3 Белорусский экономический портал - 02 марта 2010. - Режим доступа: www.ekonomika.by
4 Википедия - свободная энциклопедия - 02 марта 2010. - Режим доступа: www. ru.wikipedia.org/wiki
5 Исполнительный комитет СНГ - 02 марта 2010. - Режим доступа: www.cis.minsk.by