Содержание
До перехода к рыночным отношениям налоги в нашей стране уплачивало лишь незначительное количество юридических лиц: колхозы и кооперативные организации. Государственные организации и предприятия привлекались к уплате обязательных платежей (свободного остатка прибыли, платы за основные и оборотные средства, фиксированные (рентные) платежи, отчисления от прибыли), которые создавали условия для государства — собственника подавляющего числа основных и оборотных средств — перераспределять прибавочный продукт, создаваемый в государственном секторе народного хозяйства, в соответствии с утвержденными планами экономического и социального развития страны.
Переход к новым социально-экономическим отношениям, приватизация государственных и муниципальных предприятий обусловили необходимость изменения взаимоотношений государственных организаций и предприятий с бюджетом страны, установления равенства предприятий независимо от форм собственности в области создания доходов разных уровней бюджета. В связи с утверждением новой налоговой системы ко всем юридическим лицам и другим организациям независимо от форм собственности применяется единый метод налогообложения (это не исключает возможности получения в соответствии с законодательством определенных льгот).
Цель работы рассмотреть юридических лиц в качестве субъектов налоговых правоотношений.
Задачи работы дать определение юридическому лицу в налоговом праве, определить понятия правоспособности и дееспособности юридических лиц в налоговых правоотношениях, определить права и обязанности юридических лиц по уплате налогов и сборов.
1. Юридическое лицо в налоговом праве
Согласно ст. 19 НК РФ «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются
Организации, не обладающие статусом юридического лица (например, профсоюзная организация), не признаются плательщиками налогов и сборов.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства
В ст. 11 НК РФ дано следующее понятие организации – это «юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации»[2].
Действующий ГК РФ устанавливает, что юридическим лицом признается организация, которая «имеет в собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету»[3].
На российские организации, не обладающие статусом юридического лица, нормы НК РФ не распространяются.
Для обобщенного наименования российских юридических лиц в НК РФ используется термин "российские организации" (в этот круг входят и организации, созданные с участием иностранных инвесторов (либо только иностранными инвесторами) на территории РФ как юридические лица РФ.
Иностранные организации – это организации, созданные в соответствии с законодательством той или иной страны и обладающие в соответствии с этим законодательством статусом юридического лица; не имеющие статуса юридического лица (т.е. то, что в ст. 11 НК РФ названо компаниями и другими корпоративными образованиями), но обладающие гражданской правоспособностью;
Международные организации (например, МВФ, МБРР, ЮНЕСКО, ФИФА, УЕФА и др.).
Филиалы и представительства иностранных юридических лиц, иных корпоративных образований, международных организаций, созданные на территории РФ.
Для обобщенного обозначения иностранных юридических лиц и иных корпоративных образований, их филиалов и представительств НК РФ использует термин "иностранные организации".[4]
Существенные признаки юридического лица, которые позволяют говорить о юридическом лице как самостоятельном субъекте права следующие.
Во-первых, имущественная обособленность, т.е. наличие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении определенного имущества. Практическим выражением такой обособленности является самостоятельный баланс или смета и расчетный счет, однако юридически именно с помощью названных вещных прав имущество должно быть закреплено за юридическим лицом.
Во-вторых, самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Основу этой ответственности составляет обособленное имущество.
В-третьих, способность юридического лица от своего имени приобретать и нести права и обязанности, т.е. выступать в гражданском обороте от своего имени.
В-четвертых, так называемое организационное единство. Оно предполагает, что юридическое лицо обладает некоторой структурой, во главе которой стоит определенный уставными документами этого юридического лица орган, а каждое звено (работники, руководители) выполняет возложенные на него функции, служащие цели деятельности юридического лица как единого целого.
По поводу того, каким требованиям должна отвечать организация, чтобы рассматриваться как субъект налогового права, в юридической науке существует несколько точек зрения.
Д.В. Винницкий отмечает три таких черты: имущественная обособленность, позволяющая организации самостоятельно или в качестве обособленного подразделения сложной организации выступать в налоговых правоотношениях; организационная обособленность; самостоятельная налоговая ответственность за налоговые правонарушения.
Аналогичной точки зрения придерживается С.Д. Цыпкин: "Организации могут быть привлечены к уплате налога только при известной имущественной обособленности, если они имеют самостоятельный баланс доходов и расходов, свой расчетный счет в государственном банке. Без наличия этих предпосылок, т.е. если у организации нет своих средств, не было бы практически оправдано взимание с нее налога".
Однако, по мнению ученого, помимо перечисленного, обязательным условием приобретения налоговой правосубъектности является регистрация в налоговом органе, так как "после прохождения налоговой регистрации предприятие (организация) привлекается к уплате налога".
Таким образом, С.Д. Цыпкин выделяет четыре признака, необходимых для признания организации субъектом налогового права: наличие имущественной обособленности; самостоятельный баланс доходов и расходов; расчетный счет в банке; наличие специальной регистрации в налоговом органе.
В отличие от С.Д. Цыпкина, Е.А. Ровинский считает, что "во всех случаях основным признаком служит наличие самостоятельного источника дохода", часть которого подлежит передаче в пользу государства в виде налога, и именно при наличии этого признака предприятие (организация) становится субъектом налогового права. Нельзя не признать справедливость такого утверждения[5].
Местом нахождения российской организации является место ее государственной регистрации. НК РФ установил специальную норму по определению места нахождения российской организации.
В связи с этим и в соответствии с п.1 ст.11 НК РФ в данной ситуации не применяются соответствующие нормы гражданского законодательства (п.2 ст.54 ГК РФ), то есть место нахождения организации в рамках налоговых отношений нельзя определить иначе как место ее государственной регистрации.
При этом в НК РФ не определено, что понимается под местом государственной регистрации. В связи с этим на основании п.1 ст.11 НК РФ этот термин можно определить исходя из понятий и терминов гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемых в НК РФ[6].
Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности[7].
Сведения о месте нахождения организации, месте нахождения ее органов управления необходимы налоговому органу для осуществления им функций налогового контроля. В то же время место нахождения организации и место нахождения ее органов управления могут отличаться от почтового адреса организации и места хранения ее документов.
Налоговая правосубъектность организации является непременным условием установления правовых связей между ней (организацией) и соответствующими государственными органами, а также органами местного самоуправления в конкретных налоговых отношениях.
Под налоговой правосубъектностью следует понимать признаваемую законом способность организации быть самостоятельным субъектом – участником общественных отношений, регулируемых налоговым правом, иметь и осуществлять субъективные налоговые права и обязанности[8].
Коллективные субъекты (организации), отвечающие определенным признакам, признаются гражданским правом правосубъектными и имеют статус юридического лица.
В соответствии со ст.49 и 51 Гражданского кодекса РФ юридические лица с момента их государственной регистрации обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Налоговая правосубъектность организации возникает с момента ее постановки на налоговый учет. Необходимо помнить, что реализовать значительное число налоговых прав, требующих активных действий налоговых и иных государственных органов, организация может лишь после прохождения именно налоговой регистрации, то есть после постановки на налоговый учет.
Основными характеристиками налоговой правосубъектности организации являются ее правоспособность и дееспособность.
Налоговая правоспособность организации предполагает обладание такими общими налоговыми правами и обязанностями (организационно-имущественными и организационными), как:
- право на справедливый и экономически обоснованный размер и порядок налогообложения; право пользоваться установленными налоговыми льготами;
- право получать отсрочку, рассрочку по налогам, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит;
- право на зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов;
- право получать исчерпывающую информацию о налогах и сборах от компетентных органов;
- право на защиту (право налоговой жалобы и право судебного обжалования);
- обязанность платить законно установленные налоги;
- обязанность представлять налоговым органам документы, необходимые для контроля за исчислением и уплатой налогов, иную предусмотренную законом информацию; обязанность вести учет доходов и расходов, иных объектов налогообложения (включая обязанность по ведению бухгалтерского учета);
- иные права и обязанности.
Налоговая дееспособность организации есть субъективная способность организации своими действиями приобретать и осуществлять налоговые права, создавать для себя налоговые обязанности и исполнять их. Она является основным характеризующим признаком организаций как участников налоговых правоотношений.
Исходя из определения налоговой дееспособности организаций, ее содержанием являются субъективные налоговые права и субъективные налоговые обязанности, присущие им на основании соответствующих определенных фактов (юридических фактов), предусмотренных нормами налогового права. Как известно, субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности представляют собой элемент правоотношения, конкретизирующий нормы права, применительно к данным участникам в данных отношениях.
Субъективное право определяет установленную законом меру возможного поведения, обеспеченную соответствующей обязанностью других лиц, которая представляет собой обеспеченную законом меру должного поведения. Этой мере следует обязанное лицо в соответствии с требованиями управомоченного.
Субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности участников представляют собой элемент налогового правоотношения, именуемый содержанием.
Налоговые правоотношения могут реально существовать в виде "чистых" правовых связей. Иными словами, в налоговом правоотношении могут быть (на том или ином этапе развития) права и обязанности без соответствующего фактического (материального) содержания, возникающие обычно только как правовая связь при регистрации организации в качестве юридического лица без реальной обязанности уплаты налогов, в силу которой налогоплательщик обязан уплатить налог (при появлении объекта налогообложения), а налоговый орган вправе требовать его уплаты.
Основному праву управомоченного, т.е. государственного, налогового органа требовать внесения налога в бюджет соответствует безусловная субъективная обязанность налогоплательщиков, в том числе некоммерческих организаций, при наличии соответствующего объекта налогообложения выполнить данное требование – внести налоговый платеж в определенном ставкой налога размере и в точно установленные сроки.
Это основная субъективная обязанность налогоплательщиков, в том числе организаций, которая вместе с остальными субъективными обязанностями составляет юридическое содержание налоговых правоотношений, содержание налоговой дееспособности организаций.
Использование категории "налоговая дееспособность" применительно к организации имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение. Своего решения требует вопрос о том, кто осуществляет внешние функции организации в налоговых правоотношениях. Исследование вопросов дееспособности коллективного субъекта предполагает анализ структуры управления организацией.
Участие организации в налоговых отношениях складывается из многочисленных актов, действий, производимых ее элементами.
Механизм участия организации в налоговых отношениях регулирует ряд положений гл.4 НК РФ. В соответствии с п.1 ст.27 НК РФ законными представителями организации (как налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента) признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Согласно ст.28 НК РФ действия (бездействие) законных представителей организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.
Такими полномочиями обладают единоличные исполнительные органы юридических лиц (ст.69 Федерального закона РФ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст.40 Федерального закона РФ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"), а также участники полного товарищества и товарищества на вере (кроме коммандитистов-вкладчиков), в случаях, когда они, в силы у закона и (или) учредительного договора, выступают от имени юридического лица без доверенности (ст.72, 84 ГК РФ).
С.И. Айвазян считает, что статусом законного представителя организации (как налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента) обладают также руководители филиалов и иных обособленных подразделений российских организаций в отношениях с налоговыми органами, так как, в соответствии со ст.19 НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения в установленном порядке исполняют обязанности соответствующих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений[9].
Случаи налогового представительства (ст.27, 28 НК РФ) не являются представительством в гражданско-правовом смысле. В публикациях отмечается, что налоговое представительство организации (ст. 28 НК РФ) носит весьма условный характер. Из смысла статьи вытекает, что между организацией и ее руководителем не возникает отношения "представляемый - представитель", действия (бездействие) руководителя (иного исполнительного органа) расцениваются как действия организации.
Е.А. Флейшиц подчеркивала, что дееспособность осуществляется действиями не одного лишь органа юридического лица (организации), а тем более широкого круга работников организации, чем крупнее эта организация и чем сложнее осуществляемая ею деятельность[10]. Это утверждение относится и к сфере налоговых отношений.
Вопросы реализации налоговой дееспособности организации приобретают большое практическое значение, когда выявляется существенное нарушение законодательства о налогах и сборах, допущенное со стороны той или иной организации.
Волевое содержание налогового правоотношения воплощается в субъективных юридических правах и субъективных юридических обязанностях его участников, возникновение и развитие которых происходят помимо воли самих участников.
Данное положение может быть объяснено только тем, что реализацию некоммерческими организациями своей налоговой дееспособности следует рассматривать как волевое отношение не с точки зрения "субъективной воли" самих некоммерческих организаций, а с точки зрения "объективной воли" государства, выраженной в налогово-правовых нормах, на основе которых устанавливаются налоговые правоотношения
Специальная налоговая правосубъектность некоммерческих организаций должна быть закреплена, прежде всего, в первой части Налогового кодекса РФ. Налоговая дееспособность некоммерческих организаций должна найти свое отражение в соответствующих главах второй части Налогового кодекса РФ и соответствующих законов о налогах.
2. Права юридических лиц как субъектов налоговых правоотношений
Конституционными гарантиями прав налогоплательщиков являются:
- установление налогов и сборов только законом;
- запрет обратной силы законов о новых налогах и налогах, ухудшающих положение налогоплательщиков.
Законы, ухудшающие положение человека в любой сфере жизни, не имеют обратной силы. Это очень важно для стабильности правового статуса человека и гражданина[11].
Налогоплательщики-организации имеют право:
6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
Налогоплательщикам гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов.
- в презумпции невиновности лица (ст. 1.5 КоАП);
- в строгом соблюдении законности (ст. 1.6 КоАП);
- в невозможности придания обратной силы актам, повышающим ответственность (ст. 1.7 КоАП);
Плательщикам налогов гарантируется также судебная защита. Это означает:
- право подать такие жалобы одновременно и в суд, и в вышестоящие налоговые органы;
В обязанности юридических лиц как налогоплательщиков входит: