Анализ проблем и разработка мер оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы Приморского края


Курсовая работа

Анализ проблем и разработка мер оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы Приморского края


Содержание


Введение3

. Понятие и статус государственного служащего

.1 Понятие государственной должности и государственного служащего, классификация государственных служащих

.2 Административно-правовой статус государственного служащего: понятие и элементы

. Анализ проблем и разработка мер оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы Приморского края

.1 Анализ влияния административных барьеров на предоставление государственных и муниципальных услуг в Приморском крае

.2 Разработка мер оптимизация взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы Приморского края

Заключение

Список использованных источников

государственная должность служащий муниципальная услуга


Введение


Актуальность данного исследования обоснована тем, что вопрос оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы является одним из ключевых в системе государственного управления.

В условиях кардинального реформирования системы государственного и муниципального управления Российской Федерации требование профессионального развития и образования государственных служащих становится особенно актуальным. Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной, деловой и моральной подготовки.

В настоящее время в российском обществе происходят кардинальные изменения в экономической, политической, социальной и духовной сфере. Под их воздействием изменятся система образования государственных и муниципальных служащих. В свою очередь, изменения в этой системе обучения приводят к изменениям их знаний, умений и навыков государственных и муниципальных служащих.

Государственная служба является неотъемлемой частью государства, так как благодаря её существованию достигается две цели: осуществляется государственное управление, а также обеспечивается конституционное право каждого гражданина принимать участие в этом управлении. Рассмотрение административно - правового статуса госслужащих, а также их классификация позволит нам более полно понять ту важность данного института для нашего общества и государства, которую трудно переоценить в условиях непрерывно меняющегося времени.

Для того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметь специальный уровень профессиональной подготовки т. к. профессиональная подготовка один из самых эффективных методов решения данной проблемы. Профессиональная подготовка позволяет освоить новые знаний, умения, навыки и проблемы обеспечения высокого качества обучения.

В связи с требованием профессиональной подготовки государственных и муниципальных служащих, нацеленных на постоянное повышение профессиональных знаний и должностной рост, происходит ориентация образования на данные потребности, интересы и конечные результаты, поиск и внедрение новых методов обучения и технологий, прежде всего дистанционного обучения и Интернет-образования. К числу наиболее актуальных относится проблема финансирования дополнительного профессионального образования государственных служащих.

Для оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы необходимо:

-определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;

-увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям программы;

-обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных программой;

-создать условия для оперативного и результативного управления рисками.

Целью курсовой работы является изучение системы оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы (на примере Приморского края).

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:

- дать понятие государственной должности и государственного служащего, классификация государственных служащих;

определить понятие и элементы административно-правового статуса государственного служащего;

дать анализ влияния административных барьеров на предоставление государственных и муниципальных услуг в Приморском крае;

разработать меры оптимизация взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы Приморского края - исследовать совершенствование системы профессиональной подготовки государственных служащих в Российской Федерации;

Объектом исследования является государственный гражданская служба РФ.

Предмет исследования - система оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы (на примере Приморского края)..

Методологической базой исследования выступает совокупность научных принципов, методов и приемов познания социальных процессов и отношений. В частности, использовались структурно-функциональный, институциональный и диалектический методы исследования функционирования социально-правовых систем. Анализ законодательства, изучение правоприменительной практики, обобщение организационного опыта.


1. Понятие и статус государственного служащего


1.1 Понятие государственной должности и государственного служащего, классификация государственных служащих


Под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица той или иной организации, определяющая содержание и объем полномочий занимающего ее лица. Эта организационно-правовая категория присуща только служащим; другие группы населения работают по специальности (например, рабочие в промышленном комплексе), учатся (студенты, учащиеся) и т.д.

В статье 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении, в отличие от всякой другой негосударственной должности. Государственной называется только должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Существуют четыре характерных признака государственной должности:

) ее принадлежность только государственному органу;

) объем полномочий ограничен тем кругом обязанностей, которые вытекают из полномочий данного государственного органа;

) оплата труда по исполнению должностных обязанностей производится за счет средств, предусмотренных соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации;

) государственный служащий за действия (бездействие), связанные с исполнением должностных обязанностей, несет ответственность в соответствии с законодательством.

Юридическое закрепление в положениях и должностных инструкциях конкретных должностных обязанностей и прав обеспечивает более качественное осуществление подбора и расстановки государственных служащих, поскольку это осуществляется целенаправленно - с учетом квалификационных требований, предъявляемых к ним по той или иной должности. И при аттестации государственного служащего его профессионализм оценивается не вообще, а применительно к конкретной должности. Каждый государственный служащий свою трудовую деятельность, успехи и недостатки по работе, возможности продвижения по службе связывает с определенными должностями, а не только с их принадлежностью к какому-либо государственному органу.

С понятием государственной должности связывается также порядок присвоения квалификационных разрядов (воинских званий, дипломатических рангов), размеры денежного содержания, пенсий, специальные права и обязанности, порядок решения многих вопросов прохождения государственной службы.

Следовательно, понятие государственной должности является стержневым, основополагающим для определения правового положения государственного служащего и порядка прохождения им государственной службы. Понятие государственной службы связано с определенным кругом государственных должностей. Государственная должность - комплексное правовое образование (государственное установление), элементы которого регулируются нормами административного, трудового, финансового и других отраслей права.

В ст. 3 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» дается следующее определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Государственные служащие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, признаются настоящим Федеральным законом государственными служащими Российской Федерации.

Принципиальное значение для организации государственной службы и определения правового положения государственного служащего имеет установленное Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» деление всех государственных должностей на категории «А», «Б» и «В».

Государственные должности категории «А» устанавливаются федеральной Конституцией и федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями и уставами субъектов Федерации (государственные должности субъектов Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Сюда относятся такие должности, как Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи и некоторые другие. Лица, замещающие должности категории «А», осуществляют государственные функции, поэтому могут быть стороной во внешних государственно-служебных отношениях с другими субъектами, выступая от имени государства либо его органа, который они представляют в полной мере.

Деятельность государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», носит обслуживающий, вспомогательный характер: она предназначена для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории «А». Поэтому имеется отличие и в наименовании видов должностей: если должности категории «А» называются просто государственными должностями, то должности категорий «Б» и «В» - государственными должностями государственной службы. Лица, замещающие должности категорий «Б» и «В», как правило, являются участниками внутренних (внутриорганизационных) государственно-служебных отношений.

Таким образом, к государственной службе относится исполнение должностных полномочий лицами, замещающими государственные должности лишь категорий «Б» и «В». Понятие государственной службы на лиц, замещающих должности категории «А», не распространяется.

Важно, что названным Законом установлено: государственная служба на государственных должностях категории «Б» ограничена сроком, на который назначаются или избираются лица, замещающие государственные должности категории «А». По существу это означает юридическое закрепление института временных служащих. Лица, находящиеся на должностях категории «Б» (помощники, советники, консультанты, референты и др.), призваны непосредственно обеспечивать исполнение полномочий лиц, замещающих должности категории «А». Если эти лица сменяются, предполагается возможность замены лиц, замещающих должности категории «Б». Конечно, кто-то может остаться в прежней должности, но возможна и их одновременная замена.

Государственные должности категорий «Б» и «В» включаются в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, который утверждается Президентом страны. Все эти должности подразделяются на следующие группы:

-высшие государственные должности государственной службы (5-я группа);

-главные государственные должности государственной службы (4-я группа);

-ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа);

-старшие государственные должности государственной службы (2-я группа);

-младшие государственные должности государственной службы (1-я группа).

К данному Реестру приложены перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.

Специализация устанавливается в зависимости от функциональных обязанностей государственных должностей государственной службы и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов.

В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются:

Во-первых, требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации должностей;

Во-вторых, для лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы или претендующих на их замещение, Указом Президента от 30 января 1996 г. в целях обеспечения высокого их профессионализма, единства предъявляемых к ним квалификационных требований установлены требования по стажу и опыту работы. Эти требования различаются в зависимости от группы должностей;

В-третьих, устанавливаются требования к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Как было указано выше, согласно Федеральному закону «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном этим законом, обязанности по государственной должности государственной службы (категории «Б» и «В») за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации [1].

Через государственных служащих реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.

Органы законодательной власти выполняют законодательную и контрольную функции в отношении органов исполнительной власти в пределах, установленных Конституцией РФ. Для успешного выполнения этих ответственных функций, например, палаты Федерального Собрания должны располагать высококвалифицированными аппаратами сотрудников. Поэтому сюда на должности категорий «Б» и «В» (руководители аппарата и секретариата, их помощники и советники, начальники управлений и отделов и др.) подбираются специалисты-практики и ученые в области государственного управления, информатики, экономики, финансов, права. Только такой аппарат способен обеспечивать нормальную работу парламента.

Органы исполнительной власти осуществляют организационно-управленческую и исполнительно-распорядительную деятельность, обеспечивающую бесперебойное функционирование государства и его аппарата. В их системе занято более 85% государственных служащих. Управление требует прежде всего способностей к комплексному, системному и прогностическому видению общественных явлений, процессов, отношений. Эти качества необходимы всем руководителям, самостоятельно принимающим управленческие решения, и другим государственным служащим, участвующим в подготовке таких решений. Главным критерием пригодности для занятия той или иной должности категорий «Б» и «В» в сфере исполнительной власти становится профессиональная подготовка на уровне мировых стандартов.

Судебная власть, согласно ст. 118 Конституции, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Есть у судебной власти и другая функция - возможность контроля за законностью актов государственных и иных органов (ч. 2 ст. 120 Конституции) [3].

Обеспечение исполнения полномочий судей возложено прежде всего на аппараты соответствующих судов, в которых учреждены должности категорий «Б» и «В». Кроме того, имеются специальные государственные органы, на которые возложен ряд функций по обеспечению исполнения полномочий судей. Так, Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» на службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации установлено, что этот федеральный государственный орган осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации» определил требования к профессиональному уровню кандидатов на должности прокуроров различного уровня, а также меры правовой и социальной защиты прокуроров и следователей, являющихся государственными служащими.

Исходя из текущей и перспективной потребности в государственных служащих государством планируется и организуется их подготовка путем обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, а также путем приобретения опыта работы по специальности, необходимого для выдвижения на вышестоящие должности. При этом, согласно Указу Президента от 3 сентября 1997 г., обязательную профессиональную переподготовку проходят лица, впервые назначенные на руководящие государственные должности федеральной государственной службы (не ниже заместителя начальника отдела), в течение первого года работы в этих должностях, а затем - обязательное повышение квалификации (не реже одного раза в три года). Обязательная профессиональная переподготовка и повышение квалификации этих лиц осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте РФ и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Ежегодно планом предусматривается возможность подготовки и лиц, замещающих государственные должности государственной службы субъектов Федерации.

. По объему должностных полномочий государственные служащие подразделяются на должностных лиц и служащих, не являющихся должностными лицами. Применявшееся ранее разделение служащих на три категории: руководителей, специалистов и технических исполнителей - с чем были связаны государственно-властные полномочия и их объем - утратило свое значение. Теперь характер государственно-служебных отношений и объем государственно-властных полномочий государственных служащих вытекает из установленного деления занимаемых ими государственных должностей категорий «А», «Б» и «В».

Поскольку деятельность государственных служащих по обеспечению и исполнению полномочий государственных органов, где они служат, может иметь различную направленность, государственно-служебные отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние.

Внутриорганизационные правоотношения - это отношения служебной подчиненности внутри данного органа (системы). Они возникают, изменяются и прекращаются у каждого государственного служащего на основе законодательства в связи с замещением должности категории «Б» или «В» в аппаратах органов законодательной, исполнительной, судебной власти и иных государственных органов. Другой стороной такого правоотношения является государство в лице органа или должностного лица, уполномоченного назначать, перемещать на соответствующую должность (а следовательно, и увольнять гражданина РФ с государственной службы). Внутриорганизационными являются также отношения, возникающие у государственного служащего со своими начальниками - с момента замещения государственной должности - по поводу организации работы, распределения обязанностей, поощрения, ответственности и других вопросов, которые, как правило, определяются должностными инструкциями.

Внешними считаются государственно-служебные отношения, которые на основе законодательства складываются между государственным служащим и не подчиненными ему гражданами, государственными и негосударственными организациями в связи с осуществлением им своих должностных полномочий.

Эти правоотношения возникают с момента замещения им государственной должности. Но в качестве представителя государства (органа исполнительной власти) может выступать не каждый, а только тот служащий, который по занимаемой должности наделен государственно-властными полномочиями в сфере исполнительной власти, - должностное лицо (представитель власти).

К должностным лицам (представителям власти) можно отнести работников государственных органов, чьи властные полномочия публичного характера выходят за пределы этих органов. Их распорядительные действия (полномочия) могут распространяться на граждан и юридических лиц, организационно не подчиненных им по службе. К числу таких государственных служащих, которых называют представителями власти, относятся: прокуроры, следователи, сотрудники милиции, налоговой полиции, судебные исполнители, государственные инспектора различных контрольно-надзорных органов, представители государства в акционерных обществах. Согласно федеральному закону от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации», должностными лицами являются граждане, занимающие должности в таможенных органах, которым присвоены установленные этим законом специальные звания (от прапорщика таможенной службы до действительного государственного советника таможенной службы РФ).

. В зависимости от срока службы можно выделить государственных служащих, назначаемых на государственную должность на неопределенный срок (например, на должность категории «В»), на определенное время (например, на должность категории «Б»), с установленным испытательным сроком (при поступлении на государственную службу).

. В зависимости от требований, предъявляемых к уровню образования и профессиональной подготовке, государственные служащие подразделяются на пять групп соответственно делению государственных должностей государственной службы (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие).

. Критерием для подразделения государственных служащих являются и квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации. Лица, которым присвоены соответствующие квалификационные разряды, носят форменную одежду, могут иметь знаки различия, в частности погоны.

Для организации государственной службы кроме перечня государственных должностей категорий «Б» и с «В» и их деления на пять групп (высшие, главные, ведущие, старшие и младшие) важное значение имеют также квалификационные разряды (звания, классы, чины, ранги). Их особенностью является, прежде всего, то, что они присваиваются персонально каждому государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», с учетом его личных достоинств, по результатам квалификационного экзамена или аттестации.

Квалификационные разряды подразделяются на группы соответственно тем группам, на которые делятся государственные должности государственной службы. Этим выражается неразрывность сущности квалификационного разряда с той или иной должностью категорий «Б» и «В», его - этого разряда - зависимость от замещаемой должности. Следовательно, квалификационные разряды указывают на соответствие государственных служащих квалификационным требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп.

При продвижении на более высокую должность у государственного служащего, отвечающего другим установленным требованиям, возникает право на присвоение ему квалификационного разряда (звания, класса, чина, ранга), предусмотренного для этой должности.

Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлено, что лицам, замещающим должности категорий «Б» и «В», могут быть присвоены квалификационные разряды.

Для отдельных видов государственной службы в соответствии с федеральным законом вводятся другие виды квалификационных разрядов: воинские и специальные звания, классы, чины, дипломатические ранги.

Таким образом, в статье 1 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» дано понятие государственной должности в современном ее значении, в отличие от всякой другой негосударственной должности.

В ст. 3 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» дается определение Государственного служащего: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».

Принципиальное значение для организации государственной службы и определения правового положения государственного служащего имеет установленное Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» деление всех государственных должностей на категории «А», «Б» и «В».

Государственные должности категории «А» устанавливаются федеральной Конституцией и федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями и уставами субъектов Федерации (государственные должности субъектов Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Сюда относятся такие должности, как Президент и Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, депутаты, министры, судьи и некоторые другие.

Деятельность государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», носит обслуживающий, вспомогательный характер: она предназначена для того, чтобы обеспечивать исполнение полномочий лицами, замещающими должности категории «А». Поэтому имеется отличие и в наименовании видов должностей: если должности категории «А» называются просто государственными должностями, то должности категорий «Б» и «В» - государственными должностями государственной службы.

Таким образом, к государственной службе относится исполнение должностных полномочий лицами, замещающими государственные должности лишь категорий «Б» и «В». Понятие государственной службы на лиц, замещающих должности категории «А», не распространяется.


1.2 Административно-правовой статус государственного служащего: понятие и элементы


Правовое положение человека и гражданина в демократическом обществе характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей физических лиц, закрепленных нормами права, и юридических гарантий их реализации. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина определены Конституцией Российской Федерации и рядом других нормативных правовых актов.

Права и обязанности государственных служащих - это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей.

Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации содержится перечень унифицированных наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами

В положениях о федеральных государственных органах и их структурных подразделениях, должностных инструкциях, уставах и других нормативных актах определяются задачи, функции, обязанности, права, основные формы и методы деятельности, а также ответственность служащего применительно к каждой должности. При этом объем, и содержание должностных прав находятся в строгом соответствии с содержанием должностных обязанностей.

Общие права и обязанности государственных служащих установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А». Характерной особенностью этих прав и обязанностей является то, что они выражают не полномочия по замещаемой должности, а общие правила поведения и действий служащих, условия и меры организационного характера, которыми обеспечивается исполнение ими полномочий по замещаемым должностям.

Каждый государственный служащий, независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности, имеет право на:

ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;

посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;

участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности;

продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;

внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан:

обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий. Исходя из требования верховенства Конституции Российской Федерации, каждый государственный служащий обязан осуществлять свою государственную должность в духе следующих конституционных принципов: демократизм, законность, равноправие и полноправие граждан, гуманизм, государственное единство, равноправие и самоопределение народов, разделение властей, идеологическое многообразие, многопартийность;

добросовестно исполнять должностные обязанности;

обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;

соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;

поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Таким образом, названные права и обязанности представляют собой как бы служебный кодекс, характеризующий стиль и методы осуществления государственными служащими своих должностных полномочий независимо от замещаемых должностей.

Ограничения, связанные с государственной службой. Государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной замещаемой должностью в государственном органе. Это значит, что нельзя занимать другую оплачиваемую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Предусмотрено лишь одно исключение: государственному служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по занимаемой должности государственной службы. Однако получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческий характер.

Исходя из принципа разделения властей государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение прибыли, скажем, осуществляемой без привлечения наемного труда.

Государственному служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.).

Но есть одно исключение - это случаи, когда Федеральным законом или законами субъектов Федерации государственному служащему поручено участвовать в управлении коммерческой организацией.

Государственному служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.

Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.

Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию.

Этим преследуется цель устранить его зависимость от кого бы то ни было, особенно если он незаконно получает вознаграждение в любой форме

Государственный служащий неразрывно связан с государством, представляет его. Отсюда вытекают специфические требования: он не вправе принимать без разрешения Президента награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Он не вправе принимать участие в забастовках.

Учитывая существующую в стране многопартийность, государственному служащему запрещается использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций для пропаганды отношения к ним, - он должен быть нейтральным. Поэтому в государственных органах не могут образовываться структуры политических и конфессиональных объединений, за исключением профессиональных союзов.

Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.

В соответствии со ст. 12.1. Федерального закона № 135 от 07.11.2000 года проводится обязательная государственная дактилоскопическая регистрация государственных служащих занимающих государственные должности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации.

Лица, претендующие на выполнение государственных функций, добровольно принимают на себя установленные Законом ограничения, что отражается в письменном обязательстве. Они же предоставляют в налоговую инспекцию по месту жительства сведения о доходах, о личном и общем, совместном с супругой или супругом, имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах, в том числе за пределами России, с указанием банков, номеров банковских счетов и т.д.

Гарантии для государственного служащего. Важнейшую роль в обеспечении эффективности работы государственного аппарата играют разнообразные и существенные гарантии, которые установлены для государственного служащего Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Государственным служащим должны быть обеспечены достаточные гарантии против произвольных действий, затрагивающих их профессиональное положение или карьеру. Их статус не может зависеть от политической конъюнктуры, конкретной личности политического руководителя, частых и не всегда обоснованных организационных перестроек.

1. Гарантией являются условия работы. Имеется в виду размещение работников государственного органа, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением, разнообразной оргтехникой и т.д. Сюда следует отнести и служебный режим (распорядок дня), а также качественный состав работников, морально-психологический климат в коллективе.

. Первостепенное значение имеют денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные законами и другими актами Российской Федерации и ее субъектов.

Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к нему определяются федеральными законами и законами субъектов Федерации.

. Государственному служащему гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск. Его продолжительность не менее 30 календарных дней, а для отдельных категорий государственных служащих и большей продолжительности. Сверх этого государственному служащему за выслугу лет предоставляется в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Федерации, дополнительный оплачиваемый отпуск.

. Медицинское обслуживание государственного служащего и членов его семьи осуществляется за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Федерации. Государственные служащие после выхода на пенсию пользуются медицинским обслуживанием в лечебных учреждениях, в которых они состояли на учете. Эта льгота распространяется и на членов их семей.

. Государственному служащему гарантируется переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения.

. Гарантируется обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.

. Одной их важнейших гарантий является пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наставшей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

. Для государственного служащего предусмотрено обязательное государственное страхование на случаи: а) причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей и б) заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы.

. Государственному служащему гарантируется защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

. Государственному служащему в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами субъектов Федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья.

Важной гарантией является установление специального правового положения государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа.

Ответственность государственных служащих наступает за нарушение законности и служебной дисциплины, неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей. Служебная дисциплина на государственной службе - обязательное для служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом. Служебный распорядок государственного органа может быть определен нормативным правовым актом государственного органа, в котором устанавливается режим службы и время отдыха служащих. Служебный распорядок государственного органа утверждается представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа.

Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.

Основным видом ответственности государственных служащих является дисциплинарная ответственность (за совершение должностного или дисциплинарного проступка), поскольку соблюдение служебной (трудовой) дисциплины и укрепление государственной дисциплины относятся к важнейшим обязанностям служащего. За неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок) на государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, установленные дисциплинарные взыскания.

Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на государственных служащих, совершивших должностные (дисциплинарные) проступки, дисциплинарных взысканий властью представителей администрации (руководителей, начальников). Дисциплинарными взысканиями, применяемыми к гражданским служащим, являются:

) замечание;

  1. выговор;
  2. предупреждение о неполном должностном соответствии;
  3. освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
  4. увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным п. 2 (неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание), подпункт «а»- «г» п. 3 (прогул - отсутствие на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня; появление на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; разглашение сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях), п. 5 и 6 (принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства РФ) ч. 1 ст. 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[1].

Противоправное виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него должностных обязанностей (нарушение служебной (или трудовой) дисциплины), не влекущее уголовной ответственности, принято именовать должностным (дисциплинарным) проступком.

Приказ (распоряжение) или постановление о дисциплинарном взыскании с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) государственному служащему, подвергнутому взысканию, под расписку.

Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка (ст. 59 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания государственный служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся (не имеющим) дисциплинарному взысканию.

Орган (должностное лицо, представитель нанимателя), применивший взыскание, может снять его до истечения года со дня применения взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный служащий. Вышестоящему руководителю также принадлежит право снятия дисциплинарного взыскания. С государственного служащего может быть снято только одно дисциплинарное взыскание.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к государственному служащему не применяются, за исключением досрочного снятия ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

В случае несогласия государственного служащего с решением о привлечении его к дисциплинарной ответственности он вправе в письменной форме обжаловать это решение вышестоящему руководителю (начальнику вышестоящего государственного органа, комиссии государственного органа по служебным спорам) и (или) оспорить в суде.

Российское законодательство предусматривает административную ответственность государственных служащих в случаях, когда они являются должностными лицами, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

Под должностным лицом в КоАП РФ [4] понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Основанием для привлечения должностных лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ, присвоение полномочий должностного лица, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог и халатность (ст. 285-293 УК РФ) [5].

В зависимости от характера этих общественно опасных деяний суд назначает различные меры уголовного наказания, в том числе увольнение от должности. При рассмотрении дел о преступлениях против интересов государственной службы суды могут применять такую меру уголовного наказания, как лишение государственного служащего - должностного лица - права занимать соответствующие государственные должности.

Для государственных служащих установлена материальная ответственность. Она выполняет правовосстановительную функцию и наступает за должностной проступок, который причинил материальный ущерб органам государственной власти (в том числе органам исполнительной власти). Материальная ответственность состоит в возмещении виновным служащим причиненного им имущественного ущерба или вреда. Сама по себе материальная ответственность не исключает привлечения виновного лица и к дисциплинарной ответственности.

Действующее законодательство о государственной службе не содержит соответствующих правовых норм о материальной ответственности государственных служащих. Однако, как известно, в сфере регулирования государственно-служебных отношений действует законодательство о труде. Поэтому соответствующие статьи ТК РФ или специальных законов и иных нормативных правовых актов распространяются и на случаи материальной ответственности государственных служащих. Именно высокий статус и большая важность государственно-волевых решений, которые принимает госслужащий обуславливают тот высокий уровень ответственности, которую государство накладывает на него. Таким образом, права и обязанности государственных служащих - это особый вид установленных и гарантированных государством мер должного и возможного их поведения в области государственно-служебных отношений. При этом следует различать, во-первых, должностные права и обязанности, которые определяют полномочия по конкретной должности, и, во-вторых, общие права и обязанности, установленные для всех государственных служащих независимо от замещаемых ими государственных должностей. Общие права и обязанности государственных служащих установлены Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации». Они предусмотрены только для государственных служащих, замещающих должности категорий «Б» и «В», и не распространяются на лиц, замещающих должности категории «А». Государственные служащие могут нести дисциплинарную, административную, уголовную и материальную ответственность.


2. Анализ проблем и разработка мер оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы Приморского края


2.1 Анализ влияния административных барьеров на предоставление государственных и муниципальных услуг в Приморском крае


В основу взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы заложено формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории субъекта Российской Федерации, включающее мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.

Для оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы необходимо:

-определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;

-увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям программы;

-обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных программой;

-создать условия для оперативного и результативного управления рисками.

Взаимодействие органов власти Российской Федерации и граждан в процессе реализации административных функций не в полной степени соответствует требованиям системы снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг. Основополагающей причиной сложившейся ситуации является несоответствие во времени процессов изменения функций государства в условиях продолжающейся системной трансформации и процессов формирования механизмов взаимодействия органов власти и граждан.

В 2009-2010 годах принят ряд нормативных правовых актов на федеральном уровне, направленных на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг:

Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. N 478 «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» <#"justify">Вместе с тем до настоящего времени сохраняются проблемы в предоставлении государственных и муниципальных услуг:

-недостаточная информированность заявителей (граждан и организаций) о праве на получение услуги, о возможности и порядке ее получения;

-сложность и трудоемкость предварительного сбора документов для получения услуги, причем зачастую указанная проблема обусловлена межведомственной разобщенностью, когда заявителю для получения одной услуги требуется предварительно получить еще ряд дополнительных государственных и муниципальных услуг, необходимых только для того, чтобы собрать полный комплект документов;

-транспортная недоступность (труднодоступность) места предоставления услуги, причем эта проблема характерна как для жителей городов, вынужденных обращаться в территориально удаленные друг от друга органы, так и для сельских жителей, вынужденных добираться до районного, а зачастую и областного центра, при этом созданные три многофункциональных центра в области проблему не решают и решить не могут;

-недостаточно эффективная система организации работы с гражданами в органах исполнительной власти Приморского края и органах местного самоуправления, низкий уровень комфортности мест предоставления услуг; отсутствие сопутствующих услуг (ксерокопирование, нотариальное заверение, оплата счетов и квитанций);

-отсутствие единых стандартов качества государственных и муниципальных услуг, детально описывающих обязательства органов исполнительной власти перед гражданами;

-отсутствие административных регламентов, описывающих процедуры предоставления государственных и муниципальных услуг, а также единого стандарта административных процедур, делающего административные регламенты, даже в тех случаях, когда они разработаны, мало пригодными для практического применения;

-отсутствие обратной связи, что не позволяет выявить реальные проблемы граждан, обращающихся за предоставлением государственных и муниципальных услуг.

В качестве отдельной проблемы можно выделить недостаточное использование при предоставлении государственных и муниципальных услуг современных информационных технологий и ресурсов.

Несмотря на то, что в большинстве случаев органы исполнительной власти используют ведомственные базы данных, информация из них не может быть получена и использована другими ведомствами. Практически не используется возможность обмена данными в режиме реального времени посредством сети Интернет. В то же время указанная проблема имеет и оборотную сторону: переход на предоставление услуг в электронной форме не даст мгновенного эффекта, потому что значительная часть населения области не имеет возможности использования информационных ресурсов.

Необходима реализация мероприятий, направленных на:

а)формирование единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Приморского края путем создания регионального реестра государственных и муниципальных услуг (функций) и регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций);

б)предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронном виде;

в)предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна»;

г)дальнейшее развитие сети многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг;

д)повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Приморского края и общества.

Развитие российской государственности требует от органов государственной власти перехода на качественно новый уровень деятельности. В связи с этим необходимо максимально минимизировать коррупционные риски в органах государственной власти. Коррупция негативно влияет на эффективность государственного управления, подрывает доверие населения Приморского края к органам власти, замедляет социально-экономическое развитие.

Устранение административных барьеров как предпосылок для возникновения коррупции способствует увеличению валового регионального продукта и расширению налогооблагаемой базы в Приморского края, созданию новых рабочих мест и повышению уровня доходов населения.

В Приморском крае принята долгосрочная целевая программа «Программа противодействия коррупции в Приморском крае на 2012 - 2015 годы. Для эффективной реализации данной программы необходимо реализовать комплекс мер, направленных на снижение административных барьеров и упрощению взаимодействия власти и бизнеса, предусмотренных программой.

Одной из основных задач долгосрочной целевой программы «Формирование информационного общества в Приморском крае» на 2011 - 2014 является повышение эффективности государственного управления за счет все большей его фокусировки на потребностях населения и дальнейшей информатизации на единой концептуальной основе электронного правительства и в рамках согласованной технической политики, особенно при решении вопросов интеграции информационных систем и ресурсов. Решение данной задачи невозможно без внедрения механизмов повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, а также проведения комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг по сферам общественных отношений и совершенствования разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях.

Решение указанных задач будет способствовать созданию условий для скорейшего формирования в Приморском крае электронного правительства и переходу к информационному обществу.

Целью указанных мероприятий является совершенствование государственной гражданской службы Приморского края и создание системы управления государственной гражданской службой, формирование высококвалифицированного кадрового состава государственной службы, обеспечивающего эффективность государственного управления, развитие гражданского общества и инновационной экономики.

Максимальному достижению цели способствуют мероприятия направленные на совершенствование системы административной регламентации и стандартизации и повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.


2.2 Разработка мер оптимизация взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы Приморского края


Для успешной реализации вышеуказанных мероприятие необходимо решать проблемы программно-целевым методом. Для оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы в Приморском крае целесообразно ввести краевую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг».

Применение программно-целевого метода позволит:

определить приоритетность мероприятий, очерёдность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учётом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;

увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;

обеспечить интеграцию мероприятий, носящих организационный характер для достижения конечных целей, предусмотренных Программой.

Целями программы являются:

а)снижение административных барьеров;

б)оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти Приморского края и органами местного самоуправления.

Программа предполагает решение следующих задач:

) проведение комплексной оптимизации государственных и муниципальных услуг по сферам общественных отношений, а также совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях, оптимизация порядка оказания услуг, необходимых и обязательных для получения государственных и муниципальных услуг;

) разработка и принятие административных регламентов предоставления государственных (муниципальных) услуг (функций), а также административных регламентов осуществления контрольно-надзорных и разрешительных функций, формирование регионального и муниципальных реестров государственных и муниципальных услуг (функций);

) формирование системы мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг, проведение регулярного мониторинга;

4) переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

Программа осуществляется в один этап.

Достижение целей и решение задач программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий.

Мероприятия программы в соответствии с целями программы сгруппированы по следующим направлениям:

. Оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг:

.1. Оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе:

-формирование и ведение перечней услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, размещение их на соответствующих сайтах;

-внесение изменений в порядок разработки и утверждения административных регламентов государственных (муниципальных) функций и услуг, исполняемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

-разработка и внедрение административных регламентов предоставления государственных услуг (исполнения государственных функций) исполнительных органов государственной власти Приморского края;

-завершение регламентации, приведение административных регламентов государственных и муниципальных услуг, предоставляемых соответственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

-формирование реестров государственных и муниципальных услуг;

-утверждение перечней услуг, методик определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг;

-нормативно-правовое обеспечение межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг: включение в нормативные правовые акты норм, обязывающих органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные им организации предоставлять и получать необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг сведения, содержащиеся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, в том числе в электронной форме, одновременно исключив требования представлять такие сведения заявителями.

1.2. Предоставление информации о государственных услугах и государственных функциях в электронном виде:

-организация исполнения сводного календарного плана перехода Приморского края на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде;

-наполнение регионального реестра и регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) исполнительными органами государственной власти Приморского края, органами местного самоуправления;

-перевод в электронный вид региональной части Единого государственного реестра объектов культурного наследия;

-открытие на базе отделений (секторов) дневного пребывания пенсионеров компьютерных клубов для пожилых людей;

-информирование граждан и организаций через средства массовой информации (объединенные, городские и районные газеты) о предоставлении государственных (муниципальных) услуг в электронном виде;

-создание регионального сегмента системы межведомственного электронного взаимодействия.

2. Отраслевые меры совершенствования разрешительной и контрольно-надзорной деятельности, в том числе:

а)определение сфер разрешительной и контрольно-надзорной деятельности, относящихся к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление основных проблем их реализации;

б)формирование структурированного описания осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности и предоставления государственных и муниципальных услуг в каждой из сфер (включая графические модели, схемы, графики, диаграммы и пр.) контрольно-надзорной и разрешительной деятельности и предоставления государственных и муниципальных услуг в каждой из указанных сфер деятельности;

в)определение исчерпывающего перечня взаимосвязанных государственных (муниципальных) функций (услуг) и иных услуг по каждой из сфер деятельности;

г)анализ организационного и ресурсного обеспечения осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности и предоставления государственных и муниципальных услуг в каждой из указанных сфер;

3. Мониторинг качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Приморском крае, в том числе:

а)проведение мероприятий по внесению изменений в действующие нормативные правовые акты Приморского края в сфере потребительского рынка и услуг и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

б)определение исчерпывающего перечня взаимосвязанных государственных (муниципальных) функций (услуг) и иных услуг по каждой из сфер деятельности;

в)анализ организационного и ресурсного обеспечения осуществления контрольно-надзорной и разрешительной деятельности и предоставления государственных и муниципальных услуг в каждой из указанных сфер;

г)подготовка предложений по оптимизации исполнения контрольно-надзорной и разрешительной деятельности, предоставления государственных и муниципальных услуг.

Создание системы информационного сопровождения деятельности многофункционального центра является одним из условий реализации задачи по созданию сети многофункциональных центров (филиалов) по предоставлению государственных и муниципальных услуг в муниципальных районах и городских округах Приморского края.

Мероприятия по информационному сопровождению должны способствовать достижению следующих целей:

-обеспечение прозрачности и открытости деятельности МФЦ в рамках проведения административной реформы Приморского края;

-привлечение общественного внимания к новому формату предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнению функций, обеспечение заявителей актуальной и достоверной информацией о государственных и муниципальных услугах.

Запланирована подготовка информационных стендов, буклетов, видеороликов о деятельности МФЦ, передвижных пунктах МФЦ, ЦТО.

В целях определения динамики качества предоставления государственных и муниципальных услуг населению по сравнению с исходным и оценки эффекта от создания многофункциональных центров предусмотрено проведение мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг населению. Мониторинг предполагается осуществлять как по каждой составляющей качества и доступности государственных и муниципальных услуг, так и по ключевому показателю, характеризующему изменение ситуации, - удовлетворенности граждан качеством предоставления услуг.

Учитывая множественность параметров мониторинга и необходимость применения специализированной методологии при использовании каждого из его инструментов, целесообразно привлекать к проведению мониторинга организации, обладающие опытом работы в данной сфере.

Залогом успеха предоставления государственных и муниципальных услуг в новом формате на базе многофункционального центра является наличие квалифицированного персонала, способного на профессиональном уровне решать задачи обслуживания населения по высоким стандартам.

Показателями, характеризующими достижение целей программы, являются:

-доля заявителей, удовлетворенных качеством предоставленных государственных и муниципальных услуг, от общего числа опрошенных заявителей (%);

-доля представителей субъектов малого и среднего бизнеса, удовлетворенных условиями ведения бизнеса Приморского края (%).

Показателями, характеризующими достижение задач программы, являются:

-среднее число обращений заявителя для получения одной государственной (муниципальной) услуги (ед.);

-среднее число обращений в орган государственной (муниципальной) власти для получения одной государственной (муниципальной) услуги, связанной со сферой предпринимательской деятельности (ед.);

-доля регламентированных государственных услуг (%);

-доля регламентированных муниципальных услуг (по каждому муниципальному образованию) (%);

-доля регламентированных контрольно-надзорных и разрешительных функций (%);

-доля государственных услуг, информация о которых содержится в Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (% от общего количества);

-доля муниципальных услуг, информация о которых содержится в Федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (% от общего количества);

-доля муниципальных районов и городских округов, на территории которых обеспечено предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна», в том числе на базе МФЦ, от общего числа муниципальных районов и городских округов Приморского края (%);

-доля населения субъекта Российской Федерации, имеющего доступ к получению государственных и муниципальных услуг, в том числе в МФЦ, от населения Приморского края (%);

-доля государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых в Приморском крае, по которым регулярно проводится мониторинг их качества, от общего числа предоставляемых в Приморском крае государственных и муниципальных услуг (%);

-доля муниципальных образований, в которых проводится мониторинг качества исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг (%);

-доля государственных услуг, по которым от заявителя не потребуются документы, не относящиеся к документам личного хранения (%);

-доля муниципальных услуг, по которым от заявителя не потребуются документы, не относящиеся к документам личного хранения (%);

-иные показатели.

Программа должна реализоваться по следующим принципам:

.Цель программы достигается за счет выполнения мероприятий, которые определены с учетом задач административной реформы, проводимой в Приморском крае;

2.Реализация программы предусматривает тесное взаимодействие территориальных органов федеральной исполнительной власти Приморского края, исполнительных органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления Приморского края, исполнителей мероприятий краевой программы и других заинтересованных организаций;

.Финансирование программы осуществляется за счет средств краевого бюджета Приморского края, федерального бюджета (в случае выделения софинансирования из средств федерального бюджета) и бюджетов муниципальных образований (софинансирование создания МФЦ).

За счет средств федерального бюджета планируется проведение мониторинга предоставления государственных и муниципальных услуг на территории муниципальных образований.

Общий контроль за выполнением мероприятий программы осуществляется комиссией по проведению административной реформы и обеспечению предоставления первоочередных государственных и муниципальных услуг в электронном виде в Приморском крае. Непосредственным исполнителем - координатором программы является управление информационных технологий администрации края.

Управление информационных технологий администрации края в ходе выполнения краевой программы в зависимости от изменения задач на разной стадии исполнения отдельных мероприятий программы может вносить изменения в мероприятия по реализации программы, в большей степени отвечающие задачам конкретного периода.

Основными внешними рисками, влияющими на достижение поставленных целей, являются:

. Нарушение плановых сроков реализации мероприятий программы из-за невыполнения исполнителями обязательств по государственным контрактам.

Для минимизации данного риска предполагается проводить следующие мероприятия: назначение должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий программы, а так же принятие подробного плана мероприятий по реализации каждого проекта и сметы.

2. Нерегламентированные затруднения и сбои при реализации процедур государственными (муниципальными) служащими. Корректировка устоявшихся административных процессов может привести к нарушениям в исполнении новых административных процедур.

Для минимизации данного риска планируется реализовывать следующие мероприятия:

-проведение обучения специалистов, осуществляющих предоставление государственных и муниципальных услуг;

-оперативное внесение изменений в регламенты подготовки и выдачи документов, принятие организационно-технических мер;

-изменение системы премирования государственных (муниципальных) служащих в зависимости от результатов исполнения требований к предоставлению государственных (муниципальных) услуг.

Таким образом, реализация программы будет способствовать повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, уменьшению времени прохождения всех административных процедур для получения конечного результата услуги.


Заключение


В основу взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы заложено формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории субъекта Российской Федерации, включающее мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.

Взаимодействие органов власти Российской Федерации и граждан в процессе реализации административных функций не в полной степени соответствует требованиям системы снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг. Основополагающей причиной сложившейся ситуации является несоответствие во времени процессов изменения функций государства в условиях продолжающейся системной трансформации и процессов формирования механизмов взаимодействия органов власти и граждан.

Реализация программы будет способствовать повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг, уменьшению времени прохождения всех административных процедур для получения конечного результата услуги.

Под эффективностью программы понимается достижение целевых значений показателей результативности программы.

Кроме того, в результате реализации мероприятий программы ожидается:

а)сокращение сроков предоставления государственных и муниципальных услуг и количества документов, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг, что уменьшит финансовые затраты на получение государственных и муниципальных услуг;

б)оптимизация административных процедур и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг за счет разработки и внедрения административных регламентов государственных и муниципальных услуг;

в)повышение комфортности получения государственных и муниципальных услуг за счет совершенствования системы взаимодействия органов исполнительной власти края, внедрения практики интерактивного (дистанционного) взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных и муниципальных услуг;

г)формирование необходимого организационного, информационного, кадрового обеспечения для функционирования МФЦ и создания его филиалов в муниципальных районах и городских округах Приморского края.


Список использованных источников


1Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). - М., 2009. - 46с.

О государственной гражданской службе Российской Федерации: федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ

О системе государственной службы Российской Федерации: федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996)

О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации: указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474

Положение о порядке получения дополнительного профессионального образования государственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474

О реализации функций по организации формирования, размещения и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственных гражданских служащих: постановление Правительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284

Яблокова Е.А. Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основы повышения эффективности / Е.А. Яблокова. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 164 с.

Нечипоренко В.С. Теория и организация государственной службы / В.С. Нечипоренко. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 160 с.

Аверин А.Н. Социальная политика и подготовка управленческих кадров: Учебное пособие / А.Н. Аверин. - М.: Дашко и К, 2010. - 280 с.

Бакушев В.В. Профессиональное образование в начале Нового века и подготовка государственных служащих / В.В. Бакушев. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 128 с.

Барциц И.Н. Правовое обеспечение государственной службы РФ: Учебник / И.Н. Барциц. - М.: Изд-во РАГС, 2009. - 560 с.

Гришковец А.А. Государственная служба и гражданское общество: правовые проблемы взаимодействия (практика России) / А.А. Гришковец // Государство и право.- 2013.- № 1.- С. 24-36.

Гришковец А.А. Правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации: учебный курс / А.А. Гришковец. - М.: Дело и Сервис, 2012. - 464 с.

Игнатов В.Г. Государственная гражданская служба: Учебник. - 2-е изд. доп. и перераб. / В.Г Игнатов. - М.: ИКЦ « МарТ», 2008. - 448 с.

Картавцев П.В. Программа подготовки кадров для государственной службы / П.В. Картавцев // Государственная служба. - 2008. - №4. - С. 136-142.

Киселёв С.Г., Государственная гражданская служба: учебное пособие / С.Г. Киселев. - М.: Проспект, 2006. - 419c

Мальцев Г.В. Государственная служба в Российской Федерация: концепция, опыт, проблемы / Г.В. Мальцев. - М., 2007. - 416 с.

Менеджмент организации: Учебное пособие. / под ред. Румянцевой З.П. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 432 с.

Моисеенко И.В. Инновации в профессиональной подготовке государственных служащих / И.В. Моисеенко // Государственная служба. - 2008. - №3. - С.12-17.

Ноздрачев А.Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы / А.Ф. Ноздрачев // Законодательство и экономика. - 2009. - №2. - С.21-26.

Понятие и классификация государственных служащих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-1/18.htm

Практикум по теории управления: Учебное пособие / Под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. - 2-е изд. доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. -304 с.

Пронкин С.В. Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В.Пронкин, О.Е. Петрунина. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 416 с.

Совершенствование системы профессиональной и переподготовки государственных и муниципальных служащих в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://imb.usu.ru/docs/ebook/Pages/9.5.htm

Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв.ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н. проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М., 2007.- 427с.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А.Я. Кибанова, - М.: ИНФРА-М, 2006. - 614с.

Управление персоналом: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 423 с.

Черепанов В.В. Основы государственной службы и кадровой политики. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2007. - 575 с.

Якунин М.Д. Формирование кадрового состава государственной службы Российской Федерации / М.Д. Якунин // Государственная служба. - 2008. - №4. - С. 75-78.


Теги: Анализ проблем и разработка мер оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы Приморского края  Диплом  Основы права
Просмотров: 37514
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Анализ проблем и разработка мер оптимизации взаимодействия государственной гражданской службы и муниципальной службы Приморского края
Назад