Транспортное обязательство

Введение


Транспорт - это связующее звено в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена. В транспортную систему России входят железнодорожный, речной, морской, автомобильный и воздушный транспорт. Кроме того, выделяется также особая разновидность транспорта - трубопроводный. Все эти виды транспорта участвуют в транспортном процессе, осуществляя различные виды перевозки.

Транспорт образует самостоятельную сферу экономической деятельности, живущую по особым правилам. Роль транспорта заключается в оказании специфических услуг, направленных на перемещение товара или человека в пространстве. Транспортная деятельность не сопровождается созданием новых вещей (предметов материального мира). Ее ценность в том экономическом эффекте, который создается в результате перемещения груза, пассажира и багажа в согласованное место. Поэтому отношения по перевозке возникают при наличии потребности в территориальном перемещении объектов или людей с помощью транспортных средств. Обычно в них принимают участие два субъекта: транспортная организация (владелец транспортного средства) и лицо, заинтересованное в транспортировке. Будучи урегулированы нормами права, эти отношения принимают форму обязательственно-правовых.

Регулирование отношений, связанных с перемещением грузов за последние годы существенно изменилось, что обусловлено переходом централизованно регулируемой экономики к рыночной. Для Российской Федерации с ее обширной территорией и развитой транспортной сетью правовое регулирование договорных обязательств, применяемых в области транспортной деятельности, имеет особое значение в современных рыночных условиях.

Отражением этого являются постоянно развивающееся транспортное законодательство и большое число вопросов, возникающих между транспортными организациями и их клиентурой, связанных с исполнением договоров перевозки.

Цель работы: Опираясь на действующее законодательство изучить вопросы транспортных обязательств.

Задачи:

- проанализировать понятие транспортного обязательства и основания возникновения транспортных обязательств;

- рассмотреть виды транспортных договоров, особенности их правового регулирования;

- рассмотреть особенности правового регулирования договора организации перевозки и договора перевозки;

раскрыть понятие и правовое регулирование договора транспортной экспедиции.


1. Общие положения о транспортных обязательствах


1.1 Понятие транспортного обязательства и основания его возникновения


Перевозка, в соответствии с определениями толковых и энциклопедических словарей русского языка, - это перемещение (транспортирование) людей (пассажиров) и вещей (грузов).

Но гражданско-правовое понятие перевозки гораздо уже общеупотребительного термина и складывается из трех предпосылок, ограничивающих сферу применения договоров по гл. 40 ГК РФ:

первая - перевозка и транспорт;

вторая - перевозка, определенные виды транспорта и транспортное законодательство;

третья - перевозка и транспорт общего пользования.

В юридическом смысле перевозка - это перемещение грузов, пассажиров и багажа с помощью транспортных (перевозочных) средств. В перевозочные средства включаются не только движущие механизмы (электровоз, автомобиль), но и непосредственно приспособления, в которых находятся пассажиры или грузы (вагоны, прицепы, платформы).

Транспортные обязательства являются важной составляющей системы обязательств по оказанию гражданско-правовых услуг. Обязательства по оказанию услуг, которые непосредственно влияют на осуществление транспортного процесса на различных его стадиях, - это обязательства в области транспортной деятельности по перемещению материальных ценностей, пассажиров, их багажа, экспедиционного обслуживания, буксировки судов и плотов, объединяемые общей сферой хозяйственной деятельности и особенностями ее организации.

Транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального характера, предоставляемых должником кредитору.

Предметом транспортных обязательств является оказание нематериальных услуг перевозчика, в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа, пассажиров. Одной из сторон обязательства является перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, получателю.

Таким образом, транспортное обязательство может быть определено как обязательство, в силу которого одно лицо - перевозчик обязуется совершить в пользу другого лица - грузоотправителя, грузополучателя, пассажира, владельца багажа - определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо - оплатить оказанные услуги в размере, установленном законодательством или соглашением сторон.

В условиях рыночной экономики, обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортных обязательств претерпели значительные изменения. ГК РФ не применяет термина «план перевозки». В соответствии с этим основанием возникновения транспортного обязательства следует признать принятую заявку (заказ), договор об организации перевозок грузов и, конечно, договор перевозки (грузов, пассажира, багажа,). Договорные основания возникновения транспортных обязательств в условиях рыночной экономики приобрели приоритетное значение.


1.2 Виды транспортных договоров

право договор транспортный обязательство

Основаниями возникновения транспортных обязательств являются различные виды транспортных договоров.

По моменту заключения договора выделяются:

реальный договор перевозки конкретного груза;

все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).

По предмету договора выделяются:

договоры перевозки пассажиров;

договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);

договор фрахтования (чартер).

По субъектному составу выделяются:

договоры перевозки пассажиров;

договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями);

договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемые между транспортными организациями.

По цели договоров перевозки они разделяются на:

договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества подаваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправителей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; договоры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);

договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации перевозок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения);

договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).

По статусу перевозчика договоры перевозки должны быть разделены на:

договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом общего пользования (являющиеся публичными договорами);

договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

По форме договора можно выделить:

договоры, оформляемые транспортной накладной или коносаментом (реальные договоры перевозки конкретного груза);

договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих билеты непосредственно в автобусе, маршрутном такси и т.п.);

договоры, заключаемые в общем порядке.

Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие обязательственные договорные отношения:

договор перевозки груза (ст. 785);

- договор перевозки пассажира (ст. 786);

- соглашение транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788);

- обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);

- договор об организации перевозок (ст. 798);

- договоры между транспортными организациями: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799);

- договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).

Основным юридическим критерием деления перевозок, регулируемых нормами гл. 40 ГК РФ, является вид транспорта. В зависимости от вида транспорта договоры перевозки грузов и пассажиров могут быть классифицированы на:

договор воздушной перевозки,

договор железнодорожной перевозки,

договор морской перевозки,

договор перевозки по внутренним водным путям,

договор автомобильной перевозки,

договор перевозки в прямом смешанном сообщении.


1.3 Виды транспорта и транспортное законодательство


Единая транспортная система Российской Федерации, включающая в себя автомобильный, железнодорожный, воздушный, морской, речной транспорт, представляет собой важнейший элемент экономики страны, обеспечивающий развитие общенационального производства. Сложная и обширная, общенародно значимая транспортная сеть России обусловливает и соответствующую систему транспортных договоров, и значительное влияние публичных правовых норм на регулирование отношений по перевозке.

Транспортное законодательство

Юридические отношения по перевозке складываются только при использовании определенных видов транспорта. В ГК РФ включены лишь основные, принципиальные положения о договоре перевозки, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Важнейшие нормы российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозочных отношений на всех видах транспорта, содержатся в Общей части обязательственного права ГК и части второй ГК, где имеется особая гл. 40 «Перевозка» и гл. 41 «Транспортная экспедиция».

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство. В соответствии с п. 2 ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, которые играют основную роль в регулировании взаимоотношений участников конкретных перевозок. Из существа ст. 71 Конституции РФ и п. 2 ст. 784 ГК следует, что все они должны иметь статус федеральных законов, что гарантирует единообразие правового регулирования сходных отношений.

Вместе с тем следует иметь в виду, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п. 2 ст. 784 ГК РФ).

В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ;

- Федеральный закон от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

Федеральный закон от 10 января 2003 года №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;

Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. №81-ФЗ;

Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ;

Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ;

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Таким образом, в российском законодательстве содержится формальный подход: транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве.

По отдельным вопросам транспортной деятельности принимаются акты Правительства РФ. Постановлением Правительства РФ от 18 мая 2001 г. №384 утверждена Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте. Проведение этой реформы, в частности, потребовало разработки Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 г. №703.

Важнейшей составляющей транспортного законодательства являются правила перевозок, которые на основании и в развитие транспортных уставов и кодексов подробно регулируют взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяют порядок выполнения основных транспортных операций, особенности различных видов перевозок, в том числе в смешанном сообщении. Примером могут служить Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. №272.

Кроме правил перевозок на транспорте издаются тарифные руководства - сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном порядке тарифы, ставки сборов за работы и услуги транспорта, правила их применения, перечни станций и портов, открытых для осуществления транспортных операций, и др.

Отношения по перевозке урегулированы большим числом федеральных законов, принятых в последние годы. Примером является Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации». В отношении перевозки пассажиров и багажа действует соответствующее законодательство о защите прав потребителей. Кроме того, сферу транспортно-экспедиционной деятельности регулирует Федеральный закон от 30 июня 2003 г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». Область систематической (предпринимательской) перевозки грузов и пассажиров подпадает под регулирование Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензируемые виды транспортных перевозок представлены на рис.


Лицензируемые виды транспортных перевозок


Нормы транспортного законодательства преимущественно носят императивный характер. Это объясняется необходимостью защиты интересов огромного числа потребителей, а также сложностью технологий эксплуатации транспорта, массовостью операций и рисками, связанными с использованием транспортных средств, которые, как известно, являются источником повышенной опасности.

Единообразному применению норм транспортного законодательства способствует работа высших судебно-арбитражных органов РФ. Так, Пленумом ВАС РФ принято постановление от 6 октября 2005 г. №30 О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Перевозки, осуществляемые российскими транспортными предприятиями в международном сообщении, как правило, регулируются международными конвенциями и соглашениями. Положения внутреннего транспортного законодательства РФ к таким перевозкам применяются только в том случае, если международным договором РФ это предусмотрено или необходимо в силу имеющихся в нем пробелов.

Виды транспорта

Специальное транспортное законодательство выделяет следующие виды транспорта.

Наземный транспорт:

а) Железнодорожный транспорт. Под железнодорожным транспортом понимается железнодорожный подвижной состав: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной, предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

б) Автомобильный и городской наземный электрический транспорт, под которым понимаются автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые и грузовые автомобили, в том числе с использованием автомобильных прицепов и полуприцепов.

Водный транспорт:

а) Речной транспорт - суда (самоходные или несамоходные плавучие сооружения, используемые в целях судоходства) и иные плавучие объекты, эксплуатируемые на внутренних водных путях Российской Федерации.

б) Морской транспорт - морские суда во время их плавания, как по морским путям, так и по внутренним водным путям, суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река - море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт.

Воздушный транспорт:

Под воздушными судами понимаются летательные аппараты, поддерживаемые в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Таким образом, понятием воздушного судна охватываются не только самолеты и вертолеты, но и дирижабли, аэростаты и т.д.

В сферу перевозочных отношений не входят магистральные трубопроводы. Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным с поставкой газа, нефти, воды, применяются правила о договоре энергоснабжения.

По критерию своего назначения транспорт делится на:

а) транспорт общего пользования, когда перевозчиком является коммерческая организация, обязанная осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица (ст. 789 ГК РФ);

б) транспорт внутреннего пользования, обслуживающий нужды непосредственно собственника транспортных средств (доставка товаров со склада в магазин, перемещение своих работников к месту выполнения трудовых обязанностей и т.д.);

в) личный транспорт, используемый для бытовых целей.

Деление транспорта в зависимости от его назначения также имеет прямое отношение к определению сферы действия транспортных договоров. То, что определенное транспортное средство (например, автомобиль) указано в транспортных уставах и кодексах, еще не означает, что по поводу использования этого средства при перемещении пассажиров и грузов складываются отношения по договору об оказании транспортных услуг. Действительно, на транспорте внутреннего пользования договорные отношения вообще отсутствуют, а разовое использование личного транспорта для перемещения на возмездной основе грузов и пассажиров является оказанием обычных услуг. Таким образом, гражданско-правовые отношения, связанные с перевозкой, складываются только в том случае, если перевозка осуществляется транспортом общего пользования.


.4 Участники транспортных договоров и другие общие положения о транспортных обязательствах


Участниками транспортных договоров являются грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель, причем грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. Каких-либо специальных требований закон к статусу грузоотправителя и грузополучателя не предъявляет - ими могут быть любые дееспособные лица.

Перевозчик (пароходство, железная дорога и т.д.) - профессиональная организация, юридическое лицо, действующее на основании лицензии. Так, в качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как правило, судовладелец - лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ). По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так называемый эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздушной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 100 ВК).

Участники транспортных договоров (грузоотправители, перевозчики, грузополучатели) несут гражданско-правовую ответственность на общих основаниях. Этот основной принцип выражен в ст. 793 ГК РФ: в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Договоры перевозки требуют письменной формы, установленной, как правило, транспортными уставами и кодексами.

За перевозку грузов взимается провозная плата, установленная соглашениями сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате, то понесенные в этой связи расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета (п. 5. ст. 791 ГК РФ). Так, например, по железной дороге по льготным тарифам перевозят картофель, овощи, фрукты, рыбу, уголь, руду, нефть и другие грузы.


2. Транспортные договоры


Договор перевозки груза, чаще всего, только завершение очень сложного организационного процесса. Еще до заключения собственно договора перевозки грузовладелец и перевозчик несут друг перед другом серьезные юридически обеспеченные обязанности.

Рассмотрим отношения грузовладельца и перевозчика, предшествующие заключению договора перевозки груза, на примере отношений, складывающихся в сфере железнодорожного транспортного процесса. Эти отношения проходят несколько последовательных стадий в соответствии со ст. 10, 20, 21, 25, 30 Устава железнодорожного транспорта.

. Заключение договора об организации перевозок.

. Подача грузовладельцем заявки на подачу транспортных средств для перевозки конкретного груза.

. Подача перевозчиком транспортных средств под погрузку в срок, установленный заявкой.

. Предъявление груза перевозчику.

. При предъявлении груза грузовладелец должен предоставить перевозчику транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными актами документы.

. Внесение грузовладельцем платы за перевозку.

. Прием груза перевозчиком.

. После приема груза перевозчик выдает грузовладельцу квитанцию о приеме груза.

Оказывается, одного факта приема груза перевозчиком еще недостаточно. Необходимо заключить договор об организации перевозок и договор на подачу транспортных средств.


2.1 Договор об организации перевозок груза


Согласно ст. 798 ГК перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. Данный договор не носит обязательного характера, но на практике он всегда заключается при необходимости осуществления систематических перевозок. Рассматриваемый договор интересен прежде всего тем, что он является характернейшим образцом регулирования организационных отношений сторон.

Договор об организации перевозок - это организационный договор, устанавливающий для одной стороны (грузовладельца) предпосылки и порядок предъявления в обусловленном объеме грузов к перевозке, а для другой стороны (перевозчика) - предпосылки и порядок предоставления в установленном объеме транспортных средств и приема грузов к перевозке в установленные сроки (ст. 798 ГК РФ).

В договоре определяется порядок расчетов сторон на будущее время при возникновении в ходе транспортного процесса конкретных денежных обязательств. Договор может содержать иные условия организации перевозки.

В договорах об организации перевозок могут детально и подробно регламентироваться порядок подачи заявки (заказа) на выделение транспортных средств; минимальные и максимальные объемы грузов, предъявляемых к перевозке ежемесячно (подекадно, ежесуточно); графики подачи транспортных средств, их типы (модели) и грузоподъемность; порядок погрузки (выгрузки); требования в отношении тары и упаковки предъявляемых грузов; порядок взвешивания отправляемых (прибывающих) грузов; сроки уведомления грузовладельца о прибытии или о подходе грузов, прибывающих в его адрес; виды механизмов, используемых при погрузочно-разгрузочных работах, и другие условия.

Договоры об организации перевозок заключаются, как правило, при наличии устойчивых хозяйственных связей между данным видом транспорта и данным грузовладельцем. Договоры этого вида имеют длящийся характер, они заключаются на предстоящий квартал, предстоящий год. По своей правовой природе указанные договоры имеют признаки предварительного договора (ст. 429 ГК), поскольку заключение договора об организации перевозок не освобождает, а, напротив, предполагает необходимость заключения в каждом конкретном случае договора перевозки груза. Договоры об организации перевозок грузов относятся к консенсуальным гражданско-правовым договорам, определяющим не условия товарооборота сторон, а организацию их взаимоотношений на будущее время, и являются двусторонне обязывающими (взаимными).

Поскольку договор устанавливает обязанности неимущественного характера (является организационным), следует квалифицировать его как безвозмездный.

Все транспортные договоры в равной степени элементы регулирования транспортного процесса. Нельзя рассматривать договор об организации перевозок как подчиненный договору перевозки груза.


2.2 Договор на подачу транспортных средств


Договор на подачу транспортных средств - это соглашение, в силу которого одна сторона (перевозчик) обязуется подать в установленный срок транспортные средства для перевозки груза, а другая сторона (отправитель груза) обязуется использовать поданные транспортные средства (ст. 791 ГК РФ).

Договор на подачу транспортных средств по своей юридической природе является консенсуальным и двусторонне обязывающим (взаимным). Договор может быть возмездным в случаях, когда специальным законодательством или соглашением сторон предусматривается плата перевозчику (например, плата за пользование вагонами на железнодорожном транспорте). Договор на подачу транспортных средств является публичным.

Договор на подачу транспортных средств - непосредственное основание возникновения субъективных прав и обязанностей сторон, в отличие от договора об организации перевозок, который устанавливает только организационные предпосылки возникновения гражданских прав и обязанностей.

Договор на подачу транспортных средств регулирует отношения сторон, возникающие в ходе транспортного процесса до момента приема груза перевозчиком. После приема груза и обмена необходимыми документами между сторонами возникают отношения непосредственно из реального договора перевозки груза.

Чаще всего договор на подачу транспортных средств в виде отдельного документа не оформляется. Обязанность перевозчика подать транспортные средства возникает: или из заявки (заказа) отправителя груза; или из договора перевозки груза; или из договора об организации перевозок.

Наибольшее значение в транспортных отношениях имеет заявка, которая выступает самостоятельным основанием возникновения обязанности перевозчика подать транспортные средства. Заявка рассматривается, как предложение заключить договор на подачу транспортных средств (оферта). Фактические действия перевозчика по исполнению заявки являются акцептом и свидетельствуют о заключении договора на подачу транспортных средств. На железнодорожном транспорте подача заявки обязательна во всех случаях - как при наличии между сторонами договора об организации перевозок, так и при отсутствии такого договора. На автомобильном транспорте заявка подается при наличии договора об организации перевозок грузов, а при отсутствии такого договора оферта оформляется документом, который именуется заказом. Процедура заключения договора на подачу транспортных средств посредством заявки грузовладельца представляется наиболее оптимальной.

Если подача транспортных средств обязанность перевозчика по договору перевозки конкретного груза, данный договор является смешанным, поскольку содержит элементы консенсуального договора на подачу транспортных средств и реального договора перевозки.

Что касается обязанности перевозчика по подаче транспортного средства, возникающей непосредственно из договора об организации перевозок, то в этом случае договор об организации перевозок практически поглощается договором на подачу транспортных средств.

Права и обязанности сторон по договору на подачу транспортных средств:

Перевозчик обязан подать транспортные средства, которые, во-первых, исправны в целом (техническая исправность) и, во-вторых, пригодны для перевозки конкретного груза (коммерческая исправность). Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза как в связи с их технической неисправностью, так и потому, что они не пригодны для перевозки конкретного груза (например, для перевозки нефти поданы не цистерны, а открытые платформы, либо для перевозки молока поданы цистерны из-под бензина). В обязанности перевозчика входит также подготовка транспортных средств под погрузку.

Отправитель груза обязан использовать поданные транспортные средства. Эта обязанность означает предъявление груза к перевозке в сопровождении необходимых документов (накладной).

Перевозчик за неподачу транспортных средств для перевозки груза, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (п. 1 ст. 794 ГК).

Законодательством (ст. 794 ГК) определены некоторые обстоятельства, освобождающие перевозчика и отправителя груза от ответственности за неисполнение обязательств по подаче транспортных средств или непредъявлению груза к перевозке. К ним относятся: непреодолимая сила; иные явления стихийного характера (пожары, заносы, наводнения); военные действия; прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях из-за блокады, эпидемии или иных обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок грузов.

Помимо ответственности за неподачу транспортных средств перевозчиком или за неиспользование поданных средств отправителем груза транспортные уставы и кодексы предусматривают и иные правонарушения в рамках рассматриваемого договора, влекущие гражданско-правовую ответственность. Так, например, в ст. 102 Устава железнодорожного транспорта предусмотрена ответственность грузовладельца за предъявление груза с превышением грузоподъемности (перегрузом) вагона, контейнера.

Ответственность, установленная специальным транспортным законодательством, квалифицируется как законная неустойка.


.3 Договор перевозки


Перевозку можно определить как перемещение физических лиц либо вещей (грузов) из одной географической точки в другую, совершенное посредством использования соответствующих транспортных средств: автомобилей, воздушных судов и т.д.

К собственно договорам перевозки гражданское законодательство относит четыре вида договора:

а) договор перевозки груза;

б) договор перевозки пассажира;

в) договор перевозки багажа;

г) договор фрахта (с учетом арендной природы данного соглашения).

Договор перевозки груза

Договор перевозки груза является основным транспортным договором, обеспечивающим перемещение товаров. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК РФ).

Договор перевозки грузов по своей юридической природе является реальным; возмездным; двусторонне обязывающим (взаимным). Реальность договора выражается в том, что он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику.

Субъекты обязательств из договора перевозки груза: отправитель (грузоотправитель); перевозчик; получатель (грузополучатель).

В случае несовпадения отправителя и получателя в одном лице, что характерно для перевозки груза, такой договор следует квалифицировать как договор в пользу третьего лица (т.е. грузополучателя).

Грузополучатель, не будучи стороной договора перевозки, тем не менее, законом наделяется не только правами (требовать выдачи груза), но и обязанностями (получить груз).

Заключение договора перевозки груза также имеет свою специфику. Договор заключается путем вручения груза отправителем перевозчику. Факт заключения договора должен быть подтвержден составлением и выдачей перевозчиком отправителю груза транспортной накладной, коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим уставом или кодексом. Именно так определено в ст. 785 ГК РФ.

Наибольшее распространение на транспорте получили транспортные накладные. Они используются практически на всех видах транспорта. Так, КВВТ устанавливает, что составленная в соответствии с требованиями правил перевозок грузов транспортная накладная и оформленные на ее основании дорожная ведомость и квитанция о приеме груза для перевозки подтверждают заключение договора перевозки груза (ст. 67 КВВТ).

Накладная содержит сведения о перевозимом грузе, характеристику транспортного средства (тип вагона, воздушного суда, их грузоподъемность, степень загрузки и т.д.), характеристику иных условий перевозки (скорость перевозки, времени принятия груза и т.д.).

В соответствии со ст. 117 КТМ наличие и содержание договора морской перевозки груза могут подтверждаться чартером, коносаментом или другими письменными доказательствами. Коносамент - ценная товарораспорядительная бумага, и несоблюдение требований к форме и реквизитам лишают его силы ценной бумаги. Коносамент может быть именным, ордерным и предъявительским. Один экземпляр коносамента выдается грузоотправителю, а другой следует с грузом в порт назначения.

Содержание договора перевозки груза заключается не только в правах и обязанностях сторон, но и в правах и обязанностях грузополучателя (если он не является грузоотправителем).

Договор перевозки груза двусторонне обязывающий.

Основной обязанностью перевозчика является доставка вверенного ему отправителем груза в целости и сохранности в пункт назначения с выдачей груза в срок, определенный транспортными уставами и кодексами, правилами перевозки либо договором. В тех случаях, когда срок доставки не установлен, перевозчик должен доставить груз в разумный срок (ст. 792 ГК РФ). Окончание срока перевозки определяется моментом, когда выдача груза считается совершенной.

Кроме того, договором перевозки может быть установлена обязанность перевозчика подать отправителю груза под погрузку исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза. Такое обязательство может быть установлено особым транспортным соглашением о подаче транспортных средств, оформленных, в том числе, специальной заявкой. Форма заявки на перевозку грузов, правила и порядок ее оформления и представления устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Например, в заявке для перевозки по железной дороге указывается количество вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. Отправитель груза вправе отказаться от поданных транспортных средств, не пригодных для перевозки соответствующего груза.

Основная обязанность грузоотправителя - внесение провозной платы. Размер провозной платы устанавливается договором, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами (ст. 790 ГК). При осуществлении перевозки транспортом общего пользования плата за перевозку определяется на основе тарифов, утверждаемых в установленном транспортными уставами и кодексами порядке. Законом или иными правовыми актами в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате за перевозку груза.

Грузополучатель, в свою очередь, обязан принять поступивший в его адрес груз. Отказаться от прибывшего в его адрес груза грузополучатель может только в случае, если качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключает возможность его полного или частичного использования. Грузополучатель не является стороной по договору перевозки груза, в связи с этим, по общему правилу, требование перевозчика к грузополучателю об исполнении обязанностей по договору перевозки неправомерно, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, а также произведенная грузоотправителем провозная плата возмещается перевозчиком в следующих размерах:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа с объявленной ценностью - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре - исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа. Это положение весьма принципиально, поскольку ранее ответственность перевозчика вытекала только из господствующего над другими документами коммерческого акта, составленного перевозчиком.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза, по общему правилу, носит ограниченный характер. Например, железная дорога ограничивается лишь предусмотренными Уставом железнодорожного транспорта РФ санкциями, не включающими убытки грузоотправителя в виде упущенной выгоды.

Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке.

Договор перевозки пассажира

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти физическое лицо в определенный пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК РФ).

Договор перевозки пассажира - особая разновидность договора перевозки, имеющая следующие специфические особенности:

договор перевозки пассажира является договором консенсуальным, возмездным; двусторонне обязывающим (взаимным).

доставка багажа пассажира оформляется реальным договором (действующим с момента сдачи багажа перевозчику);

договор перевозки пассажира, как правило, заключается не в письменной форме (составлением единого документа), а в устной. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом (сдача багажа для перевозки - багажной квитанцией), формы которого устанавливается в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами;

пассажир вправе перевозить с собой детей бесплатно или на иных льготных условиях, а также провозить с собой бесплатно ручную кладь в пределах установленных норм;

права пассажира как физического лица предусмотрены также Законом о защите прав потребителей.

Субъекты обязательств из договора перевозки пассажиров: пассажир; перевозчик. Содержание обязательств из договора перевозки пассажира составляют права и обязанности перевозчика и пассажира.

Основная обязанность перевозчика - доставка пассажира в срок, в целости и сохранности в пункт назначения. Факультативным обязательством перевозчика являются доставка багажа в пункт назначения и выдача его управомоченному на получение лицу.

Пассажир, в свою очередь, обязан оплатить проезд, а при сдаче багажа - и провоз багажа. При осуществлении перевозки транспортом общего пользования (городское автобусное, троллейбусное сообщение и т.д.) плата за перевозку определяется на основе тарифов, утверждаемых в установленном транспортными уставами и кодексами порядке.

Законом или иными правовыми актами в ряде случаев устанавливаются льготы или преимущества по провозной плате за перевоз пассажиров и багажа. Расходы, которые несут транспортные организации в связи с такими льготами, возмещаются им за счет средств соответствующих бюджетов.

Сроки перевозки устанавливаются транспортными уставами и кодексами. При отсутствии нормативного указания на срок перевозки принимается во внимание разумный срок.

По договору перевозки пассажира, помимо общих оснований ответственности перевозчика, ГК РФ и транспортное законодательство предусматривают и нормы специальной ответственности. Так, за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, а также за опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф. Размер такого штрафа определяется соответствующим транспортным уставом или кодексом. Например, при железнодорожной перевозке такой штраф составляет три процента стоимости проезда за каждый час опоздания, но в целом не более стоимости проезда (ст. 110 Устава железнодорожного транспорта РФ), при авиаперевозках - двадцать пять процентов МРОТ за каждый час, но не более половины стоимости перелета (ст. 120 Воздушного кодекса) и т.д.

Перевозчик, по ГК РФ, освобождается от ответственности за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 795).

В любом случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату. Ответственность перевозчика за вред, причиненный жизни или здоровью пассажира, определяется по общим правилам возмещения вреда (гл. 59 ГК РФ).


Заключение


Итак, транспортные обязательства обусловлены характером отношений, возникающих в процессе перевозок грузов, пассажиров и багажа. Спецификой таких отношений является то, что они опосредствуют сферу услуг нематериального (неовеществленного) характера, предоставляемых должником кредитору.

В условиях рыночной экономики, обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортных обязательств претерпели значительные изменения и в соответствии с этим, основанием возникновения транспортного обязательства следует признать принятую заявку, договор об организации перевозок грузов и договор перевозки (грузов, пассажира, багажа).

Существуют различные виды транспортных договоров, различающихся по моменту заключения договора, предмету договора, по субъектному составу, по форме договора, виду транспорта и др. К ним относятся договор перевозки грузов, пассажиров, договор транспортной экспедиции, договор автомобильной перевозки и др. Основным транспортным договором является договор перевозки груза.

К правовым нормам, регулирующим отношения по перевозке, относятся ГК РФ и транспортное законодательство, включающее кодексы, уставы и иные законы и издаваемые в соответствии с ними правила, которые играют основную роль в регулировании взаимоотношений участников конкретных перевозок. Все они должны иметь статус федеральных законов, что гарантирует единообразие правового регулирования сходных отношений.

Юридические отношения по перевозке складываются только при использовании определенных видов транспорта. Транспортом, используемым в связи с перевозкой, признаются только те перевозочные средства, которые указываются в специальном транспортном законодательстве.

Список литературы


1. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ

. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. №14-ФЗ (с изм. от 27 декабря 2009 г.)

. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. №81-ФЗ

. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ

. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. №554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»

. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. №272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

. Приказ Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. №23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов»

. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ (с изменениями от 21 апреля 2011 г.)

. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10 января 2003 г. №18-ФЗ

. Федеральный закон от 10 января 2003 г. №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»

. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. №87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

12. Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С. [и др.]. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 2 (под общ. ред. С.А. Степанова) - М.: «Проспект»; «Институт частного права», 2011 г. - 508 с.

13. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. Книга 4. - М.: «Статут», 2003. - 1161 с.

14. Грудцына Л.Ю., Спектор А.А. - Гражданское право России: Учебник для вузов. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2008. - 560 с.

. Договоры в предпринимательской деятельности / Отв. ред. Е.А. Павлодский, Т.Л. Левшина. - М.: «Статут», 2008. - 344 с.

. Ивакин, В.Н. Гражданское право. Особенная часть: конспект лекций/ В.Н. Ивакин. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2009. - 223 с.


Теги: Транспортное обязательство  Курсовая работа (теория)  Основы права
Просмотров: 39286
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Транспортное обязательство
Назад