Толкование права

1. Понятие, необходимость и содержание толкования права


Толкование права - необходимый и важный элемент правореализационного процесса, в частности правоприменения. Прежде чем применить ту или иную норму права, надо уяснить ее подлинный смысл, а в некоторых случаях и разъяснить. Толкование права - это сложная и многогранная деятельность различных субъектов, представляющая собой интеллектуальный процесс, направленный на познание и разъяснение смысла правовых норм.

По поводу определения и содержания толкования права в литературе существуют различные мнения. Одни авторы понимают под этим лишь уяснение, другие полагают, что содержание толкования норм права составляет их разъяснение, третьи определяют толкование как единство того и другого. Предпочтительней является третья точка зрения, поскольку в первом и втором мнениях очевиден односторонний подход.

Толкование правовых норм - это сложный волевой процесс, направленный на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписания, обнародование его для всеобщего сведения. Данный процесс состоит из двух частей (элементов): толкующий субъект (интерпретатор) вначале уясняет содержание правовой нормы для себя, решает, как он будет действовать, а затем в целях установления одинакового понимания и применения разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.

Первая часть этой деятельности - уяснение. Оно характеризует гносеологическую природу толкования, направленного на познание права. Толкование-уяснение выступает как внутренний мыслительный процесс, происходящий в сознании субъекта, применяющего норму права. Это уяснение для себя и внутри себя, поэтому оно не имеет внешних форм выражения.

Толкование фактически осуществляется не только по отношению к праву, нормативным актам, но и по отношению к другим юридическим актам, например применению права.

В ходе уяснения интерпретатор использует различные способы и приемы толкования, которые обеспечивают процесс познания. Здесь используются грамматический (филологический), логический, исто-рико-политический и систематический способы толкования.

Уяснение является необходимым условием реализации права во всех формах: при соблюдении, исполнении и использовании. Оно всегда предшествует разъяснению.

Разъяснение - вторая часть единого процесса толкования права. Оно не всегда следует за уяснением, однако является продолжением мыслительной деятельности на первом этапе. Эта сторона деятельности по толкованию адресована уже не себе, как при уяснении, а другим участникам отношений.

При разъяснении объективируются результаты первой части процесса. Такая объективизация находит свое выражение в письменной форме: официальный акт, документ, правовой акт - либо в устной:

совет, рекомендация.

Таким образом, разъяснение норм права есть не что иное, как объяснение и изложение смысла государственной воли, выраженной в нормативно-правовых актах.

Уяснение и разъяснение представляют собой две диалектически взаимосвязанные стороны процесса толкования, в котором используются различные способы и приемы познания (уяснения) и объяснения (разъяснения) правовых норм.

В связи со сказанным возникает вопрос: чем же вызвана необходимость толкования права? На это имеются как объективные, так и субъективные причины.

. Нормы права, содержащиеся в нормативных актах, выражаются посредством слов, предложений, формулировок; чтобы понять их смысл и значение, логическую связь между ними, необходима мыслительная деятельность.

. В нормативных актах воля государства выражена через средства и приемы юридической техники: специфическую терминологию, юридические конструкции, систему отсылок. Некоторые термины заимствованы из других отраслей наук. Все это требует специальных (юридических) знаний для объяснения терминов и используется законодателем при изложении государственной воли, содержащейся в нормах права.

. Правовые нормы как общеобязательные правила поведения имеют особую форму выражения, характеризуются абстрактностью. Они распространяют свое действие на широкий круг субъектов и общественных отношений, а законодатель, как правило, вынужден использовать наиболее краткие формулировки для оформления воли государства. Это ведет к тому, что возникает необходимость «расшифровать» данные формулировки.

. Толкование вызывается несовершенством и неадекватным ис- ,пользованием законодательной техники, отсутствием ясного, точного, понятного языка нормативного акта, поэтому некоторые формулировки получаются расплывчатыми, а иногда и двусмысленными.

. Нормы права способны регулировать общественные отношения лишь во взаимосвязи друг с другом, в системе - действие одной нормы неизбежно вызывает действие другой. Чтобы понять истинный смысл правовой нормы, необходимо отыскать другие, которые будут применяться вместе с ней


2. Общая классификация толкования права


От толкованияуяснения следует различать толкованиеразъяснение, которое-либо дается компетентным государственным органом или управомоченной на то общественной организацией,либо содержится в высказываниях отдельных лиц.

Данное толкование различается по субъектам на:

официальное

неофициальное.

Официальное толкование дается специально уполномоченным на то органом и является обязательным с точки зрения следования ему лиц, которым оно адресовано.

Официальное толкование в свою очередь делится на:

легальное - разъяснение юридической нормы, даваемое уполномоченным на то органом и являющееся в силу этого обязательным для подчиненных органов и должностных лиц либо в некоторых случаях даже общеобязательным. Органами, уполномоченными давать официальное легальное толкование, являются прежде всего Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды РФ (они издают соответствующие постановления);

аутентичное - это официальное разъяснение, исходящее от органа, который установил данную правовую норму.

Кроме этого, официальное толкование делится также (в зависимости от степени общности и распространенности издаваемых правоположений) на:

нормативное (общее) - это разъяснения, имеющие общий характер и обязательные для рассмотрения всех дел определенно категории;

казуальное (индивидуальное) - это разъяснение, имеющее обязательный характер только для конкретного дела.

Неофициальное толкование - это разъяснения, исходящие от тех или иных лиц, не наделенных официальными полномочиями давать обязательные разъяснения правовых норм; они не имеют юридической силы, и их значение может состоять исключительно в их логической убедительности.

Неофициальное толкование, в свою очередь, делится на три вида:

обыденное - это толкование, даваемое людьми, не имеющими специального образования и исходящими из собственного опыта;

профессиональное - это толкование, даваемое профессиональными юристами;

доктринальное (научное) - это толкование, даваемое учеными-юристами.

На все эти виды толкования нельзя ссылаться при официальной мотивировке выносимого решения, однако оно может помочь глубже разобраться в содержании применяемых норм, предотвратить возможные ошибки. Особую роль здесь играет доктринальное и профессиональное толкование, содержащееся в комментариях законодательства, в научной литературе, исходящее от юристов практиков. Эти виды толкования призваны способствовать росту правосознания, воспитанию работников государственного аппарата, каждого юриста в духе глубокого понимания требований закона.

В зависимости от объема толкование делится на:

буквальное (адекватное) - это истолкование нормы права в точном соответствии со смыслом текста статьи нормативно-правового акта. В этом случае содержание нормы права соответствует ее словесному выражению;

расширительное (распространительное) - это случай, когда содержание нормы права шире ее словесного выражения;

ограничительное - в этом случае содержание нормы права уже ее словесного выражения.


3. Общее официальное толкование


Официальное толкование дается уполномоченным на то органом, формируется в специальном акте и формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Иными словами, это официальная директива, как правильно понимать конкретную норму.

Виды официального толкования:

а) аутентическое;

б) делегированное (легальное);

в) нормативное;

г) казуальное.

Аутентическое толкование - это официальное разъяснение содержания нормы (норм) права тем органом, который ее (их) установил.

Делегированное (легальное) толкование - это официальное разъяснение содержания нормы (норм) права тем органом, который ее (их) не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.

Аутентическое и делегированное толкование может быть нормативным и казуальным.

Нормативное толкование - это официальное разъяснение содержания норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике во всех случаях, когда применяется толкуемая норма.

Казуальное толкование - это официальное разъяснение содержания норм права при рассмотрении конкретного юридического дела, которое обязательно для применения только в отношении этого дела.

Официальное толкование это разъяснение смысла нормы права, исходящее от государственно-властного органа и имеет обязательный характер для всех субъектов, относящихся к данной норме. Официальное толкование характеризуется формой и особым порядком осуществления.

Форма официального толкования бывает письменной (различные документы) и устной. Устная форма является относительно редкой. Она выражается в разъяснении прав и обязанностей участникам процесса со стороны судьи либо во время приема должностными лицами посетителей. Официальное толкование еще часто называется легальным, те официальные разъяснения, имеющие общественный характер и обязательные для всех органов и лиц, подпадающих под действие нормам.

)Казуальное толкование осуществляется применительно к отдельному случаю (казусу) или делу. При этом данное толкование обязательно только для данного случая или дела.

Казуальное толкование имеет двоякое значение:

интерпретируется и уточняется конкретное дело; данное истолкованное дело не влечет юридических последствий для сходных дел, однако служит примером для других инстанций, осуществляющих казуальное толкование. Пример подобного казуального толкования - постановления пленума Верховного Суда РФ по конкретным делам. Данные дела также называются прецедентами, однако они не имеют обязательного значения, как и в странах англосаксонской правовой семьи.

Нормативное толкование носит общий характер, и его результаты обязательны при применении права. (Пример - руководящие разъяснения пленума Верховного Суда РФ нижестоящим судам по применению того или иного закона.)

Данные разъяснения (либо иные формы нормативного толкования) не могут считаться самостоятельными источниками права (например, быть положенными в основу приговора), однако они способствуют правильному пониманию других источников. В юридической литературе встречается определение результатов нормативного толкования как квазиисточников права.


4. Казуальное официальное толкование


КАЗУАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ - разъяснение смысла правовых норм обязательных только для данного конкретного дела. Казуальное толкование адресуется персонально определенным лицам, имеет в виду конкретные обстоятельства и обязательно только для лиц, в отношении которых оно дается. Казуальное толкование в свою очередь подразделяется на судебное и административное. Судебное казуальное толкование - разъяснение смысла нормы, которая дается судебным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательна лишь для данного дела. Административное казуальное толкование - разъяснение смысла нормы, даваемое не только в решении конкретных дел, но и в виде указаний нижестоящим органам (по их запросам или заявлениям заинтересованных лиц) о том, как они должны решать то или иное дело. Последнее представляет собой толкование, осуществляемое министерствами, ведомствами. Казуальным административным толкованием является, например, приказ Министра здравоохранения в связи с рассмотрением жалобы.

Чаще всего акт казуального толкования является составной частью правоприменительного акта, которым разрешается конкретное дело. Указания вышестоящей судебной инстанции, рассматривающей конкретное дело (в порядке кассации или протеста), является обязательными для суда низшей инстанции.


5. Неофициальное толкование


Неофициальное толкование - это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.

Признаки неофициального толкования

Признаки неофициального толкования весьма существенны:

·субъектами неофициального толкования могут являться организации (коммерческие и некоммерческие), ученые, адвокаты, практикующие и неирактикуюшие юристы, отдельные граждане;

·между указанными субъектами нет четкой координации, и, как правило, они осуществляют деятельность но толкованию автономно',

·большинство тех, кто берется за неофициальное толкование, отличает высокий уровень подготовки в области права;

·неофициальное толкование осуществляется субъектами права по доброму разумению и не основано на вменении им в обязанность делать это;

·содержание неофициального толкования очень часто ограничивается уяснением нормативных актов, разъяснение отнюдь не является обязательным дополнением к нему;

·неофициальное толкование является необязательным для субъектов права и поэтому не имеет юридической силы, однако порой отличается высокой авторитетностью, что не позволяет к нему относиться как к толкованию второсортному;

·оно не регламентировано законом и осуществляется в свободной форме. Это касается всех его параметров: результатов (актов толкования), процедур и др.;

·его значимость состоит в выполнении им познавательной, воспитательной роли, а также функции ориентирования субъектов в правовом пространстве.

Особенности неофициального толкования достаточно яркие и не позволяют его спутать с толкованием официальным.

Виды неофициального толкования

Положим в основу классификации уровень профессиональной подготовки в области права, который будет определять качество толкования, его авторитетность, действенность и т. д. С этой точки зрения выделяются три вида неофициального толкования:

а) обыденное, т. е. разъяснение содержания норм права неюристами;

б) профессиональное, т. е. разъяснение содержания норм права юристами-практиками (прокурорами, судьями, адвокатами и т. д.);

в) доктринальное, т. е. разъяснение содержания норм права юристами-учеными.

. Толкование норм права по объему


Толкование правовых норм преследует цель выяснения действительного смысла нормы, который имел в виду сам законодатель. Свою волю законодатель формулирует средствами языка. Поэтому словесное выражение его воли может не всегда совпадать с ее действительным содержанием.

Результатом толкования должна быть однозначность и полная ясность смысла нормы права. Особенность толкования по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное.

Буквальное толкование - наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны.

Однако так бывает не всегда. В силу объективных или субъективных причин словесное выражение воли законодателя и действительное содержание этой воли, выраженной в правовой норме, могут не совпадать. В таких случаях как исключение может применяться расширительное или ограничительное толкование.

При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Например, законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативно-правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же самое касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные.

Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Например, в норме права записано: «Все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие правового предписания.

При расширительном и ограничительном толковании устанавливается действительная воля законодателя, поэтому такое толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл и нормы права.

Расширительное и ограничительное толкование следует отличать от аналогии закона, хотя между ними существует внешнее сходство. Аналогия предполагает пробел в праве, отсутствие соответствующей нормы права, где определенные факты не охватываются ни текстом, ни смыслом законодательства. Здесь происходит распространение закона на новый круг общественных отношений. При расширительном толковании такие факты охватываются смыслом законодательства, хотя в тексте правовой нормы это выражено неточно.

Расширительное и ограничительное толкование применимо во всех отраслях права, хотя в литературе имеется и другое мнение. Однако существуют некоторые изъятия. Не могут толковаться расширительно нормы, содержащие какие-либо ограничения, устанавливающие более строгую юридическую ответственность, санкции правовых норм.

Когда в тексте нормативного акта использованы такие обороты, как «другие», «прочие», «иные», «и так далее», то это предполагает расширительное толкование закона.


. Способы толкования правовых норм


Способ толкования - это совокупность однородных приемов, а также средств толкования, которые направлены на установление содержания правовых норм и уяснение выраженной в них воли законодателя для практической реализации правовых норм.

Главными способами толкования считают следующие:

) грамматический;

) систематический;

) историко-политический;

) логический;

) специально-юридический;

) телеологический;

) функциональный.

Все эти способы действуют в тесной взаимосвязи, дополняют друг друга.

Грамматический (языковой, текстовый) способ толкования состоит в уяснении смысла правовых норм на основе анализа текста нормативно-правового акта. При его использовании определяют значение отдельных понятий (например, «конституционный строй», «правосубъектность», «правопорядок» и т. д.) и оценочных понятий («существенный вред», «если необходимо», «если целесообразно» и т. п.). С помощью этого способа проводят синтаксический или стилистический анализ текста нормативно-правовых актов.

Систематический способ толкования состоит в уяснении содержания и смысла правовых норм в их взаимосвязи с иными нормами. При этом учитывается их место и роль в законном нормативном акте, отрасли, праве в целом. Таким образом, чтобы узнать действительное содержание правовых норм, нужно установить их логическую связь с другими нормами, прежде всего теми, которые являются близкими по содержанию толкуемым и характеризующим ее. Данный способ толкования также способствует выявлению юридических коллизий.

Историко-политический способ толкования учитывает при уяснении смысла правовой нормы историческую и политическую обстановку, в которой она принималась, задачи и цели, которые ставил законодатель при ее издании. Большое значение в историческом толковании имеют альтернативные проекты, вносимые поправки, публикации в печати при обсуждении проекта, протоколы заседаний законодательного органа и т. д. Они становятся источниками, из которых можно почерпнуть информацию об обстановке, а также причинах, которые вызвали принятие нормативного акта.

Историко-политический способ используют в тех случаях, когда толкованию подвергается нормативно-правовой акт, действующий в течение длительного времени.

Логический способ толкования применяется с использованием правил формальной логики для уяснения смысла, а также содержания нормы права, ее соотношения с иными нормами, устранения неясностей, возникших при грамматическом толковании норм права.

При этом применяются разные логические приемы: логический анализ понятий, доведения до абсурда, выводы по аналогии и т. д. Как и при грамматическом толковании, юристы используют материал самой правовой нормы, не выходя за пределы текста закона.

Телеологический (целевой) способ - это уяснение целей издания нормативно-правового акта и с позиций выявленных целей уяснение смысла нормы права, толкование недостаточно ясных, нечетких предписаний нормативно-правового акта.

Функциональный способ толкования основан на необходимости учета в процессе уяснения смысла нормы определенных условий и факторов, в которых действует и применяется конкретная норма права.


.Акты толкования права: понятие, особенности, виды


Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы:

а) нормативные акты, включая договоры нормативного содержания;

б) правоприменительные акты; в) правотолкующие (интерпретационные) акты.

Акты толкования - один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существенно ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искажённым, ибо если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.
Основные особенности актов толкования заключаются в следующем: ) они не содержат в себе общих правил поведения, а следовательно,не относятся к числу нормативных актов

)не являются источником и формой права

)адресуются, как правило, к должностным лицам

)носят подзаконный, но обязательный характер

) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные - указы, постановления

)их цель - толковать, разъяснять, но не создавать право.

Последний пункт нуждается в пояснениях. Дело в том, что в научной литературе существует точка зрения, согласно которой в отдельных случаях акты толкования могут быть не только результатом правотолкующей, но и правотворческой деятельности, иными словами, содержать в себе признаки нормативности. Особенно это касается судебного толкования нормативного, а не казуального характера (постановления Пленума Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ). Однако такое мнение разделяется далеко не всеми, и оно (мнение), как представляется, ближе к истине.

С теоретической, да и практической точки зрения судебные органы не наделены и не должны быть наделены правотворческими функциями, их дело - не творить, а толковать и применять право. Что же касается актов нормативного толкования, то, как уже отмечалось, сам термин "нормативное" используется здесь условно, лишь для сопоставления их с актами казуального толкования, а не в общеупотребительном смысле.

Виды актов толкования. По форме выражения они могут быть устными и письменными; по отраслям права - уголовными, гражданскими, административными и т.д.; по юридической природе - нормативными и казуальными, аутентичными и делегированными; по субъектам эти акты выступают как акты различных органов - судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных.

Многообразие актов толкования обусловлено многообразием юридических норм, а в конечном счёте - общественных отношений, которые регулируются этими нормами. Сама жизнь диктует необходимость издания подобных актов на всех уровнях государственного управления. Потребность в толковании возникает всюду, где действует, функционирует право.


Задание


) Томас Гоббс утверждал, что "право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими".

Т.к. мне до верховной власти далеко ,я не согласен, чтобы мне диктовали размер цен и заработанной платы, что и сколько есть… Но к сожалению, это так.

Вот пример: самым свершившемся политическим строем считается деление на касты, Нероном: аристократия, военные, ремесленники (рабов в состав общества он не включал). Современная политическая избирательная система на самом деле имеет место везде, кто у нас избранные? Те на кого мы работаем, даже если мы их «избираем» не по своей большой воле, но всё же по воле.

) Карл Маркс: "Право - это возведенная в закон воля господствующего класса".

Конечно, согласен. Вот что такое право? Объясню на пальцах. Люди - существа социальные, общественные. Общество - это система. В любой системе есть своя верхушка и чтобы удержаться наверху, нужно, чтобы нижние части стояли крепко. А как заставить человека стоять крепко и не рыпаться? Внушить ему в голову о долге, о том, что долг - это свято. А далее приблизить к себе нужных ребят и выдать им по копью, чтобы они защищали верхушку пирамиды, а за это они будут получать больше остальных. Только я думаю, что каждый находится там, где он заслуживает. Если ты оказался вдруг внизу - нужно у себя спросить почему ты там, а не указывать пальцем наверх и винить верхушку в своей тяжкой судьбе: так что все справедливо и не нужно лукавить и гнать наверх.

) Ж.-Ж. Руссо в своих работах высказывал суждения о том, что "право заключает в себе общую волю".

Такое высказывание позволяет более точно связать право с приоритетами и ценностями человеческой личности, ее интересами и потребностями. Надо лишь уточнить, что общая воля не сумма индивидуальных воль, как это считал Руссо. Общая воля есть результат их (индивидуальных воль) согласования, сочетания, результат достигнутого общественного компромисса различных специфических интересов.

Если мы признаем общую волю сущностью права, то это выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

) Рассмотрите социально-психологический механизм действия права.

Я считаю, социально-психологический механизм действия права эффективным. Объсню.

Совершенно очевидно, что нормативный акт, который отвечает объективным потребностям общества, интересам народа, будет эффективным на практике. Действенность права зависит также от социальной и политической стабильности общества, слаженности в работе государственных и общественных институтов, высокой правовой культуры населения в целом.

Заметное влияние на законодательный процесс, на реализацию правовых норм оказывает общественное мнение, под которым понимают совокупность представлений, оценок и суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения либо его частью. Для этого должны проводиться опросы общественного мнения, направленные на выяснение отношения граждан к тем или иным идеям и положениям концепции правовой нормы. Ведь закон - это общая норма, выражающая всеобщий интерес, который и надлежит выяснить законодателю в ходе изучения общественного мнения.

Таким образом, наиболее эффективным можно считать такой нормативный акт, который отвечает объективным потребностям общества, поддерживается различными группами населения и реализуется гражданином, уважительно относящимся к праву.

) Верно ли утверждение, что "функции права выражают сущность права в общественных отношениях".

Я считаю, что утверждение: «функции права выражают сущность права в общественных отношениях» верным, т.к. главной целью права является упорядочение, организация общественных отношений. Это означает, что с помощью права общественные отношения строятся по тем образцам, моделям, которые установлены в правовых нормах.


Список литературы

толкование право норма казуальный

1.Законодательные и иные нормативно-правовые акты

.Конституция РФ (принята всенородным голосованием 12.12.1993 г.) (с учётом поправок, внесённых законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 г.№7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 03.03.2014,№9- ст. 851.

.Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 02.04.2014 г.) // «Российская газета», №256, 31.12.2001

.Специальная литература и авторские работы

.Абрамов А.И. Понятие функции права / А.И. Абрамов. // Журнал российского права. - 2009. - № 2.

2. -Алексеев С.С., Гонгало Б.М., Мурзин Д.В. и др. ((под общ. ред. чл.-корр. РАН С.С. Алексеева)) [Гражданское право. - М.: "Проспект", 2013 г.] <http://www.torrentino.ru/torrents/gurn-alekseev-s-s-gongalo-b-m-murzin-d-v-i-dr-grazhdanskoe-pravo-uchebnik-3-e-izd-pererab-i-dop-m-prospekt-2011>

.Венгеров А.Б. Теория государства и права: учеб. / А.Б.Венгеров. - 4-е изд., стер. - М.: Омега-Л, 2007.

.Губаева Т.В. Язык и право: Искусство владения словом и профессиональной юридической деятельностью / Т.В. Губаева. - М.: НОРМА, 2008.

.Денисов Г.И. Юридическая техника: теория и практика // Журнал российского права. - 2010. - № 8.

.Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства / В.В. Иванов // Журнал российского права. - 20010. - № 1.

.Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2008 - С. 303

.Марченко М.Н. Теория государства и права: учеб. / М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2008.

.Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для вузов /Н.И. 10.Матузов, А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2009.

.Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях. М.: Проспект, 2012 г.

.Теория государства и права: Схемы и комментарии. - М.: Юриспруденция, 2010

.Томашевский Н.П. О структуре правовой нормы и классификации ее элементов. Сборник: Вопросы общей теории советского права .1960

. Черниловский З.М. Хрестоматия по истории гос. и права зарубежных стран. - М: ЮЛ, 1984г

.Шевчук Д.А. Теория государства и права. М.: Эксмо, 2012 г.


Теги: Толкование права  Реферат  Основы права
Просмотров: 19153
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Толкование права
Назад