Товарные марки. Защита интеллектуальной собственности

АННОТАЦИЯ


Курсовая работа посвящена теме «Товарные марки. Защита интеллектуальной собственности».

Цель курсовой работы: исследовать особенности товарных марок и защиты интеллектуальной собственности.

Задачи:

-Рассмотреть понятие и элементы товарной марки, класссификацию товарных марок и товарного знака;

-Проанализировать особенности защиты интеллектуальной собственности по российскому законодательству;

-Исследовать особеннности адиминистративной и уголовной ответственности за нарушения прав в области отношений, связанных с интеллектуальной собственностью.

Структура курсовой работы: введение, три главы, заключение и список использованных при написании работы литературы и источников.


СОДЕРЖАНИЕ


Введение

Глава 1. Товарная марка: основные теоретические аспекты

1.1 Понятие и элементы товарной марки

1.2 Классификация товарных марок и товарных знаков

Глава 2. Особенности защиты интеллектуальной собственности по российскому законодательству

.1 Понятие интеллектуальной собственности

.2 Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности: общие положения

Глава 3. Ответственность за нарушения прав в области отношений, связанных с интеллектуальной собственностью

.1 Административная ответственность

3.2 Уголовная ответственность

Заключение

Список использованной литературы и источников

Приложение


ВВЕДЕНИЕ


Актуальность выбранной темы курсовой работы: «Товарные марки. Защита интеллектуальной собственности» обусловлена следующими обстоятельствами.

В связи с увеличением роли товарных знаков и марок в коммерции увеличилось и количество нарушений, связанных с использованием таких товарных знаков, марок, фирменных наименований.

Интеллектуальная собственность сегодня - один из основных объектов развития экономики в России. Объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, рационализаторские предложения, товарные знаки, результаты научно-исследовательских работ и другие разнообразные результаты интеллектуального труда.

Использование результатов интеллектуальной деятельности, в частности изобретений, промышленных образцов, торговых марок (знаков), является одним из важнейших аспектов успешной коммерческой деятельности предприятия. Интеллектуальная собственность характеризуется отсутствием материальной (имущественной) формы. В хозяйственной деятельности такие активы называют нематериальными, и к ним относят ценности, имеющие стоимостную оценку и при этом не являющиеся материальными объектами. Кроме этого, такая интеллектуальная собственность стала поистине составляющей экономического состояния предприятия. Ее вносят в уставный фонд, охраняют, продают, используют в бизнес-процессах. Она может приносить весьма неплохой доход предприятию, если ее передают в пользование.

В последние несколько лет существенно возросла роль знаков для товаров и услуг как обозначений, которые не только указывают на производителя, но и отображают его репутацию. Товарный знак или торговая марка способны сделать товар или услуги моментально узнаваемыми. По статистическим данным, в условиях рыночной экономики около 40% потребителей покупают только те товары, которые обозначены известными им знаками, которые гарантируют качество.

Именно они являются связующим звеном в цепочке производитель - товар - покупатель. В большинстве случаев именно удачно придуманный логотип или изображение становятся залогом успеха той или иной компании на рынке, ее визитной карточкой. Знак делает конкретный товар или услугу узнаваемой среди множества подобных, и потребитель имеет возможность ориентироваться на рынке и выбирать понравившегося ему производителя.

В связи с увеличением роли товарных знаков и марок в коммерции увеличилось и количество нарушений, связанных с использованием таких товарных знаков, марок, фирменных наименований. Тенденции таковы, что рост числа конфликтов будет продолжаться. Когда фирмы разделяются или выделяются одна из другой, часто новые руководители не могут договориться между собой о том, как перераспределить материальные и нематериальные активы. В результате начинается борьба за фирменное наименование или товарный знак.

Россия не стала в этом плане исключением. Чем более известен знак, тем больше соблазн некоторых коммерсантов использовать его на своих товарах в целях быстрой наживы и продвижения своих, часто некачественных, товаров и услуг на рынке. Результатом халатного отношения к регистрации названия предприятия или товарного знака могут стать убытки, понесенные на раскрутку имени, а также неоправданные вложения денежных средств в рекламную кампанию и т.д.

Поэтому не только российский, но и международный опыт в сфере предпринимательства показывает, что регистрация товарной марки (товарного знака) должна стать одним из первых шагов в деятельности фирмы. Невыполнение этого правила чревато для нее существенным материальным ущербом, а в отдельных случаях и потерей деловой репутации.

Гораздо легче защитить нарушенное право, чем доказывать, что это право изначально принадлежит тебе, хотя и не подтверждается законом.

С 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» [5, 6]. Теперь можно с уверенностью утверждать, что правовая система РФ в части регламентации отношений в сфере интеллектуальной собственности полностью соответствует современному международному праву. Эта система строилась в начале 90-х годов прошлого столетия и впитала в себя все конвенционные нормы и передовые законодательные акты, принятые в последнее время в мире [28, c. 11]. Членство в международных договорах предусматривает, что государство-участник берет на себя соответствующие обязательства, а уровень охраны и защиты прав и интересов авторов и правообладателей, субъектов интеллектуальной собственности, предусмотренный в ратифицируемых международных конвенциях, должен быть не ниже установленного в национальном законодательстве. Безусловно, не всегда терминология ГК РФ соответствует терминологии, принятой в международном праве, но это дело поправимое и необходимые законодательные изменения должны быть внесены.

Цель данной курсовой работы: исследовать особенности товарных марок и защиты интеллектуальной собственности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть понятие и элементы товарной марки, класссификацию товарных марок и товарных знаков;

-проанализировать особенности защиты интеллектуальной собственности по российскому законодательству;

-исследовать особеннности адиминистративной и уголовной ответственности за нарушения прав в области отношений, связанных с интеллектуальной собственностью.

Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы: она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных при написании работы литературы и источников.


ГЛАВА 1. ТОВАРНАЯ МАРКА: ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


.1 Понятие и элементы товарной марки


Товарные марки являются одними из самых ценных активов фирмы, и менеджмент многих компаний прекрасно осознает, что эту ценность можно и нужно использовать во благо организации. Благодаря эффективному использованию марочных активов этим компаниям удается обеспечить высокие темпы роста и получать высокую прибыль.

Товарная марка - это условное обозначение (символ), который помещается на выпускаемой продукции, и заменяет подчас длинное и неудобное наименование изготовителя товара. Очевидно, что не может считаться товарной маркой помещение на изделии полных сведений, касающихся изготовителя товара. Далее, то или иное обозначение может быть признано товарной маркой лишь в том случае, если оно позволяет потребителю без труда узнать нужную ему продукцию и не спутать с аналогичной продукцией других производителей. Поэтому необходимым условием правовой охраны марки является его новизна. Новыми будут считаться лишь такие условные обозначения товаров, которые по своему содержанию не являются тождественными до степени смешивания:

) с товарными маркими, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении однородных товаров;

) с товарными маркими других лиц, охраняемых без регистрации в силу международных договоров РФ;

) с фирменными наименованиями (или их частью), принадлежащими другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарные марки в отношении однородных товаров;

) с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в РФ, кроме случаев, когда они включены в товарные марки как неохраняемый элемент, регистрируемый на имя лица, имеющего право на пользование таким наименованием.

Сущность требования новизны заключается в том, что обозначение, заявленное в качестве товарной марки, не должно быть тождественным или сходным с товарными маркими, уже зарегистрированными или заявленными на регистрацию в РФ или охраняемыми в РФ в силу международных соглашений. Тождественным признается обозначение, которое во всех своих элементах совпадает с уже известной товарной маркой и при этом относится к одному и тому же классу товаров.

Следует, однако, отметить, что гораздо сложнее обстоит дело тогда, когда речь идет о сходных обозначениях. В действующем законодательстве указывается в общих чертах на недопустимый уровень близости заявляемого обозначения уже известному - наличие между ними сходства до степени их смешивания. Данное указание довольно абстрактно, но все же вносит некоторую ясность. Очевидно, в частности, что совпадение некоторых элементов обозначений не влечет за собой отказ в регистрации товарной марки.

И последнее, обозначение может считаться товарной маркой лишь тогда, когда оно в установленном порядке зарегистрировано.

Проблеме определения сущности и значения товарной марки посвящали свои работы многочисленные исследователи. Анализируя их определения можно сказать, что товарные марки - больше, чем просто товары и услуги. Они олицетворяют собой все, что делает фирма, и, что самое главное, то, чем она является. Как правило, существование компании зависит от ее марки, а никак не наоборот.

Ф. Котлер определяет «марку» как «имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и дифференциации их от товаров и услуг конкурентов» [24, c. 128]. Важным составляющим данного определения является тот факт, что товарная марка начинает применяться только тогда, когда на рынке появляется более одного товара соответствующего типа, то есть, когда появляется конкуренция. В противном случае товарная марка не нужна, так как нет необходимости в выборе. Это первая функция, которую выполняет марка, из этого же определения вытекает и её вторая функция - идентификация или отождествление продукта и его производителя. Данное определение товарной марки будем считать основополагающим или классическим.

Согласно Ф. Котлеру марка включает в свой состав несколько элементов: марочное имя, марочный знак и товарный знак. Марочное имя - это часть марки в виде букв, которые могут быть произнесены; марочный знак - это часть марки, которая узнаваема визуально; товарный знак обеспечивает юридическую защиту марки [24, c. 128].

Совокупность отдельных элементов марки отражает сущность самого понятия, позволяя выделить её среди других марок и определяя особенности товара. Необходимость использования каждого конкретного элемента или их совокупности определятся особенностями рынка. В современных рыночных условиях товаропроизводителю будет недостаточно применение только имени, знака и правовой защиты в виде товарного знака. На наш взгляд, данная совокупность элементов не в полной мере раскрывает понятие товарной марки.

Вопросы брендинга рассматриваются и в отечественной литературе. Так, Е.П. Голубков в своих работах придерживается позиции Ф. Котлера, аналогично раскрывая понятие товарной марки и её совокупных элементов, выделяя, таким образом, товарное имя, товарный знак и торговый знак [19, c. 108]. В определении сущности марки мы придерживаемся позиции автора. Однако, как было уже отмечено автором работы, товарная марка представляется нам более сложным понятием, которое не ограничивается именем, визуальным образом и правовой защитой. Мы придерживаемся мнения, что своеобразие товарной марки, её содержание и границы позволяют определить и другие аспекты.

В частности, обратимся к работе Дж. Эванса и Б. Бермана. Авторы предлагают рассматривать товарную марку, как «имя, знак или символ (или сочетание их), которые идентифицируют продукцию и услуги продавца или группы продавцов» [31, c. 78]. Данная трактовка позволяет выделить только одну из функций товарной марки: идентификацию или отождествление продукта и его производителя. В отличие от определения Ф. Котлера, здесь была опущена важная составляющая марки - дифференциация от конкурентов, что, на наш взгляд, сужает понимание сущности товарной марки. Однако в своей работе Дж. Эванс и Б. Берман выделяют уже не три элемента товарной марки, а четыре: фирменное имя, фирменный знак, торговый образ и торговый знак. Таким образом, марка наполняется таким аспектом как торговый образ - «персонифицированная товарная марка». На наш взгляд, образ позволяет наделить марку определёнными категориями, эмоциями, марке приписываются черты характера человека, что облегчает восприятие марки человеком. Чётко сформированный образ улучшает узнаваемость и запоминаемость марки, это открывает дополнительные возможности для товаропроизводителей на конкурентном рынке. Однако существуют и другие аспекты товарной марки, которые могут выступать в качестве конкурентного преимущества. В связи с этим следует отметить позицию К. Келлера. Автору удалось наиболее полно раскрыть понятие товарной марки, через совокупность элементов.

К. Келлер выделяет шесть основных элементов марки: наименование, логотип или символ, персонаж, мотив, слоган, упаковка [22, c. 28]. Следует отметить, что автор в своей работе, затрагивая вопрос правовой защиты товарной марки, рассматривает данный аспект отдельно, не включая его ни в определение марки, ни в совокупность элементов.

Нам представляется, что персонаж, выступая в качестве одного из элементов марки, соотносится с приведённым Дж. Эвансом и Б. Берманом понятием торгового образа, то есть «персонифицированной товарной марки». В итоге, автор понятие марки дополняет такими аспектами, как мотив (музыкальный фрагмент, сопровождающий образ марки), слоган (фраза, объясняющая преимущества марки) и упаковка (оболочка для товара).

Количество элементов товарной марки в каждом конкретном случае может отличаться, как мы уже убедились, разные авторы приводят различное количество элементов. Однако расширенная трактовка марки предоставляет товаропроизводителю большие возможности при формировании маркетингового комплекса, тем самым увеличивая конкурентные преимущества на рынке.

Таким образом, марку можно рассматривать как многогранное понятие, через призму её совокупных элементов. Товарная марка - это марочное имя, марочный знак, торговый знак, торговый образ, мотив слоган и упаковка или их совокупность позволяющие выделить марку среди других марок и предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов (рис. 1).


Рисунок 1. Элементы товарной марки


Из всех элементов товарной марки, которые мы определили, следует выделить один - торговый знак, обеспечивающий правовую защиту.

Право на товарный знак охраняется законом и удостоверяется свидетельством на товарный знак. Владелец товарного знака имеет право его использовать, распоряжаться им и запрещать его использование другими лицами, то есть, зарегистрированная в установленном порядке товарная марка, застраховывает её владельца от недобросовестной конкуренции, подделки.

Имя, знак, торговый образ, мотив, слоган, упаковка, объединяясь, создают в совокупности единую товарную марку, которая, пройдя регистрацию, согласно законодательству, переходит в разряд торгового знака.


.2 Классификация товарных марок и товарных знаков


Классификация (от лат. classis - разряд и facere - делать) - распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком.

Классификационный признак - элемент содержания понятия, который позволяет отнести понятие к определенному классу в заданной классификационной системе.

Существуют различные классификации видов товарных марок, рассмотрим наиболее распространённую:

-Единая торговая марка компании. Имена таких торговых марок совпадают с названиями соответствующих компаний и присвоены большинству производимых ими товаров (Philips, Mercedes-Benz и Heinz).

-Индивидуальные названия торговых марок. Разрабатываются торговые марки для каждого из своих продуктов (компания Unilever и Procter & Gamble разработала торговые марки для каждого из своих продуктов (Pepsi, Surf, Domestos, Fairy и т.д.).

-Сочетание фирменных и индивидуальных названий. Это «золотая середина» между двумя предыдущими подходами - давать своим товарам двойные персонально-фирменные названия.

-Группы торговых марок. Некоторые компании объединяют группы изделий под одной (родовой) торговой маркой (корпорация Matsushita поставляет электронную технику под четырьмя родовыми именами: National, Panasonic, Technics и Quasar)

Классификация и характеристика товарных знаков наиболее глубокая, поэтому целесообразно представить её в виде таблицы (см. табл. 1).


Таблица 1

Классификация товарных знаков

Классификационный признакВидПо способу обозначения- словесные - буквенные - цифровые - объёмные - изобразительныеПо характеру использования- коллективные - индивидуальныеПо степени распространнености и известности- международные - национальные - общеизвестные(мировые) - престижные - региональные - локальные - обыкновенныеПо виду характеризуемых объектов- ассортиментные (видовые, марочные) - фирменные (производителей, сервисные, дилерские, продавцов)

Учитывая способ обозначения, можно отметить, что словесный товарный знак предоставляет различные естественные или искусственно образованные слова, не являющиеся описательными по отношению к товару, например, рекламные лозунги о названии товара. Изобразительный товарный знак представляет конкретные или абстрактные изображения предметов. Объемные товарные знаки повторяют новую оригинальную форму изделия или его упаковку. Примером комбинированного товарного знака выступает товарный знак фирмы «Кока-кола». Прочие товарные знаки - товарные знаки световые, звуковые, обонятельные, движущиеся и другие в виде мелодий, позывных, эксклюзивных звуков и т.п.

Престижные знаки присваиваются фирмам за их особые заслуги перед государством и не подлежат регистрации в патентных органах. В качестве престижных фирменных знаков используются также изображения призов, эмблем, медалей и других знаков отличия, полученные фирмами на международных, региональных и национальных выставках.

Они присуждаются государственными или общественными органами в качестве специально утвержденного приза - премии. Фирма-лауреат получает право в течение определенного времени помещать этот знак на своих рекламных и деловых документах и материалах. С помощью данных знаков фирма поднимает национальный престиж страны, способствует стабильности ее экономики. В свою очередь государственные и общественные органы, отмечая это, морально стимулируют деятельность фирмы.

Товарные знаки в зависимости от вида характеризуемого объекта.

Ассортиментные товарные знаки - отличительные знаки ассортиментной принадлежности товаров, подразделяющиеся на видовые (по виду товара) и марочные (по торговой марке или наименованию).

Видовые товарные знаки - текстовая информация о названии товара или его изображение, а также условные буквенные обозначения определенного вида товара. Они применяются самостоятельно, чаще - в комбинации с торговой маркой.

Марочные товарные знаки - зарегистрированные торговые марки. Они могут быть словесными, цифровыми, буквенными, изобразительными или комбинированными. Например, марочные знаки шоколадных батончиков «Пикник», «Твикс», «Шок» и прочих приобрели словесную форму, причем особенности имеет цветовая гамма и графическое исполнение надписи. Примером изобразительного марочного знака может служить изображение города на водке «Вечерний Гомель», ячменного колоса на пиве «Ячменное» и др.

Показательны и такие примеры. «Каша Нестле», «Супчик Галина Бланка» - ассортиментные товарные знаки, где слова «каша», «супчик» выступают видовой частью товарного знака, так как они изменяемы и не охраняемы законом, а слова «Нестле», «Галина Бланка» - марочная часть ассортиментных товарных знаков, поскольку зарегистрирована, в установленном порядке и имеет правовую защиту. Торт-мороженое «Винетта» содержит марочное название и видовое изображение торта с волнистыми линями по боковым и верхней части торта как распространенное во многих фирмах.

Фирменные товарные знаки - отличительные знаки, характерные для конкретного изготовителя товаров (услуг). По принадлежности к тем или иным субъектам рынка их делят: на знаки производителей, сервисные знаки и дилерские знаки.

Знаки производителей используются для продуктов питания (около 70%), автомобилей (100%), бытовых приборов (более 2/3), бензина (более 80%). Они ориентированы на круг потребителей, которые хотят быть уверены в высоком качестве и хорошем функционировании продукции. Такие товары хорошо известны, имеют высокую репутацию в силу строгого контроля качества. Цены на них несколько выше, чем на товары-аналоги [18, c. 89].

Сервисные знаки - это знаки отличительной характеристики услуг или знаки обслуживания.

Дилерские знаки - знаки посредников, имеющие место при реализации 50% обуви, около 1/3 шин, 30% продуктов питания и почти 1/3 бытовых приборов. Примером их могут служить достаточно известные товарные знаки: «Филипс», «Браун», «Ровента», «Сименс» и пр. [18, c. 90]

К прочим товарным, знакам следует отнести собственные товарные знаки некоторых розничных торговых организаций. Многие из них хорошо известны, как и знаки производителей (например, «Сире», «Бе-неттон» и др.). В США шины под частными марками известных торговых объединений «Сире» и «Дж.К. Пенни» так же равнозначно качественны, как шины крупных производителей. «Сире» создала ряд таких марочных названий, как «Дайхард» - для автомобильных аккумуляторов, «Крафтсман» - для ручного инструмента, а «Кенмор» - для электробытовых приборов, и потребители интересуются товарами этих марок. Более 90% товаров, предлагаемых магазинами «Сире», продаются под ее частными марками [18, c. 90].

Итак, в заключении данной главы можно сделать следующие выводы.

Товарная марка - это марочное имя, марочный знак, торговый знак, торговый образ, мотив слоган и упаковка или их совокупность позволяющие выделить марку среди других марок и предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов.

Из всех элементов товарной марки следует выделить один - торговый знак, обеспечивающий правовую защиту. Право на товарный знак охраняется законом и удостоверяется свидетельством на товарный знак. Владелец товарного знака имеет право его использовать, распоряжаться им и запрещать его использование другими лицами, то есть, зарегистрированная в установленном порядке товарная марка, застраховывает её владельца от недобросовестной конкуренции, подделки.

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ


.1 Понятие интеллектуальной собственности


На протяжении всего существования термина «интеллектуальная собственность» законодатель использовал его в разных значениях: как понятие, охватывающее все результаты творческой деятельности («объекты интеллектуальной собственности» [7]); для обозначения отрасли законодательства («законодательство об интеллектуальной собственности»; как синоним категории «исключительные права» (например, в ст. 128 ГК РФ [5]). Как альтернатива предлагалась категория «интеллектуальное право» [29, c. 19].

Одновременно с дискуссией о терминологии обсуждался и вопрос о структурных составляющих явления «интеллектуальная собственность» и их соотношении между собой (отрасли, подотрасли и института).

По действующему законодательству (ст. 128 ГК РФ) интеллектуальной собственностью именуются отношения, возникающие по поводу охраняемых результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации.

В рамках подотрасли «право интеллектуальной собственности» [26, c. 20] выделяется правовой институт авторского права и смежных прав, который имеет давнюю историю.

Итак, интеллектуальная собственность (англ. Іntellectual property) - юридический термин, обозначающий совокупность прав, предоставляемых неким лицам (авторам или другим правообладателям), на нематериальные объекты. Прежде всего, термин подразумевает временное обладание авторскими и смежными правами, обладание действующими свидетельствами на товарные знаки, и действующими патентами. Юридическое содержание самого термина интеллектуальная собственность в большинстве стран не определено [27, c. 65]. В России термин определён в ст. 1225 части четвертой ГК РФ, как список результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита[23, c. 78].

В широком понимании интеллектуальная собственность означает закрепленные законом временные исключительные права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

Важно также отметить, что использование термина «собственность» в понятии «интеллектуальная собственность» является условным. С юридической точки зрения права на интеллектуальную собственность не могут быть приравнены к правам вещной собственности. Поэтому можно согласиться с мнением Е.А. Суханова о том, что объекты творческой деятельности относятся к объектам гражданских прав, но вовсе не являются объектами права собственности [21, c. 62].

Различают следующие виды интеллектуальной собственности:

Авторское право

Смежные права

Патентное право

Промышленные образцы

Средства индивидуализации

Секреты производства (Ноу-хау)

Недобросовестная конкуренция

Охрана новых сортов растений

Авторским правом регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В основе авторского права лежит понятие «произведения», означающее оригинальный результат творческой деятельности, существующий в какой-либо объективной форме. Именно эта объективная форма выражения является предметом охраны в авторском праве. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты.

Смежные права. Группа исключительных прав, созданная во второй половине XX - начале XXI веков, по образцу авторского права, для видов деятельности, которые являются недостаточно творческими для того, чтобы на их результаты можно было распространить авторское право. Содержание смежных прав существенно отличается в разных странах. Наиболее распространенными примерами являются исключительное право музыкантов-исполнителей, изготовителей фонограмм, организаций эфирного вещания.

Патентное право - система норм, которые устанавливают охрану изобретений, полезных моделей, промышленных образцов путем выдачи патентов.

Промышленные образцы. В качестве промышленного образца может охраняться новое и оригинальное художественно-конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид.

Средства индивидуализации - группа объектов интеллектуальной собственности, права на которые можно объединить в один правовой институт охраны маркетинговых обозначений. Включает в себя такие понятия, как: товарный знак, фирменное наименование, наименование места происхождения товара, доменное имя. Впервые правовые нормы об охране средств индивидуализации на международном уровне закреплены в Парижской конвенция по охране промышленной собственности, где товарным знакам посвящена большая часть конвенции, чем изобретениям и промышленным образцам.

Секреты производства (Ноу-хау) - это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т.п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.

Недобросовестная конкуренция отнесена к интеллектуальной собственности в п. viii ст. 2 Конвенции учреждающей ВОИС [3]. В юридической доктрине не выработано единого понятия недобросовестной конкуренции [20, c. 9]. В тоже время, существует классификация актов недобросовестной конкуренции, которая приведена в п. 3 ст. 10-bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности [4].

В частности, подлежат запрету:

. все действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия, продуктов или промышленной или торговой деятельности конкурента;

. ложные утверждения при осуществлении коммерческой деятельности, способные дискредитировать предприятие, продукты или промышленную или торговую деятельность конкурента;

. указания или утверждения, использование которых при осуществлении коммерческой деятельности может ввести общественность в заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товаров.

Охрана новых сортов растений. Охрана сортов растений должна происходить по процедуре, обозначенной Конвенцией об охране новых сортов растений [12]. Критерии охраноспособности сорта таковы:

отличие;

достаточное однообразие;

стабильность;

новизна.

2.2 Гражданско-правовая защита интеллектуальной собственности: общие положения


В содержании субъективного права обычно выделяют несколько правомочий: возможность требовать от обязанного лица определенного поведения, возможность осуществить субъективное право своими действиями и, наконец, возможность обратиться к суду за защитой нарушенного или оспариваемого права [26]. Следовательно, право на защиту является составным элементом субъективного гражданского права.

Одним из основополагающих принципов, призванных обеспечить защиту интеллектуальной собственности, является положение о том, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у автора (п. 3 ст. 1228 ГК РФ). Поэтому субъектами права на защиту являются прежде всего сами авторы.

Защищать права автора и обеспечивать их осуществление может и издатель. ГК РФ допускает такую возможность в тех случаях, когда произведение опубликовано анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора не оставляет сомнения в его личности). При отсутствии доказательств иного представителем автора считается издатель, имя или наименование которого указано на произведении. Это положение действует до тех пор, пока автор такого произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве (п. 2 ст. 1265 ГК РФ).

После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2 ст. 1316 ГК РФ.

От имени правообладателей или от своего имени защиту авторских и смежных прав могут осуществлять и организации по управлению правами на коллективной основе.

Аккредитованная организация (ст. 1244 ГК РФ) также вправе предъявлять требования в суде от имени неопределенного круга правообладателей, если это необходимо для защиты прав, управление которыми она осуществляет.

В соответствии со ст. 1248 ГК РФ споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» [14], при разрешении споров необходимо учитывать международные принципы охраны прав авторов и смежных прав.

Эти принципы закреплены в Бернской конвенции [1] по охране литературных и художественных произведений и в Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций.

В соответствии с Бернской конвенцией охрана прав авторов базируется на следующих принципах:

принцип национального режима охраны авторского права на литературные и художественные произведения, в соответствии с которым любому произведению, созданному в одной из стран - участниц Конвенции, в любой другой стране-участнице предоставляется такая же охрана, как и созданным в ней произведениям;

принцип возникновения авторского права независимо от выполнения каких-либо формальностей: регистрации, депонирования и т.п.;

принцип предоставления охраны во всех странах - участницах Конвенции независимо от наличия охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения.

Применительно к произведениям, охраняемым авторским правом, предусматривается, что охрана в стране происхождения произведения регулируется внутренним законодательством. Автор, если он не является гражданином страны происхождения произведения, в отношении которого ему предоставляется охрана, пользуется в этой стране такими же правами, как и авторы - граждане этой страны (ст. 5 Бернской конвенции).

Решая вопрос о возможности правовой охраны произведения на территории Российской Федерации, необходимо учитывать, что охрана предоставляется:

авторам, которые являются гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений, как выпущенных, так и не выпущенных в свет;

авторам, которые не являются гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, в отношении их произведений выпущенных в свет впервые в одной из стран или одновременно в стране, не являющейся участницей этой Конвенции, и в стране-участнице Бернской конвенции.

Авторы, не являющиеся гражданами одной из стран - участниц Бернской конвенции, но имеющие свое обычное местожительство в одной из таких стран, приравниваются для целей Бернской конвенции к гражданам этой страны.

При этом следует иметь в виду, что исходя из ст. 4 Бернской конвенции охрана распространяется:

на авторов кинематографических произведений, изготовитель которых имеет свою штаб-квартиру или обычное местожительство в одной из стран - участниц Бернской конвенции;

на авторов произведений архитектуры, сооруженных в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции, или других художественных произведений, являющихся частью здания или иного сооружения, расположенного в какой-либо стране - участнице Бернской конвенции.

В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций ст. 2 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана:

для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи;

для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории;

для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории.

Немаловажным стало введение в гражданское законодательство ответственности за грубые нарушения исключительных прав в сфере интеллектуальной собственности. В соответствии со ст. 1253 ГК РФ, суд может по требованию прокурора принять решение о ликвидации юридического лица, если оно неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (п. 2 ст. 61 ГК РФ).

Если такие нарушения совершает гражданин, его деятельность в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Автор или обладатель смежных прав может использовать технические средства защиты, под которыми понимаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения (ст. 1299 ГК РФ).

Иными словами, технические средства защиты (англ. «DRM» - digital rights management) - это программные либо программно-аппаратные средства, которые затрудняют создание копий охраняемых объектов интеллектуальной собственности (распространяемых в электронной форме) либо позволяют отследить создание таких копий. Например, в сети существуют технологии, наделяющие электронный документ возможностью саморазрушения в случае его незаконного использования. Возможно использование web-депозитария, который позволяет автору подтвердить факт и время публикации произведения в сети Интернет.

Для того чтобы предотвратить обход подобных барьеров, в соответствии со ст. 1299 ГК РФ в отношении произведений не допускается:

осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае нарушения указанных положений автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя возмещения убытков или выплаты компенсации в соответствии со ст. 1301 ГК РФ, кроме случаев, когда ГК РФ допускает использование произведения без согласия автора или иного правообладателя.

Примерный перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст. 12 ГК РФ и включает в себя: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиту права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсацию морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом.

Эти способы применимы и при защите интеллектуальной собственности.

Выбор способа защиты принадлежит обладателю исключительных прав. Однако, как правило, обладатель нарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а каким-либо конкретным способом защиты, который вытекает из характера совершенного правонарушения.

Как указывает ст. 1250 ГК РФ, интеллектуальные права защищаются способами, предусмотренными Гражданским кодексом, с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права.

Согласно ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

компенсации морального вреда;

публикации решения суда о допущенном нарушении.

Первый способ защиты - признание права - применяется, когда наличие у лица авторского или смежного права подвергается сомнению, оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий.

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ст. 262 ГПК РФ [9]).

В большинстве случаев требование о признании авторского права является предпосылкой применения других способов защиты. Например, чтобы взыскать убытки, связанные с незаконным использованием произведения, истец должен доказать, что именно он является его автором или иным правообладателем.

Признание права может сопровождаться публичным объявлением о его существовании, которое делается нарушителем или за его счет [17, c. 158].

Такой способ защиты, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется, когда нарушенное авторское или смежное право может быть восстановлено путем устранения последствий его нарушения (например, путем изъятия из оборота контрафактных экземпляров).

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, как способ защиты может применяться как самостоятельно (запрет обнародования произведения без согласия автора), так и в сочетании с другими способами защиты (признание авторства и запрет обнародования произведения без согласия автора).

Следующий способ защиты - это компенсация морального вреда (ст. 151 ГК РФ). Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (достоинство личности, деловая репутация и т.п.), либо нарушающими его личные неимущественные права (право на имя, право авторства и т.д.), либо нарушающими имущественные права гражданина.

Детальное регулирование вопросов компенсации морального вреда осуществляется посредством ст.ст. 1099-1101 ГК РФ.

Автор вправе использовать и такой способ защиты, как публикация решения суда о допущенном нарушении. В соответствии со ст. 35 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» [10], редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации.

Обладатели исключительных прав вправе требовать по своему выбору вместо возмещения убытков выплаты компенсации. Основанием для взыскания с нарушителя авторских и смежных прав компенсации является факт нарушения таких прав, установленный судом.

Согласно п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Ответчик отсутствие вины в своих действиях не доказал.

Установив факт нарушения ответчиком исключительных прав истца как правообладателя, суд заявленное требование обязан удовлетворить и взыскать с ответчика компенсацию [16].

В заключение второй главы можно сделать следующие выводы.

Интеллектуальная собственность (англ. Іntellectual property) - юридический термин, обозначающий совокупность прав, предоставляемых неким лицам (авторам или другим правообладателям), на нематериальные объекты. Понятие интеллектуальной собственности определено в ст. 1225 ГК РФ, как список результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, которым предоставляется правовая защита

В широком понимании интеллектуальная собственность означает закрепленные законом временные исключительные права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Законодательство, которое определяет права на интеллектуальную собственность, устанавливает монополию авторов на определенные формы использования результатов своей интеллектуальной, творческой деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими лицами лишь с разрешения первых.

Примерный перечень способов защиты гражданских прав содержится в ст. 12 ГК РФ и включает в себя: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиту права; присуждение к исполнению обязанности в натуре; возмещение убытков; взыскание неустойки; компенсацию морального вреда; прекращение или изменение правоотношения; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иные способы, предусмотренные законом. Эти способы применимы и при защите интеллектуальной собственности.

Выбор способа защиты принадлежит обладателю исключительных прав. Однако, как правило, обладатель нарушенного авторского или смежного права может воспользоваться не любым, а каким-либо конкретным способом защиты, который вытекает из характера совершенного правонарушения.


ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ПРАВ В ОБЛАСТИ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ


.1 Административная ответственность


Помимо гражданско-правовой ответственности за нарушения в области авторских и смежных прав устанавливается административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 7.12 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [8].

Правонарушение выражается в действиях лиц, незаконно использующих произведения или фонограммы, которые являются контрафактными либо на них указана ложная информация об их изготовителях, месте их производства, обладателях авторских и смежных прав, а равно иным образом нарушающих авторские и смежные права в целях извлечения доходов.

Совершение указанных действий влечет наложение административного штрафа:

на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фоно-грамм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроиз-ведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;

на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фоно-грамм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспро-изведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;

на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фоно-грамм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспро-изведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

К действиям, нарушающим авторские и смежные права, ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ относит ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными.

Под ввозом в Российскую Федерацию применительно к диспозиции ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ экземпляров произведений и фонограмм, являющихся контрафактными, следует понимать фактическое пересечение такими товарами таможенной границы и все последующие, предусмотренные Федеральным законом «О таможенном регулировании» [11] действия с экземплярами произведений и фонограмм, до их выпуска таможенными органами.

В качестве доказательств контрафактности аудио- и видеопродукции суды принимают письма и методические рекомендации Российской антипиратской организации (РАПО), согласно которым аудиовизуальные произведения на оптических носителях с записью более одного фильма являются контрафактными.

К признакам контрафактности аудиовизуальных произведений могут относиться:

отсутствие маркировки, содержащей наименование лицензиата и номера лицензии на корпусе аудио- или видеокассеты, на корпусе (защитном кожухе) иного магнитного или немагнитного носителя, а также на внутреннем кольце оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания.

Данная информация наносится при изготовлении экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм в соответствии с Положением о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 г. № 252 [13];

наличие на одном оптическом носителе двух и более фильмов (аудиовизуальные произведения в формате DVD в гражданский оборот выпускаются по одному фильму на каждом диске), а также наличие на диске фильмов, официальный выпуск которых только планируется (по информации РАПО);

отсутствие документов (договора с правообладателем, лицензии органа коллективного управления авторскими и смежными правами), предоставляющих право использовать аудиовизуальные произведения путем их распространения;

двусторонние носители (склеенные между собой стандартные компакт-диски), поскольку такая продукция не выпускается в России и за рубежом, отсутствует какая-либо техническая документация на их изготовление;

на полиграфическом оформлении отсутствуют данные о правообладателе, производителе (изготовителе) на территории РФ;

лицензия на носителе не соответствует лицензии на полиграфическом оформлении;

товар перевозится навалом или в разукомплектованном виде (компакт-диски, видео-, аудиокассеты и др.);

компакт-диски, нанизанные на стержень, незаписанные материальные носители;

компакт-диски, аудиокассеты, видеокассеты без указания маркировки, содержащей наименование лицензиата и номера лицензии на корпусе аудио- или видеокассеты, на корпусе (защитном кожухе) иного магнитного или немагнитного носителя, а также на внутреннем кольце оптического диска вокруг установочного отверстия со стороны считывания;

магнитная лента и корпуса для видеокассет поставляются раздельно;

отсутствие данных о заключенных лицензионных договорах при ввозе (вывозе) партий магнитных, оптических, механических носителей информации.

По действующему ГК РФ контрафактные экземпляры произведений и фонограмм подлежат уничтожению, в том числе при прекращении дела об административном правонарушении судом на стадии его рассмотрения.

Дела об административных правонарушениях по ст. 7.12 КоАП РФ рассматриваются судьями (ст. 23.1 КоАП РФ) на основании протоколов, составленных должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а по ч. 1 данной статьи - также таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

В целях решения вопроса о том, является ли экземпляр произведения контрафактным, необходимо оценивать все фактические обстоятельства дела, в частности:

обстоятельства и источник приобретения лицом указанного экземпляра, правовые основания его импорта, продажи и др.;

наличие договора о передаче (предоставлении) права пользования (например, авторского или лицензионного договора с автором или обладателем смежных прав);

соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора (выплата вознаграждения, тираж и т.д.);

заключение экспертизы изъятого экземпляра произведения.

После составления протокола об административном правонарушении, в соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ, протокол и материалы дела в течение суток направляются для рассмотрения в суды общей юрисдикции.

Привлечение лица к административной ответственности за использование контрафактной продукции не исключает возможность привлечения его к гражданской ответственности за это же правонарушение.


3.2 Уголовная ответственность


Вопросы, связанные с охраной интеллектуальной особственности, сегодня продолжают оставаться актуальными. Всем известно, что в России пиратство распространено повсеместно и купить оригинальную продукцию гораздо сложнее, чем контрафактную.

По данным правоохранительных и контролирующих органов, доля контрафактной продукции на потребительском рынке продолжает увеличиваться. Активный рост количества контрафакта обеспечивают прежде всего сами потребители, создающие спрос на контрафактную продукцию. Основная масса российских потребителей располагает небольшими финансовыми средствами, которые не позволяют им покупать оригинальные товары. Кроме того, качество пиратской продукции зачастую не намного хуже оригинала, так, если нет разницы, зачем платить больше?

В понимании обычного российского потребителя пиратская продукция ассоциируется прежде всего с аудио- и видеопродукцией. Однако сейчас пиратскую продукцию можно встретить во всех сферах потребительского рынка (от детских игрушек до автомобилей). Особую тревогу продолжает вызывать проблема фальсификации лекарственных средств.

Производство и реализация контрафактной и фальсифицированной продукции не только вредят здоровью и угрожают жизни потребителей, но и представляют серьезную угрозу экономической безопасности России.

Торговые убытки России в связи с нарушениями авторских прав, по некоторым оценкам, составляют около 1 млрд. долл. США в год, в том числе в сфере видеобизнеса до 600 млн. долл. США. В общем объеме товаров на рынке России на пиратскую продукцию приходится 70% в сфере полиграфии и книгоиздательства, 80% - в сфере видеобизнеса [25, c. 92].

Все вышесказанное свидетельствует о необходимости применения самой жесткой из всех возможных мер, предусмотренных законодательством, за нарушения авторских и смежных прав - уголовной ответственности.

За посягательство на авторские и смежные права уголовная ответственность установлена ст. 146 УК РФ. Законодатель относит данное деяние к преступлениям против конституционных прав и свобод человека и гражданина.

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УК РФ, нарушением авторских и смежных прав является присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. Это деяние наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 1 ст. 146 УК РФ).

Факт нарушения авторских прав путем присвоения авторства (плагиата), предусмотренный ч. 1 ст. 146 УК РФ, может состоять в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Часть 2 ст. 146 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере. Данное деяние наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок. Если деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 146 УК РФ, совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения, то это наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового (ч. 3 ст. 146 УК РФ). При этом указанные деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион рублей.

Незаконным является умышленное использование объектов авторских и смежных прав, осуществляемое в нарушение положений действующего законодательства Российской Федерации.

Устанавливая факт незаконного использования объектов авторских и смежных прав, суд выясняет и указывает в приговоре, какими именно действиями были нарушены права авторов произведений, их наследников, исполнителей, производителей фонограмм, организаций кабельного и эфирного вещания, а также иных обладателей этих прав.

Такими действиями могут быть совершаемые без согласия автора или обладателя смежных прав:

воспроизведение (изготовление одного или нескольких экземпляров произведения либо его части в любой материальной форме, в том числе запись произведения или фонограммы в память ЭВМ, на жесткий диск компьютера);

продажа, сдача в прокат экземпляров произведений или фонограмм;

публичный показ или публичное исполнение произведения;

обнародование произведений, фонограмм, исполнений, постановок для всеобщего сведения посредством их передачи по радио или телевидению (передача в эфир);

распространение в сети Интернет;

перевод произведения;

переработка произведения, переработка фонограммы, модификация программы для ЭВМ или базы данных;

иные действия, совершенные без оформления в соответствии с законом договора либо соглашения.

Экземпляры произведений или фонограмм считаются контрафактными, если изготовление, распространение или иное их использование, а равно импорт таких экземпляров нарушает авторские и смежные права, охраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации [15].

При решении вопроса о том, является ли экземпляр произведения контрафактным, учитываются все фактические обстоятельства дела, в том числе:

обстоятельства и источник приобретения лицом контрафактного экземпляра;

правовые основания его изготовления или импорта;

наличие договора о передаче (предоставлении) права пользования;

соответствие обстоятельств использования произведения условиям этого договора (выплата вознаграждения, тираж и т.д.);

заключение экспертизы изъятого экземпляра произведения.

Исходя из диспозиции ч. 2 ст. 146 УК РФ уголовная ответственность наступает за приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм.

Приобретение контрафактных экземпляров произведений или фонограмм состоит в их получении лицом в результате любой сделки по передаче права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления (например, в результате купли-продажи, мены либо при получении указанных предметов в качестве вознаграждения за проделанную работу, оказанную услугу или как средства исполнения долговых обязательств).

Под хранением контрафактных экземпляров произведений или фонограмм следует понимать любые умышленные действия, связанные с фактическим их владением (на складе, в местах торговли, изготовления или проката, в жилище, тайнике и т.п.).

Под перевозкой понимается умышленное их перемещение любым видом транспорта из одного места нахождения в другое, в том числе в пределах одного и того же населенного пункта.

За указанные деяния уголовная ответственность наступает, если они совершены в целях сбыта. Сбыт контрафактных экземпляров произведений или фонограмм заключается в их умышленном возмездном или безвозмездном предоставлении другим лицам любым способом (например, путем продажи, проката, бесплатного распространения в рекламных целях, дарения, размещения произведений в сети Интернет). Наличие у лица цели сбыта может подтверждаться, в частности, нахождением изъятых контрафактных экземпляров в торговых местах, пунктах проката, на складах и т.п., количеством указанных предметов.

При решении вопроса о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, суд устанавливает факт нарушения этим лицом авторских или смежных прав и указывает в приговоре, какое право автора или иного правообладателя, охраняемое какой именно статьей Гражданского кодекса РФ было нарушено в результате совершения преступления.

Как уже отмечалось ранее, авторские и смежные права защищаются тремя отраслями права - уголовным, административным и гражданским. Применение одних мер ответственности за использование контрафактной продукции не исключает возможности применения к нарушителю других мер ответственности. Данный вывод основан на материалах практики.

Правообладатель обратился в арбитражный суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании компенсации за нарушение исключительного права на программы для ЭВМ. В обоснование заявленных требований истец указал, что сотрудниками управления внутренних дел проведена контрольная закупка в компьютерном салоне, принадлежащем ответчику.

Проверкой установлено, что на компьютерах, реализуемых ответчиком, установлены контрафактные копии программ для ЭВМ, права на которые принадлежат истцу. Ответчик против удовлетворения иска возражал со ссылкой на прекращение уголовного дела, возбужденного в связи с выявленным нарушением авторских прав.

Суд отклонил довод ответчика, указав, что за нарушение авторских прав может быть применена как уголовная или административная, так и гражданско-правовая ответственность. Непривлечение ответчика к уголовной или административной ответственности само по себе не означает невозможности применения к нему мер гражданско-правовой ответственности.

Постановление о прекращении уголовного дела само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения лицом авторских прав, поскольку состав гражданско-правового деликта отличается от состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ.

В связи с тем что факт распространения ответчиком контрафактной продукции установлен, суд удовлетворил заявленное требование [16].

В заключении главы можно сделать следующие выводы.

Помимо гражданско-правовой ответственности за нарушения в области авторских и смежных прав устанавливается административная ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ.

Правонарушение выражается в действиях лиц, незаконно использующих произведения или фонограммы, которые являются контрафактными либо на них указана ложная информация об их изготовителях, месте их производства, обладателях авторских и смежных прав, а равно иным образом нарушающих авторские и смежные права в целях извлечения доходов.

Дела об административных правонарушениях по ст. 7.12 КоАП РФ рассматриваются судьями (ст. 23.1 КоАП РФ) на основании протоколов, составленных должностными лицами органов внутренних дел (милиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а по ч. 1 данной статьи - также таможенных органов (п. 12 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Привлечение лица к административной ответственности за использование контрафактной продукции не исключает возможность привлечения его к гражданской ответственности за это же правонарушение.

В соответствии с ч. 1 ст. 146 УК РФ, нарушением авторских и смежных прав является присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю. Это деяние наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев (ч. 1 ст. 146 УК РФ).

Факт нарушения авторских прав путем присвоения авторства (плагиата), предусмотренный ч. 1 ст. 146 УК РФ, может состоять в объявлении себя автором чужого произведения, выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем, издании под своим именем произведения, созданного в соавторстве с другими лицами, без указания их имени.

Часть 2 ст. 146 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

Если деяния, предусмотренные ч. 2 ст. 146 УК РФ, совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, в особо крупном размере, лицом с использованием своего служебного положения, то наступает ответственность по ч. 3 ст. 146 УК РФ. При этом указанные деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров произведений или фонограмм либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают сто тысяч рублей, а в особо крупном размере - один миллион рублей.

Итак, авторские и смежные права защищаются тремя отраслями права - уголовным, административным и гражданским. Применение одних мер ответственности за использование контрафактной продукции не исключает возможности применения к нарушителю других мер ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Товарная марка - любое имя, символ, число, слово, конструкция или изображение, используемые продавцом или производителем для идентификации своего товара и отличия его от однотипных товаров других компаний-изготовителей. Иначе говоря, товарная марка - это сочетание названия какого-либо товара и его графического изображения. Используется для большей узнаваемости потребителем товара, сужая сравниваемый круг товаров и упрощая процедуру выбора, так как нередко главную роль в выборе товара играет принадлежность его к определенной марке.

Создание товарной марки имеет свою специфику, отличную от разработки некоммерческой символики. Товарная марка часто представляется в виде графического изображения, рисунка, виньетки, особого сочетания букв, слов, цифр, оригинального названия и т.д. В ней может применяться амперсант (&) - символ, употребляемый в математической теории множеств (Jhonson &Jhonson). Так же товарная марка может включать в себя имя владельца компании, ее название и т.д.

Понятия товарная марка и торговая марка имеют различия. Торговая марка это товарный знак, присвоенный целому предприятию, а не какому-то отдельному им выпускаемому товару. Все же, некоторые совпадения между торговой и товарной маркой случаются, если название торговой марки проставляется на всех изделиях компании, и они становятся узнаваемыми больше по нему. Надо учесть, что одна компания может иметь всего лишь одну торговую марку, но несколько товарных марок. Понятия торговая марка и товарный знак так же имеют общие и отличительные черты. Торговая марка, как уже упоминалось выше - это тот же товарный знак, который присвоен не какому-то отдельному продукту, выпускаемому предприятием, а всему предприятию в целом. Товарный знак обладает правовой защитой. Под торговой маркой нередко имеются в виду такие понятия, как фирменные знак и марка, фабричная марка.

На сегодня не существует конкретного определения - что такое общеизвестный товарный знак. Также отсутствует общая, чёткая схема, определяющая понятие общеизвестной товарной марки. Однако существуют определенные факторы, которые рассматриваются при определении общеизвестности знака. К ним относятся репутация и уровень известности знака в соответствующем потребительском секторе, географическое распространение использования конкретного знака, срок его действия, сроки продления.

В соответствии ст. 1508 четвертой части ГК РФ общеизвестными товарными знаками в РФ признаются товарные знаки, получившие широкую известность среди потребителей в результате своего активного использования. Общеизвестный товарный знак обладает бессрочной правовой защитой. Решение о принятии «общеизвестным» товарного знака или товарной марки принимают соответствующие органы исполнительной власти, занимающиеся интеллектуальной собственностью. Одним из доказательств общеизвестности товарного знака может быть результат социологического опроса, проводимого независимой специализированной организацией по рекомендации Роспатента.

Важнейшим нововведением ГК РФ несомненно является ужесточение ответственности за нарушения авторских прав и иных прав интеллектуальной собственности. В первую очередь речь идет о возможности ликвидации по требованию прокурора в судебном порядке юридических лиц, неоднократно или грубо нарушивших исключительные права (ст. 1253 ГК РФ). Это может создать новые условия в работе российских организаций, как и любых других пользователей, осуществляющих массовое использование авторских произведений и других объектов интеллектуальных прав. Безусловно, это послужит важным барьером на пути пиратства, незаконного использования объектов интеллектуальной собственности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ


1.Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 г. (ред. от 28.09.1979 г.) // Бюллетень международных договоров. - № 9. - 2003.

.Всемирная конвенция об авторском праве (Заключена в Женеве 06.09.1952 г.) // Бюллетень по авторскому праву, том XXVIII, № 1, 1995, том XXIX, № 1, 1996, том XXX, № 1, 1997.

.Конвенция, учреждающая Всемирную Организацию Интеллектуальной Собственности (Подписана в Стокгольме 14.07.1967 г., изменена 02.10.1979 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

.Конвенция по охране промышленной собственности (Заключена в Париже 20.03.1883 г.) (ред. от 02.10.1979 г.) // Закон. - № 7. -1999 (извлечение).

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994 г.) (ред. от 02.11.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.

.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.11.2006 г.) (ред. от 23.07.2013 г.) // Собрание законодательства РФ. - 25.12.2006. - № 52 (1 ч.). - Ст. 5496.

.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000 г.) (ред. от 20.04.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2000. - № 32. - Ст. 3340.

.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001 г.) (ред. от 02.04.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.

.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002 г.) (ред. от 02.04.2014 г.) // Собрание законодательства РФ. - 18.11.2002. - № 46. - Ст. 4532.

.Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2124-1 (ред. от 02.07.2013 г.) «О средствах массовой информации» // Российская газета. - № 32. - 08.02.1992.

.Федеральный закон от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 12.03.2014 г.) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 29.11.2010. - № 48. - Ст. 6252.

.Постановление Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1577 (ред. от 24.12.2003 г.) «О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции по охране новых сортов растений» // Собрание законодательства РФ. - 22.12.1997. - № 51. - Ст. 5819.

.Постановление Правительства РФ от 28.04.2006 г. № 252 (ред. от 26.03.2014 г.) «О лицензировании деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу Федерального закона или договора)» // Собрание законодательства РФ. - 08.05.2006. - № 19. - Ст. 2078.

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 8. - август 2006.

.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 7. - июль, 2007.

.Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 г. № 122 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности» // Вестник ВАС РФ. - № 2. - февраль, 2008.

.Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. - М.: Фонд «Правовая культура», 1996.

.Головлева Е.Л. Торговая марка: Теория и практика управления. - М.: Аспект-Пресс, 2012.

.Голубков Е.П.. Основы маркетинга: Учебник. - М.: Изд-во «Финпресс», 2009.

.Городов О.А. Недобросовестная конкуренция: теория и правоприменительная практика. - М.: Статут, 2008.

.Гражданское право: Учебник / Под ред. Е.А. Суханова. Том I. - М.: Волтерс Клувер, 2011.

.Келлер, Кевин Лейн. Стратегический брэнд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом. - М.: Изд. дом «Вильямс», 2005.

.Коноплицкий В.А., Филина А.и. Экономический словарь: толково-терминологический. - М.: КНТ, 2008.

.Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М.: «Бизнес-книга», «ИМА-Кросс. Плюс», 2005.

25.Кравчук О.В. Зарубежный и отечественный опыт в противодействии преступлениям, связанных с нарушением авторского права и смежных прав / Вопросы российского и международного права <#"justify">28.Трикоз Е.Н. Основные новеллы четвертой части Гражданского кодекса РФ (интервью с И.А. Близнецом, профессором, доктором юридических наук, ректором Российского государственного института интеллектуальной собственности, действительным гос. советником III класса) // Арбитражное правосудие в России. - 2008. - № 1. - С. 10-161.

.Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ: Дис. на соискание уч. ст. док. юрид. наук. - М., 2000.

.Шестаков Д. Интеллектуальная собственность в системе российского права и законодательства // Российская юстиция. - 2012. - № 5. - С. 18-22.

.Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг / Пер. с англ. - М.: Сирин, 2002.

ПРИЛОЖЕНИЕ

интеллектуальный собственность товарный защита

Актуальность выбранной темы курсовой работы: «Товарные марки. Защита интеллектуальной собственности» обусловлена следующими обстоятельствами.

В связи с увеличением роли товарных знаков и марок в коммерции увеличилось и количество нарушений, связанных с использованием таких товарных знаков, марок, фирменных наименований

Интеллектуальная собственность сегодня - один из основных объектов развития экономики в России. Объектами интеллектуальной собственности являются произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, промышленные образцы, полезные модели, рационализаторские предложения, товарные знаки, результаты научно-исследовательских работ и другие разнообразные результаты интеллектуального труда

Использование результатов интеллектуальной деятельности, в частности изобретений, промышленных образцов, торговых марок (знаков), является одним из важнейших аспектов успешной коммерческой деятельности предприятия. Интеллектуальная собственность характеризуется отсутствием материальной (имущественной) формы. В хозяйственной деятельности такие активы называют нематериальными, и к ним относят ценности, имеющие стоимостную оценку и при этом не являющиеся материальными объектами. Кроме этого, такая интеллектуальная собственность стала поистине составляющей экономического состояния предприятия. Ее вносят в уставный фонд, охраняют, продают, используют в бизнес-процессах. Она может приносить весьма неплохой доход предприятию, если ее передают в пользование.

В последние несколько лет существенно возросла роль знаков для товаров и услуг как обозначений, которые не только указывают на производителя, но и отображают его репутацию. Товарный знак или торговая марка способны сделать товар или услуги моментально узнаваемыми. По статистическим данным, в условиях рыночной экономики около 40% потребителей покупают только те товары, которые обозначены известными им знаками, которые гарантируют качество.

Именно они являются связующим звеном в цепочке производитель - товар - покупатель. В большинстве случаев именно удачно придуманный логотип или изображение становятся залогом успеха той или иной компании на рынке, ее визитной карточкой. Знак делает конкретный товар или услугу узнаваемой среди множества подобных, и потребитель имеет возможность ориентироваться на рынке и выбирать понравившегося ему производителя.

В связи с увеличением роли товарных знаков и марок в коммерции увеличилось и количество нарушений, связанных с использованием таких товарных знаков, марок, фирменных наименований. Тенденции таковы, что рост числа конфликтов будет продолжаться. Когда фирмы разделяются или выделяются одна из другой, часто новые руководители не могут договориться между собой о том, как перераспределить материальные и нематериальные активы. В результате начинается борьба за фирменное наименование или товарный знак.

Российский, но и международный опыт в сфере предпринимательства показывает, что регистрация товарной марки (товарного знака) должна стать одним из первых шагов в деятельности фирмы. Невыполнение этого правила чревато для нее существенным материальным ущербом, а в отдельных случаях и потерей деловой репутации.

Гораздо легче защитить нарушенное право, чем доказывать, что это право изначально принадлежит тебе, хотя и не подтверждается законом.

С 1 января 2008 года вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса РФ «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Теперь можно с уверенностью утверждать, что правовая система РФ в части регламентации отношений в сфере интеллектуальной собственности полностью соответствует современному международному праву. Необходимо отметить, что не всегда терминология ГК РФ соответствует терминологии, принятой в международном праве, но это дело поправимое и необходимые законодательные изменения должны быть внесены.

Цель данной курсовой работы: исследовать особенности товарных марок и защиты интеллектуальной собственности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-Рассмотреть понятие и элементы товарной марки, класссификацию товарной марки и товарного знака;

-Проанализировать особенности защиты интеллектуальной собственности по российскому законодательству;

-Исследовать особеннности адиминистаитвной и уголовной ответственности за нарушения прав в области отношений, связанных с интеллектуальной собственностью.

Поставленная цель и задачи определили структуру курсовой работы: она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных при написании работы литературы и источников.

В первой главе работы рассмотрены основные теоретические аспекты товарной марки, а именно: понятие и элементы товарной марки, классификация товарной марки и товарного знака.

Во второй главе работы проанализированы особенности защиты интеллектуальной собственности по российскому законодательству.

В третьей главе работы исследованы особеннности адиминистративной и уголовной ответственности за нарушения прав в области отношений, связанных с интеллектуальной собственностью.

В заключении работы можно сделать следующие выводы:

Товарная марка - любое имя, символ, число, слово, конструкция или изображение, используемые продавцом или производителем для идентификации своего товара и отличия его от однотипных товаров других компаний-изготовителей. Иначе говоря, товарная марка - это сочетание названия какого-либо товара и его графического изображения. Используется для большей узнаваемости потребителем товара, сужая сравниваемый круг товаров и упрощая процедуру выбора, так как нередко главную роль в выборе товара играет принадлежность его к определенной марке.

Создание товарной марки имеет свою специфику, отличную от разработки некоммерческой символики. Товарная марка часто представляется в виде графического изображения, рисунка, виньетки, особого сочетания букв, слов, цифр, оригинального названия и т.д. Так же товарная марка может включать в себя имя владельца компании, ее название и т.д.

Понятия товарная марка и торговая марка имеют различия. Торговая марка это товарный знак, присвоенный целому предприятию, а не какому-то отдельному им выпускаемому товару. Все же, некоторые совпадения между торговой и товарной маркой случаются, если название торговой марки проставляется на всех изделиях компании, и они становятся узнаваемыми больше по нему. Надо учесть, что одна компания может иметь всего лишь одну торговую марку, но несколько товарных марок. Понятия торговая марка и товарный знак так же имеют общие и отличительные черты. Торговая марка, как уже упоминалось выше - это тот же товарный знак, который присвоен не какому-то отдельному продукту, выпускаемому предприятием, а всему предприятию в целом. Товарный знак обладает правовой защитой. Под торговой маркой нередко имеются в виду такие понятия, как фирменные знак и марка, фабричная марка.

На сегодня не существует конкретного определения - что такое общеизвестный товарный знак. Также отсутствует общая, чёткая схема, определяющая понятие общеизвестной товарной марки. Однако существуют определенные факторы, которые рассматриваются при определении общеизвестности знака. К ним относятся репутация и уровень известности знака в соответствующем потребительском секторе, географическое распространение использования конкретного знака, срок его действия, сроки продления.

В соответствии ст. 1508 четвертой части ГК РФ общеизвестными товарными знаками в РФ признаются товарные знаки, получившие широкую известность среди потребителей в результате своего активного использования. Общеизвестный товарный знак обладает бессрочной правовой защитой. Решение о принятии «общеизвестным» товарного знака или товарной марки принимают соответствующие органы исполнительной власти, занимающиеся интеллектуальной собственностью. Одним из доказательств общеизвестности товарного знака может быть результат социологического опроса, проводимого независимой специализированной организацией по рекомендации Роспатента.

Важнейшим нововведением ГК РФ несомненно является ужесточение ответственности за нарушения авторских прав и иных прав интеллектуальной собственности. В первую очередь речь идет о возможности ликвидации по требованию прокурора в судебном порядке юридических лиц, неоднократно или грубо нарушивших исключительные права (ст. 1253 ГК РФ). Это может создать новые условия в работе российских организаций, как и любых других пользователей, осуществляющих массовое использование авторских произведений и других объектов интеллектуальных прав. Безусловно, это послужит важным барьером на пути пиратства, незаконного использования объектов интеллектуальной собственности.


Теги: Товарные марки. Защита интеллектуальной собственности  Курсовая работа (теория)  Основы права
Просмотров: 3200
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Товарные марки. Защита интеллектуальной собственности
Назад