Типы принудительных мер медицинского характера

Сoдeржaниe


Введение

. Общие положения принудительных мер медицинского характера

.1 Понятие принудительных мер медицинского характера

.2 Юридическая природа и цели применения принудительных мер медицинского характера

. Виды принудительных мер медицинского характера

.1 Виды и порядок применения и прекращения принудительных мер медицинского характера

.2 Отличия принудительных мер медицинского характера от уголовного наказания, соединенные с исполнением наказания

Заключение

Библиографический список


Введение


Цель данной работы значится, в том, что уголовной ответственности и наказанию подлежит только психически полноценный человек, понимающий реальный характер происходящего и способный нести ответственность за свои поступки и поведение. Поэтому если общественно опасное деяние совершается в состоянии невменяемости, лицо не является субъектом преступления и не может нести уголовную ответственность.

Принудительные меры медицинского характера являются видом государственного принуждения и назначаются только судебными органами. Данные меры значатся принудительными, и обязательны к исполнению, так как их применение не зависит от волеизлияния того индивида, которому они назначаются. Однако они не считаются уголовным наказаниям, поскольку не содержат в себе карательных элементов и объективно не способны причинять страдания. Более того, принудительные меры медицинского характера вообще не могут обозначаться в качестве единицы уголовной ответственности, поскольку они не передают негативной критики от имени государства, не влекут правовых последствий (судимость). Не случайно меры назначаются, как правило, определением, а не приговором суда. Кроме того, перед принудительными мерами медицинского характера законодатель не обозначает в качестве целей восстановление социальной справедливости, исправление, а также общую профилактику преступлений. Их главное социальное назначение - это обеспечение лечения, улучшения психического состояния и социальной адаптации душевнобольных, защита интересов граждан и общества в целом, предупреждение общественно опасных деяний до момента их совершения.

Ecли oпрeдeлить oбщyю coциaльную нaпрaвлeннoсть и пpaвoвyю пpиpoдy пpинyдитeльных мep мeдицинcкoгo хapaктepa, тo иx следовало бы рассматривать в качестве мер безопасности, которые нам оказывает государство. В этом заключается актуальность данной работы.

Цель настоящей работы состоит в рассмотрение типов принудительных мер медицинского характера.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

Разобрать понятие принудительных мер медицинского характера;

Рассмотреть юридическую природу и цели применения принудительных мер медицинского характера;

Раскрыть виды и способ применения и прекращения принудительных мер медицинского характера;

Обозначить основания и последовательность применения принудительных мер медицинского характера, применяемые к больным хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией.

Рассмотреть принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания.

Предметом исследования курсовой работы является действующее законодательство и специально- юридическая литература, посвященная принудительным мерам медицинского характера. Объект исследования составляют правоотношения связанные с применением мер медицинского характера.

При написании данной курсовой работы были использованы нормативно-правовые источники российского законодательства и материалы судебной практики. Наиболее значимые исследования в данной области содержатся в работах Г.Н. Борзенкова, В.С. Комисарова, А.В. Наумова, В.Н. Кудрявцева.


1. Общие положения принудительных мер медицинского характера


.1 Понятие принудительных мер медицинского характера


Принудительные меры медицинского характера предусмотрены уголовным законом и применяются судом на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы к лицам, страдающим определенными психическими расстройствами и совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного Кодекса РФ. Такие нормы отражаются в принудительном врачебном психиатрическом наблюдении и лечении.

Действующий уголовный закон не содержит понятия принудительных мер медицинского характера. Поэтому в правовой литературе даются различные его определения, которые с разной степенью полноты раскрывают основные признаки данных мер, подчеркивая их юридическое и медицинское содержание.

Уголовный Кодекс РФ определяет начальные основы, цели, виды принудительных мер медицинского характера, а также порядок продления, изменения и прекращения таких мер. Исходя из этих нормативных положений, ученые дают либо более широкое (включающее основные и второстепенные признаки), либо более узкое (включающее наиболее существенные признаки) определение этого института уголовного права. Принудительные меры медицинского характера - это предусмотренные уголовным законом виды принудительного лечения, применяемые судом к лицам, совершившим общественно опасные действия (бездействие) или преступление, предусмотренное Особенной частью Уголовного Кодекса РФ, страдающим психическими расстройствами, в случаях, когда эти расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц. Принудительные меры медицинского характера - предусмотренные уголовным законом меры, применяемые в отношении лиц, совершивших общественно опасное деяние и страдающих психическим расстройством, алкоголизмом или наркоманией в целях их излечения. Юридическое принуждение предполагает определенного рода воздействие помимо воли адресата таких мер. Однако психически больной человек потому и нуждается в принудительном лечении, что обладает определенным пороком воли и сознания.

Согласно ст.11 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" лечение может проводиться без согласия лица, страдающего психическим расстройством, или без согласия его законного представителя только при применении принудительных мер медицинского характера по основаниям, предусмотренным Уголовным кодексом РФ, а также при недобровольной госпитализации. Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием. Они заключаются в оказании лицу, совершившему общественно опасное деяние, медицинской помощи. Обязательным условием применения меры медицинского характера является совершение лицом общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом.

Представляется неприемлемым определение принудительных мер медицинского характера, как мер безопасности. Подобная терминология содержится в УК Республики Беларусь, где раздел IV, посвященный принудительным мерам медицинского характера, получил название «Принудительные меры безопасности и лечения».

Определение принудительных мер медицинского характера как социально-правовых и медико-реабилитационных мер безопасности имеет место и в монографии Р.И.Михеева, А.В.Беловодского и др.

Подобное определение крайне пространно и нечетко. «Меры безопасности» не являются уголовно-правовым представлением. Использование таких терминов не совпадает с ч. 2 ст. 2 УК РФ, где в качестве средств осуществления задач Уголовного Кодекса РФ наряду с наказанием называются другие меры уголовно-правового характера. Принудительные меры медицинского характера именно к таким мерам и относятся.

Наконец, название принудительных мер медицинского характера мерами социальной безопасности приводит к расширению круга лиц, к которым возможно их применение, за счет ВИЧ-инфицированных, страдающих венерическими заболеваниями, больных открытой формой туберкулеза и т.д., к которым согласно ст. 18 УИК РФ применяется обязательное лечение. Эта позиция также противоречит уголовному закону.

В Уголовном Кодексе РФ 1996 г. достаточно точно сформулированы основания применения принудительных мер медицинского характера.

Согласно ст. 97 УК РФ такими основаниями являются:

а) совершившим деяния, предусмотренные статьями Особенной части настоящего Кодекса, в состоянии невменяемости;

б) у которых после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания;

в) совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости.

Эти лица в силу болезненного состояния психики не способны осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими (ст. 21 УК). Применение наказания к лицам, признанным невменяемыми, было бы несправедливым и нецелесообразным, так как своих целей - достижения социальной справедливости, исправления и специального предупреждения - наказание в данном случае не достигает.

Приведем пример из практики:

А., находясь в невменяемом состоянии, 22 февраля 2003 г. нанес Г. удар трубой по голове, причинив легкий вред здоровью без его кратковременного расстройства.

В надзорном представлении заместитель Генерального прокурора Российской Федерации просит отменить состоявшиеся судебные решения, указывая, что А. совершил общественно опасное деяние небольшой тяжести, а согласно ч. 2 ст. 443 УПК РФ в случае совершения невменяемым лицом деяния небольшой тяжести суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера.

Проверив уголовное дело, материалы об изменении вида принудительной меры медицинского характера и о продлении принудительной меры медицинского характера, обсудив доводы надзорного представления, Судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Совершенное А. общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 116 УК РФ, в соответствии со ст. 15 УК РФ относится к категории небольшой тяжести.

Согласно ч. ч. 2, 4 ст. 443 УПК РФ в случае совершения невменяемым лицом деяния небольшой тяжести суд выносит постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера. Копия постановления суда направляется в орган здравоохранения для решения вопроса о лечении или направлении лица, нуждающегося в психиатрической помощи, в психиатрический стационар.

Медицинская помощь такому лицу, его госпитализация в психиатрический стационар может быть осуществлена органами здравоохранения в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Однако как суд первой инстанции, так и суд надзорной инстанции приняли ошибочные решения, не основанные на законе.

При таких условиях состоявшиеся в отношении А. судебные решения подлежат отмене с прекращением производства по уголовному делу и отказом в применении принудительных мер медицинского характера.

Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, которые совершили противоправное действие (бездействие) в состоянии вменяемости, а затем до суда, во время судебного разбирательства либо в период исполнения наказания заболели психическим расстройством, делающим невозможным назначение или исполнение в отношении них наказания.

Суд выносит определение о прекращении уголовного дела либо об освобождении этого лица от наказания и о применении к нему принудительной меры медицинского характера с указанием, какой именно конкретно, если у лица после совершения им преступления наступило хроническое (необратимое) нарушение психического здоровья. Boпрoc o вoзобновлении производства по уголовному делу или исполнении неотбытой части наказания не ставится после прекращения принудительного лечения вследствие изменения состояния здоровья.

В том же случае, когда у лица после совершения им преступления наступило временное душевное paccтрoйcтвo, скажем, реактивное состояние в связи с расследованием уголовного дела и страхом в последствие этого быть наказанным, принудительная мера медицинского характера назначается до выхода лица из болезненного состояния, т.е. до восстановления способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и управлять ими. При условии, что лицо излечилось, и применение принудительного лечения прекращено, в таком случае суд возобновляет приостановленное уголовное дело или принимает решение о продолжении исполнения неотбытой части наказания, к которому лицо ранее было приговорено.

В соответствии со ст. 103 УК РФ время, в течение которого к лицу применялось принудительное лечение в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок наказания из расчета один день пребывания в стационаре за один день лишения свободы.

Принудительные меры медицинского характера применяются к лицам, совершившим преступление в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 22 УК РФ). Такие лица подлежат уголовной ответственности и наказанию, но их психическое здоровье учитывается судом при назначении наказания и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Принудительное наблюдение и лечение применяется к указанным индивидам наряду с уголовным наказанием. Осужденным к лишению свободы - в местах лишения свободы, а осужденным к иным видам наказания - в учреждениях органов здравоохранения, где им оказывается амбулаторная психиатрическая помощь.


1.2 Юридическая природа и цели применения принудительных мер медицинского характера


Использование принудительных мер медицинского характера к лицам, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, и контроль психических аномалий при назначении наказания является новацией Уголовного Кодекса РФ 1996 г. Реализация этого положения на практике позволит существенно повлиять на эффективность уголовного наказания и возможность реабилитирующего воздействия на осужденного.

Принудительные меры медицинского характера трем указанным категориям лиц назначаются только в случае, когда психические расстройства связаны с вероятностью причинения этими лицами другого значительного вреда либо с угрозой для себя либо других лиц (ч. 2 ст. 97 УК РФ).

Использование принудительного лечения является правом суда, а не его безоговорочным обязательством. Оно может применяться только в двух случаях: когда лицо, помимо совершения им общественно опасного деяния в связи с психическим расстройством, способно причинить еще и другой существенный вред (например, уничтожить имущество, сотворить поджег, лишить жизни) или по своему состоянию и поведению представляет опасность для самого себя или окружающих его лиц (вспышки агрессивности, неуправляемость, абсурдные состояния, расстройство стремлений и т.п.). Таким образом, судебные органы, разрешая вопрос о применении принудительных мер медицинского характера, обязаны исходить не только из оценки психического состояния лица в момент совершения общественно опасного деяния, но и уметь прогнозировать его поведение с точки зрения потенциальной общественной угрозы (либо отсутствия таковой).

Если перечисленные выше лица по своему психическому состоянию не представляют опасности для себя или других лиц, суд может принять решение о нецелесообразности применения к ним принудительных мер медицинского характера и передать необходимые материалы о состоянии их здоровья в органы здравоохранения для решения вопроса о добровольном лечении таких лиц или помещении их в психоневрологические учреждения социального обеспечения (интернаты) в порядке, установленном законодательством РФ о здравоохранении.

Принудительные меры медицинского характера содержат в себе два критерия - юридический и медицинский.

К юридическому аспекту относятся основания, цели, виды, порядок назначения, исполнения, продления, изменения либо прекращения принудительных мер медицинского характера, которые регламентируются уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.

Медицинский критерий определяется самим содержанием этих мер, задачами излечения нуждающихся в принудительном лечении лиц или улучшения их психического состояния, а также тем, что выводы о диагнозе психического расстройства, рекомендации по назначению и проведению лечения, профилактике психических расстройств и необходимых социально-реабилитационных мероприятий дают врачи-психиатры.

Таким образом, хотя в принудительных мерах медицинского характера господствует юридический критерий, они по своей сути остаются медицинскими и целей уголовного наказания не преследуют.

Невзирая на то, что принудительные меры медицинского характера являются разновидностью мер государственного принуждения и назначаются судом, к мерам уголовного наказания они не относятся, от того, что используются на основании определения суда, а не приговора, не содержат карательного элемента, не выражают негативной оценки от имени государства общественно опасных действий (либо бездействия) лиц, страдающих душевными расстройствами, не направлены на исправление указанных лиц и восстановление социального равенства, продолжительность их применения зависит от состояния больного, они не влекут судимости.

В Уголовном Кодексе РФ 1996 г. (ст. 98) впервые в уголовном законе нашей страны сформулированы цели применения принудительных мер медицинского характера. К ним относятся, во-первых, лечение лиц, совершивших социально опасное действие (бездействия), либо такое совершенствование их психического здоровья, при котором они перестают представлять общественную опасность; во-вторых, профилактика совершения такими индивидами новых деяний, предусмотренных статьями Особенной части Уголовного Кодекса РФ.

Таким образом, принудительные меры медицинского характера направлены на охрану как интересов лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших правонарушение либо общественно опасное деяние, излечение таких лиц или как программу-минимум - улучшение их психического состояния и социальную адаптацию, так и интересов социума - предупреждение допустимых общественно опасных действий (бездействия) с их стороны в будущем.

В отличие от наказания суд, назначив принудительные меры медицинского характера, не устанавливает их продолжительность, так как не в состоянии определить срок, необходимый для излечения или улучшения состояния здоровья лица.

Условия и порядок исполнения принудительных мер медицинского характера определяются уголовно-исполнительным законом, Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г., ведомственными актами органов здравоохранения.

Принудительные меры медицинского характера в соответствии со ст. 97 Уголовный Кодекс РФ применяются, во-первых, к лицам, совершившим общественно опасные деяния, предусмотренные законом, в состоянии невменяемости (п. "а" ч. 1 ст. 97 УК РФ). Поскольку невменяемое физическое лицо не может быть субъектом преступления, в таких случаях следует говорить не о преступлении, а об общественно опасном деянии. Во-вторых, подобные же меры применяются к лицам, заболевшим до или после вынесения приговора психической болезнью, которая делает невозможным назначение или исполнение наказания (п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ). Принудительные меры медицинского характера, в-третьих, применяются также к лицам, совершившим преступление и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости (п. "в" ч. 1 ст. 97 УК РФ). Как уже обозначалось в работе, вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу душевного расстройства не могло в полной мере понимать явный характер и социальную опасность своих действий (бездействия) управлять ими и нести ответственность за них, подлежит уголовной ответственности. Но данное психическое расстройство может служить и основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ). Принудительные меры медицинского характера могут применяться к лицам, совершившим преступление и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма или наркомании (п. "г" ч. 1 ст. 97 УК РФ).


2. Виды принудительных мер медицинского характера


.1 Виды и порядок применения и прекращения принудительных мер медицинского характера


Часть 1 ст. 99 Уголовного Кодекса РФ предусматривает четыре вида принудительных мер медицинского характера, которые могут быть назначены судом:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Тип принудительных мер медицинского характера назначает суд, рассматривая при этом заключение судебно-психиатрической либо судебно-наркологической экспертизы. Заключение экспертизы не является для суда обязательным, как и любое доказательство, оно подлежит проверке и оценке, однако несогласие с выводом экспертов должно быть мотивировано (ст. ст. 80, 88 УПК РФ). В действующем УК произошла дальнейшая дифференциация принудительных мер медицинского характера, в частности впервые закон предусматривает (п. "а" ч. 1 ст. 99 УК) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, т.е. меру, не связанную с помещением лица в психиатрический стационар. Кроме того, определено три класса психиатрических стационаров (взамен принудительного лечения в психиатрических больницах общего типа или специального типа): общего типа, специализированного типа, специализированного типа с интенсивным наблюдением. Названные в законе три вида психиатрических стационаров делятся с учетом критериев обеспечения охраны помещенных туда лиц и других лиц, находящихся на лечении в психиатрическом стационаре, при различиях в режиме содержания, степени интенсивности наблюдения за этими индивидами.

Психическое состояние лица степень его опасности для себя, окружающих, возможность совершения иного общественно опасного деяния, служит критерием назначения судом конкретного вида принудительного лечения.

Наряду с психическим здоровьем лица, характером совершенного им преступления нельзя не учитывать принцип необходимости и достаточности принудительной меры для эффективности достижения целей применения этих мер. Лечение определяется состоянием больного, диагнозом заболевания, а не видом принудительных мер медицинского характера.

Лицам, осужденным за деяния, совершенные в состоянии вменяемости, но нуждающимся в лечении психических расстройств, не исключающих вменяемости, суд наряду с наказанием может назначить принудительную меру медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра. Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра означают направление лица, к которому оно применено, под наблюдение учреждения, осуществляющего медицинскую помощь по месту жительства (обычно - психоневрологический диспансер), в случае освобождения лица от уголовной ответственности или наказания либо по месту отбывания наказания. Используя эту меру, суд должен рассматривать, что лицо по своему психическому состоянию и характеру совершенного преступления представляет, как правило, минимальную опасность для социума, а также что оно способно разумно осознать смысл применяемой меры, предписаний врача, соблюдения режима и возможность самостоятельно либо с помощью родственников удовлетворять свои потребности.

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра может быть применено: к лицам, совершившим общественно опасные деяния (преступления) в состоянии временного психического расстройства (острые психозы), это состояние не имеет выраженной тенденции к повторению; к лицам после проведения принудительного лечения хронического психического расстройства, но в случаях необходимости врачебного контроля и необходимости профилактики или фиксирования данного лечения. Этот вид принудительных мер медицинского характера обозначает наблюдение за психическим здоровьем лица со стороны психиатра, а так же, регулярные осмотры, оказание необходимой медицинской и социальной помощи (Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", ст. 26).

Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение - мера медицинского характера, соединенная с исполнением наказания (ст. 104 УК РФ); она имеет особые отличия от применения ее в отношении лиц, освобожденных от уголовной ответственности в связи с тяжелыми психическими расстройствами. Осуществление этой меры возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительной колонии в случае отбывания наказания в виде лишения свободы, в связи с чем в штате этих учреждений необходимы психиатры, наркологи. Если лицу назначено наказание, не связанное с лишением свободы, то исполнение этой меры возлагается на учреждение здравоохранения.

В ч. 2 ст. 104 Уголовного Кодекса РФ ставится вопрос о последствиях изменения психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения. В таких случаях оно не носит характер принудительной меры и осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством о здравоохранении. Время пребывания в стационаре засчитывается в срок отбывания наказания (ст. 103 УК РФ).

Только на основании заключения комиссии врачей-психиатров прекращается применение принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, осуществляется судом по представлению органа, исполняющего наказание. Принудительное лечение в психиатрическом стационаре может быть вызвано, если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть использованы только в психиатрическом стационаре.

В психиатрическом стационаре общего типа проводится лечение лиц, которые по своему психическому состоянию нуждаются в стационарном лечении и наблюдении, но не требуют интенсивного наблюдения.

В психиатрический стационар специализированного типа направляются лица, которые по своему психическому здоровью требуют постоянного наблюдения, которое обеспечивается медицинскими работниками, а также организацией наружной охраны стационара.

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением назначается лицам, которые по своему психическому состоянию представляют повышенную опасность для себя и для общества в целом и требуют постоянного интенсивного наблюдения. Как правило, это лица, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления, либо неоднократно совершающие общественно опасные деяния, а их психическое состояние обозначается тяжелыми психическими расстройствами. В таких стационарах существуют специальные отделы охраны не только для наружной охраны больниц, но и для надзора за поведением этих лиц внутри помещений с использованием средств сигнализации и дополнительного контроля, который осуществляется подготовленными специалистами.

В ходе применения принудительных мер медицинского характера, учитывая цели их применения, может изменяться психическое состояние индивидов, подвергнутых этим мерам. В интересах соблюдения прав этих категорий лиц, названных в ч. 1 ст. 97 Уголовного Кодекса РФ, исходя из факта невозможности прогнозирования времени, достаточного для излечения или улучшения их психического состояния, уголовное законодательство регламентирует вопросы продления, изменения и прекращения применения принудительных мер медицинского характера (ст. 102 УК РФ). Важными в этом вопросе следует считать положения закона о том, что только суд принимает решение о продлении, изменении и прекращении применения принудительных мер медицинского характера (ч. 1 ст. 102 УК РФ), а также об обязательном, регулярном, освидетельствовании лиц в виде прохождении медицинской комиссии, находящихся на принудительном лечении, что позволяет не только решать, но и осуществлять судебный контроль за ходом применения этих мер. Освидетельствование лиц, страдающих душевными расстройствами, находящихся на принудительном лечении, осуществляет комиссия врачей-психиатров, которая проводит данные медицинские действия не реже одного раза в 6 месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. В Уголовном Кодексе РФ, Федеральным законом от 20 марта 2001 года внесены изменения, касающиеся положения о том, что освидетельствование может осуществляться и вне зависимости от принятых в законе сроков, с учетом психического состояния лица, по инициативе лечащего врача, по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника через администрацию учреждения. Такое ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. Закрепление в уголовном законе регулярности комиссионного освидетельствования лиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся на принудительном лечении, является дополнительной гарантией защиты прав и законных интересов этих лиц.

Представление в суд заключения медицинской комиссии психиатров осуществляет администрация стационара.

Первое заключение комиссии врачей-психиатров о продлении применения принудительной меры медицинского характера направляется в суд по истечении 6 месяцев после его начала, а в дальнейшем комиссионные освидетельствования проводятся по общему правилу, а заключение о необходимости продления этих мер направляется в суд один раз в год.

Суд пролонгирует принудительные меры медицинского характера при отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера (ч. 2 ст. 102 УК РФ), другими словами, врачи-психиатры в заключение должны прийти к выводу об отсутствии существенных изменений или отсутствии данных о стойкости состояния больного и учитывая это состояние с точки зрения угрозы для больного и общества в целом. Изменение принудительных мер медицинского характера может произойти как в сторону смягчения, так и в сторону перехода к более жесткому его виду. Для изменения принудительной меры медицинского характера необходимо, чтобы не только отпала необходимость в применении ранее назначенной меры, но и возникла необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера (ч. 3 ст. 102 УК РФ). Под этим раскрываются основания применения различных видов принудительного медицинского характера, раскрытых в ст. ст. 100, 101 Уголовного Кодекса РФ. Практика показывает, что улучшение психического состояния пациента позволяет психиатрам в заключение ставить вопрос о переводе этого лица из стационара специального типа в стационар общего типа, а так же возможность, и использовании перехода к амбулаторному принудительному наблюдению и лечению; а при ухудшении психического состояния - наоборот.

Причины для прекращения применения принудительных мер является либо выздоровление индивида, либо такое изменение его психического здоровья, при котором отпадает его социальная опасность, а значит, отпадает надобность в применении ранее назначенной меры. Наиболее существенным показателем прекращения применения принудительного лечения является выздоровление, хотя чаще психиатры имеют дело с улучшением клинического состояния, а нередко его ухудшением, но результатом является уменьшение опасности этих лиц. В том случае если эти изменения расцениваются как достаточно стойкие, то есть основания ставить вопрос перед судом об отмене принудительных мер. Суд может передать органам здравоохранения необходимые материалы в отношении этих лиц для дальнейшего лечения или направления в психоневрологические учреждения социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством о здравоохранении.


2.2 Отличия принудительных мер медицинского характера от уголовного наказания, соединенные с исполнением наказания.


Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания, отличаются определенной спецификой. Они применяются к лицам, совершившим преступление в состоянии вменяемости, но страдающим психическими аномалиями и признанным ограниченно вменяемыми. Данные лица могут быть осуждены к лишению свободы или к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, например, к исправительным работам, обязательным работам, ограничению свободы.

Исполнение принудительных мер медицинского характера возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительного учреждения при отбывании наказания в виде лишения свободы. При отбывании наказания в виде лишения свободы исполнение принудительных мер медицинского характера возлагается на администрацию и медицинскую службу исправительного учреждения. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания указанной категории лиц организуются лечебно-профилактические учреждения - специализированные психиатрические больницы и лечебные исправительные учреждения для амбулаторного лечения (ст. 101 УПК РФ).

Принудительное лечение при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, возлагается на медицинские учреждения органов здравоохранения, оказывающие амбулаторную психиатрическую помощь по месту жительства (психоневрологические диспансеры, отделения, кабинеты поликлиники).

Поскольку в соответствии с Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» к этим лицам не применяются недобровольные меры психиатрической помощи, выполнение назначенного им амбулаторного режима наблюдения и лечения не может обеспечиваться медицинским персоналом. Эта обязанность должна выполняться органами, на которые возложено исполнение наказания, и также регулироваться нормами уголовно-исполнительного законодательства, которые в настоящее время отсутствуют.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 Уголовного Кодекса РФ при изменении психического состояния осужденного, требующего стационарного лечения, помещение осужденного в психиатрический стационар или иное лечебное учреждение (например, больница необходимого профиля для лечения соматических заболеваний, существенно влияющих на интенсивность проявления психических расстройств) производится в порядке и по основаниям, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о здравоохранении. Это означает, что такое стационарное лечение не является принудительной мерой медицинского характера.

Осужденные к наказанию, связанному с лишением свободы, помещаются в таких случаях в стационарные лечебно-профилактические учреждения мест лишения свободы. Госпитализация осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы, осуществляется в психиатрические стационары органов здравоохранения. При этом срок отбывания наказания не прерывается. Время пребывания в указанных учреждениях засчитывается в срок отбывания наказания.

При отсутствии необходимости дальнейшего лечения осужденного в указанных учреждениях выписка производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении (ч. 3 ст. 104 УК РФ), после чего он по решению суда направляется для дальнейшего отбывания наказания.

Окончание исполнения наказания, с которым соединено принудительное лечение, не влечет автоматического прекращения принудительного лечения, назначенного в соответствии со ст. 104 Уголовного Кодекса РФ. Для такого прекращения необходимо отсутствие оснований его назначения.

Прекращение принудительной меры медицинского характера, соединенной с исполнением наказания, производится судом по представлению органа, исполняющего наказание, на основании заключения медицинской комиссии врачей-психиатров.

Оценка содержания ст. 104 Уголовного Кодекса РФ позволяет понять то, что изменение данной принудительной меры и продление ее применения судом, в отличие от других принудительных мер медицинского характера, уголовным законодательством не предусмотрено.

Заключение


Принудительные меры медицинского характера в соответствии со ст. 97 Уголовного Кодекса РФ применяются, во-первых, к лицам, совершившим общественно опасные действия (бездействие), предусмотренные законом, в состоянии невменяемости. Поскольку невменяемое физическое лицо не может быть субъектом правонарушения, в таких ситуациях следует говорить не о преступлении, а об общественно опасном деянии. Во-вторых, подобные меры применяются к лицам, заболевшим психическим расстройством до или после вынесения приговора, которое делает невозможным назначение или исполнение наказания. Принудительные меры медицинского характера, в-третьих, применяются также к лицам, совершившим противоправное действие и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать действительный характер и общественную опасность своих действий (бездействия), руководить ими и нести ответственность за них, подлежит уголовной ответственности.

Принудительные меры медицинского характера в соответствии с ч. 2 ст. 97 Уголовного Кодекса РФ могут назначаться указанным лицам только в тех случаях, когда психические расстройства соединены с возможностью причинения такими лицами иного существенного вреда либо с угрозой для себя и общества в целом.

Судебные органы могут назначить следующие типы принудительных мер медицинского характера: амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра; принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа; принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

По представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение суд продляет, изменяет и прекращает применения принудительных мер медицинского характера, на основании заключения медицинской комиссии психиатров

Лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера, подлежит освидетельствованию комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения или об изменении такой меры. Медицинское освидетельствование такого лица проводится по инициативе лечащего врача, если в процессе лечения он пришел к выводу о необходимости изменения принудительной меры медицинского характера либо прекращения ее применения, а также по ходатайству самого лица, его законного представителя и (или) близкого родственника. Ходатайство подается через администрацию учреждения, осуществляющего принудительное лечение, вне зависимости от времени последнего освидетельствования. При отсутствии оснований для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, представляет в суд заключение для продления принудительного лечения. Первое продление принудительного лечения может быть произведено по истечении шести месяцев с момента начала лечения, в последующем продление принудительного лечения производится ежегодно.

Изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае такого изменения психического состояния лица, при котором пропадает потребность в применении прежде назначенной меры либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

В случае прекращения применения принудительного лечения в психиатрическом стационаре суд может передать необходимую информацию в отношении лица, находившегося на принудительном лечении, органам здравоохранения для решения вопроса о его лечении или направлении в психоневрологическое учреждение социального обеспечения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о здравоохранении.

принудительный мера медицинский

Библиографический список


Нормативные акты

1.Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237.

2.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 25. - Ст. 2954.

.Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 20.08.1992. N 33. Ст. 1913.

Судебная практика

4.Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 26.04.1984 N 4 "О судебной практике по применению, изменению и отмене принудительных мер медицинского характера" // Сборник постановлений Пленума Верховного Суда СССР. 1924 - 1986 гг. - М., 1987.

5.Бюллетень Верховного Суда РФ. 1997. N 12. С 6-7.

.Определение Верховного Суда РФ от 04.07.2010 N 11-дп06-66 // Консультант плюс.

Литература

7.Батанов А.Н., Друзин А.И., Рагулина А.В., Чучаев А.И. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве России. - Ульяновск, 2002.

8.Бубнова Т.А. О проблеме исполнения наказаний в отношении осужденных к лишению свободы, страдающих психическими расстройствами // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2007. - N 1.

.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Лебедева В.М. - М.: Юрайт-М, 2010. - 521с.

.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. В.К. Дуюнова - М.: Волтерс Клувер, 2010. - 612с.

.Крылова Н.Е., Серебренникова А.В. Уголовное право зарубежных стран (Англии, США, Франции, Германии). - М., 1998.

.Курс российского уголовного права. / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. - М., 2010. - 412с.

.Курс уголовного права. Том 1. / Под ред. Г.Н. Борзенкова, В.С. Комиссарова - М.: ИКД «Зерцало-М», 2010. - 634с.

.Михеев Р.И., Беловодский А.В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве - социально-правовые и медико-реабилитационные меры безопасности. - Владивосток, 2000.

.Наумов А.В. Российское уголовное право. - М.: Юрист, 2010. - 587с.

.Нерсесян А.А. Вопросы наказуемости в уголовном праве ФРГ и США. - М., 2002.

.Овчинникова А.П. Сущность и назначение принудительных мер медицинского характера. - М., 2007.

.Право и психиатрия / Под ред. С.В. Бородина. - М., 2001.

.Протченко Б.А. Принудительные меры медицинского характера. - М., 2010.

.Российское уголовное право / Под ред. В.Н.Кудрявцева и А.В. Наумова. - М.: Норма, 2010. - 623с.

.Уголовное право России. / Под ред. Б. В. Здравомыслова - М.: Проспект, 2010. - 574с.

.Шишков С. Исполнение принудительных мер медицинского характера (проблемы правового регулирования) // Законность. - 2007. - N 6.


Теги: Типы принудительных мер медицинского характера  Курсовая работа (теория)  Основы права
Просмотров: 33956
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Типы принудительных мер медицинского характера
Назад