Типичные нарушения при проведении предвыборной агитации в ходе муниципальных выборов и пути их нейтрализации

ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Пермский филиал РАНХ и ГС


Реферат

по муниципальному праву

Типичные нарушения при проведении предвыборной агитации в ходе муниципальных выборов и пути их нейтрализации


Пермь 2013

Оглавление


Введение

Глава 1. Понятие, содержание, виды муниципальных выборов в Российской Федерации

Глава 2. Предвыборная агитация в ходе муниципальных выборов.

Типичные нарушения и пути их нейтрализации

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение


Муниципальные правовые отношения и институты, начиная с 1993г., находятся в состоянии реформирования, происходит поиск наиболее оптимальных путей их становления и развития.

Одновременно с этим продолжается преобразование и совершенствование политических институтов нашего государства, ее избирательной системы. Эти процессы протекают параллельно, взаимно влияя друг на друга, выдвигая новые требования к законодательству и правоприменению.

В демократическом государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов - один из наиболее ярких показателей действительного демократизма существующего в стране политического строя.

Статьи 3 Конституции РФ гласит «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, …высшим непосредственным выражением власти являются референдум и свободные выборы».

Выборы представляют собой узаконенную форму прямого народного волеизлияния, важнейшее проявление демократии. Именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.

Проведение периодических свободных выборов на местах составляет основу представительной демократии в сфере местного самоуправления.

Муниципальные выборы имеют большое значение, так как на них избираются представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления. Именно таким образом формируются властные структуры, максимально приближенные к населению, на которые возлагается решение вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.

Причем выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью органов и должностных лиц, ответственных перед населением. Муниципальные выборы, посредством которых формируются подотчетные и подконтрольные населению выборные органы местного самоуправления, являются необходимым элементом системы организации и функционирования местного самоуправления.

Актуальность темы «Типичные нарушения при проведении предвыборной агитации в ходе муниципальных выборов и пути их нейтрализации» заключается в том, что каждый элемент муниципального избирательного процесса, начиная с правового статуса муниципальных избирателей и кандидатов на выборные местные должности и заканчивая процедурами голосования, обладает своей спецификой, иногда достаточно ярко выраженной. Поэтому исследование общественных отношений, являющихся предметом муниципального избирательного права, и норм, их регулирующих, является, несомненно, актуальным и значимым.

Вместе с тем, базовые принципы проведения муниципальных выборов - свобода, честность и нефальсифицированность, всеобщность, равенство, тайность голосования, обязательность и периодичность должны быть соблюдены, иначе это приведет к нарушению законодательства. А также стоит отметить, что нахождение путей нейтрализации этих нарушений не менее важный аспект.

Основная цель данного исследования проанализировать и обобщить общие понятия о муниципальных выборах, их главных особенностях, выявить типичные нарушения при проведении предвыборной агитации в ходе муниципальных выборов и найти пути их нейтрализации.

Для достижения основной цели необходимо:

.Изучить сущность, основные характеристики муниципальных выборов

.Проанализировать какие могут быть допущены нарушения в ходе муниципальных выборов при проведении предвыборной агитации.

.Найти пути нейтрализации этих нарушений.

В реферате использованы: сравнительно-правовой метод, при исследовании отличий муниципальных выборов от выборов в органы государственной власти, логические приемы анализа и синтеза, при исследовании юридических положений по данной теме, а также формально-юридический метод при определении основных понятий.

Для написания данного реферата использовалась учебная литература под редакцией таких авторов как: Кутафин О.Е, Фадеев В.И., Кучин А.С., Матвеев Р.Ф., Мельников Н.Н. и других.

Реферат состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованных источников и литературы, а также приложений.


Глава 1 Понятие, содержание, виды муниципальных выборов в Российской Федерации

предвыборный агитация муниципальный

Муниципальные выборы - это акт самоуправления, который основывается на социальной активности населения, осознании им своей ответственности за управление местными делами.

Муниципальные выборы должны не только обеспечивать подбор лучших представителей населения в органы местного самоуправления, но и давать возможность населению в процессе избирательной кампании оценивать деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления, определять пути и способы улучшения их работы. И задачи эти вполне реальны, ибо выборы проводятся обычно в относительно небольших поселениях, где кандидатами являются граждане, как правило, хорошо известные населению; проблемы, о которых они говорят на встречах с избирателями, им близки и понятны, затрагивают интересы каждого жителя муниципального образования.

Муниципальные выборы проводятся:

.В целях формирования представительного органа муниципального образования и иных выборных органов (контрольного и др.);

.В целях избрания главы муниципального образования и иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Таким образом, можно дать более полное определение:

Муниципальные выборы - это форма прямого волеизъявления жителей муниципального образования, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований в целях формирования выборных органов местного самоуправления и (или) наделения полномочиями выборных должностных лиц местного самоуправления.

Рассматривая вопрос о видах муниципальных выборов, необходимо, прежде всего, выделить основные выборы, которые можно подразделить на очередные и досрочные выборы (Приложение 1).

Очередные выборы проводятся в связи с истечением срока полномочий органа или должностного лица местного самоуправления.

Срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Досрочные муниципальные выборы проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. Так, полномочия представительного органа местного самоуправления согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» от 06.10.2003 N 131-ФЗ, в редакции от 01.09.2013г. могут быть прекращены досрочно законом субъекта РФ в случае его роспуска в порядке и по основаниям, предусмотренным ст. 73 указанного Закона «Ответственность представительного органа муниципального образования перед государством».

Муниципальные выборы могут быть также повторными и дополнительными. Повторные выборы проводятся в том случае, если основные выборы были признаны несостоявшимися, недействительными.

Дополнительные выборы назначаются в одномандатном избирательном округе в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по указанному избирательному округу.

Гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. В соответствии с установленными законом субъекта Российской Федерации видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образовании. Законом субъекта Российской Федерации могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что муниципальные выборы, являясь наряду с местным референдумом высшим непосредственным выражением воли населения муниципальных образований, занимают особое место в системе местного самоуправления. Посредством муниципальных выборов граждане определяют тех, кто наиболее подготовлен для осуществления функций местного самоуправления в качестве их представителей в выборных органах местного самоуправления.


Глава 2 Предвыборная агитация в ходе муниципальных выборов. Типичные нарушения и пути их нейтрализации


Официальное толкование определения «Предвыборная агитация» содержится в Федеральном законе от 12.06.2002 N 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно данному закону: «Агитация предвыборная (предвыборная агитация) - деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)».

Глава VII данного закона содержит гарантии прав граждан на получение и распространение информации о выборах и референдумах. Информационное обеспечение выборов и референдумов включает в себя информирование избирателей, участников референдума, предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов и референдумов.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, партии. Указание на то, за какого кандидата, за какой список кандидатов, за какую партию будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат или список кандидатов будет избран или не будет избран;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате (каких-либо кандидатах), партии в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату или партии, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Законодательно закреплены также способы проведения предвыборной агитации:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения агитационных публичных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Кандидат, избирательное объединение, инициативная группа определяют содержание, формы и методы своей агитации, самостоятельно проводят ее, а также вправе в установленном законодательством порядке привлекать для ее проведения иных лиц.

При проведении предвыборной агитации очень часто выявляются нарушения. Федеральный закон, указанный ранее, содержит в себе запрещающие положения относительно предвыборной агитации.

В нем указано, что запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах, за исключением несовершеннолетних детей кандидата.

Также, «Запрещается проводить предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, выпускать и распространять любые агитационные материалы <#"justify">Ограничения, предусмотренные законом следующие: любая агитация кандидатов и партий, в том числе в Интернете, не должна содержать призывов к совершению преступлений и экстремистских действий. Запрещено использование агитации, унижающей или показывающей в невыгодном свете национальные, религиозные, профессиональные и иные группы людей, использование нацистской символики, а также символики, похожей на неё.

При распространении агитации запрещено использовать материалы, порочащие честь и достоинство других кандидатов и партий. В случае выступления по телевидению кандидат или представитель кандидата (партии) не вправе агитировать против какого-либо кандидата или партии, описывать негативные последствия избрания его конкурентов, создавать их негативный образ или распространять информацию, которая приведет к формированию такого образа.

Также существует запрет на подкуп избирателей. Кандидатам и партиям, их доверенным лицам и организациям, учреждённым ими, запрещается при агитации подкупать избирателей - давать им деньги, материальные ценности, предоставлять бесплатные услуги, распродажи товаров, обещать передачу всего вышеперечисленного после завершения выборов. Раздавать можно только печатные материалы и значки, специально изготовленные для избирательной кампании. Также запрещается включение коммерческой рекламы в агитационные материалы. Необходимо отметить, что в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других, основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.

В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" содержатся главные положения о проведении законной предвыборной агитации.

В статье 49 ФЗ (Агитационный период) законом определены сроки, в которые кандидатам и партиям можно проводить законную агитацию. В соответствии с ней, агитация начинается со дня выдвижения кандидата или списка кандидатов от партии и прекращается в 0 часов 0 минут за одни сутки до голосования. День непосредственно перед днём голосования называется «днём тишины» - любая агитация в этот день, так же как в сам день голосования запрещена. В «день тишины», а также в день голосования сохраняются на своих местах листовки и плакаты кандидатов и партий, расположенные на расстоянии не менее 50 метров от входа в участки для голосования и избирательные комиссии. Агитация, расположенная ближе 50 метров, должна быть убрана.

В статье 46 ФЗ (Опросы общественного мнения) сказано, что в течение 5 дней до дня голосования и в сам день голосования запрещена публикация любых опросов, связанных с выборами, и предсказаний итогов выборов. При публикации же опросов в разрешенный для этого период вместе с опросом должны публиковаться информация об организации, проводившей опрос, время его проведения, число опрошенных, метод сбора информации, регион, в котором проводился опрос, точную формулировку вопросов и статистическую оценку вероятной погрешности. Также должна быть опубликована информация о заказчике проведения опроса.

В статье 51 (Условия проведения предвыборной агитации на телевидении и радио) главным является условие равного предоставления бесплатного эфирного времени всем без исключения партиям и кандидатам. В случае отказа кандидата от использования данного эфирного времени оставшееся не распределяется между другими кандидатами. При этом время выхода в эфир для всех кандидатов должно быть тоже одинаковым - не допускается ситуация когда одного кандидата показывают в вечернее время, а другого - ранним утром. Общий объем эфирного времени, которое каждая общероссийская государственная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 60 минут по рабочим дням. Общий объем эфирного времени, которое каждая региональная государственная или муниципальная организация телерадиовещания предоставляет для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, должен составлять на каждом из каналов не менее 30 минут по рабочим дням, а если общее время вещания организации телерадиовещания составляет менее двух часов в день, - не менее одной четверти общего времени вещания.

Они также обязаны зарезервировать эфирное время для кандидатов, которые пожелают проводить агитацию за плату. В этом случае периодичность выхода рекламных блоков, оплата и условия должны быть также одинаковыми для всех кандидатов.

Агитация в газетах и журналах описана в Статье 52 ФЗ (Условия проведения предвыборной агитации в периодических печатных изданиях). Государственные и муниципальные печатные издания, выходящие не реже раза в неделю, также обязаны предоставить всем кандидатам и партиям равные условия для публикации. Условия включают в себя стоимость, объем публикации, тираж, периодичность, цвет текста, шрифт, размер и расположение заголовка. Редакция, не вправе давать какие либо комментарии к агитационным статьям кандидатов. Любая агитация, опубликованная в газете или журнале, обязательно должна иметь информацию - за счет избирательного фонда какого из кандидатов опубликован этот материал. В случае бесплатных публикаций, должна иметься информация о том, кто разместил этот материал.

Агитационные митинги и встречи с избирателями являются таким же способом агитации, как и выступления в средствах массовой информации, поэтому также описаны в законе. Статья 53 (Условия проведения предвыборной агитации посредством агитационных публичных мероприятий) гласит, что по заявке кандидата или партии им обязаны предоставить помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности, безвозмездно. При этом избирательная комиссия обязана отслеживать равенство условий при проведении публичных мероприятий и для других кандидатов. Так, в случае предоставления помещения на безвозмездной основе для встречи с избирателями владелец или собственник помещения уже не может отказать в выделении этого помещения для других кандидатов на таких же условиях. Организация публичных встреч в воинских частях, военных организациях и учреждениях запрещена, за исключением случая, когда единственное помещение, пригодное для проведения собрания с избирателями находится в расположении воинской части.

Наиболее распространённый канал передачи информации от кандидатов и агитации - агитационные листовки и материалы. Статья 54 ФЗ (Условия выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов) описывает права и обязанности кандидатов при распространении агитационных листовок.

Все агитационные материалы должны в обязательном порядке быть изготовлены на территории Российской Федерации. Организации, которые занимаются выпуском печатной продукции, должны предоставить всем зарегистрированным кандидатам и партиям равные условия оплаты изготовления материалов. Кандидаты и партии имеют право беспрепятственно распространять эти материалы в случае, если информация в них не нарушает закон. Для определения соответствия материалов законам РФ кандидаты и партии обязаны предоставить экземпляры своих листовок и прочую информацию в избирательную комиссию.

Все печатные материалы, используемые для агитации, обязательно должны иметь следующие данные: наименование, юридический адрес и ИНН организации, изготовившей данные материалы, наименование организации, фамилию, имя, отчество (лица) или наименование и юридический адрес организации-заказчика, а также информацию о тираже и дате выпуска этих материалов и указание об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда.

Материалы могут расклеиваться (размещаться) на стенах зданий только с разрешения и на условиях собственника здания.


Теги: Типичные нарушения при проведении предвыборной агитации в ходе муниципальных выборов и пути их нейтрализации  Реферат  Основы права
Просмотров: 16462
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Типичные нарушения при проведении предвыборной агитации в ходе муниципальных выборов и пути их нейтрализации
Назад