Таможенные процедуры и их применение

Введение

таможенный законодательство внешнеэкономический

Актуальность темы исследования определяется тем, что анализируя практику ведения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности, необходимо взвесить и сопоставить положительные и отрицательные эффекты, которые могут возникнуть в результате применения таможенных процедур. При этом, эффективность как соотношение положительных и отрицательных эффектов оценивается по-разному с позиций государства и с позиций предпринимательского сообщества - предприятий.

Цель данной работы - анализ применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности предприятии и выявление проблем возникающих в ходе их применения.

В соответствии с выбранной целью поставлены и решены следующие задачи:

анализ системы таможенных процедур применяемых во внешнеэкономической деятельности предприятии;

оценка проблем применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности предприятия.

Объектом исследования является система таможенных процедур применяемых во внешнеэкономической деятельности.

Предметом исследования является совокупность проблем применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования стали современные работы в области теории и практики применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности.


1. Анализ системы таможенных процедур применяемых во внешнеэкономической деятельности предприятии


В 2010 году вступил в силу главный нормативный документ Таможенного Союза - Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) [1].

С вступлением в силу Таможенного кодекса Таможенного союза понятийный аппарат в сфере применения таможенных процедур претерпел ряд изменений:

Во-первых, понятие таможенного режима было заменено понятием таможенная процедура.

Под таможенной процедурой понимается совокупность норм, определяющих условия пользования товарами на таможенной территории Таможенного союза или за его пределами.

Во-вторых, изменилось содержание отдельных таможенных процедур. Например, под экспортом понимается таможенная процедура, в соответствии с которой товары Таможенного союза вывозятся за территорию Таможенного союза. Таким образом, изменился не только статус вывозимых товаров, но и название территории, с которой вывозится товар.

В-третьих, появилась возможность помещения товаров под две таможенные процедуры одновременно: экспорт и таможенный транзит.

В-четвертых, срок таможенного контроля за товарами, выпущенными для внутреннего потребления, увеличен с одного года до трех лет с момента окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Кроме того, законодательством государства-члена Таможенного союза этот срок может быть увеличен до 5 лет.

В целях таможенного регулирования Таможенным кодексом Таможенного союза в отношении товаров установлены 17 видов таможенных процедур. В отличие от российского таможенного законодательства, в котором таможенные режимы были сгруппированы в четыре группы, в ТК ТС таможенные процедуры не сгруппированы. По-нашему мнению, три из четырех существовавших групп целесообразно было бы сохранить: основные таможенные процедуры, экономические и специальные таможенные процедуры.

Выпуск для внутреннего потребления, экспорт и таможенный транзит следовало бы также как и раньше отнести к основным таможенным процедурам, поскольку эти процедуры наиболее часто используются. По статистике около 80% всего товарооборота России приходится на экспорт и импорт (выпуск для внутреннего потребления) товаров. Благоприятное воздействие на отечественную экономику косвенно оказывает транзит товаров по территории Российской Федерации, так как он стимулирует развитие инфраструктуры, связанной с осуществлением транзитных перевозок товаров.

При помещении под процедуру выпуска для внутреннего потребления товаров, в отношении которых имеются льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, такие товары подлежат условному выпуску в соответствии со статьей 200 ТК ТС и сохраняют статус иностранных товаров. В отношении этих товаров ограничиваются права по пользованию и (или) распоряжению товарами.

ТК ТС установил ряд упрощений для таможенной процедуры экспорта товаров [1]:

. В соответствии со ст. 183 ТК ТС сокращен и установлен исчерпывающий перечень документов, представляемых экспортерами для помещения товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, под таможенную процедуру экспорта.

. Статья 196 ТК ТС предусматривает сокращение предельных сроков выдачи разрешения на вывоз (выпуск) товаров до четырех часов в случае выпуска товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины.

. В случае если к товарам не применяются вывозные таможенные пошлины в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №254 «О таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых не требуется представление документа, подтверждающего страну происхождения товаров», то таможенным органам можно не предоставлять сведения о стоимости товаров. Исключение составляет статистическая стоимость, сведения о которой предоставляются в обязательном порядке.

. Определен перечень товаров для применения упрощенных административных процедур при их экспорте. Не облагаются вывозными таможенными пошлинами товары групп 84-90 по ЕТН ВЭД ТС, т.е. сложнотехнические товары, к которым относятся машины, оборудование и механизмы, транспортные средства, приборы и инструменты. Группы 84 и 85 составляют более 20% всей номенклатуры и включают различные изделия от подшипников до бульдозеров от кремниевых чипов до суперкомпьтеров. Таким образом, посредством применения упрощенных административных процедур реализуется программа государственной поддержки экспорта. Основной целью использования процедуры переработки на таможенной территории является возможность отечественным производителям реализовывать свою продукцию и услуги на международном рынке на конкурентоспособных условиях. Это в свою очередь способствует развитию производства на нашей территории, загрузке производственных мощностей и созданию дополнительных рабочих мест.

Важное изменение в отношении процедур переработки, по-нашему мнению, связано со сроками переработки товаров. Так срок переработки товаров на таможенной территории увеличен с двух до трех лет. Такой временной период позволил производить техническое обслуживание и комплексный ремонт морских и речных судов на российских верфях, которые располагают всем необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом. Основное экономическое значение таможенной процедуры переработки для внутреннего потребления состоит в повышении конкурентоспособности отечественной промышленности за счет перемещения производственной деятельности на российскую территорию.

Экономическое значение процедуры переработки вне таможенной территории состоит в предоставлении отечественным производителям возможности сократить издержки на гарантийное обслуживание, ремонт и модернизацию техники иностранного производства и как следствие предлагать свою продукцию на внутреннем рынке по более низким ценам.

Таможенные процедуры таможенного склада и свободного склада являются промежуточными процедурами. На обоих типах складов товары могут храниться определенное время, а на свободном складе товары могут также использоваться. Например, для проведения операций по переработке товаров, в результате проведения которых они теряют свои индивидуальные характеристики, для изготовления и ремонта товаров [6, c. 42].

Одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру уничтожения является невозможность восстановления товаров в первоначальное состояние экономически выгодным способом. В этом случае не допускается ситуация, при которой товар специально деформируется, демонтируется, чтобы затем при минимальных финансовых затратах быть восстановленным в товарном виде. Товары могут помещаться под процедуру уничтожения уже после того, как оказались уничтожены вследствие аварии или действия непреодолимой силы. Также процедура применяется при ввозе зараженной сельскохозяйственной продукции или, например, в выставочном деле, поскольку стоимость обратной транспортировки может оказаться выше стоимости стендов, рекламного оборудования и некоторых экспонатов [4, c. 178].

Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 г. №329 «О перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру» по сравнению с ТК ТС расширены перечни товаров, не подлежащих и запрещенных к помещению под эту таможенную процедуру.


2. Оценка существующих проблем применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности предприятия и пути их решения


Требование таможни скорректировать таможенную стоимость товаров при экспорте товаров, при применении таможенных процедур, заявленную участниками внешнеэкономической деятельности, часто, в итоге, приводит к судебным спорам. Эксперты журнала «Экономика и жизнь» изучили около 200 вердиктов, вынесенных федеральными арбитражными судами в 2011-2013 гг. с применением таможенного законодательства Таможенного союза. Из всех споров с таможенными органами, которые федеральные арбитражные суды рассмотрели в 2011-2013 гг., доля дел, касающихся корректировки таможенной стоимости, составила 35%. То есть каждый третий спор с таможней по поводу применения таможенных процедур связан именно с такой корректировкой [10].

Одной из проблем в этой связи является занижение стоимости товаров по внешнеторговым контрактам.

Механизм занижения таможенной стоимости при ввозе товаров по внешнеторговым контрактам заключается в следующем:

. Предприятие А заключает с предприятием Б договор на поставку необходимого товара. Цены, фигурирующие в договоре, устанавливаются исходя из того, что прибыль предприятия А от последующей продажи товаров должна быть минимальной, то есть товар предназначен для внутреннего потребления.

. Предприятие Б, в свою очередь, заключает договор купли-продажи с фирмой-импортером В. Цена, фигурирующая в договоре, устанавливается исходя из того, что прибыль импортера должна также быть минимальной.

. Заключается контракт между импортером и подконтрольной оффшорной фирмой. На этом этапе формируется цена сделки и сумма контракта, которая является основанием для составления паспорта импортной сделки и перевода валюты на счет оффшорной фирмы.

. Оффшорная фирма заключает с фирмой-экспортером контракт на приобретение необходимых товаров и переводит со своего счета на счет экспортера оговоренную сумму.

. По поручению оффшорной фирмы экспортер отправляет товар в адрес предприятия, инициировавшего ввоз товаров (предприятие А) через фирму импортера (фирма В). На таможенную границу РФ товар пребывает с инвайсами, выставленными оффшорной компанией.

. Товар прибывает на внутреннюю таможню, и предприятие-импортер уплачивает таможенные платежи, исходя из таможенной стоимости, определенной на основе цены сделки, сформировавшейся в результате заключения контракта между российским импортером и подконтрольной оффшорной фирмой. К реальной цене товара, той, по которой иностранный экспортер продал его оффшорной фирме, данная цена сделки не имеет никакого отношения - она может быть занижена в несколько раз.

Основная цель достигнута - таможенные платежи сведены к минимуму, и товар проходит как товар для внутреннего потребления.

. Предприятие - импортер выполняет свои обязательства перед фирмой-однодневкой и выставляет ей счет в соответствии с договором. Предприятие-импортер в данном случае свою прибыль минимизирует.

. Фирма-однодневка выставляет счет предприятию-получателю товара в соответствии с договором. При этом у фирмы-однодневки возникает большая сумма прибыли и большая сумма выручки от продажи, однако ни налога на прибыль, ни НДС эта фирма не уплачивает. В случае проявления к ней интереса со стороны налоговых органов, фирма-однодневка прекращает свое существование.

. Предприятие А полностью легально - через него, если оно не является конечным потребителем товара, производится продажа товара торговым партнерам.

Результаты использования схемы:

. Таможенные платежи минимизированы.

. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате импортером и предприятием А, сокращена до минимума.

. Сумма НДС, уплаченного в сумме всеми российскими участниками схемы, также сведена к минимуму.

. На счетах фирмы-однодневки появились свободные от контроля государства денежные средства, которые могут быть обналичены, либо использованы в дальнейшем.

Наглядно схема занижения таможенной стоимости при ввозе товаров по внешнеторговым контрактам представлена в приложении 1.

Очень многие фирмы имеют дело с поставками из Китая. Они не понаслышке знают о том, сколько проблем возникает при работе с китайскими коллегами, особенно в части документации и контроля качества товара. Если не решить эти вопросы на первоначальном этапе, может существенно пострадать уровень сервиса, а количество возвратов неминуемо увеличится [5, c. 312].

Какие меры можно предпринять, чтобы обезопасить свои вложения в построение цепей поставок и обеспечить стабильно высокое качество прохождения таможенных процедур? Опыт показывает, что недобросовестных участников международной торговли можно определить как по ряду внешних признаков, так и по их образу работы. Если говорить о китайских поставщиках, то в подавляющем большинстве случаев мошенник не является официально зарегистрированным лицом, а если и имеет учредительные документы, то поддельные. Осторожность должны вызывать фирмы, требующие слишком большую (50% и более) предоплату. Очень характерный признак - собеседник излишне торопит с оплатой или же требует оплаты через такие платежные системы, как Western Union.

Также мошенников может выдать слишком разнородный ассортимент товаров, невероятно низкая цена, излишняя скрытность или, наоборот, чрезмерная открытость в части предоставления информации о фирме. Часто мошенники находятся не в Китае, а в США или Великобритании, и стараются скрыть свое местоположение, представляя фальшивые реквизиты и нередко IP-номера.

Бывают более запутанные схемы: в качестве ширмы для мошенничества используется легальная фирма (выше данная схема описывалась). Известны случаи мошенничества даже с такой, казалось бы, безопасной для покупателя формой расчетов, как аккредитив. Однако если следовать определенным правилам по обеспечению точного выполнения поставщиком условий контракта, можно практически гарантировать свою безопасность при осуществлении таможенных процедур.

Уже на этапе подготовки к переговорам можно сделать очень многое, чтобы сразу отсечь потенциально неблагонадежных поставщиков. Конкретные меры зависят от специфики закупаемого товара и отрасли, но общие принципы везде одинаковы. Нужно составить простой список критериев, которым должен соответствовать потенциальный поставщик. Список должен включать как минимум следующие пункты [10]:

. Приемлемые формы оплаты. Все поставщики, которые принципиально не согласны по каким-либо причинам с аккредитивной формой оплаты либо с оплатой по факту погрузки товара на судно, должны быть отсеяны из-за чрезмерного риска, связанного с такими транзакциями.

. Закупочная цена. Перед переговорами разумно изучить сложившиеся в регионе отпускные цены на номенклатуру интересующих вас товаров. К предложениям о продаже товаров по неправдоподобно низкой цене нужно относиться очень осторожно.

. Ассортимент. Безусловно, в мире существует множество очень уважаемых корпораций, которые предлагают продукцию во множестве разных товарных категорий: Bosch, GE, Mitsubishi, Samsung и т.д. Но если малоизвестный производитель, появившийся 2-3 года назад, предлагает ассортимент от одежды и обуви до строительного инструмента, не стоит воспринимать его всерьез.

. Референс-лист. Четко сформулировать требования к списку партнеров поставщика, у которых потом будет выяснятся информация о нем. В качестве типовых критериев можно назвать требования наличия клиентов в России, Западной Европе или США, наличие среди них корпораций, открыто публикующих годовые отчеты и пр. Если поставщик реализует продукцию известных мировых брэндов, в обязательном порядке нужна информация о его поставщиках - возможность получить партию дешевых подделок высока вне зависимости от региона.

. Список документов. Список запрашиваемых у компании документов обязательно должен включать перечень необходимых для таможенной очистки и продажи на территории РФ сертификатов. Не обязательно, но очень желательно также получить копию сертификата системы контроля качества ISO 9000 или аналогичной (если есть, конечно) и проверить его подлинность у выдавшей компании.

В Китае фирма, ведущая легальный бизнес, должна иметь обязательный документ о регистрации с уникальным номером. Официальный регистрирующий орган - Бюро Промышленности и Коммерции. Для проверки аутентичности этого номера необходимо связаться с региональными отделениями этой организации. Также компании, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, должны иметь специальный сертификат Certificate of Import & Export от Министерства Коммерции КНР (Ministry of Commerce of PRC). При этом компания должна быть зарегистрирована в Таможенном Управлении Китая (Chinese Customs House). В переговорах с официальными органами Китая практически всегда необходим переводчик, владеющий китайским языком, поскольку подавляющее большинство чиновников не владеют английским в должной степени. Например, переводчик необходим для перевода экспортной декларации.

Конкретный список всех критериев должен составляться с учетом специфики сделки и может включать множество дополнительных пунктов. Например, требование наличия торгового или сервисного представительства в России или географическое размещение вблизи консолидационного склада.

Методику предварительной оценки зарубежных, и в особенности китайских, поставщиков нужно разрабатывать исходя из специфики конкретного предприятия - отрасли, продукта, региона, бюджета закупок и пр. [10].

Представим алгоритм шагов, который может послужить отправной точкой для разработки такой методики. Следует также помнить, что ни один из указанных ниже пунктов не позволяет прийти к однозначным выводам о предприятии - оценка должна производиться по совокупности данных:

. Проверка web-сайта поставщика с помощью сервисов www.whois.org или www.dnsstuff.com с целью определения подробной регистрационной информации о сайте. Как правило, дает такую информацию, как адрес и телефоны зарегистрировавшего сайт лица.

. С помощью программы Alexa Toolbar (www.alexa.com) проводится поиск других сайтов, зарегистрированных этим же поставщиком. Характер полученной информации позволяет судить о масштабах и особенностях деятельности предприятия.

. Поиск на мировых поисковых серверах по названию компании, имени менеджера, телефонам и адресам компании на предмет выявления в новостях и на специализированных сайтах и форумах случаев мошенничества, проблем самого предприятия и другой полезной информации. Повторный поиск проводится совместно с ключевыми словами «scam» и «fraud». Отдельно собирается информация о предложениях товаров и услуг компании, размещенных на разных ресурсах. Проверяется, совпадают или нет реквизиты менеджеров и офисов компании, указанные в разных местах. Это позволяет не только определить неблагонадежного поставщика, но также исключить лишних агентов и торговых представителей.

. Проверка телефонных номеров компании и ее менеджеров (как указанных явно, так и выявленных при реализации трех предыдущих пунктов) при помощи сервиса www.numberingplans.com или подобных на предмет определения географического местоположения линий и оператора связи. Населенный пункт должен совпадать с указанными адресами. Особое подозрение должны вызывать номера, начинающиеся на +4470 или +4487 - это так называемый IP-forwarding. Такие телефоны редко используются серьезными компаниями и практически никогда азиатскими; по ним нельзя определить, где географически находится абонент.

. Контрольные звонки по телефонам, представленным компанией. Номера должны обслуживаться и действительно принадлежать рассматриваемой фирме.

. Проверка реквизитов регистрационных документов компании в официальных органах страны регистрации. В ряде стран, например, в Малайзии или некоторых штатах США, существует открытая для общего доступа база данных по зарегистрированным предприятиям. В некоторых странах такая услуга предоставляется на платной основе, и обязанности сотрудника, ответственного за получение информации, должны быть четко регламентированы в этой части.

. Общение (в ряде случаев - поиск на соответствующих ресурсах) с представителями организаций, объединений, торговых и промышленных палат и других структур, к которым может принадлежать поставщик. Список соответствующих организаций следует готовить исходя из специфики региона и отрасли. Так, в США и Канаде содействие может оказать организация Better Business Bureau. В некоторых случаях, например, при использовании аккредитивной формы оплаты, существенную информацию могут предоставить задействованные в транзакции банки.

. Поиск по специализированным ресурсам, содержащим информацию об известных случаях мошенничества, таких как www.badsuppliers.com, www.419eaters.com, www.ukdata.com, www.companieshouse.gov.uk (два последних специализируются на мошенничестве в Великобритании) и многих других.

. Анализ возможности проведения аудита предприятия или системы контроля качества предприятия. Требования к получаемой таким образом информации, а также фирмам, предоставляющим подобные услуги, должны быть четко регламентированы. Примерно за 50 долларов США в течение 1-2 рабочих дней можно получить двухстраничный отчет аудитора по фирме в Китае, содержащий подтверждение того, что у предприятия есть офис или производственная площадка, что ее оснащенность совпадает с заявленной, реквизиты действительно принадлежат этой фирме, а также результаты краткого опроса руководителей предприятия и его контрагентов.

. Анализ возможности и целесообразности командировки сотрудника фирмы непосредственно к потенциальному поставщику.

Все вышесказанное поможет предприятию, осуществляющему внешнеэкономическую деятельность избежать проблем применения таможенных процедур при экспорте товаров на российскую территорию.


Заключение


В настоящее время в системе управления таможенными органами осуществляется активный переход от организационно-распорядительных и правовых методов управления, при которых оценка деятельности происходит в значительной мере по критериям четкости, своевременности и полноты соблюдения процедур таможенного контроля, к программно-целевым методам управления, предполагающим оценку степени достижения таможенными органами поставленных общественно значимых результатов деятельности. В данном контексте ключевым становится вопрос создания системы достоверного информирования о состоянии механизма таможенного регулирования таможенных процедур при внешнеэкономической деятельности предприятии в целях принятия эффективных управленческих решений.

В данной работе рассмотрены основные проблемы применения таможенных процедур во внешнеэкономической деятельности предприятия и выявлены пути их минимизации. Основные положения устранения проблем применения таможенных процедур помогут предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность избежать данных проблем и повысят эффективность их деятельности на внешних рынках.

Реализация указанных направлений будет способствовать снижению издержек и минимизации административного воздействия на перевозку товаров подпадающих под таможенные процедуры как на этапе декларирования товаров, так и на этапе проведения таможенными органами контроля после выпуска товаров.


Список использованной литературы


1.Таможенный кодекс Таможенного союза. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2013. - 48 с. - (Кодексы. Законы. Нормы).

2.Федеральный закон от 03.11.2010 г. №279-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции протокола о внесении изменений в международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года».

.Федеральный закон от 27.11.2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

.Кириченко А.В. Перевозка экспортно-импортных грузов. Организация логистических систем. - СПб.: Питер, 2012. - 505 с.

.Клепиков В. Смешанные перевозки российских экспортных грузов. - М.: РКонсульт, 2013. - 223 с.

.Новое таможенное законодательство. - М.: Проспект; Кодекс; Велби, 2012. - 470 с.

.Самолаев Ю.Н. Основы таможенной логистики. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 304 с.

.Федотова Г.Ю. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. - СПб: Троицкий мост, 2013. - 408 с.

.Халипов С.В. Таможенные режимы и специальные таможенные процедуры. - М.: Изд-во «ТАМОЖНЯ.РУ», 2013. - 320 с.

.Официальный сайт АКДИ «Экономика и жизнь» #"justify">.www.customs.consultant.ru


Теги: Таможенные процедуры и их применение  Контрольная работа  Основы права
Просмотров: 23666
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Таможенные процедуры и их применение
Назад