Таможенные органы как субъекты таможенного права


"Таможенные органы как субъекты таможенного права"


Введение


Представленная работа посвящена теме «Таможенные органы как субъекты таможенного права».

Очевидна роль таможенных органов в деле обеспечения надлежащего функционирования товарооборота и внешнеполитических устремлений РФ в целом. Помимо значения системы таможенных органов с точки зрения обеспечения деятельности РФ как субъекта внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, таможенные органы так же выполняют ряд функций, значимых с точки зрения обеспечения законности и правопорядка внутри РФ, так как они наделены полномочиями и в сфере правоохранительной деятельности. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность изучения понятия таможенных органов их статуса и структуры.

Таможенные органы активно содействуют обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость её экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Целью работы является раскрыть действующую систему таможенных органов Российской Федерации как субъектов таможенного права.

Объектом данного исследования является таможенные органы Российской Федерации и их правомочия, обязанности и функции.

Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Рассматриваемые задачи:

.Рассмотрения понятия субъекта таможенного права

.Анализ единой системы таможенных органов РФ

.Исследование основных правомочий, обязанностей и функции таможенных органов

.Рассмотрение правового статуса Федеральной таможенной службы, регионального таможенного управления, таможни и таможенного поста.

Теоретико-методологическую базу исследования составили источники: авторские издания по исследуемой теме; учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература); научные статьи в периодических журналах, газетах; специализированные веб-ресурсы. Также использованы Таможенный кодекс Таможенного Союза, нормативные правовые акты, в частности, федеральные законы, федеральные конституционные законы и подзаконные акты. Структура курсовой работы состоит из 2 глав, 6 параграфов.

В исследовании применялись методы системного анализа, статистической обработки данных, схематической интерпретации рассматриваемых явлений.


1.Общая характеристика таможенных органов как субъектов таможенного права


.1 Понятие и виды субъектов таможенного права


Субъекты таможенного права - это участники таможенных правоотношений, наделенные правами и обязанностями в таможенной сфере. Именно их поведение регулируется нормами таможенного права, отношения между ними входят в состав предмета этой отрасли.

Субъекты таможенного права делятся на две большие группы.

Общие субъекты - физические и юридические лица, имеющие отношение к международным коммерческим отношениям, участвующие в них прямо или косвенно. Они рассматриваются как общие субъекты, так как участвуют в таможенных правоотношениях, не обладая специальным правовым статусом.

Специальные субъекты - это таможенные органы и лица, связанные с перемещением товаров. Специфика этого вида участников таможенных правоотношений выражается в наличии у них особого правового статуса - установленной таможенным правом компетенции таможенных органов.

Эти субъекты таможенного права как элементы государственного аппарата обладают властными полномочиями в рамках своей компетенции, должностными функциональными обязанностями, определяемыми этой компетенцией, а кроме того, к ним предъявляются специальные требования.

В ТК ТС РФ под понятием «лица» понимаются физические и юридические лица, а также организация, не являющаяся юридическим лицом, а под понятием «лицо государства - члена таможенного союза» - «юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в государстве - члене таможенного союза, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза».

Под иностранными лицами понимаются все иные лица, не подпадающие под понятие « лицо государства - члена таможенного союза «.

Таможенное право предоставляет всем юридическим и физическим лицам равные права. Они на равных основаниях вступают в таможенные правоотношения: ввозят на территорию таможенного союза и вывозят из нее товары, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Монополия государства на внешнюю торговлю в России больше не существует.

Как известно, юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и иные личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Для осуществления юридическим лицом той или иной деятельности существенное значение имеет его правоспособность.

Различается правоспособность специальная и общая. Специальная правоспособность означает, что юридическое лицо обладает только теми гражданскими правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица. Требования специальной правоспособности распространяются на учреждения и иные некоммерческие организации, а также унитарные государственные и муниципальные и некоторые другие прямо указанные в законодательстве коммерческие организации. Следовательно, если специальная правоспособность юридического лица не включает в себя осуществление внешнеэкономической деятельности, то заниматься ею лицо не вправе.

Подавляющее большинство юридических лиц, отнесенных к коммерческим организациям, обладает общей правоспособностью.

Физические лица - это граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Правовое положение граждан характеризуется понятием правоспособности и дееспособности. Вопросы правоспособности и дееспособности граждан урегулированы Гражданским кодексом РФ. Гражданский кодекс закрепил равную для всех граждан правоспособность. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами. Им предоставляется национальный режим. В данном случае это означает, что иностранные граждане и апатриды имеют в таможенной сфере те же права, что и российские граждане, и не могут иметь какие-либо иные права, чем те, которые предоставлены гражданам РФ. Однако иностранные граждане не могут быть субъектами некоторых таможенных отношений, например, не могут быть государственными служащими. Иностранные граждане и апатриды несут ответственность за административные правонарушения в сфере таможенного дела (нарушения таможенных правил) на общих основаниях с российскими гражданами.

Физические лица пользуются теми же правами по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу, что и юридические лица, однако при перемещении товаров и транспортных средств физическими лицами имеют значение цели перемещения (для личного пользования или коммерческого использования), характер товаров и их количество, частота перемещения товара через таможенную границу, которые и необходимо установить: для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд (для личного пользования) или коммерческих целей. Товары, предназначенные для личного пользования, подлежат декларированию, таможенному оформлению и таможенному контролю в упрощенном порядке.

В области таможенного дела наметилась тенденция к расширению сфер деятельности физических и юридических лиц, занимающихся профессиональным посредничеством. Посреднические функции в этой области осуществляются таможенными брокерами, которые являются субъектами таможенных правоотношений.

В числе международных организаций - субъектов таможенного права могут быть названы, например, Всемирная таможенная организация, Совет руководителей таможенных служб стран СНГ и др.


1.2 Единая система таможенных органов РФ


Термин «таможенные органы» используется действующими законами - в Конституции в качестве особой составляющей государственного механизма они не выделяются. Таможенные органы могут быть определены как государственные органы, предназначенные для непосредственного осуществления с помощью специальных методов государственно-властной деятельности в сфере таможенного дела и других связанных с ним областях и наделенные для этого специальными полномочиями. Таможенные органы отнесены к исполнительной ветви государственной власти, так как их функцией является правореализация в таможенной сфере. Главной их целью является организация процесса провоза через таможенную границу товаров и транспортных средств, поддержание и охрана определенного порядка осуществления такого провоза и недопущение нарушения этого порядка. Поэтому таможенные органы можно охарактеризовать как правоохранительные. В качестве правоохранительных таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность России, права и законные интересы участников таможенных правоотношений. Таможенные органы уполномочены осуществлять государственное принуждение в целях борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в таможенной сфере.

Единую систему таможенных органов России в общем виде можно определить как обусловленную функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. При этом каждый орган в соответствии со своим местом и положением в общей системе играет определенную роль, выполняя больший или меньший объем функций, возложенных государством на таможенные органы в целом.

Эта система имеет четыре звена:

)ФТС,

)региональные таможенные управления,

)таможни,

)таможенные посты.

Четырехзвенная структура системы таможенных органов имеет законодательное закрепление и отражена в статье 10 ФЗ от 27.11.2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ"

Взаимоотношения в системе таможенных органов основываются на принципе сочетания централизации и децентрализации. Централизация выражается в строгой иерархической подчиненности и подконтрольности нижестоящих органов системы таможенных органов вышестоящим.

Децентрализация проявляется в наличии у каждого таможенного органа строго определенной компетенции по осуществлению таможенного дела на подведомственной ему территории и сочетании единого централизованного руководства с инициативой и ответственностью нижестоящих таможенных органов за выполнение возложенных на них функций.

Таможенные органы выполняют возложенные на них функции на единой правовой основе. Единство системы таможенных органов подчеркнуто также наличием у них единой государственной символики: все таможенные органы и находящиеся в их распоряжении морские и речные суда имеют свой флаг, а автотранспортные средства и воздушные суда - опознавательный знак (эмблему таможенных органов).

Деятельность таможенных органов должна осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, российскими законами и международными договорами Российской Федерации по вопросам таможенного дела. За неправомерные решения, действия или бездействие своих должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей таможенные органы и организации таможенной службы несут ответственность как юридические лица в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1068), если иное прямо не предусмотрено международным договором, нормы которого нарушены. А непосредственно виновные в этом таможенные служащие несут дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


1.3 Основные правомочия, обязанности, функции ТО


Таможенные органы России - это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела.

Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти Российской Федерации. Таможенные органы являются составной частью системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации. Структурa федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. и утверждена в новой редакции Указом Президента РФ от 9 июля 1997 г.

Исходя из понимания федеральной исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической реализации норм и положений Конституции РФ, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела. Эта деятельность состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела в стране.

Таможенные органы действуют под общим руководством Президента РФ и Правительства РФ и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.

Компетенция таможенных органов - это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов.

Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):

) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

) ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

) обеспечивают в соответствии с международным договором государств - членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств - членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

Федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности).

Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций (обязанностей) обладают следующими правами:

) принимать меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;

) требовать документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;

) проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

) требовать от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;

) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;

) осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

) привлекать лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

) задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) производить документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;

) получать от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

) предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;

б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

в) о признании имущества бесхозяйным;

г) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и иным законодательством Российской Федерации;

) разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

При возложении на таможенные органы надзорных или контрольных функций в других сферах полномочия таможенных органов по выполнению указанных функций определяются федеральным законом, в соответствии с которым на таможенные органы возлагаются иные контрольные или надзорные функции.

В соответствии с административным (КоАП РФ, Дисциплинарный устав таможенной службы РФ), уголовным (УК РФ) и гражданским (ГК РФ) законодательством должностные лица таможенных органов могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, например за превышение служебных полномочий, злоупотребление служебными полномочиями, халатность и т.д.

В п. 2 статьи 25 ТК ТС закреплена обязанность таможенных органов возмещать вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие своих неправомерных решений, а также неправомерных действий (бездействия) своих должностных лиц и иных работников при исполнении ими служебных или трудовых обязанностей. Необходимо отметить, что гражданско-правовую ответственность в виде возмещения убытков (в том числе упущенной выгоды) несут сами таможенные органы, а не их должностные лица, совершившие те или иные неправомерные действия.

Вред, причиненный таможенными органами и их должностными лицами, возмещается в соответствии с ГК РФ (ст. 15, 1064, 1069 и др.) и БК РФ (ст. 158, 255 и др.).

Вред, причиненный правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц (например, вскрытие упаковки при проведении таможенного досмотра, взятие пробы на экспертизу и т.д.), по общему правилу возмещению не подлежит. Вред, причиненный правомерными действиями, возмещается только тогда, когда на это есть непосредственное указание в ТК ТС или ином федеральном законе.

Вопросы ответственности таможенных органов и их должностных лиц наряду с ТК РФ регулируются также и НК РФ.

НК РФ предусматривает ответственность таможенных органов за убытки, причиненные налогоплательщикам (плательщикам таможенных платежей) вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей.

таможенный орган право


2.Таможенные органы российской федерации


.1 Правовой статус Федеральной таможенной службы


Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в части проведения проверки документов в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (специализированные пункты пропуска) и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

Эта служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Федеральная таможенная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с кругом полномочий, перечисленных в разделе II Положения о службе, можно выделить следующие виды функций с входящими в них правами и обязанностями:

)Руководящая: обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства; рассмотрение жалоб на решения, действия (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц; разрабатывать и утверждать образцы служебных удостоверений и порядок ношения форменной одежды; создание, реорганизация и ликвидация таможенных постов; определение региона деятельности таможенных органов;

)Фискальная: взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, принятие мер по их принудительному взысканию;

)Правоохранительная: осуществление производства по делам об административных правонарушениях; производства дознания и неотложных следственных действий; веден е оперативно-розыскной деятельности;

)Контрольная: осуществление таможенного оформления и таможенного контроля, валютного контроля; проведение контроля, в том числе финансового, за деятельностью таможенных органов и представительств Службы за рубежом;

)Разрешительная: ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности; аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению; выдача лицензий на учреждение свободного склада;

)Координационная: взаимодействие с другими органами исполнительной власти Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, Центральном банком РФ, общественными объединениями и иными организациями, а также органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;

)Информационная: информирование и консультирование на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности; предоставление юридическим и физическим лицам разъяснения по таможенным вопросам;

)Организационная: осуществление функции главного распорядителя получателя средств федерального бюджета; организация профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов; создание совещательных и экспертных органов; проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы

Руководитель Службы назначается на должность и освобождается от нее Правительством РФ. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Службу полномочий. Его заместители назначаются на должность и освобождаются от нее Правительством РФ по представлению руководителя ФТС России.

Существует четкая дифференциация функций между подразделениями Службы. Приведем несколько примеров.

Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений организует ведение и практическое применение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, организует контроль за правильностью классификации товаров и соблюдением запретов и ограничений участниками внешнеэкономической деятельности. Управление федеральных таможенных доходов руководит деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей. Управление организации таможенного контроля планирует работу таможенных органов по осуществлению контроля и организует в этих целях необходимое взаимодействие с пограничными войсками, санитарно-карантинными, ветеринарными и другими государственными органами. Правовое управление дает заключения по проектам законов и подзаконных актов в части, касающейся таможенного дела. Управление таможенного сотрудничества организует межгосударственное сотрудничество в таможенной сфере со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Финансирование расходов на содержание Федеральной таможенной службы осуществляется в основном за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций.

Основной целью Федеральной таможенной службы является обеспечение оптимального режима работы таможенных органов на местах, так как именно здесь проводятся основные таможенные процедуры, выявляются конкретные факты контрабанды, взимаются таможенные платежи.


2.2 Правовой статус региональных таможенных управлений


Вся территория России поделена на таможенные округа, в которых осуществляют свою деятельность региональные таможенные управления, участвующие во внешнеэкономической деятельности регионов или субъектов Федерации. К территориальным федеральным таможенным органам относятся региональные таможенные управления, таможня и таможенные посты. Правовые основы их деятельности регламентируются общими положениями о региональном таможенном управлении и таможне, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 12 января 2005г. №7 и Общим положением о таможенном посте, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 13 августа 2007 г. № 965.

Региональные таможенные управления входят в единую систему таможенных органов России и руководят таможенным делом на территории подведомственного региона под непосредственным руководством Федеральной таможенной службы. Создание такого промежуточного звена объясняется географическими масштабами России: руководить таможнями и таможенными постами из центра весьма затруднительно (Приложение 1).

В связи с созданием на территории России федеральных округов, система региональных таможенных управлений подверглась трансформации посредством сокращения их числа с 15 до семи. К ним относятся: Центральное (в Москве), Северо-западное (в Санкт-Петербурге), Южное (в Ростове-на-Дону), Приволжское (в Нижнем Новгороде), Уральское (в Екатеринбурге), Сибирское (в Новосибирске), Дальневосточное (во Владивостоке), Северо-кавказское (В Минеральных водах).

Опыт становления российского государства показал глубокую взаимосвязь федеративных и таможенных отношений субъектов Федерации между собой и с федеральным центром. Значение региональных управлений в этих отношениях трудно переоценить.

Исходя из выполняемых задач, управления проводят контроль всей деятельности нижестоящих таможенных органов, соблюдения ими законодательства Российской Федерации; проводят экспертизы и исследования перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, равно, как и документов, содержащих сведения о них; участвуют в осуществлении валютного контроля; принимают необходимые меры по обеспечению полного и своевременного перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет; разрабатывают и организуют систему мероприятий по профилактике преступлений и административных правонарушениях, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Как вышестоящие органы, региональные управления рассматривают жалобы физических и юридических лиц и протесты прокурора на постановления по делам об административных правонарушениях - нарушениях таможенных правил, вынесенные таможнями региона. Они обязаны организовывать приемы граждан, обеспечить своевременное и полное рассмотрение обращение граждан и юридических лиц, принятие по ним решения и направления заявителям ответов в установленный законодательством срок, а также проконтролировать своевременное и полное рассмотрение указанных обращений подчиненными таможенными органами. Управления издаю правовые акты распорядительного и организационного характера, осуществляют контроль соблюдения законодательства Российской Федерации при издании правовых актов подчиненных таможенных органов, принимают меры по отмене или изменению указанных актов в случае их несоответствия российскому законодательству.

РТУ решает свои задачи непосредственно и, в основном, через нижестоящие объекты. При этом оно взаимодействует с находящимися в регионе другими, в том числе силовыми, органами исполнительной власти (федеральной и субъектов РФ), местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями, гражданами. Финансируется из государственного бюджета и других источников.

Из статусов ФТС РФ и РТУ следует, что у них идентичные функции - с той разницей, что ФТС курирует всю таможенную территорию страны, а РТУ действует в пределах своего региона и в этих пределах выступает либо как соразработчик-соисполнитель, либо как проводник политики ФТС.

РТУ в качестве соразработчика-соисполнителя:

координирует сбор первичных данных о таможенной ситуации в регионе, организует их обработку для статистических научно-исследовательских, информационных целей, в том числе для подготовки обзоров, оповещения органов исполнительной власти, а также для использования в организуемых РТУ учебных, методических, разъяснительных и подобных мероприятиях и для обновления нормативной базы.

участвует и организует участие нижестоящих органов в научно-исследовательских работах, рассчитанных на развитие законодательства и совершенствование таможенной политики, на обеспечение единства таможенной территории и экономической безопасности страны.

контролирует использование прогрессивных решений при разработке юридических, организационных, технологических и прочих аспектов развития региона, включая инфраструктуру, вносит соответствующие предложения, программы (собственные и нижестоящих органов) в ФТС РФ.

Региональное таможенное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, устанавливаемом руководителем Федеральной таможенной службы. Он несет персональную ответственность за осуществление возложенных на управление полномочий, выполнение программ, планов и показателей деятельности вверенного ему органа. Начальник управления вправе издавать документы распорядительного характера по вопросам, отнесенным к его компетенции, и организовывать контроль за их исполнением. Региональные таможенные управления выступают, с одной стороны, с позиций представителя государственного органа внешнеторгового регулирования, а с другой - в роли регионального представителя внешнеэкономической деятельности.


2.3 Таможни и таможенные посты


Таможни и таможенные посты выполняют функции непосредственного таможенного контроля, производства таможенного оформления, предотвращения контрабанды, а также функции сбора и анализа статистической информации.

Таможня по своей сути является связующим звеном между отечественной экономикой и мировым хозяйством. Несмотря на сложности исторического развития различных государств, таможня была и остается важнейшим институтом государственности. История многократно подтвердила особое место, роль и заслуги таможни в осуществлении протекционизма, в пополнении государственной казны, регулировании внешнеэкономических связей, в защите национальной экономической безопасности, в борьбе с контрабандой.

В соответствии с возложенными на таможню задачами она осуществляет следующие основные полномочия:

·Производство таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;

·Взимание таможенных платежей, обеспечение правильности их исчисления и своевременности уплаты;

·Обеспечение соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

·Защита прав интеллектуальной собственности;

·Оперативно-розыскная деятельность, дознание и производство неотложных следственных действий;

·Осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля;

·Ведение производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел;

·Обобщение и анализ правоприменительной и судебной практики в регионе своей деятельности.

Таможни осуществляют руководство подчиненными им таможенными постами и контролируют соблюдение ими законодательства при осуществлении таможенных процедур.

Начальник таможни руководит ею на принципах единоначалия и персональной ответственности. Он назначается на должность и освобождается от нее в порядке, устанавливаемом руководителем Федеральной таможенной службы. Кандидатура на должность начальника таможни должна быть согласована с высшим должностным лицом субъекта Федерации.

Таможенные посты, как правило, несамостоятельны, не являются юридическими лицами, действуют под непосредственным руководством таможни или регионального таможенного управления. Отдельные таможенные посты могут быть признаны юридическими лицами по решению Федеральной таможенной службы. Все таможенные посты осуществляют функции, присущие администрации данного рода: взимают таможенные платежи, осуществляют таможенный контроль, пресекают правонарушения в таможенной сфере. Таким образом четырехзвенная система таможенных органов является оправданной, устоявшейся и отвечающей поставленным перед ней задачами.

Создание и реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет Федеральная таможенная служба. Его начальник назначается на должность и освобождается от нее приказом Регионального таможенного управления (поста со статусом юридического лица - приказом Федеральной службы).

Каковы же основные задачи таможенного поста? Это прежде всего:

·Непосредственное осуществление таможенного дела в регионе деятельности;

·Участие в пределах своей компетенции в осуществлении в регионе деятельности мер, направленных на обеспечение единства таможенной территории России, экономической безопасности страны в части, относящейся к таможенному делу, а также в обеспечении в подведомственном регионе защиты экономических интересов Российской Федерации;

·Таможенное оформление и контроль; применение в регионе деятельности мер экономической политики;

·Обеспечения соблюдения и единообразного применения в своей деятельности законодательства Российской Федерации;

·Борьба с административными правонарушениями, производство по которым отнесено к компетенции таможенных органов.

Таможенный пост, являющийся юридическим лицом, обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющий государственную тайну, а также сведения, засекречиваемых им.


Заключение


В своей работе, раскрывая тему, я рассмотрела понятия субъекта таможенного права, описала единую систему таможенных органов, рассмотрела правовой статус Федеральной таможенной службы, регионального таможенного управления, таможни и таможенного поста.

Проделанное исследование позволяет сделать выводы.

В широком смысле под субъектом таможенного права понимается участники таможенных правоотношений, наделенные правами и обязанностями в таможенной сфере. субъекты таможенного права как элементы государственного аппарата обладают властными полномочиями в рамках своей компетенции, должностными функциональными обязанностями, определяемыми этой компетенцией, а кроме того, к ним предъявляются специальные требования.

Таможенный орган представляет собой государственный орган исполнительной власти (федеральную службу и подчиненные ей органы), наделенный специальной компетенцией, осуществляющий под непосредственным руководством Правительства РФ функции по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела в целях содействия развитию внешней торговли.

Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, в которую входят:

.Федеральная таможенная служба

.Региональные таможенные управления

.Таможни

.Таможенные посты

Отличительной особенностью и ценностью сложившейся единой системы таможенных органов является то, что она распределяет общие полномочия и функции между таможенными органами сверху донизу, позволяет упорядочить построение и функционирование каждого таможенного органа, организовывать эффективное управление системой в целом и отдельными ее подсистемами на всех уровнях.

Благодаря этому есть все основания утверждать, что в России создана и действует современная многофункциональная таможенная служба, влияющая на регулирование рыночной экономики и в пределах своей компетенции способствующая сближению новой экономической системы России с мировой системой хозяйствования.

Думаю, что с развитием таможенного дела будут появляться, создаваться новые таможенные структуры и звенья, соответствующие изменяющимся, динамичным потребностям и задачам в сфере таможенного дела. В связи с изложенным можно утверждать, что в настоящее время система таможенных органов является системой органов, деятельность которых направлена на обеспечения экономической безопасности РФ, а так же на обеспечение законности и правопорядка в сфере таможенного дела.


Список использованных источников


.Конституция Российской Федерации. - Изд. Омега - Л., 2011. - 63с.

.Кодекс об административных правонарушениях РФ. - Изд. Омега-Л, 2011. - 334 с.

.Налоговый кодекс Российской Федерации. - Изд. Эксмо, 2011. - 896 с.

.Таможенный кодекс таможенного союза / Под ред. Г. Ю. Касьяновой. - М.: АБАК, 2011. - 256 с.

.Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации». - Москва: Проспект, 2011. - 256 с.

.Указ Президента РФ от 2 июля 2005 г. № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов российской федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».

.Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе".

.Постановление Правительство Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459.

.Бакаева О. Ю. Таможенное право : курс лекций / О. Ю. Бакаева, Г. В. Матвиенко. - М. : РАП, Эксмо, 2009. - 272 с. - (Учебный курс : кратко и доступно).

.Бакаева О. Ю., Матвиенко Г. В. Таможенное право: Учебник - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрист, 2010. - 504 с.

11.<#"justify">Приложение


Таблица. Региональные управления и таможни непосредственного подчинения

Территориально-структурное деление таможенных органов РФНаименование РТУКол-во таможенКол-во операт. таможенКол-во там. постовКол-во субъек. РФЦентральное таможенное управление18111518Северо-западное тамож. управление14210811Южное таможенное управление815013Приволжское таможенное управление814815Уральское таможенное управление91486Сибирское таможенное управление1227012Дальневос. таможенное управление1415010Северо-кавк. таможенное управление31177Таможни, непосредственно подчинённые ФТС РоссииВнуковскаяДомодедовскаяШереметьевскаяЦентральная энергетическаяЦентральная базовая таможняЦен. таможня (кин. центр ФТС России)Центральная акцизная таможня


Теги: Таможенные органы как субъекты таможенного права  Курсовая работа (теория)  Основы права
Просмотров: 57932
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Таможенные органы как субъекты таможенного права
Назад