Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Финансовый факультет
Курсовая работа по дисциплине:
«Управление в таможенных органах» на тему:
«Проблемы борьбы с коррупцией в таможенных органах и пути их решения»
Выполнил: Студент 4 курса, группы 13ТД41
Специальность «таможенное дело»
Смирнов В.В.
Научный руководитель: Смирнова А.С.
г. Нижний Новгород
г.
Содержание
Введение
. Функции и деятельность Таможенных органов
.1 Таможенные органы РФ и их основные задачи
.2 Цели и функции таможенных органов РФ
.3 Перспективы развития таможенных органов
. Работа Центрального таможенного управления (ЦТУ)
.1 Общая информация по ЦТУ, структура управления
.2 Статистические данные ЦТУ
.3 Работы, проводимые ЦТУ по борьбе с коррупцией
. Пути решения проблемы коррупции в таможенных органах
.1 Меры, принимаемые по борьбе с коррупцией
.2 Результаты проведенных проверок по борьбе с коррупцией
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Общее руководство таможенным делом осуществляет Президент РФ и Правительство РФ. Таможенные органы РФ являются правоохранительными органами и составляют единую систему, в которую входят:
Федеральная таможенная служба РФ;
региональные таможенные управления РФ;
таможни РФ;
таможенные посты РФ.
Деятельность таможенных органов направлена на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности РФ, осуществление единой таможенной политики, обеспечение перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Основное назначение таможенных органов - обеспечение движения людей, товаров, грузов через границу, взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль. Также в работе будет рассмотрены работы проводимые ЦТУ по борьбе с коррупцией, меры принимаемые ЦТУ по борьбе с коррупцией и результаты проделанной работы.
Работа по борьбе с коррупцией, повышает актуальность выбранной темы.
Цель работы: рассмотрение целей, задач и функций таможенных органов; проблемы коррупции в таможенных органах, и пути их решения.
Для достижения цели нами поставлены следующие задачи:
рассмотреть работу таможенной службы России;
рассмотреть цели, задачи и функции таможенных органов;
рассмотреть работы и меры принимаемые по борьбе с коррупцией в ЦТУ.
показать результаты принятых мер по борьбе с коррупцией.
Объект исследования: Система таможенных органов, ЦТУ.
Наиболее важными объектами исследования являются сами нормативные акты такие как Таможенный кодек Таможенного союза, Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
1. Функции и деятельность Таможенных органов
.1 Таможенные органы РФ и их основные задачи
Таможня - учреждение, ведающее контролем над ввозом из-за границы и вывозом за границу товаров и взимающее пошлины и сборы.
Таможенные органы РФ - это государственные органы, которые непосредственно осуществляют деятельность в сфере таможенного дела. Таможенные органы являются органами исполнительной власти. Исполнительная деятельность таможенных органов состоит в повседневной практической организации решений вопросов, связанных с таможенным делом. Основным в деятельности таможенных органов является осуществление своих функций и полномочий в сфере организации перемещения товаров через таможенную границу, таможенного оформления, помещения товаров под определенные таможенные режимы, осуществления специальных таможенных процедур, взимания таможенных платежей.
Таможенные органы осуществляют как исполнительную, так и распорядительную деятельность. Оба эти вида деятельности тесно взаимосвязаны. При этом распорядительная деятельность таможенных органов проводится строго в рамках положений, определенных таможенным правом.
Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов.
В качестве правоохранительных органов таможенные органы защищают экономический суверенитет и экономическую безопасность Российской Федерации, права и законные интересы физических и юридических лиц. Таможенные органы ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (ст.401 ТК).
В соответствии со ст.402 ТК система таможенных органов включает:
) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время им является Федеральная таможенная служба (ФТС);
) региональные таможенные управления (РТУ);
) таможни;
) таможенные посты.
Центральным органом, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, - Федеральная таможенная служба России. В его ведении находятся основные составные части, блоки и участки таможенного дела, которыми он руководит через соответствующие управления, отделы, службы, иные структурные подразделения своего аппарата, а также через региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты.
Правовое положение ФТС России в системе таможенных органов определяется Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" и Положением о ФТС России, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г.
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции:
) по контролю и надзору в области таможенного дела;
) агента валютного контроля;
) специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
При этом таможенная служба осуществляет:
) ведение Реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
) ведение Реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;
) ведение таможенного Реестра объектов интеллектуальной собственности;
) аннулирование квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;
) выдачу лицензий на учреждение свободного склада.
Кроме выше перечисленного таможенная служба:
ведет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;
информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;
осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;
осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;
осуществляет дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность;
осуществляет в установленном порядке разработку и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц и др.
По согласованию с Министерством экономического развития торговли Российской Федерации Федеральная таможенная служба имеет право:
создавать, реорганизовывать и ликвидировать таможенные посты, специализированные таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями, для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров;
определять регион деятельности таможенных органов;
утверждать общие или индивидуальные положения о таможенных органах.
Федеральная таможенная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение следующих основных задач:
) содействие реализации единой торговой политики таможенного союза;
) обеспечение исполнения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы;
) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля, в том числе в рамках оказания взаимной административной помощи;
) взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции;
) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
) обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения прав и законных интересов лиц в области таможенного регулирования и создание условий для ускорения товарооборота через таможенную границу;
) обеспечение в пределах своей компетенции мер по защите национальной безопасности государств - членов таможенного союза, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;
) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза;
) обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности на таможенной территории таможенного союза в пределах своей компетенции;
) ведение таможенной статистики.
Законодательством государств - членов таможенного союза могут быть установлены и иные задачи, решаемые таможенными органами.
.2 Цели и функции таможенных органов РФ
Цели таможенной политики РФ:
.Обеспечение наиболее эффективного использования инструмента таможенного контроля и регулирования и товарообмена на таможенной территории РФ.
.Участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики РФ и др.
.Иные цели, определяемые Президентом, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации.
Основным документом, согласно которому работают таможенные органы, является Таможенный кодекс Таможенного союза.
Таможенные органы России выполняют следующие основные функции: принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела; применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений; взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи; участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу России, реализуют эти меры; обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России; ведут борьбу с контрабандой, нарушением таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещённым через таможенную границу России, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящиеся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации; осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу России; ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику России; ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД); содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе России, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов, а также предприятий; содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции; обеспечивают выполнение международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров России, затрагивающих таможенное дело; осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела; проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций; обеспечивают Президента РФ и Правительство РФ, иные государственные органы, граждан информацией по таможенным вопросам; реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.
.3 Перспективы развития таможенных органов
Целевая программа определяет стратегической целью развития таможенных органов реализацию общегосударственных задач в области таможенного дела и обеспечение безусловного и полного соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации для экономического процветания и социального благополучия нации.
Стратегическая цель будет достигнута путем решения следующих задач.
. Всемерное содействие развитию торговли, ускорение товарооборота и расширение внешнеторговых связей России.
. Наполнение доходной части федерального бюджета Российской Федерации.
. Уменьшение потенциальных угроз государству, вызванных перемещением запрещенных, ограниченных к ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации товаров или незаконным перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также проведением незаконных валютных операций, которые могут нанести вред обществу или подорвать экономику страны. Совершенствование системы управления таможенными органами.
Перечисленные задачи соответствуют функциям Федеральной таможенной службы, которые закреплены ст.403 Таможенного кодекса Российской Федерации и Положением о Федеральной таможенной службе.
Для решения задач, определенных Целевой программой, разработаны комплексные меры, которые будут исполняться посредством выполнения трех ведомственных бюджетных программ.
. Ведомственная бюджетная программа "Таможенная граница. Совершенствование таможенного контроля в пунктах пропуска через границу Российской Федерации". Данная программа позволит:
обеспечить необходимый и достаточный уровень контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через границу;
создать условия для ускорения проведения таможенных процедур;
обеспечить применение новейших информационных и таможенных технологий в деятельности таможенных постов и таможен на границе; укрепить таможенную инфраструктуру на Государственной границе Российской Федерации за счет строительства, реконструкции и эксплуатации автомобильных пунктов пропуска и иных объектов таможенной инфраструктуры;
обеспечить выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений при перемещении товаров через границу;
укрепить кадровый потенциал таможенных постов (отделов таможенного оформления и таможенного контроля), расположенных в пунктах пропуска;
повысить уровень материально-технического и информационного обеспечения приграничных таможенных органов.
. Ведомственная бюджетная целевая программа "Администрирование и контроль за соблюдением международных торговых соглашений. Таможенное оформление и таможенный контроль на территориях субъектов Российской Федерации". Данная программа позволит:
обеспечить выполнение плановых заданий Правительства Российской Федерации по перечислению в федеральный бюджет таможенных платежей;
обеспечить необходимый и достаточный уровень контроля, за товарами и транспортными средствами в местах таможенного оформления;
создать условия для ускорения процесса таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств в местах таможенного оформления;
обеспечить применение новейших информационных и таможенных технологий в деятельности таможенных постов и таможен в субъектах Российской Федерации;
обеспечить выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений в области таможенного дела и валютного законодательства в сфере внешнеторговой деятельности;
укрепить таможенную инфраструктуру таможенных постов, расположенных внутри страны, за счет строительства, реконструкции и эксплуатации административных зданий (служебных помещений), создания складов временного хранения и таможенных складов, учреждаемых таможенными органами;
укрепить кадровый потенциал таможенных постов, расположенных внутри страны (отделов таможенного оформления и таможенного контроля);
повысить уровень материально-технического и информационного обеспечения таможенных постов и таможен в субъектах Российской Федерации.
. Ведомственная бюджетная целевая программа "Институциональное развитие и формирование информационно-технического потенциала таможенных органов. Организация исполнения таможенного законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации". Данная программа позволит:
повысить эффективность системы управления таможенными органами;
обеспечить организацию процессов таможенного оформления и контроля;
модернизировать информационную систему таможенных органов;
повысить эффективность проводимых мероприятий по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил;
расширить и укрепить международное сотрудничество;
укрепить систему ведомственного контроля;
обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров;
обеспечить медицинское обслуживание и социальные гарантии должностным лицам таможенных органов;
повысить уровень материально-технического, правового, финансового, кадрового, информационного обеспечения таможенных органов.
Таким образом, деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Её многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами. Коренные изменения в экономике, демонополизация внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и многие другие факторы привели к тому, что более 20 министерств и ведомств России передали таможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических, статистических, природоохранных и др. Выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов Российской Федерации.
2. Работа Центрального таможенного управления (ЦТУ)
.1 Общая информация по ЦТУ, структура управления
таможенный орган коррупция
Центральное таможенное управление (ЦТУ) было образовано в июне 2000 года путем присоединения к Московскому таможенному управлению Западного таможенного управления. Регионом его деятельности определена территория 18 субъектов Федерации Центрального федерального округа России, площадь которого составляет 650,7 тыс. кв. км, численность населения - 37,49 млн. человек.
В структуру управления входят 197 постов, объеденных в 27 таможен, из них: 5 - пограничных, 22 - внутренние, в том числе специализированные - Центральные оперативная, акцизная и тыловая таможни. В зоне деятельности управления работает 370 складов временного хранения и 70 таможенных складов, на которых осуществляют свою деятельность свыше 17,8 тысяч участников внешнеэкономической деятельности. Центральное таможенное управление граничит с Северо-Западным, Южным и Приволжским таможенными управлениями. Имеет государственную границу с Украиной и административную - с Республикой Беларусь.
Управление является базовым по реализации многих проектов, связанных с дальнейшей модернизацией таможенной службы и перспективами ее развития. Весь период становления таможенной системы России его сотрудники находились в постоянном поиске оптимизации таможенных процедур, динамично реагировали на меняющуюся социально-экономическую ситуацию в стране, реализовывали новые стратегические инициативы и решения, направленные на улучшение механизмов администрирования и выполнение фискальной и правоохранительной функций, кадровой политике. Здесь были закреплены все позитивные начинания в системе организации и осуществления государственного таможенного контроля, в искоренении недостоверного декларирования, внедрении и освоении современных таможенных и информационных технологий, в борьбе с правонарушениями в таможенной сфере. Последние годы работы управления были весьма результативными. Несмотря на корректировки плановых заданий в сторону увеличения, управление с ними справляется и стабильно приносит в бюджет государства более 33 процентов от всех таможенных платежей. Самые высокие экономические показатели по сбору таможенных платежей в рамках ЦТУ имеют Центральная акцизная, Московская южная, Подольская, Белгородская и другие таможни.
В настоящее время Управление вышло на устойчивые показатели - по таможенным платежам в сутки перечисляется в бюджет страны около 35 млн. долларов США. Управление и дальше будет искать резервы, для увеличения собираемости таможенных платежей, в том числе и по направлениям деятельности, о которых говорилось выше. В соответствии с приказом ГТК России Центральное таможенное управление признано в 2002 году лучшим среди региональных управлений страны. В настоящее время продолжается развитие таможенной инфраструктуры, происходит ее укрупнение, создаются таможенные терминалы, оснащенные современными средствами вычислительной техники, внедряются комплексные автоматизированные системы таможенного оформления и контроля (КАСТО) АИСТ-РТ21. За последние полтора года втрое увеличилось количество таможенных постов в Московском регионе, оснащенных этим программным продуктом. Сегодня по цифровым каналам связи работают 24 из 27 таможен управления. Началось внедрение комплексной автоматизированной системы АИСТ-М, адаптированной к состоянию связи в таможнях западного региона ЦТУ. Благодаря внедрению автоматизированных систем стал возможным переход к производству основных этапов таможенного оформления товаров одним сотрудником поста, что существенно сокращает сроки таможенных процедур.
В таможенных органах управления начался также поэтапный переход к режиму электронного декларирования товаров и транспортных средств, пересекающих границу России. Так, с осени 2002 года в Московской южной таможне было оформлено около 400 грузовых таможенных деклараций с применением цифровой электронной подписи.
Таможенники центрального региона России меняет свои приоритеты - наряду с фискальными функциями ставится цель всемерно содействовать развитию внешней торговли, что обязательно повлечет и увеличение поступлений таможенных платежей. Перед таможенными органами стоит задача совместно с участниками внешнеэкономической деятельности искать пути и методы не усложнять процедуру экономических операций, а, наоборот, всемерно содействовать их упрощению. Развитие партнерских отношений с участниками ВЭД выдвигает задачу дебюрократизации таможенных процедур на основе доверия, взаимопонимания и взаимоуважения. Но самое главное - сегодня сотрудники ЦТУ готовятся к работе в совершенно иных условиях и правовых отношениях, которые закреплены в новой редакции ТК ТС РФ. За время своей деятельности организация пережила не одну глобальную реформу, сумела увеличить объем своей работы в десятки раз, создала коллектив профессионалов с высоким уровнем образования и глубокими знаниями. Юристы, экономисты, программисты, оперативники, силовики, управленцы - все они, применив на практике многие эксперименты, сумели при минимальных государственных затратах построить гибкую, жизнеспособную, разветвленную таможенную службу в Центральном федеральном округе.
.2 Статистические данные ЦТУ
Товарооборот ЦТУ
В январе-марте 2011 г. география экспортных поставок в регионе деятельности Управления была весьма обширна - 125 стран мира. Постоянными крупными партнерами, влияющими на объемы экспорта в целом, являются Украина (13,5% в общем объеме экспорта), Нидерланды (11,4%), Италия (10,7%), Германия (6,5%), Эстония (6,0%) и Китай (5,6%). В объеме экспорта стран СНГ доля Украины составляет более 72%.
Вывоз товаров в ведущие страны-импортеры составил почти 54% от общего объема экспорта, что говорит о его сосредоточении на сравнительно небольшом числе стран.
Распределение объемов экспорта по основным странам-импортерам российских товаров характеризуется следующими данными.
СтранаЯнварь-март 2011 г.Январь-март 2010 г.2011 г. в% к 2010 г.стат. стоимость, млн. долл. СШАудельный вес, %стат. стоимость, млн. долл. СШАудельный вес, %УКРАИНА880,313,5779,814,1112,9НИДЕРЛАНДЫ738,711,4962,217,476,8ИТАЛИЯ694,010,7539,39,7128,7ГЕРМАНИЯ423,66,5301,15,4140,7ЭСТОНИЯ393,46,043,40,8в 9,1 р.КИТАЙ367,15,6235,04,2156,2
Участники внешнеэкономической деятельности, осуществлявшие таможенное оформление в регионе деятельности Управления, вели закупки импортной продукции в 161 стране мира.
Наиболее крупные страны-экспортеры: Германия (15,8% от общего импорта), Китай (13,9%), Украина (11,5%), Италия (6,2%), Франция (5,7%) и Польша (3,9%). Из стран СНГ наряду с Украиной, доля которой в объеме импорта стран СНГ составляет свыше 89%, можно выделить Узбекистан (6,4%).
Ввоз товаров в регион деятельности Центрального таможенного управления из ведущих стран-экспортеров составил 57% от общего объема импорта, в том числе из ведущих стран дальнего зарубежья - 45,5%.
Распределение объемов импорта по основным странам-экспортерам товаров в регион приводится ниже.
Январь-март 2011 г. Январь-март 2010 г. 2011 г. в% к 2010 г.стат. стоимость, млн. долл. СШАудельный вес, %стат. стоимость, млн. долл. СШАудельный вес, %ГЕРМАНИЯ3102,115,82168,715,3143,0КИТАЙ2742,913,91938,513,7141,5УКРАИНА2268,411,51327,99,4170,8ИТАЛИЯ1209,46,2877,76,2137,8ФРАНЦИЯ1115,35,7798,95,6139,6ПОЛЬША775,23,9735,55,2105,4
Товарная структура импорта
Общий объем грузов (вес брутто), оформленный таможнями Управления за январь-март 2011 г
Общий объем грузов (вес брутто), оформленных таможнями Управления за январь-март 2011 г., составил 20,4 млн. тонн. По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. грузооборот увеличился на 17,8%. Объем вывозимых товаров составил 12,4 млн. тонн (106,0% от уровня 2010 г.), ввозимых - 8,0 млн. тонн (142,7% от уровня 2010 г.).
Наибольший удельный вес в общем грузообороте ЦТУ занимают таможенные органы западного региона, которые оформили за истекший период с.г. 18,4 млн. тонн грузов (90,2%). Причем, грузооборот только Белгородской, Брянской, Липецкой и Курской таможен составил более 12 млн. тонн или почти 66% грузооборота западного региона.
Среди таможен московского региона свыше 81% весовых объемов оформлено в Московской областной таможне.
Распределение грузооборота Управления по таможням
Грузооборот в марте 2011 г. в целом по Управлению составил 8,6 млн. тонн. По отношению к марту 2010 г. это составляет 118,3%. На вывоз было оформлено 5,1 млн. тонн грузов (106,1% от уровня 2010 г.), на ввоз - 3,5 млн. тонн грузов (141,7% от уровня 2010 г.).
.3Работы, проводимые ЦТУ по борьбе с коррупцией
В Управлении продолжается работа по выполнению требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы»
Создаются комиссии Управления по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих Российской Федерации.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.
. Основными задачами комиссии являются:
обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Российской Федерации (далее - государственные служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также обеспечение исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);
осуществление в Управлении мер по предупреждению коррупции.
Комиссия рассматривает вопросы, связанные с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в отношении государственных служащих аппарата Управления.
3. Пути решения проблемы коррупции
.1 Меры, принимаемые по борьбе с коррупцией
. Письмом Управления от 29.07.2010г, № 93-17/18631 в ФТС России внесены предложения по разработке и внедрению методики проверки сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей сотрудников или должностей государственной гражданской службы.
. В Управлении осуществлялся комплекс мер, согласно Плану практических мероприятий Управления по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну.
. Организовано изучение должностными лицами таможенных органов Управления, положений Указа Президента Российской Федерации от 13.04.2010г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» и других нормативных правовых актов анти коррупционной направленности.
В системе профессиональной подготовки должностных лиц организованы и проводятся занятия по изучению законодательства Российской Федерации, Указов и распоряжений Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов ФТС России и правовых актов ЦТУ по вопросам организации воспитательной и профилактической работы по поддержанию правопорядка и служебной дисциплины, противодействию коррупции.
. Обновляется информация о телефонах доверия таможен, подразделений собственной безопасности, Управления и ФТС России в служебных зданиях таможен, таможенных постов, пунктов пропуска, проводится анализ сообщений от участников ВЭД через специальные ящики сбора информации и предложений.
. Ежеквартально проводится мониторинг исполнения должностными лицами таможен должностных обязанностей, подверженных риску коррупционных проявлений при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, размещении государственных заказов. По указанным фактам с начала 2010 года проведено 93 служебных проверок.
. На сайте Управления открыта специальная страница с возможностью для посетителей сообщать информацию о фактах коррупционных проявлений. В Управлении утвержден Порядок обработки поступающих сообщений о коррупционных проявлениях и направления их для рассмотрения в службу собственной безопасности Управления и в комиссию Управления по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов и по организации работы, направленной на борьбу с проявлениями коррупции и должностными преступлениями.
. Отдел по связям с общественностью и специалисты по связям с общественностью таможенных органов Управления на постоянной основе взаимодействуют с представителями средств массовой информации, как на региональном, так на федеральном уровне по вопросам публикаций материалов на тему противодействия коррупции в таможенных органах, а так же предоставления сведений о фактах выявления должностных преступлений. Такие публикации являются мощным профилактическим средством антикоррупционной направленности среди должностных лиц таможен. Так при участии специалистов по связям с общественностью в средствах массовой информации за 8 месяцев 2010 года вышло 237 материалов, в том числе:
телесюжетов - 19;
радиосюжетов - 58;
публикаций в печатных СМИ - 54;
публикаций в Интернет-ресурсах - 106.
. Предложения о порядке ротации лиц, занимающих руководящие должности федеральной государственной службы, в целях предотвращения возникновения коррупционных связей.
. Изготовлены и размещены в видных местах на таможенных постах и пунктах пропуска информационные стенды, на которых отражена информация о телефонах доверия таможен, ССБ, Центрального таможенного управления, ФТС России и ящики для сбора информации от участников ВЭД. Также на стендах размещаются протоколы заседаний комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов и по организации работы, направленной на борьбу с проявлениями коррупции и должностными преступлениями.
. Кадровой службой совместно с правовой службой Управления 30.07.2010 проведено семинарское занятие с начальниками отделов, их заместителями и должностными лицами, назначаемыми председателями комиссий по проведению служебных проверок, по вопросам их организации и проведения. В ходе семинарского занятия подтверждено, что в текущем году качество организации и проведения служебных проверок в Управлении повысилось.
.2 Результаты проведенных проверок по борьбе с коррупцией
По материалам и с участием ССБ ЦТУ возбуждено 58 уголовных дел, из которых 32 по коррупционным преступлениям, в том числе 9 по фактам склонения должностных лиц таможенных органов к получению взяток (ст. 290 УК РФ). Привлечено к уголовной ответственности 9 должностных лиц таможенных органов.
С целью последующего вскрытия допущенных должностных преступлений и пресечения коррупционных проявлений в таможенной сфере по информации ССБ ЦТУ возбуждено 14 уголовных дел по ч.1 и ч.2 ст. 188 и ст. 194 УК РФ.
В рамках взаимодействия с подразделениями территориальных органов ФСБ и МВД России ССБ ЦТУ, в регионе ответственности Службы, проведено 9 совместных задержаний по фактам взяточничества в таможенной сфере (5 должностных лиц таможенных органов и 4 гражданина).
В целях легализации поступающей информации, а также предупреждения и локализации негативных проявлений в таможенной сфере, находящихся вне сферы уголовно-правового регулирования, ССБ ЦТУ, в рамках распоряжения ФТС России от 15.04.2005 № 146-р/дсп, руководству ЦТУ и таможен, для оперативного реагирования на выявленные факты противоправной деятельности со стороны сотрудников таможенных органов направленно 142 письменных информации.
Всего по информации и с участием сотрудников ССБ ЦТУ проведено 50 служебных проверок, по результатам которых уволено 2 должностных лица таможенных органов, ротировано - 2, к дисциплинарной ответственности привлечено - 55.
По инициативе ССБ ЦТУ проведено 36 обще профилактических мероприятий, направленных на недопущение совершения противоправных деяний должностными лицами таможенных органов в дальнейшем (8 публикаций в СМИ, 28 беседы и лекции).
В рамках приказа ФТС России от 01.04.2008 № 350, проведена антикоррупционная экспертиза 8460 проектов нормативных и иных правовых актов ЦТУ и таможен Управления, относящихся к таможенному оформлению и таможенному контролю, возвращено на доработку 61.
В целях предотвращения проникновения коррупции в таможенную среду, в том числе попыток внедрения в таможенные органы представителей ОПГ, подразделениями СБ Управления, во взаимодействии с кадровой службой ЦТУ, проверено 2932 кандидатов на службу в таможенные органы и на вышестоящие должности. Из этого числа отведено по негативным обстоятельствам 44 человек.
Должностными лицами Управления и таможенных органов выполняются требования о предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Практически 100% представили такие сведения в установленные сроки.
Заключение
Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции:
по контролю и надзору в области таможенного дела; агента валютного контроля; специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.
Основными задачами таможенных органов являются: Участие в разработке таможенной политики России и реализация этой политики; обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность, являющуюся экономической основой суверенитета России; защищают экономические интересы России, и.т.д.
Задачами таможенных органов также является борьба с коррупцией. Для достижения этой задачи в таможенных органах создаются комиссии по борьбе с коррупцией, они принимают меры по борьбе с коррупцией.
В системе профессиональной подготовки должностных лиц организованы и проводятся занятия по изучению законодательства Российской Федерации, Указов и распоряжений Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов ФТС России и правовых актов ЦТУ по вопросам организации воспитательной и профилактической работы по поддержанию правопорядка и служебной дисциплины, противодействию коррупции.
Отдел по связям с общественностью и специалисты по связям с общественностью таможенных органов Управления, на постоянной основе взаимодействуют с представителями средств массовой информации, как на региональном, так на федеральном уровне по вопросам публикаций материалов на тему противодействия коррупции в таможенных органах, а так же предоставления сведений о фактах выявления должностных преступлений.
Такие публикации являются мощным профилактическим средством анти коррупционной направленности среди должностных лиц таможен.
Ежеквартально проводятся проверки исполнения должностными лицами таможен должностных обязанностей. Что привело к значительному снижению коррупции в таможенных органах и ЦТУ.
Список использованной литературы
1.Таможенный кодекс РФ, от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред.- 29.12.2010г.)
. Таможенный кодекс Таможенного союза (принят Государственной Думой 21 мая 2010г. Москва, Кремль 2июня 2010г. №113ФЗ)
. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
.Смоленский М.Б. Правоохранительные органы. Феникс, 2007г.-220с
. Дмитриев, Ю.А Правоохранительные органы РФ: языковая семиотика/ Ю.А. Дмитриев; М.А. Шапкин. 6-е изд., стереотип. М: Омега-Л. 2008г. -278с.
. Анохина О.Г. Комментарии к ТК РФ, проспект 2010г. -769стр.
. Галустян О.А. Правоохранительные органы: языковая семиотика / О. А. Галустяна, А.В. Ендольцевой, А.П. Кизлыка// 4-е изд. Юнити-Дана, Закон и право, 2007г - 208с.
. Правовое обеспечение новой организации и деятельности таможенных органов: состояние и задачи дальнейшего совершенствования (А.Ф. Ноздрачев, "Законодательство и экономика", N 2, 3, 4, февраль, март, апрель 2008.)
. Погодина. Н. Право и экономика 2009г. -№6, 83-86стр.
. Трунина. Е. Контрольные функции таможенных органов. Е. Трунина «Право и экономика» -2010г. №5.
. Российская газета, опубликована 1 июля 2004г.
. http://ctu.customs.ru/ru/.