Особенности применения процедуры таможенного транзита в соответсвии с книжкой международных перевозок в Таможенном союзе

Оглавление


Введение

Глава 1. Сущность международных перевозок в законодательстве Таможенного союза

.1 Понятие таможенной процедуры таможенного транзита

.2 Оборудование транспортных средств международной перевозки таможенными пломбами и печатями

.3 Технология контроля за перевозкой товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита

Глава 2. Сущность таможенной Конвенции о международной перевозке товаров с применением книжки МДП

.1 История создания и развитие Конвенции МДП

.2 Основные принципы системы МДП

.3 Организационная структура системы МДП

Глава 3. Особенности применения процедуры таможенного транзита в соответсвии с книжкой МДП в Таможенном союзе

.1 Особенности использования книжек МДП на Таможенной территории Таможенного союза

.2 Проблемы и пути совершенствования Конвенции МДП на Таможенной территории Таможенного союза

Заключение

Список использованных источников


Введение


По оценкам исследователей за период 2009-2013 гг. евразийская интеграция вышла на качественно новый уровень, во многом благодаря началу функционирования Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан. На единой таможенной территории стран-участниц действуют нормы Таможенного кодекса Таможенного союза, используется Единый таможенный тариф, применяется единообразная система таможенного регулирования внешней торговли.

Договором между государствами-участниками Таможенного союза 18 ноября 2011 года учреждена Евразийская экономическая комиссия, которая является единым постоянно действующим регулирующим органом Таможенного союза. С 1 января 2012 года началось формирование Единого экономического пространства. Это означает, что качественно новые полномочия поэтапно переходят на наднациональный уровень.

Таким образом, отмена контроля на внутренних границах между государствами - членами Таможенного союза способствует развитию международных перевозок и торговли. Эти же цели преследует и Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года, участниками которой являются все государства - члены Таможенного союза. Конвенция, прежде всего, направлена на сокращение сроков перемещения иностранных товаров через таможенные границы государств, создание благоприятных условий такого перемещения, а также упрощение перевозки товаров под таможенным контролем.

Исходя из этого, объектом исследования данной работы является международные перевозки товаров.

Предмет исследования - книжка МДП и особенности её применения на таможенной территории Таможенного союза.

Цель данной работы - рассмотреть особенности таможенной процедуры таможенного транзита с применением книжки МДП, перспективы и практику применения процедуры МДП в Таможенном союзе.

Для достижения данной цели мы ставим перед собой ряд задач:

.Проанализировать действующее законодательство Таможенного союза в сфере регулирования международных перевозок.

.Изучить Конвенцию МДП 1975 года и определить её значимость в осуществлении международных перевозок.

.Выделить ряд особенностей применения книжки МДП на таможенной территории Таможенного союза, изучить практику её использования и обозначить возможные перспективы.

Методом исследования является анализ литературных источников по данной проблеме, действующего законодательства Таможенного союза, а так же непосредственно самой Конвенции МДП 1975 года.

Актуальность выбранной темы определяется нарастающим интересом к ней со стороны таможенной службы. Уже с 1 января 2013 года должны были произойти изменения, связанные с Сокращением количества сведений в транзитной декларации до 15 (или менее) для перевозок по книжкам МДП, согласно проекту Дорожная карта проекта "Совершенствование таможенного администрирования".


Глава 1. Сущность международных перевозок в законодательстве Таможенного союза


.1 Понятие таможенной процедуры таможенного транзита


Международные перевозки товаров - это перевозка грузов между двумя и более государствами на условиях предусмотренных теми или иными соглашениями, заключенными между государствами, на территории которых осуществляется такое перемещение. Международные перевозки играют огромную роль в развитии внешнеторговых связей.

На таможенной территории государств-членов Таможенного союза, согласно ТК ТС международные перевозки осуществляются в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

Таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.

В зависимости от необходимого маршрута, таможенный транзит бывает различного вида:

)от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;

)от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;

)от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;

)от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;

)от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза (для товаров Таможенного союза).

Таможенный транзит осуществляется с рядом особенностей в отношении следующих видов товаров:

)товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях;

)товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

)товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом

)товаров, перемещаемых морским транспортом;

Для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, необходимо соблюсти следующие условия:

) товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу;

) в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

) в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;

) представлена транзитная декларация;

) в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита;

) обеспечена идентификация товаров;

) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.


1.2 Оборудование транспортных средств международной перевозки таможенными пломбами и печатями


Оборудование транспортных средств международной перевозки определено таможенным кодексом Таможенного союза, а так же Решением Комиссии таможенного союза от 20 мая 2010 г. №260 "Порядок выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями".

Согласно ст. 221 ТК ТС для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями транспортные средства международной перевозки должны быть сконструированы и оборудованы с соблюдением следующих требований:

) таможенные пломбы могут быть наложены простым и надежным способом;

) товары не могут быть извлечены из опломбированной части грузовых помещений транспортного средства международной перевозки или вложены в них без оставления видимых следов их вскрытия или без повреждения таможенных пломб и печатей;

) отсутствуют потайные места, в которых товары могут быть спрятаны;

) места, в которых могут находиться товары, легко доступны для таможенного осмотра товаров;

Обозначенные выше требования к транспортному средству международной перевозки считаются выполненными, при условии что такое транспортное средство соответствует требованиям к его конструкции и оборудованию, установленным международными договорами.

Подобное соответствие транспортного средства необходимым требованиям, может быть подтверждено заблаговременно путем получения свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями.

Заблаговременное допущение транспортных средств международной перевозки (автомобильных транспортных средств, прицепов, полуприцепов и контейнеров) к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями осуществляется при соответствии их конструкции техническим требованиям, установленным Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14 ноября 1975 года или Таможенной конвенцией, касающейся контейнеров, от 2 декабря 1972 года. Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями может быть выдано:

)в индивидуальном порядке;

)по типу конструкции транспортных средств.

Для заблаговременного допущения транспортного средства к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями в индивидуальном порядке его собственник или владелец представляет в таможенный орган, в зоне (регионе) деятельности которого он находится, либо постоянно проживает, соответствующее заявление, составленное в произвольной форме, и предъявляет автомобильное транспортное средство к осмотру. Если транспортные средства одного и того же типа конструкции (серии) изготавливаются серийно, изготовитель представляет в таможенный орган, в зоне (регионе) деятельности которого он находится, заявление в произвольной форме о заблаговременном допущении автомобильных транспортных средства к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями по типу конструкции (серии) и предъявляет одно из таких автомобильных транспортных средств к осмотру.

Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями выдается таможенным органом по заявлению заинтересованного лица не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного заявления. Указанное свидетельство остается действительным до тех пор, пока не произошли изменения конструкции транспортного средства международной перевозки, но не более двух лет. Такое свидетельство при переходе к другому лицу права владения транспортным средством остается действительным.

Таможенные органы не требуют заблаговременного допущения транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями, за исключением случая, если:

)перевозка товаров осуществляется таможенным перевозчиком;

)заблаговременное допущение предусмотрено международными договорами.


1.3 Технология контроля за перевозкой товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита


Таможенная процедура таможенного транзита подразумевает под собой постоянный таможенный контроль в отношении товаров, перемещаемых по таможенной территории Таможенного союза или вне её в соответствии с данной процедурой. Подобный контроль осуществляется в соответствии с ТК ТС, а так же согласно приказу ФТС России от 1 сентября 2011 года №1789 "Об утверждении Технологии контроля за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием автоматизированной системы контроля таможенного транзита с учетом взаимодействия с системой NCTS (АС КТТ-2)".

В качестве таможенного контроля может выступать таможенное сопровождение. Таможенное сопровождение - сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита.

Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случаях:

) определяемых на основе системы управления рисками;

) непредставления либо недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов;

) неоднократного невыполнения перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено;

) неисполнения перевозчиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;

В случае принятия таможенным органом решения о таможенном сопровождении таможенный орган организует его не позднее 24 часов с момента принятия такого решения.

Контроль за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита организуется путем:

) учета товаров таможенным постом или отделом таможенного оформления и таможенного контроля таможни, совершающими таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможней, которой подчинен таможенный орган отправления;

) учета товаров таможенным постом или отделом таможенного оформления и таможенного контроля таможни, в регионе деятельности которых находится установленное таможенным органом отправления место доставки либо которые завершают таможенную процедуру таможенного транзита, таможне, которой подчинен таможенный орган;

) учета товаров таможенным постом, через регион деятельности которого проходит перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и в регионе деятельности которого производятся грузовые операции и иные операции, изменение средств идентификации или срока таможенного транзита, регистрация (изменение) маршрута перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, таможне, которой подчинен промежуточный таможенный орган;

При учете товаров на уровне таможенного поста выполняются следующие операции:

) в таможенных органах отправления:

внесение информации и загрузка электронных копий таможенных документов при регистрации (отказе в регистрации) транзитной декларации, отзыве транзитной декларации, а также выпуске (отказе в выпуске) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в объединенный информационный ресурс, состоящий из совокупности синхронизированных федеральной и региональных баз данных ЕАИС таможенных органов;

внесение и загрузка информации о начале и прекращении операции МДП в таможенном органе в месте прибытия в единый логический информационный ресурс (ЕАИС);

внесение и загрузка информации о возбужденных делах об административных правонарушениях в области таможенного дела, взысканных таможенных пошлинах, налогах и штрафах в единый логический информационный ресурс;

внесение и загрузка информации о регистрации, принятии документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, в единый логический информационный ресурс;

) в таможенных органах назначения:

внесение и загрузка информации о регистрации прибытия транспортных средств международной перевозки в место доставки и завершении таможенной процедуры таможенного транзита в единый логический информационный ресурс;

внесение и загрузка информации о регистрации, погашении документов, подтверждающих обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, в единый логический информационный ресурс;

) в промежуточных таможенных органах:

внесение и загрузка информации о произведенных грузовых и иных операциях, измененных средствах идентификации, сроке таможенного транзита, регистрации (изменении) маршрута перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в единый логический информационный ресурс;

Согласно пункту 6 (Особенности контроля за перевозкой товаров в соответствии с процедурой МДП) Приказа ФТС от 1 сентября 2011 года №1789 при перемещении на одном транспортном средстве международной перевозки с применением книжки МДП сборного груза, содержащего товары, перевозимые в несколько мест доставки (два или три места доставки), указанных в книжке МДП и расположенных на таможенной территории Таможенного союза, должностное лицо первого, второго или третьего таможенного органа отправления направляет все товары, находящиеся в грузовом отделении транспортного средства международной перевозки на момент принятия решения об их выпуске в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, соответственно в первое, второе или третье место доставки, с указанием в соответствующих графах ЭКТД наименования и кода таможенного органа назначения и направления перемещения - "Ввоз".

Если товары, находящиеся в грузовом отделении транспортного средства международной перевозки на момент принятия решения об их выпуске в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозятся от таможенного органа в месте прибытия на таможенную территорию Таможенного союза до таможенного органа в месте убытия с таможенной территории Таможенного союза, и направляются в последний таможенный орган назначения, в регионе деятельности которого находится место убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, в соответствующей графе ЭКТД указывается направление перемещения - "Транзит".

После поступления сборного груза в место доставки должностное лицо таможенного органа назначения, в регионе деятельности которого находится упомянутое место доставки, завершает таможенную процедуру таможенного транзита.

Если после прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза операция МДП прекращается в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место прибытия, сведения о данной перевозке вносятся в электронный журнал "Упрощенная МДП" "Транзитные операции".


Глава 2. Сущность таможенной Конвенции о международной перевозке товаров с применением книжки МДП


.1 История создания и развитие Конвенции МДП


Работа над созданием Таможенной транзитной системы МДП началась под эгидой Европейской экономической комиссии. Первое Соглашение МДП было подписано несколькими европейскими государствами в 1949 году. Успех этого Соглашения предопределил принятие Конвенции МДП Транспортным комитетом Европейской экономической комиссии в 1959 году. Уже в 1960 году Конвенция вступила в силу. Первая Конвенция МДП была доработана в 1975 году с учетом накопленного в процессе использования Системы опыта, технических нововведений, изменений таможенных и транспортных правил.

Таким образом, опыт, приобретенный за первые 10-15 лет существования Системы, был использован для того, чтобы сделать ее еще более эффективной, менее сложной и обеспечить в то же время надежный таможенный контроль за перевозимыми в рамках Конвенции МДП грузами. Другой причиной модификации Конвенции послужили появившиеся в начале 60-х годов новые виды транспортного оборудования: контейнеры для морских перевозок, контейнеры, предназначенные для обменных перевозок автомобильным и железнодорожным видами транспорта.

Все эти нововведения значительно повысили эффективность международных перевозок. Появление же смешанных или мультимодальных перевозок сделало применение контейнеров просто необходимым. В настоящее время в рамках Конвенции МДП 1975 года грузы могут перевозиться не только автомобильным, но также железнодорожным, речным и даже морским видами транспорта при условии, что часть перевозки осуществляется автомобильным видом транспорта.

Таким образом, Конвенция МДП 1975 уже содержит положения, касающиеся смешанных перевозок и учитывающие современные требования и технологию перевозок. После вступления в силу Конвенция МДП 1975 года заменила собой в отношениях между Договаривающимися Сторонами Конвенцию МДП 1959 года.

Системы таможенного транзита предназначаются для максимально возможного упрощения перевозки грузов под таможенным контролем в международном торговом обороте и обеспечения необходимых гарантий государствам транзита. Необходимым условием для успешного функционирования любой транзитной системы является простота ее использования всеми участниками международных транзитных перевозок. Таким образом, необходимо поддерживать разумный баланс между требованиями таможенных органов с одной стороны и транспортных операторов - с другой.

Традиционно в ходе международной автомобильной перевозки таможенные органы государств транзита предъявляют к перевозимым грузам требования в соответствии с порядком, установленным законодательством таких государств. Эти требования могут отличаться друг от друга, однако зачастую предполагают досмотр грузов и транспортных средств при пересечении ими границы и помещение грузов под таможенный режим транзита, обеспечивающий уплату таможенных платежей в случае нарушения правил перевозки транзитных. Подобные меры, применяемые в каждом государстве транзита, ведут к значительным расходам, задержкам и простоям транспортных средств.

Система МДП была разработана с целью уменьшить трудности, с которыми сталкиваются перевозчики, и в то же время предоставить в распоряжение таможенных органов международную систему контроля, способную заменить традиционные национальные процедуры, защитив при этом каждое государство транзита от нелегального ввоза грузов.

В 1984 году Экономический совет ООН принял резолюцию, подготовленную Группой экспертов по таможенным вопросам, связанным с транспортом, в которой всем государствам мира рекомендовано изучить вопрос о возможности присоединения к Конвенции МДП и введения ее положений в национальное законодательство. Более того, международным, межправительственным и неправительственным организациям, в частности региональным комиссиям ООН, Система МДП рекомендована в качестве универсальной транзитной системы. В ответ на эту резолюцию Секретариат получил немало ответов из различных регионов мира, которые позволяют надеяться, что Система МДП будет использоваться во всем мире.

В настоящее время активно ведется работа по внедрению Системы МДП или подобной системы в Латинской Америке между Аргентиной, Бразилией, Чили и Уругваем. Некоторые страны в Западной и Центральной Африке серьезно рассматривают возможность внедрения Системы МДП, приспособленной к местным особенностям. Смешанная книжка МДП вскоре может быть использована при контейнерных перевозках между Северной Америкой и Европой, а в перспективе - между Японией и Европой.

Замена бумажных носителей электронным оборудованием с каждым годом приобретает все большее значение как для таможенных органов, так и для транспортных операторов.


.2 Основные принципы системы МДП


Чтобы обеспечить беспрепятственное перемещение грузов с минимальными задержками в пути и в то же время обеспечить максимальную безопасность с точки зрения таможенных органов государств транзита, Система МДП содержит четыре основных принципа на которых она строится:

) Грузы должны перевозиться в безопасных транспортных средствах или контейнерах;

) Уплата таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты, должна быть обеспечена международной гарантией;

) Грузы должны сопровождаться признанным всеми государствами - участниками Конвенции карнетом (книжкой), используемым в государстве отправления и служащим в качестве контрольного документа в государствах отправления, транзита и назначения;

) Меры таможенного контроля, принимаемые в государстве отправления, должны быть признаны достаточными в государствах транзита и назначения.

В целях обеспечения безопасности перевозок Конвенция МДП предполагает, что грузы будут перевозиться в контейнерах или грузовых отделениях транспортных средств, сконструированных таким образом, чтобы исключить возможность доступа к содержимому запломбированной части транспортного средства или контейнера без оставления видимых следов вскрытия грузового отделения транспортного средства, контейнера или повреждения таможенных печатей и пломб.

В целях соблюдения этого требования, Конвенция устанавливает стандарты конструкций и процедуры допущения. Грузы могут быть допущены к перевозке с использованием процедуры МДП, если транспортное средство или контейнер отвечают всем установленным требованиям.

Перевозка тяжеловесных или громоздких грузов, которые невозможно транспортировать обычным способом, регулируется специальными положениями.

Если контейнер или грузовое отделение транспортного средства отвечают всем требованиям Конвенции, соответствующее национальное ведомство выдает так называемое свидетельство о допущении или табличку о допущении для контейнера.

Вторым элементом Транзитной системы МДП является международная система гарантий. Эта система гарантирует уплату национальным гарантийным объединением всех таможенных пошлин и налогов, в отношении которых существует риск неуплаты самим перевозчиком.

Каждое гарантийное объединение, представляющее перевозчика в государстве-участнике Конвенции МДП 1975 и признанное таможенными органами этого государства, гарантирует уплату всех таможенных пошлин и налогов, которые могут подлежать уплате в случае какого-либо нарушения, допущенного в ходе операции МДП на территории такого государства.

Национальное объединение гарантирует уплату всех пошлин и налогов как национальными, так и иностранными перевозчиками, осуществляющими транспортные операции с применением книжек МДП, выданных им самим или подобным объединением другого государства. Следовательно, каждое государство обеспечено гарантией, при проведении на его территории транспортных операций МДП.

В случае какого-либо нарушения таможенные органы прежде чем предъявить иск гарантийному объединению, должны, по мере возможности, потребовать уплату у лица, несущего прямую ответственность за обнаруженное нарушение. Если возникнет необходимость в применении гарантии (например, вследствие банкротства лица, несущего прямую ответственность), таможенные органы предъявляют иск гарантийному объединению государства, на территории которого произошло нарушение, с тем, чтобы урегулировать вопрос в рамках этого государства.

Поскольку гарантия должна иметь пределы, размер гарантии определяется для каждого государства в отдельности. Максимальная страховая сумма, гарантированная МСАТ, не может превышать 50.000 долл. США на каждую книжку МДП. В настоящее время рассматривается предложение о введении книжки МДП с пределом гарантии до 200 тыс. долларов США.

Создание международной гарантийной системы, удовлетворяющей всех участников международных перевозок, весьма трудоемкий процесс, требующий кропотливой работы.

Третьим элементом Системы является книжка МДП. Книжки МДП выдаются МСАТ национальным гарантийным объединениям в соответствии с условиями, определенными в договорных обязательствах между ними и МСАТ. Каждое национальное гарантийное объединение выдает книжки МДП перевозчикам своего государства на условиях, определенных в декларации - обязательстве перевозчика.

Первая страница обложки, а также отрывные листы и корешки, расположенные по два, являются наиболее важной частью книжки МДП для таможенного контроля и действия гарантийной системы. Комплект из двух отрывных листов и двух корешков используется в каждом государстве, на территории которого осуществляется операция МДП. Применяемая в настоящее время книжка МДП содержит 14 или 20 отрывных листов и корешков. Следовательно, одна книжка может быть использована не более, чем в 7 или 10 государствах.

Предъявление должным образом заполненной перевозчиком именной книжки МДП, содержащей подписи и печати МСАТ и выдавшего ее гарантийного объединения, уже само по себе является доказательством существования и действительности гарантий. Книжка МДП действительна до завершения операции МДП в таможне назначения при условии, что операция начата в таможне отправления в сроки, установленные гарантийным объединением.

Четвертым элементом Системы МДП является условие признания государствами транзита и государством назначения мер таможенного контроля, принятых в государстве отправления.

При соблюдении этого условия, грузы, перевозимые в опломбированных грузовых отделениях транспортных средств или контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в пути следования - и это является самым главным преимуществом для перевозчиков, использующих Систему МДП. Конечно, это не исключает возможность выборочного досмотра грузовых мест, если у таможенных органов есть основания предполагать, что в них содержатся предметы, запрещенные к транзиту или ввозу в государство, однако, такие случаи досмотра грузов в пути следования характеризуются как исключительные.

Описанная Система, весьма привлекательная для перевозчика, предполагает, что таможенные органы государств транзита и государства назначения доверяют качеству таможенного контроля государства отправления. Следовательно, для успешного функционирования всей Системы МДП качество таможенного контроля в государстве отправления имеет решающее значение.

Поскольку само существование Системы МДП зависит от качества таможенного контроля в государстве отправления, очень важно, чтобы он был полным и осуществлялся с соблюдением всех необходимых формальностей.


2.3 Организационная структура системы МДП


Конвенция МДП, 1975 г., - одна из самых успешных таможенных конвенций, отвечающая требованиям сегодняшнего дня. Результатом эффективного функционирования Конвенции является крайне незначительное число судебных разбирательств. Существует несколько причин, в силу которых Конвенция успешно действует в настоящее время.

Первая причина - заинтересованность и перевозчиков, и таможенных органов в соблюдении положений Конвенции, поскольку это означает экономию времени и средств для всех лиц, имеющих отношение к Конвенции.

Другая причина кроется в том, что авторы Конвенции МДП уже предусмотрели определенную интерпретацию официального текста Конвенции, введя пояснительные записки в саму Конвенцию. Эти записки, содержат толкование отдельных положений Конвенции, ее дополнений и рекомендуемые способы использования системы МДП. Пояснительные записки не изменяют смысл положений Конвенции, а только помогают более точно понять его.

Современная техника развивается очень быстрыми темпами, и многое из того, что при создании Конвенции в 1975 году считалось последним достижением, практически не применяется в настоящее время. Это относится не только к технологии таможенного контроля, но и к изготовлению транспортных средств и контейнеров, а также к способам контрабанды. В связи с тем, что цены на контрабандные грузы, в частности наркотики, неуклонно растут, а вместе с ними растут и доходы контрабандистов, технология транспортировки контрабандных грузов становится все более изощренной. В этих условиях система МДП и Конвенция МДП как ее правовая основа должны идти в ногу со временем. Решение этой задачи возложено на Административный комитет и Исполнительный совет МДП (ИСМДП), а также на Европейскую экономическую комиссию ООН в Женеве.

Организационная структура Конвенции МДП предполагает наличие следующих уровне:

) Административный комитет;

) Исполнительный совет МДП;

) Рабочая группа ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом;

) Контактная группа МДП

Высший орган Конвенции МДП - ее Административный комитет, который состоит из всех Договаривающихся сторон. Ежегодно он проводит, как правило, два заседания (весной и осенью) под эгидой ЕЭК ООН в Женеве для того, чтобы принять поправки к Конвенции и дать возможность компетентным государственным органам и международным организациям обменяться мнениями по поводу использования системы МДП. На сегодняшний день Административный комитет подготовил и утвердил более 20 поправок к Конвенции МДП, 1975 г., а также большое число резолюций, рекомендаций и комментариев.

В 1999 г. Договаривающиеся стороны Конвенции учредили Исполнительный совет МДП (ИСМДП). Цели его создания - способствовать развитию международного сотрудничества между таможенными органами в области применения Конвенции МДП, осуществлять контроль за функционированием процедуры МДП и международной системы гарантий и оказывать помощь в этой сфере. ИСМДП состоит из 9 членов, которые в личном качестве избираются правительствами Договаривающихся сторон Конвенции МДП на двухгодичный срок.

В числе обязанностей ИСМДП - контроль за централизованным изготовлением и распространением книжек МДП, функционированием международной системы гарантий и страхования и оказание содействия в обмене конфиденциальной информацией между таможенными и другими государственными органами.

Решения ИСМДП претворяются в жизнь Секретарем МДП, которому помогает небольшой секретариат.

Секретарь МДП должен быть сотрудником ЕЭК ООН. Деятельность ИСМДП в настоящее время финансируется путем взимания определенной суммы с каждой выдаваемой книжки МДП.

Работа Административного комитета МДП организуется Рабочей группой по таможенным вопросам, связанным с транспортом, которая проводит свои сессии два или три раза в год в Женеве, обычно в одно время с Административным комитетом.

В деятельности Рабочей группы могут принимать участие все государства-члены ООН и заинтересованные международные организации.

Рабочая группа также регулярно принимает рекомендации по отдельным положениям Конвенции. Эти рекомендации не обязательны для выполнения всеми участниками Конвенции, как, например, статьи или пояснительные записки самой Конвенции.

Однако они очень важны для единообразного применения положений Конвенции, так как выражают общее мнение Рабочей группы, в которой представлены большинство Договаривающихся сторон и пользователей Конвенции МДП. Кроме того, комментарии, принятые Рабочей группой, обычно направляются на рассмотрение и формальное одобрение в Административный комитет Конвенции МДП.

Контактная группа МДП была учреждена Рабочей группой ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом, с целью проведения консультаций между правительствами и заинтересованными неправительственными организациями для быстрого реагирования на проблемы, возникающие в процессе применения транзитного режима МДП, и выработки единообразного подхода в этой области на национальном уровне. Группа обслуживается секретариатом ЕЭК ООН и отчитывается о своей деятельности непосредственно Рабочей группе ЕЭК ООН по таможенным вопросам, связанным с транспортом.

Последний раз Контактная группа МДП собиралась на заседание в 2002 году. Режим МДП, созданный 60 лет назад, оказался высокоэффективной процедурой международного таможенного транзита и сыграл важную роль в развитии международной торговли и транспортного сообщения как внутри Европы, так и между Европой и остальными регионами мира.

В связи с ускоренным ростом объема перевозок между Западом и Востоком и с появлением новых независимых государств в Центральной и Восточной Европе транзитная система МДП сталкивается с новыми проблемами, необычными по размаху. Вследствие политических, экономических и социальных перемен, произошедших в государствах региона, а также из-за значительного повышения уровня пошлин и налогов таможенные органы сталкиваются со случаями таможенных правонарушений и контрабанды.

Более того, контроль за применением системы МДП создает дополнительные проблемы для национальных таможенных служб, особенно тех государств, которые образовались недавно и еще не располагают достаточным опытом и квалифицированными кадрами.

Стремясь избежать нежелательных последствий, правительства некоторых государств и другие ключевые участники системы МДП иногда применяют односторонние меры, например, требуют дополнительные гарантии для транзитных операций МДП либо исключают из процедуры МДП определенные категории товаров, что не соответствует ни тексту, ни духу Конвенции.

Если подобные меры и способны улучшить положение дел на короткое время, то их систематическое использование не только заставит другие государства занять такую же позицию, но и увеличит стоимость международных перевозок и даже может привести к полному развалу транзитной системы МДП без создания какой-либо жизнеспособной альтернативы.

Конвенция МДП содержит набор предохранительных мер для защиты законных интересов таможенных органов, например, сопровождение, установление транзитных маршрутов и сокращение срока транзита. Дополнительные меры могут быть подготовлены по запросу Договаривающихся сторон.

Комплексные и взвешенные решения могут быть найдены лишь совместными и слаженными усилиями всех Договаривающихся сторон Конвенции МДП. Форумами для сотрудничества и согласования позиций служат Исполнительный совет МДП, ЕЭК ООН и Рабочая группа по таможенным вопросам, связанным с транспортом.

Опыт показывает, что решение многих проблем, возникающих при применении Конвенции МДП, может быть найдено в рамках рабочих органов Конвенции МДП и ЕЭК ООН.

Цель секретариатов ЕЭК ООН и МДП состоит в продолжении работы в избранном направлении и в создании надежного международного механизма для дальнейшего совершенствования взаимодействия между Договаривающимися сторонами Конвенции МДП и транспортной отраслью.

Необходимо постоянно развивать законодательную базу транзитной системы МДП и рационализировать ее работу таким образом, чтобы она всегда отвечала требованиям и транспортной отрасли, и таможенных органов.


Глава 3. Особенности применения процедуры таможенного транзита в соответсвии с книжкой МДП в Таможенном союзе


.1 Особенности использования книжек МДП на Таможенной территории Таможенного союза


Таможенная процедура таможенного транзита с применением книжки МДП до образования Таможенного союза в странах-участницах регламентировалась национальным законодательством. В республике Казахстан приказом Таможенного комитета при Кабинете Министров РК от 29 сентября 1995 года №130-П, В Республике Беларусь - Постановление совета министров республики Беларусь от 30 ноября 1992 г. №721 "О присоединении республики Беларусь к международным договорам, регламентирующим перевозку грузов в Международном автомобильном сообщении". В Российской Федерации Приказ ГТК РФ от 18.05.1994 №206 "Об утверждении положения о порядке применения конвенции МДП, 1975 г.". В настоящий момент все эти нормативные документы остаются действующими в части не противоречащей законодательству Таможенного союза и продолжают регламентировать данную таможенную процедуру.

Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП, освобождаются от уплаты или депозита ввозных или вывозных пошлин и налогов в промежуточных таможнях. Сборы за таможенное оформление книжек МДП в этих таможнях не взимаются. Товары, перевозимые с соблюдением процедуры МДП в запломбированных дорожных транспортных средствах, запломбированных составах транспортных средств или запломбированных контейнерах, как правило, освобождаются от таможенного досмотра в промежуточных таможнях.

Таможенный досмотр в этих таможнях может производиться в исключительных случаях, если имеются достаточные основания полагать, что в запломбированных отделениях транспортных средств или контейнерах находятся предметы, не указанные в грузовом манифесте книжки МДП.

Условия применения процедуры МДП включают в себя использование должным образом заполненной книжки МДП, товары обеспечиваются гарантией гарантирующего объединения, перевозятся в транспортных средствах, предварительно допущенных для перевозки под таможенными печатями и пломбами, таможни отправления должны находиться только в одной стране, таможни назначения должны находиться не более чем в двух странах. Таможни отправления должны находиться только в одной стране. Таможни назначения должны находиться не более чем в двух странах.

Частичная догрузка товаров в одной из таможен производится с учетом следующих особенностей: Должностные лица указанной таможни снимают печати и пломбы первой таможни отправления, указывают наименование и количество догруженных товаров на всех отрывных листах книжки МДП, вычеркивают запись о таможенных печатях и пломбах в графе 16 всех отрывных листов книжки МДП, в графе 16 всех заполненных отрывных листов и в корешке N 1 комплекта делают запись о вновь наложенных таможенных печатях или пломбах.


3.2 Проблемы и пути совершенствования Конвенции МДП на Таможенной территории Таможенного союза


Особенность Конвенции в том, что она заключается с отдельными странами, а не с их интеграционными группировками, поэтому регламентировать определенные моменты в части страхования груза на единой таможенной территории достаточно сложно. Поэтому в настоящее время таможенные органы стран-участниц Таможенного союза пытаются найти решения сложившихся проблем.

В целях правового закрепления особенностей применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года на таможенной территории Таможенного союза экспертами Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан подготовлен проект межправительственного соглашения. Соглашением предусматривается использование, как правило, одной пары отрывных листков книжки МДП для совершения операции МДП по территории Таможенного союза, установление единого максимального уровня гарантии МДП, отмена пересылки отрывных листков из таможни назначения в таможню отправления, обмен электронными уведомлениями о направлении и поступлении товаров, применение на территории всего Таможенного союза решения таможенных органов одного из его государств-членов о лишении перевозчика права пользования положениями Конвенции МДП.

Вместе с тем, Соглашение не подписано по причине разногласия между сторонами в отношении использования книжек МДП для внутренних перевозок иностранных товаров по таможенной территории Таможенного союза. В этой связи необходимо отметить, что указанная ситуация рассмотрена Комиссией Таможенного союза. В результате было принято Решение КТС от 15.07.2011 №707, в соответствии с которым в проект соглашения включена отсылочная норма, согласно которой возможность перевозки товаров с использованием книжки МДП по таможенной территории Таможенного союза между двумя пунктами, расположенными на таможенной территории Таможенного союза, без осуществления перевозки товаров через территорию государства, не являющегося государством-членом Таможенного союза, устанавливается отдельным межправительственным протоколом государств-членов Таможенного союза.

С 1 января 2011 года решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 №289 введена в действие единая форма транзитной декларации, которая может применяться таможенными органами государств-членов Таможенного союза в случаях, когда в качестве транзитной декларации не используются транспортные и иные документы. Согласно Порядку совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 №438, в качестве транзитной декларации таможенным органом отправления может приниматься книжка МДП. С 1 января 2011 года началась реализация принципа "сквозного транзита", который означает, что таможенный орган отправления одного государства-члена Таможенного союза может устанавливать в качестве таможенного органа назначения таможенный орган другого государства-члена Таможенного союза в зависимости от пункта назначения товара.

С учетом изложенного в настоящее время процедура оформления книжек МДП таможенными органами государств-членов Таможенного союза, как правило, выглядит следующим образом:

) При перевозке товаров по процедуре МДП от таможенного органа отправления Республики Беларусь до таможенного органа назначения Российской Федерации либо Республики Казахстан белорусский таможенный орган оформляет в установленном порядке листы №1 (белый) и №2 (зеленый) книжки МДП и отделяет белый отрывной листок. В российском либо казахстанском таможенном органе назначения должностные лица таможенных органов заполняют соответствующие графы в установленном порядке листов №2 (зеленые), оформленных белорусским таможенным органом отправления и отделяют их от книжки МДП.

) При перевозке товаров по процедуре МДП от таможенного органа отправления Российской Федерации либо Республики Казахстан до таможенного органа назначения Республики Беларусь российский или казахстанский таможенный орган отправления оформляет в установленном порядке листы №1 (белый) и №2 (зеленый) книжки МДП и отделяет белый отрывной листок. В белорусском таможенном органе назначения должностные лица таможенных органов заполняют соответствующие графы в установленном порядке листов №2 (зеленые), оформленных российским или казахстанским таможенным органом отправления и отделяют их от книжки МДП.

Книжка МДП на белорусско-российской или казахстанско-российской внутренних границах не оформляется.

) Между таможенными органами отправления и назначения Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации налажен обмен электронными уведомлениями о направлении и поступлении товаров. Отрывные листки №2 из таможенного органа назначения в таможенный орган отправления не пересылаются.

Таким образом, в настоящее время, до подписания проекта Соглашения и устранения всех несогласий Письмом ФТС от 16 ноября 2011 года №01-11/55851 "О применении книжек МДП на таможенной территории Таможенного союза" предусмотрен следующий порядок: в случае предъявления для совершения таможенных операций, связанных с завершением таможенной процедуры таможенного транзита с применением книжки МДП, оформленной таможенным органом государства - члена Таможенного союза для перевозки товаров между двумя пунктами, расположенными на таможенной территории Таможенного союза, без пересечения внешней границы Таможенного союза:

) совершать таможенные операции, связанные с завершением указанной таможенной процедуры в установленном порядке;

) вносить в корешок №2 книжки МДП оговорку об оформлении книжки МДП не в соответствии с положениями Конвенции МДП;

) изымать с 21 ноября 2011 года упомянутые книжки МДП и направлять их в Главное управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России;

) вручать перевозчику отрывной талон с номером книжки МДП, расположенный на втором листе ее обложки, с отметкой об изъятии книжки МДП в связи с ее оформлением не в соответствии с положениями Конвенции МДП, заверяемой подписью и оттиском личной номерной печати уполномоченного должностного лица таможенного органа.

Исходя из вышесказанного, применение Конвенции МДП на таможенной территории Таможенного союза позволит достигнуть упрощения международных перевозок для транзита МДП в Таможенный союз, из Таможенного союза, Сквозного транзита, а так же внутреннего транзита. таможенный союз книжка международный

Преимуществами использования Конвенции являются:

) предварительное информирование о перевозимых товарах; предварительная оценка рисков;

) возможность предварительной оценки сборов за таможенные операции;

) усиленный таможенный контроль за международными грузами;

) более безопасные и упрощенные процедуры пересечения границы.

) возможность сверки информации с центральной базой данных МДП;

Таким образом, дальнейшее упрощение процедур в рамках Таможенного союза может быть достигнуто путем осуществления процедур МДП для перемещения товаров на территории Таможенного союза, в том числе перевозок между его странами-участницами. Экономическая эффективность системы МДП будет продолжать приносить выгоду транспортной отрасли и экономике стран Таможенного союза. Также внедрение информационных технологий и развитие Системы МДП согласно текущим тенденциям модернизации позволит ещё более надежно осуществлять процедуру МДП не только в рамках Таможенного союза, но и во всём мире.


Заключение


Подводя итог данной работе, следует отметить, что МСАТ (Международный союз автомобильного транспорта) и его 3 ассоциации активно работают с компетентными органами и Комиссией Таможенного Союза в целях обеспечения надлежащего функционирования системы МДП в рамках Таможенного союза. Устранение всех несогласий в ближайшее время позволит сделать реальным проект Соглашения об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года на таможенной территории Таможенного союза, что в значительной степени позволит упростить таможенные операции и сократить время их осуществления, что в свою очередь является одним из этапов осуществления Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 г.

Цель данной работы достигнута - мы рассмотрели особенности таможенной процедуры таможенного транзита с применением книжки МДП, описали практику применения процедуры МДП в Таможенном союзе, а так же возможные перспективы и выгоды.

Экономическая составляющая Системы МДП делает её привлекательной как для перевозчиков, так и для таможенных служб различных стран. Экономичность и предоставление гарантий - вот 2 самых важных элемента говорящих о выгоде для Таможенного союза. Развитие Системы МДП в рамках Таможенного союза не заставит себя ждать.


Список использованных источников


1.Письмо ФТС РФ от 16 ноября 2011 года №01-11/55851 "О применении книжек МДП на таможенной территории Таможенного союза"

.Приказ ФТС от 1 сентября 2011 года №1789 "Об утверждении Технологии контроля за перевозками товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием автоматизированной системы контроля таможенного транзита" (с изменениями на 12 мая 2012 года)

.РБК daily 02.11.2011 "Транспорт и логистика": От первого лица

.Решение КТС 252 от 20.05.10 "Об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975 г.) и Конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров (1961 г.) на таможенной территории таможенного союза".

.Решение КТС от 15 июля 2011 года №707 "О проекте Соглашения об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года на таможенной территории Таможенного союза"

.Решение КТС от 17 августа 2010 г. №438 "О порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита"

.Решение КТС от 20 мая 2010 г. №260 "Порядок выдачи и использования свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями"

.Справочник по Конвенции МДП ООН, Нью-Йорк и Женева, 2010 г.

.Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.)

.Таможенный кодекс таможенного союза (в ред. Протокола от 16.04.2010)

.Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

.Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.tsouz.ru

.Официальный сайт Федеральной таможенной службы России www.customs.ru

.Официальный сайт ГТК Беларусь #"justify">.Доклад Ксении Каско, заместителя руководителя отдела по работе с претензиями МДП, МСАТ, Москва, 8 апреля 2011 г. "Система МДП в Таможенном союзе - эффективный инструмент по упрощению процедур торговли".


Теги: Особенности применения процедуры таможенного транзита в соответсвии с книжкой международных перевозок в Таможенном союзе  Курсовая работа (теория)  Таможенное право
Просмотров: 47581
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Особенности применения процедуры таможенного транзита в соответсвии с книжкой международных перевозок в Таможенном союзе
Назад