Особенности перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации

Введение


Данная работа посвящена изучению особенностей перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, в том числе и через таможенную границу таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан.

Целью работы является рассмотрение порядка перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации, а так же выявление проблем применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли.

Актуальность выбранной темы очевидна. Лицензирование относятся к первой категории нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, а подобная система дает возможность государству контролировать внешнеторговую деятельность и осуществлять ее регулирование для достижения различных экономических и политических целей. Отсюда можно сделать вывод, что лицензирование, как и другие виды нетарифных мер регулирования, является инструментом не только экономического, но и политического воздействия. Так же, стоит отметить, что лицензирование внешней торговли преследует две цели: защиту национальных интересов, не связанных или косвенно связанных с экономикой (безопасности, окружающей среды, культурного достояния и т. д.), и защиту национального рынка от дезорганизующего импорта и экспорта.

Лицензия - специальный официальный документ, дает право на осуществление экспортных и импортных операций в течение установленного срока.

В последнее время лицензирование товара приобрело особое практическое значение в связи с созданием таможенного союза, а так же, с развитием мировых экономических интеграционных процессов.

Таким образом, задачами данной работы являются:

.Выявить сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД.

.Изучить виды лицензий и порядок автоматического лицензирования.

.Рассмотреть порядок выдачи лицензий лицензирующим органом.

.Провести анализ системы контроля перемещений лицензируемых товаров.

.Выделить проблемы и перспективы применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли

Отсюда следует, что предметом исследования в данной работе является практика применения лицензирования в системе внешней торговли, а объектом - товар, подлежащий лицензированию, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Информационную базу работы составили Решения таможенного союза, Соглашения между странами - членами таможенного союза, Федеральные законы РФ, учебная литература, статистические сборники и бюллетени Федеральной таможенной службы РФ (ФТС РФ) и Федеральной службы государственной статистики, а так же использовались материалы периодических изданий и Интернет-сайтов.


.

. Теоретические основы лицензирования ввоза/вывоза товаров, подлежащих лицензированию


1.1Сущность, цели и методы лицензирования ввоза/вывоза товаров в системе нетарифного регулирования ВЭД


В Российской Федерации применяются таможенно-тарифные и нетарифные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Использование этих методов отвечает общемировой практике. Однако использование в чистом виде экономических мер регулирования внешней торговли, во-первых, не всегда дает желаемый положительный результат, а, во-вторых, экономические меры не одинаково воздействуют на поставки в страну товаров крупными и малыми фирмами, изначально ставя тем самым их в неравные условия. Поэтому в большинстве стран наряду с экономическими мерами широко применяются также и административные меры регулирования внешней торговли, напрямую ограничивающие импорт и экспорт товаров, ограждая внутренний рынок, как от излишних импортных поставок, так и от возможностей возникновения дефицита отечественных товаров.

В условиях нестабильного развития экономики Российской Федерации, в том числе с новшествами таможенного законодательства в связи с образованием таможенного союза, наряду с таможенно-тарифными средствами осуществляется использование методов нетарифного регулирования, и в первую очередь лицензирования отдельных товаров, включенных в законодательно закрепленный перечень.

Лицензирование как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 года. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

Лицензирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с количественными ограничениями - квотами на импорт и экспорт отдельных товаров.

Использование лицензионных систем регулирования внешней торговли опирается на ряд согласованных на международном уровне норм. К ним, в частности, относятся некоторые положения Генерального соглашения по тарифам и торговле, а также Соглашение но процедурам лицензирования импорта, заключенное в рамках ГАТТ/ВТО.

Понятие «лицензирование» в разных источниках описывается по-разному, но смысл остается одинаковым.

Лицензирование - комплекс административных мер, устанавливающий порядок предоставления лицензий и (или) разрешений на право осуществления экспорта и (или) импорта товаров либо связанных с этим отдельных видов деятельности.

Лицензирование - административная процедура регулирования внешнеторговых операций, осуществляемая путем выдачи документа, разрешающего экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров.

Лицензирование - это система государственного контроля над экспортными и импортными операциями путем строгого учета определенных товарных потоков, а в случае необходимости - их временного ограничения.

В условиях рыночной экономики использование внешнеторговых лицензий позволяет государству осуществлять прямое вмешательство во внешнюю торговлю страны, ограничивая количественно размеры импорта, а в ряде случаев и полностью запрещая импорт отдельных товаров. Объективными обстоятельствами, побуждающими к лицензированию внешнеторговых операций, являются необходимость рационального использования иностранной валюты, что позволяет достигать выравнивания внешнеторгового и платежного баланса, если отсутствуют таможенные пошлины или неэффективно их воздействие. Кроме того, к лицензированию прибегают с целью защиты внутреннего рынка, если не применяются таможенные пошлины или неэффективно их воздействие, а также для выторговывания встречных уступок и, наконец, в качестве дискриминационных действий. Лицензирование, являясь временной мерой, не требует пересмотра ранее заключенных межгосударственных торговых соглашений.

Перечни лицензируемых товаров устанавливаются законодательством таможенного союза. Порядок лицензирования экспорта и импорта товаров распространяется на всех участников внешнеторговой деятельности независимо от формы собственности, места регистрации и положения на рынке.

С 1 января 2010 г. вступил в силу Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений (утверждены решением Межгосударственного совета ЕвразЭС от 27.11.2009 № 19, решением Комиссии Таможенного союза ЕвразЭС от 27.11.2009 № 132).

Единый перечень состоит из товаров, запрещенных к перемещению через границу Таможенного союза, и товаров, ограниченных к перемещению через границу Таможенного союза (то есть лицензируемых).

Согласно письму ФТС России от 25.12.2009 № 01-11/62241 "О направлении информации" при возникновении вопросов, связанных с неотнесением товаров к лицензируемым, в качестве документа, подтверждающего заявленные в грузовой таможенной декларации сведения, участники ВЭД могут использовать разъяснение (заключение) Минпромторга России по вопросу выдачи лицензии.

В целом действующее законодательство в области внешнеэкономической деятельности предоставляет большие возможности хозяйственникам и предпринимателям в проявлении инициативы и самостоятельности при работе на внешнем рынке. Однако их самостоятельность не беспредельна, она находится под влиянием регулирующего и координирующего воздействия государственной власти и органов ее управления.

На сегодняшний день нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности представляет собой достаточно отработанный механизм взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающий осуществление единой внешнеторговой политики в целях защиты экономических и политических интересов страны, выполнения международных обязательств государства и расширения присутствия российских предприятий на мировых рынках товаров и услуг.

Лицензии и квоты ограничивают самостоятельность предприятий в отношении выхода на внешний рынок, сужают круг стран, с которыми могут быть заключены сделки по определенным товарам, регламентируют количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу и вывозу. Вместе с тем система лицензирования и квотирования импорта и экспорта, устанавливая жесткий контроль над внешней торговлей некоторыми товарами, во многих случаях оказывается более гибкой и эффективной, чем экономические рычаги внешнеторгового регулирования. Этим в значительной мере и объясняется, что лицензирование и квотирование в той или иной мере используются в арсенале средств торгового регулирования подавляющего большинства стран мира.

Отсюда можно сделать вывод, что лицензирование - это один из видов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, используя который, государство регулирует импорт и экспорт отдельных видов товаров в самых различных целях, как в экономических, так и в политических.

Давая свободу предпринимателям, государство не может не оставить себе рычаги регулирования в данном вопросе. Как показывает практика, применение только таможенно-тарифных мер неэффективно, поэтому достаточно часто прибегают к нетарифным мерам, где лицензирование, наряду с квотированием, является одной из наиболее применяемой, значит и эффективной.


.2 Виды лицензий и порядок автоматического лицензирования


Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений. Однако не все они реально применяются в России. Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров.

В соответствии с Соглашением «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 9 июня 2009 года №11, уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств-сторон таможенного союза выдаются следующие виды лицензий:

разовые;

генеральные;

исключительные.

Разовая лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании внешнеторговой сделки, предметом которой является лицензируемый товар, и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт этого товара в определенном количестве.

Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии. Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

Генеральная лицензия - лицензия, выдаваемая участнику внешнеторговой деятельности на основании решения страны-участницы таможенного союза и предоставляющая право на экспорт и (или) импорт отдельного вида лицензируемого товара в определенном лицензией количестве.

Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии таможенного союза.

Исключительная лицензия - лицензия, предоставляющая участнику внешнеторговой деятельности исключительное право на экспорт и (или) импорт отдельного вида товара.

Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии таможенного союза в каждом конкретном случае.

Действующий порядок выдачи лицензий, разрешений, оформления заявлений определен Соглашением «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 9 июня 2009 года №11.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств-сторон таможенного союза.

Уполномоченный орган (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации) вправе принять решение о прекращении или приостановлении действия лицензии в следующих случаях:

письменное обращение заявителя;

внесение изменений в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования либо места его нахождения), или изменение паспортных данных заявителя, являющегося физическим лицом;

выявление недостоверных сведений в документах, представленных заявителем в целях получения лицензии;

прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, на основании которых была выдана лицензия;

исполнение договора (контракта), на основании которого выдана лицензия, нарушает международные обязательства государств-сторон таможенного союза;

отзыв лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование;

выявление допущенных при выдаче лицензии нарушений, повлекших выдачу лицензии, которая при соблюдении установленного порядка не могла быть выдана;

несоблюдение владельцем лицензии установленных международными нормативными правовыми актами или нормативными правовыми актами государств-сторон таможенного союза условий выдачи лицензии;

невыполнение владельцем лицензии обязанности ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии.

Наряду с разными видами лицензий также существует и несколько видов лицензирования во внешней торговли.

Перекрестное лицензирование - лицензирования, предусматривающее обмен лицензиями на льготных условиях и взаимное информирование контрагентов обо всех усовершенствованиях, доработках и нововведениях в рамках предмета соглашения в течение периода его действия.

Преференциальное лицензирование - лицензирование, распространяющее режим автоматического лицензирования на товары, поступающие из определенных стран. Обычно преференциальное лицензирование распространено среди стран, являющихся членами региональных ассоциаций.

Лицензирование с целью наблюдения - применение автоматического лицензирования к определенному виду товаров, имеющих для страны особое значение, а также с целью контроля за выполнением договоров поставок.

Говоря о лицензиях, стоит сказать и о разрешении. Разрешение - это специальный документ, который выдается уполномоченным органом Министерства промышленности и торговли в отношении товаров, к которым установлены специальные требования при их перемещении через таможенную границу. В настоящее время к таким требованиям относят наблюдение.

Наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров осуществляется посредством выдачи разрешений на экспорт и (или) импорт товаров при соблюдении следующих условий:

) процедура получения разрешений должна быть максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать экспорт и (или) импорт товаров;

) разрешения выдаются без ограничений любым участникам внешнеторговой деятельности на основании письменных заявлений, представленных в уполномоченный государственный орган исполнительной власти;

) заявления о выдаче разрешений могут подаваться в рабочие дни до таможенного оформления товаров;

) срок выдачи разрешений не может превышать 3 рабочих дней с даты подачи заявления.

Порядок введения наблюдения прописан в федеральном законе №164 ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Автоматическое лицензирование - это и есть наблюдение за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров, то есть временная мера, устанавливаемая в целях мониторинга динамики экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров.

Автоматическое лицензирование - не отменяет лицензию как разрешение на импорт товара, но процесс выдачи лицензии упрощается. Импортер, подавая заявку на лицензию, автоматически получает разрешение на ввоз товара. Соглашение по импортному лицензированию ВТО устанавливает, что при автоматическом лицензировании одобрение заявления на получение лицензии дается во всех случаях без исключения. Процедура автоматического лицензирования импорта по правилам ВТО не должна являться способом, ограничивающим импорт. Главная задача автоматического лицензирования - создать механизм для осуществления контроля и наблюдения (мониторинг) за внешней торговлей. Таким образом, цель автоматического лицензирования состоит в контроле за поставками различных товаров со стороны государственных органов.

Автоматическое лицензирование импорта товаров есть административная мера регулирования внешнеторговой деятельности, не преследующая цели количественного ограничения или введения разрешительного порядка импорта товаров на таможенную территорию государств.

Автоматическое лицензирование импорта товаров носит обязательный характер и осуществляется в любом случае. Процедура получения лицензии на импорт товаров должна быть при этом максимально упрощена, с тем, чтобы не ограничивать импорт лицензируемых товаров.

Таким образом, законодательно прописываются три вида лицензии, которые выдаются уполномоченным органом (Министерством промышленности и торговли и его территориальными представительствами). Также существует такое понятие как разрешение, которое выдается обязательно в целях наблюдения. Автоматическое лицензирование является упрощенной формой, которая осуществляется в целях контроля за поставками различных товаров со стороны государственных органов.


.3 Порядок выдачи лицензий лицензирующим органом в соответствии с действующим законодательством


Для получения лицензии заявитель должен обратиться в уполномоченный орган по выдаче лицензий. Таковым в Российской Федерации является Министерство промышленности и торговли и его территориальные органы. Министерство промышленности и торговли и его территориальные органы выдают лицензии на импорт/экспорт товаров, за исключением товаров двойного и военного назначения.

Территориальные подразделения Министерства промышленности и торговли не уполномочены выдавать лицензии на категории товаров:

.драгоценные металлы и драгоценные камни;

.сырье, содержащее драгоценные металлы;

.наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие, ядовитые вещества;

.специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации;

.шифровальные и криптографические средства;

.в отношении товаров, для которых при импорте и экспорте установлено исключительное право.

На эти товары лицензия выдается уполномоченным Министерством промышленности и торговли по центральному району город Москва.

В отношении товаров военного назначения лицензии на экспорт/импорт таких товаров выдает Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) министерства обороны. Данная служба также выдает заключения об отнесении или неотнесении товаров и продукции военного назначения.

В отношении товаров подпадающих под экспортный контроль (товаров двойного назначения) лицензии на экспорт/импорт таких товаров выдает Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФС ТЭК).

Для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган Министерства промышленности и торговли должны быть предоставлены документы:

1.заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии, согласно приложению 1 Соглашения «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 9 июня 2009 года №11;

2.электронная копия заявления в формате, утвержденном Комиссией таможенного союза, созданная с помощью програмного обеспечения, разработанного Комиссией таможенного союза и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное програмное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией таможенного союза форматом;

.копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;

.копия документа о постановке на учет в налоговом органе;

.копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;

.иные документы, если они определены решением Комиссии таможенного союза, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя. Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе.

Лицензия выдается после представления заявителем документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства стороны таможенного союза, взимаемой за выдачу лицензии.

Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется уполномоченным органом на основании представленных документов в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов.

Основания для отказа в выдаче лицензии:

1.наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии;

2.несоблюдение предъявленных требований, предусмотренных Соглашением;

.прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;

.нарушение международных обязательств государств Сторон, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;

.исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары).

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.

Уполномоченный орган оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера.

В случае если внесены изменения в учредительные документы заявителя, зарегистрированного в качестве юридического лица (изменение организационно-правовой формы, наименования, либо места его нахождения), или изменены паспортные данные заявителя, являющегося физическим лицом, заявитель обязан обратиться с просьбой о прекращении действия выданной лицензии и оформлении новой лицензии с приложением заявления и документов, подтверждающих указанные изменения.

В случае утраты лицензии уполномоченный орган выдает по письменному обращению заявителя и уплаты государственной пошлины (лицензионного сбора) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства стороны таможенного союза дубликат лицензии, оформляемый аналогично оригиналу и содержащий запись «Дубликат». Дубликат лицензии выдается уполномоченным органом в течение 5 рабочих дней со дня подачи обращения.

Обращение, в котором разъясняются причины и обстоятельства утраты лицензии, составляется в произвольной форме.

В целях контроля за экспортом и импортом отдельных видов товаров, введено понятие исполнение лицензии, то есть, фактический ввоз товаров на таможенную территорию государств сторон таможенного союза из третьих стран или вывоз товаров с таможенной территории государств сторон таможенного союза в третьи страны, в отношении которых произведено таможенное оформление на основании выданной лицензии.

При снятии лицензии с контроля соответствующий таможенный орган государства Стороны выдает заявителю на основании его письменного обращения справку об исполнении лицензии в течение 5 рабочих дней.

Лицензии и разрешения подлежат хранению в таможенных органах в течении трех лет после окончания срока действия лицензии или разрешения. По истечении трехлетнего хранения они уничтожаются.

Говоря о порядке выдачи лицензии, необходимо выделить и особенности получения разрешения.

Разрешения выдаются без ограничений всем заявителям.

Оформление проекта разрешения и разрешения осуществляется в соответствии с инструкцией об оформлении проекта разрешения на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такого разрешения согласно приложению 2 Соглашения «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 9 июня 2009 года №11.

Для того чтобы получить разрешение, заявитель должен представить в уполномоченный орган проект разрешения в одном экземпляре на бумажном носителе и электронную копию проекта разрешения.

Не допускается требовать для получения разрешения представления иных документов, кроме проекта разрешения и его электронной копии.

Срок действия разрешения ограничивается календарным годом, в котором выдано разрешение, а внесение изменений в выданное разрешение не допускается. Выданные разрешения не подлежат переоформлению на других заявителей.

Заявитель до таможенного оформления товаров должен предоставить оригинал разрешения в соответствующий таможенный орган, который при постановке разрешения на контроль выдает заявителю его копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

При таможенном оформлении товаров, в отношении экспорта и (или) импорта которых введено наблюдение, заявитель помимо документов, необходимых для таможенных целей, предъявляет в таможенные органы оригинал разрешения.

Лицензии и разрешения выдаются на каждый товар, классифицируемый в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в отношении которого введено лицензирование или наблюдение.

Так как лицензирование - это часто применяемая мера государственного регулирования и применяется в большинстве стран мира, то весь порядок получения лицензии, а так же действия в случае утраты лицензии, изменения данных документов четко прописываются в нормативно-правовой базе таможенного союза. Подробный порядок выдачи лицензии и разрешения на экспорт/импорт отдельных видов товаров прописан в Соглашении между странами участницами таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами» от 9 июня 2009 года №11.


. Проблемы и перспективы применения лицензирования в системе нетарифного регулирования внешней торговли


Лицензионная деятельность государства не ограничивается его территорией,- лицензирование включается и в механизм государственного управления в сфере внешней торговли. Выбор методов регулирования всецело зависит от особенностей конкретных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности, на которые направлено государственное воздействие. В сфере государственного воздействия лицензирование выступает тем административно-правовым режимом (мерой административно-управленческого характера), перед которым ставится задача не только защитить национальные интересы (экономические, культурные и др.), но и обеспечить защиту национального рынка. Существуя в пределах административного усмотрения, меры нетарифного регулирования менее стабильны, нежели меры таможенно-тарифного регулирования.

Лицензирование относится к категории ограничительных способов регулирования внешнеэкономической деятельности. Осуществляя лицензионную деятельность, государство обязано обеспечить соблюдение конституционного права на занятие предпринимательской деятельностью, ограничение которого допускается только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, акты исполнительной власти могут регулировать только процедурные вопросы реализации ограничительного характера, но не возможность самого ограничения.

Хотя механизм применения нетарифных мер регулирования в Российской Федерации отлажен достаточно хорошо, все же существуют некоторые проблемы в части их применения, что касается в первую очередь лицензирования в сфере внешней торговли. Рассмотрим проблемы применения лицензирования и возможные пути их решения.

1.Представляется, что лицензирование должно реализовываться в рамках осуществления экономической функции государства. Нельзя говорить об отмене данного режима как национального. В связи с созданием таможенного союза, список лицензируемых товаров, а так же порядок получения лицензии является одинаковым для всех стран-участниц. Данный порядок является проблемным вопросом, ведь список товаров, которые подлежат лицензированию, должен определяться для каждой страны отдельно. Доказательством этого может служить пример Европейского союза, структура которого отличается достаточно высоким уровнем интеграции. В рамках Европейского союза лицензии выдаются на национальном уровне, это вполне объяснимо, т.к. в рамках сертификации и стандартизации можно установить общие критерии для различных участников внешнеэкономических отношений. В этих условиях лицензирование остается как раз тем режимом, посредством которого отдельные государства могут защитить собственные интересы в зависимости от различных факторов (конкурентоспособность национальных производителей, проблема поступления в страну некачественных товаров).

Таким образом, несмотря на уменьшение роли национальных институтов в условиях глобализации, лицензирование должно оставаться национальным институтом, т.к. цель его обеспечение национальных интересов.

2.Еще одной важной проблемой в сфере лицензирования внешнеэкономической деятельности является значительный объем источников, что порождает проблему его систематизации и соотнесение институтов индивидуального регулирования внешнеэкономической деятельности (договоров) и государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

В связи с созданием таможенного союза появились новые Соглашения и Решения Комиссии таможенного союза в части регулирования перемещения лицензируемых товаров, но при этом некоторые ФЗ Российской Федерации и постановления Правительства РФ в данной области продолжают действовать.

В связи с введением в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса таможенного союза выдача лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами осуществляется в порядке, определенном Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года.

Основные положения по данному вопросу также можно посмотреть в подпункт 6 пункта 2 статьи 13, статьи 24, 30 Федерального закона от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".

Положение о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 года N 691.

Особенности лицензирования ввоза на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с таможенной территории таможенного союза товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, можно увидеть в Положениях о применении ограничений, утвержденных Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 года N 19.

Также следующие нормативные акты, устанавливают особенности лицензирования ввоза и вывоза отдельных видов товаров:

Древесина ценных лесных пород - постановление Правительства РФ от 05.01.99 N 18; приказ Минторга России от 19.01.99 N 28.

Природный газ - Указ Президента РФ от 26.12.94 N 2213.

Возбудители заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененные формы, фрагменты генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия - постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2001 года N 634.

Табачные изделия - постановление Правительства РФ от 28.01.97 N 77.

Бланки ценных бумаг - Постановление Правительства РФ от 07.07.2005 N 415 "О ввозе в Российскую Федерацию бланков защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг", приказ Минфина России от 07.02.2003 N 14н.

Такое огромное количество НПА, регулирующих данный вопрос приводит у к нарушениям участниками ВЭД правил перемещения таких товаров. Поэтому необходимо систематизировать законодательную базу относительно лицензирования во внешней торговли, которая бы действовала на всей территории таможенного союза.

3.Еще одним достаточно проблемным вопросом, как показала практика, стало получение лицензии на перемещение шифровальной техники. Главным критерием для отнесение товара к лицензируемому является наличие функции шифрования (криптографии). И данный критерий является наиболее проблематичным. Этому свидетельствуют некоторые практические случае на границе РФ.

Российские таможенники задерживают на границе партии комплектующих для сотовых телефонов, ведь список подлежащих проверке товаров достаточно неконкретен, в нем встречаются формулировки вроде «оборудование и его части». Тем самым у таможни появились подозрения что крышка от телефона может быть оснащена средствами криптографии.

Теперь эти средства - а возможностями шифрования оснащены многие виды техники - полагается «нотифицировать» в уполномоченном органе государственной власти соответствующей страны. В России около месяца в 2010 году разбирались, какая организация должна этим заниматься. В начале февраля 2010 года новые процедуры (теперь импортер техники, содержащей криптографию, подает нотификацию в ФСБ, это ведомство выдает заключение о возможности ввоза. Минпромторг выписывает лицензии на ввоз шифровальных средств) прописали в инструкциях, и затор на границе подобной техники постепенно исчез.

Вот только список техники, ввоз которой на территорию Таможенного союза ограничен, составлен довольно расплывчато. В нем присутствуют формулировки вроде «телекоммуникационное оборудование и его части, имеющие функции шифрования». К примеру, крышка от телефона - это ведь часть телекоммуникационного оборудования. А что в ней нет функций шифрования - это импортер еще должен доказать. У таможенников появился прекрасный повод задерживать товары и требовать все новые документы от их владельцев.

На некоторых таможенных постах стали требовать оформлять «нотификации» на динамики, корпуса телефонов, батарейки, зарядные устройства и даже соединительные кабели. Чтобы ввезти запчасти, импортерам приходится составлять подробные описания ввозимых запчастей и объяснительные записки о том, что эти детали не могут содержать шифры.

При отсутствии лицензии от ФСБ таможня требует заключения экспертов, подтверждающие невозможность создавать шифровки с помощью той или иной детали. А кто может быть экспертом в таком вопросе, в официальных документах не сказано. Специалистов ФСБ вряд ли хватит на все подобные случаи. Тем самым можно ожидать роста контрабанды на рынке электронной техники.

Для отсутствия подобных ситуаций необходимо четко и без возникновения двойного толкования прописывать список товаров, к которым применяются подобные ограничения. Законодательная база должна быть четкой и одинаково понятной как для участников ВЭД, так и для должностных лиц таможенных органов.

4.Как известно, совершение таможенных операций при перемещении товаров через таможенную границу подлежат упрощению. Процедура перемещения лицензируемых товаров, а так же оперативный и централизованный контроль перемещения данных товаров - это достаточно сложные операции, которые занимают много времени и сил.

Отсюда можно сделать вывод, что упрощение данных действий путем быстрого электронного обмена данными приведет минимизации затрат времени на осуществление данной деятельности. В этой связи, такие направления деятельности в области таможенного дела, как упрощение делопроизводства и документооборота во внешней торговле, в том числе осуществляемых при таможенном оформлении, посредством использования современных технологий при формировании документов, а также широкой компьютеризации таможенного дела; использование процедур заблаговременного и последующего таможенного оформления экспорта и импорта; повсеместное внедрение совместного приграничного и неприграничного таможенного оформления - могут способствовать, на наш взгляд, повышению эффективности деятельности как участников ВЭД, так и таможенных органов, то есть эффективности внешнеэкономической деятельности в целом.

5.В целях повышения эффективности контроля за перемещением товаров, ограниченных или запрещенных к ввозу/вывозу через таможенную границу таможенного союза, необходимо увеличивать взаимодействие таможенных органов РФ (таможенного союза) со странами импортерами и экспортерами. Также необходимо налаживать взаимодействие с другими государственными контролирующими службами, ассоциациями и с участниками ВЭД.

Отсюда можно сделать вывод, что механизм лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности не идеален и требует дальнейшего улучшения.

Совершенствование нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности РФ предполагает его гармонизацию с нормами и правилами ВТО, изменение и дополнение законодательной базы с целью упрощения порядка лицензирования и процедуры выдачи лицензий, а также создания необходимых правовых условий для реализации российскими предпринимателями прав и возможностей по продвижению российских товаров на мировой рынок. На случаи установления торговыми партнерами России дискриминационных ограничений в отношении экспорта российских товаров в действующее законодательство вносятся изменения и дополнения, предусматривающие принятие ответных мер.

лицензирование нетарифный внешний торговля


Заключение


Нетарифные барьеры являются более скрытыми, чем тарифы, и их действие сложнее измерить и отразить в статистических показателях, и, следовательно, нетарифные ограничения - мощный метод воздействия на внешнюю торговлю. Такие методы дают возможность странам быстро среагировать на изменения экономической ситуации и принять эффективные меры в краткосрочном периоде, в силу упрощенного процесса введения их правительственными органами. Лицензирование является одной из самых употребляемых мер нетарифного регулирования, так как позволяет государству регулировать внешнюю торговля как в экономических, так и политических целях.

В первой части курсовой работы были рассмотрены теоретические основы перемещения лицензируемых товаров. Изучены цели, методы и задачи применения лицензирования во внешнеторговой деятельности, виды лицензий и порядок их выдачи. В связи с созданием таможенного союза были изданы новые нормативно-правовые акты, регулирующие лицензирование внешней торговли, но все теоретические основы остались без изменений. Так же особой место в системе лицензирования внешнеторговой деятельности занимают разрешения и автоматическое лицензирование.

Во второй части курсовой работы были проанализированы динамика и структура перемещения лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню, проведен анализ системы контроля за ввозом и вывозом данного товара и дана оценка эффективности применения лицензирования во внешнеторговой деятельности.

Анализ структуры и динамики перемещения лицензируемых товаров через Владивостокскую таможню показал, что через Владивостокскую таможню перемещается достаточно большое количество товаров, подлежащих лицензированию. В первую очередь, это вызвано спецификой расположения (на берегу Японского моря) и рода деятельности населения (ввоз автомашин и комплектующих).

Владивостокской таможней проводится контроль за перемещением товаров через таможенную границу, направленный на недопущение ввоза в Российскую Федерацию товаров, запрещённых к такому ввозу, и вывозу товаров, запрещенных к такому вывозу. Такой контроль проводится в ходе осуществления предварительных операций, предшествующих основному совершению таможенных операций и помещению товаров под определенную таможенную процедуру. Данная система контроля не идеальна, о чем свидетельствуют многочисленные случаи нарушения таможенного законодательства в сфере перемещения лицензируемых товаров. Но само применений системы лицензирования во внешней торговли является нужной и целесообразной мерой.

В третьей части курсовой работы были выявлены проблемы и перспективы применения лицензирования в системе мер нетарифного регулирования. Проблемы, возникающие при перемещении товаров, подлежащих лицензированию, через таможенную границу таможенного союза позволяют сделать вывод, что механизм лицензирования в сфере внешнеторговой деятельности не идеален и требует дальнейшего улучшения. Для этого необходимо:

поддерживать лицензирование как национальную меру государственного воздействия на внешнюю торговлю;

необходимо систематизировать законодательную базу относительно лицензирования во внешней торговли;

необходимо четко и без возникновения двойного толкования прописывать список товаров, к которым применяется лицензирование;

упрощение процедуры получения лицензий и действий по перемещению лицензируемых товаров через таможенную границу таможенного союза;

-необходимо увеличивать взаимодействие таможенных органов РФ (таможенного союза) со странами импортерами и экспортерами.


Список используемых источников


Нормативно-правовые акты

1.О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 9 июня 2009 года №11;

2.Таможенный кодекс Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 17 - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во,2010. - 191с.;

3.Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль (с изменениями на 15.06.2009): Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 691;

.О контроле за ввозом и вывозом лицензируемых товаров: Приказ ГТК РФ от 15.12.02 №1342;

.Об особенностях ввоза шифровальной техники: Письмо ФТС РФ 01-11/6832 от 15.02.10;

.О лицензировании в сфере внешней торговли: Письмо ФТС РФ от 13 ноября 2006 г. № 01-06/39606;

Научная литература

1.Ершов А.Д. Экспортный контроль и нетарифное регулирование ВЭД: учебное пособие / А.Д. Ершов, А.И. Роденков; под ред. А.Е. Ершова. - СПб.: ИВЭСЭП, Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал РТА СЗТУ России; Знание, 2001. - 280с.;

2.Ломакин В.К. Мировая экономика - М.: Изд-во «ЮНИТИ», 2007. - 410 с.

.Эльянов А. Развивающиеся страны на кануне третьего тысячелетия: тенденции и проблемы // МЭиМО. - 2000. - №8.;

.Эльянов А. Развивающиеся страны в мировой экономике: тенденции и проблемы // МЭиМО. - 2007. - №2.;

.К вопросу о методах регулирования внешнеторговой деятельности / А.А. пивоваров // Юрист. - 2007. - № 8. - С. 2-4;

Электронные ресурсы

1. http//www.rg.ru/

. Официальный сайт Комиссии таможенного союза http// www.tsouz.ru/

3. http///tamognia.ru/

4. http:// base.consultant.ru <http://base.consultant.ru/>/

. http:// www.economist.com <http://www.economist.com>/

. http://www.expert.ru <http://www.expert.ru>/


Теги: Особенности перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации  Курсовая работа (теория)  Таможенное право
Просмотров: 31471
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Особенности перемещения лицензируемых товаров через таможенную границу Российской Федерации
Назад