Общие положения отдела контроля за таможенным транзитом

Содержание


1. История отдела контроля за таможенным транзитом

2. Общие положения отдела контроля за таможенным транзитом

3. Права Отдела

4. Заключительные положения

5. Индивидуальное задание "Ведение таможенной и внешнеторговой статистики"

Заключение

На основании приказа №1063 КМ от 7.06.2012 года, я, Ганбаров Р.Н., проходил практику в Ростовской таможне в отделе контроля за таможенным транзитом.

1. История отдела контроля за таможенным транзитом


В начале 90-х годов в связи с принятием Россией суверенитета многие российские предприятия, продолжая взаимодействие с бывшими союзными республиками, столкнулись с фактом необходимости таможенного оформления товаров, как ввозимых на территорию РФ, так и вывозимых за ее пределы. Это привело к многократному увеличению товаропотока и невозможности оформления всех грузов на границе, поэтому в России была создана широкая сеть внутренних таможен. В связи с этим возникла необходимость в пропуске импортных товаров и транспортных средств от границы до внутренних таможен. Порядок пропуска товаров и контроля их поступления во внутренние таможни для надлежащего оформления был определен в апреле 1993 года. В сентябре 1993 года по инициативе руководства Ростовской таможни был создан отдел оперативного контроля грузов численностью 9 человек. Спустя год, в 1994 году, Государственный таможенный комитет России принял решение о создании во всей таможенной системе отделов с аналогичными функциональными обязанностями. Они стали называться "Отделы контроля за доставкой товаров". За свою двадцатилетнюю историю отделы трижды меняли своё название и в настоящее время представляют собой подразделения контроля за таможенным транзитом.

На сегодняшний день отдел контроля за таможенным транзитом Ростовской таможни - это профессиональный слаженный коллектив со штатной численностью 13 человек, который возглавляют начальник майор таможенной службы Алимов Олег Павлович и заместитель начальника капитан таможенной службы Фролов Иван Александрович.

В повседневной работе должностными лицами отдела на должном уровне выполняются возложенные на них, следующие функции:

контроль за оформлением и завершением должностными лицами таможенных постов таможни таможенной процедуры таможенного транзита;

аналитическую работу, направленную на выявление изменений товаропотоков и факторов, способствующих нарушению таможенного законодательства Таможенного союза;

оформление сертификатов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов;

подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза по запросам участников ВЭД и налоговых органов;

борьбу с административными правонарушениями в области таможенного дела и иные функции.

Ежегодно в регионе деятельности Ростовской таможни выпускается и завершается по таможенной процедуре таможенного транзита порядка 100 000 товарных партий. Правомерность выпуска, полнота и корректность заполнения бумажного носителя и электронной копии транзитной декларации ежедневно контролируются отделом контроля за таможенным транзитом. В среднем, количество выявляемых отделом ошибок и проводимых корректировок электронной базы данных, составляет 5-7% от общего числа транзитных деклараций.

Отделом на постоянной основе контролируется своевременность завершения таможенной процедуры таможенного транзита. В случае недоставки товаров, должностные лица отдела проводят комплекс мероприятий, направленный на установление всех фактов, препятствующих доставке товаров. В случае необходимости возбуждаются дела об административных правонарушениях по статье 16.9 ч.1 КоАП РФ. Проводя постоянную работу с организациями - перевозчиками, а также систематически контролируя деятельность должностных лиц таможенных постов, отделу удалось достичь показателя практически равного 100% по соотношению количества отправленных транзитных деклараций к количеству доставленных транзитных деклараций. За последние три года факты недоставки товаров фиксируются не чаще 1 раза в год. Для сравнения, количество возбужденных дел об АП за 2009 составляло - 16 штук, за 2010 - 12 штук и т.д.

Также, в соответствии с таможенным законодательством и КоАП РФ отдел контролирует соблюдение маршрута перевозки товаров, установленного таможенным органом отправления. С 2012 года было составлено порядка 40 определений о возбуждении дел об АП по статье 16.10 КоАП РФ (нарушение маршрута перевозки).

Отдел принимает активное участие во внедрении перспективных технологий при осуществлении деятельности таможенных органов. Так, в 2010 году Ростовская таможня стала первой таможней среди таможен ФТС России, где была внедрена на постоянной основе автоматизированная система контроля за таможенным транзитом, совмещенная с европейским стандартом NCTS (АС КТТ-2). В дальнейшем, должностные лица отдела неоднократно проводили семинары для таможен ЮТУ и ПТУ, делясь практическим опытом работы с данной системой.

Самое непосредственное участие отдел принимал в разработке и эксплуатации программного средства "Пограничный Пункт Пропуска". Данное программное средство позволяет отслеживать процессы прибытия и убытия товаров и транспортных средств с (на) таможенную территорию Таможенного союза.

С 2010 года за отделом закреплялось различное количество показателей эффективности деятельности, разработанных как ФТС России, так и Южным таможенным управлением. В 2014 году их количество равно четырём. Выполнение показателей эффективности деятельности в Ростовской таможне является приоритетным направлением деятельности отдела, ведь успех в данной работе влияет на выполнение важных задач определённых Президентом Российской Федерации. Так, контроль отдела за выполнением контрольных показателей эффективности деятельности связанных с осуществлением государственного контроля в срок до 70 минут, установленный планом мероприятий Правительства Российской Федерации ("дорожной картой")"Совершение таможенного администрирования", привёл к оптимизации и ускорению осуществления таможенных операций в автомобильных пунктах пропуска Ростовской таможни.

В отделе уделяется должное внимание и осуществляется оперативная работа в рамках системы управления рисками, в случае выявления возможных рисковых ситуаций. Должностными лицами отдела регулярно проводятся аналитические мероприятия, на предмет определения субъектов ВЭД, в отношении которых требуется усиление таможенного контроля. К примеру, в конце 2012 года было направлено предложение по формированию проекта зонального профиля риска, разработанного отделом в отношении определенных транспортных компаний из Украины, Республики Узбекистан, Республики Польша, Румынии, Республики Словения, Республики Болгарии, Республики Молдова, Республики Сербия, Словацкой Республики, по итогам анализа применения мобильного инспекционно-досмотрового комплекса Ростовской таможни. Одновременно был подготовлен проект ориентировки в связи с тем, что товары и транспортные средства, перемещаемые транспортной компанией из Республики Казахстан по книжкам МДП, числились как не доставленные. В результате чего, после поступления товаров в таможенный орган назначения, при проведении таможенного досмотра, были выявлены факты недостоверного декларирования товаров по данному перемещению и в 2013 году возбуждено дело об АП. В последствие был подготовлен проект профиля риска, разработанный отделом "Вероятность нарушения законодательства Таможенного союза транспортными компаниями, осуществляющими транзитные перевозки через территорию Таможенного союза без таможенного осмотра с применением ИДК путём предоставления недостоверных сведений о товарах при убытии с таможенной территории Таможенного союза".

Помимо повседневной работы отдел активно участвует во внедрении новых таможенных технологий. Так на ряду, с ранее отлаженной системой обязательного предварительного информирования, при непосредственном участии Отдела, на автомобильном транспорте, с начала 2014 года ведется активная работа по введению с 1 октября 2014 года обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом. Осуществляется постоянное взаимодействие с перевозчиками и иными заинтересованными лицами в связи с изменившимися условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию отдела.

За 20 лет существования ОКТТ люди, работавшие на данном направлении и возглавлявшие его, честно и добросовестно трудились и создавали действующую сегодня комплексную систему контроля за таможенным транзитом товаров. Благодаря их усердию удалось организовать гибкую и функциональную структуру таможенного контроля, применяемую не только таможенными органами Российской Федерации, но и положившую основу системе, функционирующую в настоящее время на всей таможенной территории Таможенного союза.

Реалии сегодняшнего дня требуют умения быстро осваивать и применять на практике новейшие таможенные и информационные технологии, использовать возможности, предоставляемые современным таможенным законодательством, с чем коллектив отдела успешно справляется.

За 20 лет работы отдела сотрудники ОТД неоднократно награждались медалями ФТС России "За службу в таможенных органах" I, II и III степени, почетными грамотами и благодарностями ФТС России, денежными премиями, ценными подарками. За достигнутые показатели в труде и значительный вклад в дело защиты экономических интересов России отдел награжден дипломом Ростовской таможни.


2. Общие положения отдела контроля за таможенным транзитом


. Отдел контроля за таможенным транзитом (далее - Отдел) является структурным подразделением службы таможенного контроля Ростовской таможни (далее таможни).

2. Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, федеральными законами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Центрального банка Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в области таможенного дела, Положением о Федеральной таможенной службе, нормативными и иными правовыми актами ФТС России, правовыми актами Южного таможенного управления (далее - ЮТУ) и Таможни, а также настоящим положением.

. Организационное, методическое руководство и контроль деятельности Отдела осуществляет служба организации таможенного контроля (далее - СОТК) ЮТУ, а в части выполнения задач и функций, возложенных на Отдел, - начальник службы таможенного контроля Таможни.

. Отдел возглавляет начальник Отдела, который подчиняется начальнику службы таможенного контроля Таможни.

. Работа Отдела строится на основе планов работы Таможни и Отдела, сочетания принципа единоначалия при решении вопросов служебной деятельности и персональной ответственности каждого должностного лица Отдела за состояние дел на порученном участке и за выполнение отдельных поручений.

План работы Отдела утверждается начальником службы таможенного контроля Таможни.

. Отдел решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через отделы контроля за таможенным транзитом таможенных постов, подчиненных Таможне (далее - таможенные посты), во взаимодействии с другими структурными подразделениями Таможни.

. Делопроизводство и мероприятия по обеспечению режима секретности в Отделе осуществляются согласно установленному порядку.

. При осуществлении своей деятельности Отдел соблюдает требования правовых актов ФТС России по вопросам обеспечения информационной безопасности.


2.1 Задачи отдела


. Реализация таможенной политики Российской Федерации и Таможенного союза. Защита в пределах своей компетенции экономических интересов Российской Федерации.

. Обеспечение соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, принятие мер по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

. Обеспечение контроля за соблюдением декларантами, перевозчиками, их обязанностей при перемещении товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.

. Принятие мер, направленных на сокращение и предотвращение случаев недоставки товаров при таможенном транзите.

. Внедрение и осуществление контроля за внедрением таможенными постами своевременных информационных технологий, применяемых при контроле за таможенным транзитом, в пределах своей компетенции.

2.2 Функции отдела


14. Осуществление контроля за соблюдением, единообразным применением и исполнением таможенными постами, их структурными подразделениями установленных порядка и правил осуществления таможенных операций, связанных с таможенным декларированием, выпуском товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита и завершением таможенной процедуры таможенного транзита, а также проведение таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита.

. Обеспечение подтверждения фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Таможенного Союза, а также транзита товаров через указанную территорию для реализации права участников ВЭД на применение налоговой ставки ноль процентов по налогу на добавленную стоимость и акцизам в случаях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

. Осуществление контроля за таможенным транзитом товаров, в том числе с применением автоматизированной системы контроля за таможенным транзитом.

. Ведение, обеспечение и контроль полноты, корректности, достоверности и архивное хранение электронной базы данных о таможенном транзите товаров таможенных постов.

. Применение и осуществление контроля за применением таможенными постами мер обеспечения соблюдения таможенного транзита.

. Организация и осуществление работы по:

принятию своевременных и счерпывающих мер по выявленным фактам недоставки товаров;

сокращению и предотвращению случаев недоставки товаров при таможенном транзите товаров.

. Осуществление допущения транспортных средств международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями в соответствии с установленным порядком.

. Участие в мероприятиях по розыску недоставленных товаров в пределах своей компетенции.

. Взаимодействие в пределах своей компетенции с правоохранительными, налоговыми органами, иными организациями в связи с реализацией положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенции МДП, 1975).

. Анализ перемещения товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в регионе деятельности Таможни с целью выявления рисков.

. Применение и осуществление контроля за применением системы управления рисками таможенными постами в пределах своей компетенции.

. Ведение делопроизводства в рамках компетенции Отдела.

. Возбуждение дел об административных правонарушениях в области таможенного дела, связанных с перевозкой товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, в пределах своей компетенции.

. Проведение работы по повышению эффективности контроля за таможенным транзитом, внесение соответствующих предложений руководству Таможни и в СОТК ЮТУ.

. Проверка в порядке ведомственного контроля при наличии поводов, относящихся к компетенции Отдела, законности и обоснованности решений, действий (бездействий) принятых и совершенных таможенными постами и подчиненными должностными лицами Таможни и таможенных постов в сфере таможенного дела.

. Организация, проведение функциональных проверок, а также участие в функциональных и целевых инспекторских проверках деятельности таможенных постов по вопросам контроля за таможенным транзитом.

. Осуществление в пределах своей компетенции профессиональной подготовки должностных лиц Отдела с привлечением к этой работе других структурных подразделений Таможни.


3. Права Отдела


. Отдел для решения возложенных на него задач и функций имеет право:

.1 вносить на рассмотрение руководству Таможни предложения по вопросам своей деятельности;

.2 давать таможенным постам Таможни обязательные для исполнения указания по вопросам таможенного транзита;

.3 запрашивать и получать от структурных подразделений Таможни и таможенных постов согласно установленному порядку необходимые статистические, аналитические и другие данные, документы заключения и иные сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесенным к компетенции Отдела;

.4 пользоваться согласно установленному порядку ведомственными информационными системами;

.5 подготавливать по результатам ведомственного контроля в пределах компетенции Отдела проекты решений об отмене (изменении) не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле решений таможенных постов, а также о признании неправомерными действий (бездействия) таможенных постов и подчиненных должностных лиц Таможни (за исключением начальника таможни) и таможенных постов в сфере таможенного дела;

.6 принимать в пределах компетенции Отдела меры, направленные на прекращение неправомерных действий (бездействия) таможенных постов и подчиненных должностных лиц таможенных постов, либо на обеспечение совершения действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле;

.7 взаимодействовать в установленном порядке с органами власти, местного самоуправления, юридическими и физическими лицами по вопросам, входящим в компетенцию Отдела;

.8 получать для ознакомления и использования в работе поступающие в Таможню нормативные и иные правовые акты, а также издаваемые Таможней правовые акты и иные документы;

.9 вести переписку с подразделениями контроля за таможенным транзитом иных таможен и таможенных постов по вопросам, входящим в компетенцию Отдела:

.10 осуществлять подготовку проектов актов Таможни, вносить руководству Таможни и в СОТК ЮТУ предложения о необходимости изменения или отмены правовых актов Таможни, ЮТУ и ФТС России, затрагивающих вопросы, входящие в компетенцию Отдела;

.11 вносить в СОТК ЮТУ предложения по модернизации автоматизированной системы контроля таможенного транзита;

.12 пользоваться иными правами, предусмотренными законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными и иными правовыми актами ФТС России.


4. Заключительные положения


. Штатная численность и структура Отдела устанавливается в рамках штатного расписания Таможни, которое утверждается приказом Таможни.

. Начальник Отдела назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом Таможни по согласованию с ЮТУ. В период отсутствия начальника отдела исполнение его должностных обязанностей возлагается на иное лицо Отдела, назначенное в установленном порядке приказом Таможни.

Другие должностные лица Отдела назначаются на должность и освобождаются от занимаемой должности приказом Таможни.

. Должностные обязанности, права и ответственность должностных лиц Отдела регламентируются должностными инструкциями и должностными регламентами, утвержденными в соответствии с порядком, установленным ФТС России.

. Должностные лица Отдела назначаются из числа лиц, отвечающих установленным квалификационным вербованиям.

. Начальник Отдела:

.1 руководит деятельностью Отдела на основе принципа единоначалия;

.2 принимает участие в совещаниях, проводимых руководством Таможни при рассмотрении вопросов, отнесенных к компетенции Отдела;

.3 распределяет обязанности между должностными лицами Отдела;

.4 участвует в подборе, расстановки кадров Отдела, обеспечивает соблюдение должностными лицами Отдела служебной дисциплины;

.5 создает условия для повышения профессиональной подготовки должностных лиц Отдела и внедрения передовых приемов и методов работы;

.6 вносит начальнику Таможни предложения о назначении должностных лиц Отдела на должность, а также предложения об их поощрении, наложении на них дисциплинарных взысканий;

.7 принимает меры по обеспечению необходимых условий службы для должностных лиц Отдела;

.8 представляет интересы Таможни в государственных органах и различных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Отдела, в соответствии с установленным порядком;

.9 пользуется другими правами, исполняет другие обязанности и несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

. Начальник Отдела несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Отдел функций, в том числе, за выполнение в рамках компетенции Отдела программ, планов и показателей деятельности Таможни.

. Возложение на Отдел функций, не предусмотренных настоящим положением, кроме специальных (адресных) поручений начальника Таможни или первого заместителя начальника Таможни, не допускается.


5. Индивидуальное задание "Ведение таможенной и внешнеторговой статистики"


В целях анализа состояния внешней торговли Российской Федерации, контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов и экономики в целом таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу. Таможенная статистика является составной частью проводимой в стране статистики ее внешнеэкономических связей. В соответствии с п.11 ст.10 и ст. ст.212--215 ТК ТС таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешнеэкономических связей и специальную таможенную статистику. О довольно высоком уровне организации статистических работ в области внешнеэкономических связей по сравнению с другими отраслями статистики свидетельствует тот факт, что в настоящее время в большинстве стран мира налажен регулярный выпуск официальных статистических справочников по внешней торговле различной периодизации (месячной, квартальной, годовой). Эти справочники издаются, как правило, государственными учреждениями (что в целом повышает доверие к публикуемым данным) и содержат достаточно широкий круг показателей, позволяющих судить о развитии внешнеэкономических связей и географической структуре и т.п. Эти публикации очень разнообразны, но несут в себе, по сути, довольно сходную информацию, которая представлена в разных публикациях в той форме, которая соответствует данному государству. Статистические издания позволяют нам оценить внешнеэкономические связи стран, их географическую структуру и вовлечённость в мировую торговлю. И ещё много другого мы узнаем из статистических справочников и публикаций.

Таможенная статистика внешней торговли является отраслью экономической статистики, предусматривающей сбор, обработку и анализ данных о перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенная статистика представляет информацию о состоянии внешней торговли Российской Федерации, ее торгового и платежного балансов. С ее помощью осуществляется контроль за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, оценка состояния правопорядка в таможенной сфере и т.д.

Ведение таможенной статистики - одна из функций таможенных органов. Она осуществляется в соответствии с ТК ТС, Положением о ГТК, утвержденным указом Президента РФ. Первоначальный вариант Методологии СНГ был утвержден главами правительств Содружества Независимых Государств 9 декабря 1994 года. Настоящий вариант Методологии СНГ подготовлен в связи с выходом в 1998 году второго пересмотренного варианта публикации "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения", подготовленного Статистическим отделом Организации Объединенных Наций, с учетом положений "Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Протокола 1999 года".

В настоящее время сбор, обработка и передача данных об экспортно-импортных операциях осуществляется по четырехзвенной системе: таможенные посты; таможни; региональные таможенные управления; ГТК и его Главный научно-информационный вычислительный центр (ГНИВЦ). При ведении таможенной статистики используется методология, обеспечивающая международную сопоставимость с данными государственной статистики, используемой в Российской Федерации. Методология подготовлена на базе Государственной программы с учетом соответствующих нормативных документов статистических подразделений ООН и Европейского союза. Методология определяет объекты статистического наблюдения и учета в таможенной статистике внешней торговли.

Таможенная статистика включает таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.

Статья 47 ТК ТС устанавливает основы организации таможенной статистики внешней торговли в рамках Таможенного союза ЕврАзЭС.

Предметом наблюдения таможенной статистики является внешнеторговый оборот государства, то есть экспорт и импорт товаров в их стоимостном и количественном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта.

Данные таможенной статистики внешней торговли товарами используются в целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами, торгового и платежного балансов государств - членов Таможенного союза, для создания необходимой эмпирической базы, необходимой для формирования торговой политики, а также краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного экономического планирования, прогнозирования развития конъюнктуры товарных и валютных рынков. Такие данные активно используются при формировании решений по таможенно-тарифному и нетарифному регулированиюпроведении валютного контроля. На них опирается проведение расследований в рамках процедур по принятию защитных (специальных, антидемпинговых, компенсационных) мер; с их помощью происходит мониторинг состояния макроэкономических показателей и корректировка денежно-кредитной и валютной политики, контроля за поступлением в бюджет таможенных платежей, валютного контроля и т.д.

Таможенные органы ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу и представляют данные таможенной статистики внешней торговли товарами правительству, государственным органам и иным организациям государства - члена Таможенного союза либо международным организациям.

Исходными данными при формировании статистики внешней торговли являются сведения, содержащиеся в документах, представляемых таможенным органам при таможенном оформлении товаров. В первую очередь это сведения о перемещении товаров через таможенную границу, содержащиеся в таможенных декларациях, представляемых таможенным органам в соответствии со ст.180 ТК. Упомянутая статья ТК предполагает включение в таможенную декларацию сведений, необходимых среди прочего для формирования таможенной статистики. Данная норма соответствует стандартам Киотской конвенции (стандартное правило 3.12 Генерального приложения).

Порядок передачи данных таможенной статистики внешней торговли правительству, государственным органам и иным организациям государства - члена Таможенного союза устанавливается законодательством государства - члена Таможенного союза, таможенными органами которого представляются такие данные. Соответствующие нормы содержатся в ст.102 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ст.12 Таможенного кодекса Республики Беларусь и ст.73 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан".

Предоставление данных таможенной статистики международным организациям регулируется международными договорами государства - члена Таможенного союза, таможенным органами которого представляются такие данные.

Таможенные органы наделяются правом предоставлять данные таможенной статистики, не содержащие государственную, коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну либо другую конфиденциальную информацию заинтересованным в их получении организациям, не являющимся государственными органами (п.6 ст.47 ТК).

Порядок предоставления данных таможенной статистики в этом случае устанавливается национальным законодательством.

Так, в соответствии с ч.3 ст.102 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" таможенные органы Российской Федерации могут предоставлять данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации не только государственным органам, но и органам местного самоуправления, профсоюзным объединениям, объединениям работодателей. Данные таможенной статистики предоставляются таким органам и организациям на безвозмездной основе.

В Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст.12) предусматривается, что данные таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь, не содержащие охраняемой законом тайны либо другой конфиденциальной информации, могут предоставляться заинтересованным лицам, которые должны возместить таможенным органам расходы, связанные с предоставлением таких данных. При этом размер возмещаемых расходов не может превышать экономически обоснованных затрат, связанных с предоставлением данных таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь.

Правовой основой ведения таможенной статистики торговли товарами в рамках Таможенного союза является Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 года (вступило в силу 9 июня 2009 года).

В соответствии со ст.3 этого Соглашения статистика внешней торговли Таможенного союза формируется на основе данных о внешней торговле государств - членов Таможенного союза, представленных их таможенными органами.

В целях единообразного ведения статистики внешней торговли Комиссия Таможенного союза (с 2012 г. - Евразийская экономическая комиссия) осуществляет:

разработку единой методологии ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, обеспечивающей сопоставимость данных;

ведение единых классификаторов статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли (ст.6 Соглашения).

Статья 5 Соглашения предусматривает формирование в составе Комиссии Таможенного союза Центра таможенной статистики. Статус Центра таможенной статистики (далее - Центр) определяется Протоколом о порядке передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли от 11 декабря 2009 года. В соответствии со ст.1 Протокола Центр является структурным подразделением Секретариата Комиссии Таможенного союза и осуществляет свои функции на правах Департамента Секретариата.

В качестве его основных функций в части статистики внешней торговли товарами закреплены (ст.2 Протокола):

обеспечение полного и достоверного учета статистических данных государств - членов Таможенного союза о внешней торговле товарами;

формирование системы показателей статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза;

издание, опубликование и направление государственным органам государств - членов Таможенного союза статистических и информационных материалов по внешней торговле таможенного союза в соответствии с программой статистических работ Центра, утверждаемой Комиссией;

представление по запросу государственных органов государств - членов Таможенного союза данных статистики внешней торговли Таможенного союза;

подготовка информационных и аналитических материалов по внешней торговле, динамике и тенденциям экономического сотрудничества в рамках государств - участников Таможенного союза и в торговле с третьими странами;

разработка единой методологии ведения таможенной статистики внешней торговли, обеспечивающей сопоставимость данных и базирующейся на международных правилах и стандартах;

формирование единого информационно-статистического пространства в рамках Таможенного союза;

взаимодействие с уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза по вопросам организации обучения кадров, проведения семинаров и других мероприятий, связанных с развитием статистики внешней торговли;

осуществление международного статистического сотрудничества, участие в работе международных статистических организаций;

содействие внедрению передовых информационных технологий в статистике внешней торговли;

ведение единых классификаторов, используемых при формировании статистики внешней торговли.

Для выполнения возложенных на него функций Центр в соответствии со ст.3 Протокола наделяется правом: получать на безвозмездной основе от таможенных органов государств - членов Таможенного союза статистическую информацию, необходимую для создания общей базы статистики внешней торговли; создавать свои базы данных; давать заключения по поручению Комиссии в рамках своей компетенции по проектам нормативных и иных правовых актов Таможенного союза. Центр правомочен вносить в Комиссию предложения по вопросам, относящимся к предмету его деятельности: по осуществлению обмена статистической информацией со странами, не входящими в состав Таможенного союза; созданию рабочих групп и проведению совещаний; по вопросам статистического учета; по совершенствованию единой методологии ведения статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли.

Передача данных статистики в Центр осуществляется согласно Техническим условиям передачи данных статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года N 772.

Данные таможенной статистики внешней торговли подлежат опубликованию, за исключением информации ограниченного доступа.

В соответствии со ст.7 Соглашения о ведении таможенной статистики данные статистики внешней торговли, подлежащие публикации, включают:

сведения об экспорте и импорте в целом, в том числе по государствам;

сведения об импорте и экспорте в натуральном и стоимостном выражении в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности в разрезе "товар - страна" и в разрезе "страна - товар".

Евразийская экономическая комиссия обеспечивает публикацию данных статистики внешней торговли ежеквартально и по итогам года.

Порядок и сроки опубликования таможенной статистики внешней торговли таможенными органами государств - членов Таможенного союза определяются национальным законодательством.

В соответствии с ч.4 ст.102 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" ФТС России публикует данные таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации в порядке и в сроки, которые определяются Правительством РФ.

В Таможенном кодексе Республики Беларусь (ст.12) содержится норма, согласно которой "Государственный таможенный комитет Республики Беларусь публикует данные таможенной статистики внешней торговли Республики Беларусь в периодическом печатном издании Государственного таможенного комитета Республики Беларусь".

В Кодексе Республики Казахстан "О таможенном деле в Республике Казахстан" (ст.73) правом устанавливать порядок и сроки публикации данных таможенной статистики наделен Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан.

Реализуя полномочия в сфере ведения таможенной статистики, предусмотренные ст.3 Соглашения о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза и п.2 ст.47 ТК ТС, решением Комиссии Таможенного союза от 28 января 2011 года N 525 (Официальный сайт Комиссии Таможенного союза) утверждена Единая методология таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза (далее - Методология), целью которой является определение порядка формирования, ведения и распространения таможенной статистики внешней торговли государств - членов Таможенного союза с третьими странами и статистики взаимной торговли между государствами - членами Таможенного союза, отвечающих потребностям органов законодательной и исполнительной власти, иных пользователей, включая международные экономические организации.

В Методологии, разработанной в соответствии с положениями, содержащимися в официальной публикации Статистического отдела ООН "Статистика международной торговли товарами: концепции и определения" (1998 г.), изложены основные правила учета данных о внешней и взаимной торговле государств - членов Таможенного союза. В ней, в частности, определены источники формирования статистики; сфера охвата данных, границы статистического наблюдения, система учета, товары, которые подлежат учету, а также товары, не подлежащие учету, основные показатели, используемые для формирования таможенной статистики, установлены особенности стоимостной оценки и количественного учета товаров, меры по обеспечению сопоставимости данных и т.д.

В целях установления единых подходов и алгоритмов формирования уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли разработана Инструкция о порядке формирования данных таможенной статистики внешней торговли и статистики взаимной торговли государств - членов Таможенного союза, которая была утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года N 837.

Статистика взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза или вывозимых с территории Российской Федерации на территорию государств - членов Таможенного союза, имеет особый правовой режим: а) Соглашение о ведении таможенной статистики внешней и взаимной торговли товарами Таможенного союза от 25 января 2008 года; б) ст.104 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; в) Постановление Правительства РФ от 29 января 2011 года N 40 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС".

Если уполномоченным органом, ответственным за ведение таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации, является ФТС России, то уполномоченным органом, ответственным за ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза, выступает Федеральная служба государственной статистики.

Русская таможенная статистика внешней торговли имеет довольно продолжительный путь своего исторического развития. Дату ее зарождения доподлинно установить очень трудно, но с уверенностью можно сказать, что таможенные книги 1693--1694 годов уже дают довольно развернутую картину внешней и внутренней торговли в России конца XVI в.

В курсовой работе можно увидеть, что Таможенная статистика является одним из элементов таможенного дела в Российской Федерации и служит изучению и анализу количественной стороны явлений и процессов, происходящих во внешней торговле, а также в различных направлениях оперативной и обеспечивающей деятельности таможенных органов, связанных с учетом и анализом таможенных платежей, борьбой с контрабандой и нарушением таможенных правил, не торговым оборотом, валютным контролем и т.д. Так же таможенная статистика является составной частью проводимой в стране статистики ее внешнеэкономических связей. Статистика экспорта/импорта - один из самых востребованных объектов на рынке информационных услуг для компаний, занимающихся ввозом и вывозом самых различных товаров - как потребительских, так и бизнес-продукции. На основе этих данных можно проводить самые разные маркетинговые исследования, касающиеся и структуры рынка в целом, и целесообразности ведения внешнеэкономической деятельности на рынке той или иной страны.

Фактически, статистика экспорта/импорта является краеугольным камнем для полного и исчерпывающего маркетингового исследования, необходимым (а зачастую - и достаточным) фактором для получения гарантированно достоверных результатов.

таможенный транзит контроль отдел

Заключение


При планировании внешнеторговых операций, при принятии решения о выходе на тот или иной рынок одним из решающих факторов является наличие достоверной статистической информации. Таможенная статистика здесь играет ключевую роль: какими совершенными не были бы методы анализа, неполнота или, хуже того, недостоверность исходных данных обесценивает любое исследование. Эксперты сходятся на мнении, что при существенных вложениях в маркетинговый анализ экономить на статистической информации бессмысленно и опасно.


Теги: Общие положения отдела контроля за таможенным транзитом  Реферат  Таможенное право
Просмотров: 32852
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Общие положения отдела контроля за таможенным транзитом
Назад