Историческое развитие таможенной службы РФ

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТАМОЖНИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО XIX ВЕКА

.1 Возникновение и развитие таможенного дела

.2 Развитие таможенного дела в Московском государстве

.3 Таможенное дело в Российской империи в XVII-XIX веках

.4 Вывод к первой главе

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ XIX-XX ВВ.

.1 Характеристика таможенных органов в XIX веке

.2 Таможенное дело и таможенные органы советского государства

.3 Вывод ко второй главе

ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

.1 Основные моменты развития таможенной службы на современном этапе

.2 Структура таможенных органов в Российской Федерации

.4 Вывод к третьей главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Становление и развитие таможенной службы России неразрывно связано с историей российской государственности. Нельзя забывать, что торговли без налогов не существует, и именно на таможенные налоги, пошлины и сборы финансировались многие мероприятия правительства во благо российских людей и в пользу страны. Таможенные сборы шли на развитие экономики, оборону, здравоохранение, образование, на финансирование государственных реформ. Не секрет, что многие выдающиеся архитектурные сооружения возводились на средства, собранные таможнями. Борьба с контрабандой осуществлялась таможенными органами во все периоды российской истории. Она касалась не только вывоза и ввоза запрещенных товаров.

Именно таможенники в Московском государстве не допускали провоза запрещенных церковных предметов, еретических книг, игральных карт, тем самым противодействуя духовному растлению российского населения. Находясь на страже государственных интересов, таможенники XY-XYII вв. задерживали у заезжих иностранцев секретные карты российских земель и крепостей.

Все высшие руководители Российского государства, включая царей и императоров, не могли избегнуть таможенного досмотра, так как по законам Российской империи никто не мог быть освобожден от него. Неслучайно цвет таможенного флага России символизирует честь, достоинство, надежность и справедливость лиц, принадлежащих к таможенному ведомству.

Теоретические основы исследования: для исследования развития таможенной службы России большое значение имеют труды Ю.С Бакаевой, Н.М. Блинова, К.Я. Бякишева, Е.Г.Моисеева, Л.Н.Бунича, Я.В. Бутова, Б.Н.Габричидзе, А.Д.Ершова, С.Д.Калашникова, Ю.С.Кисловского, В.М.Малиновской и.т.д.

Актуальность

Объект исследования: историческое развитие таможенной службы РФ

Предмет исследования: таможенная служба РФ.

Цель работы: изучить развитие таможенной службы в России

Задачи работы:

. Проанализировать зарождение таможни в древней Руси и ее развитие до XIX века

. Показать развитие таможенных органов в России XIX-XX вв.

. Выявить проблему и предложить пути развития таможенных органов на современном этапе.


ГЛАВА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ТАМОЖНИ В ДРЕВНЕЙ РУСИ И ЕЕ РАЗВИТИЕ ДО XIX ВЕКА


.1 Возникновение и развитие таможенного дела


Возникновение таможенного дела восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее тысячи лет.

Считается общепризнанным, что история таможенного дела в России ведет свое начало со времен Древней Руси и напрямую связана с появлением торгового обмена и зарождением товарного хозяйства.

В то же время, обращаясь к договорам, заключенным князем Олегом с греками в 907 и 911 годах, видно, что такие элементы таможенного дела, как взимание таможенных пошлин и порядок таможенного обложения, существовали на Руси и до принятия христианства. Следовательно, можно предположить, что становление таможенного дела и соответственно организационные и правовые предпосылки формирования первичных элементов правового режима его обеспечения берут свое начало еще до принятия христианства на Руси .

Кроме того, на Руси взимали торговый сбор (мыт или мыто) за провоз товаров через заставы, пользование местом, отведенным для торга, за аренду торговых площадей либо за покровительство, оказываемое купцам и иным торговым людям.

Таким образом, период конца VIII-XI веков можно считать первым историческим этапом возникновения общих контуров правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.

Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века. В это время произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу, а правители новых княжеств в целях личного обогащения вводили собственные правила взимания таможенных пошлин при перемещении товаров.

Из летописных и законодательных источников известно, что на Руси взимали «мыто» - торговую и провозную пошлину, за провоз товара через внешние или внутренние мытные заставы.

Сборщики мытных пошлин были, как правило, членами княжеской дружины, и именовались «мытниками», «мытоимцами», «мытарями».

В Древней Руси таможенные пошлины делились на проезжие и торговые. За провоз товаров через внешние или внутренние заставы взимался мыт («сухой» - за провоз товаров по суше, «водяной» - за провоз по воде). За право торговли взимался «замыт», за наем амбара - «амбарное», за представление товара на заставу - «явка», за найм торгового места на гостином дворе - «гостиное», а также взимались и другие таможенные сборы. Существовали «роговая» и «привязная» пошлины - за привязывание скота в месте торговли; «узольцовое» - за обвязку товара с приложением таможенных печатей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены мытные знаки. Сборщика мытных пошлин и сборов называли «мытник», а места взимания мыта - «мытницей». Мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Мытная служба была негосударственной, безвозмездной и почетной.

В период феодальной раздробленности на Руси в ХII - начале ХIII веков, в связи с ростом числа княжений и внутренних границ между ними, мыто становится одной из самых доходных внутренних торговых пошлин наряду с «гостиным», «перевозом», «пятном», «весом», «пудом», «померным», «уроками», «полюдьем», «торговой десятиной». Одно из самых ранних упоминаний о внутренней провозной пошлине содержится в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича (1132-1150 годы) и в договоре Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 года.

Основными нормативными правовыми актами, закреплявшими правила перемещения товаров через таможенную границу, порядок таможенного обложения и устанавливавшими санкции за уклонение от таможенного обложения, в то время являлись уставные грамоты, издававшиеся великими князьями. В этот период начинают проявляться первичные признаки такой составной части административно-правового режима обеспечения таможенного дела, как правовой режим таможенной границы. Однако вести речь об общих контурах административно-правового режима обеспечения таможенного дела в это время можно лишь с определенной долей условности.

В период завоевания Древней Руси Золотой Ордой в русском языке появилось тюркское слово «тамга», означающее клеймо, тавро, печать. Выдача ханских ярлыков с печатью сопровождалась взиманием пошлины, которая также называлась тамгой. Место на ярмарке, рынке, где взимали тамгу, то есть «тамжили» товар, стало называться таможней, а лицо, взимавшее тамгу, - таможенником.

К этому времени в связи с усилением таможенных сборов в удельных княжествах и отсутствием единых пошлин усиливается стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. В этот период времени складывается система наказаний за незаконный провоз товаров и незаконную торговлю таким товаром. Промыта - уклонение от уплаты мыта - наказывалась штрафом, а лицо, совершившее это деяние, наказывалось кнутом. Промыт - наказание за неуплату мыта - составлял сумму в размере двух пошлин. Заповедью назывались пеня за неуплату пошлины при продаже или покупке лошади и штраф, взимаемый с купцов за складирование товара в домах частных лиц, помимо гостиного двора. Величина заповеди составляла 2 рубля (рубль шел государству, второй - таможенникам). Протаможы - штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможню. Протамга - пеня за неявку товара в таможню.

В период феодальной раздробленности Русского государства внешнеторговая деятельность осуществлялась на основе договорных или духовных грамот великих и удельных князей, которые заключались между отдельными княжествами и городами (свободными городами Новгород, Псков, Смоленск и др.).

Оплотом развития предпринимательства на Руси были города, вокруг которых появлялись торговые и промышленные поселения. «Русские купцы в ноябре отправлялись в глубь страны, чтобы распродать византийские товары и скупить товары для зарубежной торговли на следующий год».


.2 Развитие таможенного дела в Московском государстве

таможенный дело советский россия

В княжествах не существовало единой системы пошлин. Ставки устанавливались князем единолично и зависели от ряда обстоятельств. Однако подобные меры нельзя рассматривать как последовательную таможенную политику Древнерусского государства. Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке.

Лишь в середине XVI века аппарат сбора пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано.

В государстве постепенно складывается таможенное законодательство, совершенствуется правовые нормы, регулирующие продажу и перемещение товаров, ужесточаются финансовые сборы.

Примерно с средины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение было регламентировано. Таможенники ставятся под покровительство центральной власти.

В период царствования Алексея Михайловича Романова (1645-1676 годы) завершилось становление новых институтов Московского государства, получила дальнейшее развитие законодательная база, была подготовлена, а затем проведена таможенная реформа.

Предшественницей таможенной реформы явилось положение главы IX Соборного уложения, а в ней 20 статей о мытах, перевозах и мостах. Указанное положение сыграли важную роль таможенного законодательства и таможенного дела, и пожили начало его правовому обоснованию.

В статьях Соборного Уложения впервые изложены права и обязанности таможенников (мытчиков, перевозчиков и мостовщиков) по осуществлению контроля за перевозом товаров, грузов и перемещением людей, а также нормы соблюдения правил установленных указанным документом.

Выдающийся реформатор Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, боярин и воевода, известный дипломат времен царствования Алексея Михайловича, покровительствовал торговле, считал ее залогом благосостояния самого государства, провел целый ряд новых статей регулировавших торговлю москвичей с иностранцами. По его инициативе 1667 году был подготовлен и издан «Новоторговый устав», который явился завершением первого таможенной реформы в Российском Государстве и который считается первым таможенным тарифом на Руси. Кроме статей, регулировавших положение торгово-промышленного класса и поднимавшего благосостояние, в новом торговом уставе проводились о необходимости поднятия благосостояния народных масс в интересах государства.

Новоторговым уставом вводился порядок, согласно которому Западно-Европейским купцам запрещалась розничная торговля. С 1649 года «иностранцам запретили торговлю на внутреннем рынке, было отказано в транзитной торговле с восточными странами, разрешено торговать только в Архангельске».

Устав отменял целый ряд мелких пошлин (подужное, мыт, сотая, тридцатая, десятое, овальное, мостовое, гостиное и др.) они вошли в рублевую пошлину. Для облегчения торговых отношений с Западной Европой был в первые установлен заграничный денежный курс для России.

В Новоторговом уставе подробно изложены правила и порядок досмотра товаров. В соответствии с Новоторговым уставом товары, предназначенные для внутреннего пользования, не подвергались оплате пошлины.

Новоторговый устав представлял собой своеобразный конгломерат налогового, таможенного и бюджетного кодексов. Кроме того, в нем содержались главы, предусматривающие ответственность за определенные нарушения, то есть устав содержал и элементы уголовного законодательства. Участившиеся случаи контрабанды жестоко наказывались. За кормчество (незаконный ввоз спиртных напитков) не только били кнутом, но и отсекали конечности.

В Новоторговом уставе были зафиксированы многие моменты, нашедшие свое продолжение и в современном таможенном законодательстве:

устанавливалось равное для всех таможенное обложение торговых сделок единой рублевой пошлиной и ликвидировались проезжие сборы;

купцам вменялось в обязанность правдиво указывать таможенную стоимость предъявляемых таможне товаров;

определены наказания за нарушение таможенных правил: за сокрытие товара; в случае занижения продажной цены товар подлежал конфискации (рецидив наказывался дополнительно битьем кнутом);

вводился контроль за перемещением товаров;

определялось право таможенной головы и устанавливалась его ответственность перед купцами.

Новоторговый устав ввел принцип национального предпочтения в торговле, но это касалось главным образом внутренней торговли, для которой иностранцы должны были получать особые высочайшие грамоты или концессии. Товары, переходящие государственную границу, подлежали обложению особыми пошлинами.

Таким образом, Новоторговый устав свидетельствует об оживлении протекционистской направленности экономической политики Москвы, что дает основание считать этот памятник истории права первым таможенным тарифом.

Таможенная служба в России в конце XVI века - начале XVII века была «верной» или «откупной». К выполнению обязанностей по несению таможенной службы привлекались представители купечества, посадских людей и уездных крестьян, которые, по сути дела, отбывали повинность. Служба эта была безвозмездной, на «веру», в связи с чем должностные лица таможен (таможенный голова и целовальники) принимали присягу, или, как говорили тогда, «приводились к вере». Поэтому данный способ получил название «верного».

Таможенный голова, уплатив предварительно годовой сбор, мог быть уверен, что в случае недобора платежей не последует санкций власти на погашение задолженностей перед казной за счет его имущества, а государство получало при этом строго фиксированный сбор в денежном выражении. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты казне конкретной суммы денег в определенные сроки, что подтверждалось его поручниками, которые в случае неплатежа должны были погасить задолженность откупщика.

В целях упорядочения таможенного обложения в России в XVI веке были изданы таможенные уставные грамоты. По большей части эти грамоты представляли собой контракт, на основании которого откупщик принимал на себя взимание таможенных сборов вместе с обязанностью уплачивать казне определенную сумму. В грамотах перечислены сборы, подлежащие взысканию, и указаны их размеры, установлен порядок их взимания, определены пени за уклонение от уплаты.

С конца XV века до середины XVII века отмечается тенденция к учащению взимания тамги с местных жителей. Очевидно, что изменение в таможенном обложении шло по линии введения рублевой пошлины и для местных жителей, и для иногородцев. С 20-х годов XVII века в уставных грамотах уже не встречаются сведения об освобождении местных жителей от уплаты тамги.

Многочисленные разрозненные таможенные сборы стали сливаться в единую таможенную пошлину. Отмирание взыскания пошлины натурой свидетельствует о совершенствовании деятельности самой таможни вследствие ликвидации функции реализации товаров. Таможня выполняет и правоохранительные функции. Но ее главной задачей по-прежнему остается сбор налогов и других обязательных платежей.

В конце XVII века взимание таможенных пошлин и сборов осуществляли Приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба, таможенные избы в уездах.


1.3 Таможенное дело в Российской империи в XVII-XIX веках


В годы правления Петра I (1682-1725) таможенные платежи, в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя, начинают приобретать еще более существенную роль. В целях изыскания дополнительных средств для пополнения казны Петр I учредил специальную должность прибыльщика. В его компетенцию входило «сидеть и чинить государю прибыли», иными словами - изобретать новые источники доходов.

Первые мероприятия Петра I в области таможенного дела не отличались революционной новизной и последовательностью. Продолжалось расширение системы государственных торговых монополий, начало которого было положено его предшественниками. Одновременно с этим разрешался ввоз табака, сахара и некоторых других ранее запрещенных товаров. Таможенные пошлины продолжали взиматься согласно статьям Новоторгового устава 1667 года. Произошло временное увеличение числа внутренних платежей - были введены привальные и отвальные пошлины с речных судов, сборы за пользование торговыми площадями и пристанями и др. При этом таможенная политика в целом сохраняла прежнюю фискальную направленность.

Начало совершенствования организации таможенного дела относится к концу первой четверти XVIII века, когда в 1718 году была образована Коммерц-коллегия, которой была подчинена служба таможенных бурмистров. С 1720 года таможенные бурмистры стали именоваться оберцольнерами. Коммерц-коллегия была в 1784 году закрыта, в 1797 году - снова восстановлена, а в 1802 году - реорганизована в Министерство коммерции.

В конце царствования Петра I в 1724 году был принят первый в России таможенный тариф. Жестко протекционистский, он создавал благоприятные условия для развития отечественной мануфактуры. Преобладание экономической цели в этом тарифе видно из того, что «пошлины в нем назначены вообще тем выше, чем привозной предмет обработаннее, и наоборот, по вывозу тем ниже, чем он обработаннее. Из сырых продуктов ни один не допущен к беспошлинному вывозу».

Ставки импортных таможенных пошлин дифференцировались от 25% до 75%, вывозимые товары облагались по 3%-ной ставке. Вывоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для российских производителей, был запрещен.

Но повышенное обложение важнейших западноевропейских товаров и предметов роскоши вызвало сильное недовольство крупного русского купечества.

Поэтому в 1731 году был принят новый тариф, по сути отменивший покровительственную систему Петра I. Достаточно сказать, что пошлины на некоторые виды привозных товаров из чугуна и стали, на селитру, азотную кислоту, инструменты были снижены с 75% до 10%. В том же году в Санкт-Петербурге были объединены внутренние и портовые таможни.

Ближайшие преемники Петра I пересматривают задачи экономической политики России, покровительство отечественному производству заменяется переходом к более льготному для иностранцев обмену товаров. Так, в июле 1725 года проживающие в Петербурге английские, голландские и гамбургские торговцы подали Екатерине I челобитную, в которой высказывали, что высокие пошлины крайне стесняют торговлю и делают невозможным привоз иностранных товаров, вследствие чего понижается и таможенный доход. Их ходатайство было удовлетворено.

Новый этап развития таможенного законодательства пришелся на периоды царствования Елизаветы Петровны и Петра III. Русское государство к этому времени в экономическом отношении оставалось раздробленным на множество мелких областей, в каждой из них взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров.

Важнейшим мероприятием в области таможенной политике в царствование Елизаветы Петровны явилась ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло еще XV-XVI веках, в экономическом отношении до середины XVIII века оставалось раздробленным. В каждой губернии взимались провозные и торговые пошлины. Кроме «мытов», «перевозов», «мотовщины» и др. существовало множество всяких «мелочных сборов», сильно стеснявших внутреннюю торговлю.

Авторам давно назревшей реформы стал граф П.И.Шувалов, предложивший смелый проект совершенной отмены внутренних таможенных пошлин. Его доклад, одобренный Сенатом, лег в основу высочайшего Манифеста от 20 декабря 1753 года. В 1753-1754 годах внутренние пошлины, а также все 17 «мелочных сборов» были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в сумме 13 копеек с рубля стоимости.

В этот период в России начали укреплять государственные границы. На западе Российского государства их охрану осуществляли регулярные войска, сосредоточенные в 11 морских и 4 сухопутных крепостях. Вокруг крепостей была создана цепь форпостов, для противодействия беспошлинному провозу товаров по большим дорогам организовывались заставы, специальным разъездам поручалось захватывать контрабандистов с конфискацией у них всех незаконно провозимых товаров. В 1754 году был учрежден Корпус пограничной стражи и служба таможенных объездчиков. В 1782 году была создана таможенная пограничная стража в западных губерниях.

Вторая половина XVIII века знаменовало собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.

Первый Российский таможенный устав 1755 года положил начало цивилизованному подходу к решению задач таможенного дела и формированию таможенной политики. Издание этого документа было прогрессивным шагом в законодательной системы России и имело экономическое, финансовое и политическое значение. Принятые в нем постановления открыли возможности перемещения товаров по территории Российской империи, способствовали укреплению Российского рынка и развитию внутренней внешней торговли.

Принятие этого устава отменяло действие всех ранее изданных документов, связанных с правилами торговли и уплаты пошлин. В уставе рассматривается порядок внешней торговли и обязанности таможни. В нем говорилось, что он издан в интересах народа и облегчения его жизни. Согласно уставу, в России были ликвидированы все внутренние таможни и отменялись связанные с ними 17 пошлин. Уставом на ярмарках для разбора купеческих споров вводился суд, который должен был разбирать дело по справедливости и защищать купцов от обид и притеснений.

Новым явилось введение паспортной системы для торговых людей. Иностранные купцы, записавшиеся в Российское купечество и в вечное подданство, пользовались правами граждан России. 29 апреля 1757 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. В именном указе императрицы Елизаветы Петровны от 29 апреля 1757 года отмечалось, что по прошествии 26 лет после издания тарифа 1731 года «многие иностранные товары вновь привозятся, а также российские отвозятся, которых в самом тарифе и не именовано».

Таможенный тариф 1757 года был протекционистским, что отвечало настроением Елизаветы Петровны и ее приближенных, в их стремлении оказывания систематического покровительства всему национальному.

В период царствования Екатерины II проводится либерализация таможенной политики. В таможенном тарифе 1766 года ставки таможенных пошлин были снижены, таможенное обложение осуществлялось по ставкам от 12 до 30%. В соответствии с таможенным тарифом 1782 года большинство ввозимых товаров освобождается от таможенного обложения, а ставки таможенной пошлины на остальные товары снижаются до 10%.

Отличительной особенностью таможенного дела Екатерины II было то, что оно развивалось с опорой на общественное мнение - десятки записок подаваемых императрицы по таможенной тематике, авторами которых были не только выдающиеся люди своего времени (М.В.Ломоносов, А.А.Вяземский, А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, Г.Р.Державин, А.Н.Радищев и др.), но и многочисленные представители из торгово-промышленной среды.

В 1763 году при дворе была учреждена комиссия по коммерции, приступившего к составлению нового таможенного тарифа. В мае 1766 года результаты ее работы были доложены Екатерине II и получили высочайшее одобрение. Опубликование нового тарифа состоялось 1 сентября 1766 года. С 1 марта 1767 он вступил в силу. Принятие этого тарифа означало продвижение страны на свободной торговли. Этот таможенный тариф можно назвать умеренным и склонным к физиократии. В связи со слабой эффективностью таможенной системы (контрабанда), не смотря на издание тарифа 1766 года и другие реорганизационные мероприятия, стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидацией на всем ее протяжении таможенных органов. В возникшем споре верх одержали сторонники дальнейшей либерализации внешней торговли. По их мнению острота проблемы контрабандного ввоза снималась единственно путем понижения ставок таможенных пошлин, установленного тарифом 1766 года. 27 сентября 1782 года проект тарифа был утвержден Екатериной II и передан в Сенат для опубликования. С принятием нового тарифа до 2% в среднем понижался размер пошлинного обложения ввозимого сырья, умеренной пошлиной облагались импортные полуфабрикаты, а на дорогую мебель и ткани, которые производились в России, была определена высокая ввозная пошлина, но не более 20% и т.д. Тариф 1782 года вполне соответствовал идеям физиократизма и свободной торговли. Для борьбы с контрабандой Екатерина II в 1782 году подписала указ, по которому в каждой западной пограничной губернии учреждалась пограничная стража. Поиск контрабанды стимулировался, часть конфискованных передавалась в пользу задержавших. Стремясь остановить контрабанду Екатерина II пошла на крайность, на российской границе появились закрытые пограничные шлагбаумы, а 26 июня 1889 Екатерина II подписала указ о запрещении с 10 сентября привоза, ввоза и пропуска «в границы россиския» всякого рода шелковых, шерстяных, бумажных и прочих иностранных товаров через сухопутные таможни на западной границе.

В последние годы своего царствования (начиная с 1793 года) Екатерина II совершенно отказалась от фритредерских устремлений предыдущих лет. 8 февраля 1793 года был подписан указ «О прекращении сообщений с Францией по случаю произошедшего в оной возмущения и умерщвления короля Людовика XVI». 8 апреля 1793 года был подписан манифест, нацеленный на разрыв экономических отношений с Францией и ставший серьезным препятствием на пути импорта в Россию. Эта протекционистская тенденция проявилась также в таможенном тарифе, подписанным 14 сентября 1795 года, при помощи которого правительство рассчитывало достигнуть выгодного торгового баланса. Новый тариф должен был вступить в силу 1 января 1797 года. Этого не произошло, так как Павел I, вступивший на престол в ноябре 1796 года отменил его, разрешив ввоз некоторых французских товаров. Однако 1800 году запрет на ввоз целого вида товаров все же был наложен.

1.4 Вывод к первой главе


В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период своего существования и прослеживается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там г сборных торговых или так называемых гостиных мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. Их появление историки относят к VIII в. В Киевской Руси среди многочисленных сборов и пошлин были распространены «осмничее» и «мыт» - сбор за провоз товаров через внешние или внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для торга, либо за покровительство, оказываемое купцам.

Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга»,т. е. пошлина, от которого произошли слова «тамжить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» - место на ярмарке или рынке, где тамжили товар, и, естественно, «таможенник» - служилый человек, взимавший тамгу.

Картины развития таможенного дела в России и других государствах во многом сходны. Его основная цель и направленность заключались в удовлетворении потребностей государственной казны посредством взимания торговых пошлин и сборов и в регулировании внешнеторговых связей. Таможня, став неотъемлемым атрибутом внутренней и внешней торговли, посредством своей деятельности всегда оказывала мощное влияние и на формирование благоприятного торгово-экономического режима в стране.

В начале XVI в., когда завершилось создание Московского государства, предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. В грамоте таможенникам г. Дмитрова 1521 г. содержались отдельные правовые нормы о порядке сбора пошлин с некоторых товаров. Позже в Таможенной новгородской грамоте о сборе пошлин от 17 марта 1571 г. наряду с росписями о ставках пошлин с товаров впервые было отражено требование о ведении таможенных книг.

Значительное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. Этому способствовали бурное развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства, выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства, открывшие путь русским товарам в Европу.


ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В РОССИИ XIX-XX ВВ.


.1 Характеристика таможенных органов в XIX веке


На протяжении XIX века торгово-промышленная политика ведущих промышленных стран мира колебалась то в сторону усиления, то в сторону ослабления протекционизма. Россия в этом отношении не представляла исключения, причем на ее таможенно-протекционистской политике в первой четверти XIX века особенно сильно сказывалось влияние международных конфликтов, не раз переходивших в открытые военные столкновения.

С 1802 года управление таможенным делом осуществляло Министерство коммерции, а с 1811 года - Департамент внешней торговли Министерства финансов.

В 1811 году Александр I учредил Таможенное управление по европейской торговле, в состав которого входило 11 таможенных округов. Каждый таможенный округ возглавлялся начальником, которому подчинялись таможни и таможенные заставы, входившие в округ.

В 1864 году Департамент внешней торговли Министерства финансов был преобразован в Департамент таможенных сборов.

После победы над Наполеоном влияние России в Европейских делах резко возросло. Россия начинает восстанавливать внешнеторговые связи с европейскими государствами.

В 1819 году были приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф - самый либеральный из всех предыдущих, а также всех последующих таможенных тарифов.

Однако молодая российская промышленность не была готова к свободной конкуренции с европейскими товарами, поэтому уже в 1822 году Россия принимает протекционистский тариф с целью исправить допущенные ошибки в своей внешнеторговой политике.

В целях преодоления кризиса национального производства, в 1822 году был принят охранительный таможенный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров. Тариф 1822 года не однократно пересматривался. В 1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841 годах в него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами - от фискально-запретительной до фискально-протекционистской таможенной политике. Во всяком случае, до тех пор, пока министр финансов был Е.Ф.Канкрин (1823-1844).

Россия придерживалась политики, направленной на достижение бездефицитного госбюджета. В него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами - от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике.

Таким образом, объективный ход развития российского государства показал, что таможенная политика тесно связана с внутренней и внешней политикой государства. Охранительная таможенная политика способствовала развитию торговли, покровительствовала развитию промышленного производства. Почти на 30лет (1822-1850 годы) торгово-промышленный курс, порывал с фритредерскими тенденциями в интересах отечественного хозяйства.

На протяжении более 100 лет таможенная служба находилась в ведении Министерства финансов. Это нашло отражение и в характере обмундирования чинов таможенного ведомства, и в ведомственной символике.

Поскольку таможенное управление не подчинялось Губернским властям, Министерство финансов в 1834 году предложило ввести для таможенных чинов цвета мундиров, установленных для Министерства финансов.

Одновременно происходили серьезные изменения в организации таможенной службы.

декабря 1819 года был принят новый таможенный устав по Европейской торговле, состоящий из 726 параграфов (статей). Согласно ему все Российские таможни по Европейской границе (морские и сухопутные) были разделены на 4 класса. В отличие от прежних таможенных уставов, новый имел специальный раздел «о последствиях утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных товаров». 2 сентября 1827 года состоялось утверждение рисунка первого таможенного флага. Его прообразом стал военно-морской (Андреевский) флаг. Изменен был только цвет поля, вместо голубого оно стало светло-зеленым.

После ухода Е.Ф.Канкрина с поста Министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижения ввозных пошлин. К пересмотру таможенной политики вынуждал особенно начавшийся американский экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхозпродуктов. Также экономический либерализм и фритредерство снова входили в моду. В записке председателя особого комитета графа Орлова в 1845 году прозвучала острая критика действующего тарифа стесняющего импорт и препятствовавшего экспорту Российских товаров. Опираясь на выводы этой записки, министры финансов и иностранных дел внесли императору Николаю I представление о пересмотре тарифа. Новый тариф, по их мнению, должен отличаться многофункциональностью, обеспечивая благоразумную охрану внутреннего производства, способствуя повышению уровня потребления импортируемых товаров и увеличению таможенных доходов. 13 октября 1850 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Он пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговле, которая господствовала с 1822 года, и положила начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политике, продолжавшемуся до 1877 года.

В последующие годы правительство, озабоченное поисками путей увеличения таможенного дохода, продолжало курс на смягчение запретительной системы. К этому его побуждали неутешительные итоги Крымской войны (1853-1856 годы), а также начавшиеся буржуазные реформы.

Период 1857-1868 годов был отмечен реформами таможенного дела. Реформатор Александр II превратил в 1865 году таможню в самостоятельное звено, выделив ее из Департамента внешней торговли Министерства финансов России. Департаменту таможенных сборов были переданы функции управления таможенными учреждениями. Продолжалось понижение пошлин как ввозных, так и вывозных, увеличился ввоз хлопка, железа и изделий из него, машинного оборудования.

В августе 1856 года было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение особого комитета для создания нового тарифа. В комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадала от введения тарифа 1850 года.

В новом тарифе предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговле и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Обсуждение вопросов тарифной политике в проекте нового таможенного тарифа протекало в острой полемике между сторонниками свободной торговли и приверженцами протекционистских взглядов. Влияние протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф (его утвердил Александр II 25 апреля 1857 года) представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли.

Действительно тариф 1857 года ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции. Любые попытки иностранцев убедить их в преимуществах низких ввозных пошлин на товары массового спроса (англичане) или сырья и полуфабрикатов (германия) успеха не имело. В тоже время призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в Росси без внимания.
В 1857 году был утвержден и новый таможенный устав, согласно которому все таможни в зависимости от объема совершаемых ими операций подразделялись на три класса. Устав 1857 года предъявлял особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые имели уже выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были «в верности испытаны и доверия достойны». Кроме того, в уставе подчеркивалась самостоятельность таможенных учреждений: «Никакое начальство, ни гражданское ни военное не входит ни в какия непосредственныя распоряжения по таможенной части». Устав также запретил таможенным чиновникам требовать и принимать подарки в любой форме.

В период с 1857 по 1868 годы отличался все тем же неуклонным стремлением к обновлению таможенной политики в духе проводившихся либеральных реформ. Продолжалось понижение ввозных пошлин по целому виду товаров. Главным мотивом понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны.

Так в своем представлении в Госсовет 21 мая 1859 года Министр финансов А.М.Княжевич взывал к безотлагательной государственной поддержке «начавшегося у нас машиностроения, особенно важного не только для снабжения отечественной промышленности усовершенствованными орудиями и уменьшения отлива за границу денег на покупку машин и судов, но и для обеспечения самому государству возможности приобретать различные механизмы на русских заводах.

В 1865 году состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения 1865 года были направлены на сокращение числа статей тарифа посредством соединения некоторых из них, на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход, а также на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров.

В 1867 году была учреждена новая комиссия под председательством сенатора Г.Неболсина. Отправной точкой работы тарифной комиссии стала записка вице директора Департамента таможенных сборов (до 1864 года - Департамента внешней торговли) Министерство финансов И.Н.Колесова, предложившего значительное понижение пошлин.

Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года. Отвечая в целом принципом свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей.
Понижение ввозимых пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода. Таможенный тариф отменил пошлину по 16 статьям, по 152 статьям уменьшил, по 35 - увеличил ставки . В целом его действие оказало благотворное влияние на развитие промышленности и увеличение доходов казны. С 1868 по 1878 годы доходы удвоились с 41 до 80 млн. руб.

С первыми признаками кризиса 1873 года, ухудшением платежного баланса и финансового состояния страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины. Либеральная политика была закономерна на этапе промышленного переворота и перехода от феодально-крепостнического во многом натурального хозяйства к рыночному, капиталистическому, индустриальному. В условиях же утверждавшегося полнокровного товарно-денежного хозяйства, когда страна не могла развиваться без собственной угольно-металлургической базы, либеральные начала в таможенной политике должны были уступить место протекционистским. К этому подводило и потребность в частных иностранных инвестициях производственного назначения. Их масштабное привлечение в Россию было невозможно без существенной корректировки прежнего курса. Наконец военно-политическая необходимость заставляла правительство оказывать поддержку отдельным отраслям и производством военно-стратегического значения.

Пассивный внешнеторговый баланс России 1875 года (превышение импорта над экспортом) составлял 150 млн. руб. Для выравнивания баланса требовалось усилить протекционистские меры.

Политика протекционизма, в частности таможенного, должна была придать экономике России новый импульс, способствуя при этом крупному росту национального отечественного промышленного производства. Такую таможенную политику правительства полностью поддерживали российские промышленники и купечество, заявившие правительству: «Совершенно убеждены в идеальной истине начал свободной торговли, но именно это глубокое убеждение заставляет думать, что ради этого великого начала каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности осторожно шаг за шагом».

С 1 января 1877 года был введен новый порядок уплаты таможенных пошлин - золотом, что привело к повышению пошлин на 50%.

Таможенный тариф 1891 года носил еще более протекционистский характер. В соответствии с ним не облагались пошлинами только товары, которые вообще не ввозились в страну (например, домашний скот, лен, дрова, камень и др.), на все остальные товары ставки пошлин увеличивались в 10 и более раз. Эти меры оказались эффективными, что привело к увеличению доходов от таможенного обложения.

С каждым годом увеличивался германский экспорт в Россию, кроме того, на российский рынок поступали в значительном количестве товары из Австро-Венгрии и других европейских государств.

С воцарением на престоле в 1881 году Александра III в России складывается тяжелое социально-экономическое положение. Страна, измотанная войной, переживает ряд неурожайных годов. Это было «тяжелейшее пореформенное десятилетие и тягчайший период в жизни русского крестьянства. Основная масса крестьян обнищала, следом ухудшилось положение в промышленности, образовался застой и сокращение производства» . С 1881 года начинается кризис промышленности, захвативший и банковские отношения. «Кредитная система находилась в состоянии застоя, денежную сферу поразила инфляция и эмиссия, ухудшился валютный курс рубля».

Александр III был убежденным защитником национальной промышленности и во время своего правления решительно вводил систему таможенного покровительства. Поворот в таможенной политике России стал необратимым. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз в сторону увеличения.

С 1 января 1881 года были повышены сборы за право торгово-промышленной деятельности и усилено таможенное обложение. Пошлины повышались несоразмерно и исходили в основном из интересов казны, а не промышленности. Законом от 3 июля 1885 года устанавливается дополнительный таможенный сбор в размере 20% с каждого рубля золотом по 168 статьям экспорта. За счет усиления протекционистских тенденций торговый баланс страны не только выровнялся, но и стал активным.

При Министре финансов И.А.Вышнеградском (1887-1892) была осуществлена разработка нового таможенного тарифа. Представляя его проект в Госсовет, Вышнеградский подчеркивал: «Опыт указал на необходимость произвести целый ряд изменений в тарифе 1868 года с целью как фискальной, так и главнейшей покровительственной, а также для достижения более важного для нас международного торгового баланса».

Официально провозглашались принципы таможенной политики России на обозримую перспективу первостепенная важность защиты промышленных интересов перед фискальным; равномерное покровительство всем нуждающимся отраслям промышленности. К участию в разработке нового тарифа привлекались ученые, специалисты во главе с Д.И.Менделеевым.

Новый тариф признавался своего рода образцовым творением государственного попечительства о национальном труде в протекционистском направлении.

Тариф был принят 11 июня 1881 года. С его принятием произошло распространение мер таможенно-тарифного регулирования на ряд товаров, которые до этого ввозились свободно и подлежали сравнительно невысокому обложению. Он отличался от прежних тарифов тем, что в нем был отражен принцип полного покровительства русской промышленности на всех стадиях производства, начиная от добычи сырья и заканчивая изготовлением готовых изделий. Этому тарифу было присвоено название толкового. В нем прослеживалось достижение «не какого-нибудь абстракта, а только правильного направления нашей таможенной политики» . Итак, эти мероприятия предпринимались в соответствии с главной целью царствования Александра III: ускорение развития России и защита национальной промышленности.

Введение тарифа 1891 года с неизбежностью обострило проблему контрабандного ввоза.

Именно поэтому в 1892 году был принят новый таможенный устав, обновивший соответствующий законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением. На западной сухопутной границе России в дополнении в дополнение к пограничной и таможенной страже создавалось специальная и «корчемная стража» из вооруженных стражников и объездчиков с целью пресечения контрабанды заграничных напитков посредством устройств засад, досмотра обозов, транспортов.

К началу 90-х годов в стране сформировалась разветвление систем таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступления: внешние пошлины (ввозные и отпускные) складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм, за бандероли, штрафные деньги, и т.д. Тариф 1891 года рассматривался правительством России в качестве минимального.

В дополнение к нему путем прибавок создавался максимальный тариф. В 1893 году он был воплощен в жизнь в законе о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших России предоставлении льготных условий для ввоза или транзита российских товаров, облагались пошлинам на 15-20% превышающими обычные ставки.

Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказывалась предоставить на товар из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор. Началась торговая война между Россией и Германией. После нескольких месяцев бессмысленной и изнурительной войны Россия и Германия пришли в 1894 году к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет. Приложенные к этому договору «конвенционный тариф» 1894 года частично смягчил систему протекционизма. По 125 статьям тарифа 1891 года понижение пошлин составило 10-33%. Договор 1894 года знаменовал собой принципиальный поворот в развитии международных торговых отношений. Во избежание похожих конфликтов европейские государства в 90-е годы XIX века стали отказываться от принципа таможенно-тарифной автономии и подписывать двусторонние торговые конвенции, предусматривающие взаимные уступки и обязательства при выработке и корректировке национальных таможенных тарифов. Россия помимо Германии заключила подобное конвенционное соглашение с Францией, Австро-Венгрией, Болгарией, Италией и Португалией. По истечении срока действия русско-германского торгового договора в 1903 году был утвержден новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве. Введенный в действие с февраля 1906 года содержал «целый ряд вновь и отчасти весьма значительно повышенных ставок».

Характеризуя в целом таможенную политику России конца XIX - начала XX веков, следует подчеркнуть, что в эти годы она продвинулась вперед «по пути рационального построения таможенного протекционизма».

Значимость для государства фискальной деятельности таможенных органов предопределила дальнейшее совершенствование системы таможенных органов. Изменения в системе таможенных органов были оформлены Таможенными уставами 1892, 1904 и 1910 годов. Возглавлял систему таможенных органов Департамент таможенных сборов Министерства финансов. В его подчинении находились окружные и участковые таможенные управления, таможни, таможенные заставы, таможенные пункты и посты.

К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Центральным из них был Департамент таможенных сборов Министерства финансов, осуществлявший непосредственное руководство таможенным делом страны. При департаменте состояли члены особого присутствия по применению тарифа к товарам (из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур) и таможенные ревизоры, которым поручалась ревизия таможенных учреждений, расследование по контрабанде т.п. Нижестоящим звеном таможенной системы являлись таможенные округа. В состав каждого из них входило определенное число таможен, таможенных застав и переходных пунктов, разделявшихся в зависимости от «прав, предоставленных сим учреждениям по привозу и очистке пошлинных товаров» на главные складочные таможни; таможни первого класса; таможни второго класса; таможни третьего класса; таможенные заставы; переходные пункты.

В начале XX века таможенные платежи в доходной части государственного бюджета составляли 14,5% (более 200 млн. руб.) в год, уступая лишь поступлениям от торговли крепкими спиртными напитками. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод об устойчивости фискальной функции таможенных органов в дореволюционной России и ее важном значении для государственной казны. Этот факт важно отметить, поскольку в советские годы государство почти полностью откажется от этой функции таможенных органов, установив монополию на внешнюю торговлю.

Таможенные уставы 1904-1910 годов отразили происшедшие после 1892 года перемены в таможенном деле. В частности, они больше не содержали статей, которыми определялись многочисленные права и обязанности пограничной стражи. Устав 1904 года впервые содержал раздел «О привозе иностранных товаров по железным дорогам». Устав 1910 года уточнил отдельные моменты, связанные с противодействием контрабандному ввозу, предоставив таможенным органам самостоятельно проявлять инициативу в производстве обысков и выемок контрабандных товаров в пределах стоверстной пограничной полосы.

События первой мировой войны <#"justify">2.2 Таможенное дело и таможенные органы советского государства


События первой мировой войны и 1917 года <#"justify">.3 Вывод ко второй главе


В послереволюционной Росси и в дальнейшем - в Союзе ССР - процесс становления и развития таможенного дела и законодательства о нем носил сложный и противоречивый характер. Хотя в целом в этот период - с октября 1917 года и по 1991 год - был накоплен ценный и полезный опыт, без учета которого невозможно создать и продолжать совершенствовать современное Российское таможенное право.

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Руководил таможенным делом образованный в 1864 году в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, таможенная система в России практически была разрушена. В начале 1918 года возобновил работу Департамент таможенных сборов при Наркомате финансов.

мая 1918 года СНК издал Декрет «О разграничении прав Центральной и местных Советских властей по собиранию пошлин и о регулировании деятельности местных таможенных учреждений». Обложение таможенной пошлиной и другими сборами товаров, перевозимых через границу, передавалось в исключительное ведение центральной государственной власти.

Почти полное отсутствие стоимостного механизма обмена внутри страны, нерегулярность внешнеторгового оборота и его незначительность серьезно затрудняли использование таможенного тарифа как инструмента торговли Советской России с другими государствами.

С переходом к НЭПу, с расширением внешней торговли, предоставлением права самостоятельного выхода на мировой рынок хозяйственным и государственным организациям, возникла необходимость восстановить таможенно-тарифное дело. Возвращение в 1922 году к тарифным методам регулирования внешнеторговых операций повысило роль таможенной службы в государственном управлении.

В период с 1929 по 1932 год все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической модели управления и доминированию административно-командных методов регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую деятельность, в том числе и организацию таможенного дела. Значительно сократился оборот международного пассажирского сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей. Таможенное дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных операций. В 1932-1934 годах был упорядочен ускоренный пропуск через границу грузов общественного сектора и централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден новый Таможенный кодекс. Управление таможенным делом на территории СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление.

Среди функций таможенных учреждений выделялись контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой.

Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ.


ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


.1 Основные моменты развития таможенной службы на современном этапе


Глубокий кризис и последующий крах партийно-советской системы управления экономикой и социальными процессами и стремительный переход России, в особенности после августовских событий 1991 года, к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиям повлекли за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, а, значит, и таможенного дела.

Началом создания таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать распоряжение Президента РСФСР от 25 августа 1991 года «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР».

Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 года был создан центральный таможенный орган России - Государственный таможенный комитет.

Важным шагом в определении правового статуса ГТК РСФСР был Указ Президента от 28 ноября 1991 года «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР», в соответствии с которым таможенное ведомство включалось в российскую структуру и, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР.

По указу Президента России «О системе центральных органов федеральной исполнительной власти» от 30 сентября 1992 года ГТК вместе с другими российскими ведомствами образовал систему органов межотраслевого регулирования.

С подписанием в декабре 1991 года Минского соглашения, прекратил свое существование СССР. Все таможенные органы, действовавшие на таможенной территории, должны были перейти под полную юрисдикцию России. Появилась необходимость разработать статус центрального таможенного органа.

декабря 1991 года российское Правительство во исполнение Указа Президента от 25 октября 1991 года приняло постановление № 65 «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР». Этим постановлением регламентировался комплекс вопросов по организации таможенного дела и таможенной службы. Было утверждено Положение о ГТК РСФСР. В положении были конкретизированы правовой статус ГТК, его задачи, функции и порядок деятельности.

Непременным условием существованием целостного государства является единство внутреннего рынка, свободное от всяких ограничений перемещение внутри страны товаров, капиталов.

Президент издал Указ «О едином экономическом пространстве РСФСР» от 12 декабря 1991 года, в котором органам власти и управления предписано обеспечить на территории России свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы.

Принцип свободного перемещения товаров на территории России был еще раз подтвержден Указом Президента «О свободе торговли» от 29 января 1992 года. Данным указом запрещено также произвольное задержание и изъятие перевозимых грузов по решению местных органов.

Тем самым пресечены попытки установления своеобразных таможенных границ внутри государства, раздробления единой таможенной территории России. У единого государства должна быть единая внешняя таможенная граница.

Указом Президента «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 годя правительству было предложено в качестве первоочередных мер утвердить Положение о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров в 1992 году, а также представить предложения по порядку налогообложения экспортно-импортных операций и размерам ставок соответствующего налога и таможенных тарифов.

Почти одновременно с началом организации системы нетарифного регулирования внешнеэкономических связей появились первые документы, касающиеся таможенных пошлин на экспортные и импортные товары. Постановления Правительства России от 31 декабря 1991 года № 91 «О введении экспортного товара на отдельные товары, вывозимые с территории РФ», и от 15 января 1992 года «О таможенных пошлинах на импортные товары» носили временный характер и действовали до введения общего таможенного тарифа.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 года № 42 «Об изменении ставок экспортного тарифа РФ» были преобразованы ранее установленные ставки этого тарифа. В частности, предусмотрена более четкая и удобная для пользования редакция экспортного тарифа. Вторым из упомянутых постановлений Правительство России отменило действующий с 1981 года Таможенный тариф СССР.

Завершающей вехой этого периода и началом качественно нового этапа развития таможенного законодательства России явилось принятие Таможенного кодекса РФ и Закона «О таможенном тарифе» 1993 года, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный период развития таможенного дела и формирование таможенного права в РФ.

Принципиальное значение имеют два Указа Президента РФ от 6 марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ».

С этими указами тесно связан Федеральный закон от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности», отменяющий все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном тарифе», законами РФ «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом.

Особый политико-экономический резонанс вызвал Указ президента РФ «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот».


.2 Структура таможенных органов в Российской Федерации


Общее руководство таможенным делом осуществляют Президент РФ и Правительство РФ.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему, в которую входят:

·Государственный таможенный комитет Российской Федерации;

·региональные таможенные управления Российской Федерации;

·таможни Российской Федерации;

·таможенные посты Российской Федерации.

Центральным органом федеральной исполнительной власти РФ, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в Российской Федерации, является Государственный таможенный комитет Российской Федерации (далее - ГТК РФ). Положение о ГТК РФ утверждается Президентом РФ или по его поручению Правительством РФ.

ГТК РФ осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и общественными объединениями.

В своей деятельности ГТК РФ руководствуется Конституцией РФ, Таможенным кодексом РФ, другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ и постановлениями и распоряжениями Правительства РФ.

ГТК РФ решает возложенные на него задачи как непосредственно, так и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК РФ учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и организации, которые действуют на основании положений, утверждаемых ГТК РФ.

Никакие государственные органы, кроме Президента РФ и Правительства РФ, не вправе принимать решения, затрагивающие компетенцию таможенных органов РФ, выполнять без соответствующего допуска или изменять их функции, возлагать на них дополнительные задачи или иным образом вмешиваться в деятельность этих органов, которая соответствует положениям Таможенного кодекса РФ и иных актов законодательства РФ.

Таможенные органы РФ выполняют следующие основные функции:

участвуют в разработке таможенной политики РФ и реализуют эту политику;

обеспечивают соблюдение законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ. Принимают меры по защите прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций при осуществлении таможенного дела;

обеспечивают в пределах своей компетенции экономическую безопасность РФ, являющуюся экономической основой суверенитета РФ;

защищают экономические интересы РФ;

применяют средства таможенного регулирования торгово-экономических отношений;

взимают таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;

участвуют в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, реализуют эти меры;

обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ, пресекают незаконный оборот через таможенную границу РФ наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, объектов интеллектуальной собственности, видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов, других товаров, а также оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом и пресечении незаконного вмешательства в аэропортах РФ в деятельность международной гражданской авиации;

осуществляют и совершенствуют таможенный контроль и таможенное оформление, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через таможенную границу РФ;

ведут таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику РФ;

ведут Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности;

содействуют развитию внешнеэкономических связей республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан;

содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защите животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров;

осуществляют контроль за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов РФ материалов;

осуществляют валютный контроль в пределах своей компетенции;

обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного дела; участвуют в разработке международных договоров РФ, затрагивающих таможенное дело, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

проводят научно-исследовательские работы и консультирование в области таможенного дела; осуществляют подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

обеспечивают в установленном порядке Президента РФ и Правительство РФ, иные государственные органы, предприятия, учреждения, организации и граждан информацией по таможенным вопросам;

реализуют единую финансово-хозяйственную политику, развивают материально-техническую и социальную базу таможенных органов, создают необходимые условия труда для работников этих органов.

Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.

В соответствии с законодательными актами РФ таможенные органы РФ вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями.

.3 Изменения в таможенном законодательстве


Образование Таможенного союза и единой таможенной территории привело к значительным изменениям в таможенном законодательстве.

С 01 января 2010г. приняты и вступили в силу:

Единые правила таможенно-тарифного регулирования на территории государств-участников Таможенного союза

Товарная номенклатура ВЭД Таможенного союза и Таможенный тариф Таможенного союза.

новые Единые правила нетарифного регулирования на территории Таможенного союза.

С 01 июля 2010г. вступил в силу

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17). Таможенный кодекс РФ действует лишь в части, которая определена Письмом ФТС РФ от 29.06.2010г.

Федеральным законом от 19.05.2010 N 96-ФЗ ратифицировано Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории таможенного союза, подписанное в городе Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 года;

Федеральным законом от 19.05.2010 N 93-ФЗ ратифицировано Соглашение таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам, подписанное в городе Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 года;

Федеральным законом от 19.05.2010 N 99-ФЗ ратифицировано Соглашение таможенного союза о карантине растений, подписанное в городе Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 года;

Федеральным законом от 19.05.2010 N 98-ФЗ ратифицирован Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, подписанный в городе Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 года.;

Федеральным законом от 19.05.2010 N 94-ФЗ ратифицирован Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе, подписанный в городе Санкт-Петербурге 11 декабря 2009 года.

С 01 ноября 2010г. вступил в силу:

приказ ФТС РФ об отмене таможенного транзита грузов прибывших на территорию РФ морским и воздушным транспортом.

С 01 января 2011 года вступили в силу:

новые формы таможенных документов (декларация на товары, транзитная декларация, декларация таможенной стоимости и др.) (решение Комиссии таможенного союза №257 от 20 мая 2010 года) и транзитной декларации (решение Комиссии таможенного союза № 289 от 18 июня 2010 года)

инструкция о порядке заполнения декларации на товары (утвержденная в окончательной редакции решением Комиссии таможенного союза №379 от 20 сентября 2010 года)

инструкция о порядке заполнения транзитной декларации (решение Комиссии таможенного союза №289 от 18 июня 2010 года)

новые классификаторы, используемые для заполнения таможенных деклараций (решение Комиссии таможенного союза №378 от 20 сентября 2010 года)

новый порядок декларирования таможенной стоимости и новые формы бланков декларации таможенной стоимости (ДТС и ДТС-1) и корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС) (решение Комиссии таможенного союза № 376 от 20.09.2010 года)

отдельные нормы Таможенного Кодекса Таможенного Союза в отношении юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного регулирования.

С 01 января 2011г. ФТС внедряет таможенные процедуры и технологии, предусматривающие, в том числе, переход на электронное декларирование при экспорте и импорте товаров без предоставления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях.

И, наконец, 29 ноября 2010г. был принят, а 29 декабря 2010г вступил в силу долгожданный ФЗ от 27.11.2010г № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», который призван заменить в полной мере ТК РФ после принятия ТК Таможенного Союза.

Таким образом, отношения в области таможенного дела в настоящее время регулируются: ТК ТС, ТК РФ, ФЗ «О таможенном регулировании на территории РФ», многочисленными Соглашениями по Таможенному союзу, не переставшими действовать актами ФТС РФ, Правительства РФ, ЦБ РФ.


.4 Вывод к третьей главе


В период внешнеэкономической реформы (1986-1991 годы) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима. Логическое завершение данного этапа - принятие в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе». Несмотря на известный радикализм этих законодательных актов, создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.

Становилась все более очевидной необходимость разработки крупных законодательных актов, которые создали бы новую и стабильную нормативную базу для развития и совершенствования всего таможенного дела и правотворчества в этой жизненно важной и сложной сфере.

Характеризуя в целом данный, в значительной мере необходимый период, предшествовавший принятию в 1993 году двух основополагающих законов - Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе», необходимо подчеркнуть: во-первых, в период после принятия в 1991 году Таможенного кодекса СССР и Закона СССР «О таможенном тарифе» и вплоть до середины 1993 года в России таможенное дело во многом регулировалось названными выше союзными законами в части. Не противоречащей новому российскому таможенному законодательству. Во-вторых, в этот период многие аспекты таможенного дела в РФ регламентировались соответствующими нормативными указами Президента и постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями ГТК. Некоторые из актов подчас были недолговечными, непоследовательными и противоречивыми, но «вакуума» в правовом регулировании таможенного дела не было, шел постепенный и сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования основ российского таможенного права.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Уже в VIII веке появились первые контуры правовых и организационных основ административно-правового режима обеспечения таможенного дела.

Следующим этапом в становлении и развитии элементов таможенного режима являются XII-XIII века, когда произошел распад Киевской Руси на отдельные княжества и последовало появление границ между ними, на которых стали возникать таможенные заставы, представлявшие собой прообраз современных пунктов пропуска через таможенную границу.

Однако такие меры еще не являлись последовательной таможенной политикой Древнерусского государства.

Единая таможенная политика начала складываться позже, после образования централизованного Московского государства в XVI веке, в частности, она нашла отражение в Новоторговом уставе.

Еще более существенную роль таможенные платежи начинают приобретать в годы правления Петра I в результате содействия развитию национальной экономики через поощрение отечественного производителя.

А вторая половина XVIII века ознаменовала собой завершение таможенной реформы и переход к осуществлению таможенных формальностей на основе опыта Европейских государств и особенностей Российской экономики.

Систему таможенных учреждений середины XIX века можно представить по Таможенному уставу 1857 года. Таможни и таможенные заставы учреждались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского, а на северо-западе - по границе России с Финляндией. Определенный интерес для организации современной российской таможенной службы представляют некоторые требования к таможенным служащим, предусмотренные Уставом 1857 года. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться лица, не служившие по таможенной части, поскольку таможенная служба требует чиновников опытных, в верности испытанных и доверия достойных.

Таможенный устав 1892 года упорядочил таможенную охрану на море и в прибрежных водах. Пространство воды в три морские мили от берега (как на материке, так и на островах) признавалось таможенной полосой, в пределах которой все суда подлежали досмотру русских таможенных властей. В случае неподчинения разрешалось преследовать судно не только в прибрежных, но и в нейтральных водах.

Таможенный устав 1904 года установил новую структуру таможенных органов. Теперь таможенная система России состояла из департамента таможенных сборов, окружных и участковых таможенных управлений, таможен, застав, постов и пунктов. Каждая таможня и таможенная застава находилась под гласным надзором управляющего и состояла из таможенных и канцелярских чиновников, а также из вольнонаемных досмотрщиков и служителей.

Ко времени Октябрьской революции таможенное дело в России регулировалось Уставом 1910 года. Таможенным делом руководил образованный в 1864 году в составе Министерства финансов Департамент таможенных сборов, который находился в довольно плачевном состоянии. Большинство таможен было закрыто, а их служащие эвакуированы. Таможенная система в России практически была разрушена.

Таким образом, анализ этапов исторического развития таможенного дела в России показывает, что оно развивалось на основе особенностей, присущих стране и с использованием мирового опыта. Каждый период был связан с собственными характерными особенностями формирования таможенного дела, которые способствовали развитию его экономики, торговли и упрочения финансового положения. При этом свою важную роль играли экономический, финансовый и социальный факторы как конечная цель проведения в жизнь таможенной политики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»

2.Таможенный кодекс Таможенного союза

.Бакаева О.Ю. Становление и развитие современного таможенного права Российской Федерации. // Право и политика. - 2002. - № 1

4.Бекяшев К. А. <#"justify">16.Марков Л.М. Очерки по истории таможенной службы.Иркутск: Изд-во Иркутского университета, 1987.

17.<http://www.historicus.ru>


Теги: Историческое развитие таможенной службы РФ  Диплом  Таможенное право
Просмотров: 31934
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Историческое развитие таможенной службы РФ
Назад