Электронное декларирование


Курсовая работа

Электронное декларирование


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

.Сущность электронного декларирования товаров и транспортных средств

.Анализ технологий электронного декларирования (структурная схема)

.Перспективы использования системы электронного декларирования таможенными органами Российской Федерации, а так же пути совершенствования электронной формы декларирования

Заключение

Список использованных источников

электронная декларация товар транспортное средство


Введение


Электронное декларирование - это качественно новый подход к вопросам таможенных операций с использованием безбумажных технологий.

В Российской Федерации в течение последних 10 лет активно внедряются информационно-коммуникационные технологии в деятельность органов исполнительной власти.

Система электронного декларирования - это комплекс программных и аппаратных средств, который позволяет осуществлять таможенные операции с товарами и транспортными средствами в электронном виде. Данная система направлена на упрощение взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами и ускорение процесса совершения таможенных операций. Электронное декларирование позволяет решить многие проблемы. При огромных размерах территории страны, гигантской протяженности границ только информационные технологии могут обеспечить эффективное таможенное администрирование.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что внедрение информационных таможенных технологий является одним из основных направлений совершенствования системы таможенных органов Российской Федерации. Электронное декларирование является одной из приоритетных задач российской таможни. Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных ведомств поможет усовершенствовать и облегчить процесс совершения таможенных операций и таможенного контроля, повысить эффективность работы пунктов пропуска на границе Таможенного союза.

Необходимо отметить, что с 1 января 2014 года в России импортируемые и экспортируемые товары декларируются только в электронной форме. Но к электронной декларации прилагается немало сопроводительных документов.


1. Сущность электронного декларирования товаров и транспортных средств


Использование современных информационных технологий в деятельности таможенных ведомств поможет усовершенствовать и облегчить процесс совершения таможенных операций и таможенного контроля, повысить эффективность работы пунктов пропуска на границе.

Сегодня электронное декларирование является одним их основных способов ускорения процесса совершения таможенных операций, в котором заинтересованы как таможенные органы, так и участники ВЭД.

Использование технологий электронного декларирования должно существенно облегчить труд декларантов, минимизировать количество документов на бумажных носителях, а главное, сделать оперативным и прозрачным обмен документами и сведениями между участником ВЭД и таможней.

Одним из элементов системы электронного декларирования является предварительное информирование.

Данная технология активно используется Европейским союзом, где еще в 2005 году, сразу после принятия Рамочных стандартов безопасности, был разработан регламент 648/2005, так называемые поправки безопасности к Таможенному кодексу Евросоюза, в соответствии с которыми установлены требования о представлении предварительной информации, о сроках ее представления, других нюансах.

Данная норма так же нашла отражение и в ТК ТС (ст. 42 «Предоставление таможенным органам предварительной информации»).

Условно технологии электронного декларирования в зависимости от этапов становления данной системы имеют следующую классификацию: ЭД-1 и ЭД-2 (электронное декларирование посредством сети Интернет).

Электронное декларирование дает таможенным органам возможность осуществлять удаленный выпуск товаров, что также является одним из главных достижений таможенной службы. В рамках выставки «Таможенная служба 2010», проводимой 21 октября 2010 года, говорилось о планах реализации технологии ЭД-3, представляющей собой интеграцию платежной системы «Зеленый коридор» в технологию электронного декларирования. Здесь следует отметить, что помимо платежной системы «Зеленый коридор» осуществляет работу платежная система «Таможенная карта».

августа 2010 года Президент России Д.А.Медведев поручил Правительству РФ с 1 января 2011 года обеспечить переход на электронное декларирование при экспорте и импорте товаров без представления в таможенные органы соответствующих документов на бумажных носителях. Вместе с тем, в соответствии с переходными положениями Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании» до 1 января 2014 года таможенное декларирование может производиться по выбору декларанта в письменной и электронной форме.

Существует две схемы электронного декларирования: ЭД-1 и ЭД-2. В схеме ЭД-1 передаются графические файлы, включая отсканированные.

Для подготовки и передачи этих файлов требуется специальное программное обеспечение. Кроме того, таможенный представитель может подключиться к ведомственной таможенной сети только по специально выделенным каналам связи.

Организация и эксплуатация этих каналов, а также установка программного обеспечения требует значительных финансовых затрат, а нацеленность на использование графических данных весьма ограничивает возможности подготовки и контроля данных, что в конечном итоге снижает скорость таможенных операций.

Согласно «Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме», лицом, декларирующим товары, формируются следующие электронные документы:

- таможенная декларация, в том числе предварительная, неполная, временная, периодическая;

- электронные документы, содержащие недостающие сведения при декларировании путем подачи неполной таможенной декларации;

- полная таможенная декларация при декларировании путем подачи временной таможенной декларации;

- документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения.

Электронная декларация подается в таможенный орган посредством электронного способа обмена информацией.

Одновременно с электронной декларацией лицо, декларирующее товары, подает в электронной форме опись документов, представление которых предусмотрено при совершении таможенных операций в соответствии с выбранной таможенной процедурой.

Электронные документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения, могут быть представлены лицом, декларирующим товары, в формализованном виде в форматах, установленных ФТС России, либо, когда формализованный вид документа не предусмотрен, в виде из электронных образцов, полученных путем сканирования документов на бумажных носителях.

Бумажные экземпляры документов должны быть представлены либо в случае выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации, либо при обнаружении несоответствия заявленных в электронной декларации сведений результатам таможенного досмотра.

Лицо, декларирующее товары в электронной форме, может представить электронные документы, необходимые для совершения таможенных операций, которые будут использоваться неоднократно (без внесения в них изменений и дополнений) (далее - электронные долгосрочные документы), однократно, в том числе до подачи первой электронной декларации, для их включения в электронный архив. Электронному архиву присваивается индивидуальный номер, который сообщается лицу, декларирующему товары, посредством направления авторизованного сообщения.

При декларировании электронные долгосрочные документы, помещенные в электронный архив, повторно таможенному органу не представляются. Лицо, декларирующее товары, указывает номер электронного архива, в котором хранятся электронные долгосрочные документы, относящиеся к поданной декларации, в описи документов.

Сформированная декларантом совокупность данных сделки подтверждается его электронной цифровой подписью, архивируется и передается в подсистему таможенного органа.

Поступившие в региональный узел данные сделки разархивируются, после чего проверяется подлинность ЭЦП декларанта.

В случае успешной проверки ЭЦП декларанта совокупность данных сделки загружается в базу данных и в автоматическом режиме проводится форматно-логический контроль (далее - ФЛК) электронной декларации.

В случае успешного прохождения ФЛК региональный узел обработки регистрирует совокупность данных сделки с присвоением ей уникального идентификационного номера и передает декларацию в формате штатных программных средств основного совершения таможенных операций в таможенный орган, осуществляющий таможенные операции и таможенный контроль.

При этом декларанту автоматически передается сообщение, содержащее идентификационный номер данных сделки в системе или перечень ошибок в случае неуспешного прохождения ФЛК.

Дальнейшее совершение таможенных операций и таможенный контроль осуществляется в общеустановленном порядке с помощью штатного программного средства.

Процесс проверки электронной декларации должен быть завершен в течение трех часов рабочего времени с момента ее принятия.

По результатам проверки электронной декларации уполномоченное должностное лицо таможенного органа принимает решение о формах таможенного контроля товаров, а так же о необходимости представления электронных документов, указанных в описи.

Если таможенным органом в результате применения системы управления рисками принято решение о проведении таможенного досмотра (осмотра) товаров, декларируемых в электронной форме, уполномоченное должностное лицо таможенного органа посредством авторизованного сообщения информирует об этом решении лицо, декларирующее товары в электронной форме.

Результаты таможенного досмотра или таможенного осмотра оформляются актом таможенного досмотра или таможенного осмотра, который формируется в электронном виде, подписывается ЭЦП уполномоченного должностного лица таможенного органа и также направляется лицу, декларирующему товары.

Если при применении системы управления рисками в ходе проверки таможенной декларации выявлена необходимость проведения консультаций с функциональными отделами таможни по вопросам определения кода товаров в соответствии с ТН ВЭД ТС, применения мер нетарифного регулирования, определения таможенной стоимости и начисления таможенных платежей, а также валютного контроля, либо принятия решения по указанным вопросам функциональным отделом таможни, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет авторизованное сообщение (либо, при необходимости, электронную декларацию и электронные документы) в соответствующий функциональный отдел таможни и информирует об этом лицо, декларирующее товары.

После завершения процесса совершения таможенных операций электронная таможенная декларация снова загружается в подсистему таможенного органа, совокупность данных сделки подписывается ЭЦП должностного лица таможенного органа и помещается в архив, а оформленная электронная декларация отправляется в подсистему декларанта.

Схема ЭД-2, так называемое электронное декларирование второго поколения, допускает передачу данных по сети интернет, хотя и через специально оборудованный узел доступа. При этом не обязательно создавать свой собственный узел доступа, можно воспользоваться услугами информационного оператора.

Для оформления используются формализованные данные, то есть в виде электронного документа. Работа с такими данными давно и хорошо отлажена с использованием привычного для декларанта программного обеспечения.

Использование формализованных, а не графических данных в схеме ЭД-2 позволяет применить давно и хорошо отработанные инструменты и приемы обработки данных.

Во-первых, во многих ЭД - документах используются готовые данные других форматов. Вводить их не надо, они переносятся в нужные графы автоматически, например, из ТД. Во-вторых, часть данных ТД можно вносить простым копированием из офисных документов. В-третьих, процедура формализации существенно облегчает программо-заполнитель. Это мощное средство автоматизации оформления позволяет переносить данные из документов сторонних форматов (Word, Excel и тому подобное), исключая ручной ввод данных.

Особенно заполнитель полезен при переносе данных из больших таблиц, размер которых может доходить до 10-20 тысяч позиций. Не редко именно в виде таких таблиц отправитель передает перевозчику информацию о составе груза.

Таким образом, в федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ в статье 11 (Принципы деятельности таможенных органов) в качестве одного из принципов деятельности таможенных органов указывается «применения современных информационных технологий».

Таможенные службы всего мира сегодня активно внедряют технологии выполнения таможенных операций на основе использования документов в электронной форме и средств электронного взаимодействия с участниками ВЭД (технологии на основе электронных документов и использования средств электронного обмена в учебной, научно-технической литературе и в публикациях средств информации получили название «Электронное декларирование»). Всемирная таможенная организация считает такие технологии основой для ускорения, упрощения и обеспечения безопасности в развитии торговли.

Не исключение и таможенная служба России. С середины 2012 г. таможенные службы Таможенного союза перешли на технологии предварительного информирования в электронной форме, а федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установил 2014 год как год перехода к обязательному таможенному декларированию в электронной форме. В таможенном деле есть две основные стороны: участник ВЭД и таможенная служба. Соответственно, есть две стороны в автоматизации процессов электронного декларирования - участник ВЭД и таможня. При этом представители одной стороны плохо понимают особенности технологий и автоматизации другой стороны.


2. Анализ технологий электронного декларирования (структурная схема)


Шаг за шагом Федеральная таможенная служба осуществляла переход от письменного декларирования к электронному. Изначально, ситуация, когда декларант приносил в таможню бумажную декларацию с пакетом прилагающихся документов, а таможенник вручную заносил данные в компьютер не устраивала никого.

Первым шагом к электронному декларированию стало внедрение способа, когда декларант приносил на таможню декларацию уже на магнитном или другом носителе. Прилагаемые документы по-прежнему путешествовали в бумажном виде. Следующим шагом стало внедрение по процессу «ЭД-1». В этом случае декларация и прилагаемые к ней сканированные копии документы заверялись электронно-цифровой подписью и доставлялись в таможню по выделенному каналу связи.

На первоначальном этапе внедрения электронного декларирования была предложена технологическая схема оформления ЭД-1, в которой передаются графические файлы, включая отсканированные.

Для подготовки и передачи этих данных требуется специальное программное обеспечение. Кроме того, таможенный представитель может подключиться к ведомственной таможенной сети только по специально выделенным каналам связи. Организация и эксплуатация этих каналов, а также установка программного обеспечения требует значительных финансовых затрат, а нацеленность на использование графических данных весьма ограничивает возможности подготовки и контроля данных, что в конечном итоге снижает скорость таможенных операций.

Логическим завершением всех решений ФТС в области декларирования является декларирование по процессу «ЭД-2». Основной смысл его заключается в том, что при его внедрении фактически не требуется присутствия декларанта на таможенном посту.

Электронное декларирование (ЭД-2) - подача декларации с помощью электронных ресурсов Интернет и возможность совершения таможенных операций с грузом на любой пограничной таможне, что особенно актуально в условиях реорганизации таможенных органов.

Схема подключения к системе электронного декларирования ЭД-2 ФТС России через информационного оператора (рис.1.1):


Рис. 1.1. Схема подключения к системе ЭД-2 через информационного оператора


Цели и преимущества внедрения и применения ЭД-2 товаров и грузов:

-Снижение объема использования бумажной документации.

-Формализация и ускорение большинства процедур таможенного контроля и таможенных операций.

Первым явным отличием ЭД-2 от ЭД-1 является способ транспортировки данных. Если при процессе электронного декларирования ЭД-1 декларанту требовалось обеспечить выделенный канал связи именно до того таможенного органа, где планировалось подавать декларации, то при процессе «ЭД-2» декларация передается посредством сети Интернет в ГНИВЦ ФТС, а уж оттуда в тот таможенный пост, который будет проверять эту декларацию. Второй отличительной особенностью ЭД-2 является, то, что документы, послужившие основанием для составления декларации переводятся декларантом в формализованный вид. Тут можно вспомнить, что в процессе ЭД-1 такие документы просто сканировались и посылались по электронным каналам в виде графических копий.


Рис. 2. Процесс формализации документов


Формализация документов внедрялась с благой целью. ФТС планировало создание системы проверки данных, предоставляемых в прилагаемых к декларации документах. Например, к декларации необходимо приложить санитарно-эпидемиологическое заключение (далее - СЭЗ). Как известно их выдает не таможня, а органы Роспотребнадзора. Соответственно, если декларант получил в Роспотребнадзоре СЭЗ на товар, то запись об этом должна остаться в базе данных ведомства Роспотребнадзора и его ведомство может передать эту информацию в таможенную службу.

Таким образом, если декларант передал со своей декларацией на импорт такого товара номер соответствующей СЭЗ, то таможне только остается сверить поданную информацию с информацией первоисточника, то есть с базой данный Роспотребнадзора. Причем в идеале такая проверка должна будет осуществляться в автоматическом режиме, исключая влияние человеческого фактора.


Таблица 1.1 Сравним системы электронного декларирования

ЭД-1ЭД-2Подключение к ведомственной сетиПодключение к сети «Интернет»Необходимо создавать собственный узел доступаВозможность пользоваться услугами информационного оператораВозможность подачи неформализованных документов (сканы/фотографии)Только формализованные документыВозможность подавать электронные декларации только в конкретный таможенный постВозможность подачи электронных деклараций в любой таможенный пост

Таким образом, в ходе анализа выявлено, что на смену устаревшей системе пришли новые технологии - электронное декларирование ЭД-2. При его внедрении фактически не требуется присутствия декларанта на таможенном посту, декларация передается посредством сети Интернет в ГНИВЦ ФТС, а оттуда на таможенный пост.

И главная особенность - это то, что документы, которые послужили основанием для составления декларации обязательно преобразуются в формализованный вид.

Электронное декларирование объединяет в себе четыре технологии:

1)Предварительное информирование таможенных органов;

2)Подача электронной декларации;

)Предварительное декларирование;

)Удаленное декларирование (удаленный выпуск).

Главное преимущество этих технологий в том, что отправка документов на таможенный пост осуществляется прямо с рабочего места декларанта, а значит, не требуется тратить время и средства на поездки в таможню.

Все изменения и дополнения вносятся в декларацию в процессе обмена электронными сообщениями с таможенным инспектором.

Предварительное информирование позволяет переслать основную информацию о грузе прямо на пункт пропуска на границе, что дает право на провоз груза через границу по выделенному коридору, вне общей очереди. Впоследствии эта информация используется при оформлении декларации на товары. Предварительное информирование таможенных органов заключается в предоставлении декларантом сведений о товарах и транспортных средствах до их фактического прибытия на таможенную территорию.

Процедура предварительного информирования соответствует приказу № 1230 от 03.10.2008 «Об утверждении Инструкции об особенностях совершения должностными лицами таможенных органов отдельных таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, с использованием предварительной информации».

Предварительный обмен данными в электронном виде - один из четырех базовых принципов Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли Всемирной таможенной организации.

Между странами экспортерами и импортерами должен быть налажен бесперебойный электронный обмен информацией.

Данная норма нашла отражение и в ТК ТС (ст. 42 «Предоставление таможенным органам предварительной информации»): «Уполномоченные экономические операторы, перевозчики, в том числе таможенные перевозчики, таможенные представители и иные заинтересованные лица могут представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию ТС или убытия с такой территории, пассажирах прибывающих на таможенную территорию ТС или убывающих с такой территории.

Таможенные органы осуществляют обмен предварительной информацией с таможенными органами (службами) иностранных государств в соответствии с международными договорами государств - членов ТС или одного из государств - членов таможенного союза с этими государствами».

В принципе, предварительное электронное информирование таможенных органов - это общемировая практика. Данная технология активно используется Евросоюзом, где еще в 2005 г., сразу после принятия Рамочных стандартов безопасности, был разработан Регламент 648/2005, так называемые поправки безопасности к Таможенному кодексу Евросоюза, в соответствии с которыми установлены требования о представлении предварительной информации, о сроках ее представления, других нюансах.

В июне 2012 года вступает в силу решение комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом».

Технология предварительного информирования таможенных органов о товарах и транспортных средствах перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза является одним из инструментов таможенных органов позволяющих ускорить совершение таможенных операций в пункте пропуска, а также повысить эффективность таможенного контроля.

При представлении участником ВЭД предварительной информации существует ряд преимуществ. В случае соответствия сведений, содержащихся в предварительной информации сведениям, содержащимся в документах, используемых в качестве транзитной декларации, эта предварительная информация может быть использована таможенным органом в качестве электронной копии транзитной декларации. Кроме того, при наличии у таможенного органа предварительной информации время совершения таможенных операций в пунктах пропуска сокращается в среднем на 30 %.

Как показывает практика, наличие предварительной информации действительно способствует ускорению перемещения товаров через таможенную границу. Существует определенная вероятность того, что в документах, которые перевозчик по прибытии в пункт пропуска предъявит контрольным службам, будут обнаружены неточности или даже ошибки, которые необходимо устранить. Понятно, что когда товар в пути, у водителя нет возможности вернуться к отправителю, чтобы внести необходимые изменения. Внесение изменений в то время, когда товар уже находится в пункте пропуска, увеличивает продолжительность его пребывания на границе, особенно если пересечение границы происходит в канун выходных. Как известно, именно в это время наблюдается пик международных перевозок: все водители спешат доставить груз в пункт назначения к началу недели.

Одним из способов решения проблемы как раз и является предварительное представление перевозчиком информации, чтобы еще до прибытия груза на границу можно было оценить правильность оформления сопровождающей его документации. Конкурентные преимущества электронного предварительного информирования:

1.Сокращение финансовых затрат на 10-15%.

2.Сокращение временных затрат за счет:

-предварительной обработки документов, предусматривающей в случае обнаружения ошибок возможность получения необходимых дополнительных сведений еще до прибытия груза в пункт пропуска;

-исключения необходимости составления документов в пункте пропуска;

-первоочередного выпуска таможенной службой товаров, перемещаемых с использованием электронного предварительного информирования.

3.Возможность более точно спрогнозировать время доставки товара потребителю и за счет этого улучшить свои собственные конкурентные преимущества.

4.Возможность повторного использования получателем данных, внесенных в электронное предварительное сообщение, для других целей (в частности, для ускорения последующего выпуска товаров после их доставки в ведомственный пункт совершения таможенных операций.

Источниками предварительной информации о товарах и транспортных средствах до фактического пересечения ими таможенной границы Таможенного союза являются таможенные службы иностранных государств и заинтересованные лица. Они могут подавать предварительную информацию двумя способами: посредством подключения своей информационной системы в соответствии с требованиями технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей совершения таможенных операций с товарами, в том числе с использованием сети Интернет, а также с использованием Портала «Электронное представление сведений», размещенного на официальном сайте ФТС.

Портал «Электронное представление сведений» на сегодняшний день является самым оптимальным и доступным ресурсом. Для его использования необходимо только подключение к сети Интернет.

В настоящее время во всех таможенных органах Управления, расположенных на границе Таможенного союза, обеспечена возможность применения технологии предварительного информирования.

В 2011 году в регионе деятельности ЦТУ было зарегистрировано 268 338 сообщений о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом, при этом c использованием предварительной информации - 49 564 сообщения, что составляет 18 % от общего количества зарегистрированных сообщений. Из них 6 928 сообщений с предварительной информацией поданы заинтересованными лицами через Портал «Электронное представление сведений», что составляет 14 % от всей предварительной информации. Количество сообщений о прибытии, зарегистрированных с использованием предварительной информацией, поступившей по линии Комиссии Европейских сообществ составило 24 430 сообщений (49 % от общего количества предварительных сведений). Так, например, за два месяца 2012 года в регионе деятельности Центрального таможенного управления зарегистрировано 34 184 сообщений о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом; с использованием предварительной информации было зарегистрировано 6 361 сообщение (18,6 %), из которых:

901 сообщение с предварительной информацией было подано через Портал «Электронное представление сведений» (14 % от всей предварительной информации);

2 285 сообщений поступили из таможенных органов зарубежных стран (36 % от всей предварительной информации).

Центральным таможенным управлением совместно с подчиненными таможенными органами проводится работа по популяризации использования системы предварительного информирования участниками внешнеэкономической деятельности: организуются семинары, консультативные советы, обучение представителей участников ВЭД.

Совершение таможенных операций с грузом является обязательной составляющей международных грузоперевозок. Именно совершение таможенных операций позволяет гарантировать соответствие перевозимых участниками ВЭД грузов требованиям законодательства Российской Федерации и полную уплату необходимых таможенных платежей. Таможня является одним из главных источников пополнения государственного бюджета. Вместе с тем, для участников ВЭД, осуществляющих морские перевозки, контейнерные перевозки и другие виды международных грузоперевозок, процедура совершения таможенных операций может рассматриваться как существенный фактор, ограничивающий их деятельность. Сложность таможенных процедур зачастую приводит к дополнительным необоснованным расходам, а также - к замедлению прохождения товаров, что также отражается на финансовых результатах их деятельности. Именно поэтому действующим законодательством предусматривается ряд упрощенных процедур таможенного декларирования. Одной из таких процедур, которая сегодня чрезвычайно широко применяется участниками ВЭД, является предварительное таможенное декларирование грузов.

Предварительное таможенное декларирование вполне успешно применяется в России с 2005 года. Процедура совершения таможенных операций, в данном случае, предусматривает подачу предварительной декларации, после чего, товары предъявляются таможенному органу, и производится их выпуск. До настоящего времени процедура предварительного декларирования регулировалась нормами Таможенного кодекса Российской Федерации. Срок предъявления груза таможенному органу для осуществления выпуска по предварительной декларации составлял 15 дней, а подача предварительной декларации была возможна в двух случаях:

. до непосредственного ввоза груза на таможенную территорию РФ;

. до завершения внутреннего таможенного транзита груза.

С образованием Таможенного союза и принятием Таможенного кодекса таможенного союза процедура предварительного декларирования претерпела определенные изменения. В частности возможность предварительного декларирования оставлена только для грузов, которые еще не пересекли границу Таможенного союза. Вместе с тем, срок предъявления грузов увеличен до 30 дней. Кроме этого, принципиальным новшеством является то, что декларант имеет возможность предъявить груз не только в тот таможенный орган, которому подавалась предварительная декларация. Что же касается выпуска грузов, то он должен быть осуществлен не позднее одного рабочего дня после их предъявления.

Предварительное декларирование - технология, при которой декларант отправляет документы на таможенной пост заранее - ещё до прибытия туда груза. Инспектор получает возможность заранее приступить к процедуре совершения таможенных операций. Это позволяет к моменту прихода груза выполнить большую часть работы. В результате существенно сокращаются сроки совершения таможенных операций, особенно при прохождении больших составных грузов, а также железнодорожных составов. Рассмотрим технологию подачи электронной декларации таможенным органам. Процедура подачи электронной декларации выглядит следующим образом:


Рис. 3 Схема процесса подачи электронной декларации


1.Декларант отправляет на пост таможенному инспектору саму декларацию, а так же декларацию таможенной стоимости и опись документов. По мере поступления запросов от инспектора могут дополнительно высылаться другие документы, указанные в описи.

2.До присвоения номера декларации на товары (далее - ТД) инспектор проверяет декларацию.

.После устранения ошибок декларации присваивается номер и начинается следующий этап совершения таможенных операций.

В процессе электронного оформления инспектор таможни и декларант взаимодействуют по следующим основным вопросам:

1)Инспектор отправляет запросы на интересующие его документы, указанные в описи. Чтобы не затягивать процедуру совершения таможенных операций документы следует подготовить заранее.

2)Декларант может получить запрос на внесение изменений в ТД. В этом случае надо внести требуемые изменения и выслать ТД повторно.

)В случае необходимости таможенного досмотра товара инспектор отправляет декларанту соответствующее уведомление. По завершении досмотра декларанту высылается электронная копия акта досмотра.


Рис. 4. Схема процесса подачи электронной декларации


При успешном приеме декларации инспектор присваивает ей статус окончания оформления «Проверка завершена». Статус «Выпуск разрешен» присваивается декларации только после того как инспектор переместит ТД в архив таможни. На этом процедура электронного декларирования завершается, и груз выпускается в свободное обращение. Внедрение информационных таможенных технологий является одним из основных направлений совершенствования системы таможенных органов Российской Федерации. Одним из итогов работы ФТС России в 2010 году стало создание таможенных постов (центров электронного декларирования), в компетенцию которых входит совершение таможенных операций при декларировании и выпуске товаров с использованием сети Интернет по технологии «удаленного выпуска».

Сегодня Центры электронного декларирования рассматриваются как своеобразная модель таможни ближайшего будущего. В ЦЭД совершенствуется таможенное администрирование и на их основе возможно создание эффективной системы таможенного контроля при одновременном упрощении и ускорении таможенных процедур.

Наряду с электронным декларированием и предварительным информированием технология удаленного выпуска является одним из самых перспективных направлений деятельности российской таможни. Это принципиально новая технология совершения таможенных операций, при которой ТД подается во внутренний таможенный пост, а сам товар хранится на приграничном СВХ, где и осуществляется фактический контроль. В результате внутрь страны товар отправляется уже будучи выпущенным.

Согласно Приказу ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования» процедура удаленного декларирования совершается в следующей последовательности:

1.Все начинается с того, что участник ВЭД по интернету передает электронную декларацию во внутренний таможенный пост.

2.Инспектор получает ТД и по каналам электронного декларирования направляет запрос о наличии транспортного средства в приграничную таможню.

.На приграничной таможне в течение 30 минут проводится проверка факта размещения товара или транспортного средства на СВХ. В течение 10 минут после завершения проверки во внутренний таможенный пост отправляется сообщение о его наличии или отсутствии.

.Инспектор таможенного поста присваивает регистрационный номер и отправляет ТД с описью своим коллегам на приграничную таможню.

.На приграничной таможне сверяются данные ТД со сведениями, указанными в транспортных документах, осуществляется сверка наименования, кода ТН ВЭД ТС, веса и стоимости. Результаты проверки высылаются на внутренний пост.

.Сотрудник внутренней таможни осуществляет проверку ТД, причем Приказ регламентирует продолжительность проверки не более 1 часа для 1 - 10 товаров, 3 часа для 11 - 50 товаров и 5 часов для 51 и более товаров. По завершении проверки инспектор выставляет отметки о выпуске и оформленное ТД передается по электронным каналам связи на приграничный пост и декларанту.

.Оформленная ТД может быть распечатана как во внутренней, так и в приграничной таможне. При проставлении отметок на приграничном посту делается запись «Оформлено в такой-то таможне». Основной обмен информацией происходит между сотрудниками приграничного и внутреннего таможенных постов. Для декларанта схема работы по сравнению с обычным ЭД практически не меняется.

Использование технологии удаленного выпуска товаров, размещаемых в зоне таможенного контроля таможенных постов расположенных в местах, приближенных к государственной границе России, обеспечит совершение таможенных операций с грузами без оформления процедуры таможенного транзита.


3. Перспективы использования системы электронного декларирования таможенными органами Российской Федерации, а так же пути совершенствования электронной формы декларирования


16 января, вступило в силу постановление правительства РФ от 13 декабря 2013 г. № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме». Появление этого документа вызвано тем, что с начала этого года электронное декларирование товаров с помощью Интернета на территории России стало обязательным. Проект постановления был разработан Федеральной таможенной службой и согласован со всеми заинтересованными ведомствами.

Итак, бумажная декларация остается легитимной при таможенном декларировании товаров, перемещаемых физическими лицами или поступающих в адрес физических лиц, дипломатическими, консульскими или другими официальными представительствами иностранных государств, объектов, содержащих государственную тайну, международных почтовых отправлений. Также под исключение попадает ряд таможенных процедур: например, уничтожение товара, отказ в пользу государства, специальная таможенная процедура. Однако это вовсе не значит, что названные товары запрещено декларировать современным электронным способом. Исключения предполагают, что право выбора формы декларирования остается за декларантом.

Немаловажно, что прежний порядок декларирования сохраняется и при использовании в качестве декларации коммерческих, перевозочных документов и карнета АТА. Последний, напомним, в основном используется при временном ввозе выставочных образцов, теле- и радиооборудования и спортивного инвентаря.

Необходимо отметить, что программа электронного декларирования товаров была разработана ГНИВЦ ФТС в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия».

В 2013 году около 3,2 миллионов деклараций на товары поданы в таможенные органы в электронном виде с использованием международной ассоциации сетей «Интернет», что составило 77,5 % от общего количества поданных деклараций на товары. Если в I квартале 2013 года доля деклараций на товары, выпущенных в электронной форме, составляла около 64 % от общего количества поданных деклараций на товары, то к концу 2013 года этот показатель достиг 99,5 %. Внедрение информационных технологий стало важным фактором для облегчения и ускорения таможенных процедур.

Преимущества электронной формы декларирования очевидны как для таможни, так и для ее клиентов - участников внешнеэкономической деятельности. Основными из них являются:

1)Возможность применения безбумажных технологий.

2)Применение электронной подписи.

)Отсутствие непосредственного общения между таможенным органом и участником ВЭД.

)Избежание необоснованных задержек товара.

)Получение таможенным представителем информации от клиентов посредством удаленного доступа.

Развитие системы электронного декларирования с использованием международной ассоциации сетей Интернет в таможенных органах РФ является одним из главный направлений совершенствования порядка осуществления таможенных процедур. При этом внедрение электронного декларирования потребовало от таможенной службы проведения комплекса технических и технологических мероприятий. В настоящее время все таможенные органы РФ готовы к применению электронной формы декларирования товаров с использованием сетей Интернет. То есть 100% таможенных постов до 2014 года, которые осуществляли приём деклараций, могли принимать их в электронном виде.

На сегодняшний день в России в среднем около 90% всех таможенных деклараций подаётся в электронной форме с использованием сетей Интернет. Более 80% участников ВЭД отдали предпочтение электронной форме декларирования. Применение ЭД в региональном разрезе составляет около 90%. Это неплохие показатели. Тем не менее, необходимо констатировать, что таможенной службе РФ предстоит проделать достаточно большой путь. Сейчас мы видим планомерную работу по совершенствованию технологий электронного декларирования товаров.

Наиболее значимыми проектами по оптимизации ЭД необходимо назвать работу по сокращению представляемых при декларировании товаров документов, выработке подходов к автоматизированному принятию решений о выпуске товаров при электронном декларировании, а также расширение и оптимизация практики применения удалённого выпуска товаров. Для решения этих задач ФТС предпринимает следующие шаги.

Одним из перспективных направлений развития технологии электронного декларирования является ее объединение с таможенной платежной системой «Зеленый коридор». Карта «Зеленый коридор» предназначена для уплаты таможенных платежей непосредственно на таможенных постах в момент декларирования товаров, что ускоряет процесс таможенного контроля и делает его более «прозрачным». На сегодняшний день в России около 38% импортных платежей осуществляется с помощью пластиковых карт.

В ближайшее время планируется внедрить платежный шлюз, который позволит участникам ВЭД общаться с таможней удаленно не только по вопросу подачи деклараций, но и в рамках уплаты таможенных платежей. Сейчас для оплаты таможенных платежей декларанту необходимо присутствовать на таможенном посту, имея на руках платежку или платежную карту.

Реализация технологии платежного шлюза позволит превратить систему электронного декларирования в полноценный банк-клиент.

Также необходимо отметить, что для оптимизации совершения порядка осуществления таможенных процедур выявлены основные задачи, которые должна решить таможенная служба в ближайшие сроки. Среди этих задач необходимо акцентировать внимание на следующее:

1.Совершенствование структуры таможенных органов, а также методов их управления (с целью обеспечения концентрации товаров в местах, максимально приближенных к государственной границе; на крупных логистических терминалах; сокращение времени, необходимого для совершения таможенных операций; перенос основной тяжести по декларированию товаров в таможенные посты, которые создаются в местах максимальной концентрации людских ресурсов).

2.Развитие пунктов пропуска через таможенную границу Таможенного союза, и совершенствование механизмов таможенного администрирования операций, осуществляемых в пунктах пропуска.

.Распространение системы предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, в том числе при их перевозке автомобильным, железнодорожным, воздушным и морским транспортом.

.Совершенствование и оптимизация процедур таможенного контроля, которые осуществляются в пунктах пропуска, в том числе в рамках организации технологии одного окна.

.Совершенствование и администрирование таможенных операций является важной задачей, которую решает ФТС РФ.

.Сокращение конкретизации перечня документов, предоставляемых при декларировании товаров, в том числе в электронном виде.

.Формирование единого сквозного информационного массива сведений о товарной партии, начиная с её прибытия на таможенную территорию и заканчивая осуществлением таможенного контроля после выпуска в отношении этих товаров.

.Создание и внедрение перспективных информационных таможенных технологий.

.Создание перспективных интегрированных технологий совершения таможенных операций, которые базируются на основе открытого интерфейса с использованием сетей Интернет для всех таможенных операций и операций таможенного контроля.

. Развитие международного информационного взаимодействия с таможенными службами иностранных государств. Это организация обмена информации о декларируемых товарах с таможенными службами стран-контрагентов.

. Совершенствование таможенного, гражданского, налогового, административного, уголовного и иного законодательства, которое затрагивает вопросы осуществление таможенных операций по таможенному контролю, в том числе по таможенному контролю после выпуска товаров.

Таким образом, в ходе анализа выявлено, что расширение практики применения электронного декларирования посредством сети Интернет, является на сегодняшний день одной из приоритетных задач российской таможни в рамках внедрения перспективных информационных технологий в процесс таможенного администрирования. Технология электронной формы декларирования через международную ассоциацию сети Интернет направлена на сокращение времени совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров, и позволяет совершать таможенные операции с товарами без непосредственного участия представителя компаний в таможенном органе.


Заключение


В работе были рассмотрены такие технологии электронного декларирования как предварительное информирование, предварительное декларирование, процедура подачи электронной декларации и удаленный выпуск.

Главное преимущество этих технологий в том, что отправка документов на таможенный пост осуществляется прямо с рабочего места декларанта, а значит, не требуется тратить время и средства на поездки в таможню. Все изменения и дополнения вносятся в декларацию в процессе обмена электронными сообщениями с таможенным органом.

К плюсам электронного декларирования можно отнести безбумажную систему декларирования, высокую скорость совершения таможенных операций, полную прозрачность таможенных операций, увеличение количества проходящего через таможенный пост груза, отсутствие необходимости личного присутствия декларанта на таможенном посту.

К минусам - неподготовленность кадров, сбои в работе программного обеспечения, отсутствие узаконенного и реально работающего механизма электронного документооборота между таможенными органами и другими государственными структурами.

В ходе выполненного анализа были определены основные проблемы и внесли предложения по их решению, а так же совершенствованию системы электронного декларирования. Для лучшей работы электронного декларирования необходимо наладить систему межведомственного обмена информацией между контролирующими органами РФ. Таможенные органы РФ уже готовы полностью отказаться от бумажной формы деклараций. Но еще необходимо внести поправки в законодательство - налоговое и банковское. Для эффективной работы в области электронного декларирования необходима подготовка исполнителей, включающая их обучение (подготовка кадров для электронного декларирования). Также на процесс электронного декларирования влияет консервативность взглядов работников таможенных органов, которые привыкли работать с бумажными носителями и не хотят менять налаженную годами систему работы. Необходимо таким работникам пройти курсы повышения квалификации, провести дополнительное обучение. Существенной проблемой электронного декларирования является то, что с увеличением количества участников информационного обмена существенно возрос и объем электронных документов, направляемых в таможенные органы для таможенных целей, в связи с чем возможны частые сбои в работе программного обеспечения, сбои в работе коммуникационного оборудования таможенных органов, сбои в работе каналов передачи данных. Расширение практики применения электронного декларирования является на сегодняшний день одной из приоритетных задач российской таможни в рамках внедрения перспективных информационных технологий в процесс таможенного администрирования.

Таким образом, существующие в настоящее время информационные системы таможенных органов РФ обеспечивают автоматизацию всех бизнес-процессов, реализуемых таможенными органами в рамках своих функций. ФТС России проведен комплекс технических, технологических и организационных мероприятий, который обеспечил введение с 1 января 2014 года обязательного таможенного декларирования в электронной форме. То есть участник ВЭД теперь будет общаться с таможенными органами исключительно в электронной форме. Исключение составят случаи, определенные правительством РФ и связанные с особенностями отдельных товаров и процедур, тогда декларирование товаров по желанию участника ВЭД может осуществляться в письменной форме. Однако не все федеральные органы исполнительной власти готовы сегодня перейти на качественно новый уровень информатизации. Таможенные органы в информационном и технологическом плане находятся немного впереди других ведомств.


Список использованных источников


1.Таможенный кодекс Таможенного союза от 27.11.2009 г. (ред. От 16.04.2010 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации.

.Соглашение между Российской Федерацией, Республикой Казахстан и Республикой Белоруссия «О Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» от 12.12.2008 г.

.Решение Комиссии Таможенного союза «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом» от 09.12.2011 № 899.// Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 20.12.2011.

.Решение Комиссии Таможенного союза от 08.12.2010 № 494 «Об Инструкции о порядке предоставления и использования таможенной декларации в виде электронного документа».

.Единый таможенный тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ (ЕТТ) (утв. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества и Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 г. NN 18, 130).

.Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ (ред. Федеральных законов от 27.06.2011 № 162-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 06.12.2011 № 409-ФЗ).// Собрание законодательства Российской Федерации.

.Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации.

.Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.01.2002 г. № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007 г.). // Собрание законодательства РФ.

.Федеральный закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 г. № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2011 г.).// Собрание законодательства РФ.

.Приказ ФТС России «Об утверждении Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации» от 10.03.2006 г. № 192.// Собрание законодательства РФ.

.Приказ ФТС России от 22.04.2011 № 845 «Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при таможенном декларировании в электронной форме товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от места их декларирования».

.Постановление Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2013 г. № 1154 «О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме».

.Афонин П.М. Информационные таможенные технологии: Учебник. 1-е изд. - СПб.: Издательский дом «Троицкий мост», 2013.

.Таможенное декларирование и предварительное информирование в электронной форме. Учебное пособие. Ю.В. Малышенко. - СПб. : ИЦ Интермедия, 2014. - 28 с.

.Бакеева О. Таможенное право: Учебник. М.: Норма, 2013.

.Килясханов И., Кардашова И., Бочаров С. Таможенное право: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2013.

.Молчанова О.В. Таможенное дело: Учебное пособие. М.: Феникс, 2013.

.Управление таможенным делом: Учебник. 1-е изд./ Под общей редакцией д-ра физ.-мат. наук, профессора В. В. Макрусева, д-ра полит. наук, профессора В. А. Черных. СПб.: Издательский дом «Троицкий мост», 2012.

.Давыдов Р. Федеральная таможенная служба: «Мы на верном пути развития системы предварительного информирования»// Таможенное обозрение, 2013, № ¾.

.Михайлов Я. Электронное декларирование: несколько лет активной и интересной работы// Таможенное обозрение, 2013, № ¾.

.Шатеева Е. Оттачивая технологии// Таможенное обозрение, 2013, № 2 (июнь - август).

.Шмелева Е. Таможня переместится в on-line // Российская бизнес-газета, 2012.

.Электронная подпись и интернет: угрозы безопасности// Таможенные новости, 2013, № 10 (155).

.Официальный сайт Комиссии Таможенного союза: http://www.tsouz.ru.

.Интернет ресурс www.customs.ru.

.Интернет ресурс www.tks.ru.

.Интернет ресурс www.consultant.ru.


Теги: Электронное декларирование  Курсовая работа (теория)  Таможенное право
Просмотров: 13219
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Электронное декларирование
Назад