Введение…………………………………………………………………………3-4
I. Власть как общественное явление: понятие, формы, функции………….5-14
I.1. Понятие и сущность власти……………………………………………......5-9
I.2. Виды власти и ее функции, формы……………………………………....9-14
II. Политическая власть как вид власти: сущность, структура, формы реализации…...……………………………………………………………….14-26
II.1. Понятие, сущность и структура политической власти……… ………14-18
II.2. Функции, ресурсы и структура политической власти………………..19-23 II.3. Основание политической власти, ее легитимность…………………..24-26
III. Заключение……………………………………………………………….27-28
Список использованной литературы………………………………………..29-31
Введение
Власть - это центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало политики; одна из важнейших и наиболее древних проблем политического знания, проблема культуры общества и жизни конкретного человека. Исследования власти как общественного явления и политической власти в особенности позволяют понять многие проблемы современного общества. Тем не менее, они далеки от завершения. Немало толкований политической власти до сих пор являются спорными.
Многими учеными выделяется проблема отношения политики к власти, причем эти понятия нередко отождествляются. Действительно, власть и политика нераздельны и взаимообусловлены. В политической науке и философии нередко возникают споры о первичности одного из этих явлений, связанных рядом отношений. Власть, несомненно, представляет собой средство осуществления политики. Борьба за власть, за овладение ею (в мирном демократическом процессе выборов или назначений, либо путем ее завоевания или захвата) и за ее удержание – один из основных аспектов политической жизни общества. Пришедшие к власти политические силы формируют ее конкретные материализованные структуры всевозможных масштабов (правительство, парламент, монарх, президент, и т.д. и т.п.), которые во имя осуществления той самой политики и в своих интересах сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Иначе говоря, политика оказывается причиной власти, власть – причиной политики. Исходя из всего вышесказанного, изучение сущности политической власти является крайне актуальным.
Целью данной работы является рассмотрение понятия власти в целом и изучение сущности, форм и функций, проблемы легитимности политической власти в частности.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие власти;
- выявить основные формы и функции власти;
- исследовать феномен политической власти, как один из видов власти;
- определить элементы структуры политической власти, ресурсы политической власти;
- раскрыть понятие легитимности как основания политической власти.
Объектом данной курсовой работы является такой феномен в жизни общества как политическая власть.
Предметом исследования выступает сущность, структура, ресурсы политической власти.
Основными методами исследования являются метод анализа и синтеза, сравнительно-сопоставительный метод.
Источники информации для написания данной курсовой работы включают в себя работы видных политиков и ученых прошлого (Н. Макиавелли, М. Вебер и др.), учебную литературу по политологии (К. Гаджиев, М. Марченко и др.), актуальные комментарии и исследования ученых в области кратологии, теории государства и права, политического пиара (Н. Хаманева, А. Сосланд и др.)
I. Власть как общественное явление: понятие, формы, функции
I.1. Понятие и сущность власти
Понятие «власть» относится к числу широко употребляемых: «власть родителей», «власть семьи», «власть привычки», «власть чувств», «власть предрассудков», «власть старших», «власть денег», «власть религии», «власть идеологии», «власть мафии», «партийная власть» и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих понятий можно, однако, отметить одну объединяющую их характеристику: все они отражают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других. Возникая из ролевой неоднородности людей, власть сводится к системе преимуществ, представляющих дополнительные степени свободы и дающие право одним влиять на самоутверждение других. [Гаджиев, с.74]
Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Разные исследователи предлагают разные определения этого понятия. Так, например, Томас Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». [Гоббс, с.174] А Фридрих Ницше утверждал, что «жизнь — это воля к власти». [Ницше, с.57]
Классическим в западной политологии является определение власти, данное в 1922 году Максом Вебером: «Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана». [Вебер, с.63]
Как видно из определения, М. Вебер поднимает отношения власти до уровня социального (а не просто психологического) явления. Именно это обстоятельство, на наш взгляд, и обусловило распространенность данного подхода в западной политологии.
Здесь кажется уместным упомянуть источники власти по М. Веберу:
- авторитет (семейные и социальные связи, вера, специальные (экспертные) знания, харизма);
- право (обычаи и традиции, контроль над ресурсами);
- насилие (угроза применения силы, применение силы, личностные характеристики).
На основания понимания власти М. Вебером здесь бы хотелось отметить три основных признака власти.
Власть – это волевое отношение между людьми. Различают две стороны этого отношения – субъект и объект власти, или властную и подчиненную воли. Властная воля обращена к другой стороне с требованием подчиниться, совершить то или иное действие или, наоборот, воздержаться от него. То есть она доминирует, носит характер определяющего воздействия, ее предписания имеют императивный (долженствующий, обязательный) характер.
Отсюда следует вторая характеристика власти: власть представляет отношение зависимости между людьми в обществе.
Власть осуществляется с помощью особых властных методов.
Цель власти состоит в том, чтобы посредством прямого или косвенного воздействия на людей, их объединения или разъединения:
- противодействовать деструкции, кризису, нейтрализовать упадок, конфликты;
- стремиться к максимуму стабильности общества, способствовать его совершенствованию, прогрессу.
Средство власти - богатый арсенал тактики: от патронажа до администрирования, устрашения, насилия. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосредотачиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно противоречие между субъектом власти - властепредержателями и ее объектом - народом. [ Виды власти, www.kulturoznanie.ru]
Нетрудно заметить, что если первый признак определяет власть как субъект - объектное отношение, то второй характеризует это взаимодействие с точки зрения объекта, а третий – субъекта власти. Отношение к власти со стороны объекта раскрывается в категории «легитимность власти». Отношение со стороны субъекта к объекту власти характеризуется с помощью понятия «ресурсы власти».
Кажется возможным дополнить определение, предлагаемое «Кратким социологическим словарем»: «Власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведения людей, социальных групп посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитетов, традиций, насилия. Концентрированным выражением власти являются отношения господства и подчинения, Чем общество демократичнее, тем власть более разграничена, открыта и функциональна. Власть возникает вместе с человеческим обществом и является его атрибутом. Вначале она носит сугубо общественный характер, но со временем обрастает особым аппаратом, принудительными учреждениями, вооруженными силами, разведывательными органами, отделяется от общества и становится над ним, приобретая представительный характер». [Краткий словарь по социологии, с.29]
I.2. Виды власти, ее функции и формы
Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, выделив экономическую, социальную, духовно-информационную и принудительную власть.
Экономическая власть – контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «экономический контроль – это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, это контроль над средствами достижения всех наших целей» [Хайек, с.218]
С экономической властью тесно связана власть социальная. Если экономическая власть предполагает распределение материальных благ, то социальная – распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Применительно к власти на предприятиях это проявляется, например, в лишении собственника права принимать и увольнять работника, единолично определять ему размер заработной платы, повышать или понижать в должности и т.п. Все эти социальные вопросы регулируются законодательством и коллективными трудовыми соглашениями и решаются с участием профсоюзов, производственных советов, суда и т.п.
Духовно-информационная власть – это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школу, другие образовательные учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, о положении общества, но и манипулированию сознанием и поведением людей.
Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль с помощью применения или угрозы применения физической силы.
Существуют и другие подходы к выделению видов власти, например, по широте распространения можно выделить следующие виды власти:
- мегауровень (власть на уровне международных организаций - ООН, Европейский Союз и т.п.);
- макроуровень (власть на уровне центральных органов государства);
- мезоуровень (власть на уровне подчиненных центру организаций: региональных, районных);
- микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).
По функциям государственных органов различается власть:
- законодательная;
- исполнительная;
- судебная.
По способам взаимодействия субъекта и объекта власти можно выделить власть:
- тоталитарную;
- авторитарную;
- либеральную.
Это примеры лишь некоторых, самых распространенных классификаций.
Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти, например, публичность, легальность, моноцентричность и ряд других, о которых будет упомянуто далее. [Политика и власть, www.uvauga.ru]
Функции власти
В научной литературе принято выделять различные функции власти, мнения исследователей по этому поводу различны и вызывают, безусловно, интерес. Так, сегодня некоторые ученые (в частности, проф. А.И. Юрьев) говорят уже о таких функциях власти как, например, функция гегемонизма и вотума. [Власть как предмет науки, www.yuriev.spb.ru]
В данной работе хотелось бы упомянуть, однако, более «классические» функции власти:
- функция господства - институциональное общественное отношение, выражающее подчинение одной социальной группы другой на основе их экономического, социального, политического, идеологического неравенства;
- функция руководства - деятельность субъекта власти по определению основных целей и путей их достижения, стратегии развития;
- функция регуляции - управление поведением человека, группы, сообщества, направленная на обеспечение соответствия поведения, оценок, решений, всей активности субъекта разделяемым им ценностям;
- функция контроля - применение совокупности средств, с помощью которых общество обеспечивает воспроизводство господствующего типа общественных отношений, социальных структур. Система социального контроля гарантирует такое поведение членов общества, которое соответствует ролевым требованиям и ожиданиям;
- функция управления - процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия субъекта власти на общественную систему в целом или ее отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики и др.) на основе познания и использования, присущих обществу объективных закономерностей и прогрессивных тенденций в интересах обеспечения его эффективного функционирования и развития. [Политическая власть, www.politike.ru]
Формы власти
В истории существовало несколько форм власти. Французский политолог М. Дюверже говорит о трех исторических формах власти:
1) анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества;
2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появления новых видов деятельности;
3) институализированная власть, опирающаяся на деятельность специализированных институтов, которые выполняют определенные функции. [Ресурс, субъект, объект www.ug.ru]
Также мы можем говорить и о четвертой исторической форме власти, сформировавшейся в конце прошлого века - системе «надгосударственной» власти, представленной законодательными (Европарламент) и исполнительными (Комиссия европейских сообществ) институтами, властные полномочия которых распространяются на территорию и граждан более десятка европейских стран. Первые две исторические формы власти являются догосударственными (потестарными) и носят неполитический характер. Третья форма, которую еще иногда называют государственно-публичной, и четвертая являются, собственно, политической властью. Кажется полезным обратить внимание на то, что исторически понятие «власть» (греч. Cratos) связано с административным управлением древнегреческих городов-государств (полисов). Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения называлось «политика». Так исторически сложилось и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в формуле «политическая власть».
II. Политическая власть как вид власти: сущность, структура, формы реализации
II.1. Понятие и сущность и политической власти
Само словосочетание "политическая власть" своим происхождением обязано древнегреческому полису и буквально означало власть в полисном сообществе. Современный смысл понятия "политическая власть" отражает тот факт, что всякое политически, т. е. государственно организованное сообщество людей своим основополагающим началом предполагает наличие среди его участников отношений господства и подчинения и связанных с ними необходимых атрибутов - законов, полиции, судов, тюрем и т. п.
Существует ряд определений, способствующих, по нашему мнению, пониманию феномена политической власти.
Политическая власть – «способность и возможность социальной группы осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Политическая власть – это реальная способность социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и сфере правовых норм. «…» Основные средства: право, авторитет, убеждения, традиции, манипуляция, принуждение, насилие. Признаки политической власти: объект и субъект властных отношений, монополия на регламентацию политической жизни, распоряжения, указы и приказы, реальная угроза санкций, общественные нормы, закрепляющие полномочия субъектов политической власти. Условие эффективной политической власти – ее легитимность. Слабая и неэффективная политическая власть порождает конфликтность в обществе, она неспособна управлять конфликтными процессами». [Словарь конфликтолога, #"Times New Roman"> Само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества.
Далее, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности. Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.
Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации ее целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.
Другой важный вид ресурсов политической власти - силовые ресурсы, с помощью которого обеспечивается оборона страны, охрана внутреннего порядка, обеспечение безопасности самой политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Силовые ресурсы — армия, полиция, службы безопасности, суд, принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Данный вид ресурсов можно назвать одним из самых эффективных, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, самой жизни. Политическая власть прибегает к такого рода ресурсам в случаях ослабления своей силы и влияния на общество, во время экономических и политических кризисов, например, для подавления массовых выступлений.
Информационные ресурсы - СМИ. Возможно, самый молодой, но в то же время, эффективный и важный вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира. Данный ресурс политической власти имеет специфику, делающую их отличными от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Поэтому не исключено, что СМИ могут использоваться как ресурс (формирование общественного мнения, манипулирование) и антиресурс политической власти. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность СМИ. [Средства массовой информации (СМИ) и политика, www.nuru.ru]. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех одинаково по продолжительности [Постановление ЦИК N 31/278-6 от 7.09.11; Трибуна на месяц, www.rg.ru].
Можно согласиться с мнением исследователя Петровой Т.М. [Ресурсы политической власти, www.xserver.ru] о том, что нет однозначного ответа на вопрос, какой именно ресурс является самым важным. В разные периоды решающими становятся то одни, то другие ресурсы. Очевидно, например, что в периоды попыток переворотов или других выступлений против политической власти решающими становятся силовые ресурсы. В периоды стабильного экономического и политического развития большую роль играют экономические и социальные ресурсы. В целом же, как показывает практика, все виды перечисленных ресурсов относятся к постоянно действующим, необходимым для политической власти.
II.3. Основание политической власти, легитимность
При характеристике политической власти широко используется понятие «легитимность». В переводе с латинского это понятие означает «законный, правомерный». В таком значении его довольно часто используют при характеристике политической власти не только в обыденной речи, но и в научной литературе [Краснов, c.83-84]. В действительности понятия «легитимность» и «законность», безусловно, не являются тождественными. «Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, потому легитимность не следует смешивать с легализацией..., т. е. с законностью» [Гончаров, Гоптарева, c.151].
Политически господствующий социальный слой для утверждения своего господства использует разные средства: идеологическое, воздействие, распространение выгодной и скрытие невыгодной информации, политическое воспитание, физическое насилие и т. д. Вместе с тем он всеми силами стремится добиться признания своей политической власти людьми, которые не принадлежат к господствующему социальному слою. Это ему довольно часто удается осуществить.
Политическая власть, которая признается основной массой людей по отношению к которым она осуществляется, называется легитимной. Легитимация политической власти того или иного ее субъекта — это признание этой власти со стороны тех, кто не принадлежит к этому субъекту. Противоположным процессом легитимации политической власти является ее делегитимация, то есть утрата властью доверия со стороны тех, кто не принадлежит к ее субъекту.
При наличии легитимности политической власти в обществе устанавливаются отношения относительного доверия между господствующим социальным слоем и остальной частью общества. В этом случае субъект политической власти ослабляет насилие по отношению к социальным слоям и группам, являющимися объектами этой власти, ибо его решения и распоряжения большинством людей воспринимаются как вполне правомерные, одобряются.
При отсутствии легитимности политической власти общественная жизнь утрачивает стабильность. В этом случае субъект политической власти концентрирует усилия па насильственном подчинении себе остальной части общества, свои приказания и распоряжения он реализует силой принуждения.
Легитимация политической власти господствующих социальных слоев, отдельных лиц достигается по разному. Все многообразие факторов, обеспечивающих легитимацию политической власти, в конечном итоге, как показал М. Вебер, [Вебер, с.638-643], можно свести к трем основным: традиции, легальности и харизме.
Говоря о легитимности, кажется уместным привести здесь так же так называемую «нормативную» структуру политической легитимности» английского политолога Дэвида Битэма [The Legitimation of Power, с.164-167], который определяет суть легитимности:
1) власть соответствует принятым или установленным в обществе правилам;
2) эти правила оправданы путём ссылки на веру, которую разделяют управляемые и управляющие;
3) имеются доказательства согласия на существующие отношения власти.
Принципы легитимности могут брать свое начало, согласно Максу Веберу, в традициях, харизме лидера или в законодательстве. Согласно ей, три типа легитимности соответствуют данным трём источникам правомерности политической власти. Вебер подчёркивал, что речь идёт не об отнесении любого реального режима к какому-то из типов, а об абстракциях (так называемых «идеальных типах»), в конкретных политических системах, сочетающихся в той или иной пропорции.
В зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе, принято выделять следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную.
Раскрывая сущность разных типов легитимности, можно сказать, что
традиционная легитимность формируется на вере в важность и неизбежность подчинения власти, которая становится традицией. Такой вид легитимности можно достаточно встретить в странах с монархической формой правления. «Длительность», «традиционность» существования той или иной формы на определенной территории (в определенном обществе, группе, государстве) создает эффект ее законности и необходимости, делая власть в данных условиях более стабильной. Что касается рациональной легитимности, то она, согласно М. Веберу, возникает как результат признания обществом справедливости тех процедур, приемов и принципов, на основании которых создается система власти. Общество сознает необходимость выработки общих норма поведения, следование которым создает, в свою очередь, возможности для реализации его целей – целей, как всей группы, так и каждого члена данной группы. Можно сказать, таким образом, что в основе такой легитимности лежит норма, типичная для системы власти в сложных, развитых обществах.
Третий тип легитимности - харизматическая легитимность, имеющая в своей основе веру общества в исключительные качества политического лидера. Харизма этого человека, своеобразный ореол обаяния переносится на все, с чем связан, ассоциируется данный человек, в этом случае, на систему власти, политическую партию. Нужно отметить, что, к сожалению, вера в харизматического лидера, может привести к некритичному отношению к методам правления такого лидера, формированию культа личности. Интересная закономерность была подмечена рядом исследователей (Г. Авцинова, А. Сосланд и др.): так в своей статье «Харизматическая личность в психотерапии» авторы отмечают, что чаще всего харизматические лидеры появляются в эпоху перемен – время нестабильности, революций, переворотов. Действительно, в период разрушения привычного порядка и норм людям необходимо на что-то опереться, но прежнего уже не существует, а новые идеалы еще не сформировались. Харизматический лидер, проявить себя которому гораздо легче именно в такой период, олицетворяет надежду на лучшее, получая поддержку, которая и формирует этот авторитет.
III. Заключение
В данной курсовой работе была предпринята попытка исследовать феномен политической власти как общественного явления, рассмотреть различные формы и функции власти, выявить основные ресурсы и структуру. Также была предпринята попытка исследовать феномен легитимности как основания политической власти.
Проведенная работа позволяет прийти к следующим выводам.
Политическая власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы или политические интересы общества в целом.
Средство власти - богатый арсенал тактики: от патронажа до администрирования, устрашения, насилия. Поскольку небезболезненные механизмы власти сосредотачиваются у отдельных лиц, реализующих основные цели власти в соответствии с законом ее укрепления, возможно противоречие между субъектом власти и ее объектом - народом.
Политическая власть реализует ряд важных функций, таких, как, например, организаторская и воспитательная функция, функция контроля, социализации и другие.
Важным аспектом здесь также является понятие ресурсов политической власти – средств, технологий, которые используются субъектами политической власти для достижения цели. К важнейшим ресурсам (во всем их многообразии) относят силовые, экономические, социальные и информационные ресурсы. Необходимо помнить, что не существует какой-либо определенной иерархии ресурсов – все они используются в той или иной мере постоянно, с учетом поставленной цели.
Легитимность также является феноменом, понимание сути которого, способно помочь в выяснении сущности политической власти, ее оснований.
Легитимность - (от лат. legitimus — согласный с законами, законный, правомерный) — согласие народа с властью, когда он добровольно признаёт за ней право принимать обязательные решения. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение.
По мнению Макса Вебера, можно выделить следующие типы легитимности: традиционную, харизматическую и рациональную (в зависимости от того, какой из перечисленных мотивов поддержки населением политического нормативного порядка преобладает в обществе).
Сегодня проблемы политической власти, ее легитимности, функционирования являются актуальными в связи с развитием общества и науки (политология, кратология, предметом которой является власть и многочисленные общественные явления, связанные с властью, осмысленные через общественные институты власти, теория государства и права и др.).
Перспективы работы могут быть связаны с дальнейшим изучением предмета в курсе теории государства и права.
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России).
2. Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 сентября 2011 г. N 31/278-6 г. Москва «О Перечне общероссийских государственных организаций телерадиовещания и общероссийских государственных периодических печатных изданий».
Учебная литература
1. Алексеев, С.С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: ИЦ «Академия», 2006. – 576 с.
2. Ачкасов В. А., Елисеев С. М., Ланцов С. А. Легитимация власти в постсоциалистическом российском обществе. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 125 с.
3. Вебер, М. Типы легитимного порядка: условия и право// Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990. —. С. 638—643
4. Гаджиев, К.С. Политология: базовый курс: учебник / К.С. Гаджиев. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Юрайтб 2010. – 505 с. – (Основы наук)
5. Гончаров, Д.В., Гоптарева, И.Б. Введение в политическую науку. М.: Юрист, 1996. – 325 с.
6. Краснов, Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. — 1994. — № 3—6. — С. 83—84
7. Лейст, О. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 576 с.
8. Макиавелли, Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. /
Н. Макиавелли; пер. с итал. Г.Д. Муравьевой, М.А. Юсима. – М.; АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 461 [3] с.
9. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. – 640 с.
10. Мухаев, Р. Т. Политология: учебник / Р. Т. Мухаев. — М. : Проспект, 2009. — 618 с.
11. Ницше, Ф. Полн. Собр. Соч. Т.9. М.: Издательство «ПРИОР», 1997. – 389 с.
12. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. Проф. Ю.Г. Волкова. М.: ЭКСМО, 2001. – 456 с.
13. Российская историческая политология. Курс лекций: Учебное пособие /Отв. Ред. С.А. Кислицын. Ростов н/Д, 2003. – 512 с.
14. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теорияЮ политические технологии: Учебник для студентов вузов. М.: 2001. – 495 с.
15. Сосланд, А.И. Харизматическая личность в психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. - 1997. - № 3. - С.152-191
16. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – 623 с.
17. Хайек, А.Ф. фон. Дорога к рабству / Новый мир, 1991, № 7, с. 218).
18. Хаманева, Н.Ю. Политическая власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития. – М.: Система ГАРАНТ, 2009.
19. David Beetham. The Legitimation of Power. Palgrave Macmillan 9780333375396. 1991.
Источники сети Интернет:
1. Власть [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Власть
2. Власть как предмет науки [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.yuriev.spb.ru/politic-vlast/vlast-predmet-nauki
3. Виды власти, особенности власти, различия между политической и государственной властью. [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://kulturoznanie.ru/politology/vidy-vlasti-osobennosti-politicheskoj- vlasti-razlichie-politicheskoj-i-gosudarstvennoj-vlasti/
4. Компоненты политической власти. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://all-politologija.ru/ru/osnovnye-komponenty-vlasti-subekt-obekt-resursy
5. Политика и власть [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.uvauga.ru/HSD_chair/Political_science/form.htm
6. Политическая власть. (Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога, 2009 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vocabulary.ru
7. Политическая власть. (Голев С.В. Политическая психология. Словарь-справочник,2004 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://politike.ru/dictionary/841/word/politicheskaja-vlast
8. Ресурсы политической власти [Электронный ресурс] Режим доступа: http://tspu.tula.ru/res/other/politolog/lec6.html
9. Средства массовой информации (СМИ) и политика [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nuru.ru/polit/015.htm
10. Константин Новиков. Трибуна на месяц. Партиям выделили время и место на агитацию в СМИ. «Российская газета» - Федеральный выпуск №5577 (201) от 09.09.2011. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/09/09/agitaciya.html