Ежедневно мы совершаем множество действий, при осуществлении которых правомерен вопрос: по праву ли они осуществлены? Например: приобретая товар в магазине, заключая тем самым договор купли-продажи. При следовании на работу пользуемся услугами общественного транспорта, заключая договор перевозки. Во всех случаях мы реализуем свои права, основанием которых выступают соответствующие правовые нормы.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что
“всегда является справедливым и добрым”, - это естественное право; во- вторых право означает то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве”, - это цивильное (гражданское) право.
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве, однако изначальные основы, хотя и в
“модернизированном” виде, но сохранились. Многие институты римского права
(такие, как право собственности, наследованная, купли-продажи и другие) постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов в других странах. Например, знаменитый
Кодекс Наполеона или гражданский Кодекс Франции 1804 года был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В частности, в нём под сильным влиянием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, закреплялись пути и способы приобретения собственности. Подобное влияние римского права на правовые системы других стран, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.
В полной мере сохранили свою значимость и актуальность положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи
“регулирующей нормой политического общения”, право, как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить “критерием справедливости”. Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно прежде всего помнить, что “оно получило своё название от justitia - правда, справедливость”, что право есть
“искусство добра, равенства и справедливости”.
Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики положения, касающиеся естественного права, которые нашли своё отражение в конституционном законодательстве многих современных государств.
Например, в Конституции России прямо указывается на то, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ст. 17, п. 2). Тем самым подчёркивается, что они не даруются и не устанавливаются
“свыше” каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин.
Большое влияние на формирование представления о сущности и содержании права, а также на его определение, оказывают и другие факторы, среди которых следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.
Основные типы правопонимания.
Тип правопонимания — определенное направление в познании сущности и социального назначения права.
В любом типе правопонимания встречается три элемента в понятии права - это норма права, правосознание и правоотношение.
Существует четыре типа правопонимания: нормативный, философский
(нравственный), социологический и интегративный.
Право в нормативном правопонимании
Право - совокупность охраняемых государством норм, приведенная в иерархическую систему, которая представляется в виде лестницы, где каждая верхняя ступенька обуславливает нижнюю, а нижняя вытекает из верхней, ей подчиняется.
Т.е. правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства.
Право в социологическом правопонимании
Право - реальное поведение людей, удовлетворяющее их интересам и потребностям, это то, что реально удовлетворяет потребности, что должно
"наполнять" законы своим реалистичным содержанием.
Основная идея: "Право следует искать не в нормах, а в самой жизни".
Право в философском правопонимании
Право - это совокупность высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, условий, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих прямо, при которых произвол одного ( лица) совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. (По Канту)
Право в интегративном правопонимании
Право - это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.
Право играет огромную роль в развитии общества, основные положительные проявления которой приведены ниже:
1. Право контролирует действиями людей, тем самым упорядочи- вает общественные отношения.
2. Способность права отображать интересы, как частных лиц, так и общества в целом. Право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей путем согласования их интересов.
3. Право является определителем свободы, не вообще, а лишь ее границ.
4. Право определяет равенство всех людей перед законом, не взирая от их материального положения и социального положения в обществе.
5. С помощью права общество обновляется и прогрессирует.
6. Право - это единственная социальная норма, с помощью которой государство может решать внутренние и внешние проблемы.
В науке по разному определяется сущность и происхождение права.
Наиболее старая теория естественного права происходит из того, что права человека дарованы ему природой, их защита со стороны государства характеризует состояние справедливости в обществе.
Идея естественного происхождения прав человека получила законодательное закрепление. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства”.
Историческая школа права считает, что оно (право) проявляется в виде обычаев и законов и определяет исторический путь развития того или иного народа.
Психологическая школа права связывает возникновение и развитие права с психологией классов, социальных групп общества, в соответствии с чем право - продукт психологических установок, эмоций, переживаний.
Марксиско-ленинская теория выводит право из классовых противоречий и определяет его как волю господствующего класса, возведенную в закон, оправдывая тем самым разрешение классовых противоречий на уровне общества и каждой личности.
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что
“всегда является справедливым и добрым”, - это естественное право; во- вторых право означает то, что “полезно всем и многим в каком-либо государстве”, - это цивильное (гражданское) право.
По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялось и представление о праве, однако изначальные основы, хотя и в
“модернизированном” виде, но сохранились. Многие институты римского права
(такие, как право собственности, наследованная, купли-продажи и другие) постоянно использовались и используются при разработке гражданских кодексов и иных нормативно-правовых актов в других странах. Например, знаменитый
Кодекс Наполеона или гражданский Кодекс Франции 1804 года был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права. В частности, в нём под сильным влиянием принципов и различных институтов римского права особо выделялось право собственности, закреплялись пути и способы приобретения собственности. Подобное влияние римского права на правовые системы других стран, называемое в юридической литературе рецепцией римского права, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а также на определении понятия самого права.
В полной мере сохранили свою значимость и актуальность положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами относительно неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи
“регулирующей нормой политического общения”, право, как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить “критерием справедливости”. Для того, чтобы знать, что такое право, писал древнеримский юрист Ульпиан, нужно прежде всего помнить, что “оно получило своё название от justitia - правда, справедливость”, что право есть
“искусство добра, равенства и справедливости”.
Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики положения, касающиеся естественного права, которые нашли своё отражение в конституционном законодательстве многих современных государств.
Например, в Конституции России прямо указывается на то, что “основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения” (ст.
17, п. 2). Тем самым подчёркивается, что они не даруются и не устанавливаются “свыше” каким бы то ни было государственным или иным органом, а возникают и существуют в силу естественных, ни от кого не зависящих, причин.
Большое влияние на формирование представления о сущности и содержании права, а также на его определение, оказывают и другие факторы, среди которых следует выделить такие, которые связаны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.
Общепризнанным является тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет волю и интересы господствующих классов, стоящих у власти социальных слоёв, групп, прослоек.
Нет права “вообще”, оно всегда конкретно и реально. В первую очередь это проявляется в том, что право на всех стадиях его развития закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей: неравенство рабовладельца и раба, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя.
Явно выраженное или завуалированное неравенство людей прослеживается во многих правовых актах, изданных на разных этапах развития человеческого общества. Широко известное в марксистской и немарксистской литературе положение - выдержка из “Манифеста Коммунистической партии” о том, что право буржуазии “есть лишь возведённая в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса”, несомненно имеет под собой реальную основу.
Ленин, безусловно был прав, когда отстаивал тезис о том, что содержащаяся в любом нормативно-правовом акте государственная воля есть воля господствующего класса. “Воля, если она государственная, - писал он -, должна быть выражена как закон, установленный властью”.
Но разделяя данный, многократно подтверждённый самой жизнью, тезис, следует в то же время обратить внимание на определённую уязвимость данного положения. дело в том, что, сводя всю государственную волю, выражаемую в праве, только к классовому содержанию, мы тем самым упускаем из вида во- первых, все остальные, существующие в обществе, помимо классовых, многочисленные социальные общности (группы, слои, трудовые коллективы), их волю и интересы. Во-вторых, не учитываем того, что у власти в определённые периоды могут стоять не классы, а определённые группы (“кланы” и т. п.) людей со своими взглядами, ценностями и интересами, отражаемыми в праве. И, в-третьих, упускается из виду тот факт, что в любом обществе наряду с защитой интересов стоящих у власти классов или слоёв, право самопроизвольно, естественно или вынужденно отражает также интересы всего общества. Это естественно, ибо право изначально порождается и развивается не как результат деятельности лишь отдельного класса, нации или группы людей, а оно является порождением всего общества и результатом естественного его развития. Право есть величайшая ценность и элемент культуры всего человечества. убедиться в это позволяют такие, например, огромную общечеловеческую значимость акты нашего времени, как Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года Генеральной
Ассамблеей ООН; Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН; и другие им подобные акты.
Положения, отражающие интересы всего или, по крайней мере, большей части общества, содержаться не только в международно-правовых актах, но и в актах, принимаемых на уровне отдельных государств - в Конституциях, обычных законах, некоторых подзаконных актах. Фактически конституция каждого современного государства содержит в себе требования и положения, затрагивающие интересы всего общества. Так, Конституция России провозглашает равенство всех “перед законом и судом” (ст. 19, п. 1), право каждого на жизнь (ст. 20, п. 1), на “свободу и личную неприкосновенность”
(ст. 22, п. 1), право “на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений” (ст. 23, п. 2), право на труд, на отдых, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование.
Однако при всём этом остаются открытыми вопросы типа: как соотносятся в данном случае общечеловеческие и общенациональные интересы с классовыми интересами? Не “растворяются” ли последние в первых? И, наконец, действительно ли интересы всего общества, также, как и интересы отдельных индивидов, различных групп и ассоциаций, не совпадающие с интересами господствующего класса, не только формально провозглашаются, но и практически осуществляются?
Разумеется, воля и интересы господствующих классов, стоящих у власти, представляются в виде всеобщих лишь в идеологических целях, теоретически.
Практически же всё, как правило, обстоит наоборот: воля и интересы правящих кругов реализуются в реальной жизни не только непосредственно, но и опосредственно, прикрываясь всеобщей волей и интересами.
Противоречивый подход к разрешению проблемы соотношения в понятии и содержании права “общечеловеческого”, с одной стороны, и “классового”, с другой, чётко просматривается в отечественной литературе. Если сравнивать между собой определения понятия права и подходы к его изучению, характерные для советского периода с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других является или категоричное признание или столь же решительное отрицание классового характера права.
В качестве примера сугубо классового подхода к определению права, можно ссылаться на такое, довольно типичное определение, в соответствии с которым право рассматривается как “совокупность установленных и охраняемых государством норм, выражающих волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса” (Теория государства и права. М., 1970г. С. 103).
Одним из примеров внеклассового подхода к определению понятия права может служить толкование, в соответствии с которым право рассматривается как “система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений”
(Храпанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993г. С. 142).
Разумеется, в сфере права никто не может установить истину в последней инстанции, а вместе с ней и критерии правильности подходов к изучению и определению понятия права. Только практика, по общему признанию, может служить критерием истины. Однако для того, чтобы практика “сказала” своё слово и тому или иному определению понятия права был вынесен оправдательный или обвинительный “приговор”, потребуется определённое время. Только на основе накопленного опыта можно будет с уверенностью говорить о преимуществах или недостатках того или иного подхода к изучению права и его определению.
В юридической литературе, как это видно из вышесказанного, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нём представления. Спектр мнений о нём и суждений, также, как и совокупность факторов, оказывающих влияние на процесс формирования о нём адекватного представления, весьма широк и разнообразен.
Право имеет свои формы (источники), то есть способы закрепления и выражения правовых норм. Следует подчеркнуть, что не каждый правовой акт может быть источником права, а только тот, который содержит нормы поведения и представляет собой нормативных акт (например: указ Президента Российской
Федерации о присвоении различных почетных званий конкретным лицам является не источником права, а актом применения права).
Существует три основных источника права: обычай, судебный прецедент, нормативный акт.
Обычай - это правило поведения человека в обществе, передающийся из поколения в поколение в силу привычки. Часть обычаев носит религиозный характер. В качестве источника права обычай широко используется в предпринимательстве (коммерческие суды, возникшие в России в 30-ые годы
XIXв.).
Судебный прецедент (юридическая практика) - это судебное или административное решение по конкретному делу (вопросу). Путем взаимодействия судебной практики и обычаев сложились почти все известные истории системы обычного права, нашедшего отражение, например, в Русской
Правде. Судебный прецедент в качестве источника права применялся в
Московском государстве (Судебники XV - XVIII в.). Судебная практика использовалась и в пореформенный период, особенно после судебной реформы
1864г., когда судебные учреждения оказались независимыми от администрации и стали формироваться в самостоятельную ветвь власти по принципу разделения властей.
Источником права в России является нормативный правовой акт (закон, подзаконный акт, наиболее распространенные источники права в наше время ).
Закон - это правовой нормативный акт, принимаемы высшим представительным органом законодательной власти и обладающий высшей юридической силой. эти характеристики определяют верховенство закона в правовой системе.
Так же к числу источников права относятся публично правовые договора
(Федеративный договор, международные договора). .
Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения государства и права идут параллельно. Разумеется, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности.
Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается в определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, обмене и потреблении материальных благ. Она достигается с помощью правил поведения или социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями. Социальное расслоение общества и возникновение групп (слоев, классов, каст) с противоположными интересами привело к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора. Экономический базис раннеземледельческого классового общества требовал новых обязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством.
В эпоху перехода от первобытно общинного строя к цивилизации явно проявилась необходимость установления и поддержания единого порядка отношений внутри новой общности людей - народа, населяющего ту или иную территорию в условиях его имущественного и социального расслоения, а так же необходимость развития отношений с внешним миром, ограничения и смягчения враждебного военного противостояния народов.
Средством удовлетворения этих насущных потребностей стало право система правовых норм, установленных или санкционированных государством) как особый вид социальных норм.
История цивилизации в целом подтверждает зависимость права от экономики, от господствующих в обществе производственных отношений. Но это не значит, что право, в свою очередь, не воздействует на экономику: закрепляет и регулирует индивидуальные экономические отношения ( право собственности, имущественные обязательства, организацию труда и т.п.).
Однако свое обратное воздействие на экономику право может оказывать лишь в пределах законов ее развития.
Внешним, наиболее очевидным свойством отличия права от обычаев родового строя является его тесная связь с государством. Государство устанавливает в обществе единый порядок путем издания общеобязательных законов либо санкционирование устоявшихся обычаев, создания судебных прецедентов. Через свои органы оно обеспечивает исполнение норм права и их охрану от нарушений.
Правовые нормы не могут возникнуть и приобрести общеобязательное значение без официального решения государства. Для реализации правовых норм и их применения существует специальный аппарат надзора и контроля, пресечения нарушений, судебного рассмотрения споров, наказания виновных и т.п.
Связь права с государством выражается также и в системе воспитания населения в духе уважения к законам (однако, это можно сказать далеко не обо всех государствах), в различных государственных поощрениях за успехи в исполнении законов и т.п.
Наряду с правом в классовом обществе действуют и другие социальные нормы такие как: мораль, обычаи, традиции, религиозные ритуалы, заповеди и предписания. Они играют важную роль также в регулировании общественных отношений. На их основе возникают моральные, традиционные, религиозные права и обязанности людей. Однако право, выступая общеобязательным государственным регулятором общественных отношений, существенно отличается от иных социальный норм.
Во-первых, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всех членов общества. Другие нормы, как правило, распространяются на отдельные социальные группы. Например, религиозные предписания, обычаи и ритуалы не идентичны для лиц разного вероисповедания.
Нормы общественных организаций обязательны только для их членов.
Во-вторых, право обеспечивается и защищается государством, а все иные социальные нормы могут лишь поддерживаться государством, и то только если они не противоречат праву. Их соблюдение не обеспечено государственным принуждением.
В-третьих, право устанавливается или санкционируется государством, а все другие социальные нормы либо возникают спонтанно и существуют в виде стабильных убеждений людей, общественного мнения ( мораль. обычаи, традиции), либо вырабатываются общественными организациями.
В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, судебных решениях и т.п. Они обладают наибольшей формальной определенностью, четкостью закрепления прав и обязанностей.
Право образует разветвленную и детализированную систему, отличающуюся внутренним единством, логической взаимосвязью между отдельными нормами.
Обычаи и мораль закрепляют, главным образом, общие принципы или эталоны поведения. Нормы общественных организаций ограничены по сфере своего действия, различны по содержанию для разных видов организаций, то есть не образуют единой системы, менее детализированы.
Поскольку каждое государство обладает самостоятельностью и высшей властью на всей своей территории (суверенитетом), то право выступает прежде всего как индивидуальная система права каждого государства. Различия между национальными правовыми системами могут быть очень значительными.
Основным признаком этих различий, как мне кажется, является тот факт, что государства находятся на разных стадиях развития. Например, право Франции. наиболее передовой страны капитализма в XIXв., значительно отличалось от права Австрии, Германии, России, где сохранялись феодальные пережитки, консервативные традиции.
Однако правовые системы отдельных государств, испытывая влияние общих экономический и культурных закономерностей, образуют в ходе длительного исторического развития определенные группы, или “семьи”, правовых систем. Примером могут служить англосаксонская и романо-германская группы правовых систем в Европе, традиционные системы мусульманского, индусского права, сложившиеся в странах Азии.
Таким образом, позитивное право во всяком обществе выступает прежде всего в виде системы норм, установленных или санкционированных государством.
Правовое регулирование имущественных отношений, подчиняясь общим закономерностям, отражает и конкретные условия становления первых цивилизаций Старого И нового Света в период античности и феодализма.
Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематичное изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.
Коренной исторической задачей нового, сменявшего родовые обычаи регулированья было создании общего порядка отношений между людьми, соответствующего потребностям производящего хозяйства - скотоводства и земледелия. В глубокой древности наиболее сложившейся идеологической силой выступала религия. Поэтому становление нового порядка у земледельческих племен началось с создания новой религии, объединявшей родовые общины.
Естественной для земледельцев, особенно в странах жаркого климата, стала религия Солнца. Она известна у всех древнейших народов Месопотамии,
Передней Азии, Индии, долины Нила, а также у индейских племен Месоамерики и горного Перу. Принятие новой веры в Солнце как высшее божество содействовало возвышению племенных обычаев над обычаями и верованиями отдельных родов, а отсюда и упрочнению веры в единый для всего народа порядок данный свыше верховным божеством. Жрецы - носители новой религию владевшие передовыми для того времени знаниями о движении небесных тел, выработали представления о временах года ( и об исчислении времени вообще), воплотившиеся в древних агрокалендарях, устанавливавших цикличность сельскохозяйственных работ, сопровождавшихся религиозными обрядами поклонения Солнцу. Этот порядок поддерживался властью первых городов- государств, где в руках царской властью военной верхушки и бюрократии сосредоточивалось вполне земное руководство общими ирригационными работами. такое значение имели агрокалендари Шумера и Аккада, Древнего
Египта, первых государств майя и инков. В Древней Греции и Древнем Риме у славянских народов, кельтов и германцев где не было развито поливное земледелие и сельскохозяйственные работы оставались делом сельской общины, календарь природы и поклонение Солнцу не получили столь явного
“огосударствления”. Тем не менее религиозные ритуалы поддерживались первыми языческими государствами этих народов и постепенно получили своеобразное обычно-правовое значение.
Обычаи, сложившиеся в период становления древних цивилизаций, освящаемые религией и охраняемые государством, были тогда одним из важнейших источников права ( обычное право , или правовой обычай). В них еще сохранялись остатки обычаев родового строя, но все большее значение приобретали нормы патриархального быта сельской общины, закрепляющие неравенство членов “ большой семьи”, привилегии высших сословий и обязанности низших.
Правовые обычаи содействовали укреплению царской властью утверждая ее божественное происхождение и устанавливая страшную” кару за бунт , покушение на правителей и чиновников. В дальнейшем многие нормы обычного права составили основу первых писаных сводов законов (Законы XII таблиц,
“варварские правды”).
Большую роль в формировании права сыграли судебные органы защищавшие прежде всего интересы имущих и привилегированных классов. Они содействовали разрушению системы обычаев родового строя, закрепляя в своих решениях нормы, которые соответствовали новым порядкам. Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами ( в рамках религиозного ритуала) либо верховным правителем ( царем, королем) и назначаемыми ими лицами.
Постепенно возникает прецендентное право, то есть решение суда по конкретному делу превращается в общую норму (судебный прецедент).
Но становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С развитием письменности появляются и первые писаные законы.
Древнейшие памятники права уже закрепляли имущественное неравенство, привилегии богатых, бесправное положение рабов (К примеру, рабовладельческое общество признавало лицом (persona), то есть существом, способным иметь права, не каждого человека: в Риме существовал многочисленный класс людей - рабы, которые были не субъектами, а объектами прав. Варрон (I в. до н. э.) делит орудия на немые (например, повозки), издающие нечленораздельные звуки (скот) и одаренные речью(рабы), которые назывались instrumentum vocale - говорящее орудие ), ограниченные права и повинности низших слоев населения. Собственность и личность знати пользовались несравненно большей защитой. Политические права обычно прямо соизмерялись с имущественным положением и принадлежностью к высшей касте.
Предусматривалась и охрана публичного интереса (“мира” у славян): преследовались бунт, неуплата налога, отказ от повинности, разбой и кража, то есть такие деяния, которых не знало первобытное общество.
Древние средства доказывания ( поединок, присяга) все больше приспосабливались к интересам господствующей верхушки ( от поединка можно было откупиться).
Возникающее право опиралось на принудительную силу публичной власти, иначе ему не удалось бы вытеснить родовые обычаи.
Однако роль права нельзя сводить только к закреплению классового
(кастового, сословного) господства, хотя на первых ступенях цивилизации эта его функция достаточно ясно выражена. Нормы права устанавливали и поддерживали единый для всего населения страны порядок общественных отношений, условия владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, обеспечивали единство государственной власти, без чего невозможна нормальная мирная жизнь общества.
Право позволяло разрешать споры между сельскими общинами и отдельными лицами, принадлежащими к разным племенам и родам. Тем самым преодолевались междоусобицы, которые тормозили развитие общества, культуры и имели губительные последствия. В древнейших обществах Востока и Месоамерики общий порядок устанавливался в результате победы сильнейшего племени, вождь которого устанавливал власть над другими племенами и правила, которые отличались от родо-племенных обычаев. Так происходило становление правового порядка в Египте в результате покорения Верхним царством Среднего и Нижнего
(IV тыс. до н. э.), в Шумере и Аккаде при правлении династии Саргона (III тыс. до н. э.), в империи инков, подчинившей другие кечванские племена
(XIII - XV вв. н. э.), у скифских племен, объединенных царем Атеем ( конец
V в. до н. э.).
В Древней Греции объединение племен Аттики также осуществлялось в процессе острой внутренней борьбы и завершилось установлением демократических порядков, общих для коренных племен Аттики.
Наконец, государственное объединение племен в единые народы способствовало и правовой защите их внешнеполитических интересов. именно с этого времени начали вырабатываться дипломатические церемониалы, нормы, касающиеся заключения межгосударственных союзов, установления таможенных правил и сборов... Постепенно возникают зачатки международного права.
Ближе всего по значению право к понятиям “правда” и “справедливость”
(именно под этими словами подразумевали право люди, находившиеся у его истоков).
В Древнем Китае моральные и правовые нормы как бы сливались воедино. примерно то же самое наблюдалось в Древней Индии. В праве Древней Греции важное место занимало понятие “дике” (справедливость), в римском праве - egitas (справедливость) и “естественный разум” (naturalis ratio).
Древние источники феодального права именовались правдами: Салическая правда франков (конец V - начало VI в. н. э.), Бургундская и Вестготская правды (VI - VII вв. н. э.), Польская правда (XIII в.). Все это является еще одним доказательством понимания права, как синонима справедливости:
“Право есть наука о добром и справедливом” (Цельсий).
Однако справедливость понималась в истории человечества по-разному.
Ее корни уходили в более глубокие основы существования общества. Поэтому с изменением представлений об этих основах менялось и представление о сущности права.
В глубокой древности источник, из которого проистекает право, видели прежде всего в воле богов. Их ближайшими правовестниками провозглашались священнослужители (например, брахманы в Индии) и обожествляемые правители
(ван - в Китае, фараон - в Египте). То есть, в представлении древних право обуславливалось волей богов и их “помазанников” - правителей государства.
Однако уже в Древней Греции источником права наряду с божественной волей признается разум человека: по происхождению право делится на естественное и условное (человеческое), то есть в причинах порождающих право преобладают политические, человеческие и естественные (Аристотель).
В Древнем Риме признавалось влияние “как божественных, так и человеческих дел на власть законов”.
Огромное влияние религии на содержание законов и права в средние века привело к господству воззрений, утверждавших божественное происхождение права, которые и до сих пор остаются одними из направлений его теоретического осмысления. Однако уже с XVII в. это направление начинает уступать гуманистическим и светским теориям.
Все древние народы (египтяне, евреи, индусы, персы)дают божественное объяснение и обоснование своим нормам. Нормы права у них еще четко не отделены от релиниозныъ предписаний, что особенно характерно для древневосточных государств.
По сути дела, не было ни одной системы древнего писаного права, не включающей религиозных предписаний. Например, Законы XII таблиц содержат немало норм, которые могут быть отнесены к религиозным ритуалам. Особенно сильное влияние религия оказала на законодательство государств Древнего
Востока (Законы Моисея, древнее право персов, Законы Хаммураппи).
Ни одна религия, как индуизм, не была так тесно связано со всеми областями духовной и материальной культуры народа, что объясняет единство правовой системы для народов, населявших древнюю Индию.
Данное единство религиозных и правовых предписаний можно проследить и в нормативных системах мусульманских государств. Это явление можно объяснить общим происхождением правовых и религиозных предписаний ислама: главными источниками мусульманского права и неюридических норм ислама считается Коран и Сунна, в основе которых лежит божественное откровение, закрепляющие догматы веры, правила религиозного культа и морали.
Позднее в мусульманских государствах религиозные нормы отделяются от светских правил поведения, но полностью не теряют связь между собой.
Последние от данного отделения приобрели характер правовых норм, так как имели существенную поддержку со стороны государства.
Ярко выраженное обожествление власти и закона существовало в Египте и
Вавилоне, где религия включала в себя и юридические статьи, и политические правила.
Древняя политическая и правовая система Китая развивалась под заметным влиянием мифологии (это видно из объяснений небесного происхождения правовых правил поведения в “Шу Дзин” - “Книге истории”, посвященной событиям XIV - VIII вв. до н. э.).
Нормативные системы Древней Греции и Древнего Рима также были тесно связаны и управляемы религией, однако, в отличии от ислама и буддизма, она
(религия) оказывала лишь поверхностное влияние: не подавляла личность и свободолюбие.
Древнегреческие и древнеримские религиозные верования меньше тормозили развитие и формирование социальных норм. Так, в Афинах право носило писанный характер, а законом считалось то, что одобрили граждане на
Народном собрании.
Римское право и сейчас считается единственным верным образцом права классового общества, основанного на частной собственности и равенстве свободных граждан.
Связь права с религией обновляется в период феодализма, переход к которому был связан и с четким оформлением мировых религий. Происходит прочное утверждение норм шариата, которые не ограничивались в рамках одного государства, а распространяли свое влияние на все страны, где данная религия являлась господствующей, а также на всех верующих вне зависимости от того, где они находились.
Если для стран Востока характерна регулятивная функция религиозных правовых систем (шариат, индусское право) во всех сторонах общественной жизни, то в феодальной Европе действию церковного (канонического) права сопутствовали развитие обычая, светского права национального законодательства. Тем не менее церковная юрисдикция имела очень широкое распространение в XII и XIII вв.
Наиболее ярким учением, воздейвствовашего на религиозное развитие права, было учение Фомы Аквинского, который разделил законы на вечные, естественные, человеческие и божественные (наиболее важные, так как основаны на предписаниях, содержащихся в Новом и Ветхом Завете, и дающих божественное обоснование “человеческим” законам и праву в целом).
В современном мире взаимосвязь религии и права не утратила своей актуальности: правовые системы отделяются от религиозных догм, но не противостоят, а дополняют друг друга, многие нормы права находят в религии нравственные опоры.
Основа взаимодействия права и религии лежит в закреплении и закреплении нравственных ценностей, из чего следует, что разрушение государством религии никогда не принесет пользы праву и правовому порядку.
Реализация права
Реализация права - претворение предписаний правовых норм в поведение субъектов права, реализующих свои потребности и интересы в различных областях общественной жизни.
По характеру правореализуюших действий, обусловленных содержанием правовой нормы, выделяют четыре формы реализации права:
Соблюдение - выполнение предписаний запрета (реализация запрещающей нормы);
Исполнение - исполнение соответствующей обязанности, активная деятельность субъекта (реализация обязывающей нормы) ;
Использование - использование предоставленного права, полностью зависит от волеизъявления субъекта права (реализация управомочивающей нормы) ;
Применение - властная организующая деятельность государства в лице его органов, имеющая цель обеспечить адресатам правовых норм реализацию принадлежащих им прав и обязанностей, а также гарантировать контроль за данным процессом.
Активный субъект правоотношений может использовать свои субъективные права, круг пассивных субъектов - соблюдать их. Субъект правоотношения, имеющий юридические обязанности, должен их исполнять.Неисполнение субъектом своих юридических обязанностей влечет возникновение охранительных правоотношений, что является одним из фактических обстоятельств, требующим применения права.
Признаки применения норм права:
Правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы (должностные лица) ;
Деятельность по применению норм имеет государственно-властный характер;
Содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов) - приговор суда в отношении лица, совершившего преступление;
Применение норм права осуществляется в строго установленном государством порядке.
Стадии процесса применения норм права:
Утановление фактических обстоятельств дела - фактические основы применения норм права.
Выбор правовой нормы, что означает дать правовую квалификацицию фактическим обстоятельствам дела.
Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.
Акт применения нормы права - это официальный правовой документ, содержащий индивидуальное государственно властное предписание компетентного органа, которое выносится им в результате разрешения конкретного юридического дела.
Система права
Система права - это подразделение совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, уголовное и т. д.) и институты права в зависимости от предмета (характер и сложность регулируемых общественных отношений) и метода регулирования.
Элементы системы права:
Юридическая норма - это первичная клетка системы, общеобязательное правило поведения, исходящее от государства, выраженное в законах, иных признаваемых государством источниках и выступающее в качестве критерия правомерно - дозволенного, запрещенного, предписанного поведения субъектов права.
Правовой институт - это обособленная, выделившаяся группа юридических норм, являющаяся специфической частью отрасли права и его первичное самостоятельное подразделение, регулирующая качественно однородные общественные отношения.
Отрасль права - это систематизированная совокупность правовых норм, образующих самостоятельную часть системы права, регулирующих качественно своеобразный вид общественных отношений своим специфическим методом.
Подотрасль права - это обособившаяся часть отрасли права, объединяющая нормы и институты права, регулирующие специальные виды однородных по содержанию общественных отношений (пример: подотрасль природоохранительного права - лесное право).
В основе деления права на отрасли и институты лежат предмет и метод правового регулирования:
5. Предмет правового регулирования - это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права.
6. Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов воздействия отрасли права на определенную область общих отношений, являющихся предметом ее регулирования.
Система законодательства - это совокупность источников права, которые являются формой выражения правовых норм.
Конституционное (государственное) право - отрасль, главным источником которой является Основной закон государства - его Конституция.
Публичное право - своего рода функционально-структурная подсистема права, выражающая государственные, межгосударственные и общественные отношения.
Гражданское право - совокупность правовых норм, регулирующих имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения.
Частное право - отрасль права, регулирующая отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию и инициативу индивидуальных собственников и корпораций в их имущественной деятельности и личных отношениях.
Правосознание и правовая культура.
Правосознание.
Правосознание — это такая сфера или область сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение (деятельность) людей в юридически значимых ситуациях.
Внутренняя структура правосознания включает в себя два основных элемента:
Правовая идеология,
Правовая психология.
Правовая идеология — есть систематизированное научное выражение правовых взглядов, принципов, требований общества, классов, различных социальных групп и слоев населения, отдельных индивидов.
Правовая психология — это совокупность правовых чувств, настроений, ценностных отношений, желаний и переживаний, характерных для всего общества в целом или конкретной социальной группы.
От уровня и зрелости правосознания будет зависеть качество юридических норм и эффективность реализации правовых предписаний.
Правовая культура
Правовая культура — это уважительное отношение к праву, как к определенной социальной ценности, как к инструменту упорядочивания и стабилизации общественной жизни, как к средству защиты прав и свобод человека.
Правовой нигилизм — скептическое и негативное отношение к праву, присутствует в виде идеологических течений и теоретических доктрин (на высоком уровне общественного сознания), стойких предубеждений, негативных установок и стереотипов (на уровне обыденного массового сознания).
Правовая культура общества — это определенное качественное состояние правовой жизни общества, выражающиеся в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также а степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности.
Существует множество теорий о том, каким будет право в будущем. К примеру, ученые с Запада считают, что классический вид государства и его формы отошли в историю: грядет полная перестройка общества, распад крупных централизованных государственных объединений, что в свою очередь повлечет распад в сфере права крупных целостных структур и единств. Это приведет к тому, что на смену “власти закона” придет саморегулирование.
Как утверждает О.Тоффлер: ”Золотой век законности позади. Сегодня законодательство - это груда мелочей, в которой затеряно самое главное. Оно хронически не совпадает с ритмами жизни, не способно выражать своеобразие и тонкость возникающих в социальной практике ситуаций, действует грубо, невпопад.
Из этой характеристики кризиса права в западном обществе, по мнению О.Тоффелра, можно сделать вывод, что закон, который служил обществу долгое время, сейчас является помехой, ненужным и вредным элементом.
Что же придет на смену этим институтам и как будет осуществляться правовое регулирование в новом информационном обществе? Самостоятельные группы будут вынуждены принимать свои решения уже не в соответствии с общими нормативными стандартами, зафиксированными в законах и иных актах представительных органов или центральной исполнительной власти, а руководствуясь лишь ситуациями, в которые вовлечены данные группы и входящие в них индивиды. Поэтому любое решение принимаемое в том или ином случае будет единственным в своем роде: неповторимо в той же мере, в какой неповторима и уникальна сама ситуация. Данную систему принятия решения
О.Тоффлер называет адхократией, которая, по его мнению, и будет определять стиль юридической деотношений между группами лиц, такое понятие как профессиональный юрист полностью исчезнет.
Другая версия о будущем права - право должно снова служить на благо человека. По мнению Альберта Швейцера сейчас мы находимся в таком периоде, где право отсутствует: государства обходятся со своими подданными, нисколько не заботясь о сохранении у людей хоть какого-то ощущения права.
Переход к такому праву предполагает переворот в сознании людей и наступление нового этапа цивилизации, когда выражение “мир- жилище сильного” утратит свое значение, а на смену ему придет мировоззрение, направленное на то, чтобы сделать мир “жилищем “ разумного человека, сознающего свою социальную, природную и космическую миссию и значимость.
Человечество деградирует и погибнет, если не сумеет в предстоящем XXI столетии сменить доминирующие тенденции мирового развития. Значение права в жизни человека значительно возрастет если он закон будет стоять у него на первом месте: все совершаемые им действия будут прежде всего рассматриваться и опираться на их законность, а не эгоистических побуждений.
Основой такого права, по мнению многих юристов, придерживающихся данной точки зрения, может стать учение о ноосфере, разработка которой была осуществлена французским философом Тейяр де Шарден, русским естествоиспытателем В.И.Вернадским (XX век). База этого учения такова: сила человеческого разума должна быть направлена на совершение добра к человека и окружающей его среде, космосу, а отнюдь не на уничтожение или подавление живого, что наблюдалось в прошлом. Ноосфера - это гармонично преобразованные научной мыслью отношения между людьми, между природой и обществом, сознательными и бессознательными силами. Человек может сохранить за собой способность контролировать все время изменяющиеся функции социальных и естественных процессов.
Наверно, наши нынешние представления о статусе права очень поверхностны. Право всегда ассоциировалось с порядком и законом, устанавливающих порядок. Можно смело сказать: где есть определенный порядок и действуют упорядочивающие силы, там есть и права, хотя не всегда оно так называется
В данным момент будущее права очень трудно предсказать, но будем надеяться, что понимание права в XXI веке станет абсолютно иным: основанное на справедливости.
Список используемой литературы
1 “Теория права и гусударства” Г.Н.Манов
2 “Основы Российского государства и права” И.В.Иванов
3 “Общая теория права и государства” В.В.Лазарев
4 “Всеобщая история государства и права” З.М.Черниловский
5. « Теория государства и прав»а, под ред. Марченко М.Н., Москва 1997г.
6. Алексеев С.С. «Государство и право», М., 1996г.