«ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

ЛЕКЦИЯ № 1 «ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ»

 

1. Виды бухгалтерского учета

2. Влияние правовой и налоговой среды, а также организационно-технологических особенностей предприятия на построение бухгалтерского учета

3. Общие принципы организации бухгалтерского учета на предприятии

 

 

Изучив Теорию бухгалтерского учета, Вы усвоили сущность его предмета и методических приемов; уяснили, что бухгалтерский учет – жестко регламентированная информационная система. Эта регламентация осуществляется на разных уровнях, начиная с государственного и заканчивая уровнем предприятия, путем издания законодательно-нормативных актов. Неукоснительное их соблюдение делает бухгалтерскую информацию достоверной, полной и на этой основе полезной для пользователей.

Согласно Закону Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерский учет – это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения, хранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним и внутренним пользователям для принятия решений.

Покажем схематически технологию учетного процесса, и с помощью каких методических и технических приемов она реализуется:

Обработка данных (накопление и систематизация)

 

Сбор данных   Выдача данных

  пользователям

  м  е  т  о  д  и  ч  е  с  к  и  е п  р  и  е  м  ы

   Документация,   Счета и двойная запись   Баланс и другая

Инвентаризация бухгалтерская

  Оценка    отчетность

  Т  е  х  н  и  ч  е  с  к  и  е п  р  и  е  м  ы

Первичные документы учетные регистры формы отчетности

 

 


 

1.Виды бухгалтерского учета

 

Исходная (первичная)  бухгалтерская информация имеет разный алгоритм интерпретации в зависимости от потребностей ее пользователей, что вызывает необходимость выделения подсистем бухгалтерского учета.

 Современная система бухгалтерского учета может быть представлена в следующем виде (рис. 1).

 

Единые исходные (первичные) данные

Бухгалтерский  учет как система

 


Подсистемы (разная интерпретация данных в соответствии с требованиями пользователей)

Финансовый учет

Налоговый учет

Управленческий учет


Финансовая отчетность


Налоговая отчетность

Оперативно-управленческая отчетность

Внешние пользователи


Собственники, кредиторы, работники

Внешние пользователи


Налоговые органы

Внутренние пользователи


Администрация предприятия, менеджер

 

 

 

 

 

 

 

Для защиты и гарантии интересов различных групп пользователей предназначен регуляторный механизм государства. Реализуется он посредством издания законодательно-нормативных актов.

Так финансовый учет ведется и финансовая отчетность составляется в соответствии с требованиями, определенными Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» и Положениями (стандартами) бухгалтерского учета (П(С)БУ), согласованными с МСБУ.

Правила ведения налогового учета и составления налоговой отчетности определены налоговым законодательством: Законами Украины “О системе налогообложения в Украине”, “О налогообложении прибыли предприятий”, “О НДС” и др.

В отличие от финансового учета и налогового  учета, которые ведутся с соблюдением определенных официальных регламентов (стандартов, инструкций, законов), установленных государственными органами или профессиональными организациями, управленческий учет не ограничен в разных параметров. В нем формируется необходимая для управления подробная информация, учитывающая технологию и организацию именно этого предприятия. При этом при подготовке вариантов управленческих решений принимают во внимание качественные параметры, а не только денежные измерители, которые применяются в финансовом и налоговом учете.

Таким образом, единство всех трех видов учета заключается в том, что они базируется на одних и тех же исходных (первичных) данных. Отличие состоит в том, что у выходных данных будут разные пользователи, что требует разного алгоритма обработки исходных данных.

 

 

2. Влияние правовой и налоговой среды, а также организационно-технологических особенностей предприятия на построение бухгалтерского учета

 

 

Основой создания и деятельности любого предприятия является первоначальный капитал, вложенный собственниками в бизнес. От того, кто явился вкладчиком средств (инвестором, участником предприятия), зависит порядок формирования уставного капитала предприятия, дальнейший порядок распределения заработанной прибыли, а также ответственность участников по обязательствам предприятия в случае его ликвидации.

Масштабы деятельности предприятия также накладывают особенности на организацию ведения бухгалтерского учета.

Так, крупные и средние предприятия ведут бухгалтерский учет в соответствии с П(С)БУ, составляют финансовую отчетность по формам, предусмотренным П(С)БУ № 2-5, используют полный План счетов бухгалтерского учета и учетные регистры, утвержденные приказом Минфина Украины от 29.12.2000 г. № 356. Такие предприятия уплачивают налоги в соответствии с Законом «О системе налогообложения в Украине».

Малые предприятия, к которым  согласно Хозяйственному кодексу относятся юридические лица – субъекты предпринимательства любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых:

? среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек;

? объем годового валового дохода не превышает 500000 евро

 составляют отчетность по упрощенным формам, рекомендованным П(С)БУ № 25 «Финансовый отчет субъекта малого предпринимательства» с использованием сокращенного Плана счетов (утв. Приказом Минфина № 186 от 19.04.2001 г.) и регистров бухгалтерского учета для малых предприятий, утвержденного приказом Минфина от 25 июня 2003 года № 422.  Кроме того, малые предприятия имеют право на использование упрощенной системы налогообложения, а именно вместо уплаты многочисленных налогов уплачивать один – единый налог (а сельскохозяйственные предприятия – фиксированный сельскохозяйственный налог) .

Процессы, посредством котрых реализуется деятельность предприятия,  зависят от профиля его основной деятельности (снабжение, производство, реализация – в производстве). Ею же определяется организационно- производственная структура предприятия (Схема).

От того, что производит и продает предприятие,  и кто  работники зависят налоги (инвалиды).

 

 

 

 

3. Общие принципы организации бухгалтерского учета

 

В  бухгалтерском учете формируется информация о: наличии и движении разных видов имущества предприятия; объеме производства и реализации продукции, ее себестоимости; состоянии расчетов с другими предприятиями, организациями и частными лицами; затратах на заготовление материалов; размере уставного и резервного капитала кредитов; финансовых результатах деятельности.

Бухгалтерский учет отражает хозяйственные операции систематически и последовательно по мере их совершения, что обеспечивает сплошное и непрерывное наблюдение и контроль за деятельностью предприятия.

Осуществляет бухгалтерский учет самостоятельное структурное подразделения аппарата управления – бухгалтерия. Она выполняет определенные функции, которые регламентируются должностными инструкциями, разрабатываемыми главным бухгалтером и предназначенными для конкретных исполнителей.

В соответствии с распределением учетной работы в состав бухгалтерии входят, как правило, следующие подразделения (отделы, сектора, группы):

Группа по учету основных средств, где ведется учет  наличия и движения основных средств, начисление амортизации, отражение операций, связанных с их ремонтом.

Материальная группа – работники которой ведут учет приобретения материальных ценностей, расчетов с поставщиками материалов, поступлений и расходования материалов в разрезе мест их хранения, использования.

Расчетная группа, работники которой на основании первичных документов выполняют все расчеты по заработной плате, удержаниям из нее, осуществляют контроль за использованием фонда оплаты труда, ведут учет расчетов по отчислениям на социальное страхование.

Производственно-калькуляционная группа – работники которой ведут учет расходов на все виды производств, калькулируют фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), которая производится, определяют размер и состав незавершенного производства.

Группа учета готовой продукции и ее реализации – работники которой ведут учет поступления продукции на склады предприятия и ее отгрузки покупателям, расчетов с покупателями, а также расходов, связанных с процессом реализации.

Финансовая группа – которая ведет учет денежных средств и расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Общая группа – работники которой осуществляют учет других операций, ведут Главную книгу и составляют бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерия возглавляется главным бухгалтером, у которого могут быть заместители, а группы – начальниками групп.

Очевидно, что и структура бухгалтерии, и численность ее персонала зависят от объема и характера хозяйственной деятельности предприятия, его организационной структуры, оснащенности техническими средствами учета. На небольших предприятиях все эти функции выполняет один человек. Законом разрешается не организовывать бухгалтерскую службу на предприятии, а нанять для ведения бухгалтерского учета специализированную организацию или специалиста по договору, либо его может вести сам руководитель предприятия.

Главный бухгалтер назначается и увольняется с должности только руководителем предприятия, ответственность за правильность организации и ведения бухгалтерского учета на предприятии несет собственник.

Как уже отмечалось, учетный процесс начинается со сбора информации и заканчивается составлением отчетности (финансовой, налоговой, управленческой) за соответствующий отчетный период.

Все предприятия, работающие на принципах хозяйственного расчета, обязаны вести бухгалтерский учет и составлять финансовую отчетность строго в соответствии с национальными стандартами, что обеспечивает единообразие учета. При этом Закон определяет, какие вопросы они имеют право решать самостоятельно. Предприятия самостоятельно:

1.   избирают форму бухгалтерского учета как отдельную систему регистров учета, порядка и способов регистрации, обобщения в них информации;

2.   разрабатывают систему внутрихозяйственного управленческого учета, отчетности и контроля хозяйственных операций, определяют права работников на подписание документов;

3.   утверждают правила документооборота и технологию обработки учетной информации, дополняют систему счетов и регистров бухгалтерского учета;

4.    могут выделять на отдельный баланс филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с последующим включением их показателей в финансовую отчетность предприятия;

5.   формируют свою учетную политику.

 

Учетная политикаэто совокупность принципов, методов и процедур, используемых предприятием для составления и представления финансовой отчетности.

Формирование учетной политики предприятия обусловлено заложенной в стандартах вариантностью (альтернативностью)  способов оценки и методов учета отдельных объектов.

Разработать учетную политику -  это значит осуществить выбор таких способов оценки и методов учета отдельных объектов, которые с учетом конкретных условий  использования таких объектов позволят наилучшим способом обеспечить получение достоверной информации об имущественном и финансовом положении предприятия, необходимой всем пользователям для принятия решений.

Таким образом, разработка учетной политики важнейший элемент организации бухгалтерского учета и  очень ответственное мероприятие. Она  может осуществляться как бухгалтерией предприятия, так и специально созданной комиссией из представителей бухгалтерской, экономической, юридической и других служб предприятия или аудиторской фирмой на договорных условиях. При этом,  ответственность за формирование и исполнение учетной политики несет собственник. Содержание учетной политики оформляется специальным приказом по предприятию, за формирование которого отвечает  главный бухгалтер. Приказ утверждается руководителем, который несет ответственность за содержание этого приказа.

Разработанная предприятием политика  должна быть неизменной из года в год.

Изменение учетной политики допускается при изменении законодательных и нормативных актов, а так же если новые методы оценки и учета позволяют более полно достичь поставленной цели.

Основными элементами Приказа об учетной политике должны быть:

- Рабочий  план счетов;

- График проведения инвентаризаций и состав постоянной инвентаризационной комиссии;

- Перечень должностных лиц, наделенных правом получать и выдавать товарно-материальные ценности;

- Перечень  первичных документов, формы которых утверждены директором предприятия;

- График документооборота;

- Стоимостный критерий для отнесения объектов к МБП;

- Методы начисления амортизации;

- Методы оценки выбытия запасов;

- Состав статей общепроизводственных и других операционных расходов для целей аналитического учета с выделением их переменной и постоянной части;

- Базы для распределения общепроизводственных расходов между себестоимостью готовой продукции и себестоимостью реализованной продукции, а также между объектами калькулирования;

- Метод определения резерва сомнительных долгов;

- И др.

Итак, этапы (стадии) учетного процесса реализуются с помощью соответствующих элементов метода бухгалтерского учета, а  как конкретно применяется каждый элемент - раскрывается в учетной политике. Так первичное наблюдение осуществляется с помощью документации и инвентаризации, а учетная политика определяет состав реквизитов и формы первичных документов, схему документооборота, периодичность и масштабы инвентаризаций и порядок их проведения. Стоимостное измерение производится путем оценки и калькуляции, конкретные способы оценки активов и обязательств, а также калькулирования себестоимости продукции определяются в учетной политике. Текущая группировка данных производится с помощью счетов методом двойной записи на них – разделом учетной политики является рабочий план счетов предприятия и схемы отражения в учете отдельных фактов хоздеятельности. И наконец, обобщение данных осуществляется в балансе и другой финансовой отчетности, состав и реквизиты которых определяются учетной политикой.

При определении учетной политики следует руководствоваться действующими стандартами и другими нормативными актами с учетом следующих факторов:

u форма собственности и организационно-правовой статус;

u вид деятельности или отраслевая подчиненность (коммерческая деятельность, строительство, производство и др.);

u объемы производства, среднесписочная численность работающих;

u отношения с системой налогообложения (освобождение от. Разного вида налогов, уменьшение ставок налогов, предоставление льгот по налогообложению);

u возможность самостоятельных действий по ценообразованию;

u стратегия финансово-хозяйственного развития (цель и задачи экономического развития предприятия на долгосрочную перспективу, направления инвестиций, которые будут предоставлены, тактические подходы к решению перспективных задач);

u наличие технического оснащения функций управления (обеспеченность ЭВТ, средствами оргтехники, программными средствами)

u наличие эффективной системы информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для предприятия направлениям);

u уровень квалификации бухгалтерских кадров и инициативности руководителей предприятия; система материального стимулирования эффективной работы персонала предприятия и материальной ответственности за круг обязанностей, которые выполняются.

Следует иметь в виду, что разработка учетной политики возможна лишь в отношении финансового и управленческого учета, но не налогового, который регламентируется жестким налоговым законодательством, которое не допускает альтернатив.

И наконец, бухгалтерский учет на каждом предприятии должен быть построен и организован таким образом, чтобы обеспечить раздельный учет:

1. По видам деятельности (операционная, финансовая, инвестиционная, чрезвычайная);

2. По отраслям и подотраслям каждого вида деятельности согласно классификатору отраслей народного хозяйства (промышленное производство, сельское хозяйство, торговля, строительство и др.);

3. По видам продукции;

4. По видам затрат по каждому продукту с разделением их на прямые и непрямые;

5. Доходов по каждому виду продукции;

6. Финансовых результатов по каждому виду продуктов;

7. Финансовых результатов по видам деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Теги: «ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ»  Лекция  Бухучет, управленческий учет
Просмотров: 28343
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: «ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ»
Назад