Мера обязательности, необходимости и достаточности профессиональных знаний

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МАДИ)


Р Е Ф Е Р А Т

По предмету: Концепция современного естествознания

на тему: Мера обязательности, необходимости и достаточности профессиональных знаний


Выполнил студент 1 курса

специальность: менеджмент организации

Заочной формы обучения

Ларин Руслан Владимирович

Преподаватель: Покровский А.К.


Москва, 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

. Потребности в знании

. Мера обязательности, необходимости и достаточности профессиональных знаний

. Роль естествознания в формировании профессиональных знаний

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ


Сегодня особо наблюдается потребность в самостоятельном, ответственном поведении человека. Теперь он должен уметь осуществлять разумный выбор, принимать решения и реализовывать их в новых, неожиданных для него ситуациях. Специалисту необходимо обладать не только профессиональной компетентностью, которая предполагает набор профессиональных знаний, умений, навыков, но и набором специальных качественных характеристик, способов специальных действий - составляющих профессиональной культуры.

В процессе профессиональной подготовки нужно уделять внимание формированию не только профессиональной компетенции, но и профессиональной культуры будущего специалиста, которая раскрывается через профессиональную компетенцию, мотивационно-ценностное отношение к своей специальности, профессионально важные качества и профессиональную направленность, обеспечивающие творческий подход в решении профессиональных задач.

Профессиональные знания - это характеризующие особенности конкретной деятельности сведения, которые необходимы для эффективной ее реализации. Знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактным и обобщенным отражением действительности.

Универсальным средством формирования профессиональной пригодности является профессиональная подготовка специалистов, включающая их обучение и тренировку. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений.


1. ПОТРЕБНОСТИ В ЗНАНИИ

естествознание профессиональный знание специалист

Основную массу всех знаний дает наука, которая разграничивается на фундаментальную и прикладную по признаку существования объекта: независимое существование объекта относительно исследовательского процесса определяет фундаментальную науку; возникновение объекта в результате исследовательского процесса - прикладную.

Установление и оценка всё новых и новых связей между предметами и явлениями объективной действительности, которые объединяют, интегрируют их во все более полную картину мира, и составляют сущность процесса развития науки, её содержание. Поэтому знания могут расти в связи с тенденцией их специализации, внутридисциплинарным развитием и взаимодействием дисциплин.

В процессе деятельности работника рождения знания о незнании есть результат происходящей в его разуме замены одних представлений о решаемой задаче другими. Это позволяет появляться первичному знанию о задаче, что и придает активности работника определенную направленность, выражающуюся в конкретной потребности в информации (знаниях).

Выявление потребности в информации (знаниях) - это определение тематической направленности интересов работника в процессе общественно значимой трудовой деятельности. Эти интересы обладают относительным постоянством и повторяемостью, т.к. вытекают из специфики деятельности фирмы, должностных обязанностей работников и технологий выполняемых ими работ. Основанием для определения тематики знаний работников могут служить их квалификационные характеристики, в которых заложена прямая зависимость этой тематики от объективных условий деятельности [1].

На потребность в знаниях влияют внешние и внутренние факторы. К первым относится практически весь комплекс социально-экономических условий в стране и мире, ко вторым - цели и мотивы деятельности работника.

2. МЕРА ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ, НЕОБХОДИМОСТИ И ДОСТАТОЧНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ


Под мерой достаточности знаний понимаются количественные и качественные величины отображающей их информации.

Количество информации - мера снятия неопределенности одной случайной величины в результате наблюдения за другой, измеряется в битах.

Показателем качества информации можно признать её семантику, под которой понимается полезность данной информации для достижения конкретной цели и с учетом степени подготовленности получателя информации к её восприятию.

Процесс концентрации семантически полезной информации характеризуется устойчивым уменьшением энтропии, когда вся информация сосредоточена в одном источнике. С увеличением числа источников возрастает и энтропия, достигающая максимума, когда наличие количества тематической информации в источнике равновероятно. Уменьшение энтропии в значительной мере способствует целенаправленности информации, т.е. информация должна иметь определенное целевое назначение, поступать в удобное или назначенное время, по логике изложения представлять собой алгоритм типа «основной объект - достигнутый уровень развития основного объекта - связанные объекты - общая достигнутая новизна». Логика модели явления или процесса может быть описана с помощью набора аксиом вида «Р справедливо, если справедливы yj и выполнены ограничения Zj». Моделирование ситуации происходит при ответе на вопрос «что, если..?» [1].

При описании физических объектов надо учитывать, что свойства объектов и их атрибуты - синонимы. Свойства при этом могут быть терминальными, т.е. описывающими объект, или инверсными структурами, т.е. описывающими связи как внутри одного объекта, так и между несколькими объектами.

Приближенная классификация объектов, зависящих от влияния изме-нения их свойств, исходит из заданного множества объектов, описываемых атрибутами. Для каждого объекта атрибут может принимать только два значения: 0 и 1.

Множество объектов разбиваются на классы. Принадлежность объекта тому или иному классу определяется набором правил вида Cj (a1, … , an), т.е. если первый атрибут имеет значение а1, второй - а2 и т.д., то объект принадлежит классу j. Объекты с одинаковыми значениями атрибутов считаются неразличными [1].

При подобной классификации данные в информационной системе мо-гут быть представлены в виде следующего набора взаимосвязанных таблиц: таблицы объектов; таблицы кодов, раскрывающей способ кодирования значений выбранных атрибутов; таблицы результатов анализа. Алгоритм отнесения предъявленного объекта к определенному классу действует на пошаговом принципе, т.е. на каждом шаге спрашивается значение того или иного атрибута с учетом максимизации правдоподобия и минимизации стоимости проверки его значения. При изменении области значений выбранных атрибутов происходит видоизменение структуры объектной таблицы, находящее отражение в таблице результатов.

Принципиально любые формализованные структуры данных в соответствии с принципом нормализации могут быть приведены к нормальной форме в виде двухмерной матрицы - отношения.

Все свойства (атрибуты) объектов по форме представления значений будем разделять на качественные и количественные.

Количественной называется характеристика, значение которой можно сравнить с некоторым эталоном, называемым единицей измерения. Качественной характеристикой называется такая характеристика, значение которой можно задать только описательно.

Количественные характеристики делятся на точечные и оценочные. Первой называется та, значение которой требуется обеспечить с заданной точностью. Второй называется такая, при изменении которой монотонно (в определенных пределах) изменяется эффективность решения функциональной задачи, которую данный объект призван обеспечить.

Точечные и качественные характеристики являются обязательными.

В знании информация представлена в обобщенном и систематизированном виде и выражается в системе понятий, представляющей собой совокупности терминов. Поэтому семантика характеризует информацию в плане её содержания и связана с языком как формой общения, мышления и выражения.

Новое значение опирается на предшествующие достижения. Однако для специалиста его система готовых значений является барьером на пути самостоятельного осознания новой реальности. Кроме того, выделяются следующие виды информационных барьеров: пространство и время; универсум участников коммуникации; семантика и количество информации; языковой; технологический; технический; общественно-политический. В своей совокупности они приводят в среднем к потере до 40% информации.

Систематическая продуктивность слова (СПС) - это мера его способ-ности выражать содержание документа.

СПС определяется разностью между реальной и теоретической средней длиной слова. Теоретическая длина вычисляется алгоритмом с параметрами L, li, ?i. Чтобы теоретическая безызбыточность кода приблизилась к реальной, средняя длина кодовых слов должна быть уменьшена на коэффициент C=L/HD(x). Определенная данным методом СПС показывает, что максимальной СПС являются слова наиболее употребляемые в базовой профессиональной лексике [1].

Основу базовой лексики отдельных знаний составляет тезаурус, где термины обозначают понятия, а не предметы. При этом надо учитывать и тот момент, что годовой коэффициент его старения в общем случае составляет порядка 0,87. Единством формальной и содержательной целостности обладает тезаурус с единой логической организацией содержания.

Деятельность по созданию информационно-поисковых тезаурусов (ИПТ) есть упорядочение, а процесс придания терминам профессионального статуса есть стандартизация.

В качестве основания для разделения общего тезауруса на частные рекомендуются всеобщие и не зависимые от области применения категории: объекты, реляция, качества, свойства. Расчленение общего тезауруса на частные и последующее распределение ими понятий осуществляется в соответствии со следующими признаками [1]:

словарный состав классифицируется по как можно более однозначным семантическим критериям; приписывание имени одного понятия к не-скольким частным тезаурусам возможно лишь в том случае, если имя имеет несколько различных значений;

критерий классификации должен быть независим от отрасли;

критерий классификации должен быть независим от конкретной формулировки задачи.

Возможность отрыва информации от объекта отражения определяет важнейшее свойство информации - быть содержимым памяти.

Количественность и качественность труда специалиста обусловливает хорошая память, физиологической основой которой считается образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга в результате воздействия информации.

Подавляющее большинство людей (до 85%) имеют визуальную, а не слуховую память, ориентацию на восприятие информации.

Главнейшим условием восприятия информации является наличие у работника некоторого запаса знаний о существе этого сообщения. Абсолютное отсутствие знаний равносильно приему сообщений на незнакомом воспринимаемому работнику языке. Поэтому обязательный объем знаний работника, служащий базой для его дальнейшего пополнения профессионально необходимой информацией в зависимости от уровня образования.

Время восприятия и количество воспринимаемой информации зависят от пропускной способности канала коммуникации с учетом помех (шума). Когда в канале возникает семантический шум. то причиной его является нехватка знаний по отношению к воспринимаемому сообщению.

Процесс восприятия информации при приеме сообщений работником - это распознавание, где полученные знания должны быть поставлены в соответствие из значения зафиксированным в знании Для усвоения смысла полученного сообщения из памяти человека извлекаются значения конкретных знаков и понятий, с которыми они связаны в знании различного рода ассоциативными отношениями.

Известно, то информационные потребности подчиняются закону возвышения, непрерывному количсствсто-качественному изменению. Тоща для оценки специалиста можно воспользоваться следующей моделью волновой характеристики (рисунок 2.1).


Рисунок 2.1 - Модель волновой характеристики

Средневзвешенный объемный показатель воспринимаемой информации с осмыслением ее работником за 2 ч составляет порядка 12 страниц текста. Выявлено соотношение затрат времени на осмысление текстов и на просмотр поступающей текущей информации 1 : 4,5. За 1 ч работы с информацией перерабатывается 6 страниц текста или просматривается 27 страниц информационных материалов, поступивших из общего потока информации [1].

Постоянная информация составляет то, что называют образованием.

Весь комплекс дисциплин, направленных на представление постоянной информации можно разделить на три группы, обеспечивающие:

общую теоретическую подготовку;

общую профессиональную ориентацию;

специализацию но профилю конкретной работы.

Первые образуются из разделов и тем, составляющих теоретический базис конкретной учебной дисциплины, и представляют интерес для профессионалов определенною профиля. Дисциплины второго цикла включают различные функциональные области и представляют интерес для различных категорий работников, т.с. обеспечивают общеобразовательный уровень обучения, Дисциплыны третьего цикла (профилирующие) формируется на основе текущих и прогнозных требований к уровню подготовки кадров определенной профессии.

Сформулируем основные законы, которым подчиняются процессы циркуляции информации в системе управление - информация:

а) количество информации, передаваемое через зрительный анализатор за минимальный промежуток времени, пропорционально промежутку времени; коэффициент пропорциональности равен плотности информационного потока;

б)количество информации, которое необходимо сообщить однородной группе не работников, чтобы повысить их информационный потенциал на единицу, пропорционально их количеству в группе; коэффициент пропорциональности равен коэффициенту их восприимчивости;

в)количество информации, производимой однородной группой работников за единицу времени, пропорционально их должностной производительности;

г) количество информации, которой обладает однородная группа работников, пропорционально их количеству и информационному потенциалу, коэффициент пропорциональности равен коэффициенту их восприимчивости;

д) при отсутствии притока информации к однородной группе работников количество информации, которой они обладают, убывает по экспоненциальному закону.

Плотность информационного потока - количество информации, поступающее работнику за единицу времени, под коэффициентом восприимчивости работника понимается количество семантически ценной информации, которое ему необходимо сообщить для повышения его информационной потенциала на единицу; коэффициент коммуникативности - количество информации, которое передается через определенный шлюз за единицу времени.

Возможно создание автоматизированной системы, способной оказать интеллектуальную поддержку процессом получения знаний. Процесс подобного создания состоит из двух этапов: создание базы знаний, содержащей общие сведения по конкретному вопросу; надстраивание созданной базы новыми знаниями с целью превращения ее в специализированную. Для этого систему надо создавать в виде структуры блоков, каждый из которых представляет собой минитематический блок. Специализация или усовершенствование системы стегается за счет удаления блоков и добавления новых.


3. РОЛЬ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ


Профессионал оценивается прежде всего по глубине знаний, обеспечивающих правильное понимание общества, правовой реальности, обстановки, людей, своих решений и действий. Самосовершенствование, способность решать все более трудные задачи, превосходить своего оппонента в профессиональном противоборстве непременно связаны с расширением и углублением всего комплекса знаний по разным вопросам [2].

Знание концепций современного естествознания поможет будущим специалистам гуманитарных направлений расширить кругозор и познакомиться с конкретными естественно - научными проблемами, тесно связанными с экономическими, социальными и другими проблемами, от решения которых зависит уровень жизни каждого из нас.

Особо необходимы знания по концепциям современного естествознания будущим специалистам в области экономики и управления, работа которых во многом будет определять возможность решения важних задач. Для этого хорошо подготовленный менеджер или экономист должен владеть не только законами управления и экономики, но и видеть естественнонаучную сущность объекта, знать технологии.

Без понимания естественнонаучных основ современных технологий, менеджеры и экономисты, не в состоянии дать квалифицированных рекомендаций по оптимальному решению даже самого простого вопроса, связанного, например, с оценкой эффективности применения предлагаемых технологий изготовления какого-либо товара.

Познание естественнонаучной истины делает человека свободным в широком философском смысле этого слова, свободным от некомпетентных решений и действий и, наконец, свободным в выборе путей своей благородной и созидательной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В процессе обучения, жизни и деятельности каждый человек накапливает знания, относящиеся к различным областям. Однако знания профессионала и знания человека, не являющегося таковым, коренным образом различаются. И эти различия отражают не только «количественную» сторону. Действительно, знания профессионала характеризуются обширностью, но большой объем знаний присущ порой и дилетанту.

Основу информационных потребностей работника, занятого общественно значимым трудом, составляет информация (знания): о неживой природе, биологическая, социальная.

Потребность характеризует меру нужды в конкретных знаниях, а потребление - меру удовлетворения этих потребностей.

Потребности в знаниях имеют следующие свойства: динамичность, несоответствие объективной и субъективной потребностей, отраслевая специфичность, психологические черты членов команды.

Количественность и качественность труда специалиста обусловливает хорошая память, физиологической основой которой считается образование и закрепление временных нервных связей в коре головного мозга в результате воздействия информации.

Главнейшим условием восприятия информации является наличие у работника некоторого запаса знаний о существе этого сообщения. Абсолютное отсутствие знаний равносильно приему сообщений на незнакомом воспринимаемому работнику языке. Поэтому обязательный объем знаний работника, служащий базой для его дальнейшего пополнения профессионально необходимой информацией в зависимости от уровня образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Покровский, А.К. Концепции современного естествознания: учеб. для вузов / А.К. Покровский, Л.Б. Миротин; под ред. Л.Б. Миротина. - М. : Экзамен, 2005. - 480 с.

. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления / А.П. Садохин - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 447 с.


Теги: Мера обязательности, необходимости и достаточности профессиональных знаний  Реферат  Биология
Просмотров: 28646
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Мера обязательности, необходимости и достаточности профессиональных знаний
Назад