Город: понятие, критерии определения

Введение


Город, являясь древней и вместе с тем самой современной формой расселения людей является в тоже время предметом пристального внимания не только специалистов в области архитектуры, истории, географии, экономики, искусствоведения, но и широкого круга людей различных профессий.

Каждый регион в мире отличается своей природно-географической средой, положением, традициями и нравами местного населения, политический устройством, уровнем культурного развития, характером взаимосвязей между поселениями и многими другими факторами. Поэтому для каждого региона будут характерны свои определения и критерии для такого, с виду простого, на самом деле очень сложного и многогранного понятия город.

Далее попробуем дать обобщенное понятие городу, изложим критерии, по которым поселение может называться городом, и рассмотрим классификацию городов.

город население транспорт экономический


1. Город: понятие, критерии определения


Понятие города неразрывно связано с представлением о центре в сети расселения - функциональном, населенном, жилом. В экономическом смысле город, городское поселение - это прежде всего населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий жителей с сельским хозяйством. (1)

Понятие «город» изменчиво и во времени, и в пространстве. Наконец, сами критерии выделения городов в отдельных странах являются очень разнообразными.

В основу определения города положено противопоставление его сельской местности, определение минимальной людности города, выполнение им административных функций и другие признаки. В России к городам относятся центры с населением не менее 12 тыс. жителей, 85% и более населения которых составляют рабочие и служащие; на Украине, в Узбекистане, Молдове, Кыргызстане и Таджикистане - 10тыс.чел; в Казахстане, Латвии, Армении, Эстонии - 8 тыс.чел; Белоруссии - 6 тыс.чел; Грузии и Азербайджане - 5 тыс.чел; в Литве - числовая граница не определенна. (2) В Казахстане к городским населенным пунктам относятся города республиканского, областного и районного значения; к сельским - все остальные населенные пункты независимо от их административной подчиненности. Города подразделяются:

) города республиканского значения, к которым относятся населенные пункты, имеющие особое государственное значение или имеющие численность населения более одного миллиона человек;

) города областного значения, к которым оотносятся населенные пункты, являющиеся крупными экономические и культурными центрами, имеющие развитую производственную и социальную инфраструктуру и численность более 50 тысяч человек;

)города районного значения, к которым относятся неселенные пункты, на территории которых имеются промышленные предприятия, коммунальное хозяйство, государственный жилищный фонд, развитая сеть учебных и культурно-просветительных, лечебных и торговых объектов, с численностью населения не менее 10 тысяч человек, из которых рабочие, служащие и члены их семей состовляют свыше двух третей общей численности населения.(3)

В словаре общегеографических терминов город определяется как компактное поселение с преобладанием несельскохозяйственных функций, в котором формируется сообщество людей, ведущих своеобразный образ жизни в условиях, отличающихся от окружающей сельской местности определенным типом антропогенного преобразования в виде застройки крупными зданиями и другими характерными сооружениями.(4)

Различия в критериях определения города побудили в статистических исследованиях ООН использовать 2 метода учёта: так называемые «национальные критерии» и «количественные параметры» (минимальный критерий - от 5 000 до 20 000 жителей).

Критерии численности населения для отнесения к городу весьма разнообразны: 200 жителей в Исландии, Швеции, Норвегии; 250 жителей - в Дании; 400 - в Албании; 1 000 - в Австралии, Канаде, Шотландии, Малайзии; 1 500 - в Ирландии; 2 000 - в Германии, Нидерландах, Израиле, Аргентине, Франции, Португалии; 2 500 - в США, Таиланде, Мексике, Венесуэле; 4 000 - в Южной Корее; 5 000 - в Австрии, Чехии, Турции, Индии, Иране; 10 000 - в Италии, Испании, Греции; 12 000 - в России; 20 000 - в Нигерии; 50 000 - в Японии.

В некоторых странах количественный критерий не применяется, например, в Боливии, Бразилии, Коста-Рике, Эквадоре, Сальвадоре, Гаити, Гондурасе, Никарагуа. В Англии и Уэльсе, Болгарии, Венгрии, Новой Зеландии, Норвегии, Парагвае, Польше, Румынии, Финляндии, Швеции, ЮАР, Японии статус города определяется законодательно.

В некоторых странах, таких, как Китай, Бразилия, Дания к городам относятся все административные центры в независимости от величины и развития в них экономических функций. Критерии выделения городов в отдельных странах подвергаются изменению со временем, в виду того, что с углублением урбанизации всё более затрудняется разграничение сельских и городских территорий.

Город по Ю. Платонову является местом жизнедеятельности больших масс населения, которые заняты несельскохозяйственной деятельностью, которое отнесено, в соответствии с законодательством государства, к категории городов.

По Квину, Карпентеру под понятием город понимается грандиозное по времени существования или занимаемой площади объединение людей и строений, которые отличаются особого рода деятельностью.

Дикинсон дает следующее понятие городу - это центрированное поселение, большинство работающего населения которого занято несельскохозяйственной деятельностью.(5)

Сегодня за городами закрепилось название двигателей прогресса. В них происходит рождение и распространение из них всего нового. Города являются своего рода творческими лабораториями, духовными мастерскими человечества.

Город как форма расселения имеет множество неоспоримых достоинств, которые, к сожалению, отягощаются не меньшим числом очевидных недостатков. Такая противоречивость вызвала порождение споров о городе, его эффективности и просто о праве на существование. Одни считают города вечными, иные мечтают о времени, когда городов не будет, по крайней мере городов-гигантов.

Город, как объект исследования, очень важен для географии, которая находит в нем применение для всех своих дочерних наук и может реализовать, занимаясь городом, свой потенциал науки-интегратора. Будучи совокупностью предприятий и устройств, оказывающих сильное воздействие на окружающую среду, город не только сам становится ареалом с напряженной экологической ситуацией, но и фактором, меняющим, подчас очень резко, подобную ситуацию в пределах обширного района. Рассмотрение проблем устойчивости ландшафта, чем занимается современная география, невозможно без изучения города, в котором природа подвергается суровому испытанию на прочность.

Город можно рассмотреть и как своеобразную систему, которая представляет собой совокупность трёх основных подсистем: населения, экономической базы и сферы жизнеобеспечения. Своеобразие города как сложной системы состоит в том, что он включает в себя элементы социальные, технические и природные.

Население. Город - это, прежде всего, крупный населённый пункт. Население является главной подсистемой города, определяющей параметры и организацию всех других подсистем. Его людность, т.е. число жителей - является базовым показателем для всех градостроительных расчётов и для получения производных показателей, которые характеризуют город с разных точек зрения.

Городское население формируется за счёт 3-х источников:

а)естественного прироста;

б)механического прироста;

в)административного преобразования сельских поселений или включения их в городскую черту.

Соотношение естественного и механического прироста зависит от типа города, его «возраста» и размеров. В новых городах население формируется за счёт механического прироста. Одновременно с этим, показатели естественного прироста вследствие высокой рождаемости и низкой смертности тут также выше, ввиду преобладания в новых городах людей молодых возрастов. В больших городах, в основном, происходит так называемое притягивание людей, а в малых - отдача или отток населения.

Половозрастные характеристики населения позволяют охарактеризовать трудовой потенциал города.

По национальной структуре в городе население является более неоднородным, чем в селе. В городах, как узлах миграционных потоков имеются возможности по формированию многонационального населения, с которым связана его конфессиональная структура, например, распределение населения по вероисповеданию, что может проявиться в микрогеографии города.

В странах с рыночной экономикой отчётливо проявляется расслоение населения городов по социальному признаку. Это выражается в территориальной обособленности отдельных его групп с разными доходами, в существовании, с одной стороны, элитных районов, а с другой - районов, где живут обездоленные люди, образующих пояса нищеты.

Для больших городов характерной особенностью является высокая подвижность населения вследствие пространственной удалённости мест проживания, мест работы и объектов сферы обслуживания. Разрастание городов вызывает удлинение маршрутов городского транспорта, усложняет транспортное обслуживание.

Экономическая база города состоит из двух основных частей - градообразующих и градообслуживающих отраслей. Разница между ними принципиальная, граница довольно условна, а в некоторых городах очень расплывчата.

Градообразующие отрасли характеризуют производственное лицо города, его специализацию, место в общественном разделении труда, работу города для удовлетворения потребностей страны, региона, окружения самого города.

Градообслуживающие отрасли существуют для самого города, его населения. Ими производится продукция, потребляемая на месте. Нечёткость деления отраслей на градообразующие и градообслуживающие вызвана тем, что одни и те же предприятия могут выпускать продукцию, как предназначенную для вывоза в другие центры и районы, так и рассчитанную на местного потребителя. Например, в городах-курортах типично обслуживающие отрасли выпускают продукцию, потребляемую не только постоянными жителями, т.е. частично приобретают значение градообразующих.

Градообразующая база вместе со всем городом находится в процессе постоянной эволюции, причём именно она выступает в роли побудителя необходимых изменений.

Сфера жизнеобеспечения, включающая в себя разнообразные отрасли социальной и технической инфраструктуры (транспорт, инженерные системы, жильё, сферу обслуживания), обеспечивающая жизнь населения и функционирование экономической базы.(6)

Социальная инфраструктура ориентирована на удовлетворение потребностей городского населения в различных видах обслуживания - в образовании, лечении, отдыхе, покупках продовольственных и промышленных товаров и т.д. Набор видов услуг, которые оказываются населению, очень широкий, в связи с этим данная сфера состоит из множества отраслей. Распределение учреждений и предприятий обслуживания по территории города зависит от частоты их посещения жителями города и от характера услуг. Объекты, которые заняты в повседневном обслуживании граждан являются максимально приближенными к жилым микрорайонам, встроены в них. Учреждения и предприятия, которые оказывают спектр услуг по периодическому и эпизодическому спросу, обычно размещаются вблизи часто посещаемых мест, которые обладают хорошей доступностью. Объекты культурной инфраструктуры - театры, концертные и выставочные залы, музеи, а также крупнейшие универмаги и главные специализированные магазины - тяготеют к центральной части города. Даже в гигантском городе, подобном Москве, это выражается достаточно отчетливо.

Обеспечение города транспортом и организация в нём движения является на сегодня одной из главных проблем в городах двадцать первого века. С возрастанием транспортных потоков требуется создание системы мощных, многополосных магистралей, которые бы обладали большой пропускной способностью. Такие транспортные коридоры, связывая части растянувшегося города, одновременно осложняют взаимодействие расположенных по обе стороны от них территорий. В старинных городах, обладающих заслуживающей сохранения исторической средой, устройство таких транспортных коридоров невозможно, так как оно требует сноса большого количества зданий.(7)


. Классификация и типология городов


Одним из важных разделов в изучении городов является их классификация и типология. Под классификацией обычно понимается распределение городов по одному из признаков или их сочетанию. Под типологией следует понимать выделение совокупности (типов) городов по наиболее важным признакам, причем этими типами не обязательно должен образовываться непрерывный ряд, где происходит нарастание величины показателей и учтет всех разновидностей поселений, как при их классификации. Следовательно, данные задачи являются близкими и взаимосвязанными, но не тождественными. Типология является более высоким уровнем обобщения, позволяющим дать комплексную характеристику городов и на этой основе наметить стратегию по их развитию.

Наиболее часто используется в географии нижеприведенная классификация городов:

)по величине (численности населения, или людности);

)функциям;

)степени участия в территориальном разделении труда;

)происхождению;

)по ЭГП.

Классификация городов по величине широко распространена. От того, насколько велик город зависят многие его признаки, такие, как темпы роста, элементы демографической, планировочной, функциональной структуры и т.п.

В зависимости от численности населения в нашей стране происходит выделение следующих групп городов: малые - до 20 000 жителей, средние - 20 000 -100 000 жителей, крупные - 100 000 -500 000 жителей, крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, и последние, это города-миллионеры. (8)

Другим автором (Лаппо Г.М.) даётся несколько иная классификация: малые - до 50 000 жителей, средние - 50 000 -100 000 жителей, большие - 100 000 -250 000 жителей, крупные -250 000 -500 000 жителей., крупнейшие - 500 000 -1 000 000 жителей, города-миллионеры. Важным является рубеж в 100 000 жителей. При достижении данной величины, особенно в условиях России, происходит становление городского поселения относительно полноценным городом. Рубежом в 1 000 000 человек обычно знаменуется развертывание города в крупнейшую агломерацию. Данная классификация в известной мере совпадает с типологией: можно говорить о малых, больших городах, городах-миллионерах как об определённых типах поселений.

Свою классификацию приводит так же Передерий А.А. По его мнению, нижней границей города, как правило, считается численность населения не менее 10 000 человек.

Города с населением 50 000 -100 000 человек могут называться средними городами, города с населением свыше 100 000 человек по традиции относят к большим, а с населением менее 50 000 человек - к небольшим.

В последнюю группу попадает немало пунктов с недостаточно развитой функциональной структурой, даже монофункциональных, а также с недостаточно развитым городским хозяйством. Поэтому необходимо выделить среди группы городов с населением до 50 000 человек группы городов с населением менее и более 20 000. От этого нередко зависит результат научного анализа или оценки планов развития, поскольку экономическая база большинства городов с населением 5 000 -10 000 человек, максимум до 20 000 -25 000 человек и городов с населением 30 000 -50 000 человек имеет существенные различия.

Города (а также все городские поселения той же величины, включая поселки городского типа) с населением до 20 000 человек следует относить к малым, тогда как города с населением 20 000 -50 000 человек - категория переходного типа между малыми и средними с наличием признаков, характерных для тех и других. Их можно назвать полусредними. По одним показателям, например по удельному весу населения, занятого в промышленности и строительстве, эти города стоят ближе к средним и большим, по другим, например по удельному весу населения, занятого в обслуживающих отраслях, - ближе к малым. (1)

Классификация городов по функциям. По преобладанию и сочетанию различных функций выделяют 5 основных групп городов.

)Многофункциональные, в которых происходит сочетание административно-политических, культурных и экономических функций градообразующего значения с развитой промышленностью и транспортом. В основном это крупные города, которые являются важными районообразующими центрами с широкими и разнообразными связями.

Города, в которых резко преобладают промышленные и транспортные функции межрайонного значения. Схематично эта группа городов разделяется на промышленные, транспортные, промышленно-транспортные.

)Города, в которых преобладают административные, культурные и обслуживающие функции. В основном это небольшие поселения - местные центры низовых административных районов с развитыми организационно-хозяйственными видами деятельности.

)Города-курорты.

)Города науки (наукограды).

Классификация городов по степени участия в территориальном разделении труда. В этой классификации выделяют города, которые обслуживают небольшие территории и являют местными центрами. Они участвуют преимущественно в местных связях, во внутрирайонном, межрайонном, международном разделении труда. Эти различия отражают масштабность градообразующих функций, выполняемых городом.

Классификация городов по происхождению. В генетической классификации городов их разделение происходит по времени и причинам возникновения, а также учитывается степень сохранения различных исторических черт в современной планировке и облике города. Данная классификация важна, к примеру, при изучении внутренней географии города, для решения его планировочных проблем.

Классификация городов по экономико-географическому положению (ЭГП). Данная классификация является наиболее сложной и пока наименее разработанной. С ее помощью можно определить направления будущего развития города при помощи оценки потенциальных возможностей района или какой-то его фокусной точки. В зависимости от ЭГП выделяются различные группы городов, к примеру, группы, расположенные в узлах пересечения транспортных путей (Нижний Новгород, Новосибирск, Красноярск,), в крупных добывающих районах (Донецк, Кемерово, Рудный, Зыряновск,), районах с развитой обрабатывающей промышленностью (Ярославль, Иваново, Серпухов), районах интенсивного сельского хозяйства (Краснодар, Ставрополь, Барнаул).(1,5).

Существование и деление городов на различные типы связано с необходимостью иметь различные составляющие экономического организма, как многопрофильных, так и специализированных.

Важно отметить, что любая классификация носит условный характер. Выделение основных функциональных типов городов не исключает наличия множества переходов между ними, существования городов смешанного типа, а также возможности выделения дополнительных типов и подтипов.

Проблемы по развитию городов для географической науки имеют особенное значение. Города являются той платформой, на которой происходит взаимодействие процессов и проблем, которые в свою очередь изучаются почти всеми ответвлениями географической науки.

Вопрос, связанный с изучением и проектированием городов требует взаимодействия между подходами и взглядами различных наук. Должно произойти осмысление города, являющегося своеобразным феноменом сегодняшнего мира, где от человека будет требоваться решение необычайных по своей сложности и значению социальных, экономических, географических и градостроительных проблем.


Список использованной литературы


1.Передерий А.А.; Статья « Классификация и типология городов», кафедра экономики и управления, МГТУ 2000г

2.Казахская ССР. Краткая энциклопедия в 4-х т.; Алма-Ата: Гл.ред. Казах. Сов энциклопедии, 1988, 608с.

.Закон Республики Казахстан от 8 декабря 1993 года «об административно-территориальном устройстве Республики Казахстан».

.3Словарь общегеографических терминов/A Glossary of Geografical Terms: В 2 т.; пер. с англ., ред. Л.Н. Кудрявцева. - М.: Прогресс, 1975-1976 гг. -407+394 с.

.Перцик Е.Н. Геоурбанистика - М.: Издательский центр «Академия», 2009.-432с.

.Лаппо Г.М. География городов: Учеб. пособие для геогр. ф-тов вузов, - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997г. - 480 с.

.Козлова И.В. Геоурбанистика Учебно-методический комплекс. - Томск: ИДО ТГУ, 2010г. - 86 с.

.Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанистики: Урбанизация и городские системы. - М.: Владос, 1999г. - 231 с.


Теги: Город: понятие, критерии определения  Реферат  География, экономическая география
Просмотров: 32800
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Город: понятие, критерии определения
Назад