География железнодорожного транспорта России

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра региональной экономики и управления

Факультет учётно-статестический

Специальность бух. учёт, анализ и аудит


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ"

Тема География железнодорожного транспорта России


Студентки: Герцен Ю.Р.

Курс 1 № группы 128

Личное дело № 09УББ00157

Преподаватель: Сорокина Т.Ф.


Москва 2010 г.

Содержание


Введение

1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны

2. Характеристика размещения железнодорожного транспорта

3. Показатели грузооборота и пассажирооборота на железнодорожном транспорте

4. Важнейшие проблемы развития и размещения железнодорожного транспорта российской федерации в условиях рыночной экономики

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Во введении к настоящей контрольной работе представляется необходимым отметить, что значение транспорта как важной составной части хозяйственного комплекса Российской Федерации (далее РФ) определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспорт является материальным носителем связей между районами, отраслями, предприятиями. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках массы исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность.

В зависимости от влияния вышеизложенных составляющих рассчитывается вариант размещения предприятий. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и районов и страны в целом. Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, а также важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием, производство и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные же издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как например, в лесной, нефтяной промышленности, где они могут достигать 50%.

Необходимо отметить, что транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного, регионального, общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью; а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, а следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составляющей рыночной инфраструктуры. Основными видами транспорта являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и внутренний водный.

В данной контрольной работе на тему "География железнодорожного транспорта России" мною ставится цель рассмотреть характеристику размещения железнодорожного транспорта и основных железнодорожных магистралей для чего следует указать протяженность и густоту железнодорожных путей, обеспеченность ими различных регионов страны, а также необходимо выделить направление и структуру основных грузопотоков.

Для достижения вышеуказанной цели, следует в логической последовательности решить ряд задач:

) более подробным образом раскрыть значение железнодорожного транспорта в экономике РФ, а также показать его роль в развитии территориального разделения труда, развитии рыночных отношений в стране, раскрыть его преимущества перед другими видами транспорта;

) привести показатели грузооборота и пассажирооборота на железнодорожном транспорте, показать изменение удельного веса железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны за годы экономических реформ и сравнить эти данные с аналогичными показателями водного и автомобильного транспорта;

) сделать соответствующие выводы и рассмотреть важнейшие проблемы развития и размещения железнодорожного транспорта РФ в условиях рыночной экономики.

В настоящей контрольной работе содержится, карта-схема железнодорожных путей на территории РФ (приложение №1), а также соответствующие теме статистические данные в форме таблиц и графиков.

география железнодорожный транспорт россия

1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны


В данной части настоящей контрольной работы в первую очередь следует отметить, что железнодорожный транспорт является основой транспортной системы РФ. Он занимает 2-е место в грузообороте всех видов транспорта (42,4%) и 1-е в пассажирообороте (41,9%). Протяженность железнодорожных путей в РФ составляет 7% мировых, а доля в мировом железнодорожном грузообороте равна 24%, пассажирообороте - 16%. По эксплуатационной длине путей Россия уступает только США, а по протяженности электрифицированных дорог, электровозному парку она занимает 1-е место в мире. Столь мощное развитие этого вида транспорта обусловлено огромными размерами территории страны, особенностями размещения производительных сил России, интенсивным обменом продукцией и ресурсами всех ее регионов.

Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств, которые также определяют его преимущественное развитие в стране. Экономико-географические особенности нашей страны выдвигают его на первый план в транспортной системе. Вытянутой главной хозяйственной полосы на несколько тысяч километров требует круглогодичного обеспечения массовых перевозок грузов в направлениях, которые не могут обеспечить другие виды транспорта. Отрасль характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью. Он дает возможность производить массовые перевозки грузов и пассажиров с большой скоростью, что укрепляет его преимущества, повышая производительность труда, и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен в перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромного пространства территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта и в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния, и в пассажирских перевозках на средние расстояния, и в пригородном сообщении.

Значение железнодорожного транспорта в удовлетворении транспортных потребностей народного хозяйства и населения определяется такими свойствами и особенностями этого универсального вида транспорта, как: возможностью сооружения устойчивых связей между районами; высокой пропускной и провозной способностью, высокой его регулярностью, независимостью железнодорожного транспорта от времени года, суток, погодных условий, возможностью создания удобной прямой связи между крупными предприятиями, что сокращает число дорогостоящих перевозок грузов, а также более коротким путем перевозки грузов по сравнению с другими видами транспорта.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести значительную потребность в капиталовложениях и трудовых ресурсах. Кроме того, железнодорожный транспорт является крупным потребителем металла (на 1км магистральной линии требуется 130 - 200т металла не считая подвижного состава).


2. Характеристика размещения железнодорожного транспорта


Рассмотрим природные условия, влияющие на размещение железнодорожного транспорта. Современная техника позволяет прокладывать железные дороги в любых районах, однако строительство и эксплуатация дорог в горах значительно дороже, чем на равнинах. Около 70% железных дорог в стране имеют подъемы от 6 до10%. Большие подъемы - от 12 до 17% - на магистральных дорогах встречаются на Урале (особенно на линии Пермь - Чусовская - Екатеринбург), в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Прямая трасса и пологий профиль железнодорожной линии с эксплуатационной точки зрения эффективны. Однако при проектировании трассы путь часто удлиняется для подхода к крупным городам и промышленным центрам, расположенным в стороне от прямой линии.

При выборе трассы железной дороги учитывается возможность осыпей, обвалов. Неблагоприятные климатические условия затрудняют строительство и эксплуатацию железных дорог. Следует различать факторы, влияющие на формирование транспортной сети, и факторы, влияющие на ее состав. Природные условия могут лишь воздействовать на эксплуатационный режим уже выбранного направления пути для транспортных грузов и пассажиров.

К основным факторам, влияющим на формирование транспортной сети, в том числе и железных дорог, относятся: развитие и размещение хозяйства, направление и мощность основных внутрирайонных и транспортно - экономических связей, размещение городов и административных центров. Сокращение дальности перевозок грузов снижает транспортные расходы в процессе производства, что имеет важное значение для народного хозяйства. Вопросу уменьшения средней дальности перевозок на железных дорогах уделяется большое внимание.

Из факторов, влияющих на себестоимость перевозок грузов по железным дорогам, выделяются:

а) направление перевозки;

б) размещение грузооборота (грузонапряженность на 1км пути);

в) техническое оснащение линии (число путей, величина подъема, род тяги - тепловозная, паровая, электровозная);

г) район расположения линии;

д) время года.

Все эти факторы зависят от экономико-географических условий.

Экономико-географические особенности районов, которые определяют виды грузов, направление и размер их ввоза или вывоза, обуславливают транспортные связи. Создание новых путей вызывает новое направление связей, например, проведение железной дороги из Печерского угольного бассейна на Урал создало бы новое направление вывоза угля, а следовательно, новые связи бассейна. Размеры и направления межрайонных и внутрирайонных связей зависит от следующих факторов:

а) размещение производства;

б) размещение пунктов потребления и баз хранения;

в) технологических особенностей производства;

г) технической структуры предприятия;

д) планирование распределения, обмена и перевозок.

Среди других факторов, влияющих на развитие железнодорожной сети выделяются:

объем капитальных вложений;

уровень развития НТП;

экологический фактор.

Железнодорожная сеть России разделена на значительные протяженности и вместе с тем взаимосвязанные участки - 19 железных дорог, которые, в свою очередь, состоят из отделений.


Теги: География железнодорожного транспорта России  Контрольная работа  География, экономическая география
Просмотров: 40891
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: География железнодорожного транспорта России
Назад