Жизнь и научная деятельность Андрея Николаевича Колмогорова

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гаврильцевскаясредняя общеобразовательная школа


Тема:

Жизнь и научная деятельность

Андрея Николаевича Колмогорова


Авторы:

Дудникова Анна,

Сурикова Полина,

Тарасова Анастасия

Руководитель:

Базанова Алевтина Владимировна

учитель математики

МОУ Гаврильцевская СОШ


ОГЛАВЛЕНИЕ


. Вступление

. Основная часть

.1 Детство и отрочество Андрея Колмогорова

.2 Студенческие годы А. Н. Колмогорова. Становление в науке

.3 Научная и педагогическая деятельность ученого А.Н. Колмогорова

.4 А. Н. Колмогоров и школьное математическое образование

.5 Признание заслуг А. Н. Колмогорова

Заключение

Литература

Приложение


1. ВСТУПЛЕНИЕ


В 2013 году 25 апреля отмечается 110 лет со дня рождения великого русского ученого - математика Андрея Николаевича Колмогорова.

Анкетирование, проведенное среди учеников и учителей нашей школы, показал, что опрашиваемые активнее называли имена писателей, музыкантов, художников и древнегреческих ученых, чем ученых математиков. Мы тоже оказались в некотором затруднении, когда пытались вспомнить известных математиков XX века. Возможно, это объясняется тем, что на уроках математики мы всегда выполняем разные упражнения и очень мало обращаем внимание на ученых- математиков. Поэтому не будем упускать случая познакомиться с жизнью и деятельностью всемирно известного математика Андрея Николаевича Колмогорова.

Целью нашей исследовательской работы является изучение жизни и научной деятельности А. Н. Колмогорова, который по выражению В. А. Успенского считается уникальным явлением русской культуры, нашим национальным достоянием. Интерес к его жизни возникает еще и потому, что он прожил почти весь двадцатый век и был свидетелем крупнейших исторических событий в нашей стране. Андрей Николаевич Колмогоров - гениальный ученый и замечательный человек. Он отличался своими дарованиями, целеустремленностью и необычным подходом к ученикам. Не многие люди могут идти по жизни с оптимизмом и благодарностью судьбе. Но Андрей Николаевич Колмогоров был одним из тех людей, которые любили жизнь и радовались каждому мгновению!

Для достижения поставленной цели мы поставили следующие задачи:

) Узнать:

как проходило детство и юношество Андрея Колмогорова

какой научной деятельностью он занимался

какой вклад внес Андрей Николаевич в развитие образования молодежи

как были оценены заслуги А. Н. Колмогорова в нашей стране и за рубежом

) Выяснить, учился ли кто по учебникам Колмогорова.


2. Основная часть.


.1 ДЕТСТВО И ОТРОЧЕСТВО


Андрей Николаевич Колмогоров родился 25 (12) апреля 1903 года в Тамбове. Он рос без отца и матери, хотя круглым сиротой не был. Перед рождением сына Мария Яковлевна Колмогорова, мама А. Н. Колмогорова, отправилась к родителям в имение своего отца, в Туношну под Ярославлем. По дороге она заехала к подруге в Тамбов, и Андрею Николаевичу суждено было родиться именно там, а сама Мария Яковлевна умерла при родах. Ранее она говорила, что если будет мальчик, то она назовет его Андреем в честь Андрея Болконского, ее любимого литературного героя романа А. Н. Толстого. Отец - Николай Матвеевич Катаев - участия в его воспитании не принимал. Так как Мария и Николай обвенчаны не были, то родившийся у них мальчик (Андрей) считался незаконнорожденным и не имел права ни на отчество по родному отцу, ни на фамилию его. И лишь после Октябрьской революции по новым законам он смог получить фамилию мамы и отчество по отцу.

Заботы об Андрее взяла на себя сестра его мамы - Вера Яковлевна, усыновившая мальчика. Большое участие в его воспитании принимали и другие сестры Марии, особенно Надежда Яковлевна Колмогорова. Первые годы жизни Андрей провел в имении деда - Туношне, расположенном на берегу одного из притоков Волги недалеко от Ярославля. Тетушки одарили мальчика любовью, лаской, вниманием, заботой о его интеллектуальном и нравственном воспитании. Все старались развить в ребенке любознательность и интерес к книгам, наукам, природе. Тетушки Андрея в своем доме организовали школу для детей разного возраста, которые жили поблизости, занимались с ними - десятком ребятишек - по рецептам новейшей педагогики того времени. Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нем публиковались творческие работы учеников - рисунки, стихи, рассказы. В нем же появлялись и «научные работы» Андрея - придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую научную работу по математике - придуманные им арифметические задачи.

Например:

)На пуговке имеется четыре дырки, спрашивается: сколькими способами можно пришить пуговку к рубашке так, чтобы не осталось на пуговке свободных дырок и от каждой дырки тянулись одна или две ниточки?...


) … 1 + 2 + 3 + … + 100 = (1 + 3 + 5 + … 99) + ( 2 + 4 + … + 100) = 502 + 502 + 50 = 2500 + 2500 + 50 = 5050 …


Как тут не вспомнить маленького Карла Гаусса, великого немецкого математика XIX века, который в том же возрасте вывел аналогичную формулу:


+ 2 + … + n = n(n + 1)/2,


В семь лет Колмогорова определили в частную гимназию. Она была организована кружком московской прогрессивной интеллигенции и все время находилась под угрозой закрытия. Андрей Николаевич уже в те годы обнаруживал замечательные математические способности. Он самостоятельно переоткрыл представление квадратов целых чисел в виде суммы простых:


= 1 + 3

= 1 + 3 +5

+ 3 + 5 + … + (2n - 1) = n2

Это известная математическая закономерность, но она была подмечена мальчиком самостоятельно, без чьей - либо помощи.В двенадцать лет Андрей начал изучать высшую математику. Немного позже, в средних классах школы, победили уже совсем другие увлечения - в частности, историей Новгорода, где он сделал важное открытие. Возврат к математике произошёл в самых последних классах средней школы.

В 1910 году Вера Яковлевна с Андреем переехала в Москву. Они жили на проценты от капитала, полученного по наследству. Андрей поступил в частную гимназию Репман. «Эта гимназия была организована кружком демократической интеллигенции (из частных гимназий она была одной из самых дешёвых по размерам платы за учение). Классы были маленькие (15-20 человек). Значительная часть учителей сама увлекалась наукой (иногда это были преподаватели университета, наша преподавательница географии сама участвовала в интересных экспедициях и т.д.). Многие школьники состязались между собой в самостоятельном изучении дополнительного материала, иногда даже с коварными замыслами посрамить своими знаниями менее опытных учителей. Делался опыт ввести в традицию публичную защиту кончающими учащимися выпускных сочинений (типа вузовской дипломной работы)», - вспоминал впоследствии А. Н. Колмогоров. После революции в 1917 году гимназию переименовали в двадцать третью школу второй ступени. В 1918-1920 годах жизнь в Москве была нелёгкой. В школах серьёзно занимались, совмещая учебу с работой, только самые настойчивые ученики. В это время Андрею Николаевичу, вместе со старшими, пришлось уехать на постройку железной дороги Казань-Екатеринбург. Одновременно с работой он продолжал заниматься самостоятельно, готовясь сдать экзамены экстерном за среднюю школу. По возвращении в Москву он испытал некоторое разочарование: удостоверение об окончании школы ему выдали, даже не потрудившись проэкзаменовать. И в Туношне и в Москве Андрей Колмогоров получил самое прогрессивное в те годы воспитание и образование. После окончания гимназии в 1920 году, Андрей Николаевич не сразу решил стать математиком.


.2 СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ КОЛМОГОРОВА. СТАНОВЛЕНИЕ В НАУКЕ


Когда в 1920 году Андрей Колмогоров стал думать о поступлении в институт, перед ним возник вечный вопрос: чему себя посвятить, какому делу? Время было голодное и тревожное. Юноше хотелось получить не только знания, но и профессию, ремесло. Влекло его на математическое отделение университета, но были и сомнения: здесь чистая наука, а техника - дело, пожалуй, более серьезное. Поступив на физико-математический факультет Московского университета в 1920 году, он окончательно связывает свою жизнь с математикой. "Я поступил в Московский университет с довольно большими знаниями по математике... Многие вопросы я изучал по энциклопедии Брокгауза и Эфрона, восстанавливая самостоятельно то, что в этих статьях написано слишком кратко". Доказательством того, что Андрей Колмогоров разносторонним человеком, служит то, что в первые студенческие годы, кроме математики, Колмогоров занимался самым серьёзным образом в семинаре по древнерусской истории профессора С. Б. Бахрушина. Андрей не бросал мысль о технической карьере, его увлекала металлургия, и, параллельно с университетом, он поступил на металлургическое отделение Химико-технологического института им. Менделеева и некоторое время там проучился. Но вскоре ему становится ясно, что чистая наука тоже очень актуальна. Вот как он сам впоследствии вспоминал об этом периоде своей жизни: «Техника тогда воспринималась как что-то более серьезное и необходимое, чем чистая наука. Одновременно с математическим отделением университета (куда принимали всех желающих без экзаменов) я поступил на металлургический факультет Менделеевского института (где требовался вступительный экзамен по математике)». Но скоро интерес к математике превысил сомнения в актуальности профессии математика. И вот семнадцатилетний юноша выстукивает деревянными подошвами самодельных башмаков два маршрута по московским мостовым: в Московский университет и в Менделеевский институт. В первые же месяцы студент Колмогоров сдал экзамены за первый курс. А как студент второго курса, он получает право на «стипендию»: шестнадцать килограммов хлеба и килограмм масла в месяц-это настоящее благополучие в те годы.

«Цель жизни подросток или юноша должен, мне кажется, найти себе сам. Старшие могут этому лишь помочь», считал А. Н. Колмогоров. «Задумав заниматься серьезной наукой, я, конечно, стремился учиться у лучших математиков», - вспоминал позднее ученый. Одним из его педагогов был профессора Московского университета Николай Николаевич Лузин. У него было редкое чувство аудитории. Он, как настоящий актер, выступающий на театральной сцене и прекрасно чувствующий реакцию зрительного зала, имел постоянный контакт со студентами. Профессор умел приводить студентов в соприкосновение с математической мыслью, открывая таинства своей научной лаборатории. Он умел зажечь молодежь желанием научного подвига, привить веру в собственные силы, и через это чувство приходило понимание необходимости полной отдачи любимому делу.

Колмогоров впервые обратил на себя внимание профессора на одной лекции. Лузин, как всегда, вел занятия, постоянно обращаясь к слушателям с вопросами, заданиями. И когда он сказал: «Давайте строить доказательство теоремы, исходя из следующего предположения…» - в аудитории поднялась рука Андрея Колмогорова: «Профессор, оно ошибочно…» За вопросом «почему» последовал краткий ответ первокурсника. Довольный Лузин кивнул: «Что ж, приходите на кружок, доложите нам свои соображения более развернуто». «Хотя мое достижение было довольно детским, оно сделало меня известным в «Лузитании», - вспоминал Андрей Николаевич. Но через год серьезные результаты, полученные восемнадцатилетним второкурсником Андреем Колмогоровым, обратили на себя настоящее внимание его учителя. С некоторой торжественностью Николай Николаевич предложил Колмогорову приходить в определенный день и час недели, предназначенный для учеников его курса. Подобное приглашение, по понятиям «Лузитании», следовало расценивать как присвоение почетного звания ученика, как признание способностей.

Первую свою статью "Доклад математическому кружку о квадрильяже" Андрей Колмогоров написал в восемнадцатилетнем возрасте в 1921 году. Многие годы Андрей Николаевич тесно и плодотворно сотрудничал А. Я. Хинчиным (другим учеником Н. Н. Лузиным), который в то время начал разработку вопросов теории вероятностей. Она и стала областью совместной деятельности ученых. Первая статья по теории вероятностей "О сходимости рядов, члены которых определяются случаем" была написана вместе с Н.Н.Лузиным. Наука о «случае» или теория вероятности получила современный вид благодаря научным трудам Андрея Николаевича в 1929 <#"291" src="doc_zip1.jpg" />

Рисунок 5. Конкретный план того, как сделаться великим человеком, если на это хватит охоты и усердия.

колмогоров математика научный

Время показало, что Андрей Николаевич выполнил весь свой план и даже скончался в то десятилетие, которое отмечено одними знаками пропуска (Z). Он не стал публиковать Полное собрание своих сочинений, но успел отобрать те из них, что вошли в три тома Избранных трудов, изданных его учениками. Дело не дошло только до самого последнего пункта - писания воспоминаний о прожитой жизни. По прошествии времени видно, что он сделал много больше запланированного - он стал великим ученым, и все в мире признали это.

Последние военные и первые послевоенные годы А. Н. Колмогоров уделял особое вниманием проблемам теории вероятностей и путям ее развития. Он также организовал лабораторию атмосферной турбулентности в Институте теоретической геофизики АН СССР. Параллельно с работами по этим проблемам Колмогоров продолжал успешную деятельность во многих других областях математики. Прочитанный им на Международном математическом конгрессе в 1954 году в Амстердаме доклад «Общая теория динамических систем и классическая механика» стал событием мирового уровня.

Впоследствии Андрей Николаевич заведовал математическим отделением мехмата, и работал с аспирантами, большинству из которых беседы с Андреем Николаевичем запомнились на всю жизнь и открыли путь в большую науку.

А.Н.Колмогоров основал на математическом отделении мехмата факультете две кафедры. В 1935 году им была основана кафедра теории вероятностей, и Андрей Николаевич стал ее первым заведующим (позже кафедру возглавлял ученик А.Н.Колмогорова, профессор, чл.-корр. РАН А.Н.Ширяев). Затем при кафедре открылись две лаборатории, одну из которых, а именно лабораторию теории вероятностей и статистических методов некоторое время также возглавлял сам Андрей Николаевич, а затем его ученик профессор Ю.К. Беляев. В 1976 г. Андрей Николаевич создал и вновь сам возглавлял еще одну кафедру - математической статистики и теории случайных процессов, которой позже руководил также ученик Андрея Николаевича профессор Ю.А.Розанов. В самые последние годы жизни А.Н.Колмогоров заведовал кафедрой математической логики и теории алгоритмов, которую передал также в руки своего ученика- профессора В.А.Успенского. « Мне повезло на талантливых учеников », - говорил он. « Многие из них, начав работу вместе со мной в какой-нибудь области, потом переходили на новую тематику и уже совершенно независимо от меня получали замечательные результаты ». От других профессоров Андрея Николаевича отличало полное уважение к личности студента. Он всегда ожидал услышать от ученика что-то новое, неожиданное, и сам был настолько увлечен наукой, что заражал этим студентов. Много раз пытались составить полный список его учеников, но эта затея была невыполнимой - хотя бы потому, что сама задача была неформальной. В 1963 году, к 60-летию Андрея Николаевича, на его кафедре (теории вероятностей) была нарисована огромная "архимедова спираль" из его учеников (сам А.Н.Колмогоров составлял "ядро"). Сколько бы ни включали в этот список-спираль фамилий, всегда оказывалось, что есть еще ученики Андрея Николаевича и ученики учеников. На стр. 134-135 книги "Колмогоров в воспоминаниях" приводится, как казалось составителю, достаточно полный список учеников Колмогорова, но всё идут и идут дополнения.

Круг жизненных интересов Андрея Николаевича не замыкался на математике, которой он посвятил свою жизнь. Академик Колмогоров воплощал в себе редчайшее сочетание математика и естествоиспытателя, теоретика и практика. Он пускался в многомесячные плавания на научно-исследовательском судне «Дмитрий Менделеев», воспитывал учеников, писал не только научные, но и научно-популярные работы. Его увлекали и философские проблемы, и история науки, и живопись, и музыка. Андрей Николаевич не принадлежал к тем людям, у кого на кончике языка всегда имеется подходящая поэтическая строка. Он цитировал на память редко и не всегда точно, но был отличным знатоком и ценителем поэзии. Андрей Николаевич Колмогоров очень любил путешествовать. Профессор Успенский рассказывает: «Он был по натуре свой именно путешественник в старомодном, географическом значении этого слова. Его передвижения по воде и суше были поучительны и для него самого, и для окружающих. Мне он рассказывал о технологии плаванья на гребных лодках в устьях северных рек с использованием приливов и отливов».

Конечно, работать на таком высочайшем уровне под силу только человеку, в котором сочетаются математическое дарование огромной силы, недюжинное здоровье, фантастическое трудолюбие и целеустремленность.


.4 А. Н. КОЛМОГОРОВ И ШКОЛЬНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Характеристика научной деятельности А.Н. Колмогорова будет не полной, если не коснуться его увлечения проблемами школьного математического образования. Это увлечение особенно проявилось в последний период его жизни, когда школьная тематика заняла решающее место в его интересах и отнимала большую часть времени. В 1963 г. благодаря усилиям Колмогорова открылась школа-интернат при МГУ.

Цель школы очень благородна: дать возможность способным сельским школьникам и школьникам рабочих поселков и малых городов, интересующимся физикой и математикой, получить возможность заниматься в самых лучших условиях. В середине 60-х гг. А. Н. Колмогоров принялся за актуальную и трудную задачу перестройки математического образования и в специализированных, и в обычных школах. Он создал при АН СССР комиссию по математическому образованию, которая под его руководством выработала проект программы школьного математического обучения. Эта программа была одобрена Отделением математики АН СССР.

Александр Николаевич сам является автором многих школьных учебников по математике:

Рисунок 9. Колмогоров А.Н., Семенович А.Ф., Гусев В. В., Черкасов Р.С.

Геометрия. Учебное пособие для 8 класса средней школы. Под редакцией А.Н. Колмогорова. - М.: Просвещение, 1976.


Рисунок 11. Колмогоров А. Н.

Геометрия. Учебное пособие для 7 класса средней школы


Рисунок 11. Колмогоров А.Н., Семенович А.Ф., Черкасов Р.С.

Геометрия. Учебное пособие для 6-8 класса средней школы. Под редакцией А.Н. Колмогорова. - М.: Просвещение, 1979.- 384 с.

Рисунок 12. Березанская Е.С., Колмогоров Н.А., Нагибин Ф.Ф., Черкасов Р.С.

Сборник задач и вопросов по геометрии. Пособие для учителей. Издание 2-е, переработанное. - М.: Учпедгиз, 1962. - 184.


В этом сборнике много устных задач и упражнений - практических работ.


Рисунок 13. Алгебра и начала анализа:

Учеб.для 10-11 кл.сред. шк./А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницынидр, - М.: Просвещение


Учебник Колмогорова «Алгебра и начала математического анализа» имеется в библиотеке нашей школы и все ученики 10 - 11 классов обучались по нему на уроках алгебры и начал анализа. Он написан на высоком научном уровне. Каждый пункт учебника содержит образцы решения типичных задач, соответствующих обязательному уровню подготовки по данной теме и более трудные задачи для учащихся, хорошо и отлично усвоивших пройденный материал. Вопросы и задачи на повторение в конце каждой главы позволят учащимся проконтролировать свои знания и умения по основным темам курса, а также могут быть использованы учителем при проведении итогового опроса или зачета. Упражнения для повторения всего курса помещены в главе «Задачи на повторение», а задания повышенной трудности содержит заключительная глава. Мы выяснили, что ученики 10 - и 11 классов нашей школы обучались алгебре и началам анализа по учебникам А. Н. Колмогорова (рис. 13).Учителя нашей школы учились в разных школах Владимирской области, но алгебре в старших классах учились по этому учебнику. А учитель математики А. В. Базанова, учитель английского языка Сурикова О. Н.и учитель русского языка и литературы Абрамова С. В. в 8 классе изучали геометрию по учебнику, автором которого тоже являлся Александр Николаевич (рис. 11)

Вернемся к изданиям для молодежи, инициатором которых был Андрей Николаевич. Он в 1970 году создал физико-математический журнал для юношества "Квант". И с момента его возникновения и до конца своих дней он являлся первым заместителем главного редактора и руководил математическим разделом этого журнала.

Рисунок 13. Математика - наука и профессия.

Сборник избранных статей о школьной математике и ее приложениях.

-е изд. - М.: Просвещение, 2008. - 384 с.


А. Н. Колмогоров входил так же в группу авторов Большой <#"justify">ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Гениальный Учёный, великий Просветитель, замечательный Человек - имя Андрея Николаевича Колмогорова золотыми буквами вписано в плеяду величайших людей планеты. "Колмогоров был не просто ученый, он был глубокий мыслитель. Для него процесс постоянного поиска нового результата, метода, идеи был равносилен самой жизни" - писал Б. В. Гнеденко. «Я, во всяком случае, жил всегда руководствуясь тем тезисом, что ИСТИНА - главное, что наш долг - находить и отстаивать её, независимо от того, приятна она или неприятна. Во всяком случае, в своей сознательной жизни я всегда исходил из таких положений» - писал Андрей Николаевич Колмогоров. В дни своего 80-летия тяжело больной Андрей Николаевич, вспоминая прожитые годы, произнес: "Жизнь моя была преисполнена счастья!"

Колмогоров скончался 20 октября <https://ru.wikipedia.org/wiki/20_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F> 1987 года <https://ru.wikipedia.org/wiki/1987_%D0%B3%D0%BE%D0%B4> в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87%D1%8C%D0%B5_%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B1%D0%B8%D1%89%D0%B5>.


ЛИТЕРАТУРА


А. Б. Сосинский. А. Н. Колмогоров в воспоминаниях учеников. «Квант», 1988 г., № 11-12.

Алгебра и начала анализа: Учеб.для 10-11 кл. сред. шк./А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын и др, - М.: Просвещение, 1994.

А.Н. Ширяев. Жизнь в поисках истины (к 100-летию со дня рождения Андрея Николаевича Колмогорова)//Природа.- 2003. - №4

Большая советская энциклопедия. - М. 1981 г.

В.М. Тихомиров. Андрей Николаевич Колмогоров (к 90-летию со дня рождения)//Квант. - 2003. - №3/4

П. А. Ливанский. Математические таланты. «Квант», 1985 г., №7, стр. 9.

Т. А. Доронина. Рядом с Андреем Николаевичем. - М.: Просвещение, 1984 г.

Явление чрезвычайное. <#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Материал для анкетирования учащихся школы

Класс, в котором вы учитесьЗапишите несколько фамилий известных вам:КомпозиторыПисатели или поэтыХудожникиУченые - химикиУченые - физикиУченые - математики

Спасибо за сотрудничество!


ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Материал для опроса учителей школы.

Пожалуйста, ответьте на наши вопросы.

Назовите, пожалуйста, известных Вам писателей или поэтов.

Назовите, пожалуйста, известных Вам композиторов.

Назовите, пожалуйста, известных Вам художников.

Назовите, пожалуйста, известных Вам древнегреческих ученых.

Назовите, пожалуйста, известных Вам ученых - химиков.

Назовите, пожалуйста, известных Вам ученых - физиков.

Назовите, пожалуйста, известных Вам ученых математиков.

Как Вы думаете, почему Вам проще вспоминаются фамилии писателей, композиторов и художников, чем ученых?

Обращали ли внимание на авторов Ваших школьных учебников.

Возможно, Вы узнаете обложки учебников алгебры и геометрии (предлагаем рисунки 12, 13 обложек учебников).

Если можете, назовите авторов учебников алгебры и геометрии, по которым Вы учились.

Спасибо за сотрудничество!


Теги: Жизнь и научная деятельность Андрея Николаевича Колмогорова  Реферат  Математика
Просмотров: 18295
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Жизнь и научная деятельность Андрея Николаевича Колмогорова
Назад