Рекомендации и примеры решения задач по математике в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена


Рекомендации и примеры решения задач по математике в соответствии с требованиями единого государственного экзамена


1. Геометрический смысл производной

математический задача решение

В задаче B8 дается график функции или производной, по которому требуется определить одну из следующих величин:

1.Значение производной в некоторой точке x0,

2.Точки максимума или минимума (точки экстремума),

.Интервалы возрастания и убывания функции (интервалы монотонности).

Функции и производные, представленные в этой задаче, всегда непрерывны, что значительно упрощает решение. Несмотря на то, что задача относится к разделу математического анализа, она вполне по силам даже самым слабым ученикам, поскольку никаких глубоких теоретических познаний здесь не требуется.

Для нахождения значения производной, точек экстремума и интервалов монотонности существуют простые и универсальные алгоритмы - все они будут рассмотрены ниже.

Информация к размышлению

Внимательно читайте условие задачи B8, чтобы не допускать глупых ошибок: иногда попадаются довольно объемные тексты, но важных условий, которые влияют на ход решения, там немного.

Вычисление значения производной. Метод двух точек

Если в задаче дан график функции f(x), касательная к этому графику в некоторой точке x0, и требуется найти значение производной в этой точке, применяется следующий алгоритм:

1.Найти на графике касательной две «адекватные» точки: их координаты должны быть целочисленными. Обозначим эти точки A (x1; y1) и B (x2; y2). Правильно выписывайте координаты - это ключевой момент решения, и любая ошибка здесь приводит к неправильному ответу.

2.Зная координаты, легко вычислить приращение аргумента Дx = x2 ? x1 и приращение функции Дy = y2 ? y1.

.Наконец, находим значение производной D = Дy/Дx. Иными словами, надо разделить приращение функции на приращение аргумента - и это будет ответ.

Еще раз отметим: точки A и B надо искать именно на касательной, а не на графике функции f(x), как это часто случается. Касательная обязательно будет содержать хотя бы две таких точки - иначе задача составлена некорректно.

·Задача. На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.



Решение

Рассмотрим точки A (?3; 2) и B (?1; 6) и найдем приращения:Дx = x2 ? x1 = ?1 ? (?3) = 2; Дy = y2 ? y1 = 6 ? 2 = 4.

Найдем значение производной: D = Дy/Дx = 4/2 = 2.

Ответ: 2


Задача


На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.



Решение

Рассмотрим точки A (0; 3) и B (3; 0), найдем приращения:


Дx = x2 ? x1 = 3 ? 0 = 3;

Дy = y2 ? y1 = 0 ? 3 = ?3.


Теперь находим значение производной:

= Дy/Дx = ?3/3 = ?1.


Ответ: ?1


Задача

математический интеграл геометрический

На рисунке изображен график функции y = f(x) и касательная к нему в точке с абсциссой x0. Найдите значение производной функции f(x) в точке x0.



Решение

Рассмотрим точки A (0; 2) и B (5; 2) и найдем приращения:


Дx = x2 ? x1 = 5 ? 0 = 5; Дy = y2 ? y1 = 2 ? 2 = 0.


Осталось найти значение производной: D = Дy/Дx = 0/5 = 0.

Ответ: 0

Из последнего примера можно сформулировать правило: если касательная параллельна оси OX, производная функции в точке касания равна нулю. В этом случае даже не надо ничего считать - достаточно взглянуть на график.


. Вычисление точек максимума и минимума


Иногда вместо графика функции в задаче B8 дается график производной и требуется найти точку максимума или минимума функции. При таком раскладе метод двух точек бесполезен, но существует другой, еще более простой алгоритм. Для начала определимся с терминологией:

1.Точка x0 называется точкой максимума функции f(x), если в некоторой окрестности этой точки выполняется неравенство: f(x0) ? f(x).

2.Точка x0 называется точкой минимума функции f(x), если в некоторой окрестности этой точки выполняется неравенство: f(x0) ? f(x).

Для того чтобы найти точки максимума и минимума по графику производной, достаточно выполнить следующие шаги:

1.Перечертить график производной, убрав всю лишнюю информацию. Как показывает практика, лишние данные только мешают решению. Поэтому отмечаем на координатной оси нули производной - и все.

2.Выяснить знаки производной на промежутках между нулями. Если для некоторой точки x0 известно, что f(x0) ? 0, то возможны лишь два варианта: f(x0) ? 0 или f(x0) ? 0. Знак производной легко определить по исходному чертежу: если график производной лежит выше оси OX, значит f(x) ? 0. И наоборот, если график производной проходит под осью OX, то f(x) ? 0.

.Снова проверяем нули и знаки производной. Там, где знак меняется с минуса на плюс, находится точка минимума. И наоборот, если знак производной меняется с плюса на минус, это точка максимума. Отсчет всегда ведется слева направо.

Эта схема работает только для непрерывных функций - других в задаче B8 не встречается.

·Задача. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [?5; 5]. Найдите точку минимума функции f(x) на этом отрезке.



Решение

Избавимся от лишней информации - оставим только границы [?5; 5] и нули производной x = ?3 и x = 2,5. Также отметим знаки:



Очевидно, в точке x = ?3 знак производной меняется с минуса на плюс. Это и есть точка минимума.

Ответ: ?3


Задача


На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [?3; 7]. Найдите точку максимума функции f(x) на этом отрезке.



Решение

Перечертим график, оставив на координатной оси только границы [?3; 7] и нули производной x = ?1,7 и x = 5. Отметим на полученном графике знаки производной. Имеем:



Очевидно, в точке x = 5 знак производной меняется с плюса на минус - это точка максимума.

Ответ: 5


Задача


На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [?6; 4].

Найдите количество точек максимума функции f(x), принадлежащих отрезку [?4; 3].



Решение

Из условия задачи следует, что достаточно рассмотреть только часть графика, ограниченную отрезком [?4; 3]. Поэтому строим новый график, на котором отмечаем только границы [?4; 3] и нули производной внутри него. А именно, точки x = ?3,5 и x = 2. Получаем:



На этом графике есть лишь одна точка максимума x = 2. Именно в ней знак производной меняется с плюса на минус.

Ответ: 1

Небольшое замечание по поводу точек с нецелочисленными координатами. Например, в последней задаче была рассмотрена точка x = ?3,5, но с тем же успехом можно взять x = ?3,4. Если задача составлена корректно, такие изменения не должны влиять на ответ, поскольку точки «без определенного места жительства» не принимают непосредственного участия в решении задачи. Разумеется, с целочисленными точками такой фокус не пройдет.


3. Нахождение интервалов возрастания и убывания функции


В такой задаче, подобно точкам максимума и минимума, предлагается по графику производной отыскать области, в которых сама функция возрастает или убывает. Для начала определим, что такое возрастание и убывание:

1.Функция f(x) называется возрастающей на отрезке [a; b] если для любых двух точек x1 и x2 из этого отрезка верно утверждение: x1 ? x2 ? f(x1) ? f(x2). Другими словами, чем больше значение аргумента, тем больше значение функции.

2.Функция f(x) называется убывающей на отрезке [a; b] если для любых двух точек x1 и x2 из этого отрезка верно утверждение: x1 ? x2 ? f(x1) ? f(x2). Т.е. большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции.

Сформулируем достаточные условия возрастания и убывания:

1.Для того чтобы непрерывная функция f(x) возрастала на отрезке [a; b], достаточно, чтобы ее производная внутри отрезка была положительна, т.е. f(x) ? 0.

2.Для того чтобы непрерывная функция f(x) убывала на отрезке [a; b], достаточно, чтобы ее производная внутри отрезка была отрицательна, т.е. f(x) ? 0.

Примем эти утверждения без доказательств. Таким образом, получаем схему для нахождения интервалов возрастания и убывания, которая во многом похожа на алгоритм вычисления точек экстремума:

1.Убрать всю лишнюю информацию. На исходном графике производной нас интересуют в первую очередь нули функции, поэтому оставим только их.

2.Отметить знаки производной на интервалах между нулями. Там, где f(x) ? 0, функция возрастает, а где f(x) ? 0 - убывает. Если в задаче установлены ограничения на переменную x, дополнительно отмечаем их на новом графике.

.Теперь, когда нам известно поведение функции и ограничения, остается вычислить требуемую в задаче величину.

·Задача. На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [?3; 7,5]. Найдите промежутки убывания функции f(x). В ответе укажите сумму целых чисел, входящих в эти промежутки.



Решение

Как обычно, перечертим график и отметим границы [?3; 7,5], а также нули производной x = ?1,5 и x = 5,3. Затем отметим знаки производной. Имеем:



Поскольку на интервале (? 1,5) производная отрицательна, это и есть интервал убывания функции. Осталось просуммировать все целые числа, которые находятся внутри этого интервала:?1 + 0 + 1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 14.

Ответ: 14


Задача


На рисунке изображен график производной функции f(x), определенной на отрезке [?10; 4]. Найдите промежутки возрастания функции f(x). В ответе укажите длину наибольшего из них.



Решение

Избавимся от лишней информации. Оставим только границы [?10; 4] и нули производной, которых в этот раз оказалось четыре: x = ?8, x = ?6, x = ?3 и x = 2. Отметим знаки производной и получим следующую картинку:



Нас интересуют промежутки возрастания функции, т.е. такие, где f(x) ? 0. На графике таких промежутков два: (?8; ?6) и (?3; 2). Вычислим их длины:1 = ? 6 ? (?8) = 2;2 = 2 ? (?3) = 5.

Поскольку требуется найти длину наибольшего из интервалов, в ответ записываем значение l2 = 5.

На рисунке изображён график функции , одной из первообразных некоторой функции , определённой на интервале . Пользуясь рисунком, определите количество решений уравнения на отрезке .



Поскольку - первообразная функции - это функция, производная которой равна : - исходную задачу можно переформулировать так: по графику функции найти количество точек, принадлежащих отрезку , в которых производная функции равна нулю.

Как мы знаем, производная равну нулю в точках экстремума.

Отметим на рисунке сам отрезок и точки экстремума на графике функции:



Точки экстремума («холмики» и «впадинки») выделены красным цветом. На отрезке их 10.

Ответ: 10.

Если заданы границы интегрирования, то мы получаем определенный интеграл:



Здесь число - нижний предел интегрирования, число - верхний предел интегрирования. Определенный интеграл - это ЧИСЛО, значение которого вычисляется по формуле Ньютона - Лейбница:


.


- это значение первообразной функции в точке , и, соответственно, - это значение первообразной функции в точке .

Для нас с точки зрения решения задач важное значение имеет геометрический смысл определенного интеграла.

Рассмотрим фигуру, изображенную на рисунке:



Зеленая фигура, ограниченая сверху графиком функции , слева прямой , справа прямой , и снизу осью ОХ называется криволинейной трапецией.


. Геометрический смысл определенного интеграла


Определенный интеграл - это число, равное площади криволинейной трапеции - фигуры, ограниченой сверху графиком положительной на отрезке функции , слева прямой , справа прямой , и снизу осью ОХ.

Решим задачу из Открытого банка заданий для подготовки к ЕГЭ по математике.

Прототип задания B8 (№ 323080)

На рисунке изображён график некоторой функции . Функция - одна из первообразных функции . Найдите

площадь закрашенной фигуры.



Закрашенная фигура представляет собой криволинейную трапецию, ограниченную сверху графиком функции , слева прямой , справа прямой , и снизу осью ОХ.

Площадь этой криволинейной трапеции вычисляется по формуле:


,


где - первообразная функции .

По условию задачи , поэтому, чтобы найти площадь фигуры, нам нужно найти значение первообразной в точке -8, в точке -10, и затем из первого вычесть второе.

Замечу, что в этих задачах очень часто возникают ошибки именно в вычислениях, поэтому советую аккуратно и подробно их записывать, и ничего не считать «в уме».

=

=

Ответ: 4


Теги: Рекомендации и примеры решения задач по математике в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена  Методичка  Математика
Просмотров: 33371
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Рекомендации и примеры решения задач по математике в соответствии с требованиями Единого государственного экзамена
Назад